Вексельное обращение
ДОКЛАД
ТЕМА:
«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭВМ
И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ»
г. Москва
Средняя школа № 536
9 «В» класс
Капустников Вячеслав
г. Москва 1996 г.
Еще не так давно, всего три десятка лет назад, ЭВМ представляла собой целый
комплекс огромных шкафов, занимавших несколько больших помещений. А всего и
делала-то, что довольно быстро считала. Нужна была буйная фантазия журналистов,
чтобы увидеть в этих гигантских арифмометрах «думающие агрегаты, и даже пугать
людей тем, что ЭВМ вот-вот станут разумнее человека.
Тогдашняя переоценка возможностей человека объяснима. Представьте себе: на
железных дорогах ещё пыхтели паровозы, ещё только-только появлялись вертолеты,
и на них смотрели как на диковинку; ещё редко кто видел телевизор; ещё об ЭВМ
знали только узкие специалисты... и вдруг сенсация - машина переводит с языка
на язык! Пусть всего пару коротеньких предложений, но ведь переводит сама! Было
от чего прийти в изумление. К тому же ЭВМ стремительно совершенствовалась:
резко сокращались её размеры, она работала все быстрее и быстрее, обрастала все
новыми приспособлениями, с помощью которых стала печатать текст, чертить
чертежи и даже рисовать картинки. Неудивительно, что люди верили всяким
вымыслам относительно нового технического чуда. И когда один язвительный
кибернетик сам сочинил туманно-загадочные стихи, а потом выдал их за сочинение
машины, то ему поверили.
Что же говорить о современных компьютерах, компактных, быстродействующих,
оснащённых руками - манипуляторами, экранами дисплеев, печатающими, рисующими и
чертящими устройствами, анализаторами образов, звуков, синтезаторами речи и
другими «органами»! На всемирной выставке в Осаке компьютеризированные роботы
уже ходили по лестнице, перенося вещи с этажа на этаж, играли с листа на
фортепьяно, беседовали с посетителями. Так и кажется, что они вот-вот
сравняются по своим способностям с человеком, а то и превзойдут его.
Да компьютеры многое могут. Но, конечно, далеко не всё. Прежде всего, «умные»
машины способны эффективно помочь школьнику в учебе. Почему-то считается, что
компьютеры нужны прежде всего на уроках математики, физики, химии, т.е. при
изучении тех наук, которые вроде бы поближе к технике, а на уроках русского
языка достаточно, мол, традиционных «технических» средств - доски, мела и
тряпки.
Конечно, язык неизмеримо сложнее любой математической, химической или
физической системы условных знаков. Язык охватывает все без исключения области
человеческих знаний, и сами эти знания без него невозможны. Язык - оформитель и
выразитель нашего мышления, а мышление - самое сложное из всего, что только
известно нам, во всяком случае до сегодняшнего дня. Однако компьютеры все шире
вторгаются в гуманитарные области, и процесс этот будет идти нарастающими
темпами.
Семейство компьютеров - электронных технических приспособлений для переработки
информации - довольно велико и разнообразно. Есть маленькие счетные устройства
- микрокалькуляторы, которые помещаются в наручных часах, шариковых ручках:
крохотные кнопки-числа, которые нужно нажимать иголкой или остриём карандаша, и
несколько операций - четыре действия арифметики, вычисление процентов,
возведение в степень, извлечение корня. Вот и все - для работы с языком
возможности маловаты.
Компьютеры побольше - размером с карточку - календарь и такие же плоские. На
них и кнопок никаких нет, и вообще нет никаких движущихся деталей. Все просто
напечатано, а цифры индикатора - на жидких кристаллах. Дотрагиваешся до
печатных цифр - они выстраиваются на индикаторе из кристаллов; энергия - от
напечатанной полоски - фотоэлемента. Такую «машинку» ни сломать, ни разбить
нельзя, разве что порвать.
Есть калькуляторы величиной с записную книжку, с книгу среднего формата.
Увеличиваются их возможности: аппарат выполняет целый набор сложных
алгебраических операций, у него появляется оперативная память, так что работу
уже можно легко программировать.
Есть даже модели карманных калькуляторов с внешней памятью - целый набор
ферромагнитных пластинок, на которых можно записать довольно сложную программу
с большим количеством исходных данных. По мере необходимости пластинки вводятся
в приемник машинки, она «глотает» их и перерабатывает информацию не хуже, чем
первые вычислительные шкафы- мастодонты. А ведь кроха - в кармане помещается!
Так незаметно из простого электронного счетчика вырастает настоящий компьютер с
широкими возможностями. И вот уже появляется настольная ЭВМ с солидной внешней
памятью, экраном дисплея и алфавитной клавиатурой. Это уже персональный,
индивидуальный компьютер, возможностей которого вполне достаточно для работы с
языком. А удобства - лучше не придумаешь: программа записана на небольшой
пластинке- дискетке, информация вводится прямо с клавиатуры, где есть цифры и
алфавит (русский или латинский), все, что вам нужно, высвечивается здесь же на
экране дисплея. Никакой мороки ни с перфокартами, ни с перфолентами, никаких
забот о машинном времени, никаких ожиданий, когда заработает именно ваша программа
и будут получены результаты - всё здесь, всё под рукой, всё на глазах.
Есть ли преимущества в работе с компьютером по сравнению с работой по учебнику?
Судите сами.
Прежде всего - и это самое главное - компьютер осуществляет обратную связь: он
может спрашивать и оценивать ваши ответы, может отвечать на ваши вопросы,
контролировать вас, помогать, подсказывать. Ничего этого учебник не может - он
только спрашивает, а как вы отвечаете - ему безразлично. Учебник читает свой
монолог, не заботясь о слушателе, тогда, как компьютер ведет с вами диалог, в
ходе которого идет обучение. Нечего говорить что такое обучение и эффективнее и
интереснее.
Кроме того, компьютер экономит ваше время: он берет на себя неприятную работу
по отысканию нужной информации. Если в учебнике нужно порыться, чтобы найти
необходимое, то компьютер сам дает вам все сведения, да ещё и подчеркивает, на
что следует обратить особое внимание.
Как видим, уже сейчас компьютер на уроке русского языка нужен нисколько не
меньше, чем на уроке математики. Хотя, конечно, у той аппаратуры, которая
появляется сейчас в школе, есть и существенные недостатки.
Например, её немобильность. Учебник взял под мышку и выбирай место для занятий
по вкусу: дома, в школе, в библиотеке. А с компьютером будь добр работать
только в школе, только в дисплейном классе и только в отведенное время.
Плохо, конечно, и то, что компьютер молчун - «разговаривать» с ним приходится
«по переписке» через экран дисплея. Вот если бы компьютер понимал нашу речь, да
ещё и сам бы говорил! А ведь это пожелание не так уж и фантастично. Ещё
несколько лет назад был выпущен удивительный компьютер. Размером он с книжку
среднего формата. На нем несколько рядов кнопок, одни из них - управляющие,
другие - алфавит. Есть радиодинамик и светящееся табло. Нажимаешь на кнопки
алфавита, на табло зажигаются буквы и слова, а компьютер произносит их вслух.
Это одна программа. А другая программа - наоборот: компьютер произносит слово,
а вы должны написать его на табло. Правильно написали - компьютер произносит
другое слово и т.д. Если же ошиблись в правописании, компьютер говорит: «Вы
ошиблись, попытайтесь ещё раз». Если и на этот раз ошибка, то вы услышите: «К
сожалению, вы снова ошиблись, это слово пишется так...». И на табло загорается
правильно написанное слово.
Сейчас разрабатывается основательный вариант «карманного учителя». Даже имя ему
придумали: «Сирин». Сирин - волшебный персонаж из русской народной сказки -
полуптица, получеловек. А расшифровывается название вполне в духе
кибернетического века: « синтезатор речи индивидуальный». Надеемся, что вскоре
говорящий «Сирин» появится в школах и будет верным помощником и учителя, и
ученика в изучении русского и иностранных языков. Это будет уже не игрушка, а
вполне серьезный аппарат с широкими возможностями. Сменные блоки памяти
обеспечат практически неограниченный словарный запас. Но компьютер может
работать не только со словами. Табло-экран вместит целые предложения и даже
небольшие диалоги, которые синтезатор будет произносить с нужной интонацией.
Электроника по вашему требованию будет повторять нужный фрагмент хоть сто раз,
пока вы твердо не запомните звучание.Остается только пожелать, чтобы этот
замечательный аппарат как можно скорее поступил в серийное производство и
пришел на помощь всем, кто изучает русский и иностранные языки.
До сих пор мы беседовали с вами по сути дела о кмпьютеризации учебника, о том,
как приспособить компьютер к сложившейся практике изучения языков, как обрядить
старое содержание в модную «электронную форму». А ведь современный компьютер -
это принципиально иное техническое средство обучения, чем привычные
магнитофоны, проекторы или даже видеомагнитофоны.
Принципиальная разница вот в чем. Все без исключения технические средства
обучения являются пассивными, однонаправленными, демонстрационными. Они
способны лишь демонстрировать образцы речи или видеосюжеты, нисколько не
заботясь о нас, не поддерживая с нами никакой обратной связи. Нужна ли их
информация, понятна ли, усвоена ли нами - им нет до этого никакого дела. Строго
говоря это вовсе не средства обучения, а средства демонстрации,
иллюстрирования.
Компьютер с дисплеем и синтезатором речи - первое техническое средство именно
для обучения. Это и демонстратор, и информатор, и учитель, и советчик, и
собеседник и даже партнёр по обучению. Он активно работает с нами, не только
поддерживая обратную связь, но и вызывая нас на неё.
Аппаратуру с такими свойствами было бы неразумно использовать лишь как
подсобное дополнение к учебнику. Она способна на большее. В идеале компьютер
должен вести диалог с учебником на нормальном, естественном, живом русском
языке. Технические возможности для этого есть уже сейчас: компьютер умеет
говорить и слушать. Но он не способен понять сказанное или хотя бы имитировать
понимание. Вот это и есть основная проблема современной кибернетики, от решения
которой будет зависеть её дальнейшее развитие.