Анализ современного состояния и направлений развития машиностроения Красноярского края
Федеральное
государственное образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
Сибирский
Государственный Аэрокосмический Университет
В г.Зеленогорске
Реферат
Дисциплина:
Экономика отрасли
Тема: Анализ
современного состояния и направлений развития машиностроения Красноярского края
Зеленогорск 2010
Введение
Актуальность:
Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень
научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку
обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население –
предметами потребления. Поэтому данная тема актуальна.
Цель:
Провести анализ современного состояния и направлений развития машиностроения
Красноярского края.
Задачи:
1. Рассмотреть
особенности красноярского машиностроения.
2. Исследовать
отрасли машиностроения.
3. Изучить
проблемы машиностроения Красноярского края.
4. Рассмотреть
перспективы развития красноярского машиностроения.
5. Сделать
выводы.
1.
Особенности красноярского машиностроения
Машиностроение
края — многоотраслевая, разветвленная система предприятий, сосредоточенных в
гг. Красноярске (80%), Минусинске, Железногорске, Дивногорске, Боготоле,
Назарово, Канске и Сосновоборске. Оно объединяет 353 предприятия тяжелого,
транспортного, лесозаготовительного, электротехнического,
сельскохозяйственного, инструментального, ракетно-космического,
радиотехнического и др. подотраслей.
В
структуре производства машиностроению и металлообработке принадлежит второе
место по числу занятых (21%) и третье — после цветной металлургии и энергетики
— по стоимости продукции (7,5%).
В
крае расположен единственный в странах СНГ и Восточной Европы завод
"Сибтяжмаш", изготавливающий тяжелые электрические мостовые краны
грузоподъемностью свыше 200 тонн. Кранами этого завода оборудованы все ведущие
предприятия цветной и черной металлургии, тепловые, атомные и гидравлические
станции, "Атоммаш" и многие другие предприятия нашей страны и 18
государств мира. Его удельный вес в крановой продукции России составляет 6,6%.
Краслесмаш"
производит половину челюстных лесопогрузчиков страны, высокопроизводительные
лесоповалочные машины. АООТ "Красноярский завод комбайнов" может
производить 25,0% высокоманевренных современных зерноуборочных комбайнов.
На
АО "Бирюса" налажено самое крупное в странах СНГ производство
массовых бытовых холодильников "Бирюса", которые перенесли столь
необходимый "сибирский холод" в 40 стран мира.
В
Красноярске производилось ок. 13% телевизионных приемников России марки
"Рассвет", пользовавшихся спросом и популярностью за высокое качество
изображения и безотказность в работе.
Красноярский
машиностроительный завод — крупный изготовитель ракетно-космической техники. На
заводе разработан проект уникального транспортного средства многоцелевого
назначения — наземно-воздушной амфибии "Шторм". Название машины
свидетельствует о том, что она может передвигаться в трех средах — по воздуху,
воде и суше. Это своеобразный самолет-крыло, способный развивать крейсерскую
скорость от 160 до 500 км в час. Грузоподъемность разных модификаций амфибии —
от малютки для 1 т груза до гиганта грузоподъемностью 800 т. Применение этих
машин может увеличить грузопотоки в 5-10 раз, особенно в условиях северного
бездорожья.
Особая
роль в машиностроительном комплексе края принадлежит радиопромышленности и
производству средств наземной и космической связи. Подотрасль объединяет НПО
прикладной механики, ПО "Радиотехнический завод", АО
"Искра", АО КБ "Искра".
Научно-производственное
объединение прикладной механики было организовано в Красноярске-26 (ныне г.
Железногорск) в 1959 г. для создания спутниковых информационных систем.
В
настоящее время это одна из ведущих фирм России в области космических систем
связи, телевещания, навигации и геодезии. Она осуществляет руководство
проектами, инженерное проектирование спутниковых систем и спутников,
изготовление, испытание и запуск спутников, управление спутниками на орбите.
Со
дня основания НПО прикладной механики в качестве головной фирмы реализованы
более 30 космических программ, в том числе связные спутники типа
"Молния", "Радуга", "Горизонт",
"Экран", "Луч", "Галс", "Радио";
навигационные — "Цикада", "Глонас"; геодезические -
"Гео-ИК", "Эталон"; научные — высотный космический зонд,
ионосферная станция.
С
помощью этих средств в крае функционирует сеть распределения республиканского и
краевого телевидения (системы "'Экран", "Москва",
"Орбита", "Енисей-Сибирь""). Создается информационная
спутниковая система связи. Она обеспечивает работу телефонной связи с
удаленными и труднодоступными районами края (системы "Эвенкия",
"Север") и их интеграцию в республиканскую спутниковую сеть
(программа "Россия"). НПО ПМ заключило ряд контрактов на коммерческий
запуск спутников связи "Горизонт", "Галс",
"Экспресс" для иностранных компаний и государств.
На
основе исследования своего большого опыта в области космической технологии и в
рамках конверсии НПО прикладной механики успешно разрабатывает и выпускает
образцы современного технического оборудования для предприятий
агропромышленного комплекса, товары народного потребления, такие, как швейная
краеобметочная машина — оверлок, мотодельтаплан, ремкомплект, корзины сцепления
для автомобилей ВАЗ и др.
Производственное
объединение Красноярский радиотехнический завод
Завод
существует в Красноярске с августа 1941 г. Он возник на базе эвакуированного в
Красноярск из Ленинграда вместе с людьми и оборудованием одного из заводов и
НИИ. В состав производственного объединения входит Красноярский
научно-исследовательский институт радиосвязи (КНИЙРС), существующий с 1988 г.
В
настоящее время объединение производит наземные стационарные приемно-передающие
станции спутниковой связи; мобильные и стационарные станции тропосферной связи;
аппаратуру для радиорелейных линий связи прямой видимости; аппаратуру
телекоммуникационной сети связи малой емкости, которая предназначена для
организации ведомственных сетей телефонной связи; радиоудлинители телефонной
связи для абонентов, удаленных от сети проводной телефонной связи; другую
аппаратуру связи и электропитания и товары народного потребления.
Вплоть
до конца 60-х гг. основным профилем выпускаемой продукции была радионавигация:
радиомаяки для нужд военно-воздушных сил в автомобильных вариантах,
стационарные и мобильные средневолновые маяки средней мощности для флота,
приводные аэродромные радиостанции для нужд военной и гражданской авиации,
наземные передающие автомобильные станции для радионавигационной
гиперболической системы длинноволнового диапазона.
С
середины 60-х гг. разрабатывающее подразделение завода начало разработку, а
завод — серийный выпуск мобильных станций тропосферной связи, а затем наземных
стационарных приемопередающие станций спутниковой связи.
Завод
выпустил более 3000 приводных аэродромных радиостанций мобильного и
стационарного исполнения, работающих на всех аэродромах бывшего Советского
Союза, соцстран и некоторых арабских стран. Выпущено более 500 передатчиков УКВ
УМ вещания, около 300 телевизионных передатчиков, 1600 станций тропосферной
связи и около 900 станций спутниковой связи, работающих в различных отраслях
народного хозяйства.
Красноярское
Акционерное Общество "Искра" (Красноярский завод телевизоров)
Завод
начал функционировать в 1952 г. и первоначально был предназначен для
производства радиопередатчиков радиовещания и магистральной связи.
В
настоящее время АО "Искра" производит семейство станций спутниковой
связи; семейство станций для приема спутникового телевидения; семейство
телевизионных ретрансляторов метрового диапазона; антенны для станций
спутниковой связи и спутникового телевидения; антенны и СВЧ-узлы для
радиорелейных систем связи; телевизионные приемники черно-белого изображения;
удлинители телефонного канала.
В
1958 г. на предприятии начат выпуск черно-белых телевизоров. С тех пор завод,
постоянно модернизируя и наращивая мощности, выпустил их более 10,5 млн. штук.
В 90-е годы завод освоил выпуск цветных телевизоров.
В
кооперации с заводом работало Акционерное Общество Красноярское конструкторское
бюро "Искра", которое было создано в 1954 г. в составе Красноярского
завода телевизоров для обеспечения разработки и внедрения в серийное
производство специальных средств связи (акционерным обществом данное
конструкторское бюро стало в 1993 г.)
С
конца 80-х гг. и по настоящее время КБ разработало серию станций спутниковой
связи гражданского назначения для решения задач связи самых отдаленных районов
России. Разработан гибридный вариант станции с использованием современной
импортной каналообразующей аппаратуры. На этой основе начата модернизация
станций спутниковой связи, размещенных, в частности, на территории
Красноярского края.
В
начале 60-х гг. совместно с московским НИИ Радио разработаны и освоены на
Красноярском заводе телевизоров магистральные станции дальней тропосферной
связи "Горизонт", на основе которых построено несколько линий связи
для северных территорий России от Салехарда до Чукотки. Совместно с тем же
институтом разработана и произведена Красноярским заводом телевизоров серия
передающих устройств большой мощности в диапазоне СВЧ. Этими передатчиками были
оснащены все приемопередающие станции системы "Интер-спутник" за
пределами страны, большинство станций системы "Орбита" на территории
бывшего СССР, а также обеспечены управление и связь с межпланетными станциями
"Марс" и "Венера".
В
середине 70-х гг. в КБ начало развиваться новое направление—станции
спутникового телевидения. Эти станции обеспечивают до настоящего времени прием
телевизионных программ и радиовещания национальных систем "Экран" и
"Москва". Подавляющее большинство населенных пунктов Сибири и
Дальнего Востока, от Крайнего Севера до южных границ, оснащены этими станциями.
В настоящее время КБ создано, а заводом телевизоров освоено серийное
производство широкого класса станций спутникового телевидения как с
отечественных, так и зарубежных спутников во всех диапазонах частот.
Благодаря
мощному научно-техническому потенциалу в области космической связи и
центральному географическому положению в России, в Красноярске создается центр
управления воздушным движением международного значения на основе единой системы
спутниковой связи.
2.
Отрасли машиностроения
Тяжелое
машиностроение Заводы этой отрасли отличаются большим
потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия
металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и
горно-химического комплексов. Для него характерны как предприятия, выпускающие
детали и узлы (например, валки для прокатных станов) или предприятия,
специализированные на выпуске отдельных видов оборудования (паровые котлы или
турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы), так и
универсальные, выпускающие в серийном или индивидуальном исполнении разные виды
оборудования.
В
состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое
машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение
и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение,
турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение.
Профиль
заводов горного машиностроения - машины для разведки,
а также открытого и закрытого способов добычи, дробления и обогащения твердых
полезных ископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии, химической,
угольной, промышленности и промышленности строительных материалов,
транспортного строительства.
Тепловозостроение,
вагоностроение и путевое машиностроение обеспечивает
железнодорожный транспорт магистральными грузовыми, пассажирскими и маневровыми
тепловозами, грузовыми и пассажирскими вагонами и т. д.
Турбостроение,
поставляющее для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины.
Электротехническая
промышленность.
Отрасль
выпускает изделия более 100тыс. наименований продукции, потребителем которой
является практически все народное хозяйство. По объему производства она
значительно превосходит в совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения.
Для производства электротехнической продукции требуется широкий набор
технических средств и материалов, производимых различными промышленными
комплексами.
Станкоинструментальная
промышленность включает производство металлорежущих
станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования,
металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт
металлообрабатывающего оборудования.
Приборостроение.
Продукция
этой отрасли отличается небольшой материало и энергоемкостью, но для ее
производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и
научно-исследовательские кадры.
В
структуре машиностроения доля продукции приборостроения составляет около 12%.
Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации
управления технологическими процессами, а также управленческого и
инженерно-технического труда, информационных систем и т.д.
Машиностроение
для легкой и пищевой промышленности.
Сюда
входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной,
трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для
производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности.
Авиационная
промышленность.
Автомобильная
промышленность.
По
объему производства, а также по стоимости основных фондов она является
крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко
используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых
ходовых товаров в розничной торговле. Свыше 80% перевозимых грузов приходится
на автомобильный транспорт.
Судостроительная
промышленность. Большинство предприятий отрасли,
несмотря на потребляемое ими значительное количество металла больших
параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных
металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на
них разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационных
связей с предприятиями-смежниками. Строительство судов начинается на суше, а
заканчивается на плаву, поэтому многие верфи размещены в устьях крупных рек или
в защищенных от моря гаванях.
3.
Проблемы машиностроения Красноярского края
Главная
проблема – техническое перевооружение. Точнее, его отсутствие. В условиях
кризиса, спада заказов по гражданской продукции предприятия вынуждены отказываться
от модернизации, от технологического переоснащения, что в принципе создает
определенную угрозу. Это показала авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Сегодня
рентабельность машиностроительных предприятий в лучшем случае достигает 5-10
процентов. Прибыль, которая имеется в отрасли, дает возможность поддерживать
имеющиеся технологии, но ни о каком развитии, техническом перевооружении
предприятий за счет собственных средств речь не идет. Здесь нужна программа
господдержки как на федеральном, так и на краевом уровнях.
Вторая
проблема – загрузка. Конечно, предприятия сами должны решать ее, и тут вновь
надо говорить о качестве продукции, сроках исполнения заказов, ценовой политике
и т.д.
Но
все же, краевое правительство должно способствовать тому, чтобы в рамках госзаказа
крупные заказчики, работающие в крае («Ванкорнефть», «Газпром» и пр.), давали
возможность нашим машиностроительным предприятиям на конкурсной основе получать
заказы на изготовление оборудования. Конечно, рыночная экономика диктует свои
условия, но у государства есть определенные регуляторы, которые должны
использоваться. У нас большой потенциал, и практически всю машиностроительную
продукцию, которая сегодня завозится в край (а ее очень много с учетом крупных
краевых инвестиционных проектов), мы можем изготавливать сами. Кроме того, наша
продукция требует и эксплуатационных издержек, ее нужно обслуживать.
4.
Перспективы развития машиностроения Красноярского
края
На
сегодняшний момент машиностроение находится в состоянии кризиса, развиваясь
низкими темпами, оно не может обеспечить прогресс других отраслей. Происходит
отставание в гражданском секторе машиностроения, низкие темпы обновления
оборудования, а на устаревшем оборудовании нельзя создать конкурентно способную
технику.
Перспективными
направлениями в машиностроении является - развитие наукоёмких производств,
выпуск качественных потребительских товаров, демонополизация и установление
новых хозяйственных взаимосвязей.
Стратегия
развития данной отрасли на среднесрочную перспективу предусматривает внедрение
новейших зарубежных технологий с возможностью импорта оборудования, постепенное
накопление опыта его производства на собственных мощностях, а затем развитие
отечественных приоритетных технологий.
При
этом машиностроение при благоприятных рыночных условиях будет развиваться в
следующих направлениях:
1)
выпуск модернизированных машин и оборудования для предприятий с морально
устаревшими, но еще функционирующими технологическими линиями;
2)
производство (в том числе сборочное) наукоемкой продукции на импортном
оборудовании с привлечением в различных формах иностранного капитала;
3)
участие в проектах, предполагающих производство технологически сложных
комплектующих изделий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом
(включение российских технологий в международную систему технологического
сотрудничества);
4)
точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких
технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе.
Заключение
Машиностроение
края — многоотраслевая, разветвленная система предприятий, сосредоточенных в
гг. Красноярске (80%), Минусинске, Железногорске, Дивногорске, Боготоле,
Назарово, Канске и Сосновоборске. Оно объединяет 353 предприятия тяжелого,
транспортного, лесозаготовительного, электротехнического,
сельскохозяйственного, инструментального, ракетно-космического,
радиотехнического и др. подотраслей.
Главная
проблема – техническое перевооружение. Точнее, его отсутствие.
Вторая
проблема – загрузка. Конечно, предприятия сами должны решать ее, и тут вновь
надо говорить о качестве продукции, сроках исполнения заказов, ценовой политике
и т.д.
Список
литературы
1.
Бандман
М.К. Анализ социально-экономических и финансовых проблем Красноярского края. /
М.К. Бандман. – Красноярск, Дрофа, 2003. – С. 186 – 191.
2.
Быструшкина
В.Г. Экономика Сибири и Дальнего Востока. / В.Г. Быструшкина. - Новосибирск.:
ГПНТБ СО РАН, 2003. С. 267 – 275.
3.
Винокуров,
А.А. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: Учеб.
пособие. / А.А. Винокуров, В.Г. Глушакова, С.В. Макар и др. – М.: ДРОФА, 2003.
– С. 234 – 236.
4. Кистанов, В. В. Региональная экономика России : учеб.
/ В. В. Кистанов, Н. В. Копылов. – М. : Финансы и статистика, 2006. – С.
421–438.
5.
Миронов
М.Г. Экономика отрасли (машиностроение): Учебник. / М.Г. Миронов. - М.: ФОРУМ:
ИНФРА-М, 2005. С. 302 – 304.