Экономические потребности и интересы — главная движущая сила социально-экономического прогресса
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
РЕФЕРАТ
Дисциплина:
Политическая экономия
Тема: Экономические потребности и интересы — главная движущая сила
социально-экономического прогресса
Сдала:
студентка 2-го курса
211 группы
Шурлачакова С.В.
Симферополь,2009
Содержание
Введение
Сущность потребностей и особенности их развития
Закон возрастания потребностей и
социально-экономическая эффективность производства
Взаимосвязь потребностей, производства и спроса
Экономические интересы — движущая
сила социально-экономического развития
Заключение
Список литературы
Введение
Представим рынок с большим количеством людей: кто-то
покупает продукты питания, кто-то одежду, кто-то покупает вещь за 10грн., а
кто-то ту же, но за 100. От чего это зависит? Как это изучить? Как описать? По
каким законам действуют люди? Именно на такие вопросы отвечает этот реферат.
Сущность потребностей и особенности
их развития
Выдающиеся мыслители,
политологи, экономисты прошлого и современности — Дж. Гобсон, К. А. Гельвеций,
Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, М. Вебер, Ф. Хайек и другие видели в потребностях выражение природы человека, относили
их к ключевым экономическим категориям.
Потребности — это категория, отражающая отношение
людей к условиям их жизнедеятельности. В структуре потребностей общества можно
выделить несколько типов отношений, характеризующих связь людей с условиями
жизнедеятельности: отношение к природе (потребности в общении с природой, в
охране природы); к существующим средствам жизни (потребности в средствах
производства и предметах потребления); к себе и другим людям (потребность в
самовыражении, саморазвитии, в социальном статусе, общении); к труду и досугу
(потребность в интересном, творческом труде, в отдыхе и др.).
Сущность потребностей
можно проиллюстрировать на примере становления новых потребностей, всегда
возникающих из такого отношения людей к условиям жизнедеятельности, которое
характеризуется желанием иметь эти условия. Например, потребность в повышении
скорости передвижения, возникающая как желание изменить существующие способы
передвижения. Материальные средства реализации этого желания еще отсутствуют,
поэтому оно воплощается в сказочных коврах-самолетах. Между тем потребность уже
возникла, и она побуждает человечество к поискам реальных путей ее
удовлетворения — к изобретению автомобиля, поезда, самолета.
На основе общего
определения можно конкретизировать представление о потребностях как предмете
исследования экономической теории.
Экономические
потребности — это
отношения людей к экономическим условиям их жизнедеятельности,
характеризующиеся ощущением недостатка определенных благ и услуг, желанием
владеть ими, чтобы преодолеть это ощущение. Таким образом, потребности имеют
объективно-субъективный характер. "Люди привыкли объяснять свои действия
из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей
(которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)..." — отмечал
Ф. Энгельс.
Разнообразные потребности
можно определенным образом классифицировать, прежде всего по субъектам и
объектам.
По субъектам потребности
подразделяются на:
а) индивидуальные,
коллективные и общественные. К индивидуальным
потребностям можно отнести потребности в еде, одежде, жилье, которые у каждого
человека имеют свои качественные и количественные особенности, удовлетворяются
специфическим набором товаров и услуг. Примером коллективных потребностей могут
быть потребности определенного трудового коллектива в квалифицированном
руководстве, благоприятном психологическом климате, соответствующих условиях
труда. Общественные — это потребности в снижении уровня инфляции и безработицы,
в обеспечении конвертируемости национальной валюты, экономическом подъеме и др.
б) потребности
домохозяйств, предприятий и государства как особых субъектов экономики. Как
собственники экономических ресурсов домохозяйства имеют потребность в том,
чтобы наиболее выгодно ими распорядиться (продать, сдать в аренду или
использовать самостоятельно), как потребители они имеют определенные
потребности в материальных и нематериальных благах и услугах. Предприниматели
имеют потребность в повышении конкурентоспособности своей продукции, снижении
издержек производства, увеличении прибылей. К потребностям государства можно
отнести потребности в увеличении поступлений в государственный бюджет, в
неприкосновенности государственных границ, сохранении государства как единого
целого и др.
По объектам потребности
классифицируют на:
а) порожденные
существованием человека как биологического существа(физиологические потребности в еде,
одежде, жилье) и порожденные существованием человека как социального
(общественного) существа (социальные потребности — в общении, в общественном
признании и статусе, информации, образовании и т. п.). Физиологические
потребности предусматривают реализацию объективных условий, необходимых для
нормальной жизнедеятельности человека. Их элементарность определяется
непосредственной связью с биологическими функциями организма человека. В то же
время даже элементарные потребности не могут рассматриваться как чисто
биологические, поскольку реальный способ их удовлетворения (способ выживания)
имеет социальный характер, а следовательно, сказывается на формировании
социальных потребностей. Если парной категорией социальным потребностям
индивидуума
являются физиологические (биологические) потребности, то социальным
потребностям общества — потребности экономические. Поэтому иногда потребности
классифицируют на экономические и социальные. Первые
отражают отношение к труду как к вынужденной деятельности и проявляются как
необходимость экономии труда, что является критерием развития экономики
общества. Вторые — это потребности в развитии его социальной сферы —
образования, науки, культуры, искусства. В механизме воспроизводства
экономические и социальные потребности взаимосвязаны и равнозначны. Их
равнозначность состоит в том, что образование, здравоохранение, воспитание детей,
культура, удовлетворение от работы постоянно реализуются в экономии труда;
б) материальные
— потребности в материальных благах и услугах и духовные —
потребности в творчестве, самовыражении, самосовершенствовании, вере;
в) первоочередные
— потребности, удовлетворяемые предметами первой необходимости
(продукты питания, одежда, жилье, общественный транспорт, сохранение здоровья),
и непервоочередные — потребности, удовлетворяемые предметами
роскоши (парфюмерия, меха, яхты).
Эта классификация
достаточно условна: то, что считается предметом роскоши при одном уровне
развития производства и благосостояния общества, становится предметом первой необходимости при более
высоком уровне развития экономики; то, что является предметом роскоши для
одного человека, считается предметом первой необходимости для человека с другим
уровнем достатка.
Западные ученые большое
значение уделяют градации потребностей по степени их неотложности. Так, А.
Маслоу предложил иерархию потребностей в соответствии с их весомостью (рис. 8).
Рис. 8. Иерархия потребностей
Человек стремится
удовлетворить прежде всего самые неотложные свои потребности. Если они
удовлетворены, то на определенное время эти потребности перестают быть движущим
мотивом для человека. У него возникает желание удовлетворить следующие по
весомости потребности. Последние задают программу деятельности, а деятельность
обеспечивает возможность их удовлетворения. Потребности определяют содержание
будущей деятельности и необходимый уровень ее эффективности: деятельность
должна удовлетворять потребности на приемлемом уровне.
По степени реализации потребности
можно классифицировать на абсолютные, действительные и платежеспособные.
Абсолютные потребности порождены современным
уровнем развития мировой экономики. Действительные потребности
отвечают уровню развития экономики определенной страны. Платежеспособные —
потребности, которые человек может удовлетворить в соответствии с
собственными доходами и уровнем цен (т. е. они определяются соотношением цен на
предметы потребления и денежные доходы населения). Потреблять, удовлетворяя
таким образом потребности, можно лишь то, что уже произведено, и лишь то, что
можно оплатить. В зависимости от этих двух факторов структура платежеспособного
спроса может отвечать действительным потребностям или не отвечать им. Тем самым
противоречие между потребностями и производством приобретает форму
несбалансированного спроса и предложения на товары и услуги.
Закон возрастания потребностей и социально-экономическая эффективность
производства
Одно из фундаментальных
положений экономической теории состоит в том, что материальные потребности
общества являются безграничными, а экономические ресурсы, необходимые для
удовлетворения этих потребностей, ограничены.
Безграничность
потребностей и ограниченность ресурсов порождают действие двух законов
общественного развития — закона возрастания потребностей и закона экономии
труда. Эти законы взаимосвязаны и отражают две стороны общеэкономического закона
роста социально-экономической эффективности. На уровне общества действие этого
закона выражается в том, что в условиях безграничности потребностей общество,
стремящееся обеспечить их наиболее полное удовлетворение, т. е. максимально
приблизится к цели, должно стремиться к всесторонней экономии труда (как
живого, так и овеществленного), т. е. к эффективному использованию
экономических ресурсов, их рациональному соединению и распределению между
производством различных благ и на этой основе — созданию условий для
удовлетворения одних потребностей и продвижения к другим потребностям более
высокого уровня, удовлетворение которых, в свою очередь, создает условия для
продвижения к потребностям еще более высокого уровня и т. д.
На индивидуальном уровне
действие закона проявляется в том, что каждый человек, с одной стороны,
заинтересован в максимальном удовлетворении потребностей, всегда старается
сохранить свой труд — рационально распределить его между различными видами
деятельности, облегчить, сделать более эффективным с помощью разных средств
труда, экономично использовать предметы труда, а с другой — обеспечить
рациональное ограничение потребностей, жесткую очередность их удовлетворения,
поиск наиболее эффективных комбинаций.
Закон возрастания
потребностей является законом общественного прогресса. Он характеризует не
рост, т. е. появление все новых и новых потребностей, а изменение их структуры,
что отражает продвижение как человека, так и общества в целом от биологического
(физиологического) к все более и более разносторонней, богатой жизни.
На примере экономически
развитых стран в XX в. можно
выделить три этапа развития потребностей.
Первый этап — до середины 50-х годов, когда
доминировали материально-вещественные потребности. Однако, например, в США уже
в первой трети XX в. наблюдается
значительный прирост свободного времени. В 20-е годы рабочая неделя была
законодательно ограничена 40 часами.
Второй этап начался с середины 50-х годов с
переходом к "экономике потребления", когда формируются такие
социальные потребности, как бытовое обслуживание, образование, медицина, спорт,
отдых, развлечения и др. На примере США можно проследить переход к типу
потребления, где господствуют услуги. Уже в 20-е годы в структуре личного
потребления 40 процентов составляли расходы на услуги, более 12 процентов — на
товары долгосрочного потребления. Доля расходов на питание в США составляла 15
процентов (в Западной Европе — 20 процентов, Японии — 27 процентов).
Действие закона
возрастания потребностей на протяжении XX в. подтверждает динамика стоимости рабочей силы. В 1970 г.
по сравнению с 1910 г. реальное содержание заработной платы в США и ФРГ выросло
более чем в 8 раз, в Великобритании и Франции — в 3 — 4 раза, существенно
опережая рост стоимости постоянного капитала, приходящегося на одного
работника.
Третий этап развития потребностей начал
формироваться в 80-е годы. Он завершит фундаментальные сдвиги в сторону
гуманитарных потребностей, связанных с творчеством, духовным развитием
личности. Интенсивное развитие этих потребностей требует как изменения
характера труда, так и роста продолжительности свободного времени.
По данным опроса, 3/4
американцев согласны отказаться от покупки большинства товаров в пользу
удовлетворения потребностей нематериального характера. От 14 до 42 процентов
всех рабочих и служащих высказываются за увеличение свободного времени даже за
счет уменьшения заработков.
В структуре потребностей
происходят такие принципиальные изменения: переход от доминирования
экономических потребностей к доминированию социальных; от удовлетворения
элементарных потребностей — к удовлетворению потребностей на основе
индивидуализированного производства; от вещественной структуры потребления — к
преобладанию в ней услуг, в том числе и услуг гуманитарного характера,
направленных на развитие личности.
Каждый шаг в развитии
общества — это одновременно удовлетворение потребностей на новом, более высоком
уровне. Общество всегда жестко ограничено экономическими ресурсами, поэтому на
каждом этапе своего развития оно выдвигает как двуединую цель удовлетворение
одинаково приоритетных социальных и экономических потребностей, выделяя для
этого необходимые части совокупного фонда рабочего времени.
Экономические цели
реализуются за счет нового дополнительного труда, создаваемого ростом
эффективности производства; социальные цели обусловлены расширением
потребительских благ, свободного времени, развития человеческой личности.
Двойной результат можно представить в виде формулы:
Э=
где Э — социально-экономическая
эффективность; U
— соответственно
социальный и экономический эффект; Т — общественное рабочее время.
Социально-экономическая
эффективность представляет собой соотношение результата и затрат, но
результатом является не продукт, а достигнутый уровень удовлетворения
социальных и экономических потребностей. На удовлетворение этих потребностей
(включая труд в семье, домашнем хозяйстве) расходуют все время, которое
является по сути общественным рабочим временем.
Рост эффективности
проявляется в максимизации социального и экономического эффекта и минимизации
рабочего времени. Социальный результат находит выражение в обеспечении лучших
условий жизни. Экономический эффект, достигнутый в определенном цикле, состоит
в том, что сокращение времени для удовлетворения одних потребностей дает обществу
экономический выигрыш и возможность удовлетворять другие, более высокие
потребности, включая потребность в свободном времени. Таким образом, создаются
предпосылки для будущего развития.
Высокая эффективность
производства дает возможность удовлетворять социальные потребности при
постоянно снижающихся затратах рабочего времени. Примером эффективного
соотношения дихотомии "возрастание потребностей — экономия труда" в
экономически развитых странах является пропорция фондов накопления и
потребления (в США — приблизительно 1:4).
Механизм
социально-экономической эффективности является основой развития, перехода от
простых к сложным потребностям, от материальных к духовным, от экономических к
политическим, следовательно, к всесторонне развитой индивидуальности. При этом
высшие потребности должны рассматриваться как главное богатство общества,
главный фактор его экономического и социального прогресса. Противоречие между
неограниченным ростом социальных и экономических потребностей и ограниченными
ресурсами дополнительного времени, которое может быть направлено для
удовлетворения их в каждый определенный момент, выступает движущей силой
социально-экономического развития.
Взаимосвязь
потребностей, производства и спроса
Взаимосвязь потребностей
и производства характеризуется прежде всего влиянием производства на
потребности, состоящем в том, что, во-первых, производство вместе с фантазией
создает новые потребности, превращает их из единичных (свойственных отдельным
людям) в массовые, т. е. обеспечивает расширенное воспроизводство потребностей;
во-вторых, производство создает потребительские блага, следовательно,
обеспечивает удовлетворение потребностей.
Влияние потребностей на
производство состоит в том, что, во-первых, удовлетворение потребностей
характеризует естественную направленность производства в любом обществе ;
во-вторых, потребности стимулируют развитие производства. Именно появление
новых потребностей приводит к появлению новых отраслей, строительству новых
предприятий, реконструкции существующих; в-третьих, уровень развития
потребностей их богатство, разнообразие и место тех или иных потребностей в
структуре человеческих ценностей характеризуют уровень развития общества в
целом (его богатство, степень цивилизованности) и каждого отдельного человека
(развитый человек имеет богатые, разнообразные потребности).
Гуманизация производства,
свойственная постиндустриальному обществу, обусловливает усиление взаимовлияния
потребностей и производства, ведь она предусматривает непосредственное
подчинение потребностям человека как процесса труда, так и его результата.
Это означает, с одной
стороны, что процесс труда должен обеспечивать удовлетворение потребностей в
творческом труде, интеллектуальной, ответственной, содержательной деятельности.
Удовлетворение таких потребностей требует адекватного изменения содержания и
характера труда, а достижение соответствия результата (продукта) труда
потребностям человека — определения потребностей еще до начала процесса труда и
обеспечения производства лишь той продукции, которая этим потребностям
соответствует.
С другой стороны,
развитие содержания и характера труда и производства обусловливает развитие,
обогащение потребностей, создает человека, способного работать по-новому и
воспринимать новые продукты производства. Этот процесс представлен на рис. 9.
Как уже отмечалось,
потребности являются безграничными по своей сути. Безграничность их имеет
различные формы проявления. Она состоит, во-первых, в том, что потребности
постоянно воспроизводятся (нельзя, поев, удовлетворить потребность в еде раз и
навсегда); во-вторых, развитие общества и производства порождает все новые и
новые потребности; в-третьих, не имеет границ процесс совершенствования
структуры потребностей их облагораживания, как не имеет границ и процесс
совершенствования человеческой личности.
Безграничность
потребностей обусловлена как безграничностью фантазии, продуктом которой они
являются, так и развитием производства, которое в условиях конкуренции
постоянно совершенствуется, создает новые потребительские блага, а следовательно,
и новые потребности. Широкому распространению потребностей способствуют и
современные коммуникации, развитая реклама, пытающаяся нас уверить в том, что
нам необходимо бесконечное количество предметов, которые без этой рекламы мы бы
не покупали.
Таким образом, если
рассматривать систему потребностей в целом, исследовать изменения, которые в
ней происходят на протяжении длительного времени, т. е. исследовать развитие
системы потребностей, то последние предстают перед нами, во-первых, как
безграничные и, во-вторых, как подчиненные действию общего закона возрастания
потребностей. Если же рассматривать потребность в конкретном потребительском
благе, то в каждый определенный момент по мере ее удовлетворения, которое
происходит в процессе потребления этого блага, потребность насыщается. Поэтому
каждая дополнительная единица этого потребительского блага приносит человеку меньше
удовлетворения, следовательно, имеет меньшую дополнительную (предельную)
полезность, чем предыдущая. Это означает подчинение процесса насыщения
конкретной потребности в каждый определенный момент времени действию закона убывающей
предельной полезности. Значение этого закона состоит в том, что он
влияет на спрос, следовательно, на поведение потребителя.
Анализ взаимодействия
потребностей и спроса осуществили представители теоретического течения, которое
имеет название маржинализм {marginal — предельный). Зародилось оно во
второй половине XIX в. и оставило
глубокий след в мировой экономической науке (К. Менгер, Ф. Визер, Э.
Бем-Баверк, А. Маршалл, В. Парето, Д. Хикс).
Маржиналисты разработали
теорию потребительского поведения, сущность которой состоит в следующем: в
условиях стабильной экономики каждый человек стремиться вести себя рационально,
т. е. оптимизировать свое благосостояние — максимально удовлетворить личные
потребности.
Чтобы достичь этой цели,
покупатель исключительно субъективно оценивает неотложность той или иной
потребности, ее интенсивность. В соответствии с этими оценками он распределяет
свой доход между различными потребительскими благами. Чем выше интенсивность
потребностей, тем выше субъективные оценки, а поэтому и более высокий спрос на
это благо.
Для определения
субъективных оценок используется явление убывающей предельной полезности
потребительского блага, т. е. субъективная оценка покупаемого блага формируется
на уровне его предельной полезности.
Правило, по которому
можно оптимизировать удовлетворение потребностей, состоит в таком распределении
денежного дохода потребителя, при котором последний, например, доллар,
потраченный на приобретение каждого вида продукта, приносил бы одинаковую
дополнительную (предельную) полезность (закон Госсена), или:
=
Проиллюстрировать его
действие можно с помощью такого абстрактного примера. Потребитель с
ограниченным доходом (5 ден. ед.) приходит в магазин, чтобы купить молоко и хлеб. Разумеется, каждая
дополнительная бутылка молока и буханка хлеба имеют для него меньшую предельную
полезность, чем предыдущие, исходя из его дохода (табл. 1).
Таблица 1. Динамика предельной полезности
платежеспособных потребностей
Единица товара
|
Молоко: цена 2 ден.
|
Хлеб: цена 1 ден. ед.
|
Предельная полезность
|
Предельная полезность на 1 ден.
ед.
|
Предельная полезность
|
Предельная полезность на 1 ден.
ед
|
Первая
|
18
|
9
|
8
|
8
|
Вторая
|
16
|
8
|
4
|
4
|
Третья
|
10
|
5
|
1
|
1
|
Поэтому потребитель приобретает
первую бутылку молока, что имеет для него наибольшую предельную полезность, а
также вторую бутылку молока и буханку хлеба, которые имеют одинаковую
предельную полезность. При этом он потратил весь свой доход и оптимизировал
благосостояние в соответствии с доходом.
Таким образом, через
выведение закона убывающей предельной полезности пытаются объяснить, почему
потребители покупают одни и не покупают другие товары, почему разные товары они
покупают в разном количестве. При этом действительно важным является то, что на
основе связи между субъективной оценкой определенного потребительского блага и
степенью удовлетворения потребности в нем можно предусмотреть момент насыщения
рынка определенным потребительским благом и прогнозировать переключение спроса на
другие потребительские блага.
В чем же состоит
действительное практическое значение изучения потребностей?
Глубокое исследование
потребностей, определение их иерархии широко используется в менеджменте, при
разработке теорий мотивации. В соответствии с этими теориями, менеджер должен
изучать потребности различных категорий работников и применять такие стимулы к
труду, которые отвечают наиболее насущным потребностям каждой категории:
работник А будет хорошо трудится, если ему повысить заработную плату (потому
что на первом плане у него физиологические потребности); Б — если ему
предложить более высокую должность (у него на первом плане потребность в
признании, уважении); В — если ему предложить более ответственную творческую
работу, где он мог бы развить свои способности.
Изучение потребностей
приобретает большое значение в современной маркетинговой деятельности, ведь
концепция маркетинга предусматривает определение потребностей как предпосылки
производственного процесса. В соответствии с ней производить следует лишь такие
товары, которые необходимы потребителям, тогда не нужно прилагать большие
усилия для реализации их.
3. Потребности являются
исходным пунктом разработки национальной экономической, социальной и
научно-технической политики развитых стран. Так, общественные потребности
являются основой для принятия решений в важнейшей для развития производства
структурно-инвестиционной сфере. В США 3/4 коммерческих нововведений были
внедрены уже в 70-х годах по результатам изучения потребностей рынка и только 1/4
— порождены стихийным инновационным процессом. Крупные фирмы учитывают
перспективные потребности и ориентируются на технические и продуктовые
изменения, доступные и выгодные потребителю. В арсенале фирм США имеется
приблизительно 20 базовых методов моделирования технических процессов с
ориентацией на потребителя. В странах с развитой рыночной экономикой существует
система социальных технологий и определения общественной оценки новых
потребностей. Начиная с 60-х годов промышленное производство в США ориентируется
на широкую индивидуализацию потребностей. Таким образом, в условиях
современного рыночного хозяйства потребность является и исходным пунктом, и
конечной целью производства.
Производство в условиях
командно-административной системы основывалось на плане и было направлено на
выполнение плана (ведь главным было не то, удовлетворяет или не удовлетворяет
произведенная продукция потребности людей, а то, выполнило или не выполнило
предприятие план). Хотя формально планирование должно было основываться на определении
потребностей, фактически оно осуществлялось методом от достигнутого, поскольку
рыночный механизм определения потребностей отсутствовал (вследствие
государственного ценообразования). Непосредственно же определить всю гамму
общественных потребностей в рамках единого центра на определенном этапе
экономического развития становиться практически невозможным.
В конечном итоге
производство в условиях командно-административной системы удовлетворяло
общественные потребности, однако оно удовлетворяло: 1) лишь узкий круг
потребностей; вследствие хронического дефицита, свойственного этой системе,
значительная часть потребностей вообще не удовлетворялась; 2) лишь
унифицированные потребности, ведь только последние, рассчитанные на обеспечение
необходимых потребностей среднего человека, могут быть заложены в
централизованный директивный план.
Таким образом,
производство в условиях командно-административной системы тормозило развитие
широкого спектра потребностей, обусловливало их ограниченность и унификацию. В
свою очередь, недостаточно развитые потребности сдерживали развитие
производства, отрицательно влияли на возможности экономического роста:
обесценивали труд; низкая стоимость рабочей силы ограничивала возможности для
накопления национального богатства, хотя и обеспечивала необходимые минимальные
потребности.
Следствием низкого уровня
потребностей было также воспроизводство нецивилизованного способа потребления
(чрезмерное употребление алкогольных напитков в ряде регионов и среди
определенных слоев общества), что стало большой социальной проблемой общества.
Низкие потребности опустошают быт, сводят к минимуму добровольный труд в семье,
семейный досуг. Таким образом, неразвитые потребности являются результатом и
причиной торможения общественного развития с учетом существующей
платежеспособности.
Структура экономики
Украины на современном этапе в значительной мере сориентирована на низкие
платежеспособные потребности подавляющего большинства населения и чрезмерные в
существующих условиях у ничтожно малой его части. Существенно влияет на
потребности глубокий экономический кризис, который продолжается в Украине.
Низкий уровень потребления большинства населения в этих условиях не
обеспечивает воспроизводства потребностей, которые уже были сформированы
раньше. Например, уже сформировалась потребность в творческом самостоятельном
труде, а существующий уровень потребления является низким. Тем самым
деформируется, не воспроизводится на должном уровне и потребность в труде
такого содержания.
5. Экономические интересы — движущая сила социально-экономического развития
Экономический
интерес — это
реальный, обусловленный отношениями собственности и принципом экономической
выгоды мотивов и стимул социальных действий по удовлетворению динамичных систем
индивидуальных потребностей. Он является порождением и социальным проявлением
потребности. Интерес возникает, когда удовлетворение потребности осознается как
конкретная цель (максимизация прибыли, присвоение товара, пользование или
владение определенным товаром и т. п.). Следовательно, экономические интересы —
это осознание потребности существования различных субъектов хозяйствования.
Генезис интереса состоит в отборе сознанием наиболее важных потребностей для
удовлетворения и их реализации.
Экономические
интересы не тождественны потребностям, их удовлетворению. Во-первых,
экономические интересы находят свое выражение в поставленных целях и действиях,
направленных на удовлетворение потребностей. Потребности и способы их
удовлетворения отражают причину и формы проявления экономических интересов.
Во-вторых, экономический интерес всегда выражает соответствующий уровень и
динамику удовлетворения потребностей. Например, не может, кроме специфических
случаев (схимники и др.), быть интересом субъекта снижение уровня
удовлетворения потребностей.
Экономические
интересы — это причина и условие взаимодействия и саморазвития экономических
субъектов. Каждое отдельное экономическое отношение существует сначала
потенциально, в форме ожиданий и еще неудовлетворенных домогательств человека.
Экономические отношения реализуются как действительные, когда приобретают форму
взаимной связи. Потребности-интересы не только отражают существующие отношения,
но и сами являются первым "кирпичом" в структуре
социально-экономических отношений.
В каждом
экономическом отношении — между предпринимателями и производителями, между
производителями и потребителями, государством и негосударственным сектором
экономики (бизнесом), партнерами, в отношениях между индивидуумами — имеют
место элементы борьбы и сотрудничества. Взаимодействие интересов выступает
движущей силой социально-экономического развития. "Ближайший взгляд на
историю, — писал Г.В.Ф. Гегель, — убеждает нас в том, что действия людей
возникают из их потребностей, пристрастий, их интересов..."
Экономические
интересы имеют такие особенности: а) они являются объективными, поскольку
объективны сами экономические отношения; б) они являются материальными.
Экономические
интересы можно классифицировать прежде всего по субъектам их реализации как
государственные, групповые и личные. В структуре интересов выделяют
производственные (связанные с организацией производства) и непроизводственные
(связанные с удовлетворением личных потребностей производителя и его
потребностей как члена общества).
Государственный
интерес имеет
такие составляющие своего проявления:
а) общественно-экономические
интересы — часть интересов государства и других субъектов хозяйствования
совпадают (налогообложение в разумных пределах, выделение государственных
инвестиций и субвенций, тарифное стимулирование экспорта и др.);
б) интересы
государственной бюрократии — интересы саморазвития государственной системы, что
является корпоративным придатком к интересам государства;
в) интересы
самоконтроля и оптимизации гражданского общества — государство не может быть
выразителем интересов одного класса или прослойки, в демократическом обществе
оно чаще выступает как институт консенсуса.
Групповой
интерес — это
сумма однородных институциированных частных интересов, носителями которых могут
быть потребители, акционеры, фондовая биржа и т. п. Формы проявления группового
интереса разнообразны: корпоративный интерес бюрократии, предприятий,
ассоциаций субъектов хозяйственной деятельности, трудовых коллективов. При этом
интерес трудового коллектива зависит от формы собственности: на
государственных, акционерных и частных предприятиях он имеет разное содержание.
В условиях рыночных отношений групповой интерес может быть представлен и через
теневую экономику в виде мафиозно-криминальных структур.
Личный
интерес охватывает
потребности, связанные с реализацией частной собственности, прав владения и
пользования, управления, получения доходов.
Каждый
человек одновременно является носителем различных интересов, поскольку он
выступает в разных ипостасях: во-первых, как индивидуум; во-вторых, как
представитель определенного слоя общества; в-третьих, как член определенного
трудового коллектива. Общественный и коллективный интересы персонифицируются
только в индивидууме.
Следовательно,
имеет место сложное переплетение, взаимодействие экономических интересов. В
значительной мере интересы выступают как социальные противоположности.
Взаимодействие
интересов можно проследить на примере их проявления в сферах производства и
обмена. В сфере производства предприниматели и наемные работники являются
противоположными сторонами экономических отношений, вместе с тем они имеют
общие интересы в отношении рынка, выступая как производители или потребители.
Не удовлетворив интересы потребителя, производитель не может обеспечить и
собственные интересы. Взаимозависимость этих групп объективно обусловливает их
сотрудничество.
Механизм
согласования интересов определяется прежде всего сущностью существующей
экономической системы. Государственная политика в сфере экономических интересов
должна исходить из того, что, во-первых, в разных условиях общественного
развития на первый план могут выдвигаться те или иные интересы. Если
своевременно не сделать в экономической политике акцент на определенную группу
интересов, то результатом будет отсутствие согласованности интересов, что
тормозит социально-экономическое развитие. При этом важно достичь как можно
более полной внутренней согласованности интересов.
Во-вторых,
государственная политика также может иметь разные способы влияния на интересы
людей: а) неэкономическое принуждение; б) экономическое принуждение; в)
моральный и социальный мотивы трудовой деятельности. В последнем случае имеет
место подмена влияния на интересы побудительными мотивами к труду.
Реализация
экономических интересов осуществляется путем достижения их субъектами
конкретных экономических целей. Так, реализация индивидуальных интересов
обеспечивается ростом индивидуальных доходов. Средством реализации коллективных
интересов является максимизация прибыли и фонда заработной платы (например, для
предприятий государственного сектора, находящихся на коммерческих началах
хозяйствования). Наконец, средство реализации общественного интереса —
максимизация национального дохода и минимизация фонда возмещения создаваемого
общественного продукта. Таким образом, проблема сочетания интересов находит
свое выражение в формировании определенных пропорций в разделении доходов.
Механизм реализации корпоративных интересов состоит во взаимодействии с
политическими институтами. Инструментом реализации этого интереса является
ведомственно-номенклатурный симбиоз с участием законодательной власти.
Одним из
аспектов классификации экономических интересов является выделение интересов
собственника, предпринимателя и работника.
Интерес
собственника состоит в росте собственности и в получении от нее
гарантированного дохода. Реализация этого интереса предусматривает выбор
правильной рыночной стратегии, обеспечение конкурентоспособности, а при
необходимости — перемещение капитала в другие объекты собственности, где он
может принести более высокий доход. Интерес собственника предусматривает также
эффективное текущее использование капитала с целью получения удовлетворительной
нормы прибыли в каждый определенный момент. Главное, что характеризует
собственника, — его забота о перспективе, ведь именно этого требует рост
собственности. Он может согласится даже на сокращение текущих доходов,
например, реконструкции, если это необходимо для роста доходов в будущем.
Интересы
менеджера состоят, прежде всего, в обеспечении текущей эффективности использования
капитала, максимизации дохода в каждый определенный момент. В то же время
менеджеры высокого класса способны обеспечить высокую эффективность и на
перспективу. В этом отношении интересы менеджера совпадают с интересами
собственника. Однако профессиональная деятельность менеджера связана с
конкретным объектом собственности, поэтому он заинтересован в стабилизации
своего положения и ориентируется на укрепление конкретного предприятия.
Вследствие этого его интерес потенциально может противоречить интересу
собственника, который заинтересован в своевременном переливе капитала в более
эффективные сферы.
Еще
более незаинтересованными в переливе капитала оказываются наемные работники,
интересы которых связаны с конкретным предприятием как источником дохода и
местом работы. Интересы наемных работников направлены на максимизацию доходов,
поэтому на предприятиях, где наемные работники являются собственниками, а также
привлекаются к принятию стратегических решений, наблюдается
"проедание" прибылей вместо их направления на развитие производства.
В США на предприятиях с собственностью работников предусмотрены механизмы,
стимулирующие трудовую профессиональную активность, но ограничивающие полноту и
свободу в реализации функций собственников. Самоуправление осуществляется в
таких формах, когда стратегические проблемы решаются профессиональными
менеджерами, а не работниками.
В
системе экономических интересов можно выделить основной интерес общества,
который должен отвечать таким критериям: а) отражать сущность экономической
системы, наиболее характерные ее черты; б) быть движущей силой экономического
развития определенной системы.
В
соответствии с этими критериями основным интересом современной рыночной
экономики является личный интерес, а именно личный интерес потребителя. Он
характеризует наиболее важную особенность современной рыночной экономики — ее
направленность на удовлетворение потребительских потребностей в соответствии с
платежеспособным спросом, которое происходит на основе немассового, а все более
индивидуализированного производства, что позволяет удовлетворить именно
индивидуальные потребности; особое положение потребителя, определяющего, что
производить, и тем самым ограничивающего свободу выбора производителя. Интерес
потребителя побуждает производителя к определенным действиям — производству
необходимой продукции надлежащего качества и с приемлемой ценой. Чтобы
удовлетворить этот интерес, производитель вынужден внедрять новые технологии,
средства производства, нанимать квалифицированную рабочую силу, искать пути
сокращения затрат и т. п. Это обеспечивает реализацию не только личного
интереса потребителя, но и личного интереса производителя (максимизация
прибыли) и общественного интереса в целом (развитие производительных сил
общества). Таким образом, интерес потребителя является движущей силой
экономического развития в современной рыночной экономике.
Основным
интересом плановой формы экономики является общественный интерес, или интерес
общества как ассоциации собственников средств производства и ассоциации работников.
Этот интерес отражает такие существенные черты социализированной экономической
системы, как общественная собственность на средства производства и
сотрудничество. Трансформация общественной собственности в государственную в
условиях командно-административной системы обусловливает превращение
государственного интереса в основной интерес. Именно реализация
государственного интереса как основного обеспечивает воспроизводство этой
системы.
Подчинение
личных интересов коллективным и государственным внедрялось в массовом сознании
пропагандой, провозглашавшей, что человек должен прежде всего заботится об
обществе и своих товарищах, т. е. коллективе, в котором работает. Чем лучше все
будут работать один на другого и общество в целом, тем большим будет
общественный продукт, а следовательно, и доля каждого в нем, тем полнее можно
будет реализовать личный интерес.
Тем не
менее в действительности абсолютизация общественного интереса привела к
абсолютизации государственного интереса. Отсюда, во-первых, подчиненное,
второстепенное значение личного интереса в командно-административной экономике
привело к серьезным сбоям в ней и стало тормозом ее развития:
1) лишило человека экономических
стимулов к труду;
2) породило психологию иждивенчества;
3) обусловило игнорирование личных
интересов работающих, их экономическую зависимость от государства;
4) привело к деформации представлений о
путях реализации личного интереса — значительная часть членов общества
усматривала их не в личном эффективном труде, а в перераспределении
общественного продукта.
Во-вторых,
процесс отождествления общественного интереса с государственным, а последнего —
с групповым интересом правящей элиты — партийно-государственной бюрократии
создал условия для первоочередного удовлетворения именно последнего интереса.
Фактическое же подчинение личных интересов работающих интересами
партийно-государственной бюрократии обусловило специфическую эксплуатацию
последней большинства членов общества.
Примат
интересов партийно-государственной бюрократии обнаружился и во время
перестроечных процессов в Украине. Именно бывшая номенклатура, стремясь
разрешить противоречие между фактическим присвоением ею общественных средств
производства и формально (юридически) государственной собственностью на них,
первой включилась в процессы разгосударствления и приватизации, наиболее
выиграв при этом. Произошло ее сращивание с возникающими мафиозно-клановыми
структурами криминального типа. На плечи большинства членов общества она переложила
груз инфляции, безработицы и обнищания.
С одной
стороны, становление рыночной экономики в Украине создает определенные условия
для активизации экономических интересов личности. Вместе с тем такие интересы
далеко не всегда совпадают с интересами развития общества. Экономический '
монополизм, несовершенство законодательства, игнорирование уже действующих
законов создают условия для удовлетворения личных интересов незначительной
части общества методами, противоречащими интересам большинства. Прежде всего,
это хищение государственного имущества, привлечение к незаконным видам бизнеса
(рэкета, торговли наркотиками, сутенерства), монопольное повышение цен в
сочетании с сокращением объемов производства.
С другой
стороны, государство прежде всего благодаря чрезмерному налогообложению
сдерживает развитие личного интереса, превращения его в главный стимул
экономической деятельности. Вследствие этого, а также погони
торгово-финансового компрадорского капитала, который накапливается, за
сверхприбылями личные интересы часто реализуются в сфере теневой экономики.
В
системе экономических интересов на каждом конкретном историческом этапе
экономического развития, кроме основного, можно выделить главный интерес,
имеющий такие особенности:
а) отражает
специфику и экономические проблемы определенного этапа;
б) является
квинтэссенцией реальных личных интересов и общественного интереса в целом;
в) трансформируется
в определенную экономическую политику, побуждая к деятельности, направленной на
решение проблем, свойственных определенному этапу экономического развития.
Например,
в Украине главный социально-экономический интерес общества состоит в
осуществлении рыночных реформ, что является предпосылкой дальнейшего
экономического и социального прогресса общества. В условиях возобновления
украинской государственности общим главным интересом становится также
национальный интерес. Проведение рыночных реформ и трансформация общества как
главный интерес свойственны в целом не только всем странам бывшей
командно-административной системы, но и рыночной экономики. Так, для США и
Великобритании в 80-е годы главный интерес состоял в трансформации экономики в
соответствии с современным этапом технологической революции, что нашло свое
проявление в политике "рейганомики" и "тэтчеризма".
Таковы
общие теоретические основы рассмотрения экономических потребностей и интересов
как главной движущей силы социально-экономического прогресса.
Заключение
Таким
образом, можно сделать вывод: потребность – это нужда человека или общества в
определенных благах и услугах, необходимых для поддержания своей
жизнедеятельности, социального и духовного развития.
Каждый
человек имеет потребности и у каждого они разные. На это влияют различные
факторы:
1)
возраст человека;
2) место
жительства;
3) пол
человека;
4) состояние
здоровья;
5)
профессия;
6)
национальность;
7)
уровень дохода и многое другое.
Удовлетворение
потребностей населения зависит не только от уровня дохода, но и от равновесия
на рынке, т.е. от спроса и предложения. Ведь в зависимости от этих факторов может
возникать избыток и дефицит товаров, что, соответственно, влияет на степень
удовлетворения потребностей населения.
Важным
элементом в данном понятии выступает экономический интерес. Ведь если у
человека нет желания купить себе какую-либо вещь, то он может не стараться
найти себе лучшую работу или увеличить производительность труда. Экономические
интересы — движущая сила социально-экономического развития.
Список литературы
1.
Беляєв
О.О. Економічна політика: Навч. посіб. – К.: КНЕУ, 2006. – 288 с.
2.
Базилевич
В.Д. Політекономія. – К.: Знання-Пресс, 2007. – 719 с.
3.
Степура
О.С. Політична економія: Навч. посіб. К.: Кондор, 2006. – 187 с.
4. Економічна теорія: Підручник / за
ред.. В.Н. Тарасевича. – К.: Центр
навчальної літератури, 2006.
5. Башнянин ГЛ., Лазур П.Ю., Медведєв B.C. Політична економія. - К.: Ніка-Центр:
Ельга, 2002.
6. Політекономія. Навчальний посібник / За ред. Ніколенко Ю.В. - К.: Знання,2003.