Интернет-банкинг
Учебная
дисциплина: «Деньги, кредит, банки»
Тема:
«Интернет-банкинг»
Введение
1. Сущность
интернет-банкинга. Пеимущества и недостатки
2. Интернет-банкинг в
развитых странах
3. Развитие
интернет-банкинга в России
Заключение
Список литературы
Введение
Интернет раскидывает свои сети все дальше и дальше, и все
больше пользователей Всемирной сети используют ее для оплаты счетов и
совершения других банковских операций. "Все операции через Интернет!"
- вот лозунг, который совсем недавно выдвинули в ряде европейских стран и США и
вполне преуспели, теперь там без проблем можно управлять своими деньгами, не
выходя из дома, из любой точки мира в любое время суток и в режиме реального
времени.
Постепенно
реальностью становится это и в России, но очень медленно и все же со скрипом,
да и то только в Москве и Санкт-Петербурге.
А в череде интернет-понятий появилось новое - интернет-банкинг или
онлайн-банкинг, что означает удаленное управление банковским счетом через
Интернет, т.е. обычное банковское обслуживание, но с использованием другой
среды. И теперь клиент имеет возможность выбирать, приезжать ли самому в банк и
привозить платёжки и в итоге тратить время на дорогу, или воспользоваться системой
банк-клиент, подсоединившись к банку через Интернет. Более того, благодаря
системе интернет-банкинга клиент становится полностью независимым от
местонахождения банка и может выбирать банк не по территориальному принципу, а
ориентируясь на предоставляемый сервис и установленные тарифы.
Так что же
такое интернет-банкинг?
1.
Сущность интернет-банкинга. Преимущества и недостатки
Интернет-банкинг
- это система удаленного получения банковских услуг через Интернет. Виртуальное
общение с банком осуществляется в интерактивном режиме - через сайт банка. Для
работы в системе необходимо подключить эту услугу в офисе банка и иметь
возможность выхода в Интернет через совместимый браузер. Управление счетом
возможно из любой точки мира, с любого компьютера, подключенного к Интернету.
Подключение и обслуживание в интернет-банкинге, как правило, бесплатное.
Именно универсальность механизма интернет-банкинга делает его
доступным как для частных лиц, так и для предприятий, где возможности
интернет-банкинга позволяют повысить эффективность и оперативность управления
денежными потоками. Вообще-то управление платежами через интернет не сложнее,
чем обычное общение с компьютером. Для использования системы интернет-банкинга
не требуется каких-либо дополнительных знаний.
Возможности
интернет-банкинга позволяют:
·
Отправлять
в банк все виды финансовых документов;
·
Получать
выписки и документы по всем счетам в банке за любой период времени;
·
Отслеживать
все этапы обработки платежных документов в банке в режиме реального времени;
·
Оперативно
получать сообщения об ошибках;
·
Работать
в одном интерфейсе со счетами в разных банках;
·
Осуществлять
просмотр и печать входящих и исходящих платежных документов.
Отличие
интернет-банкинга от классической системы «Клиент-Банк»
Изначально
система «Клиент-Банк» появилась для удаленного обслуживания юридических лиц,
для которых мобильность сервиса не так важна, как для частных клиентов.
Клиент-Банк — это «толстая» система, которая требует установки дополнительного
программного обеспечения на компьютер клиента, на котором и ведется база
данных. Выход в Интернет нужен только для приема/передачи информации.
Интернет-банкинг
- более совершенная модификация системы «Клиент-Банк». Сохраняя все достоинства
предшественника, интернет-банкинг имеет массу дополнительных преимуществ для
клиентов банка:
·
Нет
необходимости ставить дополнительное ПО на компьютер;
·
Клиент
имеет возможность получать самую оперативную информацию о состоянии своего
банковского счета (информация о средствах, поступивших в адрес клиента,
становится доступной клиенту одновременно с поступлением данной информации в
банк);
·
Весь
обмен документами между клиентом и банком осуществляется в электронном виде, и
от клиента не требуется предоставления подтверждающих документов на бумажных
носителях. Тем не менее, банк не снимает с себя обязательств в предоставлении
по первому требованию клиента любых банковских документов в виде бумажных
копий.
Таким
образом, можно сказать, что интернет-банк - это аналог системы банк-клиент, работающий
через Интернет. В России, как и на Западе, интернет-банкинг вырос из систем
класса «Клиент-Банк».
Основные
преимущества интернет-банкинга
Главным
преимуществом интернет-банкинга является все-таки удобство, которое позволяет
забывать о насущных хлопотах и ненужной бумажной работе. Именно оно заставляет
многих практичных людей, ценящих свое время, завести счет в банке и управлять
им через Интернет. Взаиморасчеты между клиентом и банком проводятся в режиме
реального времени. Клиент может отслеживать все этапы обработки платежных
документов в банке на экране своего компьютера.
Простота
процедуры подключения к интернет-банкингу заключается в том, что необходимо
лишь наличие банковского счета в банке, договора «Об обслуживании в системе
интернет-банкинг» и электронного цифрового сертификата. Возможность получать и
осуществлять платежи в адрес любого контрагента, вне зависимости от того,
подключен он к Интернет-банкингу или нет. Возможность не опасаться ошибок при
заполнении платежных поручений. Система тщательно контролирует правильность
заполнения документов и указывает на ошибки.
Защита
передаваемой информации от несанкционированного доступа обеспечивается
шифрованием с использованием протокола SSL международного формата криптографии.
Контактирующие стороны используют электронные цифровые подписи (ЭЦП). Система
идентификации гарантирует подтверждение подлинности сторон, проводящих
операцию.
Все этапы
электронного документооборота подтверждаются документально (отчеты о
проведенных операциях, выписки по счетам, квитанции, подтверждающие платежи и
иные документы). Электронные документы, заверенные ЭЦП сторон, обладают
юридической силой наравне с бумажными документами, заверенными подписями сторон
и печатью.
Интернет-банкинг
позволяет экономить. Автоматизация расчетов позволила снизить затраты на
организацию банковского обслуживания через Интернет, что привело к снижению
тарифов по основным банковским операциям. Как правило, клиентам
интернет-банкинга предлагаются льготные тарифы по проведению платежей, валютным
и другим операциям.
Главные
недостатки интернет-банкинга
Во-первых,
это относительно более низкий уровень защиты по сравнению с системой
«Клиент-Банк» и документарным оформлением транзакций. Хотя технология SSL и является стандартом
интернет-безопасности, она в силу своей распространенности хорошо известна
потенциальным взломщикам и не может гарантировать тот же уровень безопасности,
что и система «Клиент-Банк», которая работает, как правило, в замкнутых
интернет-сетях, не имеющих выхода в Интернет.
Во-вторых,
высокие начальные капиталовложения. Для запуска одной системы интернет-банкинга
требуется от 1 до 5 млн. долларов США.
2.
Интернет-банкинг в развитых странах
Число пользователей услуг интернет-банкинга в мире
превысило 200 млн. человек. А, согласно прогнозам всемирного банка, эта цифра к
2010 году вырастет до 300 млн., и уровень проникновения услуги в экономически
развитых странах превысит 90%.
Исследования
Datamonitor свидетельствуют о том, что на конец 2003 года число банковских
клиентов онлайн в Европе достигло 60 млн. человек, увеличившись на 37 млн. с
2000 года. А в 2007 году уже 84 млн. европейцев стали клиентами
интернет-банков. Самые большие банковские интернет-рынки в Великобритании (и по
данным Nielsen-Netratings именно банковский сектор онлайн в Великобритании
наиболее конкурентоспособен) и Германии, а самое большое количество
интернет-банкиров на душу населения в скандинавских странах.
На данный
момент наибольшей популярностью банковский интернет-сервис пользуется в таких
странах, как Германия, Великобритания, Швеция. В некоторых европейских странах
более половины банков в стране предоставляют услуги онлайн. По доле банков,
оказывающих интернет-услуги, лидируют такие страны, как Ирландия, Люксембург,
Греция и Бельгия. Причем, что интересно, нет прямой связи между количеством
банков, работающих в онлайн, и числом интернет-пользователей, работающих с
банками через Всемирную сеть. Так, например, в Греции 45% банков предоставляют
интернет-услуги, а доля интернет-пользователей, пользующихся
интернет-банкингом, составляет 17%, в то время как для Финляндии данные
значения составляют 12% и 53% соответственно.
Исследования,
проведенные многочисленными аналитическими компаниями, свидетельствуют, что
рост количества онлайновых платежей - одна из доминирующих сегодня тенденций.
Более того,
стоит заметить, что онлайновые плательщики привлекательнее для банков. Именно к
такому заключению пришли аналитики ComScore Networks, проанализировав счета
нескольких тысяч пользователей интернет-банкинга в одиннадцати крупнейших
американских банках. В отчете указывается, что пользователи, оплачивающие счета
в онлайне через свой банк, имеют вдвое большие суммы остатков на счетах в
банке, чем те, которые платежи в онлайне не осуществляют. Исследование
позволяет сделать вывод, что безбумажные платежи становятся стандартом для
увеличивающегося числа потребителей, а интернет-банкинг и оплата счетов через
Интернет - два наиболее быстро растущих сектора онлайновых услуг.
Однако
интернет-банкинг никогда не заменит целиком и полностью обычных походов в банк.
Увы, не оправдался прогноз, согласно которому Интернет похоронит традиционный
банковский сервис. Ныне большинство банков Европы и США имеют банкоматы,
представительства в Интернете и круглосуточные телефонные сервисы, позволяющие
проводить основные финансовые операции в любое время суток, однако традиционные
банковские офисы упорно не уступают своих позиций. И это несмотря на то, что
создание системы интернет-банкинга обходится всего в несколько раз дешевле, чем
открытие нового банковского отделения. Тем не менее количество отделений банков
по-прежнему растет. Причиной этого является то, что психология человека
изменяется медленнее, чем технология. По данным исследования маркетинговой
фирмы Cornerstone Advisors, клиент банка должен регулярно и лично проверять
надежность учреждения, в котором хранятся его деньги. Интернет и телефонный
сервис не дают возможности дотронуться до стойки банка. В результате, каждый
третий клиент банка посещает банковские отделение по меньшей мере 4-5 раз в
месяц.
Активность
использования различных видов услуг интернет-банкинга, США приведена в таблице
(источник: ABA Community Bank Competitiveness Survey, 2002):
Оплата счетов
в онлайн (в %) домашними пользователями, США (источник: Jupiter Research,
2003):
Что нравится
клиентам в интернет-банкинге? (источник: MasterCard/Greenfield Online):
Основные
причины отказа клиентов банков использовать интернет сервис, США, Celent, 2003
Популярность
каналов контакта при обращении клиентов в банки США (данные Bank Technology
News, 2003)
3.
Развитие интернет-банкинга в России
Первое
упоминание о российских системах интернет-банкинга связано с развертыванием в
1998 году системы «Интернет Сервис Банк» в Автобанке. Она предназначалась для
физических лиц, а для управления счетами было достаточно лишь стандартного
браузера.
Вслед за
Автобанком подобные решения стали внедряться другими игроками, однако за первые
5 лет продвижения услуги банкам удалось привлечь лишь около 50 тысяч
подписчиков. В 2003 году только у 17,5% крупных банков в России существовали
системы типа «банк-клиент». Среди основных причин такого положения дел стоит
назвать незначительный уровень проникновения широкополосного доступа к
интернету, а также слабое развитие банковской системы в целом.
Уже сейчас у
российских банков, входящих в TOP-10 по размеру чистых активов, через
дистанционные каналы обслуживаются десятки тысяч клиентов. При этом
еженедельный прирост составляет 12-13 тысяч пользователей.
Системы
интернет-банкинга внедряются в малых и средних банках. Для них основные
преимущества таких систем – снижение транзакционных издержек, сокращение штата
сотрудников и удержание клиентов. В связи с тем, что внедрение современных
технологий связано с большими затратами, малые банки, вероятно, будут
объединять усилия для создания совместных интернет-систем. Здесь существенную
роль сыграют сторонние поставщики решений подобного рода.
Уровень
интернет-банкинга в банках поднимется по мере повышения уровня зрелости
информационных технологий. Внедрение отечественных и международных стандартов и
лучших практик в области интернет-банкинга по идее должно максимально
«обезопасить» информацию, которая является для банков критически важным
ресурсом. Однако пока эти стандарты являются в России не обязательными, а их
внедрение в значительной мере зависит от уровня зрелости банковских
информационных технологий. Последний же, в среднем, пока уступает общемировому.
Но ясно, что только при повышении общего уровня зрелости информационных
технологий можно будет говорить и об увеличении уровня интернет-банкинга в отрасли.
Российский
финансовый рынок в последнее время показывает немалый рост, и до насыщения ему
еще очень далеко. Одним из самых быстрорастущих «денежных» сегментов при этом
является кредитно-финансовая сфера. Тут активно внедряются информационные
технологии, расширяются потребительские сервисы, и соответственно, усложняются
бизнес-процессы. Последнее в сегодняшних жестко конкурентных условиях, однако,
не должно приводить к снижению эффективности, одним из гарантов которой
является информационная безопасность.
Общемировой
тенденцией сегодня является инсайдерская угроза. Отраслевое исследование
проблемы внутренней ИТ-безопасности в российском банковском секторе,
проведенное InfoWatch, показало, что наибольшую озабоченность респондентов
вызывают именно внутренние угрозы интернет-банкинга. Инсайдерские риски
превалируют над внешними угрозами в соотношении 6:4. А наибольшей опасностью
для банков является утечка персональных данных клиентов.
Работа по
обеспечению информационной безопасности — есть часть общей работы по управлению
рисками. Требования известных документов — «Новое базельское соглашение»
(«Базель II») и «Ключевые принципы для системнозначимых платежных систем» — в
части управления операционными рисками во многом могут быть удовлетворены
применением тех мер и средств, которые относятся к обеспечению информационной
безопасности. В частности, выполнение многих рекомендаций известного стандарта
Банка России СТО БР ИББС 1.0-2006 по информационной безопасности фактически
будет являться мерой по снижению операционных рисков, предусматриваемой
базельскими документами. В нем сформулированы основные «процессные» положения
управления интернет-банкингом. Следование этим положениям переводит последнее
на совершенно новый качественный уровень.
Отсутствие
единой официально принятой методики оценки соответствия информационной
безопасности кредитных организаций требованиям Стандарта отрицательно влияет на
точность оценок, снижает доверие к результатам работ и ведет к возникновению
противоречивых мнений об уровне безопасности кредитных организаций. Такая
ситуация инициировала соответствующие действия со стороны Центробанка.
По словам
Валерия Харламова, начальника отдела Банка России, в планируемый к выпуску
первичный блок документов, развивающих стандарт СТО БР ИББС-1.0, включен
стандарт Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций
банковской системы Российской Федерации. Методика оценки соответствия
информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации
требованиям стандарта СТО БР ИББС-1.0».
При том, что российские банки все активнее развивают свои
сервисы в условиях постоянно ужесточающейся конкуренции, онлайновая поддержка
клиентов пока не стала в этом секторе приоритетом №1. Более 40 из 100
крупнейших по активам российских банков сегодня вообще не используют системы
интернет-банкинга. Впрочем, многие говорят о тестовой эксплуатации подобных
решений, либо же о планах внедрения в ближайшей перспективе. Предполагаемый бум
на этом рынке привлекает западных разработчиков, которые рассчитывают на
«лакомый кусок» клиентов из числа крупнейших игроков, все пристальнее
присматривающихся сегодня к иностранным продуктам. Ниже приведен рейтинг систем иностранных банков,
работающих в России
№ п/п
|
№ в рейтинге по активам
|
Банк
|
Чистые активы на 01.01.07, млн. руб.*
|
Государство
|
Наличие и тип системы интернет-банкинга
|
Название системы
|
1
|
10
|
Райффайзенбанк
Австрия
|
225 213.1
|
Австрия
|
Система
Банк-Клиент для юрлиц, система Интернет-Банк для физлиц
|
Raiffeisen
CONNECT (для физлиц)
|
2
|
16
|
Ситибанк
|
125 502.1
|
США
|
Система
Интернет-Банк для физлиц
|
Citibank
Online
|
3
|
37
|
БСЖВ
|
47 390.8
|
Франция
|
Система
Банк-Клиент для юрлиц
|
Sogecash
Russia
|
4
|
39
|
Инг Банк
(Евразия)
|
45 570.2
|
Нидерланды
|
Две системы
Банк-Клиент для юрлиц: для работы в офисе компании и на удалении
|
Система
INGClient, система WEBClient
|
5
|
45
|
Коммерцбанк
(Евразия)
|
36 826.7
|
Германия
|
Система
Банк-Клиент для юрлиц
|
Электронная
Банковская система «Коммерцбанка (Евразия)»
|
6
|
71
|
Оргрэсбанк
|
23 870.0
|
Норвегия
|
Система
Банк-Клиент для юрлиц
|
"Банк-Клиент/Интернет"
|
7
|
94
|
Дрезднер
Банк
|
15 577.5
|
Германия-Франция
|
Система для
корпоративных клиентов
|
«Клиент-WEB»
|
А также для сравнения приведены данные о наличие систем
интернет-банкинга в российских банках.
|
|
|
|
№ п/п
|
№ в рейтинге РБК*
|
Банк
|
Чистые активы на 01.01.07, млн руб.
|
Наличие и тип системы интернет-банкинга**
|
Название системы
|
Разработчик
|
1
|
1
|
Сбербанк
|
3 470 973.5
|
нет
|
|
|
2
|
2
|
Внешторгбанк
|
774 341.2
|
нет
|
|
|
3
|
3
|
Газпромбанк
|
713 273.4
|
нет
|
|
|
4
|
4
|
Альфа-Банк
|
358 502.9
|
Интернет-банкинг
для юрлиц и физлиц
|
1. Альфа
Клик
2. Альфа Клиент Online
|
Инд.разработка
компании BSC Praha
|
5
|
5
|
Банк Москвы
|
355 136.0
|
Интернет-банкинг
для юрлиц и физлиц
|
iBank2
|
БИФИТ
|
6
|
6
|
Уралсиб
|
294 955.2
|
Интернет-банкинг
для физлиц
|
Юрлица –
BSS
Физлица: 1."Интернет Сервис Банк" - в Москве
2."Уралсиб+интернет" - в регионах
|
BSS
1. Автокард
2.Собственная разработка
|
7
|
7
|
Росбанк
|
281 843.8
|
Интернет-банкинг
для юрлиц и физлиц
|
Банк-Клиент/Интернет
|
Инист
|
8
|
8
|
Россельхозбанк
|
236 983.6
|
Интернет-банкинг
для юрлиц
|
Интернет-Клиент
|
BSS
|
9
|
9
|
Международный
Московский Банк
|
229 396.0
|
Интернет-банкинг
для юрлиц и физлиц
|
Enter.IMB
|
BSS
|
10
|
11
|
Русский
Стандарт
|
216 034.6
|
Интернет-банкинг
для физлиц (только доступ к информации по счетам)
|
"Интернет-банк"
|
нет данных
|
11
|
12
|
МДМ-Банк
|
179 165.2
|
Интернет-банкинг
для физлиц
|
МДМ-Клиент
|
"Степ
Ап"
|
12
|
13
|
ВТБ 24
|
165 460.5
|
Интернет-банкинг
для физлиц
|
"Система
Телебанк"
|
совместная
разработка ВТБ-24 и "Степ-Ап"
|
13
|
14
|
Промсвязьбанк
|
161 345.3
|
Интернет-банкинг
для юрлиц и физлиц
|
PSB-Retail
|
собственная
разработка
|
14
|
15
|
Промышленно-Строительный
Банк
|
146 453.9
|
нет
|
|
|
15
|
17
|
Петрокоммерц
|
124 998.9
|
Интернет-банкинг
для физлиц
|
"ДБО
BS-Client Частный клиент ПКБ"
|
BSS
|
16
|
18
|
УРСА Банк
|
105 231.7
|
нет
|
|
|
17
|
19
|
АК Барс
|
103 617.2
|
Интернет-банкинг
для юрлиц
|
|
BSS
|
18
|
20
|
Номос-Банк
|
102 857.6
|
Интернет-банкинг
для рлиц и физлиц
|
BSS
"Номос-Линк"
|
BSS Compass
plus
|
19
|
21
|
Международный
Промышленный Банк
|
101 482.8
|
нет
|
|
|
20
|
22
|
Зенит
|
87 065.3
|
Интернет-банкинг
для физлиц
|
"Онлайн.Зенит.Ru"
|
нет данных
|
21
|
23
|
Возрождение
|
73 853.0
|
Интернет-банкинг
для юрлиц
|
|
BSS
|
22
|
24
|
Транскредитбанк
|
71 267.2
|
Интернет-банкинг
для юрлиц и физлиц
|
1.
Интернет-клиент" 2. "Интернет-банк"
|
1. BSS; 2.
Нет данных
|
23
|
25
|
Абсолют
Банк
|
65 605.1
|
Интернет-банкинг
для юрлиц и физлиц
|
iBank2
|
БИФИТ
|
24
|
26
|
Глобэкс
|
65 477.9
|
Интернет-банкинг
для физлиц
|
"Частный
клиент"
|
BSS
|
25
|
27
|
Импэксбанк
|
63 901.7
|
Интернет-банкинг
для юрлиц и физлиц
|
"Электронный
офис"
|
нет данных
|
26
|
28
|
Ханты-Мансийский
Банк
|
63 120.2
|
нет
|
|
|
27
|
29
|
Бинбанк
|
60 683.6
|
Интернет-банкинг
для юрлиц и физлиц
|
iBank2
|
БИФИТ
|
28
|
30
|
Банк
"Санкт-Петербург"
|
60 483.7
|
Интернет-банкинг
для физлиц
|
"Телебанк"
|
нет данных
|
29
|
31
|
МБРР
|
56 606.5
|
Интернет-банкинг
для юрлиц
|
|
BSS
|
30
|
32
|
Связь-Банк
|
54 738.7
|
Интернет-банкинг
для физлиц
|
|
BSS
|
31
|
33
|
Союз
|
53 329.6
|
Интернет-банкинг
для физлиц
|
BSS
"Интернет Сервис Банк"
|
BSS
"Рукард"
|
32
|
34
|
Еврофинанс
Моснарбанк
|
52 582.0
|
Интернет-банкинг
для юрлиц и физлиц
|
Интернет-Клиент
|
BSS
|
33
|
35
|
Кит Финанс
ИБ
|
52 029.5
|
Интернет-банкинг
для физлиц
|
iBank2
|
БИФИТ
|
34
|
Собинбанк
|
51 416.3
|
Интернет-банкинг
для юрлиц и физлиц
|
1.
Интернет-Клиент 2. Телебанк
|
1. BSS 2.
Compass Plus
|
35
|
38
|
Инвестсбербанк
|
46 283.3
|
Интернет-банкинг
для юрлиц
|
iBank2
|
БИФИТ
|
36
|
40
|
Национальный
Банк Траст
|
44 009.3
|
нет
|
|
|
37
|
42
|
Россия
|
38 306.1
|
Интернет-банкинг
для юрлиц и физлиц
|
ISS
|
собственная
разработка
|
38
|
43
|
Московский
Индустриальный Банк
|
38 161.6
|
Интернет-банкинг
для физлиц
|
Телебанк
|
Compass
Plus
|
39
|
44
|
Запсибкомбанк
|
37 760.9
|
Интернет-банкинг
для юрлиц
|
"Интернет-Банк"
|
нет данных
|
40
|
47
|
Авангард
|
34 844.0
|
Интернет-банкинг
для физлиц
|
"Интернет-Банкинг"
|
собственная
разработка
|
41
|
48
|
Русь-Банк
|
34 105.6
|
Интернет-банкинг
для юрлиц
|
Интернет-Клиент
|
BSS
|
42
|
49
|
Национальный
Резервный Банк
|
32 521.3
|
Интернет-банкинг
для юрлиц
|
Интернет-Клиент
|
BSS
|
43
|
50
|
Судостроительный
Банк
|
32 367.8
|
Интернет-банкинг
для юрлиц и физлиц
|
"Sbank.ru
Приват"
|
собственная
разработка
|
44
|
51
|
Росевробанк
|
32 200.7
|
Интернет-банкинг
для юрлиц
|
Интернет-Клиент
|
BSS
|
45
|
52
|
Юниаструм
Банк
|
30 276.3
|
Интернет-банкинг
для юрлиц и физлиц
|
1. Freedom
online
2. «Интернет Банк-Клиент»
|
BSS
собственная разработка
|
46
|
53
|
Татфондбанк
|
29 562.9
|
Интернет-банкинг
для юрлиц
|
Интернет-Клиент
|
BSS
|
47
|
55
|
Москоммерцбанк
|
28 549.2
|
нет
|
|
|
48
|
56
|
Балтийский
Банк
|
28 455.4
|
Интернет-банкинг
для юрлиц и физлиц
|
"Интернет
Банкинг"
|
нет данных
|
49
|
57
|
Московский
Кредитный Банк
|
28 180.1
|
нет
|
|
|
50
|
58
|
Сургутнефтегазбанк
|
27 885.0
|
Интернет-банкинг
для юрлиц
|
Интернет-Клиент
|
BSS
|
51
|
59
|
Транскапиталбанк
|
27 128.0
|
нет
|
|
|
52
|
60
|
Мастер-Банк
|
27 033.0
|
Интернет-банкинг
для физлиц
|
"Мастер-Банкир"
|
нет данных
|
53
|
61
|
Славинвестбанк
|
26 840.8
|
нет
|
|
|
54
|
62
|
Международный
Банк СПб
|
26 671.7
|
нет
|
|
|
55
|
63
|
УБРР
|
26 206.5
|
Интернет-банкинг
для юрлиц и физлиц
|
1.
"Интернет-Банк" 2. Телебанк
|
1. Нет
данных 2. Compass Plus
|
56
|
64
|
Северная
Казна
|
26 011.4
|
Интернет-банкинг
для юрлиц и физлиц
|
ПТК "Интернетбанк",
версия 3
|
собственная
разработка
|
57
|
65
|
Национальный
Стандарт
|
25 766.0
|
Интернет-банкинг
для юрлиц
|
Интернет-Клиент
|
BSS
|
58
|
66
|
Пробизнесбанк
|
25 364.9
|
Интернет-банкинг
для физлиц
|
"Электронный
офис"
|
"Степ
Ап"
|
59
|
68
|
Русский
Банк Развития
|
24 817.2
|
Интернет-банкинг
для физлиц
|
Интернет-Клиент
|
BSS
|
60
|
69
|
Новикомбанк
|
24 812.5
|
Интернет-банкинг
для юрлиц
|
Интернет-Клиент
|
BSS
|
61
|
70
|
Газэнергопромбанк
|
24 315.0
|
система в
тестовой эксплуатации
|
ДБО
BS-Client
|
BSS
|
62
|
72
|
Пересвет
|
23 680.9
|
нет
|
|
|
63
|
73
|
Русфинанс
Банк
|
23 073.1
|
нет
|
|
|
64
|
74
|
Экспобанк
|
22 647.4
|
Интернет-банкинг
для физлиц
|
"Экспокард"
|
ИНИСТ
|
65
|
75
|
Российский
Банк Развития
|
22 381.9
|
нет
|
|
|
66
|
77
|
Центр-Инвест
|
22 109.5
|
нет
|
|
|
67
|
78
|
Газбанк
|
21 314.8
|
Интернет-банкинг
для юрлиц и физлиц
|
"Клиент-Банк"
|
Magic World
|
68
|
79
|
Инвестиционный
Банк Траст
|
20 165.1
|
нет
|
|
|
69
|
80
|
Солидарность
(Самара)
|
19 352.0
|
Интернет-банкинг
для юрлиц
|
"Клиент-Банк"
|
Magic World
|
70
|
82
|
Агропромкредит
|
18 750.6
|
нет
|
|
|
71
|
83
|
РМБ
|
18 739.8
|
Интернет-банкинг
для юрлиц
|
Интернет-Клиент
|
BSS
|
72
|
84
|
СКБ-Банк
|
18 631.8
|
Интернет-банкинг
для юрлиц
|
Интернет-Клиент
|
BSS
|
73
|
85
|
ВБРР
|
18 487.7
|
Интернет-банкинг
для юрлиц
|
Интернет-Клиент
|
BSS
|
74
|
86
|
Банк Вефк
|
18 318.2
|
Интернет-банкинг
для юрлиц
|
Интернет-Клиент
(в 2 банковских структурах ВЕФК)
|
BSS
|
75
|
87
|
Челиндбанк
|
17 255.0
|
Интернет-банкинг
для юрлиц и физлиц
|
"Клиент+Банк
Онлайн"
|
Собственная
разработка
|
76
|
88
|
Хансабанк
|
17 156.7
|
Интернет-банкинг
для юрлиц
|
ДБО
BS-Client
|
BSS
|
77
|
89
|
Инвестторгбанк
|
17 114.2
|
Интернет-банкинг
для юрлиц
|
iBank
|
БИФИТ
|
78
|
90
|
Металлинвестбанк
|
16 932.6
|
нет
|
|
|
79
|
91
|
Российский
Капитал
|
16 358.3
|
нет
|
|
|
80
|
92
|
Конверсбанк
|
15 806.0
|
Интернет-банкинг
для юрлиц
|
"Клиент-Банк"
|
Magic World
|
81
|
93
|
Центрокредит
|
15 760.6
|
Интернет-банкинг
для юрлиц и физлиц
|
iBank2
|
БИФИТ
|
82
|
95
|
Локо-Банк
|
15 385.3
|
нет
|
|
|
83
|
96
|
Московский
Залоговый Банк
|
15 366.3
|
нет
|
|
|
84
|
97
|
Московский
Капитал
|
14 876.0
|
Интернет-банкинг
для юр. лиц
|
iBank2
|
БИФИТ
|
85
|
98
|
Интерпромбанк
|
14 795.7
|
нет
|
|
|
86
|
99
|
Кредит Урал
Банк
|
14 643.1
|
Интернет-банкинг
для юр. лиц и физ. лиц
|
1. iBank,
2. Телебанк
|
1. БИФИТ,
2. Compass Plus
|
87
|
100
|
Девон-Кредит
|
14 407.5
|
нет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* По данным
рейтинга РБК "Крупнейшие банки России-2006"
** Информация
о системах интернет-банкинга предоставлена банками для CNews Analytics, либо
взята из открытых источников
Как видно из данных таблицы, в банках лидирующих по чистым
активам, система интернет-банкинга отсутствует. Анализ же систем
интернет-банкинга в 10 крупных банках, где они есть показал следущее.
АЛЬФА-БАНК
Недавно
Альфа-банк запустил новую систему «Альфа-Клик», для работы с которой не
требуется установки дополнительного ПО на компьютер клиента. Если до этого база
онлайновых клиентов банка росла примерно на 1000 человек в месяц, теперь он
подключает по 2000 в неделю. Через «Альфа-Клик» удобно оплачивать счета сотовых
операторов и интернет-провайдеров: в системе есть готовые шаблоны с реквизитами
крупнейших компаний. Чтобы подписаться, Альфа-банк требует завести пластиковую
карту, но в отличие от конкурентов выдает ее в момент открытия счета. Правда,
это не совсем полноценный платежный инструмент — на карте нет имени
пользователя.
БАНК МОСКВЫ
Прорваться к
сервисам Банка Москвы непросто: процесс получения клиентского ПО занимает в
среднем две недели. Программа тоже работает медленно: прежде чем попасть в
основное меню, пройдет минуты три. В системе много шаблонов для проведения
коммунальных платежей, но некоторые из них с ошибками. Например, в шаблоне для
оплаты услуг «Ростелекома» не хватило поля, чтобы вбить весь номер счета.
«ВТБ 24»
Остроумно
решена проблема безопасности. Для проведения операции нужно указать код с
выданной банком скретч-карты. На ней 112 кодов. Когда они закончатся, нужно
будет получить в отделении новую. Возможности «Телебанка» шире, чем у
большинства конкурентов. Можно открыть срочный вклад, стать клиентом ПИФа,
оказать благотворительную помощь. Много шаблонов. Интерфейс отлавливает
опечатки в номерах счетов. Из неудобств: в истории платежей указаны лишь
проводки из ВТБ.
Подписка
занимает не менее двух недель и требует как минимум двух визитов в банк. Нет
возможности создать расписание регулярных платежей (скажем, ежемесячных оплат
счетов за свет), чтобы те проводились автоматически. Переводы в другие банки
можно делать только для оплаты строго ограниченного перечня услуг.
МОСКОМПРИВАТБАНК
Единственный
из протестированных сервисов, который доступен без предварительного посещения
банка. Для подключения достаточно пройти онлайновую регистрацию, отправив
SМS-запрос и получив пароль. Однако в этом случае нельзя проводить транзакции
больше чем на $200. Для получения больших возможностей необходимо прийти в
отделение и оформить пластиковую карту. В системе есть возможность делать
экспресс-переводы через Privat Money и Western Union.
«ПЕТРОКОММЕРЦ»
Потребуется
установить дополнительный софт, но это отнимет всего пять минут. Увы, в системе
нет шаблонов для оплаты популярных услуг.
ПРОМСВЯЗЬБАНК
Как и в Банке
Москвы, «Райффайзене» и Росбанке, при регистрации генерируются электронные
ключи, которые потом хранятся на дискете или на жестком диске компьютера. Но
здесь ключи нужно еще заверить в банке, снова посетив отделение. Заставить
программу работать непросто, но возможности системы широкие. В скором времени
банк выпустит скретч-карты для пополнения счета, как у операторов сотовой
связи.
РАЙФФАЙЗЕНБАНК
Две
претензии — долгая процедура оформления доступа и отсутствие готовых
шаблонов. Зато никаких проблем с установкой ПО, неплохая служба поддержки.
СИТИБАНК
Клиент сам
создает логин и пароль, причем для ввода пароля используется «виртуальная
клавиатура»: на экране появляется изображение клавиш, которые «нажимаются»
кликами мышки. В остальном система вполне удобна. Отсутствие встроенных
шаблонов отчасти компенсируется широкими возможностями создания и настройки
собственных. Все работает очень быстро.
«УРАЛСИБ»
Очень сложная
процедура установки. Вместо дискеты в «Уралсибе» выдают USB-брелок с
персональными ключами и сертификатами. Для запуска системы с сайта банка нужно
загрузить дополнительное ПО и активировать его, что потребует недюжинных
компьютерных навыков. Зато в «Уралсибе» можно оплачивать коммунальные услуги и
связь без комиссии.
Таким образом
можно прийти к выводу, что система интернет-банкинга в России еще очень далека
от совершенства. Как видно еще не достаточно накоплено опыта по формированию таких
систем. Также большое влияние оказывает недостаточность нормативно-правовой
базы и стандартов.
Заключение
Итак,
интернет-банкинг - это система удаленного получения банковских услуг через
Интернет. Виртуальное общение с банком осуществляется в интерактивном режиме -
через сайт банка.
Новые
возможности интернет-банкинга делают его одним из наиболее динамично
развивающихся банковских сервисов в мире. Есть все основания предполагать, что
банки скоро просто не смогут обходиться без предоставления интернет-услуг,
иначе они будут терять клиентов. В наше время большое значение имеет скорость
оказания банковских услуг, что возможно при условии управления счетами в режиме
реального времени из любого места. Через год-два услуги интернет-банкинга
станут стандартными для большинства банков, когда основными требованиями
клиентов станут удобство, мобильность и оперативность. Самые смелые аналитики
уже сейчас сходятся во мнении, что интернет-банкинг можно рассматривать как
самое полезное изобретение со времен появления телефона. В любом случае каждый
из нас может уже сейчас оценить возможности интернет-банкинга.