Фискальная политика государства. Понятие валового внутреннего продукта
Учреждение образования Белорусский
Государственный Университет
Информатики и
Радиоэлектроники
Факультет Непрерывного
и Дистанционного Образования
Специальность: Маркетинг
Контрольная Работа
по предмету:
“Макроэкономика”
Вариант 1
Цели и инструменты фискальной
политики государства
Фискальная политика
представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью
стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов
государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также
называют бюджетно-налоговой политикой.)
Цели фискальной
политики:
-
стабильный
экономический рост
-
полная
занятость ресурсов
-
стабильный
уровень цен
Фискальная политика
– это политика регулирования правительством, прежде всего совокупного спроса.
Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на
величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут
использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на
уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.
Инструменты фискальной
политики:
-
государственные
закупки
-
налоги
-
трансферты
Государственные закупки
– это заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных или муниципальных нужд.
Трансферты
- это платежи, которые домохозяйства и фирмы безвозмездно (не в обмен на товары
и услуги) получают от государства. Трансфертные платежи государства
домохозяйствам – это разного рода социальные выплаты , такие как пенсии,
стипендии, пособия по безработице, пособия по нетрудоспособности, пособия по
бедности и др. Трансфертные платежи государства фирмам носят название субсидий
.
Рост государственных закупок
увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного
спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.
Рост трансфертов также
увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных
трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно,
при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает
потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат
фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм,
возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов.
Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.
Рост налогов действует
в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и
потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных
расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником
чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно
снижение налогов увеличивает совокупный спрос.
Поэтому инструменты
фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных
фазах экономического цикла.
В зависимости от фазы
цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики
используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:
- стимулирующая
политика
- сдерживающая политика
Стимулирующая
фискальная политика применяется при спаде и
ставит цель сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня
безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных
расходов). Ее инструментами выступают:
а) увеличение
государственных закупок;
б) снижение налогов;
в) увеличение
трансфертов.
Сдерживающая фискальная
политика используется при буме (при
перегреве экономики) и ставит цель сокращения инфляционного разрыва выпуска и
снижение инфляции, соответственно направлена на сокращение совокупного спроса
(совокупных расходов). Ее инструментами являются:
а) сокращение
государственных закупок;
б) увеличение налогов;
в) сокращение
трансфертов.
Также различают
фискальную политику:
- дискреционную
- автоматическую
(недискреционную).
Дискреционная
фискальная политика представляет собой
законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных
закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики
Автоматическая
фискальная политика связана с действием
встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические)
стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но
само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую
активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.
К автоматическим
стабилизаторам относятся:
А) подоходный налог
(включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль
корпораций);
Б) косвенные налоги (в
первую очередь, налог на добавленную стоимость);
В) пособия по
безработице;
Г) пособия по бедности.
В развитых странах
экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на
1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.
Национальное
богатство и Валовой внутренний продукт
Национальное богатство
- совокупность материальных благ, созданных трудом всех поколений и вовлеченных
в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество.
Национальное богатство
определяет мощь и потенциальные возможности государства.
Если нам предложат
оценить материальное благополучие того или иного человека, мы в первую очередь
обратите внимание на его доходы и образ жизни. Люди с высокими доходами имеют
возможность удовлетворить многие свои потребности и наслаждаться высоким
уровнем жизни - хорошими жилищными условиями, качественным медицинским
обслуживанием, автомобилями последних марок и отдыхом на фешенебельных курортах.
Логично использовать тот же подход при оценке общего благосостояния государства
и общества в данном государстве. Где доход и образ жизни человека можно
сравнить с национальным богатством страны.
Впервые Национальное богатство было
исчислено английским экономистом У. Петти в 1664, во Франции первая оценка Национальное богатство относится к
1789, в США — к 1805, в России — к 1864. С 1853 методологические проблемы
измерения Национальное богатство
становятся темой международных статистических конгрессов. В 1947 создана
Международная ассоциация исследования проблем национального дохода и богатства,
которая с 1966 выпускает журнал «The Review of Income and Wealth». Наиболее
значительные исследования Национальное
богатство в 20 в. за рубежом проведены Р. Голдсмитом,
рассчитавшим величину Национальное
богатство в США за 1898—1948, 1905—50, 1945—58, и П. Редферном,
который определил объём Национальное
богатство Великобритании за 1938—1953.
Меркантилисты
считали,
что богатством может быть только золото (деньги), а единственным его источником
считали торговлю. Физиократы были уверены, что настоящее богатство это
земля, а источником богатства народов считали труд на земле. Классики
признавали единственным источником богатств человеческий труд, а все что
создавалось трудом, становилось национальным богатством. И к 20 в. Сошлись во
мнении, что национальное богатство-это все те блага, которыми обладает общество
в настоящее время.
Согласно современным
статистическим представлениям в объем национального богатства включается:
- нефинансовые
производственные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных средств,
ценности);
- непроизведенные
активы, в том числе материальные (земля, богатство недр, естественные
биологические и подземные водные ресурсы);
- нематериальные активы
(лицензии на использование изобретений, передаваемые договора и т. п.);
- финансовые активы
(монетарное золото, валюта, акции, займы и пр.)
Валовой Внутренний
Продукт (ВВП) - это объем продукции и услуг по
рыночной стоимости, созданный за определенный период в результате
производственной деятельности экономических единиц, являющихся резидентами
страны.
Под резидентами
понимаются экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) с центром
хозяйственной деятельности на экономической территории данной страны. ВВП
определяется как стоимость произведенных в стране конечных товаров и услуг, т.
е. товаров и услуг, используемых для конечного потребления. Стоимость
промежуточных товаров и услуг, приобретенных и использованных в производстве, в
ВВП не включается. Поскольку конечная продукция в основной своей части
потребляется населением, а накопление обеспечивает экономическое развитие, ВВП
используется в качестве показателя, характеризующего уровень благосостояния.
Работы по измерению
объёма национального производства начались в 30-ые годы XX века экономистом Саймоном
Кузнецом (Simon Kuznets) в Департаменте Коммерции США.
Первые оценки
национального дохода сделаны Кузнецом в 1934 году. В этой работе впервые появились
счета национального
дохода и продукта. Кузнец пересчитал счета национального дохода США до 1869 года. Впервые доклад о национальном
доходе и производстве за период 1929—1935 был представлен Конгрессу
США в 1937 году. До этого
никто не имел детальных представлений об экономической деятельности страны.
Термин макроэкономика
до 1939 года
в печати не употреблялся. В 1971 году Саймон Кузнец
получил Нобелевскую
премию.
До 1991 года базовым показателем в макроэкономических
исследованиях был Валовой национальный продукт. ВВП стал основным индикатором
для совместимости с Системой Национальных Счетов Организации Объединённых Наций.
ВВП
рассчитывается 3 методами:
А) По доходам
ВВП =
Национальный доход + амортизация + косвенные налоги - субсидии - чистый
факторный доход из-за границы (ЧДиФ) (или + чистый факторный доход иностранцев,
работающих на территории данной страны (ЧДФ))
где, Национальный доход
= заработная плата + арендная плата + процентные платежи + прибыль корпораций.
Б) По расходам
ВВП = Конечное
потребление + Валовое накопление капитала (инвестиции в фирму (покупка станков,
оборудования, запасов, места производства)) + Государственные расходы +
Экспорт — Импорт
В) По добавленной
стоимости (или производственный метод)
Добавленная стоимость
фирмы = доход фирмы - промежуточная стоимость производства товара или услуги.
Общая добавленная стоимость = общий уровень выпуска - общая ценность
промежуточной продукции
Валовой
внутренний продукт
является основным показателем, на основе которого определяются уровень и темпы
экономического развития страны. Возрастание ВВП сопровождается увеличением
численности занятых и повышением уровня жизни, что выражается в росте
потребления товаров и услуг. Возрастание ВВП определяется инвестициями, их
долей в ВВП и превышением общего объема инвестиций над величиной капитала,
потребленного в процессе производства. Периоды экономического роста могут
сменяться спадом производства, занятости, снижением ВВП на душу населения и,
соответственно, жизненного уровня. Однако если рассматривать развитие за
длительные периоды, то является очевидным, что в основе повышения жизненного
уровня населения лежит рост производства товаров и услуг (ВВП) в целом и на
душу населения.
Ведущими
факторами роста ВВП являются вовлечение в производство дополнительных ресурсов
(прежде всего дополнительного физического капитала и труда), а также увеличение
производительности факторов производства за счет научно-технического прогресса,
использования более продуктивных технологий и повышения квалификации
работников.
Задача
Экономика описывается
следующими данными:
Y = C + I;
С = 500 + 0.6 Y;
I = 250.
Определить:
А) равновесный уровень
дохода;
Б) равновесный уровень
дохода в условиях роста автономных инвестиций до 600;
В) значение
мультипликатора автономных расходов.
A)
Y
= C + I;
С
= 500 + 0.6 Y;
I
= 250.
Y=(500+0.6Y)+250
Где Y
– уровень доходов
0.4Y=750
Y=750/4=1875
Б) Y = C + I;
С = 500 + 0.6 Y;
I = 600.
Где I
– инвестиции
Y=(500+0.6Y)+
600
0.4Y=1100
Y=
2750
В)
Мультипликатор автономных расходов – отношение изменения равновесного ВНП к
изменению любого компонента автономных расходов.
m
= ∆Y/ ∆A
где
m – мультипликатор автономных расходов; ∆Y - изменение равновесного ВНП; ∆A
-изменение автономных расходов, независимых от динамики дохода.
Приращение
любого компонента автономных расходов ∆A = ∆(a + i + g + nx)
вызывает несколько большее приращение совокупного дохода благодаря эффекту
мультипликатора.
∆Y
= 2750-1875=875
∆A
- менялись только инвестиции
∆A=600-250=350
m = ∆Y/ ∆A=875/350=2,5