Рынок труда и его компоненты, современное состояние и проблемы
1 Рынок труда и его
компоненты
1.1 Сущность и понятие
рынка труда
Труд – это процесс, совершающийся между человеком и
природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он
своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен
веществ между собой и природой, создает необходимые потребительные стоимости –
средства существования.
Труд как всеобщее условие обмена
веществ между человеком и природой представляет собой вечное и естественное
условие человеческой жизни. В этом смысле процесс труда не зависит от какой бы
то ни было определенной общественной формы жизни, т.е. он, как отношение
человека к природе, одинаков для всех общественных форм, для всех способов
производства, для любого общественного строя.
Труд и работа – понятия не равнозначные, не
тождественные. Труд – явление общественное, он присущ только человеку. Как
невозможна жизнь человека вне общества, так не может быть труда без человека и
вне общества. Работа – понятие физическое, она может выполняться и человеком, и
животным, и машиной. Труд измеряется рабочим временем, работа –
килограммометрами.
Обязательными элементами труда служат
рабочая сила и средства производства.
Рабочая сила – совокупность физических и духовных
способностей человека, которые используются им в процессе труда, рабочая сила –
основная, главная производительная сила общества. Средства производства –
состоят из предметов труда и средств труда.
Предметы труда – это продукты
природы, которые в процессе труда подвергаются тем или иным изменениям и
превращаются в потребительные стоимости.
Средства труда – это орудия
производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда и
видоизменяет их.
Процесс труда есть процесс соединения
и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых
потребительных стоимостей. Чем лучше организован труд, т.е. чем экономичнее
расходуется (потребляется) рабочая сила и средства производства, тем больше при
прочих равных условиях может быть создано продукции, тем выше будет
производительность общественного труда. Все это является неотъемлемой частью
рынка труда.
В самом общем виде рынок – это
система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг,
форма связи между сторонами обмена, в процессе которого устанавливается
рыночная цена на объект обмена и происходит смена его собственника. Еще рынок
может быть представлен как экономическое и географическое пространство, на
котором происходит процесс товарного обращения, обмена товаров на деньги и,
соответственно денег на товары. Под рынком понимают также механизм, сводящий
вместе продавцов и покупателей товаров и услуг.
Каждое из этих определений
подчеркивает существенные стороны понятия «рынок» и тем самым отражает его
многократность.
Рыночные отношения предполагают
существование и функционирование множества рынков, охватывающих разнообразные
области человеческой деятельности. Среди этих рынков свое место занимает и
рынок труда.
Теория рынка труда рассматривает
поведение людей: работодателей и тех, кто ищет наемную работу, которое
определяет систему их взаимодействия в зависимости от разных факторов, таких
как уровень доходов сторон, величина заработной платы, состояние инвестиционной
политики, совокупность предпочтений и др.
Рынок труда – это прежде всего
система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с
его куплей и продажей; это также экономическое и географическое пространство –
сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы
специфического товара – труда; наконец, это механизм, обеспечивающий
согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.
Таким образом, рынок труда, как
важная сфера социально экономической жизни, отражает следующие моменты:
1.
тенденции в
динамике занятости;
2.
тенденции в
общественном разделении труда;
3.
мобильность
рабочей силы;
4.
динамику и
масштабы безработицы.
В результате функционирования рынка
труда предприниматели, работодатели обеспечивают производство и сферу услуг
работниками, исполнителями работ, а наемные работники, продавая труд,
обеспечивают себе получение средств существования и жизнедеятельности.
Формирование рынка труда в стране с
появлением для этого экономических, социальных и юридических предпосылок, то
есть некоторых объективных условий, без которых рыночные отношения в трудовой
сфере невозможны или невозможны в сеченном виде.
Экономическими предпосылками рынка
труда являются:
1. Экономическая свобода,
либерализация экономики, в основе которой лежит право частной собственности на
средства производства, в том числе и на землю;
2. Свобода труда, когда каждый
человек имеет возможность самостоятельно определять: чем, когда, где и в каком
объеме ему трудиться. Свобода труда предполагает запрет принудительного труда
(за исключением случаев, когда человек осужден к лишению свободы, что четко
должно быть определено законодательством страны);
3. Свобода предпринимательской
деятельности, когда у человека имеется возможность начать собственное дело,
собственное производство или же принять участие в совместном с другими лицами
производстве с учетом регламентируемых форм предпринимательской деятельности.
Социальные предпосылки рынка труда
заключаются в наличии социального неравенства между людьми по уровню доходов,
по составу семьи, по состоянию здоровья, стажу и опыту работы, по умственным
способностям, уровню образования, личным качествам (физическая сила,
выносливость, память и др.). Предпосылки этого типа приводят к расслоению
населения, появлению богатых и бедных, а также так называемого среднего класса.
Юридические предпосылки рынка труда
состоят в наличии системы законов, обеспечивающих экономические свободы и
социальную защиту населения страны. К ним относятся законодательные положения о
труде, о собственности, о правах личности, о предпринимательстве, о занятости
населения, о социальном обеспечении, социальном страховании, социальных
гарантиях и др.
В России юридические предпосылки
определены прежде всего Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, Гражданским
кодексом РФ, а также Федеральными законами принятыми Правительством РФ.
Функции и элементы рынка труда
Главная задача рынка труда –
обеспечение оптимальной мобильности работников, наиболее быстрое удовлетворение
спроса и предложения на рынке труда.
Достижение этой задачи осуществляется
через выполнение рынком труда следующих функций:
·
организацию
встречи продавцов и покупателей труда;
·
обеспечение
конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;
·
установление
равновесных ставок заработной платы;
·
способствование
решению вопросов занятости населения;
·
осуществление
социальной поддержки безработных.
На рынке труда происходит первичное
согласование интересов предпринимателей-работодателей и наемных работников.
Стороны рыночных отношений договариваются об условиях труда, размере его
оплаты, социальных гарантиях, сроках договора. Вторичное согласование интересов
работодателей и наемных работников осуществляется через систему партнерства
путем заключения в стране, отраслях, регионах, муниципальных образованиях
соответствующих соглашений, а непосредственно на предприятиях и в организациях
– коллективных договоров.
Хорошо организованный и эффективно
функционирующий рынок труда обеспечивает наиболее целесообразное использование
трудового потенциала общества. Следовательно, состояние и эффективность рынка
труда являются важнейшими макроэкономическими факторами эффективности развития
общества и его экономики.
Рынок труда тем эффективнее, чем он
лучше организован. Уровень организации рынка труда напрямую зависит от того, из
каких элементов этот рынок складывается и как решены вопросы функционирования
каждого из этих элементов.
Составными частями или элементами
рынка труда являются:
1)
Стороны рыночных
отношений или субъекты рынка: работодатели или их представители и ищущие
наемную работу или доходное занятие люди.
2)
Конъюнктура рынка
– соотношение спроса на труд и предложения труд, определяющая ставки заработной
платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения.
3)
Правовые акты,
регламентирующие отношения субъектов рынка труда.
4)
Службы занятости
населения (департаменты, центры, бюро и др.).
5)
Инфраструктура
рынка труда как совокупность вспомогательных служб и организаций,
обеспечивающих функционирование основных органов службы занятости населения. К
ним относятся службы профориентации, подготовки и переподготовки работников,
рекламные фирмы и др.
6)
Альтернативные
временные формы обеспечения занятости: общественные работы, надомный труд,
сезонные работы и др.
7)
Система
социальных выплат и гарантий для граждан, увольняемых из производства,
переводимых на новое место работы, безработных.
8)
Система
финансирования политики занятости и служб занятости населения.
Первый и второй из перечисленных
элементов рынка труда представляет собой естественное и необходимое условие для
существования рыночных отношений в сфере труда, они присутствуют на любом рынке
труда и мало зависят от его организации. Но последующие элементы рынка труда
оказывают решающее воздействие на степень эффективности отношений на нем. Через
них, собственно и реализуется та или иная его эффективность.
В зависимости от соотношения между
спросом и предложением труда возникает определенная конъюнктура рынка труда,
она может быть трех типов:
1)
трудодефицитной,
когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда определенного
качества;
2)
трудоизбыточной,
когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно,
избыток предложения труда определенного качества;
3)
равновесный,
когда спрос на труд по количеству и качеству соответствует его предложению.
Каждый из типов рыночной конъюнктуры
может относится к тому или иному региону, к той или иной профессии или сфере
приложения труда, образуя в совокупности общий рынок труда в стране.
Рынок труда реализуется через
государственную и негосударственные службы занятости населения, а также
непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или же напрямую
между работником и работодателем.
Результатом удовлетворения взаимного
интереса работника и работодателя является договор найма – трудовой договор.
Рынок труда находится в непрерывном
движении. За ним следят и на него оказывают воздействие Департамент занятости
населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации,
департаменты федеральной государственной службы занятости населения субъектов
РФ. Эти органы на ряду с Госкомстатом Росси ведут соответствующую статистику.
1.2 Спрос и предложение на рынке
труда. Формирование уровня заработной платы
Важнейшими категориями рынка труда
являются спрос на труд и его предложение.
Спрос на труд
Спрос на труд на конкретном рынке
труда означает количество труда, которое может быть куплено по определенной
цене за определенное время.
Спрос на труд формируют работодатели,
располагающие вакантными рабочими местами, а также рабочими местами, которые
заняты работниками, не удовлетворяющими работодателя и поэтому ищущего им
замену.
Спрос на труд зависит прежде всего от
уровня его оплаты. Взаимосвязь спроса на труд и его цены – заработной платы –
выражается законом спроса на труд, который гласит, что при прочих равных
условиях на рынке труда совершенной конкуренции величина спроса на труд
находится в обратной взаимосвязи от его цены. Графическое изображение этой
взаимосвязи называется кривой спроса. Представим зависимость между уровнем
заработной платы и величиной спроса на труд величинами, представленными в
таблице.
Таблица 1
Варианты
|
Заработная плата (ЗП), тыс.руб.
|
Спрос на труд (Т), чел
|
А
|
4,0
|
100
|
Б
|
3,0
|
125
|
В
|
2,0
|
200
|
Г
|
1,5
|
300
|
Д
|
1,0
|
400
|
Если построить график, на оси ординат
которого отложить величину заработной платы, а на оси абсцисс величину
требующегося труда в виде количества нанимаемых работников, то спрос будет
представлен наклоняющейся вниз кривой С – С, показывающей, что по мере снижения
размера заработной платы величина спроса на труд будет возрастать и наоборот,
при повышении размера заработной платы величина потребности в наемном труде
будет падать (рис. 1). При этом кривая спроса находится в строго фиксированном
положении, а величина спроса на труд двигается по этой кривой.
Рисунок 1
Помимо цены труда на величину спроса
на труд оказывают влияние такие факторы, как:
спрос на продукты
уровень технологии производства
цена капитала.
Для уяснения механизма влияния на
величину спроса на труд каждого из названных факторов необходимо рассматривать
изменение одного из них при неизменной величине других. При этом изменения
могут происходить двояко. Один из таких способов воздействия на величину спроса
на труд называют эффектом масштаба, когда изменение величины (масштаба)
показателя, характеризующего какой-либо фактор, прямо ведет к изменению
величины спроса на труд. Другой способ называют эффектом замещения, когда труд,
представленный определенным количеством работников, заменяется какими-либо
нововведениями в производстве. В результате изменение величины фактора, в
обычных условиях влияющего на величину спроса на труд, к подобным результатам
не приводит.
Рассмотрим, как проявляются эффекты,
если меняется один из вышеназванных факторов воздействия на величину спроса на
труд при неизменности других факторов.
1. При изменении цены труда эффект
масштаба действует следующим образом. Возьмем случай, когда величина заработной
платы увеличивается. Здесь просматривается такая цепочка зависимостей: рост
заработной платы рост затрат на производство рост цены продуктов производства → сокращение спроса на производство→ снижение объема производства → снижение занятости на производстве.
В случает уменьшения величины
заработной платы цепочка зависимостей будет выглядеть следующим образом:
снижение заработной платы → уменьшение
затрат на производство → сокращение цены продуктов
производства → рост объема производства → рост занятости на производстве.
Изменение масштаба производства прямо
привело к изменению занятости на производстве.
Но при росте заработной платы может
проявиться эффект замещения. Суть его состоит в том, что цепочку: «рост
заработной платы → рост затрат на производство…» можно
разорвать и добиться не роста, а уменьшения затрат на производство путем
применения трудощадящей технологии – такой, которая заменит работников и, как,
следствие, сократит занятость на производстве.
2. Как реагирует спрос на руд, если
цена труда, цена капитала и технология остаются неизменными, но меняется спрос
на продукт производства? В этом случае при увеличении спроса на продукт
производства предприниматели будут увеличивать объем производства, эффект
масштаба приведет к увеличению спроса на труд, кривая С1 – С1 сдвинется
вправо и займет положение С2 – С2 (рис. 2). Эффект
замещения в этих условиях не возникает. То же произойдет, если, например, летом
увеличивается сезонный спрос на уличных продавцов. В этом случае кривая спроса
С1 – С1 переместится в новое положение С2 – С2
, заработная плата не изменилась, а спрос возрос.
3. Изменение спроса на труд при изменении
величины предложений капитала и, соответственно, при изменении его цены и
неизменной величине других факторов создает следующую цепочку зависимостей:
падение цены капитала → снижение издержек производства → рост объемов производства → рост занятости
Здесь проявляется эффект масштаба.
Заработная плата не меняется, а спрос на труд растет.
Рисунок 2
Падение цены капитала может привести
к эффекту замещения, когда вместо труда будут использоваться капиталоемкие
технологии, заменяющие труд наемных работников. Спрос на труд сократится.
Кривая спроса сдвинется влево (рис. 3).
Рисунок 3
Здесь в спросе на труд имеют место
противоборствующие эффекты. Эффект масштаба сдвигает кривую вправо, а эффект
замещения – влево. Какой из эффектов действует сильнее, тот и определяет
направление сдвига кривой спроса на труд.
Кривые спроса на труд индивидуальны
для каждого предприятия, для каждой отрасли экономики, для каждого региона.
Синтез этих кривых покажет обобщенное положение кривой спроса на труд в
масштабе страны, экономики.
Предпринимателя может интересовать не
только направление изменения спроса на труд, но и величина изменения спроса в
зависимости от воздействия разных факторов.
Степень реакции одного показателя на
изменение другого связанного с ним показателя называется эластичностью. Она
показывает на сколько процентов изменится одна величина при изменении другой на
один процент. Коэффициент ценовой эластичности спроса на труд (Ес) определяется
по формуле:
Где: -
прирост или сокращение (-)
величины спроса на труд, %;
- прирост или сокращение (-) цены труду, %.
Показатель ценовой эластичности
спроса всегда будет отрицательной величиной, так как прирост величины спроса (+) будет следствием
сокращения цены труда (-)
и наоборот. Для оценки эластичности часто знак «-» опускают и пользуются только
абсолютным значением величины эластичности.
Если абсолютная величина показателя
эластичности будет меньше 1, то спрос относительно неэластичен, т.е. изменение
цены труда приводит к меньшему изменению спроса на труд (рис. 4а); если
абсолютная величина показателя эластичности будет больше 1, то спрос
относительно эластичен, изменение цены труда приводит к большому изменению
спроса на труд (рис. 4б); если коэффициент эластичности равен 1, то такое
положение, когда изменение цены труда ведет к точно такому же изменению спроса
на труд называют единичной эластичностью (рис. 4в).
Рисунок 4
Крайними случаями эластичности будут
ситуации для рынка труда, в основном, чисто теоретические:
а) спрос абсолютно эластичен – цена
труда не меняется независимо от спроса на труд (линия спроса будет
горизонтальна, то есть параллельна оси абсцисс);
б) спрос абсолютно неэластичен –
изменение цены труда не отражается на величине спроса на труд (линия спроса
вертикальна).
Предложение труда
Предложение труда означает количество
труда, которое может быть предложено на рынке труда по определенной цене в определенное
время.
Предложение труда формируют
безработные, лица впервые ищущие работу и наемные работники, которые
неудовлетворенны условиями работы и поэтому ищут новое место приложения своего
труда.
Предложение труда зависит прежде
всего от уровня его оплаты. Взаимосвязь предложения труда и его цены –
заработной платы – выражается законом предложения труда, который гласит, что
при прочих условиях на рынке труда совершенной конкуренции величина предложения
труда находится в прямой зависимости от его цены. Графическое изображение этой
взаимосвязи называется кривой предложения труда.
Представим зависимость между уровнем
заработной платы и величиной предложения труда в таблице.
Таблица 2
Варианты
|
Заработная плата (ЗП), тыс.руб.
|
Предложение труда (Т), чел
|
А
|
1,0
|
0
|
Б
|
1,5
|
15
|
В
|
2,0
|
26
|
Г
|
3,0
|
32
|
Д
|
4,0
|
35
|
Если на графике, по оси ординат
отложить величину заработной платы, а по оси абсцисс величину предложения труда
в виде количества работников, предлагающих свой труд, то зависимость этих
величин будет выражена поднимающейся вверх слева направо кривой П-П,
показывающей, что по мере роста размера заработной платы величина предложений
труда будет возрастать, и наоборот, при понижении размера заработной платы
величина предложений будет падать (рис. 5)
Рисунок 5
На величину предложения труда помимо
оплаты труда оказывают влияние:
численность экономически активной
части населения,
его профессионально-квалификационная
структура,
средняя продолжительность рабочего
дня, рабочей недели, месяца, года.
Изменение уровня оплаты труда
перемещает величину предложения труда вверх или вниз по кривой предложения
труда П1 – П1, если же меняются другие условия труда, то
происходит перемещение кривой предложения П1 – П1 вправо
или влево в положение П2 – П2 , (рис. 6, 7).
Рисунок 6
Рисунок 7
Предложение труда характеризуется
поведением людей, потенциально представляющих одну из сторон на рынке труда –
тех, кто хотел бы получить оплачиваемую работу. Это поведение определяет
положение и конфигурацию кривой предложения.
Теория принятия решений о работе по
найму первоначально рассматривает закономерности формирования индивидуальных
предложений труда и воздействие на них политики государства в области
налогообложения и социальной поддержки населения. Затем рассматриваются условия
предложения труда, принимаемые в семье, и теория производства в домашнем
хозяйстве.
Рассмотрим закономерности, связанные
с индивидуальными решениями людей по поводу труда.
Прежде всего потенциальный работник
должен для себя решить, хочет ли он вообще работать, и если да, то какова
должна быть продолжительность времени оплачиваемой работы. Затем человек,
принявший решение о поиске оплачиваемой работы, формулирует для себя вопросы о
сфере деятельности (должности, профессии), территориальном расположении места
работы и др.
Рассмотрим, каким образом появляется
индивидуальное предложение труда. Время суток в существовании человека можно
разделить на две части. Одна часть расходуется на удовлетворение его
физиологических потребностей. Сюда относится время на сон, принятие пищи и
другие действия для поддержания жизненных сил. Пусть это время составляет 8
часов. Оставшиеся 16 часов могут быть заняты работой (трудом) или отдыхом
(досугом).
В свою очередь работа может быть
связана с ведением домашнего хозяйства, когда человек занимается производством
для себя продуктов питания, приготовлением пищи, изготовлением одежды,
воспитание детей, строительством и ремонтом своего дома и т.д. Но работать
можно и вне дома, за плату, а на заработанные деньги приобретать продукты
питания, одежду, жилье, тратить деньги на воспитание детей и другие
потребности. Оба эти вида работы направлены на достижение одного и того же
результата, поэтому они могут быть сведены к одному виду занятий – работе за
плату.
Другим способом использования
свободного от удовлетворения физиологических потребностей времени является
досуг, приносящий удовольствие, отдых, развлечения.
Спрос человека на досуг
представляется величиной, противостоящей предложению труда, так как время,
затраченное на труд, потеряно для досуга, а время, использованное на досуг,
потеряно для работы.
Таким образом, теория рассматривает
решение человека о поиске оплачиваемой работы как альтернативу использования
этого времени на досуг. То есть решается вопрос: работа или досуг.
Формирование уровня заработной платы
1.3 Эффект дохода и
эффект замещения
Уровень благосостояния
труда можно определить по величине совокупного дохода индивидуума. Здесь на
характеристику кривой предложения труда оказывают такие факторы, которые
называют эффектом дохода и эффектом замещения. На рис. 8 показана кривая
индивидуального предложения труда, на которой отражены оба этих эффекта.
Рисунок 8 Кривая
индивидуального предложения труда
Эффект замещения
проявляется тогда, когда высокая заработная плата предпочтительнее свободного
времени, которое может появится, если прекратить работу. Стремление больше
заработать замещает свободное время на время работы. При росте заработной платы
увеличивается рост предложения труда. Стабильная величина доходов при росте
заработной платы усиливает мотивацию к труду и снижает спрос на досуг.
Сокращение уровня оплаты труда при стабильной величине дохода снижает мотивацию
к труду, то есть если доход постоянен, то рабочее время и время на досуг взаимозаменяемы.
Этот эффект на кривой предложения труда представлен участников ниже точки Е.
Эффект дохода возникает
после достижения точи Е, когда свободное время ценится больше, чем увеличение
заработной платы. Такое положение возникает при высоком уровне материального
достатка работников. Появляется желание не только покупать больше товаров, но и
иметь больше свободного времени для отдыха, развлечений и т.д. С ростом уровня
доходов при сохранении уровня заработной платы продолжительность рабочего
времени сокращается. Снижение уровня доходов при неизменной величине заработной
платы ведет к увеличению продолжительности рабочего времени. Поэтому рост
заработной платы не ведет к росту занятости, что показано на участке кривой
предложения труда выше точки Е.
В реальной жизни оба этим
эффекта действуют одновременно, но в противоположных направлениях. В ситуации,
когда преобладает эффект дохода, человек реагирует на повышение уровня оплаты
труда сокращением предложения труда. При эффекте замещения увеличение уровня
оплаты труда ведет к увеличению предложения труда.
На величину предложения
труда могут оказать влияние система налогообложения и программы социальной
защиты населения. Теоретически механизм воздействия этих факторов основан на
предложении, что снижение налоговых ставок будет стимулировать инвестиции, а
те, в свою очередь, приведут к росту трудовой активности и увеличению выпуска
продукции.
В России введение единой
ставки подоходного налога, а также единого социального налога в 2001 г. Было ориентировано на рост инвестиций и трудовой активности населения. Однако о прямом и
непосредственном положительном эффекте этой политики пока судить трудно, хотя в
2001 г. По сравнению с предыдущим годом отмечен в целом некоторый рост темпов
развития экономики.
1.4 Равновесие рынка
труда и факторы его нарушающие. Безработица
Безработица – это
общественно-экономическое явление, появившееся вместе с появлением наемного
труда. Она характеризуется, с одной стороны, желанием людей работать по найму с
целью получения дохода – заработка, а с другой стороны, отсутствием такой
работы.
Безработицу можно
определить как состояние экономически активной части населения, которое
характеризуется отсутствием у людей наемной работы или легитимного, то есть не
противоречащего действующему законодательству, доходного занятия при наличии
желания иметь такую работу и ее активного поиска.
Современная безработица в
России является следствием становления и развития в ней рыночных отношений.
Российская безработица имеет свою специфику, определяемую особенностями
формирования неполной занятости, и в то же время ей присущи многие черты
,характерные для других развитых стран мира.
Безработица порождается
разными причинами и отличается разной продолжительностью и разными
социально-экономическими последствиями. В зависимости от этих критериев
различают такие виды безработицы, как фрикционную, сезонную, структурную,
циклическую, институциональную.
Одной из причин
безработицы может быть добровольное оставление человеком работы с целью поиска
более подходящего варианта трудовой деятельности. Когда поиск затягивается,
человек оказывается в положении безработного. Безработным может также оказаться
человек, впервые ищущий работу или ищущий новое место работы после окончания
временной работы. Такая безработица называется фрикционной. Подобную
безработицу можно было бы назвать ситуационной, так как она вызывается
ситуацией, понуждающей людей искать новую работу.
Фрикционная безработица
считается неизбежной и даже в некоторых случаях желательной, так как инициатива
увольнения исходит от самого человека. В результате безработицы такого вида
многие люди находят себе более достойное применение, решают вопросы повышения
уровня оплаты труда и его содержательности.
Фрикционная безработица
по существу является добровольной, и, можно сказать, нормальной. Она
кратковременна, как правило – не более одного – двух месяцев.
Сезонная безработица
вызывается сезонным характером некоторых работ. К ним относятся сельскохозяйственные
работы, переработка овощей и фруктов, сплав леса, отдельные виды рыболовства и
охоты, строительство и добыча полезных ископаемых в районах Крайнего Севера
страны и другие подобные работы. Сезонно работают не только люди, но и
предприятия, и отдельные отрасли экономики. Отличительной особенностью сезонной
безработицы является ее сравнительно легкая прогнозируемость. По степени
добровольности такая безработица близка к фрикционной.
Структурная безработица
вызывается изменением, с одной стороны, потребительского спроса на товары, с
другой – изменением структуры производства, которое реагирует на изменение
потребительского спроса. В основе этих процессов лежит научно-технический
процесс, появление новых материалов, технологий, предметов потребления, услуг.
Потребительский спрос и структура производства оказывают взаимное влияние друг
на друга. Появление новых технологий, новых видов товаров и услуг неизбежно
приводит к необходимости перестройки производства, появлению новых и отмиранию
некоторых старых профессий, переподготовки персонала. Структурное изменение
производства приводит к увольнению работников, которые по своей специальности и
квалификации не соответствуют новым требованиям производства. Структурная
безработица – это в большей части безработица устаревших профессий.
Структурная безработица
возникает не только из-за профессионального несоответствия спроса и предложения
на рынке труда, но также и из-за их территориального несоответствия, когда
каких-то районах возникают новые производства, а в других – производство
свертывается.
Разновидностью
структурной является технологическая безработица, когда в результате
научно-технического прогресса, появления новой высокопроизводительной техники
резко возрастает производительность труда работников, часть из них становятся
излишними, которые «выбрасываются» на рынок труда. В то же время появление
производств, основанных на использовании новой техники и технологии, ведет к
росту потребности в персонале и снижает давление на рынке труда.
Институциональная
безработица обусловлена несовершенством некоторых правовых норм, регулирующих
материальную поддержку безработных, налоговой системы и т.д. Так, чрезмерные
материальные выплаты безработным могут снизить у них стимулы к поиску работы и
создать возможность жить на пособие по безработице. Высокое налоговое бремя
также сдерживает стимулы к поиску работы или к открытию собственного бизнеса.
Наиболее разрушительные
последствия носит циклическая безработица, которая вызывается неравномерностью
развития экономики, резким сокращением производства в связи с циклически
возникающими экономическими спадами, кризисами. В таких условиях многие
предприятия сворачивают или прекращают деятельность, оказывая банкротами.
Численность персонала сокращается, происходит массовое увольнение работников,
рынок труда переполняется людьми, ищущими работу.
Циклическую безработицу можно
характеризовать как безработицу недостаточного спроса на труд, порождающего
хаос в экономике. Для безработных в условиях экономического кризиса характерны
отчаяние, безысходность, готовность на многие жертвы ради заработка.
По характеру проявления
различают безработицу открытую, в том числе зарегистрированную и скрытую.
Открытая безработица не
требует особых комментариев, она не скрывается, не маскируется, люди публично
заявляют о своем желании работать и активно занимаются ее поиском.
Зарегистрированная
безработица – это часть открытой, которая зарегистрирована в органах службы
занятости населения путем обращения труда граждан, ищущих работу.
Скрытая безработица
характеризует состояние людей, которые работают по найму но:
а) неудовлетворены
работой и подыскивают другое место основной или дополнительной работы;
б) имеют большую
вероятность потерять работу из-за претензий работодателя, неудовлетворенного ее
качеством или другими обстоятельствами, и поэтому ищущие другую работу;
в) заняты неполный
рабочий день или отправлены административный отпуск без соответствующей его
оплаты, ищут и готовы перейти на другую работу.
Уровень скрытой
безработицы определяется специальными обследованиями, а также экспертной
оценкой руководителей крупных предприятий, органов управления , специалистов
службы занятости населения, ученых.
По продолжительности
безработица подразделяется на кратковременную, умеренную, длительную и
застойную.
Кратковременная
безработица продолжительностью один – два месяца характерна для фрикционной ее
разновидности.
Умеренная имеет
продолжительность до 12 месяцев.
Длительная - от 12 до 18
месяцев.
Застойная - свыше 18
месяцев.
Характеристики продолжительности
безработицы – условны. Для одного человека безработица в два – три месяца
представляется чрезмерно продолжительной, для другого, имеющего определенные
накопления, и более длительная безработица может быть не очень обременительной.
Нельзя не отметить и
такие специфические разновидности безработицы, как женская и молодежная,
безработица инвалидов и военнослужащих, отправленных в запас и ушедших в
отставку.
Безработица – явление
характерное для всех стран мира. По данным Международной организации труда, она
охватывает почти треть экономически активного населения мира, которое либо не
имеет работы, либо занято неполное рабочее время.
2. Российский рынок труда:
современное состояние и проблемы
Как
свидетельствуют результаты обследований фонда «Социальная инноватика», для того
чтобы улучшить свое материальное положение, 55 % учатся, 3 % заявили, что
воруют, 33 % не делают ничего. Как видно, ориентированность населения на помощь
государства по-прежнему сильна. Повышения заработной платы и создания новых
рабочих мест ждут от президента страны, того же плюс большей заботы о гражданах
и безопасности – от губернаторов и мэров.
По данным ВЦИОМа,
безработица занимает четвертое место в списке самых значимых угроз для россиян
(36 % респондентов). Возможно, что на этом фоне возрастают требования к органам
ФГСЗН, в деятельности которых особое значение приобретают:
-
усиление
контроля за своевременной и полной отдачей предприятиями информации о
предполагаемых структурных изменениях, сопровождающихся высвобождением
работников, и потребностях в рабочей силе;
-
расширение
информационного поля на основе использования потенциала многофункциональных бирж
труда, обслуживающих различные профессиональные группы, организации ярмарок
вакансий (в зависимости от спроса на рынке).
Цель формирования
трудовых отношений состоит в обеспечении прав работника при соблюдении
интересов работодателя. Речь идет не только о пособиях по безработице.
Государство должно гарантировать реализацию конституционного права гражданина
на свободный выбор работы и рода занятий с достойным вознаграждением за труд.
Показатели уровня
безработицы заметно разнятся по субъектам Федерации (таблица 3): наибольшие
фиксируются в регионах с высоким естественным приростом населения, наименьшие –
на территориях нового освоения.
Как правило,
безработица выше там, где преобладают предприятия ВПК, легкой промышленности,
машиностроения; в регионах с развитой добывающей промышленностью (кроме
угольной) и устойчивым АПК ситуация более благоприятная.
Таблица 3
Показатели
напряженности на рынке труда, август – май 2005 г
Регион
|
Уровень занятости
|
Уровень безработицы
|
%
|
Место в РФ (по убыванию значения признака)
|
%
|
Место в РФ (по убыванию значения признака)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Уральский федеральный округ
|
62,5
|
|
7,6
|
|
Курганская область
|
5669
|
67
|
10,0
|
60
|
Свердловская область
|
62,7
|
24
|
8,1
|
35
|
Тюменская область
|
60,8
|
39
|
9,3
|
50
|
Челябинская область
|
|
|
|
|
Сибирский федеральный округ
|
5707
|
|
10,6
|
|
Республика Алтай
|
55,2
|
71
|
9,9
|
58
|
Республика Бурятия
|
54,4
|
76
|
14,8
|
81
|
Республика Тыва
|
46,0
|
84
|
23,9
|
85
|
Республика Хакасия
|
58,7
|
54
|
8,1
|
35
|
Алтайский край
|
58,1
|
59
|
9,5
|
52
|
Красноярский край
|
60,0
|
46
|
10,2
|
65
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Иркутская область
|
60,1
|
45
|
10,5
|
67
|
Кемеровская область
|
58,5
|
56
|
9,6
|
54
|
Новосибирская область
|
57,9
|
61
|
9,6
|
54
|
Омская область
|
55,1
|
72
|
11,0
|
73
|
Томская область
|
58,3
|
58
|
12,1
|
78
|
Читинская область
|
53,7
|
78
|
12,6
|
79
|
В целом по России
|
60,1
|
|
8,0
|
|
Источник:
обследование населения по проблемам занятости. М.: ФСГС, 2005 * без автономных
округов
В таблице 4
отражены общие показатели состояния рынка труда в регионах Урала и Сибири.
Таблица 4 Состояние
рынка труда
Показатель
|
РФ
|
Уральский федеральный округ
|
Тюменская область
|
Сибирский федеральный округ
|
Численность безработных, тыс. человек
|
5799,0
|
501,0
|
165,0
|
1087,0
|
Уровень безработицы, %
|
8,0
|
7,6
|
9,3
|
10,6
|
Уровень зарегистрированный безработицы, %
|
1,6
|
1,5
|
1,6
|
2,3
|
Заявленная потребность в работниках (на конец
года), тыс. человек
|
1043,0
|
85,4
|
20,9
|
113,3
|
Численность незанятых, зарегистрированных в
органах СЗ (в расчете на одну вакансию), человек
|
1,7
|
1,4
|
2,0
|
2,7
|
Источник: Обследование населения по проблемам
занятости (май 2004 г.).М.: ФСГС, 2004; Социально-экономическое положение
Уральского федерального округа (в 1 полугодии 2004 г.).М.: ФСГС, 2004
|
Следует учитывать
и такие факторы, как:
-
высокий
удельный вес занятых на крупных и средних предприятиях сферы материального
производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство) и низкий – в
сфере услуг;
-
спад
производства по сравнению с уровнем 1991 г.;
-
повышение
требований к квалификации и профессионализму работников и одновременное
ухудшение качества рабочих мест;
-
значительная
доля занятых в теневой экономике, нарушение трудовых прав граждан.
Для выявления
общей динамики безработицы и потребности в рабочей силе было проведено
сглаживание эмпирических данных с помощью скользящей средней (таблица 5).
Таблица 5 Динамика основных
показателей рынка труда в 1992-2004 г.г., тыс. человек
Год
|
Безработные
|
Заявленная предприятиями
потребность в рабочей силе
|
Исходные данные
|
Скользящие средние
|
Исходные данные
|
Скользящие средние
|
Уральский
федеральный округ
|
1992
|
329,9
|
400,4
|
-
|
25,0
|
1993
|
380,1
|
18,6
|
1994
|
511,8
|
26,1
|
1995
|
505,4
|
574,3
|
29,4
|
26,8
|
1996
|
560,9
|
23,3
|
1997
|
670,1
|
30,8
|
1998
|
737,0
|
691,1
|
22,5
|
60,0
|
1999
|
793,5
|
39,3
|
2000
|
624,5
|
62,4
|
2001
|
573,7
|
76,2
|
2002
|
514,5
|
|
67,7
|
|
2004
|
501,0
|
|
Сибирский
федеральный округ
|
1992
|
546,1
|
654,3
|
…
|
37,8
|
1993
|
623,0
|
35,0
|
1994
|
825,4
|
40,1
|
1995
|
914,1
|
1039,7
|
36,1
|
25,3
|
1996
|
953,6
|
24,2
|
1997
|
1337,8
|
28,8
|
1998
|
1465,7
|
1361,0
|
19,5
|
63,3
|
1999
|
1509,0
|
44,8
|
2000
|
1285,4
|
63,9
|
2001
|
1111,4
|
80,7
|
2002
|
1024,1
|
|
72,2
|
|
2004
|
1087,0
|
|
Рассчитано на конец каждого года по
данным: Регионы России. Социально-экономические показатели
|
Исходя из приведенных результатов, видно, что рыночный
механизм сам по себе не
в состоянии сократить безработицу и увеличить занятость. Решать проблему
следует путем разработки целевых программ, которые позволяют регулировать
конкретную ситуацию в конкретном регионе точечным методом.
На характер российской безработицы повлиял целый ряд
особенностей:
- не перепроизводство, как это происходит в развитых
экономиках, а обратная ситуация – дефицит товаров, высокая инфляция;
- относительно низкий организационный и
технико-технологический уровень производства;
- значительная доля безработных - служащих;
- сокращение Вооруженных сил и конверсия;
- спад производства, вызвавший всплеск безработицы и во
многом способствовавший распаду сложившихся хозяйственных связей (между бывшими
республиками СССР и странами –членами СЭВ).
- приток беженцев и вынужденных переселенцев из ближнего
зарубежья, обостривший ситуацию с занятостью.
Нехватка квалифицированных кадров превращается в тормоз
развития экономики. Очевидно, что одна из прямых обязанностей государства –
налаживание профессиональной подготовки и поощрение создания рабочих мест в
перспективных отраслях производства, а также в малом бизнесе (таблица 5).
Таблица 5 Стимулирование
создания рабочих мест
Уровень
|
Сфера
|
Государственный сектор экономики
|
частное предпринимательство
|
временные рабочие места
|
На федеральном уровне
|
Установление системы льготного
налогообложения и кредитования для отраслей и территорий, где желательно
увеличение спроса на рабочую силу
|
Установление приемлемого минимума
рентабельности, при котором прибыль (доход) не облагается налогом
|
Снижение бюджетных платежей и
взносов на социальное страхование для временных и частично занятых работников
|
Устранение юридических ограничений
роста занятости (возможность индивидуального регулирования рабочего времени,
снятие ограничений на численность работников и т.д.)
|
Определение первоначального
периода, в течение которого налоги не взимаются (например, два года).
Снижение размера налога на прибыль (доход) при расширении производства и
увеличении числа рабочих мест
|
Создание условий экономической
заинтересованности предприятий в обеспечении занятости молодежи, инвалидов и
других групп населения с низкой конкурентоспособностью на рынке труда
|
Предоставление государственных
субсидий вновь организующимся МП.
Обеспечение приемлемых условий
кредитования МП.
|
|
На уровне регионов и муниципальных
образований
|
Возмещение предприятиям затрат,
связанных с поиском, обучением и приемом на работу работников
|
Создание региональных фондов
развития МП за счет местных бюджетов и части средств фонда занятости
|
Облегчение приема на работу временных
работников
|
Содействие предприятиям в
обеспечении материальными ресурсами, гарантирование сбыта продукции при
условии создания новых рабочих мест
|
Разработка методики отбора
предпочтительных бизнес-планов
|
Возмещение предприятиям затрат,
связанных с организацией особых форм занятости
|
|
|
|
|
|
Сегодня полученное однажды образование уже не обеспечивает
конкурентоспособности индивида на рынке труда на всю оставшуюся жизнь. В
особенно трудном положении оказываются выпускники, не имеющие опыта.
Работодатели заинтересованы в найме сформировавшихся специалистов, в результате
многие обладатели вузовских дипломов приобретают статус безработного либо
трудятся не по специальности.
По прогнозам, в ближайшие несколько лет из-за
«демографического провала» следует ожидать заметного сокращения общего числа
абитуриентов. С другой стороны, высшая школа, не учитывающая кадровые
потребности (количественные и качественные), порождает «перепроизводство»
выпускников одних специальностей и дефицит других. Все более очевидной становится
необходимость государственного заказа на подготовку специалистов в вузах.
Инструментом стратегического анализа, позволяющим оперативно
найти выход из сложившейся ситуации с кадрами, является метод SWOT (схема). Использование SWOT-модели в качестве основы при
разработке региональной комплексно-целевой программе занятости позволяет
сосредоточить усилия в наиболее важных сферах, эффективно распоряжаясь
имеющимися ресурсами.
Для наращивания количества рабочих мест представляется
целесообразным создание предприятий по переработке и хранению
сельскохозяйственной продукции, изготовлению строительных материалов из
местного сырья и сантехнического оборудования, профилактическому обслуживанию
автотранспорта на дорогах, а также мелкооптовых торговых организаций, ассоциаций
надомного труда, коммерческих магазинов по реализации продукции надомников и
других категорий незанятого населения.
Слабые стороны
Система
социального обеспечения не справляется с обслуживанием безработных и
частично занятых
Низкая
производительность труда
Возможности
предприятий по повышению производительности труда сдерживаются
правительственными мерами, поощряющими мерами излишней рабочей силы
|
|
Ситуация
Объем
трудовых ресурсов – 2,2 млн. человек
Уровень
безработицы – 8,7% (зарегистрированной – 1,2%)
Концентрация
рабочих (31,5%) на промышленных предприятиях
|
|
Сильные
стороны
Высокий
уровень образования трудовых ресурсов
Низкая
стоимость рабочей силы (в сравнении с другими промышленно-развитыми
государствами)
Удовлетворительное
соотношение количества работающих пенсионеров
|
|
SWOT-анализ занятости населения
Челябинской области
Круг мер, способствующих снижению безработицы, включает:
- предупреждение массового высвобождения и максимальное
заполнение имеющих вакансий;
- развитие профориентации и профконсультирования в органах
СЗ, налаживание профессиональной подготовки и переподготовки среди незанятого
населения;
-
перепрофилирование
рабочих мест под выпуск конкурентоспособности продукции;
-
межтерриториальное
перераспределение трудовых ресурсов, организация оплачиваемых общественных и
временных работ;
-
развитие
самозанятости населения, содействие предпринимательству и обучение его основам.
Улучшить ситуацию с занятостью могла бы поддержка различных
категорий населения. Для молодежи – это организация молодежных бирж труда,
квотирование рабочих мест с льготным налогообложением соответствующих предприятий,
развитие молодежного предпринимательства, открытие и поддержка
бизнес-инкубаторов. Для женщин – гибкие формы занятости (неполный рабочий день,
неделя, свободный режим работы и др.), квотирование рабочих мест для тех из
них, кто имеет детей, создание дополнительных рабочих мест в сфере услуг;
открытие предприятий, производств, участков надомного труда, развитие женского
предпринимательства с выделением беспроцентных ссуд, досрочный выход на пенсию.
Для инвалидов и лиц специализированных производств, учреждение дополнительных
финансовых льгот в целях их вовлечения в предпринимательскую деятельность,
стимулирование ИТД и семейного бизнеса. Для лиц, освобождающихся из заключения
– бронирование мест, обеспечение условий для социальной адаптации, оказание
финансовой помощи (из средств фонда занятости) центрам социально-трудовой
реабилитации соответствующих категорий граждан.
На муниципальных предприятиях квоты могли бы устанавливаться
решением местной администрации, на других договором, заключаемым предприятием с
органами исполнительной власти.
Инструментом, способным смягчить остроту проблем на рынке
труда, выступают оплачиваемые общественные работы. В качестве основного
направления можно рекомендовать временные бригады по благоустройству
территории, оказанию помощи строительным организациям, больницам, школам,
детским дошкольным учреждениям, ЖКХ, сельскому хозяйству.
Универсального рецепта сокращения безработицы нет. Ясно одно
сформировать цивилизованный рынок труда можно только при условии сочетания
взвешенных экономических реформ и адекватной социальной политики.
3 Рынок труда в условиях
несовершенной конкуренции
3.1 Монопсония и принятие
решений о найме рабочей силы
Монопсония – (в переводе
с древнегреческого – один покупатель) на рынке труда означает, что наниматель
обладает монополистической властью при найме рабочей силы. Чистая монопсония –
это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса,
предлагаемого на этом рынке при практически полном отсутствии альтернативного
сбыта.
Основные черты
монопсонии:
1. Количество занятых на
данной фирме составляет основную часть всех занятых каким-то конкретным видом
труда.
2. Данный вид труда
является относительно немобильным, либо в силу географических, либо
профессиональных факторов.
Фирма самостоятельно
определяет ставку заработной платы, которая находится в прямой зависимости от
количества нанимаемых рабочих.
Когда фирма нанимает
значительную часть работников из общего предложения конкретного вида труда, она
будет вынуждена платить более высокую ставку заработной платы, чтобы получить
больше данного ресурса. Следовательно, предложение факторов производства фирме
- монопсонисту характеризуется восходящей кривой S (рис. 9)
Рисунок 9 принятие
решений о найме рабочей силы
Характер данной кривой
предложения говорит о том, что для привлечения большого количества рабочей силы
Q (чел-дней) нанимателю придется
выплатить более высокую ставку заработной платы W. Кривая предложения по сути является кривой средних издержек
на труд со стороны фирмы. Но более высокая заработная плата, установленная для
привлечения дополнительных рабочих, должна быть и выплачена и тем, кто нанят
ранее. Это будет означать, что предельные издержки ресурса, труда будут
превышать ставку заработной платы. Графически это выразится в том, что кривая
предельных издержек ресурса МСR лежит выше кривой средних издержек труда (sitjqhbdjq chtlyb[ bplth;tr nhelf (rhbdjq
ghtlkj;tybzздержек ресурса МСть заработную кривой предложения S).
Фирма - монопсонист
максимизирует прибыль путем найма дополнительных единиц ресурса вплоть до того
момента, когда предельные издержки ресурса МСR сравняется с доходом от предельного продукта данного
ресурса МrpR
Таким образом, равновесие
монопсонии установится в точке b.
Данное равновесие монопсониста означает, что он будет нанимать на рынке
количество работников, соответствующее Qm, а ставка заработной платы установится на уровне Wm.
Если бы рыночная ставка
заработной платы оставалась на уровне Wc, было приобретено Qс
рабочих дней. При прочих равных условиях монопсонист максимизирует свою прибыль
путем найма меньшего числа рабочих и выплачивает ставку заработной платы
меньше, чем в условиях совершенной конкуренции.
Если же фирма –
монопсонист одновременно является монополистом на рынке труда готовой
продукции, то к прибыли монопсониста будет добавлена дополнительная прибыль,
полученная в результате продажи готовой продукции по монопольным ценам. В итоге
фирма, обладающая властью как монопсонии, так и монополии, нанимает рабочей
силы и платит меньшую заработную плату, чем фирма, которая только
монопсонистом.
Вывод
Рыночная ситуация, когда
множеству продавцов противостоит один покупатель, называется монопсонией.
Монопсония – это монополия на стороне спроса.
Особый случай, когда один
наниматель представляет 100% спроса на рынке труда. На монополизированном рынке
труда ставка заработной платы никем заранее не определена. Наниматель сам
определяет комбинацию «цена количество» на кривой предложения труда, имеющей
положительный наклон.
Примером монопсонии может
служить единственное в регионе предприятие по переработке овощей и фруктов,
работающее на местном сырье.
Монопсонистом выступает
государство, осуществляя закупки зерна, вооружения, а также единственным
заказчиком (потребителем) в области фундаментальных исследований.
3.2 Профсоюзы и их
влияние на предложение труда и ставку заработной платы
Кроме людей с выдающимися
специальными навыками и талантами монополией на рынке труда обладают профсоюзы.
Профсоюзы – организации,
созданные для представления интересов работников при ведении переговоров по
трудовым контрактам относительно заработной платы, дополнительных льгот и
условий работы.
В этом смысле профсоюзы
являются коллективным агентом, имеющим исключительное право ведения переговоров
от имени своих членов, и могут рассматриваться как организации, обладающие
потенциальной монопольной властью в продаже услуг рабочей силы.
Многие эксперты полагают,
что монопольная власть профсоюзов минимальна, так как в условиях конкуренции
установление неопределенно высокой заработной платы может привести фирмы к
банкротству. Повышение заработной платы профсоюзами, не оправданное увеличением
производительности труда, может быть успешным либо в масштабах всей
конкурентной отрасли, либо в масштабе монополии на рынке готовой продукции.
Своей основной цели –
повышения заработной платы – профсоюз может добиваться различными способами:
1) увеличение спроса на
труд членов профсоюзов.
В результате могут
повышаться как ставки заработной платы, так и число рабочих мест. Увеличение
спроса на труд может быть достигнуто с помощью рекламы производимого продукта;
использования политического лобби для защиты от иностранных конкурентов
(введение импортных пошлин на аналогичный продукт); роста производительности
труда;
2) сокращение предложения
труда.
Профсоюзы поддерживают
законодательство, которое ограничивает иммиграцию, сокращает применение
женского труда, одобряет обязательный уход на пенсию, способствует сокращению
рабочей недели. Часто при таком способе повышения заработной платы профсоюзы
заключают с нанимателем контракт о принятии на работу только членов профсоюза.
Такое соглашение называется закрытым рынком. Закрытый рынок фиксирует
предложение рабочей силы на определенном уровне, что приводит к установлению
более высокой заработной платы, избытку рабочей силы и очереди на вступление в
профсоюз;
3) квалификационное
лицензирование профессий.
В этой ситуации профсоюзы
оказывают давление на власти, побуждая их принять закон, в соответствии с
которым работники определенных профессий должны сдать соответствующий экзамен и
получить лицензию на право заниматься данным видом деятельности. В результате
предложение труда по лицензируемой профессии сокращается, а заработная плата
возрастает;
4) открытое давление на
предпринимателя используется в том случае, если профсоюзу удается объединить
практически всех рабочих данной отрасли. В результате нанимается меньшее число
рабочих, но с более высокой ставкой заработной платы.
В целом следует отметить,
что профсоюзы способствуют повышению заработной платы, хотя их влияние за
последние десятилетия заметно ослабло. Более высокая заработная плата
заставляет нанимателей использовать меньшее число работников. В долгосрочном
плане существует тенденция замещения труда капиталом в ответ на повышение
заработной платы. В свою очередь это может способствовать повышению производительности
труда работников – членов профсоюза по сравнению с работниками той же
специальности, но не объединенных в профсоюз.
3.3 Двойная монополия
Двусторонняя монополия –
рыночная структура, при которой единственный продавец и единственный покупатель
осуществляют куплю – продажу факторов производства. В этой ситуации монопсонист
сталкивается с монополией, предлагающей один из факторов производства. Примером
этой модели могут служить переговоры профсоюзов с ассоциациями
предпринимателей. В данной модели у сторон нет другой альтернативы, кроме как
вести переговоры с другой стороной до достижения компромиссного решения.