Проблемы российской кооперации и сотрудничества в условиях глобализации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экономика отраслей
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    48,36 kb
  • Опубликовано:
    2010-10-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы российской кооперации и сотрудничества в условиях глобализации

Содержание


Введение

1. Современное состояние и проблемы потребительской кооперации в России

1.1 Сущность и задачи потребительской кооперации в Российской Федерации

1.2 Проблемы российской потребительской кооперации

2. Проблемы и возможности кооперации в эпоху мировой глобализации

2.1 Проблемы кооперации в эпоху мировой глобализации

2.2 Возможности и задачи потребительской кооперации в эпоху глобализации

Заключение

Список литературы

Введение


Потребительская кооперация концентрирует значительные по масштабам и разнообразию материальные, финансовые, человеческие и иные ресурсы, благодаря которым и решаются многие социально-бытовые, экономические и культурные проблемы села (оказание торговых, бытовых услуг, закупка сырья и продукции, создание рабочих мест и др.). Однако реализация социально ориентированных функций и эффективность использования ресурсов потребительской кооперации во многом зависит от развития форм ее организации и управления.

В современных условиях глобализации потребительской кооперации принадлежит стать связующим звеном между глобальным рынком и потребителем. Сложность положения российской потребительской кооперации заключается в масштабе преобразований, поскольку эти системы во многом противопоставлены друг другу и в корне изменяют не только отношения собственности, но и всю экономическую деятельность как потребительской кооперации в целом, так и отдельных кооперативов.

Потребительская кооперация как некоммерческая организация, с одной стороны фиксирует и закрепляет сложившуюся в ней систему экономических отношений между пайщиками и администрацией по поводу реализации объектов кооперативной собственности и распределению продуктов этой реализации между членами кооператива, а, с другой, определяет экономический порядок отношений с внешней средой: с государством и муниципальными органами власти через налоговую систему, финансовые и страховые организации и т. д. Поэтому потребительская кооперация, пожалуй, единственная организационная форма, которая тесно интегрирует интерес государства с его социальными группами. В-третьих, в современных условиях потребительская кооперация рассматривается как своеобразная форма организации производства (форма бизнеса), особая организационно-правовая форма предпринимательской деятельности.

Термин "глобализация" - это обобщение, которое основное внимание уделяет таким мощно проявляющим себя факторам, как растущая мировая торговля и инвестиции, растущие международные финансовые потоки и создание единой политической системы после завершения холодной войны. Глобализация не ограничивается экономической сферой, она включает также такие политические и социальные перемены как всеобщее принятие демократии и плюрализма в качестве желаемой политической системы, а также движение к большей индивидуальной свободе и децентрализации процесса принятия решений. Глобализация была ускорена информационными и коммуникационными технологиями, и привела к тому, что "западная" культура была принята молодыми людьми всего мира. Однако именно в экономической сфере глобализация оказывает самый явный и важный эффект. Рыночная экономика в настоящее время является единственной выжившей системой. Национальные экономики интегрируются в региональные блоки почти повсеместно на планете, а термины "дерегулирование", "либерализация", "приватизация" стали основными в экономической политике любой страны. Но глобализация вовсе не означает, что любая экономическая деятельность является глобальной. Большинство людей по-прежнему работают на фиксированных рабочих местах и остаются привязанными к определенному городу и народу всю свою жизнь. Поэтому термин глобализация прежде всего отражает зримое расширение международной экономической активности, а не перемены, связанные с потерей или приобретением нового рабочего мета для отдельного человека.

Цель данной работы – рассмотреть проблемы российской кооперации и сотрудничества в условиях глобализации.

В работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность и задачи потребительской кооперации в Российской Федерации;

- рассмотреть проблемы кооперации в эпоху мировой глобализации;

- рассмотреть возможности и задачи потребительской кооперации в эпоху глобализации;

- рассмотреть совершенствование экономических основ потребительской кооперации в условиях перехода к рынку.

Научные основы кооперативного движения и кооперативной формы хозяйствования создавались и развивались многими поколениями ученых и кооператоров-практиков в нашей стране и за рубежом.

Большой вклад в разработку теории и организационных принципов кооперации внесли ученые и кооперативные деятели XIX-XX веков A. Анцыферов, Л. Блан, А. Евдокимов, И. Емельянов, Ш. Жид, Н. Калачев,У. Кинг, Н. Кондратьев, Ф. Лассаль, Р. Оуэн, К. Пажитов, В. Садовский,Ш. Фурье, А. Чаянов, А. Челинцев, Г. Шульце-Делич и др.

В трудах Н. Гибнера, Н. Зибера, В. Тотомианца, М. Туган-Барановского разработаны основные теоретические положения, раскрывающие сущность и социально-экономическую природу потребительской кооперации, ее роль в кооперативном движении и решении социальных вопросов в обществе.

На современном этапе основные принципы и подходы к решению проблем становления и развития системы потребительской кооперации в России изложены в работах В. Арефьева, В. Боева, К. Вахитова, В.Ермакова, B. Каширина, И. Корякова, А. Крашенинникова, А. Макаренко,О. Сагайдачной, М. Сероштан, Л. Тепловой, А. Ткача, Н. Фигуровской.

Вопросами научного обоснования организационно-экономических основ функционирования потребительской кооперации занимались П.Бланк, Л. Зайцева, К. Раицкий, Л. Сипко, Л. Фаина, Т. Храмцова и др.

 

1. Современное состояние и проблемы потребительской кооперации в России

 

1.1 Сущность и задачи потребительской кооперации в Российской Федерации


В настоящее время потребительские кооперативы создаются, во-первых, на проверенных историческим опытом и временем кооперативных постулатах — кооперативных принципах и ценностях. Во-вторых, современная потребительская кооперация выступает как многоотраслевая социально-экономическая система, уставной целью функционирования которой является удовлетворение личных, экономических, социальных и других потребностей своих членов-пайщиков.

Кооперация представляет собой форму сотрудничества экономически и юридически самостоятельных предприятий в целях повышения надежности обеспечения, более полного удовлетворения спроса на требуемые материальные ресурсы и услуги, повышения эффективности их деятельности.

Согласно Федеральному закону РФ "О потребительской кооперации" (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" от 19 июня 1992 г. № 3085-1 (в редакции Федерального закона от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ от 28 апреля 2000 г. № 54-ФЗ) [1] основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:

- создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

- производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

- оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.

Надо сказать, что по поводу содержания кооперации как общественного института существуют разные теории и научные точки зрения. В отдельности каждая из них не в состоянии раскрыть философского и социально-экономического значения кооперации.

В истории кооперации основным ее теоретиком считается Р. Оуэн. Он впервые употребил термин "кооперация" в современном его понимании, предложив организовывать "земледельческие и мануфактурные поселения единства и взаимной кооперации" [2. С. 8].

В настоящее время в Большом экономическом словаре кооперация трактуется как "объединение лиц на равноправной основе с целью совместного производства и сбыта продукции, закупки и потребления товаров и услуг" [6. С. 274].

В теориях многих социологов, экономистов, историков, философов: О. Конта, Г. Спенсера, П. Лаврова, П. Кропоткина, Л. Мечникова и на Западе, и в России "кооперацию" в основном рассматривали в качестве всеобщего свойства природного мира и человеческого общества [7. С. 53]. Виднейший представитель русской школы кооперации Емельянов И. В. считал, что "кооперация является комплексом экономических единиц (предприятий и домохозяйств), координирующих свою хозяйственную деятельность" [21. С. 4]. Н.И. Мещеряков, один из деятелей послеоктябрьской кооперации, определял кооперацию как "объединение людей для достижения ими общей цели" [4. С. 14].

В советское время наиболее последовательным сторонником широкого использования в аграрном секторе кооперативной формы хозяйствования был В.Г. Венжер. Непреходящее значение кооперации он видел в том, что она дает возможность вести хозяйство, не отделяя от собственности каждого трудящегося в данном хозяйстве человека. По мысли В. Венжера, кооперация решала противоречие между частным и общественным, не уничтожая одно из них, а интегрируя их воедино. Он рассматривал "кооперацию и кооперативные начала как общую форму социального прогресса" [11. С. 219-222].

На современном этапе в работах А.П. Макаренко кооперация рассматривается как "совокупность кооперативов, действующих в разных сферах экономики, например, потребительская, кредитная, производственная, сбытоснабженческая или сельскохозяйственная, в отдельных странах, в отдельных регионах" [13. С. 6].

К.И. Вахитов содержание кооперации раскрывает в двух определениях [4. С. 3-4]. В самом широком смысле под кооперацией подразумевается в одном случае всеобщее свойство окружающего нас мира с его связями и отношениями, в другом - синоним самого человеческого общества; в третьем - основной социальный механизм, созданный людьми для поддержания общественной жизни, В узком значении под кооперацией понимается совокупность особых общественно-хозяйственных объединений кооперативов (кооперативных обществ, кооперативных союзов и иных кооперативных объединений).

И.Н. Буздалов считает, что "кооперация это не только форма хозяйствования, но и основанная на демократизации и самоуправлении, форма связей, экономических взаимоотношений" [3. С. 3-4].

Обобщая трактовки разных исследователей кооперативной теории и практики, можно сделать вывод, что "кооперация представляет собой синтез трех составляющих, ее элементов" [17. С. 29-30]: кооперация - форма труда; кооперация - хозяйственное предприятие; кооперация - общественное движение (см, таблицу 1).

Таблица 1 Содержательные элементы кооперации

Элементы кооперации

Содержание элементов кооперации

Основные представители

Кооперация как форма труда

это процесс объединения трудовой деятельности, обусловленный общественным разделением труда. В данном случае кооперация представляет собой всеобщую форму, которая лежит в основе всех общественных устройств. При этом особое значение принадлежит разнообразным организованным формам человеческой деятельности. Поэтому познание общих принципов кооперации в существующих видах организаций является важным направлением современных экономических, социологических, управленческих и иных видов исследований.

К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, М.И.Мещеряков, А.И. Пригожий, И.Н. Буздалов, Л. В. Никифоров и др.

Кооперация как хозяйственное предприятие

Здесь кооперация определяет особую форму организации производства, представляющую собой хозяйственное предприятие, которое организует ту или иную сторону деятельности своих членов, не регламентируя остальную сферу их деятельности. Это добровольный союз людей, равноправно участвующих в его управлении и который имеет своей целью не получение наибольшей прибыли на затраченный капитал, а, благодаря общему ведению хозяйства, уменьшение расходов членов кооператива на их потребительские нужды и увеличение собственных трудовых доходов. Эта форма кооперации не является всеобщей закономерностью. Она возникает на определенном этапе развития государства и общественного производства. В качестве общей причины возникновения именно такой формы кооперации необходимо назвать становление и развитие капиталистического общества и рыночной экономики. Естественным продолжением из этого процесса является формирование единого внутреннего и мировых рынков, в результате усиления процесса разделения труда, развития системы денежного обращения и кредитно-банковских структур, провозглашения элементарных демократических прав и свобод.

И.В. Емельянов, А.В. Чаянов, М.И. Туган- Барановский, Р. Оуэн, Ш. Фурье, Г. Шульце-Делич, Ф. Райфайзен, В.Г. Венжер, А.П. Макаренко, К.И. Вахитов, А.В. Ткач и др.

Кооперация как общественное движение

В данном случае кооперация выступает как определенная идеология, ставящая перед собой цель реформирования несовершенного капиталистического общества в общество социальной справедливости. Конкретным ее содержанием была пропаганда идей, принципов, ценностей кооперации, кооперативных знаний, фактическое объединение людей, взаимопомощь, установление ими солидарной ответственности, распространение знаний среди населения, культурно-просветительская деятельность. Надо сказать, что в XIX веке в западноевропейском обществе имели место различные точки зрения на место и роль кооперации в решении социальных вопросов, в преобразовании общества на справедливых началах.

Л. Блан, У. Кинг, Ш. Жид, Н.Г. Чернышевский, С.Л. Маслов, В.Ф. Тотомианц, Н.П. Баллин, Ф.Г. Тернер и др.


История российской кооперации и кооперативной системы насчитывает 170 лет с момента создания декабристами в 1831 году Большой артели, которую Международный кооперативный альянс официально признал началом кооперативного движения в России. В настоящее время процесс формирования и развития кооперации идет в направлении расширения и многообразия ее институциональных элементов и развития социально ориентированного характера их деятельности. Обслуживая в основном сельское население, она берет на себя основные функции обустройства села, формирования торговой и производственной инфраструктуры, экономической и социальной защиты населения. Традиционно приоритетное место в кооперативной системе принадлежит потребительской кооперации.

В нашей стране потребительская кооперация - органичный, структурный элемент агропромышленного комплекса, представляющий собой одну из форм социальной защиты и экономической поддержки сельского населения. Таким способом потребительская кооперация способствует сокращению времени обращения продукции и всего воспроизводственного цикла. При этом целевая экономическая функция потребительской кооперации заключается в доведении материальных благ до потребителя.

Формирование и развитие взаимоотношений между потребкооперацией и отраслями агропромышленного комплекса опосредуется кооперативными связями. Они отражают совокупность организационно-экономических и социально-экономических отношений в процессе взаимодействия кооперирующихся хозяйств.

Выполняя социальную миссию, кооперативные организации страны делают все возможное для оказания пайщикам, всем сельским жителям реальной помощи в обустройстве их жизни, о чем свидетельствуют цифры.

Сегодня в потребкооперации России состоит 8,3 миллиона пайщиков, около 400 тысяч работников и специалистов;         организации потребкооперации участвуют в обслуживании 38 миллионов человек, проживающих почти в 100 тысячах населенных пунктов, в "арсенале" потребкооперации почти 200 тысяч услуг 140 видов;          за последние пять лет организации потребкооперации обеспечили работой 95 тысяч человек, почти 160 тысяч получили временную, сезонную работу и работу на условиях неполного рабочего дня; открыто 6500 парикмахерских; организовано 1020 аптек и аптечных пунктов, 5300 ветеринарных пунктов и аптек; создано 8300 пунктов по ремонту, пошиву одежды и обуви, 5200 пунктов по раскрою тканей, 7000 — по фотоуслугам, 3400 — по ремонту бытовой техники, 2700 — по ремонту часов; в настоящее время действуют 90 Домов быта; в магазинах создано 18 тысяч народных библиотек; организовано 25 тысяч бесплатных чайных столов; оборудовано 4353 детские игровые площадки; закупая сельхозпродукцию, дикоросы, за пять лет организации потребкооперации обеспечили повышение жизненного уровня двум миллионам человек; в прошлом году 530 тысячам сдатчиков продукции ежемесячно выплачивалось каждому около 2 тысяч рублей; около 4 миллиардов рублей потребкооперация отвлекает из казны, отпуская пайщикам товары в долг, на бесплатное оказание ряда услуг, материальную помощь малоимущим, инвалидам, ветеранам войны и труда, организацию спортивных секций и коллективов художественной самодеятельности ежегодно расходуется более 3 миллиардов рублей; на нужды Церкви безвозмездно передано организациями потребкооперации 190 зданий и сооружений.

Наиболее активную работу по реализации социальной миссии ведут Владимирский, Псковский, Брянский, Ярославский, Смоленский, Нижегородский, Воронежский, Чувашский, Кемеровский, Удмуртский, Омский потребсоюзы.

1.2 Проблемы российской потребительской кооперации


Прежде чем перейти к вопросу о проблемах российской кооперации, рассмотрим современные тенденции развития мирового кооперативного движения.

В современных развитых странах наблюдается устойчивая тенденция к динамичному изменению правовых форм как предпринимательских хозяйств, так и кооперативов: кооперативы преобразуются в акционерные общества или частные предприятия и наоборот.

Это объясняется динамикой изменения приоритетов целей владельцев этих предприятий и стабильностью целей государства и населения:

- члены успешно действующих кооперативов хотят иметь возможность получать не ограниченную уставными документами кооперативов прибыль и преобразуют их в другие правовые формы хозяйств, не имеющие этих ограничений;

- государство старается снизить безработицу и социальную напряженность общества и повысить жизненный уровень населения путем финансовой и иной поддержки кооперативов, в том числе и образующихся из обанкротившихся предприятий другой правовой формы.

В большинстве стран кооперативы придерживаются федеративного типа организации, при которой полностью независимые первичные кооперативы с индивидуальным членством сотрудничают на различных уровнях, создавая кооперативные объединения.

В настоящее время повышается роль кооперативных объединений национального уровня, цель которых - защита интересов входящих в них кооперативов, что объясняется следующим:

- возрастает конкуренция со стороны крупных объединений предприятий других правовых форм;

- современные технологии дороги и не могут быть использованы мелкими кооперативами;

- изменяются условиям хозяйствования, вынуждающие кооперативы осуществлять координацию и планирование хозяйственной деятельности, обмен информацией, повышать уровень квалификации рабочей силы;

-появляется возможность осуществлять кооперирование в кредитно-финансовой сфере путем создания кооперативных банков для коллективного самофинансирования.

 Можно выделить три основные разновидности форм предприятий современных кооперативов:

- "чистые кооперативы" - это кооперативы, в которых установлено равенство прав пайщиков как в управлении, так и в распределении прибыли;

- "кооперативы акционерного типа" - это кооперативы, в которых преобладают элементы акционерного общества. Прибыль распределяется в виде дивидендов пропорционально величине пая при равенстве прав в управлении и обычно ограничена верхним пределом. Наиболее характерные примеры США и Бельгия. Но такие кооперативы редко пользуются преимуществами по сравнению с другими видами предприятий. Это объясняется тем, что кооперативы мало чем отличаются от частных компаний;

- кооперативы, занимающие промежуточное положение между "чистыми кооперативами" и "кооперативами акционерного типа".

Рассмотрим изменения организации потребительских кооперативов во времени.

На ранних этапах развития кооперативного движения преобладали "чистые кооперативы", соответствующим образом организовывались и предприятия. Для принятия серьезных решений требовалось согласие всех пайщиков, которое принималось на общем собрании.

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция перехода к акционерной форме организации производства, что обеспечивает компетентность руководства и позволяет современными методами решать проблемы накопления и мобилизации финансовых ресурсов, модернизировать предприятия и менять их структуру в соответствии с быстроизменяющимися требованиями рынка в обстановке острой конкурентной борьбы. Но акции таких предприятий на рынок ценных бумаг не поступают.

В случае слияния кооперативных предприятий с предприятиями другой правовой формы, как правило, создаются акционерные общества с ограниченной ответственностью или общества на паевой основе.

Механизм изменения правовых форм и форм собственности аналогичен российскому и заключается в постепенном переходе руководства кооперативами в руки директоров и высокооплачиваемых служащих.

Подавляющее большинство кооперативных предприятий предприятия используют наемный труд и управляются наемными менеджерами под общим руководством и контролем кооперативной организации. Современное экономическое состояние зарубежной потребительской кооперации обусловлено общими с Россией факторами: углублением инфляции, снижением темпов роста производительности труда, ростом издержек обращения.

Общепринятым в мировой практике выходом из создавшейся экономической ситуации является концентрация экономических возможностей путем укрупнения кооперативов, причем интеграция приводит к сокращению абсолютного числа кооперативных организаций.

В некоторых странах, например, Англии, этот процесс сопровождается снижением числа пайщиков. [18]

Внутренние проблемы современных кооперативов вытекают из противоречивости целей: защитой интересов пайщиков и необходимостью соблюдать законы рыночной экономики.

Общие для всех кооперативов проблемы образования капитала и распределения результатов работы с ним:

- заинтересованность пайщиков в распределении прибыли препятствует созданию фондов развития кооператива и резервных фондов;

- возможности привлечения собственного капитала кооперативом гораздо меньшие, чем у акционерных обществ. Размер собственного капитала колеблется в зависимости от числа членов. Так как каждый член имеет только один голос, то приобретение нескольких кооперативных паев не привлекательно. Если из кооператива выбывают его члены и получают свой пай обратно, то собственный капитал кооператива, а вместе с ним и кредитная основа уменьшаются;

- привлечение кооперативом заемного капитала негосударственных банков затруднено, так как зависит от его кредитоспособности, которая не стабильна. Поэтому кооперативы (особенно мелкие) на рынке капитала не всегда пользуются доверием, что определяет высокую кредитную ставку;

- государство оказывает финансовую поддержку кооперативам в рамках определенных программ путем льготных кредитов и налогообложения, но в некоторых странах большинство кооперативов в эти программы не входит.

Проблемы управления и контроля:

- в отличие от России, профессиональный уровень управленческого состава в подавляющем большинстве кооперативов невысок, что объясняется низкой (в сравнении с другими формами предприятий) заработной платой;

- применяемый в кооперативах принцип демократического управления не везде обеспечивает требуемую дисциплину производства;

- определение финансовой и производственной политики кооператива волеизъявлением общего собрания пайщиков не всегда эффективно из-за некомпетентности большинства пайщиков;

- кооперативы неохотно идут на риск, что снижает их эффективность.

Проблемы производства:

- используемые большинством кооперативов техника и технология находятся на более низком уровне, чем в акционерных обществах;

- условия труда в кооперативах хуже, чем в частных и государственных предприятиях;

- средний уровень квалификации рабочего персонала в кооперативах ниже из-за невысокой заработной платы.

В отличие от зарубежных кооперативов российская потребительская кооперация обладает сравнительно высоким уровнем производства, производственным и интеллектуальным потенциалом.

 Преимущества кооперативов определяются их целями:

- удовлетворение экономических потребностей пайщиков;

- совпадение социальных целей государства и кооперативов;

- снижение социальной напряженности в обществе, вызываемой деятельностью предпринимательских хозяйств.

В России эти преимущества реализуются частично из-за отсутствия полноценной социальной базы потребительской кооперации.

Отношения государство - кооператив:

а) В подавляющем большинстве стран государство регулирует деятельность кооперативов исключительно правовыми и экономическими методами.

Так как кооперативы в своем большинстве имеют цели, сходные с целями государства, то в большинстве стран государство заинтересовано в развитии кооперативов и оказывает им финансовую и иную поддержку.

б) В образовании и распределении капитала кооперативов государство предпринимает следующие действия:

- частично финансирует кооперативы, образованные на базе разорившихся частных фирм;

- устанавливает льготное налогообложение, особенно для "чистых" кооперативов;

- осуществляет кредитование кооперативов, создает государственные фонды финансирования кооперации;

- реализует систему государственных заказов, прибыль от выполнения которых не облагается налогом.

Государство оказывает кооперативам помощь в подготовке управляющего персонала кооперативов и повышении квалификации его работников.

Зная проблемы и тенденции мирового кооперативного движения, можно сопоставить их с тенденциями и проблемами российской потребительской кооперации и выявить отличия действующих принципов современной российской потребительской кооперации от принципов МКА. Это поможет понять, что конкретно требуется изменить в деятельности российской потребительской кооперации для того, чтобы она смогла эффективно действовать в рыночной экономике.

Можно выделить две группы экономических проблем, стоящих перед современной российской кооперацией:

- проблемы всех предприятий российской экономики. К ним относятся: отсутствие ясной государственной экономической политики, некредитоспособность населения и предприятий, неплатежи, нехватка собственных оборотных средств и дороговизна банковских кредитов, налоговый пресс и т.п.;

- проблемы потребительской кооперации, вытекающие из ее специфичных целей. К ним относятся невозможность получения высокой прибыли из-за преимущественного обслуживания малоимущих слоев населения (в том числе и населения отдаленных районов), наличие малоэффективных избыточных основных фондов, невозможность закрытия экономически нерентабельных, но социально-значимых предприятий и т.п.

Статистика свидетельствует, что в российской экономике намечаются положительные сдвиги, что относится и к потребительской кооперации.

Вторая группа проблем решается в двух направлениях:

- перестройка организационной структуры, структуры товарооборота, заготовительной деятельности, производства товаров, диверсификация деятельности и нахождение внутренних резервов повышения рентабельности предприятий потребительской кооперации;

- частичная компенсация государством экономических потерь потребительской кооперации, связанных с решением ее социальных общегосударственных задач, в виде налоговых льгот, кредитов, отсрочки платежей по кредитам и т.п.

Очерченный круг экономических проблем сам подсказывает пути их решения:

- перестройка российской потребительской кооперации на основе кооперативных принципов МКА;

- повышение эффективности деятельности потребительской кооперации на основе использования прошедших проверку временем достижений дореволюционной русской кооперации и применения полезного зарубежного кооперативного опыта;

- законодательное закрепление потребительской кооперации как экономического субъекта первостепенной социальной значимости с предоставлением ей экономических льгот, соответствующих затратам потребительской кооперации на решение общегосударственных социальных задач.

Сравнивая проблемы российских потребительских кооперативов с проблемами кооперативов других стран, можно отметить их общность, но в России эти проблемы усугублены воздействием перехода из одной экономической системы в другую.

Реформирование отношений собственности вновь превратило потребительскую кооперацию в важнейший инструмент государственной политики для снижения социальной напряженности в российском обществе.

Это не случайно. Если обратиться к истории, то можно заметить закономерность: возрастание роли потребительской кооперации всегда происходит в трудные для населения страны времена. Так, само появление и развитие потребительских кооперативов привело к уменьшению разрыва уровней жизни рабочих и предпринимателей; на каких бы основах не строилась потребительская кооперация в первые годы Советской власти, именно она обеспечила физическое выживание большинства населения России того времени; именно потребительская кооперация повысила уровень снабжения населения СССР продуктами во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. [15]

Поэтому совершенно неправильно рассматривать потребительскую кооперацию только с экономической точки зрения: ее экономическая рентабельность ничто по сравнению с социальными выгодами.

Для примера рассмотрим, почему государство, несмотря на кажущуюся экономическую невыгодность, оказывает финансовую помощь потребительской кооперации.

Обеспечивая население страны дешевыми продуктами и товарами, потребительская кооперация снижает социальную напряженность в обществе. Поэтому, государству несоизмеримо выгоднее тратить несущественную часть бюджета на предотвращение социального взрыва, чем нести непредсказуемые затраты по ликвидации его последствий.

Исторический опыт позволяет прогнозировать первостепенную социальную значимость потребительской кооперации до того времени, когда экономика России не будет приведена в порядок и ее устойчивое существование в последующие периоды.

2. Проблемы и возможности кооперации в эпоху мировой глобализации

 

2.1 Проблемы кооперации в эпоху мировой глобализации


Мир в настоящее время находится на расстоянии световых лет от мира, в котором жили пионеры кооперативного движения. В то время кооперация воспринималась и развивалась в местном контексте для решения местных проблем местных людей. Международная перспектива для кооперации, которую мы отмечаем сегодня, родилась благодаря ее привлекательности и способности решать проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются простые люди в своей повседневной жизни. Международная кооперация стала чрезвычайно успешным мероприятием, поскольку она дала людям ощущение того, что они могут самостоятельно определять свою судьбу и судьбы своих семей.

Как известно, с самого начала международная кооперация наиболее успешно действовала в той обстановке, где были созданы предпосылки для перемен, а в некоторых случаях кооперация успешно развивалась в рамках самих перемен, когда нужно было бороться с неравенством, несправедливостью и дискриминацией. Ее сила заключалась в том, что это была практическая, имеющая источником своего развития ценности философия, основанная на солидарности, демократии, и равенстве, которые реально вносили ощутимые перемены в жизнь людей.

Кооперация преуспела, потому что она воспитала в своих рядах кадры лидеров, которые повели за собой местные общины путем приобщения к образованию, кооперативным ценностям, самопомощи, привития чувства ответственности для изменения своей собственной судьбы.[10]

В сущности, кооперация заняла лидирующее положение в местных общинах.

В сегодняшнем мире, глобализированном мире, окружающая среда может быть чем угодно, но только не местной средой.

Сегодняшний мир пытается найти равновесие в новой глобальной реальности. В частности, эта новая глобальная реальность породила настоящее чувство нарушения привычного и сложившегося порядка вещей. Это чувство испытывали многие общины, районы и целые регионы, само существование которых было поставлено под угрозу в силу исчезновения традиционных видов деятельности и отраслей. Упадок и исчезновение многих подобных отраслей ужу само по себе было чрезвычайно болезненным. Но теперь, когда глобальные экономические силы могут пользоваться преимуществами свободного передвижения капитала, что гарантировано мировыми торговыми структурами, обеспокоенные правительства любых уровней, от местного до национального, стоят перед проблемой, что можно предпринять и на какие рычаги надавить, чтобы как-то компенсировать экономические трудности, возникшие в их собственных странах и регионах и у их собственных людей. Таким образом складывается экономическая реальность, которая во многих случаях сопровождается исчезновением привычного уклада жизни, общинных ценностей, связей и стабильности.

Кооперативы вносят существенный вклад в мировую экономику. По данным ООН за 1994 г., кооперативный сектор предоставлял услуги и товары для около 3 млрд. населения.

Кооперативный сектор динамично развивается, и эта тенденция подтверждается следующими данными: в 2001 г. членами кооперативов являлись почти 800 млн. человек, против 180 млн. в 1960 г.

Кооперативы обладают рядом специфических особенностей, которые отличают их от других форм организации хозяйственной деятельности. Экономическими преимуществами кооперативов можно считать:

- высокий уровень приспособления к меняющимся условиям рынка;

- успешное удовлетворение или создание спроса в рыночных нишах;

- накопление собственных ресурсов, что обеспечивает кооперативам возможность выживать независимо от внешней поддержки и быть конкурентоспособными на соответствующих рынках;

- выполнение функций финансовых посредников, обеспечивающих сочетание местных потребностей в сбережении средств с потребностями в получении кредитов местными предпринимателями;

- создание стимулов для обновления, диверсификации и специализации производства на предприятиях своих членов (пайщиков);

- создание самофинансирующихся федеративных систем (региональные или национальные кооперативные союзы) для предоставления консультаций, профессиональной подготовки, маркетинга и представительства на политическом уровне;

- позитивное влияние на организационную и нормативную базы, определяющие местные и национальные условия хозяйствования кооперативов и условия на международных рынках.

Вступление РФ в ВТО обеспечит для национальной потребительской кооперации возможность полномасштабной реализации перечисленных выше экономических преимуществ за счет снятия таможенных ограничений на перемещение товаров и услуг. Будут созданы предпосылки для реальной горизонтальной и вертикальной интеграции между национальным и межнациональными кооперативными союзами.

Наибольший интерес, в контексте интеграционных процессов, представляет, по нашему мнению, информационная интеграция. В рамках Международного кооперативного альянса, членом которого является Центросоюз РФ, существует информационный банк сведений, и доступ к этим ресурсам носит децентрализованный характер. Специфический взаимный обмен между общими и индивидуальными знаниями потенциальных конкурентов (кооперативов) позволяет им координировать свои действия и лежит в основе многих сравнительных преимуществ кооперативов перед коммерческими организациями и официальными посредниками.

Опасения политиков и экономистов относительно процессов глобализации экономических пространств и, как следствие, банкротства местных производителей, вполне реальны для ближних к европейским рынкам регионов РФ. Для местных рынков естественным защитным барьером станет величина транспортных тарифов. Конкурентоспособность местных сельскохозяйственных производителей вряд ли окажется затронутой в результате вступления РФ в ВТО, но рынок потребительских непродовольственных товаров оскудеет из-за ценовых барьеров в силу низкой платежеспособности местного населения. Это неизбежно окажет стимулирующее влияние на развитие местного производства потребительских товаров и услуг. Заполнение образовавшейся ниши может обеспечить в том числе производство, осуществляемое кооперативами.

Ключевые вопросы, ответы на которые должны будут искать кооперативные организации, можно сформулировать следующим образом:

- что производить в качестве товаров и услуг?

- на чем организовать производство?

- кто будет осуществлять производство?

- где изыскать инвестиционные ресурсы?

- как оптимизировать затраты на производство?

Ответы на них могут быть получены, в том числе, в результате информационной кооперации на уровне региона, национального кооперативного союза и Международного кооперативного альянса.

В целом, кооперативы могут добиться максимальных экономических выгод за счет своих сравнительных организационных преимуществ, если они будут действовать в следующих областях:

- поставка пайщикам сырья, материалов и технологий для сельскохозяйственного и несельскохозяйственного производства, торговли и услуг;

- обработка и сбыт первичной продукции, оказание услуг в этой области;

- коллективное производство потребительских товаров или оказание услуг пайщикам по производству этих товаров;

- коллективное производство и создание местной инфраструктуры - такой, как образование, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание и услуги по медицинскому уходу, энергетика, снабжение питьевой и ирригационной водой;

- оказание консультационной и организационной поддержки пайщикам в осуществлении ими своих экономических и законодательных прав и т.п.

Наверно, только кооперативы могут сыграть фундаментальную роль в восстановлении или придании нового смысла тому чувству местной самобытности, или местного человека, или местной общины, которое лежало в сердцевине возникновения и развития кооперативного движения.

По мнению аналитиков [11], кооперативы являются мостом, проводником между местными общинами, местными людьми и глобальным рынком. Помочь людям можно если переустроить их местный мир и поставить их в контекст глобального мира.

Конечно, в каждой стране, в каждом регионе, у каждой нации кооперативы имеют свои особенности. Более того, каждая страна находится на определенном этапе развития, перед ней стоят различные задачи, имеются различные возможности. Тем не менее, как нам поступать?

Движимые необходимостью регионализации, если люди хотят получить поддержку, прежде всего финансирование со стороны правительства, мы объединяем усилия наших мощных потребительских кооперативов с более мелкими жилищными, производственными кооперативами, кредитными союзами и т.д. [11]

Таким образом, по мнению аналитиков, в настоящее время нельзя упускать из вида все те громадные эволюции экономики, происходящие на глобальном рынке. Нельзя упускать из вида политические перемены, которые приводят в движение глобальную экономику. Необходимо находить ответы на местные потребности, какими бы они ни были. Эти ответы должны быть правильными для конкретного региона, или конкретной страны.

2.2 Возможности и задачи потребительской кооперации в эпоху глобализации


Глобализация открывает новые перспективы для устойчивого экономического роста и развития мировой экономики. Однако, в то же самое время быстрые процессы перемен и приспособления, ассоциируемые с глобализацией сопровождались ростом бедности, безработицы и социальной дезинтеграции

Политики всего мира сегодня озабочены проблемами безработицы, что можно видеть по цифрам вверху. Проблема создания рабочих мест – это не только вопрос получения дохода, поскольку занятость является основным инструментом для самореализации и социальной интеграции. Справедливое отношение и достоинство, на которые люди надеются при обращении за получением работы, должно быть безусловно обеспечено, когда мы говорим о достойной работе. Различные грани глобализации, в частности, дерегулирование рынков труда, приватизация государственных предприятий и либерализация международной торговли и финансов произвели значительное влияние на мир труда:

Во многих странах наблюдается процесс информатизации экономики и, следовательно, дезинтеграцию трудовых отношений и ухудшение условий труда. Доля неформального сектора в национальной экономике растет даже в тех странах, где эта доля и так уже была высока. Кроме этого, процент женщин, занятых в неформальной экономике, тоже растет, таким образом приводя к феминизации этого сектора. Впечатляющий прогресс, достигнутый информатизационными и коммуникационными технологиями, дает возможность все большему числу людей выполнять работу дома. Это создает новые возможности в получении рабочего места, но и также способствует изоляции работника по отношению к своим коллегам и работодателю. Стратегия передачи части своих функций другим подрядчикам, осуществляемая многими компаниями с целью снижения производственных затрат усиливает феномен "завуалированных трудовых отношений", что означает повторное принятие на работу или увольнение работников как "независимых" субподрядчиков, которые не имеют прав ни на какие социальные выплаты и пособия. Дефицит работы – это недостаточное количество рабочих мест, чтобы все люди имели возможность стать занятыми. Дефицит качества – не все имеющиеся в наличии виды работ предлагают удовлетворительные условия труда.

Достойная работа находит свое отражение в том, как рабочие ощущают такие понятия, как "ценность" и "удовлетворение", а отсутствие достойной работы замечается сразу. Достойная работа – это наше рабочее место и перспективы на будущее, это условия труда, баланс между работой и семейной жизнью, равенство полов, а также равное признание результатов труда. Это также и индивидуальные способности конкурировать на рынке, это получение справедливой доли богатства, в создании которого вы принимали участие, и при этом вас не обошли стороной, это и право голоса, как на рабочем месте, так и в общине, где вы живете. Рабочие и предприниматели, занятые в неформальной экономике, не имеют своего голоса и не обладают особым потенциалом в решении трудовых споров. Самая простая организация этих людей в предприятия, построенные по типу кооператива, значительно увеличит их возможности участия в процессе принятия решений, а также даст им возможность добиваться более выгодных условий и цен при переговорах с клиентами, потребителями, поставщиками и банками. Существует много ярких примеров того, как кооперативы успешно создавали мост между неформальной экономикой и формальным сектором, при этом значительно улучшая качество труда своих членов. Достойная работа отсутствует, когда имеется в наличии: вынужденная безработица и бедность нарушения прав на работе; детский труд и труд по принуждению; явно недостаточный доход, депрессия, напряженность на работе; недостаточная организация среди работников, чтобы их голос услышали, или же препятствия к эффективному диалогу; недостаточный баланс между требованиями, предъявляемыми семьей и отношениями на работе.

Достойная работа через наделение работников полномочиями и властью организация занимающихся индивидуальным трудом, включая и мелких предпринимателей; создание условий для повышения роли мелких производителей и розничных потребителей в решении трудовых споров. То же самое касается и организации мелких производителей и розничных потребителей. В самом деле, в силу своей демократической природы кооперативы могут наделить людей большей властью, что они и доказывали со времен Рочдейльских пионеров. Организовывая людей, кооперативы могут заполнить структурный разрыв, образовавшийся после того, как государство отказалось от своих экономических и социальных функций.

Глобализация создает новые возможности, которые могут быть использованы кооперативами для создания достойной работы через самопомощь. Один пример осуществления таких возможностей, это кооперативы, которые существуют в или с помощью Интернет, или которые используют Интернет в качестве инструмента образования "общих связей". В России уже есть примеры того, как небольшие кооперативы в развивающихся странах успешно используют Интернет для маркетинга своей продукции. В других случаях, люди, занимающиеся индивидуальным трудом, например, переводчики создали "виртуальный кооператив" в Интернет, чтобы расширить виды предоставляемых услуг и стандартизировать условия заключаемых контрактов. Наконец, многие провайдеры услуг Интернет на самом деле являются кооперативами, созданными пользователями Интернет. [22]

Сама природа кооперативов, как организаций, основанных на ценностях, наделяет их кооперативными преимуществами. И в самом деле, кооперативы обладают явным потенциалом по созданию рабочих мест. Они могут создавать рабочие места в экономических подсекторах или географических регионах, которые не являются "прибыльными" для компаний, ориентирующихся на получение прибыли, просто потому, что прибыль не является единственной руководящей ценностью для кооперативов. Есть многие примеры того, как кооперативы сохранили тысячи рабочих мест с помощью совместных действий работников и предприятий, попавших в трудные условия.

Кооперативы уже продемонстрировали свои возможности в организации таких видов социальных и коммунальных услуг, которые государство уже не может или не хочет предоставлять. Сюда входят кооперативы, созданные людьми, предоставляющими и пользующимися медицинскими услугами, примеры этого есть во всех странах, а также кооперативы по уходу за детьми и подготовке к школе, равно как и кооперативы по уходу за престарелыми и организации коммунальных услуг. Во многих случаях эти кооперативы является единственными каналом, с помощью которого не столь богатые граждане могут получить доступ к основным социальным услугам, что является неотъемлемым для достойной работы. Кооперативы по оказанию социальных услуг для рискованных групп населения являются относительно новыми. Они стали результатом кризиса общественной системы социальной защиты во многих индустриальных странах. Наиболее ярким примером таких кооперативов, конечно же, являются итальянские социальные кооперативы. Они предоставляют основные виды социальных услуг для таких групп населения, как инвалиды, престарелые, бездомные и наркоманы. В настоящее время в Италии насчитывается более 2000 социальных кооперативов, вклад которых составляет 13% государственных расходов на социальный сектор. Кроме этого, кооперативы создали более 60000 рабочих мест для маргинальных групп населения (Глобальный форум по вопросам занятости, Женева, 1-3 ноября 2001г. международная конференция по вопросам труда 2002г., второе обсуждение проблемы "Развитие кооперативов"); Есть и много других интересных примеров работы социально ориентированных кооперативов, или кооперативов, предоставляющих социальные услуги. И в самом деле, кооперативы могут создать идеальный альтернативный механизм предоставления социальных услуг, который при этом будет контролироваться самими пользователями этих услуг.

По мнению аналитиков, кооперативы могут наделять людей властными полномочиями с помощью совместных действий, создавать новые возможности с помощью совместных инициатив и повышать уровень социальной защищенности через самопомощь. Данные три элемента: наделение властными полномочиями, возможности и защита являются основными элементами любой программы, направленной на устранение бедности, что и отмечалось в недавнем документе о стратегии борьбы за устранение бедности, опубликованном Мировым банком. Истинные, автономные, хорошо управляемые, экономически состоятельные кооперативы могут многое сделать для борьбы с бедностью, социальной незащищенностью, а также для повышения социальной справедливости, таким образом внося свой вклад не только в создание достойной работы, но и в сохранение мира. международная конференция по вопросам труда 2002г. обсуждение проблем неформального сектора.

Таким образом, основной задачей, которую ставят перед собой кооператоры на современном этапе глобализации - создание альтернативного механизма предоставление социальных услуг; создание рабочих мест для людей с ограниченными физическими возможностями через самопомощь.

Заключение


Таким образом, в работе решены следующие задачи:

- рассмотрена сущность и задачи потребительской кооперации в Российской Федерации;

- рассмотрены проблемы российской потребительской кооперации;

- рассмотрены проблемы кооперации в эпоху мировой глобализации;

- рассмотрены возможности и задачи потребительской кооперации в эпоху глобализации.

Кооперация представляет собой форму сотрудничества экономически и юридически самостоятельных предприятий в целях повышения надежности обеспечения, более полного удовлетворения спроса на требуемые материальные ресурсы и услуги, повышения эффективности их деятельности.

В нашей стране потребительская кооперация - органичный, структурный элемент агропромышленного комплекса, представляющий собой одну из форм социальной защиты и экономической поддержки сельского населения. Таким способом потребительская кооперация способствует сокращению времени обращения продукции и всего воспроизводственного цикла. При этом целевая экономическая функция потребительской кооперации заключается в доведении материальных благ до потребителя.

Внутренние проблемы современных кооперативов вытекают из противоречивости целей: защитой интересов пайщиков и необходимостью соблюдать законы рыночной экономики.

Общие для всех кооперативов проблемы образования капитала и распределения результатов работы с ним: заинтересованность пайщиков в распределении прибыли препятствует созданию фондов развития кооператива и резервных фондов; возможности привлечения собственного капитала кооперативом гораздо меньшие, чем у акционерных обществ. Размер собственного капитала колеблется в зависимости от числа членов. Так как каждый член имеет только один голос, то приобретение нескольких кооперативных паев не привлекательно. Если из кооператива выбывают его члены и получают свой пай обратно, то собственный капитал кооператива, а вместе с ним и кредитная основа уменьшаются; привлечение кооперативом заемного капитала негосударственных банков затруднено, так как зависит от его кредитоспособности, которая не стабильна. Поэтому кооперативы (особенно мелкие) на рынке капитала не всегда пользуются доверием, что определяет высокую кредитную ставку; государство оказывает финансовую поддержку кооперативам в рамках определенных программ путем льготных кредитов и налогообложения, но в некоторых странах большинство кооперативов в эти программы не входит.

Проблемы управления и контроля: в отличие от России, профессиональный уровень управленческого состава в подавляющем большинстве кооперативов невысок, что объясняется низкой (в сравнении с другими формами предприятий) заработной платой; применяемый в кооперативах принцип демократического управления не везде обеспечивает требуемую дисциплину производства; определение финансовой и производственной политики кооператива волеизъявлением общего собрания пайщиков не всегда эффективно из-за некомпетентности большинства пайщиков; кооперативы неохотно идут на риск, что снижает их эффективность.

Проблемы производства: используемые большинством кооперативов техника и технология находятся на более низком уровне, чем в акционерных обществах; условия труда в кооперативах хуже, чем в частных и государственных предприятиях; средний уровень квалификации рабочего персонала в кооперативах ниже из-за невысокой заработной платы.

В отличие от зарубежных кооперативов российская потребительская кооперация обладает сравнительно высоким уровнем производства, производственным и интеллектуальным потенциалом.

Вступление РФ в ВТО обеспечит для национальной потребительской кооперации возможность полномасштабной реализации перечисленных выше экономических преимуществ за счет снятия таможенных ограничений на перемещение товаров и услуг. Будут созданы предпосылки для реальной горизонтальной и вертикальной интеграции между национальным и межнациональными кооперативными союзами.

Опасения политиков и экономистов относительно процессов глобализации экономических пространств и, как следствие, банкротства местных производителей, вполне реальны для ближних к европейским рынкам регионов РФ. Для местных рынков естественным защитным барьером станет величина транспортных тарифов. Конкурентоспособность местных сельскохозяйственных производителей вряд ли окажется затронутой в результате вступления РФ в ВТО, но рынок потребительских непродовольственных товаров оскудеет из-за ценовых барьеров в силу низкой платежеспособности местного населения. Это неизбежно окажет стимулирующее влияние на развитие местного производства потребительских товаров и услуг. Заполнение образовавшейся ниши может обеспечить в том числе производство, осуществляемое кооперативами.

В целом, кооперативы могут добиться максимальных экономических выгод за счет своих сравнительных организационных преимуществ, если они будут действовать в следующих областях: поставка пайщикам сырья, материалов и технологий для сельскохозяйственного и несельскохозяйственного производства, торговли и услуг; обработка и сбыт первичной продукции, оказание услуг в этой области; коллективное производство потребительских товаров или оказание услуг пайщикам по производству этих товаров; коллективное производство и создание местной инфраструктуры - такой, как образование, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание и услуги по медицинскому уходу, энергетика, снабжение питьевой и ирригационной водой; оказание консультационной и организационной поддержки пайщикам в осуществлении ими своих экономических и законодательных прав и т.п.

Глобализация создает новые возможности, которые могут быть использованы кооперативами для создания достойной работы через самопомощь.

Основной задачей, которую ставят перед собой кооператоры на современном этапе глобализации - создание альтернативного механизма предоставление социальных услуг; создание рабочих мест для людей с ограниченными физическими возможностями через самопомощь.

Список литературы


1.   Федеральный закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 (в редакции Федерального закона от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ от 28 апреля 2000 г. № 54-ФЗ)

2.   Буздалина О.Б. Потребительская кооперация в рыночной экономике // Налог. вестн. - 2002. - N 1. - С.28-29.

3.   Буздалина О.Б. Потребительская кооперация в условиях глобализации мировой экономики // Налог. вестн. - 2002. - N 12. - С.21-24.

4.   Бурганов А. Кооперация вчера, сегодня и завтра // Власть. - 2004. - N 4. - С.52-55.

5.   Елютин О. Кооперация в России - невостребованный опыт // Наука и жизнь. - 2003. - N 5. - С.58-64.

6.   Ермаков В.Ф. Проблемы потребительской кооперации // Экономист. - 1995. - № 6. - с. 24 - 28.

7.   Инвестиционные проблемы российской потребительской кооперации/ В.Л. Сиднина, Ю. Хрулева, Е. Шустова и др.// Потреб. кооп. - соц.-ориентир. система: Тез. докл. науч.-практ. конф., 12 янв. 2000 г./ Каз. кооп. ин-т МУПК. - Казань, 2000. - С. 128-130.

8.   Личагин К. Новое в законодательстве о потребительской кооперации // Эпиграф. - 2000. - N 20. - С.III. - (Налоги и право).

9.   Личагин К. Новое в законодательстве о потребительской кооперации // Эпиграф. - 2000. - Июнь (N 24). - С.VI. - (Налоги и право).

10.   Пустырев Е.Ф. Кооперация сквозь призму интересов // ЭКО. - 2002. - N 8. - С.134-142.

11.   Семенов А.К. Формирование стратегии управления в потребительской кооперации. Волгоград, 2001. 14 с.

12.   Семенов А.К. Совершенствование структуры управления потребительской кооперации в соответствии с Законом РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". М., 1999. 15с.

13.   Сиднина В.Л. Роль потребительской кооперации в смягчении проявлений кризиса в России как результата глобализации// Кооп. самобытность в новом тысячелетии: Тез. докл. межвуз. науч. - практ. конф., 30- 31 янв. 2001 г./ Чебоксар. кооп. ин-т МУПК. - Чебоксары, 2001. - С. 136-137.

14.   Сидоренко П.В. Механизм партнерского взаимодействия потребительской кооперации и органов власти в современных условиях. Автореферат на соискание ученой степени к.э.н. Волгоград, 2003. 28 с.

15.   Социально-экономическое положение потребительской кооперации. Реализация рекомендаций научно-практических конференций. М., 2001.236с.

17.   Теплова Л.Е. Потребительская кооперация: самоуправленческий потенциал и ценностные основания организационной культуры потребительской кооперации // Финансы и кредит. 2003. № 24 (138). С. 83-91.

18.   Ткач А.В., Угрюмова Ю.А. Место и роль кооперации в продовольственном обеспечении России // Достижения науки и техники АПК. 2002. №6. С. 59-61.

19.   Ткач А.В., Ашихмина О.А. Потребительская кооперация России в рыночных условиях // Достижения науки и техники АПК. 2004. № 2. С. 35-38.

20.   Фигуровская Н.К. Кооперативное движение исторический аспект // Аграрная Россия. 2003. № 2. С. 46-48.

21.   Хаммидулина Г.Р. Потребительская кооперация, перспективы ее развития в условиях рыночной экономики. М.: Издательство ПРИОР, 2004.

22.   Храмцова. Т.Г. Роль потребительской кооперации в социализации экономики. Новосибирск, 2002. 143 с.

23.   Салий В.В. Маркетинговые стратегии в потребительской коперации: Учебное пособие. Ч. 1 и 2. – Новосибирск: СибУПК, 1998.

24.   http://www.centrosojuz.ru/index_rus.htm

Похожие работы на - Проблемы российской кооперации и сотрудничества в условиях глобализации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!