Механизм влияния качества продукции на эффективность производства
Механизм влияния качества продукции на эффективность производства
В условиях перехода к рыночной экономике повышение качества
продукции как наиболее важной составляющей конкурентоспособности – одна из
самых острых и наиболее сложных проблем для отечественных предприятий, в первую
очередь промышленных. Сталкиваясь с жесткой конкуренцией не только на внешнем,
но и на внутреннем рынке, предприятия зачастую вынуждены формировать новые
системы качества, совершенствовать или реконструировать ранее созданные.
Согласно
ГОСТ 15467–79, качество продукции определяется как совокупность свойств
продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные
потребности в соответствии с назначением.
По международному стандарту ИСО 8402–86, качество продукции
(услуги) – совокупность свойств и характеристик продукции (услуги), которые
придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые
потребности.
Улучшение
качества продукции является одним из важнейших направлений повышения
эффективности общественного производства и отдельного предприятия.
Экономическая
эффективность от улучшения качества продукции может быть выражена следующей
формулой:
Эффективность
= ;
Эффективность
производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это
возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми
темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике
такой подход к определению эффективности производства от улучшения качества не
применяется, так как он труднореализуем по многим причинам.
Для
определения экономической эффективности от улучшения качества продукции
необходимо учитывать следующее:
1) для
улучшения качества продукции на предприятии требуются дополнительные текущие и
единовременные затраты;
2)
экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не
у изготовителя, а у ее потребителя;
3)
необходимо учитывать полученную экономию от снижения брака;
4)
предприятие при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от:
увеличения выпуска и реализации продукции, роста продажной цены, увеличения
экспорта, снижения брака продукции.
В конечном
итоге это проявляется в получении дополнительной прибыли на предприятии,
которая может быть определена по формуле:
,
где ∆П
– общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции;
∆Пv
– дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличения объема
производства и реализации продукции;
∆Пу
– дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста продажной цены;
Сд
– дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с
улучшением качества продукции;
Cбр
– величина снижения затрат на производство продукции в связи с сокращением
брака.
Дополнительные
текущие затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением
качества продукции, можно определить из выражения:
,
где Ззп
– возможные дополнительные расходы на заработную плату рабочих и Единый социальный
налог, связанные с повышением уровня их квалификации;
Зм
– возможные дополнительные расходы предприятия, связанные с приобретением сырья
и материалов более высокого качества;
Зук
– возможные дополнительные расходы предприятия, связанные с необходимостью
создания и функционирования системы управления качеством;
Зотк –
возможные дополнительные расходы ОТК, связанные с увеличением объема работ в
этом подразделении;
А – возможное
увеличение или снижение амортизационных отчислений вследствие внедрения новой
техники.
Величину
снижения затрат на производство продукции в связи
с
сокращением брака можно определить из выражения:
,
где d1,
d2 – доля бракованной продукции в производственной себестоимости до
и после улучшения качества;
С2
– производственная себестоимость выпускаемой продукции после улучшения
качества.
Для упрощения
расчетов величину ∆П можно определить по формуле:
,
где Цн,
Цст – новая и старая продажная цена;
Сст,
Сн – себестоимость единицы продукции до и после улучшения качества
продукции;
Vст,
Vн – объем выпуска продукции до и после улучшения качества
продукции.
Годовой
экономический эффект (Э) от улучшения качества продукции определяется так:
,
где Ен
– нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
К – дополнительные
капитальные вложения, необходимые предприятию для улучшения качества продукции.
Для
экономического обоснования капитальных вложений (К), необходимых для улучшения
качества продукции, следует определить абсолютный коэффициент эффективности
капитальных вложений (Е) и сравнить его с нормативной величиной (Ен)
или с рентабельностью активов предприятия (Rа):
,
Если Е >
Ен, или Е > Rа, то в этом случае вложение инвестиций в
предприятие с целью повышения качества продукции выгодно, и наоборот.
На основе
факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно определить основные пути
повышения качества продукции и ее конкурентоспособности. Они следующие:
• повышение
технического уровня производства;
• повышение
уровня квалификации персонала;
•
совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление
специализации производства;
• внедрение
выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающих на
предприятие сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов;
• повышение
эффективности работы ОТК. Основной упор должен быть сделан не на разбраковку
изготовленной продукции, а на профилактику производства с целью недопущения
выпуска недоброкачественной продукции;
• повышение
технического уровня метрологической службы на предприятии;
•
воспитание коллектива в духе гордости за качество выпускаемой продукции и марку
своего предприятия;
•
материальное и моральное стимулирование персонала за высококачественное
выполнение своих обязанностей;
• создание
службы маркетинга;
• внедрение
новых, более качественных материалов при изготовлении продукции;
• снижение
издержек на производство и реализацию продукции;
• изучение
требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка;
•
проведение действенной рекламы;
•
установление оптимальной продажной цены и др. Этот перечень можно было бы
продолжать, но беда в том, что это все разрозненные мероприятия, реализация
каждого из них может привести к улучшению качества продукции, но не решает
проблему качества в целом. Для этого требуется комплексный подход к решению
этой проблемы, т.е. на каждом предприятии (особенно крупном и среднем) должна
быть разработана и внедрена система управления качеством продукции в
соответствии со стандартом ИСО 9000.
Данная
система позволит не только учесть все факторы, которые влияют на качество продукции,
но и обеспечить стабильный выпуск качественной продукции на предприятии. Но
этого мало. Пожалуй, главное во всем этом – позиция директора предприятия. Если
директор понимает значимость проблемы и лично является инициатором разработки и
внедрения системы управления качеством, значит, на предприятии может
выпускаться конкурентоспособная продукция.
Таким
образом, достижение высокого и стабильного качества продукции на предприятии
позволяет:
•
увеличить объем реализации, а следовательно, и прибыли;
•
обеспечить конкурентоспособность продукции;
•
повысить имидж предприятия;
•
снизить риск банкротства и обеспечить устойчивое финансовое положение
предприятия.
Задача 1
Определите стоимость высвобождения оборотных
средств в отчетном году, если стоимость производственных фондов составила 2000
тыс. руб., доля основных производственных фондов – 0,6, себестоимость
реализованной продукции – 14 000 тыс. руб., прибыль – 2000 тыс. руб.
Длительность одного оборота оборотных средств сократилась в отчетном году на 6 дней.
Решение
1. Определим среднегодовой остаток оборотных средств:
3.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в отчетном году:
4.
Длительность одного оборота в днях:
5. Длительность
одного оборота в днях в предыдущем году:
6.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в предыдущем году:
7.
Абсолютное высвобождение оборотных средств:
Задача 2
За отчетный
год на предприятии объем товарной продукции составил 15 млн. руб., ее
себестоимость – 12 млн. руб., в том числе заработная плата с отчислениями на
социальные нужды – 4,8 млн. руб., материальные ресурсы – 6,0 млн. руб.
Условно-постоянные расходы в себестоимости продукции составили 50%.
Решение
1. Определим удельный вес оплаты труда в себестоимости продукции:
ДЗП = (ЗПО
/СО) ´100% =
(4,8/12) ´100% = 40%.
2. Снижение себестоимости продукции за счёт роста производительности
труда и роста заработной платы:
DС¢ = (1 – IЗП/IПТ) ´ ДЗП = (1 – 1,08/1,1)´ 40% = 0,727%,
где IЗП = (100+DЗП) /100
= 1,08 – индекс заработной платы;
IПТ = (100+DПТ) /100
= 1,1 – индекс производительности труда;
3. Процент
изменения уровня себестоимости в зависимости от уровня постоянных расходов и
объёма производства:
DС¢¢ = (1 – IПОСТ/IОП) ´ ДПО = (1 –
1/1,15)´50% = 6,52%,
где IПОСТ = 1 – индекс
постоянных расходов;
IОП = (100+DVТ) /100 = 1,15% – индекс объёма
производства;
4. Определяем долю материальных затрат в себестоимости продукции:
ДМ = (МРО /
СО) ´100% = (6/12)
´100% = 50%.
5. Процент
изменения уровня себестоимости за счёт экономии материалов и роста цен на них:
DС¢¢¢ = (1 – IН´IЦ) ´ ДМ = (1 – 0,95´1,06)´50% = -0,35%,
где IН = (100 – DНМР) /100
= 0,95% – индекс снижения нормы расхода материалов;
IЦ = (100+DМР) /100
= 1,06% – индекс повышения цен на материалы;
6.
Суммарное снижение себестоимости в плановом периоде:
DСS = DС¢ + DС¢¢+ DС¢¢¢ = 0,73+ 6,52 – 0,35 = 6,897%.
7. Плановая себестоимость товарной продукции:
СП = СО´(1 + DСS /100) = 12´(1 + 6,9/100) = 12,828 млн. руб.
8. Объем товарной продукции в плановом периоде:
VT.П = VT.О´(1 + DVT /100) = 15´(1 + 15 /100) = 17,25 млн. руб.
9. Плановые затраты на 1 руб. товарной продукции:
ЗП = СП / VT.П = 12,828/17,25 = 0,74 руб.
1. Скляренко В.К.,
Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006;
2. Экономика
организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В. Сергеева. – 3-е
изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005;
3. Экономика
организаций (предприятий): Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля,
проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003;
4. Экономика
предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой.
– 3-е изд. – Мн.: Выш.шк., 2005.