Формирование и функционирование региональной информационно-консультационной службы в АПК (на материалах Смоленской области)
На правах рукописи
ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
РЕГИОНАЛЬНОЙ
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В АПК
(НА МАТЕРИАЛАХ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
08..00.05. – Экономика и управление народным
хозяйством
(15. Экономика, организация и управление
предприятиями,
отраслями и комплексами: АПК и
сельское хозяйство)
Автореферат
диссертации на соискание ученой
степени
кандидата экономических наук
Брянск – 2006 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Экономической основой для сельскохозяйственного
производства является использование производственных ресурсов, таких как земли,
труда и капитала. Поэтому для эффективного производства продукции
информационно-консультационное обслуживание АПК имеет важное значение в России.
В условиях переходного периода перед сельскохозяйственными
товаропроизводителями стояли задачи, довольно отличные от тех, которые были при
плановой экономике. В настоящее время товаропроизводители должны самостоятельно
научиться принимать огромное количество сложных решений, что является главной
функцией информационно-консультационной службы.
В связи с этим важной и
основополагающей сущностью информационно-консультационной деятельности является
оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям
информационно-консультационных услуг. Организационная сущность
информационно-консультационной деятельности заключается в постоянном ее
совершенствовании. Экономическая сущность связана, прежде всего, с
необходимостью получения непосредственно в производстве определенного эффекта
от данной деятельности и обеспечения планомерного улучшения производственных и
экономических показателей работы аграрных и агропромышленных формирований.
В
информационно-консультационной службе нуждается также вся инфраструктура
агропромышленного комплекса. Задачей государственной
информационно-консультационной службы является активное участие в
реформировании АПК и программах устойчивого развития сельских территорий.
Вопросами
организации сельскохозяйственного консультирования занимались в разное время А.Т.Болотов,
Н.Д.Кондратьев, Л.В.Чаянов, А.Н. Челинцев, А.В.Фортунатов и П.А.Андреев,
Н.П.Андреева, В.М.Баутин, В.В.Козлов, Ю.И.Зятьков, В.М.Кошелев, В.В.Лазовский,
И.С.Санду, В.В.Маковецкий, Ю.Б.Королев, И.М.Михайленко, В.А.Самородский,
В.И.Назаренко, Б.А.Рунов, В.В.Текучев, Г.И.Юрьева и др. В их исследованиях
подчеркнута особая роль информационно-консультационной службы как одного из
самых действенных механизмов государственного воздействия на агропромышленный
комплекс и поддержки сельхозтоваропроизводителей. Благодаря этим исследованиям
значительно ускорились процессы по формированию инфраструктуры
информационно-консультационной службы в АПК. Однако большинство из них
выполнено в условиях переходной к рынку экономики, посвящено региональным
аспектам деятельности службы, разработке ее отдельных фрагментов и не
охватывает проблемы целостного формирования и развития единой сети
информационно-консультационной службы на всех уровнях управления АПК в
принципиально новой социально- экономической ситуации. В то же время завершение
создания в регионах информационно-консультационной службы для
сельхозтоваропроизводителей во многом сдерживается из-за отсутствия
организационно-экономических разработок по формированию системы информационно-консультационного
обеспечения агропромышленного комплекса в условиях развивающегося рынка. Это и
предопределяет потребность в настоящем исследовании.
Цель диссертационной работы состоит в теоретическом обосновании
и разработке научных основ экономического механизма формирования и развития
региональной информационно-консультационной службы на базе высшего учебного
заведения, обеспечивающей оперативное и эффективное доведение до субъектов АПК
Смоленской области востребованных знаний и информации, а также оказывающей
необходимое содействие в освоении и внедрении инновационных разработок и
передового производственного опыта.
Задачи
исследования:
выявить
важнейшие закономерности развития информационно-консультационной деятельности в
АПК региона;
обобщить
опыт работы зарубежных консультационных служб и выявить общие тенденции
развитии этого вида деятельности, определить формы и методы, наиболее
приемлемые для Смоленской области;
предложить
принципы формирования и развития региональной информационно-консультационной
службы, разработать основы ее взаимодействия с хозяйствующими субъектами АПК;
разработать
организационно-экономические механизмы, усиливающие эффективность и качество
работы региональной информационно-консультационной службы;
определить
приоритеты развития региональной информационно-консультационной службы и
предложить механизмы их реализации;
разработать
прогноз развития информационно-консультационной службы АПК региона на ближайшую
перспективу.
Объектом
исследования являются
Смоленский фермерский инфомационно-консультационный центр, сельскохозяйственные
и перерабатывающие предприятия Смоленской области.
Предметом
исследования –
организационно-экономические механизмы создания и обеспечения деятельности
информационно-консультационной службы регионального АПК.
Теоретической
и методологической основой исследования являлись фундаментальные экономические категории и законы, а
также теоретические и методологические разработки российских и зарубежных
ученых в области экономики и организации управления агропродовольственным
комплексом.
Эмпирическая
база исследования включает материалы Госкомстата РФ, территориального органа
федеральной службы госстатистики по Смоленской области, сводные статистические
ежегодники и бюллетени Минсельхоз РФ, годовые отчеты сельскохозяйственных и
перерабатывающих предприятий, нормативно-справочную литературу, сведения о
работе информационно-консультационных служб всех уровней, научных и
образовательных организаций, материалы семинаров и научно-практических конференций.
Научная
новизна исследования заключается
в следующем:
- предложена
оптимальная модель ИКС для условий Смоленской области в результате обобщения и
систематизации зарубежного и отечественного опыта создания и управления
деятельностью информационно-консультационных служб на региональном уровне;
- выявлено
влияние районных факторов на характер информационно-консультационной
деятельности путем проведения анкетирования сельхозпроизводителей, учет
которого позволяет сформировать рациональную модели районных информационно-консультационных
служб;
- предложены
основные положения стратегии развития информационно-консультационной службы,
направленные на завершение формирования единой государственной системы
информационно-консультационного обеспечения АПК;
- разработан
прогноз развития информационно-консультационной службы АПК региона на период
2003 - 2010 гг., который может быть использован при формировании программ
финансового, материально-технического и кадрового обеспечения службы на
региональном уровне.
Практическая значимость
и реализация исследования. Разработанные предложения по формированию стратегии
информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных
товаропроизводителей, включая региональный аспект развития, комплекс
мероприятий по совершенствованию организации и функционирования данной системы,
модель регионального информационно-консультационного центра обеспечивают
устойчивое функционирование информационно-консультационной службы в области.
Внедрение и апробация
результатов исследования. Основные положения работы приняты к внедрению областным управлением
сельского хозяйства. Внедрение предложений позволит более эффективно решать
организационно-экономические вопросы совершенствования информационного обслуживания
сельского хозяйства и будет способствовать повышению эффективности
производства.
Результаты
исследования приняты к использованию Департаментом сельского хозяйства
Администрации Смоленской области.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 6
научных работ общим 1,8 п.л.
Структура
диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка
использованной литературы. Работа содержит 27 таблиц, 11 рисунков и 3
приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность темы
исследования, дана характеристика состояния изученности проблемы,
сформулирована цель и задачи, научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе "Теоретические основы
информационно-консультационной деятельности в аграрном секторе экономики
России" рассмотрены сущность, особенности и условия организации
информационно-консультационного обслуживания АПК России, отечественные и
зарубежные модели информационно-консультационной службы, проблемы формирования
региональных информационно-консультационных центров в сельском хозяйстве
Во второй главе "Современное состояние и перспективы развития
сельского хозяйства Смоленской области и её региональной информационно-консультационной
службы" на основе комплексного анализа выявлены тенденции развития
сельского хозяйства области, рассмотрена информационно-консультационная
деятельность, определены предпосылки и перспективы ее совершенствования.
В третьей главе
"Основные направления по совершенствованию информационно-консультационной
обслуживания субъектов АПК Смоленской области" определена роль высшего
учебного заведения в формировании информационно-консультационной деятельности, разработана
модель региональной информационно-консультационной службы, даны предложения по
совершенствованию его организационно-экономического механизма функционирования.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1.
Оптимальная модель информационно-консультационной службы для условий Смоленской
области в управленческой деятельности на региональном уровне.
В
результате анализа отечественного и зарубежного опыта ведения
сельскохозяйственной консультативной деятельности можно сформировать - два
основополагающих принципа этой деятельности:
·
обеспеченность
ведения, сбора и адаптации к местным условиям, к уровню мировоззрения потребителей
сведений обо всех применимых нововведениях;
·
наличие у
консультантов навыков, реализации и обеспеченность выработки недостающих,
позволяющих использовать в каждом случае таких форм и методов консультирования,
которые наиболее соответствуют восприятию информации конкретными ее
потребителями.
Исследования
организации сельскохозяйственной консультативной деятельности показали, что
формы ее многообразны. ИК деятельность может реализовываться: структурными
подразделениями или группами специалистов органов управления АПК от страны в
целом до районов; на базе региональных ВУЗов, в том числе с привлечением
сельскохозяйственных колледжей и специализированных средних специальных учебных
заведений; профессиональными объединениями и иными некоммерческими организациями
сельскохозяйственных товаропроизводителей, например, фермерскими; самостоятельными
некоммерческими и коммерческими структурами любой формы собственности
(учреждения, фонды, госпредприятия, частные предприятия и т.п.); структурными
подразделениями или дочерними предприятиями коммерческих предприятий и
организаций, действующих в аграрном секторе экономики, например,
производителями удобрений и средств защиты растений.
Каждая из форм обладает
не просто рядом преимуществ и недостатков, а и обеспечивает в основном
следование тем целям, относительно которых действует организация, в рамках
которой осуществляется консультативная деятельность, или в обеспечение
интересов учредителей консультационной организации. Соответственно, анализ их
возможностей следует вести с позиций оценки возможностей по реализации всех
трех составляющих ИКД (консультативной, информационной и инновационной). Если в регионе
создавать Центр на базе органов управления АПК, то они будут вынуждены отделить
ее от органов власти и управления. Консультировать и управлять - не одно и то
же. А вот объединение ИКС с отраслевыми учебными заведениями видится очень
перспективным. К тому же, как показывает опыт российских областей,
в частности Московской, где действуют самостоятельные районные консультационные
центры, их вполне успешная деятельность все же обусловлена тем, что они
созданы, как правило, при учебных заведениях. Поэтому идея о создании
региональной ИКС на базе ФГОУ ВПО ССХИ выглядит достаточно перспективной.
За последние годы в агропромышленном
производстве произошли существенные изменения, связанные с потребностями в
информационных ресурсах и использованием коммуникационных технологий. В связи с
этим возникла необходимость создания специализированной системы – информационно-консультационной
службы с конкретными задачами и функциями деятельности, принципами
формирования. Для проведения институциональных преобразований в АПК районов,
структура и организационные формы ИКС должны постоянно совершенствоваться, а
принципы формирования службы уточняться.
Зам.нач.отд.
(консульт.) 1
Анализ
и марк. (консульт.) 1
План
и отчет (гл.спец.) 1
Обуч.
и кадры (гл.спец.) 1
ВСЕГО:
4
|
|
Агрономия
(консульт.) 1
Зоотехния
(консульт.) 1
Экономика
(консульт.) 1
Бухучет
(консульт.) 1
Юриспруден.
(консульт.) 1
Механизация
(гл.спец.) 1
Экономика
(гл.спец.) 1
ВСЕГО:
7
|
|
Нач.
отдела (нач.отд.) 1
Проб.сел.мест
(консульт) 1
Гл.редактор
(гл.спец.) 1
Тех.редактор
(гл.спец.) 1
Аналитика
(специал.) 1
Связи
с СМИ (гл.спец.) 1
|
|
Консул.-методический
отдел Информационный отдел Отдел планов.экон. и орган.
Гл.бухгалтер
(нач.отд.) 1
Бухгалтер
(гл.спец.) 1
ВСЕГО:
2
|
|
Бухгалтерия
Нач.
отдела (нач.отд.) 1
Материал.отв.
(гл.спец.) 1
Секрет.офиса
(спец.) 1
Водитель
4
Уборщица
1
ВСЕГО:
8
|
|
АХО
Нач.
отдела (нач.отд.) 1
Программист
(консульт.) 1
WEB-предст.
(гл.спец.) 1
Техн.обеспеч.
(гл.спец.) 1
ВСЕГО:
4
|
|
Отдел технического
обес.
Агрономия
(гл.спец.) 1 Юриспруден. (гл.спец.) 1
Зоотехния
(гл.спец.) 1 Администр. (специал.) 1
Экономика
(гл.спец.) 1 Водитель 1
Бухучет-нач.(консульт.)
1 ВСЕГО: 7
|
|
Межрайонный ИКЦ
Рис. 1. Типовой состав
сотрудников региональной ИКС с 3-мя межрайонными ИКЦ.
2.
Формирование рациональной модели районной информационно-консультационных службы
в системе информационно-консультационной деятельности.
Согласно исследованию
второй этап работ по созданию ИКЦ начинается с определения потребности в
консультационной деятельности. Задачей данного шага является разработка
направлений консультационной деятельности с учётом специализации хозяйств,
образования работников и потребности в информации.
Таблица 1.
Результаты анкетирования сельских товаропроизводителей Смоленской
области по районным информационно-консультационным центрам.
|
Рославльский
район
|
Вяземский
Район
|
Демидовский
район
|
Итого
|
Коли-
чество
|
%
|
Коли-
чество
|
%
|
Коли-
чество
|
%
|
Коли-
чество
|
%
|
Знаете ли Вы, о существовании в
России ИКС?
|
Имею опыт работы со службой
|
2
|
5,0
|
-
|
-
|
7
|
24,0
|
9
|
12,5
|
Слышал о такой организации, но
никогда не пользовался услугами
|
16
|
40,0
|
5
|
71,4
|
9
|
36,0
|
30
|
41,7
|
Слышу впервые
|
55,0
|
2
|
28,6
|
9
|
40,0
|
33
|
45,8
|
Есть ли, по Вашему
мнению, организации, которые удовлетворяют потребности сельских товаропроизводителей
в предоставлении новых знаний?
Да
|
7
|
17,5
|
-
|
-
|
5
|
20,0
|
12
|
16,7
|
Нет
|
33
|
82,5
|
7
|
100,0
|
20
|
80,0
|
60
|
83,3
|
Испытываете ли
Вы недостаток в информации, касающейся Вашей производственной деятельности?
|
Постоянно
|
3
|
7,5
|
2
|
28,6
|
3
|
12,0
|
8
|
11,1
|
Часто
|
15
|
37,5
|
4
|
57,1
|
4
|
16,0
|
23
|
31,9
|
Иногда
|
17
|
42,5
|
1
|
14,3
|
13
|
52,0
|
31
|
43,1
|
Не испытываю
|
5
|
12,5
|
-
|
-
|
5
|
20,0
|
10
|
13,9
|
Посещали ли в
последнее время какие-либо обучающие семинары?
|
Да
|
-
|
-
|
2
|
28,6
|
-
|
2
|
2,8
|
Нет
|
40
|
100,0
|
5
|
71,4
|
25
|
100,0
|
70
|
97,2
|
В
работе приведены анкетирования сельских товаропроизводителей Рославльского,
Вяземского и Демидовского районов с целью выяснения их потребности в
консультировании. Фрагмент анализа результатов анкетирования представлен в таблице
1
При создании районных ИКЦ в составе
сельскохозяйственных техникумов и колледжей в их уставы вносится в
установленном порядке соответствующие изменения и дополнения в части выполнения
задач и функций по вопросам инормационно-консультационного обеспечения
предприятий АПК района, структуры и штатного расписания, а также имущественного
и финансового обеспечения.
Преимуществом этой формы районного
ИКЦ является наличие: оснащенных оборудованием и приборами лабораторий,
методических пособий, учебников, библиотек, демонстрационных полей и ферм,
сельскохозяйственной техники и оборудования, транспорта и опытных преподавателей-консультантов.
В этот же период автором обоснована
необходимость проведения обучения сельских товаропроизводителей по актуальным
вопросам, а также расширение консультационной деятельности, как реализация
направлений деятельности ИКЦ. Соответственно необходимо привлечь в штат службы
4 человека: руководителя РИКЦ, его секретаря (помощника), и три
директора-консультанта. На данном этапе автором предложен следующий проект
структуры управления РКЦ, сформированный по функционально-территориальному
принципу (рис. 2):
Рис. 2. Проект структуры управления РКЦ (2006-2008 г.г.)
Принципиально необходимым, особенно в условиях рыночных отношений, является
создание единого информационного пространства, которое предполагает охват
управленческих и консультационных структур в АПК информационными потоками. Оно
также обеспечивается на основе четкого разграничения задач и функций каждого
звена, выстраиванием вертикали управления, обеспечивающим гармоничное и
динамичное развитие системы. Для постоянной координации совместных действий
органов управления АПК Смоленской области, информационно-консультационной
службы региона и сельских товаропроизводителей региона предлагается
сформировать региональный Совет ИКС, с необходимым составом и выполняемыми функциями,
определенными законодательно.
3.
Основные положения стратегии развития информационно-консультационной службы,
направленные на завершение формирования единой государственной системы
информационно-консультационного обеспечения АПК.
Создание
единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса окажет
существенное влияние на решение таких стратегических задач, как увеличение
производства пищевой сельскохозяйственной продукции на рынке региона;
обеспечение импортозамещения продукции сельского хозяйства в условиях роста
потребительского спроса; повышение эффективности производства продукции
агропромышленного комплекса. Это будет являться развитием процесса формирования
самой информационно-консультационной службы и позволит повысить уровень информационного
обеспечения АПК. Информатизация АПК не может быть решена только путем оснащения
работников аппарата управления современными средствами вычислительной техники и
связи. Одновременно с этим необходимо обеспечить сопряжение информационных потоков,
вычислительных и телекоммуникационных ресурсов всех структур входящих как в систему
ИКС, так и других организаций. При этом необходимо провести работы по созданию
отраслевых баз и хранилищ данных, сбору, обработке, хранению и доступу
пользователей к этой информации.
Формирование единого
организационного пространства предполагает охват управленческих и
консультационных структур в АПК информационными потоками. Оно также
обеспечивается на основе четкого разграничения задач и функций каждого звена,
выстраиванием вертикали управления, обеспечивающим гармоничное и динамичное
развитие системы.
Стратегия и прогноз
развития информационно-консультационной службы представляет собой объективный
экономический процесс, обусловленный необходимостью тесного взаимодействия
между различными структурами. Мировой и отечественный опыт свидетельствует о
том, что установление взаимовыгодных интеграционных связей ИКС с другими
субъектами рыночных отношений в агропродовольственном комплексе позволяет
существенно повысить роль службы в повышении эффективности производства.
Как показывает опыт
других областей и регионов России, ИКС в ходе своего развития перенимают часть
задач и функций этих органов управления, связанных с консультированием по
вопросам технологии и организации сельскохозяйственного производства.
Вопрос взаимодействия с
консультационной службой на районном уровне в долгосрочной перспективе это
заинтересованность районных органов власти и управления в деятельности службы,
их участия в создании и оказании поддержки СКЦ как моральной, так и
материальной. Таким образом, предусматривая материальное участие районных
бюджетов в содержании СКЦ.
В настоящее время с
учетом перспективы развития ИКС (их межрайонных подразделений – СКЦ) следует
предусматривать постепенные и, в то же время, значительные изменения роли и
места районных органов управления АПК. Поэтому в Смоленской области создание в
каждом районе филиала региональной ИКС или нового центра ИКС не целесообразно,
поскольку во многих районах или по соседству с ними будут существовать и в
перспективе успешно функционировать ранее созданные консультационные службы.
Для полного охвата всей
территории Смоленской области также необходимо создать 3 межрайонных
информационно-консультационных центра (центр Рославльского, Вяземского и
Демидовского районов) и 6 районных ИКС (в Ельненском, Угранском и др. районах)
(таблица 2). Консультационное обслуживание районов, расположенных в
территориальной близости к городу Смоленску (Краснинский, Ярцевский и др.)
целесообразно осуществлять непосредственно региональной службе.
Таблица 2.
Действующие и предполагаемые участники
информационно-консультационной деятельности в районах Смоленской области
Наименование
организации
|
Наименование района
|
Число хозяйств
|
Гагаринский
ветеринарный техникум
|
Гагаринский
|
8
|
Сычевский
|
5
|
Новодугинский
|
4
|
Темкинский
|
3
|
Вяземская
межрайонная агрохимическая лаборатория
|
Дорогобужский
|
16
|
Сафоновский
|
13
|
Вяземский
|
18
|
Ярцевский
|
7
|
Угранский
|
5
|
Холмжирковский
|
3
|
Ельнинский
сельскохозяйственный техникум
|
Починковский
|
12
|
Глинковский
|
6
|
Ельнинский
|
8
|
Демидовский
сельскохозяйственный техникум
|
Велижский
|
7
|
Демидовский
|
11
|
Руднянский
|
13
|
Краснинский
|
13
|
Монастырщинский
|
9
|
Рославльский
колледж механизации сельского хозяйства
|
Хиславический
|
Рославльский
|
23
|
Шумяческий
|
7
|
Ершический
|
5
|
На районном уровне служба
представлена районным (межрайонным) информационно-консультационным центром,
который является самостоятельным юридическим лицом в форме государственной
некоммерческой организации или структурного подразделения РИКЦ. Основой для
создания РИКЦ является Рославльский район Смоленской области. Выбор объекта исследования
обусловлен тем, что по размерам и специализации производства
сельскохозяйственной продукции является одним из крупнейших в Смоленской области.
Наиболее развитой в районе является отрасль животноводства, которая занимает
более 65% производства валовой продукции. Сельскохозяйственные организации не
являются основными работодателями района, но от эффективности их деятельности
зависит, в конечном итоге, благосостояние всех жителей района. Анализ
хозяйственной деятельности и кадрового обеспечения сельскохозяйственных
организаций района, а также анкетирование сельских товаропроизводителей,
выявили их потребность в информационно-консультационных услугах. В первую
очередь был проведен анализ возможных моделей организации межрайонного ИКЦ, в
том числе сделан предварительный расчёт затрат на организацию «нового» ИКЦ
(самостоятельной организации или консультационного пункта при региональной
ИКС), которые составили 6292 тыс. руб. в год.
4.
Прогноз развития информационно-консультационной службы АПК региона на период
2003 - 2010 гг., который может быть использован при формировании программ
финансового, материально-технического и кадрового обеспечения службы на
региональном уровне.
Федеральное
государственное образовательное учреждение профессионального высшего
образования «Смоленский сельскохозяйственный институт» (ФГОУ ВПО ССХИ) –
единственный сельскохозяйственный вуз в регионе. В нем ведется подготовка специалистов
для сельского хозяйства, как по очной, так и по заочной формам обучения по
специальностям - агрономия, зоотехния, экономика, бухучет, агротехнология и ветеринария.
В процессе исследования был
применен поэтапный подход к формированию структур с учетом динамики развития
службы. За каждым этапом закреплены приоритетные направления деятельности
службы и, исходя из объема работ, создан проект организационной структуры и
структуры управления.
I этап – 2005-2007 г.г.
Для выполнения этой деятельности на
начальном этапе функционирования информационно-консультационная служба будет
состоять из руководителя и его помощника-секретаря. Предполагается, что на
специалиста одного из отделений института возлагаются дополнительные обязанности
руководителя центром. Изменений в штатное расписание института не вводится. По
вопросам, касающимся деятельности службы руководитель ИКС будет подчиняться непосредственно
ректору ФГОУ ВПО ССХИ, а взаимодействие с факультетами института будет осуществляться
по функциональным связям. Первоначальное финансирование будет исходить за счет
средств института. С постепенным развитием службы многие товаропроизводители
начнут признавать товаром консультационные услуги и будут готовы за них
заплатить. Однако, ввиду низкой платежеспособности товаропроизводителей, часть
услуг будет оказываться на льготных условиях за 30-50% от их полной стоимости.
При этом меньше всего за услуги по животноводству и растениеводству и больше за
консультации по экономическим вопросам.
Поэтому на первом этапе развития
ИКС необходимо обеспечить полное бюджетное и спонсорское финансирование ее
деятельности с предоставлением ей права взимать плату за
индивидуально-коммерческие услуги с любого удобного момента времени и в любых
возможных размерах. В дальнейшем должны быть разработаны и приняты
нормативно-правовые акты по обеспечению функционирования ИКС в регионе. Решены
вопросы о лицензировании ее деятельности, особенно в части предоставления
проведения прикладных научных исследований и образовательной деятельности по дополнительному
образованию работников, специалистов и руководителей АПК.
II этап – 2008-2009 г.г.
Во второй период планируется
создание и развитие районных консультационных центров (РКЦ) на базе аграрных
техникумов в Рославльском, Вяземском и Демидовском районах, основное назначение
которых – проводить консультации в том случае, когда вопрос не сложный и не
требует обращение в региональную информационно-консультационную службу. А уже
существующий Смоленский областной консультационный центр переквалифицировать в
межрайонный информационный центр, так как межрайонные ИКЦ способны не только
обеспечивать высокий научно-методический уровень работы, но и формировать и
реализовывать единую аграрную политику в масштабах региона. В его пользу
говорит опыт работы и близкое расположение к создаваемой региональной службе.
После этого, планируется проводить подбор и углубленное обучение преподавателей
и сотрудников техникума, которые будут привлекаться для консультирования
сельских товаропроизводителей по различным тематикам в зависимости от
потребностей сельхозтоваропроизводителей.
На первых двух этапах –
этапах становления региональной ИКС – особенно важное значение имеет
формирование эффективной системы обратной связи, способствующей корректировке
направлений деятельности и методов работы сотрудников службы с учетом
особенностей и потребностей сельхозтоваропроизводителей, а также позволяющей с
помощью региональной службы более рационально установить связи с другими
(внешними) организациями, например, с образовательными или
научно-исследовательскими учреждениями. При этом следует учитывать, что на
следующем, третьем этапе, обратная связь не прекращается, поэтому постоянно
необходимо принимать меры по совершенствованию.
III этап – 2009-2010 г.г.
На данном этапе
деятельности службы предполагается разделить консультационные функции и
информационно-методические, что объясняется ожидаемым увеличением объема работ:
сельские консультационные пункты должны выполнять большой объем работ, который
по мере развития ИКС будет увеличиваться. Соответственно, сельские
консультационные пункты будут нуждаться в поддержке и координировании со
стороны межрайонного центра. Это основные функции консультационного отдела,
территориально который будет находиться в офисе Центра – в техникуме. Кроме
того, необходимо расширять консультационную деятельность, отвечающую запросам
сельских товаропроизводителей. В частности, приобретение другого программного
продукта, например «Оптимизация и анализ рационов сельскохозяйственных
животных» и проведение работ аналогичных применению методики первого
программного продукта.
На данном этапе
организационная структура информационно-консультационной службы будет выглядеть
следующим образом (рис. 3).
Рис. 3. Организационная структура ИКС
Смоленской области
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. На современном этапе выхода сельского
хозяйства из кризиса значительно повышается и значение
информационно-консультационной деятельности, основная функция которой состоит в
оказании оперативной помощи сельским товаропроизводителям в реорганизации и
модернизации производства, инновационном и информационном обслуживании.
Исследования показали, что повышение эффективности
информационно-консультационной деятельности оказывает прямое воздействие на
эффективность ведения сельского хозяйства.
2. В результате проведенного
исследования выявлены негативные факторы, влияющих на эффективность работы
информационно-консульта-ционных служб. Прежде всего, это отсутствие четко
выстроенной системы координации и вертикали управления ИКС. Более чем в 30
регионах еще не приступили к созданию информационно-консультационной службы,
что сдерживает формирование единой государственной системы консультирования
сельских производителей. Обобщен отечественный и зарубежный опыт
функционирования ИКС.
3.
Как показали исследования управление и функционирование информационно-консультационной
службы координируется по вертикали от региональной службы к районным
центрам. На уровне района служба функционирует как горизонтальная
структура, в центре которой находятся сельские товаропроизводители всех форм
собственности. Районная информационно-консультационная служба обеспечивает
взаимодействие по вопросам внедрения научных достижений и передового опыта,
обмена информационными потоками между товаропроизводителями и научными,
образовательными и обслуживающими сферами АПК, фермерскими и кредитными
союзами, органами управления АПК и другими организациями. Из которых чаще всего
пользуются услугами ИКС фермерские хозяйства – 30,1 %. Как система, такая
структура управляема и устойчива, саморазвивающаяся, так как она формируется на
договорных взаимоотношениях с сельскими товаропроизводителями
4. Анализ деятельности
всех категорий хозяйств Смоленской области и, в частности, реорганизованных
сельскохозяйственных предприятий показывает резкое сокращение производства
сельскохозяйственной продукции, особенно животноводческой, увеличение убыточных
предприятий, сокращение ресурсного потенциала и падение финансовой
дееспособности коллективных предприятий. Немногочисленные хозяйства, имеющие
прибыль(3,8 % от общего количества), получают ее за счет того, что у них ранее
была создана хорошая материально-техническая база и высокое почвенное
плодородие. Комплексный анализ состояния аграрного сектора области
свидетельствует о необходимости создания ИКС, для оказания различного вида
поддержки сельхозтоваропроизводителям области.
5. Смоленская область
обладает значительным научным потенциалом, который в настоящее время
используется недостаточно. Проведенный научно-производственный эксперимент по
созданию на базе ФГОУ ВПО ССХИ региональной информационно-консультационной
службы, организации ее функционирования и анкетирования результатов
эксперимента в хозяйствах Смоленской области (в условиях ограниченных
материально-технических и финансовых ресурсов) сопровождался повышением
устойчивости развития хозяйств в результате внедрения достижений
научно-технического прогресса и передового опыта. Эксперимент показал, что
региональная информационно-консультационная служба должна иметь единую
структуру, включающую: региональный Совет и районные центры.
6. Предлагаемая модель региональной
информационно-консультационной службы состоит из двух уровней. Первый уровень
представлен информационно-консультационным центром на базе ФГОУ ВПО
"Смоленский сельскохозяйственный институт", второй - межрайонными
ИКЦ, созданными на базе средних аграрных учебных заведений, каждый из которых
координирует информационно-консультационную деятельность 3-4 ближайших районов.
Основной целью деятельности данной службы является оказание информационных и
консультационных услуг способствующих повышению эффективности функционирования
сельскохозяйственных предприятий. Однако, ввиду низкой платежеспособности
товаропроизводителей, часть услуг будет оказываться на льготных условиях за
30-50% от их полной стоимости.
7. Для повышения эффективности информационно-консультационной
службы необходимо сконцентрировать внимание на инновационной деятельности.
Именно консультационная служба, функционируя в тесном контакте с сельскими товаропроизводителями,
должна обеспечивать как прямую, так и обратную связь производства с наукой,
побуждать научные учреждения разрабатывать новации, остро необходимые
производству.
По
теме диссертации опубликованы следующие работы
1.
Взаимодействие
консультационной службы региона с органами управления АПК, научными и
образовательными организациями // сб. Научные труды международной
научно-практической конференции, посвященной 30-летию со дня основания ФГОУ ВПО
«ССХИ», ФГОУ ВПО «ССХИ», Том 3, Ч 1, 2004 г.0,25 п.л.
2.
Основные
направления совершенствования региональной ИКС // сб. Научные труды
международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию со дня
основания ФГОУ ВПО «ССХИ», ФГОУ ВПО «ССХИ», Том 3, Ч 1, 2004 г.0,25 п.л.
3.
Организационная
структура ИКС // сб. Научные
труды международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию со
дня основания ФГОУ ВПО «ССХИ», ФГОУ ВПО «ССХИ», Том 3, Ч 1, 2004 г.0,25 п.л.
4.
Взаимоотношения
информационно-консультационной службы со сторонними организациями // сб.
Научные труды научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), МСХА, ЛНАУ 5-6
января 2004 года Том 3. Экономика, Москва-Луганск Смоленск 0,25п.л.
5.
Взаимоотношения
информационно-консультационной службы с основными субъектами АПК // сб. Научные
труды научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), МСХА, ЛНАУ 29-30 июня
2004 года Том 3. Экономика, Москва-Луганск Смоленс0,25п.л.
6.
Роль средств
массовой информации в завоевании клиентов и создании имиджа ИКС// сб. Научные
труды научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), МСХА, ЛНАУ ССХИ 10-11
декабря 2002 года Том 2. Экономика, Москва-Луганск-Смоленск 0,25п.л.