Теории факторов производства
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИ-ВЕРСИТЕТ «РИНХ»
Кафедра Экономической теории
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
на тему: Теории факторов производства
(№24)
Выполнила студентка:
Факультета Национальной и мировой
экономики
группы 113-ЗАФ
номер зачетной книжки 09100
Полонская А.С.
Научный руководитель:
Чеботарев Г.А.
Ростов на Дону, 2010г.
План
Введение
1 Марксистская теория факторов
производства
1.1 Сущность марксистской теории
факторов производства
1.2 Характеристика факторов
производства в марксистской теории
2 Маржиналистская теория факторов
производства
2.1 Труд как фактор производства и
заработная плата
2.1.1 - Труд
2.1.2 - Заработная плата
2.2 Земля как фактор производства и
рента
2.2.1 - Земля
2.2.2 - Рента
2.3 Капитал как фактор производства и
процент
2.3.1 - Капитал
2.3.2 - Процент
2.4 Предпринимательская способность
как фактор производства
3 Развитие теории факторов
производства на современном этапе
3.1 Экономические тенденции в
последнее время
3.2 Особенности информации как
фактора производства
Заключение
Литература
Рецензия
Введение
Производство - это
процесс изготовления материальных благ или процесс использования рабочей силы,
оборудования в сочетании с природными ресурсами и материалами для изготовления
необходимых товаров и оказания услуг.
Для организации
производства необходимо взаимодействие определенных факторов производства.
Различные экономические
учения выделяют разные факторы производства. В этих системах взглядов различных
экономических школ выводятся главные факторы, непосредственно влияющие на
процесс производства и определяющие его эффективность.
Так как экономика
развивалась вместе с человеческой цивилизацией, развивался и изменялся также и
процесс производства. Это нашло свое отражение и в развитии теорий факторов
производства. Представления о факторах производства и их взаимодействии в
современной экономической мысли отличается от представления об этих факторах в
прошлом.
Данная тема работы имеет
актуальность на сегодняшний день, так как экономические отношения продолжаются развиваться
и от правильных представлений о факторах производства, их взаимосвязях и
использовании зависит эффективность организации производства, как на отдельном
предприятии, так и масштабах страны и всего мира.
Целью данной работы
является описание и изучение различных теорий факторов производства, выявление
их особенностей.
Задачами данной работы
являются:
- изучение представлений
различных экономических школ о факторах производства и их влиянии на
производственный процесс;
- изучение отдельных
факторов производства, их доходов, места и роли, которую они играют в процессе
производства;
- изучение развития
теории факторов производства на современном этапе и взаимосвязи этого развития
с теми изменениями, которые происходят в наше время в мире.
Материал в работе изложен
в трех главах. В первой главе рассматривается марксистская теория факторов
производства и ее основные особенности. Во второй главе описывается
маржиналистская теория производственных факторов. Также здесь проводиться изучение
каждого из выделенных факторов производства. В третьей главе рассматривается
развитие теории факторов производства на современном этапе, которое связано с
теми перестройками в мировой экономике, которые имели и имеют место в
современном мире. Здесь также будет дана характеристика еще одному, новому
фактору производства, который является продуктом развития современной
цивилизации.
Основным вопросом данной
является вопрос о том, какой же из факторов производства является основным и
представляет собой двигатель всего производственного процесса. Ответ на него
дан в заключении на основании изучения всего изложенного в работе материала.
1 Марксистская теория
факторов производства
1.1
Сущность
марксистской теории факторов производства
Марксистская теория
факторов производства базируется на учении немецкого экономиста и философа
Карла Маркса.
Согласно этой теории в
качестве факторов производства можно выделить рабочую силу человека, предмет
труда и средства труда, подразделяя их на две большие группы: личный фактор
производства и вещественный фактор. Личный фактор представляет собой рабочую
силу, как совокупность физических и духовных способностей человека к труду. В
качестве вещественного фактора выступают средства производства. Организация
производства предполагает согласованное функционирование этих факторов.
Марксистская теория исходит из того, что взаимосвязь факторов производства,
характер их соединения определяют социальную направленность производства,
классовый состав общества и отношения между классами.[1]
Личный и вещественный факторы образуют
сложную систему взаимодействия, эффективность которой определяется технологией
и организацией производства. При этом технология выражает взаимодействие между
главными факторами производства. Она предполагает использование разнообразных методов
обработки, изменения свойств, формы, состояния предметов труда.
Организация производства
обеспечивает согласованное функционирование всех факторов производства, их
пропорциональное количественное соотношение, взаимозаменяемость и т.д.
Таким образом, согласно
марксистской теории факторов производства, выделяются только такие факторы
производства, которые имеют отношение исключительно к физическому процессу
производства материальных благ.
Марксистская теория
факторов производства базируется на основе того, что только труд рабочего
класса есть созидательный процесс для создания общественных благ. Критика
Марксом капиталистического характера производства и неприятие им труда капиталиста,
как труда созидательного, само собой исключает в его теории предпринимательство
как фактор производства.
Взаимосвязь факторов,
согласно этой теории может быть представлена в форме следующей схемы:
Рис. 1 «Факторы
производства».[2]
На схеме видно, что
работники связаны со средствами производства, работая с которыми и осуществляют
непосредственно производственный процесс. Средства производства в свою очередь
подразделяются на предметы и средства труда.
Средства труда можно
представить в виде естественных условий труда и техники. Технику же
подразделяют на орудие труда и общие условия труда.
Предметы труда, как видно
из схемы, делятся на природное вещество и сырье.
1.2 Характеристика
факторов производства в марксистской теории
Производство
включает три разнородных фактора. Их рассмотрение следует проводить в
натурально-вещественном виде, который свойствен всякому обществу.
Первый
фактор — человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые
знания и трудовые навыки.
Труд
в материальном производстве — это целесообразная деятельность, в которой люди с
помощью созданных ими средств изменяют предметы природы, приспосабливая их для
удовлетворения своих потребностей.
Средство
труда есть «… вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и
предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий
на этот предмет». Средства труда, и прежде всего орудия труда, включают машины,
станки, инструменты, с помощью которых человек воздействует на природу, а также
производственные здания, землю, каналы, дороги и т.д. Применение и создание
средств труда— характерная черта трудовой деятельности человека. К средствам труда
в более широком смысле относятся все материальные условия труда, без которых он
не может совершаться. Всеобщим условием труда является земля, условиями труда
также являются производственные здания, дороги и т. д. Результаты общественного
познания природы воплощаются в средствах труда и процессах их производственного
применения, в технике и технологии. Уровень развития техники (и технологии)
служит главным показателем степени овладения обществом силами природы.
«Технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный
процесс производства его жизни».[3]
В
состав средств труда входят естественные условия производственного процесса
(например, вода, используемая на гидроэлектростанциях или в мелиоративных
сооружениях для хозяйственных целей) и техника — искусственные, созданные
человеком средства труда. В свою очередь они включают орудия труда
(инструменты, машины, оборудование, аппараты химического производства и т.п.),
благодаря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а
также общие материальные условия труда.
Предметы труда — вещество
природы, на которое человек воздействует в процессе труда с целью
приспособления его для личного или производственного потребления. Предмет
труда, претерпевший уже воздействие человеческого труда, но предназначенный для
дальнейшей обработки, называется сырьем. Некоторые готовые продукты также могут
вступать в процесс производства в качестве предмета труда (например, виноград в
винодельческой промышленности, животное масло в кондитерской промышленности).
Если рассматривать весь процесс с точки зрения его результата — продукта, то и
средство труда и предмет труда оба выступают как средства производства, а самый
труд — как производительный труд.
Все
указанные факторы (или ресурсы производства) в каждыданный момент времени ограничены
по отношению к потребностям. Эта ограниченность может быть абсолютной (ресурсы
вообще невозможно увеличить) и относительной (факторы можно умножить, но в
меньшей степени по сравнению с ростом потребностей).
Первый
фактор — число работников — нельзя или почти нельзя быстро увеличить. Пределами
здесь являются общая численность населения каждой страны и особенно доля в его
составе трудоспособных людей.
Второй
фактор — средства труда — можно наращивать до необходимых размеров. Однако это
можно сделать не сразу, поскольку несколько лет уходит на создание новых машин
и строительство зданий.
Третий
фактор — прежде всего земля и полезные ископаемые —абсолютно ограничен. При
этом различают разведанные запасы природных богатств и потенциальные ресурсы
(которые еще недостаточно учтены). Обследования, проведенные во многих странах,
показали, что разведанных запасов нефти, газа и угля может хватить только до
середины XXI столетия.
В
связи с этим важно определить производственные возможности (применительно как к
стране, так и к отдельному предприятию). Под производственными возможностями
подразумевается наибольший объем выпуска продукции, который достигается при
полном использовании ресурсов.[4]
2 Маржиналистская
теория факторов производства
2.1 Труд как фактор производства
и заработная плата
2.1.1Труд
Труд, безусловно, является главным фактором функционирования
производства. Труд неотделим от своего носителя и в отличие от сырья,
материалов, оборудования и земли не может стать собственностью предпринимателя.
Труд не только производственный, но и социальный фактор, обладающий
определенными правами, которые защищают профсоюзы и государство.
Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а
субъектами предложения – домашние хозяйства. По данным Росстата, в период с
февраля 2007 г. по февраль 2008 года средняя численность экономически активного
населения в возрасте от 15 до 72 лет составляла 75,2 млн. человек, или 67,2%
граждан. Среди них 70,6 млн. россиян классифицировались как занятое население,
а 4,6 млн. — как безработные.[5]
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением
личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству
Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины
заработной платы. При росте заработной платы при прочих равных условиях
предприниматель для сохранения равновесия должен сократить спрос на труд, а при
снижении заработной платы спрос на труд возрастает. Иначе обстоит дело с
функцией предложения труда: продавцы на рынке труда стремятся увеличить
предложение в условиях роста заработной платы. Самый высокий в РФ
уровень безработицы по данным Росстата, за период январь — сентябрь 2007 г.
зафиксирован в Чеченской Республике: 64,1% экономически активного населения.
Наименьший уровень безработицы (до 0,9%) отмечен в Краснодарском крае,
Московской, Смоленской, Тульской, Ленинградской, Липецкой, Тверской,
Нижегородской, Оренбургской, Калужской областях.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют
работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска
подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Совокупное
предложение труда в обществе, определяется как минимум четырьмя показателями:
1.
общей
численностью населения;
2.
численностью
активного трудоспособного населения;
3.
количеством
отработанного времени за год;
4.
качеством,
производительностью и квалификацией затраченного труда.
Однако если мы захотим выяснить, как отразится рост заработной
платы на предложении труда не общества в целом, а отдельного человека, то
увидим иную картину. Особенностью предложения рабочей силы является то, что оно
зависит от личной воли и предпочтения людей. Работник сам определяет, сколько
времени он хотел бы работать, а сколько – отвести для альтернативного вида
занятий и отдыха.
Рис. 2
«Равновесие на рынке труда.»
Кривая LD показывает, каким будет спрос на труд при
определенной величине заработной платы. Кривая LS показывает общее
количество рабочего времени, которое согласна отработать какая- либо категория
трудящихся при данной величине заработной платы. В точке E спрос на труд
равен предложению труда, т.е. рынок труда находится в равновесии. До точки I
кривая LS показывает увеличение предложения труда при росте заработной
платы, однако, пройдя ее, меняет свое направление и снова приближается к оси
ординат.
До точки I проявляется эффект замещения, после прохождения
кривой LS точки I преобладающим становится эффект дохода.
2.1.2 Заработная плата
Ценой равновесия на рынке труда является заработная плата.
Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации
работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а
также выплаты компенсационного и стимулирующего характера[6]. Ставки заработной платы различны для
различных категорий работников и видов работ. Они зависят от уровня
квалификации, производительности, характера трудовой деятельности, массовости
или наоборот, уникальности профессии. Чем уже профессиональная группа, тем
сильнее заработная плата в ней может отличаться от среднего уровня зарплаты по
отрасли, по народному хозяйству. Чем более массовая профессия и чем легче
определенных рамках переход от одного рода занятий к другому, тем в большей
степени рынок труда соответствует условиям рынка совершенной конкуренции.
Зарплата в 1 000 песо - это много или мало? Для ответа на этот
вопрос необходимо знать следующее: что на эти деньги можно купить? Необходимо
различать номинальную и реальную заработную плату.
Номинальная заработная плата - заработная плата в денежном
выражении. Характеризует уровень заработной платы вне связи с ценами на товары
и услуги. По ее размеру можно судить об уровне дохода, но не об уровне
потребления человека.
Реальная заработная плата - заработная плата, выраженная в
материальных благах и услугах; показывает, какое количество предметов
потребления и услуг работник может фактически приобрести на свою заработную
плату. Реальная заработная плата определяется размером номинальной заработной
платы, уровнем цен на предметы потребления и услуги, а также величиной
взимаемых налогов.
Равновесие на рынке труда означает, что все предприниматели,
согласные платить заработную плату W на уровне точки E (рис. 2),
находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен
полностью. Полностью трудоустроены и все работники, готовые предложить свои
услуги при этом же уровне заработной платы. Поэтому точка E определяет
положение полной занятости.
В случае превышения реальной заработной платы уровня равновесной
предложения на рынке труда превышает спрос на него, рабочих мест не хватает для
всех желающих продать свой труд по этой цене.
В случае снижения реальной заработной платы по сравнению с
равновесной спрос на рынке труда превышает предложение, в результате чего
образуются не заполненные рабочие места, поскольку работников, согласных
работать за более низкую заработную плату, не хватает.
Обе ситуации (безработица и наличие незанятых рабочих мест) в
условиях конкурентного рынка не могут быть устойчивыми, они подвергаются
коррекции со стороны рыночных механизмов в направлении восстановления
равновесия. Колебания спроса на труд и предложения труда позволяют в самом
общем виде дать ответ на вопрос о том, почему высокая или низкая заработная
плата. Причины дифференциации заработной платы следующие:
1. Неоднородность работников
по уровню квалификации и профессиональной подготовки;
2. Различия видов работ по
привлекательности;
3. Разные природные
способности людей;
4. Несовершенная конкуренция
на рынке труда.
Если бы рынок труда носил конкурентный характер, на нем были бы
невозможны длительные, устойчивые отклонения от равновесия.
Как же объяснить тот факт, что в последние десятилетия рост
безработицы не приводил к снижению заработной платы в промышленно развитых
странах?
Наличие устойчивой безработицы может свидетельствовать лишь об
одном – на рынке труда присутствуют внеконкурентные факторы, которые устойчиво
отклоняют заработную плату вверх от ее равновесного значения. К этим
внеконкурентным факторам относятся:
Во-первых, это государство, активно регулирующее рынок труда,
законодательно лишая заработную плату рыночной гибкости. Именно государство
устанавливает прожиточный минимум, индексирует доходы, составляет генеральные
соглашения. В России впервые такое соглашение было подписано на 1992 г. и
включало 52 пункта. Также размер оплаты труда регулируется Трудовым Кодексом
Российской Федерации - … "Минимальный размер оплаты труда устанавливается
одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не
может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека…"[7]
Во-вторых, это профсоюзы, содействующие длительному и устойчивому
отклонению рынка труда от состояния полной занятости.
В-третьих, это крупные корпорации, которые тяготеют к установлению
сравнительно стабильной во времени ставки заработной платы, отказываясь
пересматривать ее в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке
труда.
2.2 Земля как фактор производства и рента
2.2.1. Земля
Говоря о земле как о факторе производства, надо учитывать, что
само понятие «земля» употребляется в широком смысле слова и охватывает все, что
надо природой в ограниченном объеме и обладает полезностью, будь то сама земля,
водные ресурсы или полезные ископаемые.
Земля как фактор производства не является результатом
человеческого труда, невоспроизводима и количественно ограниченна.
С этой точки зрения земля является всеобщим условием любого
производства. Но для сельского хозяйства земля еще и основное средство
производства. Поэтому, говоря о земле, мы в первую очередь будем иметь ввиду ее
использование в аграрном секторе.
В аграрном секторе, во-первых, земля является не только всеобщим
условием производства, но и основным средством производства. Во-вторых,
производство находиться под воздействием природных, климатических и погодных
условий. В-третьих, земля устойчиво качественно неоднородна по плодородию и
местоположению относительно рынков сбыта.
Основа аграрного производства – собственность на землю, поскольку
от характера присвоения земли зависят отношения пользования, владения и
распоряжения землей, а значит, и результатами сельскохозяйственного
производства. Поэтому необходимо различать категории землевладения и
землепользования, без которых анализ рынка земли и ренты как факторного дохода
провести затруднительно.
- землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся
земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
- землепользователи - лица, владеющие и
пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного)
пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.
В реальной хозяйственной жизни пользователь и владелец – нередко
разные люди.
Спрос на землю различают со стороны сельскохозяйственных и
несельскохозяйственных покупателей. Первые – это все те, кто использует
плодородные почвы для производства сельскохозяйственной продукции любого типа.
Вторые – это все те, кому земля нужна для строительства, промышленного или иных
целей, не связанных с использованием плодородия. Спрос на землю определяется
как совокупный спрос всех заинтересованных в этих видах деятельности
предпринимателей.
Предложение земли определяется общим предложением всех
собственников земли. Земля обладает природной ограниченностью, общее количество
не может увеличиваться под воздействием роста цен на нее и уменьшаться при
снижении цен. Это обуславливает абсолютно неэластичное предложение земли цене.
Можно повысить производительность земли, улучшать ее качество,
можно повысить или понизить до минимума плату за землю, но количество
совокупного предложения этого фактора производства каждый фиксированный момент
времени увеличить не возможно. Графически кривая предложения земли имеет вид
абсолютно вертикальной линии. (рис.3)
Рис. 3 «Спрос
и предложение на землю».
Поскольку предложение земли относительно неизменно по сравнению с
другими факторами производства, объем ренты полностью зависит от спроса на землю:
чем он выше, тем выше рента, и наоборот.
2.2.2 Рента
Земельная рента – часть прибавочного продукта, создаваемая
непосредственно производителями в сельском хозяйстве и присеваемая
собственниками земли. Земельная рента является основным элементом арендной
платы:
Арендная плата = Земельная рента + процент на ранее вложенный в
участок капитал + Амортизация возведенных на участке сооружений.
Слово "рента" (нем. Rente, от лат. reddita —
возвращенная) означает определенный доход с капитала, имущества или земельного
участка, не требующий от своих получателей предпринимательской деятельности.
Именно поэтому рента присваивается владельцам земли, а не арендаторам
(землепользователем). Вопрос о том, справедливо ли это, лежит вне рамок
позитивного анализа.
Рента как экономическая категория означает доход от любого
фактора, предложение которого неэластично.
Принцип установления ренты, или арендной платы (эти два понятия
часто используют как синонимы), такой же, как и равновесной цены в случае
других факторов производства. Если уровень арендной платы повысить выше точки Е
(см. рис. 3), предложение земли превысит спрос на нее, земельные собственники
станут испытывать трудности со сдачей земли в аренду и будут вынуждены снизить
уровень арендной платы.
Если же уровень арендной платы снизится ниже точки Е, то
спрос на землю превысит ее неизменное предложение и, воспользовавшись высоким
спросом на земельные участки, их собственники будут повышать плату на землю.
Цена земли = 100%,
где R - рента; S - ссудный процент.
В экономической теории все, что приносит доход, рассматривается
как капитал. Определенную сумму можно положить в банк и получать доход в виде
процента, а можно потратить эти деньги на покупку земли и получать ренту.
Если земельный участок рассматривать как капитальное благо,
приносящее доход, то становится понятно, что цена земли зависит от двух
величин:
1) от размера земельной ренты, которую можно получать, став
собственником данного участка;
2) от ставки ссудного процента.
Рассмотренное определение цены земли является теоретическим. На
практике цена земли зависит от множества факторов. Например, рост цен на землю
может быть связан с растущим спросом на нее для несельскохозяйственных целей.
Резко возрастает спрос на землю (и вообще на недвижимость) в условиях инфляции
и особенно гиперинфляции, что соответственно ведет к росту цены земли.
Несмотря на неэластичное общее предложение земли, можно говорить
об определенной ограниченной мобильности этого факта производства, поскольку с
точки зрения отдельного пользователя предложение земли весьма эластично
реагирует на повышение дохода. Предлагая относительно высокий уровень ренты,
покупатель всегда найдет подходящий участок, хотя общее предложение земли будет
оставаться неизменным.
2.3 Капитал как фактор производства и процент
2.3.1 Капитал
В экономической теории и предпринимательской практике, пожалуй,
нет понятия, которое бы использовалось столь часто и одновременно столь
неоднозначно, как капитал. Этот термин употребляют в отношении оборудования,
здания, денег и ценных бумаг, а также в отношении талантливого инженера и
предприимчивого управляющего ("Человеческий капитал"). Общее во всех
приведенных примерах - капитал устойчиво ассоциируется со способностью
приносить доход.
На рынке факторов производства под капиталом понимается физический
капитал, или производственные фонды, - капитальное благо, используя которое,
можно в будущем увеличить поток доходов. Таким образом, производительностью
обладает не только труд, но и капитал. Если фактор труд - феномен, созданный
вне экономической системы, то капитал - фактор, производимый самой
экономической системой.
Капитал пользуется спросом, потому что он производителен.
Субъектами спроса на капитал являются предприниматели, бизнес, субъектами
предложения капитала - домашние хозяйства.
Спрос на капитал - это процесс на инвестиционные средства, а не
просто деньги. Бизнес предъявляет спрос на определенные денежные суммы для
покупки капитала в физической форме. Спрос на деньги имеет другую природу, она
не связанна с предпринимательской деятельностью.
Графический спрос на капитал можно представить как кривую, имеющую
отрицательный наклон, поскольку применительно к капиталу, так же как и к другим
факторам производства, действует закон убывающей доходности: уровень дохода на
капитал имеет тенденцию к понижению по мере роста инвестиционных средств.
Уровень дохода на капитал называют еще чистой производительностью капитала, а
выраженную в процентах - естественной нормой процента.
Предложение капитала не следует понимать в том смысле, что
домашние хозяйства (население) предлагают бизнесу станки, оборудование и т.д.
Они предлагают инвестиционные средства, т.е. денежные суммы, которые бизнес
использует для приобретения производительных фондов. Происходит это при помощи
посредников-инвестиционных фондов, коммерческих банков и т.п.
Графически предложение капитала можно представить кривой, имеющей
положительный наклон, что обусловлено сущностью процента, заключающейся в
следующем. Субъекты, предлагающие капитал, по сути, отказываются от
самостоятельного альтернативного его применения: открывать собственное дело и
получать доход; покупать землю и получать ренту, поехать отдыхать на престижный
курорт (получить полезность). Таким образом, процент - это своеобразная
равновесная цена, которая складывается в точке пересечения кривых спроса и предложения
на капитал и в которой происходит совпадение предельной доходности на капитал и
предельных издержек упущенных возможностей (рис. 4).
|
|
|
|
|
|
|
|
r (rate)
– уровень процента;
I (investment)
– инвестиции;
Dc (demand)
– спрос на капитал;
Sc (supply)
– предложение капитала;
E (equilibrium)
– точка равновесия на рынке капитала, в которой спрос на ссудный
капитал совпадает с его предложением.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 4 «Равновесие
на рынке капитала»
Экономическая теория подчеркивает, что сегодняшние блага люди
оценивают выше будущих. Эта особенность экономического поведения субъектов
рыночного хозяйства получила название временного предпочтения. При определении
категории процента важную роль играет фактор времени. Дающий деньги в ссуду
отказывается от текущего (сегодняшнего) потребления своего капитала,
предоставляя эту возможность другим субъектам.
2.3.2 Процент
Нетерпение, желание иметь блага сейчас, а не потом, связанны и с
тем обстоятельством, что срок нашей жизни ограничен и, откладывая потребление,
мы рискуем. Поэтому те, кто использует заемные средства сегодня, должны
заплатить за это владельцу капитала.
Фактор риска в рыночном хозяйстве связан с неопределенностью, как
минимум чертой рыночного прогресса. Вы рискуете, предоставляя ссуду
малоизвестной фирме или отдельному лицу, чье финансовое положение не
досконально известно. Вы рискуете в принципе, откладывая возможность
сегодняшнего распоряжения деньгами, так как завтра могут измениться
политическая ситуация в стране, налоговое законодательство; и человек не вечен.
Поэтому чем выше риск при предоставлении ссуды, тем выше должна быть ставка
процента.
Сравнения уровня дохода на капитал с процентной ставкой - это один
из способов обоснования эффективности инвестиционных проектов. Другой способ,
имеющий огромное значение и использующийся не только в сфере бизнеса, - это
процедура дисконтирования1 (приведение экономических показателей
разных лет к сопоставимому во времени виду), которое неразрывно связанно с
фактором времени и заключается в том, что при осуществлении инвестиционных
проектов (покупка оборудования, строительство нового завода и т.п.) необходимо
сопоставлять величину сегодняшних затрат и будущих доходов, т.е. это процедура
определения сегодняшней стоимости будущей суммы денег.
Дисконтирование вычисляют по следующей формуле:
Vp=
где Vp,
Vt - соответственно сегодняшняя и будущая стоимости
будущей суммы денег; t – число лет; r – ставка процента в
десятичных дробях.
Дисконтирование
применяется не только бизнесменами, осуществляющими инвестиционные проекты.
Так, при
получении выигрышей по лотерее на разных временных условиях, получении денежных
сумм по завещанию, где так же оговорены различные временные сроки выплаты денег
и т.п., люди используют процедуру дисконтирования, которая помогает осуществить
экономический выбор.
Решая вопрос,
какой частью текущего дохода пожертвовать ради увеличения возможностей
потребления в будущем периоде, потенциальный кредитор ориентируется на свои
предпочтения. В рамках своих бюджетных возможностей он выбирает наиболее
предпочтительную комбинацию текущего и будущего потребления и, исходя из нее,
определяет долю текущего дохода, которую следует предложить в ссуду под
установленный процент.
2.4 Предпринимательская способность
как фактор производства
Предпринимательская деятельность -
специфический фактор производства. Она предполагает использование инициативы,
смекалки и риска в организации производства. Предпринимательство - неотъемлемый
атрибут рыночной экономики, и хотя понятие "предприниматель" в
экономике появилось в XVIII в., только в текущем столетии оно стало
рассматриваться как фактор производства.
Самой историей доказано:
предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы
того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным
отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых
важное место занимает развитие предпринимательства.[8]
В римском
праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность,
особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек
ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель»
употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц,
занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого
предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков
развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие торговец
(предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров.
Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные
физические и моральные испытания по его окончании он был вынужден 75% своей
прибыли отдавать купцу (банку). К предпринимателям также относили организаторов
парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось
применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов.
Глава такого проекта ничем ни рисковал - он всего лишь руководил всеми работами
по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и
торговые ресурсы.
В качестве
научного термина понятие «предпринимательство» впервые употребил английский
экономист конца XVII – начала XVIII в. Ричард Контильон. По его
мнению, предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником
богатства Р. Контильон считал землю и труд, которые и определяют действительную
стоимость экономических благ.[9]
Предпринимательская
способность - это особый вид человеческого капитала, представленного
деятельностью по координации и комбинированию всех других факторов производства
в целях создания благ и услуг. Специфика этой разновидности человеческого
ресурса состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой
основе внедрять новые виды производимого продукта, технологий, форм организации
бизнеса при определенной степени риска и возможности понести убытки.
Предпринимательская деятельность по своим масштабам и результатам
приравнивается к затратам высококвалифицированного труда.
3 Развитие теории
факторов производства на современном этапе
3.1 Экономические
тенденции в последнее время
Последнее десятилетие XX века и начало
XXI века (становление постмодерна) характеризуются активизацией интеграционных
и глобализационных явлений. Глобализация выступает уже не просто как процесс
общественный, но и как следование требованиям технического прогресса -
естественного процесса, обусловленного развитием человеческой цивилизации.
Экономика постмодерна в развитых странах стала технотронной и определяется
интегрированным единством взаимодействий "человек - компьютер -
автоматизированные средства производства". Она диалектически отрицает средства
производства периода модерна, абсорбируя в то же время все лучшее,
вписывающееся в технотронную схему, в которой компьютер заменяется сетью
Интернет, а сама экономика приобретает сетевой характер.
Концепция информационного
общества, соотносимая с постмодерном, скорее продиктована пиаром,
обеспечивающим товарную форму информации, т.е. ее меновую стоимость. В реальных
трудовых процессах все факторы производства выступают как потребительные
стоимости. Информация, не интегрированная с используемыми технологиями,
бесполезна для производства, вне зависимости от ее меновой стоимости. Сама по
себе информация ничего не производит. Главная производительная сила - человек,
вооруженный средствами производства и знаниями. Информационное обеспечение
выступает как способ передачи знаний и помогает человеку в осуществлении
целесообразных трудовых действий, но не выполняет их вместо человека. Труд
человека остается двигателем производства и по мере совершенствования
последнего ценность труда только возрастает. Все большую ценность приобретает
интеллектуальный труд, генерирующий знания.[10]
Современная глобальная
экономика также характеризуется сращиванием таких факторов производства как
труд и предпринимательская способность.
Это влечет за собой как
положительные, так и отрицательные тенденции.
Так, например, во многих
компаниях работники высшего управляющего звена, которые осуществляют, де-факто,
предпринимательские функции, имеют также долю в компании. Это позволяет
стимулировать их на более эффективную работу. Такое происходит, например, когда
крупная компания организует новое направление деятельности (например учреждая
дочернюю компанию) и передает в долю в новом проекте человеку (или группе) лиц,
которые непосредственно будут отвечать за реализацию этого проекта. Примером
может служить компания «Верджин» британского миллиардера Ричарда Бренсона,
которая занимается различными видами деятельности, начиная от продажи
музыкальных пластинок и заканчивая авиационными перевозками. Такая тенденция в
экономики позволяет снизить противоречия отношений «капиталист - наемный
работник».
Тем не менее,
делегирование предпринимательских функций наемным работникам может иметь и
отрицательный эффект. Это характерно для крупных акционерных компаний,
номинальные собственники которых (держатели акций) в силу их большого числа и
незначительных пакетов акций не в состоянии управлять компанией.
Непосредственным оперативным управлением занимается совет директоров, члены
которого могут вообще не владеть акциями компании. Именно на этом пункте
заострил свое внимание герой фильма «Уолл-стрит» аферист Гордон Гекко на
собрании акционеров компании «Телдар Пэйпас», чтобы переманить на свою сторону держателей
акций компании.
Такая тенденция ведет к
исчезновению «духа предпринимательства», что во многом послужило причиной
нынешнего глобального кризиса. Именно на этот факт обратил внимание в своей
речи на прошлогоднем всемирном экономическом форуме в Давосе премьер-министр
России Владимир Путин.
3.2 Особенности информации
как фактора производства
На данный момент помимо
четырех основных факторов производства принято выделять еще один – информацию.
По своей природе
информация является общественным благом. Однако в определенный момент времени
информация может быть и частным благом. Примером тому может послужить
какая-либо внутренняя информация фирмы, касающаяся исключительно потенциала
развития предприятия в данный момент времени. Вместе с тем, неуничтожимость в
процессе использования, возможность наличия информации у множества людей одновременно
благодаря тому, что в процессе передачи информации она приобретается получателем,
но не исчезает у отправителя, а также сложность деления информационного блага
на отдельные части позволяют определить информацию как общественное благо.
Информационные блага, как
общественные, так и частные, независимо от формы их существования,
удовлетворяют определенным потребностям субъектов рынка и обеспечивают
достижение ими тех или иных целей, что обусловливает наличие у информационных
товаров потребительной стоимости. В свою очередь, экономическая ценность
информационных благ создается и в процессе труда, для чего требуются
определенные затраты. Принципиально важной особенностью информационного
продукта является механизм формирования цены на него. Если для материальных
товаров и многих услуг существует возможность определения цены товара c позиции
затрат на его производство, то для информационных продуктов определяющим, как
правило, является их полезность, а точнее, тот эффект, которого можно
достигнуть при дальнейшем использовании информационных товаров. Полезность
знаний для покупателя зависит от полезности решений, получаемых при помощи
знания.
В экономической
деятельности информация как средство снижения неопределенности и риска
представляет большую или меньшую ценность для потребителя, исходя из уровня и
полезности принимаемого решения, а также от степени снижения неопределенности.
Таким образом, можно
сказать, что информация, независимо от форм ее существования и использования в
экономической деятельности, коренным образом отличается от таких ресурсов, как
капитал, природные ресурсы, труд, что оказывает существенное влияние на
специфику обращения информации в экономической системе. Поэтому особый интерес
представляет изучение сущности и характеристик информации и знаний, а также анализ
процесса производства информации и ее обращения в качестве ресурса и товара.
Очевидно, что в условиях
информационной экономики на первый план выдвигаются скорость и качество
обработки новых информационных сигналов, появляющихся знаний. Стремительность
получения экономической действительности влияет на неопределенность и
устойчивость компаний, рынков, национальных экономик.
Это позволяет сделать
вывод о том, что информация выступает в качестве экономического ресурса не
только в определенных формах и при наличии определенного содержания, но и в
конкретное время. Материальные ресурсы в процессе производства переносят свою
стоимость на товары и услуги, в результате чего после окончания
производственного цикла перестают существовать. Информация не исчезает, но
перестает иметь экономическую ценность из-за потери актуальности или
невозможности ее применения. Можно говорить о том, что информация обладает
свойством ограниченности в определенное время, поэтому от скорости ее получения
и использования зависят выгоды, получаемые от ее применения в хозяйственной
деятельности.
Заключение
По результатам работы
можно сделать следующие выводы.
Согласно теории Маркса,
факторами производства выступаю труд, предметы труда и средства труда.
Производство общественных благ является следствием их взаимодействия. Марксизм
не признает предпринимательство как один из факторов производства.
Согласно маржиналистской
теории, выделяются три основные фактора производства. Это земля, труд и
капитал. Доходом труда как фактора производства является заработная плата,
доходом земли является рента, доходом капитала – процент.
В результате развития
науки и последовавшими за этим изменениями в общественной и экономической
жизни, выделился еще один фактор производства – это информация. В отличие от
остальных факторов производства, информация обладает особенными, присущими
исключительно ей свойствами и в связи с этим имеет свое специфическое влияние
на производственный процесс.
В результате проведенной
работы можно выделить фактор производства, который является основным.
Первопричиной любого
производства является идея организации этого производства. Человеческая мысль,
плод человеческого разума, который будет реализован посредством конкретных
действий. Причиной производства является вовсе не потребность общества в этом
производстве, а способность конкретных людей организовать это производство,
объединить все факторы производства в производственном процессе. Потребность не
может быть удовлетворена сама собой, необходима чья-то способность ее
удовлетворить. Идея производства, которая является отправной точной создания
любого предприятия, должна быть предпринимательская. Только в этом случае
возможна эффективная организация рентабельного производства, которое способно в
полной мере удовлетворять потребности общества. Те, кто организуют эффективное
производство, исходят не из целей удовлетворения общественных потребностей, а
из целей личной выгоды.
Таким образом, основным
фактором производства, его движущей силой является предпринимательство. Доказательство
этому – вся история развития человеческой цивилизации. Производство эффективно
и хорошо развито только в тех странах мира, где предпринимательский талант
признается как основной движущий фактор производственного процесса, где
предприниматель считается не эксплуататором, а созидателем, дающим обществу, за
эквивалентную плату, возможность получить часть материального воплощения своего
разума и таланта.
Не признавать
предпринимательство как движущею силу и основной фактор производства – значить
идти против истины. В подтверждение этому хотелось бы привести мнение по
данному вопросу американской писательницы и философа русского происхождения Айн
Рэнд, воплощенное в словах инженера-изобретателя Джона Голта, главного героя ее
фундаментального романа «Атлант расправил плечи»:
«Если бы вы работали
кузнецом в средние века, ваш потенциальный доход состоял бы из железного бруса,
выкованного вашими руками за несколько дней работы. Сколько тон рельсов
производите вы в день, работая у Хэнка Риардена? Вы смеете утверждать, что
размер вашей зарплаты зависел только от вашего физического труда и эти рельсы
были созданы вашими мышцами? Уровень жизни того кузнеца – вот и все, чего стоят
ваши мышцы; остальное – дар от Хэнка Риардена.»[11]
Предпринимательство как
фактор производства, есть движущая сила производственного процесса, независимо
от того, хочет общество или отдельные товарищи вроде Маркса это признавать или
нет. Это есть, потому что это есть. Потому что, как говорил Аристотель, А есть
А.
Литература
1. Трудовой кодекс Российской Федерации гл. 21 ст. 133
Федеральный Закон №197-ФЗ от 30 декабря 2001 года
2. Борисов Е. Ф. Экономическая
теория: Учебник. — 3_е изд., перераб. и доп. —М.: Юрайт_Издат, 2005. — 399 с.
3. Базылев Н.И. Экономическая
теория Минск Книжный Дом 2005 – 363 с.
4. Бродская Т.Г., Видяпин В.И. Экономическая
теория: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2008 – 208 с.
5. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник/ В.Я.
Иохин. – М.: Экономистъ, 2006. – 861 с.
6. А.С. Пелих Организация предпринимательской деятельности: [Учебное пособие
/ Под ред. А.С. Пелиха] – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский
центр «МарТ», 2004 – 735 с.
7. В.Я. Горфинкель Предпринимательство: учебник для вузов/ [Под
ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Я. Поляка, проф. В.А. Швандара]. - М.
ЮНИТИ-ДАНА, 2008 – 384 с.
8. Айн Рэнд Атлант расправил плечи: В 3 ч./, Ч. III А есть А, Пер. с англ. – 3-е изд.
– М.: Альпина Бизнес Букс, 2009 – 538 с.
9. Ермишин П.Г. Основы экономической теории: Курс лекций./ Ермишин
П.Г [Электронный ресурс] – http//:
www.aup.ru
10. А.Зуев, Л.Мясникова «Интеллектуальный капитал» Альманах
«Восток» Выпуск № 2(14) [Электронный ресурс] Февраль 2004. – http//: www.situation.ru
11. Википедия [Электронный ресурс] – http//: ru.wikipedia.org/wiki
[1]
Ермишин П.Г. Основы
экономической теории: Курс лекций./ Ермишин П.Г [Электронный ресурс] – http//: www.aup.ru
[2]
Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. —М.:
Юрайт_Издат, 2005. — 399 с. С 21
[3]
Википедия [Электронный ресурс]
– http//: ru.wikipedia.org/wiki
[4]
Борисов Е. Ф. Экономическая теория, с. 21
[5]
Базылев Н.И. Экономическая теория Минск Книжный Дом
2005 – 363 с. С 57
[6]
Базылев Н.И. Экономическая теория, С 65
[7]
Трудовой кодекс Российской Федерации гл. 21 ст. 133 Федеральный Закон №197-ФЗ
от 30 декабря 2001 года
[8]. А.С.
Пелих Организация предпринимательской деятельности: [Учебное пособие /
Под ред. А.С. Пелиха] – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр
«МарТ», 2004 – 735 с. С. 5
[9]
В.Я. Горфинкель Предпринимательство: учебник для вузов/ [Под ред. проф. В.Я.
Горфинкеля, проф. Г.Я. Поляка, проф. В.А. Швандара]. - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2008 –
384 с.С. 9.
[10]
А.Зуев,
Л.Мясникова «Интеллектуальный капитал» Альманах «Восток» Выпуск № 2(14)
Февраль 2004 год www.situation.ru
[11]
Айн Рэнд Атлант расправил плечи: В 3 ч./, Ч. III А
есть А, Пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009 – 538 с. С 418