Ценообразование импортных товаров
Оглавление
Введение
Глава 1.
Характеристика внешнеэкономических цен
1.1 Понятие
и виды мировой цены
1.2
Методология расчета цен на импортные товары
Глава 2.
Формирование цен на импортные товары
2.1 Таможенная
стоимость и методы её определения
2.2
Таможенная пошлина
2.3 Акциз
2.4 Налог на
добавленную стоимость
2.5 Торговая
надбавка
2.6 Динамика
российского импорта
Глава 3.
Расчет цены импортных товаров
Заключение
Список
литературы
Рынок существует везде, где
индивидуумы или организации вступают в отношения купли-продажи. Рынок важен
потому, что он есть тот экономический механизм, который общество применяет для
производства, распределения, торговли. Покупатели и продавцы используют
информацию, получаемую на рынке, чтобы решить, что именно купить и сколько
продать. Рынок всегда имеет две стороны, отражая условия, как спроса, так и
предложения, и делает это одновременно. Через рынок покупатели объявляют о
своем желании и способности продавать (или не продавать) на таких-то условиях. Сигналами
продавцам и покупателям служат цены.
В рыночной экономике система цен
определяет: что, как и для кого. Что производить в каких объемах - определяется
потребностями покупателей. Большей потребности соответствует готовность платить
более высокую цену. Таким образом, в хозяйстве устанавливается структура цен,
которая отражает относительную ценность различных товаров и услуг для общества
в целом.
Чем нужнее товар, тем выше его
цена и выше прибыль от его производства. Таким образом, цена является
направляющей силой рынка. Знание системы и видов цен, реально применяемых на
внутреннем и внешнем рынке, умение рассчитать их структуру позволяют внедрить
наиболее рациональные методы и политику ценообразования фирмы с учетом реально
складывающейся конъюнктуры рынка и таким образом обеспечить максимально
возможный результат ее экономической рентабельности.
Объект исследования - импортная
цена.
Предмет исследования - определение
особенностей установления импортных цен.
Цель исследования -
изучить особенности установления импортных цен.
Задачи исследования:
1. Определить понятие и виды
мировой цены.
2. Рассмотреть методологию
расчета цен на импортные товары.
3. Проанализировать таможенную
стоимость и методы её определения.
4. Рассмотреть понятие
таможенной пошлины, акциза, налога на добавленную стоимость, торговой надбавки.
5. Проанализировать динамику
российского импорта.
6. Рассчитать цену на импортные
товары.
Структура работы: работа
состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Теоретической основой
данной работы послужили работы таких авторов, как: Балабанов И.Т., Балабанов А.И.
Бахрамов Ю.М., Глухов В.В. Зайцев И.Л. Котлер Ф. Яковлев Н.Я. и других.
1.1 Понятие и виды мировой цены
Цены международной торговли
включают в себя: контрактные, мировые, трансфертные, CIF,
FAS, FOB, DAF.
Мировые цены
применяются во внешней торговле. Различают мировые цены на импортную и
экспортную продукцию (товары, услуги). Мировые цены - это цены, по которым
проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно
характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. На
практике мировые цены на различные группы товаров определяются следующим
образом:
экспортеров или импортеров или
ценами соответствующих бирж, аукционов;
По изделиям
производственно-технического назначения - ценами ведущих мировых производителей;
По товарам народного потребления
- ценами, опубликованными в каталогах ведущих крупных торговых домов.
В основе мировых цен лежит
интернациональная стоимость. Интернациональная стоимость формируется на основе
затрат тех стран, которые экспортируют данный товар на мировой рынок, и
качественно отличается от национальной. [1]
Мировые цены складываются под
воздействием многих ценообразующих факторов мирового рынка: колебания валютных
курсов, изменения соотношения сил на мировом рынке, военных и экономических
столкновений, неурожаев, катастроф, а также с учетом спроса и предложения.
Мировая цена конкретного товара
выражает в денежной форме мировую и интернациональную стоимость этого товара на
базисном мировом рынке, а также влияние конъюнктурных факторов. На практике
мировые цены определяются на основе информации о международной торговле,
включающей:
1) счета-контрактов;
2) справочные цены.
В качестве мировых цен выбирают
цены крупнейших экспортеров или общепризнанных бирж, аукционов, торгов. При
базисной купле-продаже мировая цена товара включает все расходы по его доставке
до пограничной станции, включая страховые и транспортные расходы.
Трансфертные цены -
это цены, применяемые внутри фирмы, то есть они применяются при реализации
продукции между подразделениями предприятия, фирмы, а также разных фирм, входящих
в одну ассоциацию. Трансфертные цены являются разновидностью оптовой торговли.
Трансфертные цены получили
широкое распространение в хозяйственном обороте капиталистических стран, в том
числе при обмене товарами и услугами в рамках международных монополий, а также
в рамках транснациональных компаний. Развитие производственной кооперации
явилось объективной основой расширения сферы применения транспортных цен. [2]
Как правило, данные о
трансфертных ценах, составляют коммерческую тайну, а их уровень и соотношения
значительно отличаются от цен при поставках продукции в качестве запчастей. Последние,
по имеющимся оценкам, в 3-4 раза выше.
Трансфертная цена может
устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырьё, так и на услуги,
в том числе управленческие.
Использование трансфертных цен
может существенно влиять на конкурентоспособность.
По условиям поставки и продажи
различают следующие виды цен: цен-нетто - цена на месте купли-продажи; цена-брутто,
определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов,
наличия и уровня скидок, вида "франко" и условия страховки).
В российской практике
применяется два основных вида цен по типу франко. Цена франко станция (пристань)
отправления и цена франко станция (пристань) назначения.
Цена франко станция (пристань) отправления
включает расходы по доставке продукции от предприятия-изготовителя до станции (пристани)
отправления и погрузке продукции на транспортные средства.
Цена франко станция (пристань) назначения
помимо вышеназванных расходов дополнительно включает расходы на перевозку
продукции до станции назначения.
Транспортный фактор учитывается
во внешнеторговых ценах. Порядок и обязанности продавцов и покупателей в части
распределения между ними транспортных и других сопутствующих расходов изложен в
документе, который известен как ИНКОТЕРМС - сборник "Международные правила
толкования торговых терминов", издаваемый Международной торговой палатой. С
1 января 2000г. В силу вступила новая, седьмая по счету, редакция
ИНКОТЕРМС-ИНКОТЕРМС-2000.
В ИНКОТЕРМС-2000 содержится
трактовка 13 базисных условий поставки, расположенных последовательно друг за
другом, по принципу возрастания расходов и ответственности продавца по доставке
товара, то есть от его наименьших расходов и обязанностей (условие поставки Ex Works - с завода) до расходов и обязанностей наибольших,
максимальных (условие DDP -
поставка с оплатой пошлины, т.е. поставка полностью оплачена.
ФКА (FCA) - продавец передает товар, прошедший вывозную
таможенную очистку, на попечение перевозчика, указанного покупателем, в
обозначенном месте или пункте. При этом в соответствии с ИНКОТЕРМС-2000 у
продавца есть выбор. Он может осуществить поставку товара самостоятельно (если,
например, у предприятия имеется железнодорожная колея), либо доставить за свой
счет товар на терминал магистрального транспорта (железнодорожная станция,
автомобильная станция, аэропорт), где уже перевозчик за счет покупателя
разгружает товар, прибывший на транспортном средстве продавца. Продавец в
подтверждение сдачи товара перевозчику должен представить покупателю
коносамент, накладную или расписку перевозчика о приеме груза. При данном
условии поставки в перевозке могут участвовать любые виды транспорта, включая
смешанные перевозки. [3]
ФАС (FAS). При данном условии поставки товар должен быть
размещен вдоль борта судна на причале (на набережной) или на лихтерах (самоходных
баржах) в обозначенном порту погрузки. Продавец должен за свой счет поставить
товар в порт погрузки, в указанное покупателем место (например на грузовой
причал №3) и расположить товар вдоль борта зафрахтованного покупателем судна (в
зоне досягаемости судовых кранов).
Покупатель должен своевременно
зафрахтовать судно, заблаговременно сообщить продавцу его название, время
прибытия, условия погрузки и нести все расходы, падающие на товар с момента его
размещения вдоль борта судна. С этого момента риск случайной гибели или
повреждения товара переходит с продавца на покупателя. Обязанность по
обеспечению таможенной очистки и получения экспортной лицензии лежит на
продавце.
Условие ФАС может применяться только
при морских или внутренних водных перевозках.
ФОБ (FOB), Продавец обязан поставить за свой счет товар на
борт судна, зафрахтованного покупателем в согласованном порту погрузки, в
установленные сроки и вручить покупателю бортовой коносамент - водную транспортную
накладную. С этого момента (перехода товара через поручни судна в порту
отгрузки) покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения
товара.
По условиям ФОБ на продавца
возлагается обязанность по очистке товара от пошлин для экспорта.
Цена ФОБ обычно традиционно
понимается. Данное условие поставки применяется при перевозке груза водными
видами транспорта (морским и речным).
СИФ (CIF) - по данному условию поставки продавец должен за
свой счет зафрахтовать судно, оплатить стоимость фрахта до согласованного порта
назначения, погрузить товар на борт судна в порту отгрузки в установленные
сроки. Также должен обеспечить страхование груза от рисков в пользу получателя.
Если покупатель специально не оговаривает страхование, оно осуществляется на
минимальных условиях - 110%.
ДАФ (DAF). Продавец обязан поставить неразгруженный товар,
очищенный для экспорта, в распоряжение покупателя в согласованный в контракте
срок, в согласованный пункт на границе. [4]
Данная поставка предназначена
для применения при перевозке товара по железной дороге или автодорожным
транспортом, т.е., когда товар поставляется до сухопутной границы.
При установлении цен на
импортные товары, кроме налогов, учитываются различные таможенные сборы (за
таможенное оформление, хранение товара и т.д.).
Рассмотрим порядок формирования цен
на импортные товары, закупаемые за счет собственных валютных средств
предприятий и организаций. Эти цены устанавливаются самими предприятиями,
осуществляющими импортные закупки. При этом порядок расчета цен зависит от
того, кому непосредственно реализуются товары - другим предприятиям или
населению.
Если предприятие закупило
импортный товар и реализует его другому предприятию, то в этом случае цена
рассчитывается следующим образом.
Прежде всего,
предприятие-импортер должно определить расчетную цену (без НДС), которая
включает: таможенную стоимость, акциз, таможенную пошлину (если товары ими
облагаются), таможенные сборы (сборы за таможенное оформление и т.д.), прочие
накладные расходы, относимые на издержки без налога на добавленную стоимость (транспортные
расходы, страховые платежи, расходы по хранению, проценты по ссудам банков и т.д.),
налог на добавленную стоимость, уплачиваемый при таможенном оформлении товара,
в эту цену не включается. Затем к полученной расчетной цене прибавляется НДС по
ставкам 10 и 20%. По этой цене (с НДС) предприятие-импортер может реализовывать
товар любому другому предприятию. [5]
Однако реализация товара может
быть осуществлена и по другой цене, не ниже этой, а именно по свободной
отпускной цене (с НДС). Эта цена определяется исходя из расчетной цены,
качества, потребительских свойств товара и конъюнктуры рынка. Однако разница
между свободной отпускной ценой (без НДС) и расчетной ценой (без НДС) облагается
налогам на прибыль.
При реализации импортных товаров
предприятия определяют сумму НДС, подлежащую взносу в бюджет. Она представляет
собой разницу между суммой налога, полученной от покупателей, и суммой налога,
относящейся к расходам на приобретение и реализацию импортного товара, включая
сумму налога, уплаченную таможенным органам.
При закупке импортных товаров
предприятиями розничной торговли НДС, уплачиваемый при таможенном оформлении,
включается в расчетную цену. В этом случае расчетная цена состоит из таможенной
стоимости, таможенной пошлины, акциза, НДС (при условии, если товары облагаются
этими налогами), а также таможенных сборов. Все другие расходы предприятий
розничной торговли по закупке, хранению и реализации импортных товаров включены
в издержки обращения, которые отражены в торговой надбавке. При реализации
импортных товаров населению к расчетной цене прибавляется торговая надбавка.
В расчетную цену включаются
также акциз, таможенная пошлина (если товары ими облагаются), сборы за
таможенное оформление товаров, комиссионное вознаграждение внешнеэкономической
организации, размер которого устанавливается по согласованию сторон (внешнеэкономическая
организация и генеральный централизованный заказчик импортной закупки). При
реализации товара генеральному заказчику к этой расчетной цене прибавляется
налог на добавленную стоимость по ставкам 10 или 20%. Этот налог, уплачиваемый
при таможенном оформлении товаров, в указанную расчетную цену не включается.
Затем генеральный заказчик
устанавливает свободную отпускную цену, которая состоит из расчетной цены (с
НДС), процентов за банковские кредиты, привлеченные генеральным заказчиком для оплаты
внешнеэкономической организации, комиссионных вознаграждений генеральному
заказчику, размер которых устанавливается по согласованию с потребителем. Если
транспортные расходы по доставке товаров от генерального заказчика до
потребителя не учтены в свободной отпускной цене, то они оплачиваются
покупателем сверх этой цены. При формировании свободных отпускных цен
учитываются также качество и потребительские свойства товаров, конъюнктура
рынка, сложившийся уровень цен на аналогичные отечественные и импортные товары.
[7]
В законе "О таможенном
тарифе" четко установлены порядок и методика определения таможенной
стоимости перемещаемых через границу России товаров. За основу приняты правила,
разработанные с 1995 года Всемирной торговой организацией, изложенные в Кодексе
о таможенной оценке. Эти правила обеспечивают справедливую единообразную и
нейтральную оценку таможенной стоимости товара, отражающую сложившуюся практику
и позволяющую определить реальную цену товара при нормальных условиях его
реализации на мировом рынке.
Законом предусмотрены шесть
методов определения таможенной стоимости: [8]
по цене сделки с ввозимыми товарами;
по цене сделки с идентичными
товарами;
по цене сделки с однородными
товарами;
оценка на основе вычитания
стоимости;
оценка на основе сложения
стоимости;
резервный метод.
Первым основным методом является
определение таможенной стоимости по цене сделки. Для этого
используются данные, содержащиеся в счет-фактуре, а также сведения о некоторых
иных суммах расходов (стоимость транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ,
страхования, комиссионных и брокерских вознаграждений, плата за использования
объектов интеллектуальной собственности).
Как показывает опыт, этот метод
оценки используется в 90% импортных сделок. Однако в некоторых случаях его
применение не допускается. Это те случаи, когда продавец и покупатель
исключительно тесно связаны в бизнесе и в своих взаимоотношениях, что серьезно
может повлиять на цену,
Цена сделки не применяется, если
существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар (за
исключением географического района, в котором товары могут быть перепроданы),
ограничения, не влияющие на цену сделки.
Кроме того, цена сделки не может
быть базой определения таможенной стоимости, если она зависит от соблюдения
условий, влияние которых не может быть учтено, и если не подтверждены
документально либо не определены количественные данные, используемые
декларантом.
При не возможности использовать
первый метод декларант должен избрать один из оставшихся пяти путем
последовательных проб, т.е. если таможенная стоимость не может быть определена
посредством использования второго по счету метода, то применяется третий и т.д.
Применение произвольной
последовательности допускается только при использовании вычитания и сложения
стоимости (четвертый и пятый метод).
Второй метод (по цене
сделки с идентичными товарами, одинаковыми во всех отношениях с
оцениваемыми, в том числе и по физическим характеристикам, качеству репутации
на рынке страны происхождения, производителя) применяется при соблюдении
следующих условий:
Идентичные товары должны быть
импортированы и проданы не ранее 90 дней до ввоза оцениваемых товаров на тех же
коммерческих условиях и примерно в тех же количествах. Если количество или
коммерческие условия иные, то декларант должен документально обоснованно
произвести соответствующую корректировку цены.
Должны быть учтены документально
подтвержденные расходы, которые учитываются при определении таможенной
стоимости по первому методу.
Если выявляется более одной цены
сделки, то для определения стоимости применяется самая низкая.
Третий метод (по цене
сделки с однородными товарами, т.е. товарами, которые не являются
одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из
сходных компонентов) применяется с учетом следующих положений:
Используются принципы второго
метода.
Товары не считаются однородными
с оцениваемым товаром, если они не произведены в той же стране.
Принимаются во внимание товары,
произведенные не производителем оцениваемых товаров, только в том случае, если
нет идентичных или однородных товаров, произведенных производителем оцениваемых
товаров.
Товары не считаются идентичными
или однородными, если их проектирование, опытно-конструкторские работы над
ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и иные аналогичные
работы выполнены в России.
Четвертый метод (вычитания
стоимости) применяется в Ом случае, если оцениваемые идентичные или
однородные товары будут продаваться в России без изменения их первоначального
состояния.
В качестве основы применяется
цена единицы товара, по которой оцениваемые идентичные или однородные товары
продаются в России наибольшей партией не позднее 90 дней с даты ввоза
оцениваемых товаров участнику сделки, не взаимозависимому от продавца.
При этом из цены единицы товара
вычитаются: расходы на комиссионные вознаграждения, обычные надбавки на прибыль
и общие расходы в связи с продажей в России ввозимых товаров того же класса и
вида; таможенные пошлины, налоги, сборы и иные платежи, связанные с ввозом и
продажей товаров; обычные расходы, понесенные в России на транспортировку,
погрузочно-разгрузочные работы и страхование.
Пятый метод (сложения
стоимости) предусматривает принятие за основу цены товара, которая
рассчитывается путем сложения стоимости материалов и издержек понесенных
изготовителем при производстве оцениваемых товаров, общих затрат, характерных
для продажи в России из страны-экспортера товара, страхование до таможенной
границы и другие виды, прибыль, которую обычно получает экспортер при поставке
в Россию таких товаров.
Шестой метод (резервный) применяется
в случаях, если таможенная стоимость не может быть определена декларантом
последовательном применением перечисленных выше методов, а также, если
таможенный орган аргументировано считает, что упомянутые методы не могут быть
применены. При использовании этого метода Российский таможенный орган
представляет в распоряжение декларанта имеющуюся в его распоряжении ценовую
информацию.
При этом не допускается
использование: цены товара на внутреннем российском рынке; цены товара,
поставляемого из страны-экспортера в третьи страны; цены на внутреннем рынке
России на товары российского происхождения; цены товара, произвольно
установленной или достоверно не подтвержденной.
Изложенный порядок определения
таможенной стоимости применяется с 1 января 1993 года в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации № 856 от 5 ноября 1992 года. Его
использование обязательно при ввозе товаров определенного перечня, включающего
рыбу, крабы, лангусты, шоколад, пиво, вина, спирт, сигареты, одежду из кожи и
меха, ковры и некоторые другие товары.
По остальной номенклатуре
ввозимых товаров такой порядок применяется в случае, если заявленная
декларантом стоимость ввозимых товаров на 30 и более процентов отличается от
сложившегося уровня цен. Распространение предусмотренного законом "О
таможенном тарифе" порядка определения таможенной стоимости на всю
номенклатуру импортного товара будет осуществляться таможенными органами по
мере подготовки необходимых условий, оформленных соответствующим приказом ГТК
РФ. [9]
Таможенные пошлины (тарифы) устанавливаются
в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 мая 1993г. "О
таможенном тарифе" с учетом изменений и дополнений.
Закон устанавливает порядок
формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации - инструмента
торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров
Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила
обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу
Российской Федерации.
Таможенный тариф применяется в
отношении ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза
товаров с этой территории.
Ставки таможенных пошлин
являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих
товары на таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других
факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Таможенный тариф - свод ставок
таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу.
В Российской Федерации
применяются следующие виды ставок пошлин:
Адвалорные, начисляемые в
процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
Специфические, начисляемые в
установленном размере за единицу облагаемых товаров;
Комбинированные, сочетающие оба
названных вида таможенного обложения.
Для оперативного регулирования
ввоза и вывоза товаров Правительство Российской Федерации может устанавливать
сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные тарифом,
не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев
в году. [10]
В целях защиты экономических
интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться
особые виды пошлин:
Специальные;
Антидемпинговые;
Компенсационные.
Специальные пошлины
применяются:
В качестве защитной меры, если товары
ввозятся на территорию Российской Федерации в количествах и на условиях,
наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных
или непосредственно конкурирующих товаров;
Как ответная мера на
дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со
стороны других государств или их союзов.
Антидемпинговые пошлины
применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации
товаров по цене более низкой, чем их номинальная стоимость в стране вывоза в
момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный
ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует
организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.
Компенсационные пошлины
применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации
товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались
субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб
отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или
расширению подобных товаров в Российской Федерации.
Ставки особых пошлин
(специальных, антидемпинговых, компенсационных) устанавливаются Правительством
Российской Федерации по итогам проведенного расследования для каждого
отдельного случая, их размер должен быть соотносим с величиной установленного
расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба. [11]
Акцизы - косвенные налоги,
включаемые в цену товара. В настоящее время акцизы применяются во всех странах
рыночной экономики. Акцизы имеют два основных налоговых признака: первый обязательность
(принудительность) и второй - индивидуальная безвозмездность.
Обязательность акциза означает
юридическую обязанность его плательщика перед государством; акциз
устанавливается в установленном порядке, без исключения договора, и
взыскивается в случае уклонения от его не уплаты в принудительном порядке.
Индивидуальная
безвозмездность акциза означает отсутствие встречного удовлетворения; уплата
акциза не приводит к возникновению у государства обязанности возместить его
плательщику понесенные затраты в каком либо виде в полном размере.
В отличие от многоступенчатого
НДС акциз уплачивается в бюджет один раз производителем подакцизного товара и
фактически перекладывается на потребителя. Поэтому косвенные налоги, в том
числе акцизы, носят регрессивный характер. С целью ослабить их негативное
влияние на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров включают
предметы роскоши (легковые автомобили и т.п.) и товары, пользующиеся повышенным
спросом, но не дорогие в производстве (спиртные напитки и табачные изделия,
бензин и т.п.).
Акцизы препятствуют образованию
сверхвысокой прибыли и устанавливаются, как правило, на высокорентабельные
товары для изъятия в доход государственного бюджета полученной производителями
сверхприбыли.
Действующий порядок исчисления и
уплаты акцизов регламентируется гл.22 "Акцизы" ч. II
Налогового кодекса Российской Федерации (с измен. В ред. Законов: от 30.06.05г.
№74-ФЗ " О внесении изменений в статью 182 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации", от 21.07.05г. №107-ФЗ "О внесении изменений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими
силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" и от
22.07.05г. №117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты
в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в
Российской Федерации".
Налогоплательщиками акцизов
определены:
Организации;
Индивидуальные предприниматели;
Лица, признаваемые
налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную
границу.
Объектом налогообложения
является:
Реализация на территории РФ
подакцизных товаров, в том числе передача прав собственности на эти товары на безвозмездной
основе и использование их при натуральной оплате;
Реализация организациями с
акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у налогоплательщиков -
производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других организаций;
Ввоз подакцизных товаров на
таможенную территорию РФ и др. [12]
Налог на добавленную стоимость (НДС)
представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости,
создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг). Добавленной
стоимостью является разница между стоимостью реализованных товаров (работ,
услуг) и стоимостью материальных услуг, отнесенных на себестоимость и издержки
обращения.
НДС облагаются многие виды
товаров и услуг. Основные ставки НДС - 10 и 18%. Налогообложение по пониженной
10% -ной ставке применяется при реализации: продовольственных товаров (мясо,
молоко, яйца, сахар, соль, овощи, крупа, мука и т.д.); товаров детского
ассортимента; научной книжной продукции, на редакционные и издательские услуги,
а также на лекарства и изделия медицинского назначения.
Налогообложение по общей 18% -ной
процентной ставке производится при реализации всех товаров, работ и услуг, не
упомянутых выше.
Законодательно установлены так
называемые расчетные ставки НДС, которые используют организации розничной
торговли, общественного питания и другие предприятия, получающие доход в виде
разницы в ценах, наценок, надбавок. Алгоритм определения расчетной ставки
достаточно прост: НДС = (НДС Х 100) / (100+НДС). Так, в зависимости от размера
основной ставки (18%) и пониженной ставки (10%) размеры расчетных ставок
составляют соответственно 18% / 118% и 10% / 110%.
Надбавки выступают в качестве
цены особой сферы экономики (посредничество, торговля). В сфере услуг надбавки
формируются в соответствии с общими принципами ценообразования. На их величину
влияют затраты в сфере обмена, соотношение между спросом и предложением,
ценовая политика посреднических и торговых предприятий, политика Правительства
РФ, субъектов РФ, местных органов самоуправления, проводимая в сфере обмена, и
другие факторы. [13]
Вместе с тем надбавки на
практике самостоятельно не функционируют, а включаются непосредственно в цену
товара в качестве одного из ее элементов. Надбавки, выступающие в качестве цены
услуги, тесно связаны с движением товара. Надбавки бывают трех видов:
Снабженческо-сбытовые;
Оптовые;
Торговые.
Применение той или иной надбавки
зависит от звеньев товародвижения.
Снабженческо-сбытовая
надбавка применяется при реализации товаров через снабженческо-сбытовые,
заготовительные, торгово-закупочные предприятия, кооперативы, различные
общества, товарищества и т.д.
Оптовую надбавку
применяют бывшие предприятия оптовой торговли Комитета по торговли РФ (в
настоящее время это фирмы "Одежда", "Обувь", акционерные
общества "Росмясомолторг" и др.), оптовые предприятия Роспотребсоюза,
оптовые предприятия УРСов, ОРСов и других управлений рабочего снабжения, а
также оптовые предприятия, основной задачей которых является обеспечение
товарами предприятий розничной торговли, массового питания и бытового
обслуживания. Как правило, оптовые предприятия имеют сеть своих магазинов.
Торговая надбавка
применяется при реализации товаров непосредственно населению. Ее устанавливают
сами предприятия розничной торговли исходя из конъюнктуры рынка в данном
регионе. Для нехозрасчетных предприятий розничной торговли, входящих в состав
оптового звена, торговые надбавки устанавливают оптовые предприятия.
Торговая надбавка включает
издержки обращения, прибыль, НДС. В настоящее время торговые надбавки
регулируются органами исполнительной власти субъектов РФ на лекарственные
средства и изделия медицинского назначения.
Торговые надбавки
устанавливаются в процентах к ценам приобретения товаров предприятиями
розничной торговли с НДС.
Все надбавки должны
регистрироваться предприятиями в соответствующих документах - в протоколах
согласования цен, надбавок, в реестрах розничных цен и т.д.
Торговые надбавки являются
последним элементом в структуре розничных цен, которые устанавливают сами предприятия
розничной торговли путем прибавления их к:
Свободно отпускной цене (с НДС);
Цене закупки (с НДС);
Закупочной цене на
сельскохозяйственную продукцию, не прошедшую стадию промышленной переработки.
Импорт товаров (по данным
таможенной статистики) в январе-феврале 2009г. составил 20,7 млрд. долларов США
и сократился по сравнению с январем-февралем 2008г. на 37,8%.
Снижению российского импорта
способствовало снижение реальных располагаемых доходов населения.
В товарной структуре российского
импорта сократилась доля машин, оборудования и транспортных средств на 7,5%, металлов
и изделий из них - на 0,2% и минеральных продуктов - на 0,3%.
При этом вырос удельный вес
продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 3,2%, продукции
химической промышленности - на 1,3%? текстиля, текстильных изделий и обуви - на
2,6%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий - на 0,4%.
Импорт машин, оборудования и
транспортных средств по стоимости сократился на 46,9%. С начала кризиса данная
товарная группа стала снижаться наиболее быстрыми темпами. Импорт легковых и
грузовых автомобилей снизился по стоимости на 63,1% и 74,9%, в физическом
выражении - на 66,3% и 69,5% соответственно.
Стоимостной объем импорта
продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в январе-феврале 2009г.
по сравнению с январем - февралем 2008г. снизился на 23,4% в основном в связи с
сокращением физических объемов основных видов продовольствия.
Наиболее значительно снизилась
стоимость импорта мяса свежего и мороженого, мяса птицы, рыбы свежей и
мороженой, молока и сливок сгущенных, масла сливочного, злаков и подсолнечного
масла.
Снизились стоимостные показатели
импорта текстиля, текстильных изделий и обуви на 5,8%. Сократились закупки обуви
кожаной на 14,3% и тканей хлопчатобумажных - на 25,5%.
Импорт продукции химической
промышленности снизился по стоимости на 31,4%. (Рис.1).
Рис.1. Товарная структура
импорта Российской Федерации в январе-феврале 2008-2009 гг., %
Внешнеторговый оборот России со
странами дальнего зарубежья (по методологии платежного баланса) в январе-феврале
2009г. составил 52,1 млрд. долларов США и снизился на 43% относительно
января-февраля 2008 года. При этом экспорт уменьшился на 47,7%, импорт - на 34%.
Сальдо торгового баланса сложилось положительное, но сократилось на 63,2%. Доля
стран дальнего зарубежья в общем объеме товарооборота России увеличилась с
85,5% до 86,2%.
В товарной структуре импорта
России из стран дальнего зарубежья в январе-феврале 2009г. по сравнению с
соответствующим периодом 2008 года сократился удельный вес машин, оборудования
и транспортных средств и минеральных продуктов, увеличилась доля текстиля,
текстильных изделий и обуви, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья
(кроме текстильного), химической промышленности и каучука, металлов и изделий
из них.
Стоимость импорта машин,
оборудования и транспортных средств снизилась на 45,8%. При этом импорт
легковых и грузовых автомобилей сократился по стоимости соответственно на 62,5%
и 71% в связи со снижением физических объемов на 65,3% и 67,9%.
Сокращение стоимости импорта
основных продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме
текстильного) на 22,6% произошло в значительной мере за счет снижения физических
объемов импорта мяса свежего и мороженого, мяса птицы свежего и мороженого,
рыбы свежей и мороженой, цитрусовых, сыров и творога, чая.
Стоимость импорта продукции
химической промышленности и каучука уменьшилась на 30,7%. Сокращение произошло за
счет снижения физических объемов ввоза медикаментов - на 11,1%, мыла и моющих
средств - на 27%, экстрактов дубильных или красильных - на 47,6% (Рис.2).
Рис.2. Товарная структура
импорта Российской Федерации из стран дальнего зарубежья (по данным таможенной
статистики, %
Внешнеторговый оборот России со
странами СНГ (по методологии платежного баланса) в январе-феврале 2009г. составил
8,3 млрд. долларов США, что ниже уровня января-февраля 2008г. на 46,4%. Экспорт
России в страны СНГ снизился на 47,5%, импорт - на 44,2%. Положительное для
России сальдо торгового баланса уменьшилось на 50,7% (Рис.3).
Рис. Товарная структура
импорта Российской Федерации из стран СНГ (по данным таможенной статистики,
включая данные Республики Беларусь, %)
В структуре импорта России из
стран СНГ в январе-феврале 2009г. по сравнению с январем-февралем 2008г. увеличились
удельные веса продовольственных товаров и сырья для их производства, минеральных
продуктов, продукции химической промышленности и текстиля, текстильных изделий
и обуви. Снизилась доля металлов и изделий из них, машин, оборудования и
транспортных средств.
Импорт машин, оборудования и
транспортных средств снизился по сравнению с январем-февралем 2008 года на 56,7%.
Снижение стоимости импорта по
группе металлы и изделия из них на 55,8% произошло за счет снижения физических
объемов импорта черных металлов на 58,5% и сокращения физических объемов
поставок труб стальных на 69% и цен - на 36,4%.
Импорт продовольственных товаров
сократился на 27,5%. Изменения произошли за счет сокращения физического объёма импорта
и цен на зерновые культуры, масло подсолнечное и снижения цен на мясо свежее и
мороженое, мясо птицы свежее и мороженое, молоко и сливки сгущенные, масло
сливочное и сахар белый.
Снижение стоимости импорта топливно-энергетических
товаров составило 23,9%. Снизились стоимостные объемы импорта угля, нефти; выросли
- газа природного и нефтепродуктов.
Цены и физические объёмы
поставок по большинству видов продукции химической промышленности были
значительно ниже уровня января-февраля 2008 года, в итоге стоимость импорта по
группе снизилась на 37,9%. Ввоз натурального и синтетического каучука почти
прекратился, импорт медикаментов по количеству снизился на 29% при росте
средней цены на 16,9%.
На снижение стоимости импорта
текстиля, текстильных изделий и обуви на 37,5% в основном повлияло сокращение
физического объёма закупок хлопкового волокна на 59,9% и хлопчатобумажных
тканей - на 30,1%. Заметно снизился стоимостной объём импорта одежды на 21,5% и
обуви кожаной на 27,3%. [14]
В географической структуре
крупнейшим экономическим партнером России остается Европейский союз (ЕС). На
долю ЕС в январе-феврале 2009г. приходилось 49,8% российского товарооборота (в
январе-феврале 2008 года - 54%). За отчетный период товарооборот со
странами-членами ЕС снизился на 49%, в том числе экспорт - на 52,7%, импорт -
на 38,5%. Лидирующие позиции среди стран-членов Евросоюза по-прежнему занимали
Германия Нидерланды и Италия, на долю которых приходилось 46,4% внешнеторгового
оборота с данной группой стран.
При ввозе товаров на таможенную
территорию РФ к таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина (включая
сезонные пошлины);
2) НДС, взимаемый при ввозе
товаров на таможенную территорию РФ;
3) акциз, взимаемый при ввозе
товаров на территорию РФ.
Таможенные платежи взимаются,
если они установлены в соответствии с законодательством РФ.
Особая роль в системе таможенных
платежей отводится ввозной таможенной пошлине.
Ввозная таможенная пошлина
- это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами
при ввозе товаров на таможенную территорию.
Объектом обложения таможенной
пошлиной являются товары, перемещаемые через таможенную границу, а базой для
исчисления - таможенная стоимость товаров и (или) их количество.
Ставки таможенных пошлин
определяются Правительством РФ в отношении товаров, происходящих из стран,
торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее
благоприятствуемой нации - международно-правовой режим, в соответствии с
которым каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой
стороне, ее физическим и юридическим лицам такие же благоприятные условия
экономических, торговых и иных отношений, какие она обычно предоставляет или
предоставит в будущем любому третьему государству, его физическим и юридическим
лицам.
Эти же ставки распространяются
на ввозимые товары, страна происхождения которых не установлена (за исключением
случаев, предусмотренных таможенным законодательством, а именно когда
таможенные органы обнаружат признаки того, что страной происхождения товаров
является страна, товары которой запрещены к ввозу в РФ или транзитом через ее
территорию).
Если в отношении товаров, происходящих
из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим
наиболее благоприятствуемой нации, то ставки увеличиваются вдвое по сравнению с
теми, что указаны выше (за исключением случаев предоставления Российской
Федерацией тарифных льгот (преференций)).
С целью оперативного
регулирования ввоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные
пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом,
не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев
в году.
К ввозимым товарам на таможенную
территорию РФ в целях защиты экономических интересов РФ могут временно
применяться особые пошлины в соответствии с законодательством РФ о специальных,
антидемпинговых и компенсационных мерах.
К особым пошлинам относятся: специальная, антидемпинговая и
компенсационная.
С целью стимулирования
внешнеторговой деятельности предусмотрены тарифные льготы (тарифные преференции),
которые предоставляются исключительно по решению Правительства РФ. Под тарифной
льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях
взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики
Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную
границу РФ.
Тарифные преференции предоставляются в виде:
1) установления тарифных квот на
преференциальный ввоз отдельных сельскохозяйственных товаров, аналоги которых
производятся в России;
2) освобождения от уплаты
ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в
отношении товаров: происходящих из государств, образующих вместе с Российской
Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз, либо подписавших
соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза; происходящих из
развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской
Федерации, пересматриваемой Правительством РФ периодически, но не реже чем один
раз в пять лет.
В Российской Федерации применяются следующие виды ставок:
1) адвалорные, устанавливаемые в
процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
2) специфические,
устанавливаемые в денежном выражении за единицу облагаемых товаров. В качестве
денежного эквивалента выступает евро. Например, на пиво безалкогольное - € 0,6
за 1 л, зажигалки карманные газовые (не подлежащие повторной заправке) - € 5 за
1000 штук;
3) комбинированные, сочетающие в
себе адвалорную и специфическую ставку. Так, для одежды меховой овчинной - 20%
таможенной стоимости, но не менее € 30 евро за 1 пару обуви; для спортивной
обуви - 15% таможенной стоимости, но не менее € 0,7 за 1 пару обуви.
В зависимости от вида ставок
таможенная пошлина рассчитывается следующим образом:
1) для адвалорной ставки:
П1 = Ст
× С1,
где П1 - сумма таможенной
пошлины;
Ст - таможенная
стоимость;
С1 - ставка в
процентах;
2) для специфической ставки:
П2 = Вт × С2
× Ке,
где П2 - сумма
таможенной пошлины;
Вт - объемная
характеристика товара в натуральном выражении (количество) товара;
Ке - курс евро, установленный
ЦБ РФ на дату принятия таможенной стоимости;
3) для комбинированной ставки
применяется один из двух методов определения таможенной пошлины в зависимости
от вида ввозимого товара.
При первом методе таможенная
пошлина определяется по адвалорной ставке, затем по специфической., и уплате
подлежит наибольшая из величин.
При втором методе определения
таможенной пошлины рассчитывается таможенная пошлина по адвалорной ставке,
затем по специфической, уплачивается общая сумма, исчисленная по этим ставкам.
При исчислении таможенной
пошлины применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации
таможенным органом.
К таможенным платежам, взимаемым
при таможенном оформлении товаров, относятся и акцизы. Порядок их взимания
регламентируется НК РФ и Таможенным кодексом РФ. Перечень подакцизных товаров
ограничен. Он предусмотрен в гл.21 НК РФ.
В настоящее время к подакцизным товарам относятся:
1) спирт этиловый из всех видов
сырья, за исключением спирта коньячного;
2) спиртосодержащая продукция (растворы,
эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей
этилового спирта более 9%;
3) алкогольная продукция (спирт
питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция
с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);
4) пиво;
5) табачная продукция;
6) автомобили легковые и
мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с);
7) автомобильный бензин;
8) дизельное топливо;
9) моторные масла для дизельных
и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
10) прямогонный бензин.
Объектом налогообложения
является ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ. Налоговая база
зависит от вида акцизных ставок.
Ставки акцизов бывают:
1) твердые (специфические) - в
абсолютной сумме, рублях и копейках за единицу измерения;
2) адвалорные (в процентах);
3) комбинированные, сочетающие в
себе твердые и адвалорные ставки.
В настоящее время на все
подакцизные товары (кроме сигарет и папирос) применяются твердые ставки налога.
Адвалорная ставка в чистом виде не применяется. На сигареты и папиросы
установлены комбинированные ставки. Так, ставка акциза на сигареты с фильтром в
2009 г. - 150 руб. за 1000 штук плюс 6% расчетной стоимости, исчисленной исходя
из максимальной цены, но не менее 177 руб. за 1000 штук.
Максимальная розничная цена
устанавливается налогоплательщиком на единицу потребительской упаковки (пачки) табачных
изделий. Выше этой цены предприятия розничной торговли, общественного питания,
сферы услуг и индивидуальные предприниматели не могут реализовать табачные
изделия потребителям. Уведомление о максимальной розничной цене на импортные
сигареты и папиросы подается налогоплательщиком в таможенный орган по месту
оформления подакцизных товаров. Форма уведомления устанавливается Минфином
России.
Алгоритм расчетов суммы акциза
зависит от вида налоговых ставок, вида товара, единицы измерения и так далее и
выглядит следующим образом:
1. Сумма акциза по подакцизным
товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки, рассчитывается по
формуле:
Са = (Те +
Сп) × Аа,
где Са - сумма акциза;
Те - таможенная
стоимость ввозимого подакцизного товара;
Сп - сумма ввозной
таможенной пошлины, подлежащей уплате;
Аа - налоговая ставка
в процентах.
2. По подакцизным товарам, в
отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, сумма
акциза рассчитывается по формуле:
Са = Ас
× Вт,
где Ас - налоговая
ставка в рублях и копейках за единицу измерения подакцизного товара или его
техническая характеристика (для легкового автомобиля, мотоцикла);
Вт - объем ввезенных
подакцизных товаров в натуральном выражении, рассчитываемый, в свою очередь, по
следующей формуле:
Вт = Кт
× Кк,
где Кт - количество
подакцизного товара декларируемой партии;
Кк - коэффициент,
учитывающий особенности единицы измерения, а именно: объемное содержание
безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в спиртосодержащей
продукции или этиловом спирте (используется в расчете, если налоговая ставка
установлена за 1 л безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося
в спиртосодержащей продукции, алкогольной продукции или этиловом спирте); мощность
двигателя легкового автомобиля, мотоцикла (используется в расчете, если
налоговая ставка установлена за единицу измерения технической характеристики
легкового автомобиля, мотоцикла).
В результате формула для расчета
суммы акциза примет вид:
Са = Ас
× Кт × Кк.
Пример 1.
Организация оптовой торговли
ввезла 4000 бутылок алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта
свыше 9%. Объем каждой бутылки 0,5 л, крепость алкогольной продукции 40
градусов. Ставка акциза Ас составляет 191 руб. за 1 л безводного этилового
спирта, содержащего в подакцизных товарах.
Для расчета суммы акциза
воспользуемся вышеприведенной формулой.
Кк = 0,5 × 40/100.
Отсюда сумма акциза Са
равна 152 800 руб. (191 × 4000 × 0,5 × 40/100).
3. Сумма акциза по подакцизным
товарам, маркированным акцизными марками, в отношении которых установлены
твердые (специфические) налоговые ставки, рассчитывается по формуле:
Са = Кт
× Ку × Ас × Кк,
где Кт - количество
товара в подлежащих маркировке упаковках, которые неотделимы от товара до его
употребления и в которых товар представляется для розничной продажи (для
алкогольной продукции - количество бутылок или иных емкостей, для табака и
табачных изделий - количество пачек или иных упаковок);
Ку - коэффициент,
учитывающий количество (для сигарет, сигарилл и сигар), либо массу (для табака),
либо объем (для алкогольной продукции) подакцизных товаров в соответствующих
единичных упаковках, маркированных акцизными марками;
Ас - размер
специфической налоговой ставки за единицу измерения подакцизного товара;
Кк - коэффициент,
учитывающий объемное содержание безводного (стопроцентного) спирта этилового,
содержащегося в алкогольной продукции (используется в расчете, если налоговая
ставка установлена за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в
алкогольной продукции).
4. Сумма акциза для сигарет и
папирос, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки,
рассчитывается по формуле:
где
Кт - количество товара (количество пачек или иных
упаковок);
Аа - размер
адвалорной налоговой ставки;
Рс - расчетная
стоимость для сигарет и папирос одной маркировки (наименования), исчисленная
исходя из максимальной розничной цены по формуле:
Рс = Мрц
× Кт,
где Мрц - максимальная
розничная цена, указанная на единице потребительской упаковки (пачке) табачных
изделий по каждой марке (каждому наименованию табачных изделий).
Пример 2.
Организация розничной торговли
ввезла партию сигарет с фильтром 500 пачек (10 000 шт), маркированных акцизными
марками. Ставка акциза - 150 руб. за 1000 штук плюс 6% расчетной стоимости,
начисленной исходя из максимальной розничной цены, но не менее 77 руб. за 1000
штук. Максимальная розничная цена пачки сигарет - 40 руб.
На основании исходных данных
рассчитаем сумму акциза:
а) по специфической ставке:
150/1000 × 10 000 = 1500
руб.;
б) по адвалорной ставке:
40× 500 × 6/100 =
1200 руб.
Общая сумма акциза составит
2700 руб. (1500 + 1200).
Сумма акциза, рассчитанная с
учетом максимальной ставки, - 1770 руб. (177/1000 × 10 000).
Таким образом, сумма акциза,
подлежащая уплате, - 2700 руб., так как она больше 1770 руб.
При ввозе товаров на таможенную
территорию РФ в большинстве случаев уплачивается НДС. Объектом налогообложения
в этом случае является ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Порядок
определения налоговой базы зависит от того, облагаются ли ввозимые товары на
таможенную территорию РФ таможенной пошлиной (П) и акцизами (А). В любом из
этих случаев учитывается таможенная стоимость (Ст).
Налоговая база определяется:
1) по товарам, облагаемым
таможенными пошлинами и акцизами, следующим образом:
С + А + П;
2) по товарам, облагаемым
таможенными пошлинами и не облагаемым акцизами, следующим образом:
С + П;
3) по товарам, облагаемым
акцизами и не облагаемым таможенными пошлинами, следующим образом:
С + А;
4) по товарам, не облагаемым
таможенными пошлинами и акцизами, - как С.
Если в соответствии с
международным договором РФ отменены таможенный контроль и таможенное оформление
ввозимых товаров, налоговая база определяется как сумма:
1) стоимости приобретенных
товаров (включая затраты на доставку до границы РФ);
2) акцизов (для подакцизных
товаров).
Налоговая база определяется
отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида, марки, ввозимой на
таможенную территорию РФ.
Если в составе одной партии
ввозимых товаров находятся как подакцизные, так и не подакцизные товары, то
налоговая база определяется отдельно в отношении каждой из этих групп товаров.
Необходимо отметить, что
таможенная пошлина, акцизы и НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ
рассчитываются декларантом или иным лицом, на которого в соответствии с ТК РФ и
иными федеральными законами возложена обязанность по их уплате. Расчет и уплата
их производятся в валюте РФ. При пересчете иностранной валюты в российскую
валюту применяется курс, устанавливаемый ЦБ РФ для целей учета и исчисления
таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации
таможенным органом.
Ставки таможенных сборов за
таможенное оформление установлены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004
№ 863 (ред от 10.03.2009)"О ставках таможенных сборов за таможенное
оформление товаров" (далее - Постановление).
Ставки таможенных сборов за
таможенное оформление дифференцированы в зависимости от суммы таможенной
стоимости. Так, если таможенная стоимость не превышает 200 тыс. руб., то сборы
за таможенное оформление товаров - 2 тыс. руб. и т.д.
В соответствии с Таможенным
кодексом РФ размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть
ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100 000
руб.
При этом применяются те ставки
таможенных сборов за таможенное оформление, которые действуют на день принятия
таможенной декларации.
Таможенные сборы за таможенное
оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или
одновременно с подачей таможенной декларации.
Для исчисления сумм таможенных
сборов за таможенное сопровождение применяются ставки, действующие на день
принятия транзитной декларации таможенным органом. Уплачиваются эти сборы до
начала фактического осуществления таможенного сопровождения.
Ставки таможенных сборов за
таможенное сопровождение и за хранение установлены Таможенным кодексом РФ. Суммы
таможенных сборов рассчитываются в валюте РФ. Пересчет иностранной валюты в
валюту РФ производится по курсу, установленному ЦБ РФ для целей учета и
таможенных платежей и действующему на день принятия таможенной декларации
таможенным органом.
Рассмотрев вопросы определения
таможенной стоимости, таможенных платежей, остановимся на порядке расчета цен
на импортные товары.
Порядок расчета цен на импортные товары зависит от:
1) вида закупок, а именно за
счет каких средств осуществляется закупка - централизованных ресурсов (централизованных
валютных средств) или же собственных валютных средств импортера;
2) вида таможенных платежей,
взимаемых при таможенном оформлении товара;
3) взимания НДС при выпуске
товаров в свободное обращение;
4) характера использования
товара (используется ли данный товар в качестве сырья, материалов, оборудования
и т.д. при производстве отечественного товара или же реализуется в
первоначальном виде на внутреннем рынке РФ);
5) кто осуществляет импортную
закупку (отечественный производитель, оптовая или розничная торговая
организация и т.д.).
Во всех этих случаях базой
расчета цен будет таможенная стоимость.
Поскольку значительная часть
импортных товаров закупается за счет собственных валютных средств, порядок
расчета цены рассмотрим на примере закупки товара организацией розничной
торговли.
Пример 3.
Организация розничной торговли
закупила товар, таможенная стоимость которого $ 20, курс рубля по отношению к
доллару США - 30 руб.; таможенная пошлина - 15% от таможенной стоимости; количество
закупленного товара - 500 единиц; сборы за таможенное оформление партии товара
- 1000 руб.; НДС, взимаемый при таможенном оформлении товара и выпуске его в
свободное обращение, - 18%; торговая надбавка - 25%.
В этом случае организация
розничной торговли прежде всего определяет расчетную цену, в которую включены
таможенная стоимость, таможенная пошлина и сборы за таможенное оформление. НДС,
уплаченный при таможенном оформлении, в расчетную цену не включается. Затем к
расчетной цене прибавляется торговая надбавка, в результате чего получается
розничная цена (без НДС), а затем к розничной цене прибавляется НДС.
Произведем расчеты по определению
свободной розничной цены на импортный товар.
1. Таможенная стоимость в рублях
- 600 руб. (34 × 20).
2. Таможенная пошлина - 90 руб.
(600 × 15/100).
3. Сборы за таможенное
оформление единицы товара рассчитаем следующим образом. Сумма таможенной стоимости
в счет партии товара - 300 000 руб. (600 × 500), следовательно, сборы за
таможенное оформление товара - 1000 руб. (в соответствии с Постановлением). Отсюда
сборы за таможенное оформление единицы товара - 2 руб. (1000/500).
4. Расчетная цена - 692 руб. (600
+ 90 + 2).
5. Торговая надбавка - 173 руб.
(692 × 25/100).
6. Свободная розничная цена (без
НДС) - 865 руб. (692 + 173).
7. НДС к свободной розничной
цене - 155,7 руб. (865 × 18/100).
8. Свободная розничная цена (с
НДС) - 1020,7 руб. (865 + 155,7).
НДС, уплаченный при таможенном
оформлении товара, - 124,2 руб. ( (600 + 90) × 18/100) в расчетную цену
не включен. Он будет учитываться в качестве "входного" налога при
уплате НДС организацией розничной торговли в федеральный бюджет.
Таким образом, в данном примере
мы учли особенности формирования цены на импортный товар для организации
розничной торговли. Для расчета цены базой послужила таможенная стоимость
импортного товара.
Таким образом, изучение цен
мировых рынков требует четкого представления о существующих видах цен в
рыночном хозяйстве. К наиболее ответственным элементам подготовки
внешнеторговой сделки и контракта относятся анализ текущих цен мирового рынка и
определение уровня контрактной цены.
Также в ходе проделанной работы
мы выяснили, что в случае установления твердых контрактных цен поставщик,
стремясь исключить всякую вероятность потерь, включает в фиксированную цену
контракта надбавку, учитывающую так называемые затраты на непредвиденные риски.
Потенциальному покупателю
импортной продукции целесообразно также проанализировать возможность изменения
издержек обращения в виде транспортных расходов, стоимости таможенной очистки и
других расходов в системе товародвижения к моменту исполнения контракта.
При импорте основой или
отправным пунктом формирования внутренней цены, как правило, является
контрактная цена или мировая цена товара. В отличие от обычных внутренних цен
на уровень импортных цен значительное влияние оказывает таможенное обложение, а
также географическое направление импорта.
Основными платежами, которые
уплачиваются при перемещении товаров через таможенную границу Российской
Федерации, являются таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы
и таможенные сборы за таможенное оформление.
1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи. Уч. пособие.
- М.: Финансы и статистика, 2008.
2. Бахрамов Ю.М., Глухов В.В. Организация внешнеэкономической деятельности.
- СПб, 2007.
3. Внешнеэкономическая деятельность предприятия / Под ред. Л.Е. Стровского.
- М.: ЮНИТИ, 2007.
4. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Учебник для вузов.
- М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006.
5. Магомедов М.Д., Куломзина Е.Ю., Чайкина И.И. Ценообразование. - М.:
Дашков и Ко, 2009.
7. Экономика предприятия / под ред. проф.О.И. Волкова - М.: Инфра-М,
2008.
8. Зайцев И.Л. Экономика промышленного предприятия - М.: Инфра-М,
2008.
9. Котлер Ф. Основы маркетинга - М.: Ростинтер, 2006.
10. Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование - М.: Информационно-внедрический
центр "Маркетинг", 2008.
[1]
Внешнеэкономическая деятельность предприятия / Под ред. Л.Е. Стровского. – М.:
ЮНИТИ, 2007.-С.76.
[2]
Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело. Учебник / Под ред. С.И. Долгова
– М.: БЕК, 2007.-С.48.
[3]
Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело. Учебник / Под ред. С.И. Долгова
– М.: БЕК, 2007.-С.56.
[4]
Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование - М.: Информационно-внедрический центр
«Маркетинг»,2008.-С.104.
[5]
Зайцев И.Л. «Экономика промышленного предприятия» – М.: Инфра-М, 2008.-С.83.
[6] Котлер Ф. Основы маркетинга –
М.: Ростинтер, 2006.-С.356.
[7]
Магомедов М.Д., Куломзина Е.Ю.,
Чайкина И.И. Ценообразование. – М.: Дашков и Ко, 2009.-С.78.
[8]
Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование - М.: Информационно-внедрический центр
«Маркетинг»,2008.-С.147.
[9]
Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Учебник для вузов. – М.: Закон и
право, ЮНИТИ, 2006.-С.73.
[10]
Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи. Уч. пособие. – М.:
Финансы и статистика, 2008.-С.126.
[11]
Бахрамов Ю.М., Глухов В.В. Организация внешнеэкономической деятельности. – СПб,
2007.-С.28.
[12]
Экономика предприятия / под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. –
М.: ЮНИТИ, 2007.-С.114.
[13]
Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование - М.: Информационно-внедрический центр
«Маркетинг»,2008.-С.127.
[14] Магомедов М.Д., Куломзина
Е.Ю., Чайкина И.И. Ценообразование. – М.: Дашков и Ко, 2009.-C.135-137.