Машиностроительный комплекс Республики Беларусь
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ
1.1 АНАЛИЗ
РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.2
ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ, КЛЮЧЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В
ОТРАСЛИ
2. АНАЛИЗ
ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ
3.
ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Общей
чертой машиностроения и строительства является то, что в машиностроении
создается активная часть основного капитала экономики (машины и оборудование
различного назначения, транспортные средства, узлы, приборы и агрегаты),
которые через инвестиционно-строительную деятельность превращаются в основной
капитал экономики, тем самым образуя производственный аппарат страны.
В машиностроительный
комплекс Республики Беларусь входит 135 предприятий станкостроения,
автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, дорожно-строительного
и коммунального машиностроения, машиностроения для пищевой и легкой
промышленности, инструментального производства и металлургии.
В подотрасль
строительно-дорожного машиностроения Республики Беларусь на сегодняшний день
входит 11 предприятий. Крупнейшими из них являются ОАО "Амкодор",
завод "Могилевтрансмаш" и Волковысский завод кровельных и
строительно-отделочных машин.
Целью данной контрольной
работы является изучение развития отрасли строительно-дорожного машиностроения
в Республике Беларусь на современном этапе.
Из поставленной цели
вытекают следующие задачи:
Дать общую характеристику
развития отрасли в Республике Беларусь;
Проанализировать динамику
показателей функционирования отрасли;
Осветить перспективы и
направления развития отрасли в Республике Беларусь.
Строительное,
дорожное и коммунальное машиностроение специализируется
на производстве строительно-дорожных, мелиоративных, сельскохозяйственных,
лесных машин на базе гусеничных тракторов и автомобилей, строительно-отделочной
техники, оборудования для промышленности строительных материалов и
коммунального хозяйства. Выпускаются бульдозеры, погрузчики, аэродромные
уборочные машины, троллейбусы, трамваи, снегоочистители, тротуароуборочные
машины, бетоносмесители, окрасочные агрегаты, малярные станции, компрессоры,
насосы и др.
Отрасль
включает более 10 предприятий, выпускающих большую часть машин, оборудования и
инструмента, необходимого дорожникам, строителям и коммунальщикам [8, c. 216].
За последние
годы освоено немало новых изделий, успешно конкурирующих с зарубежными
аналогами. В их числе автомобильные гидравлические краны, контейнеровозы,
тротуароуборочные машины, монтажные подъемники, манипуляторы для работы с
лесоматериалами. Предприятия производят также бетоносмесители, окрасочные
агрегаты, малярные станции, краскопульты, машины для нанесения битумных мастик,
диафрагменные компрессоры, насосы и другое оборудование для
строительно-отделочных работ.
Концерн
"Амкодор" в г. Минске выпускает погрузчики, машины аэродромные
уборочные, снегоочистители, тротуароуборочные машины, автобусы.
Завод
"Могилевтрансмаш" выпускает автомобильные полуприцепы открытые, с
тентом, рефрижераторы, трубовозы, контейнеровозы, панелевозы, автомобильные
краны грузоподъемностью 15 и 25 тонн, подъемники, мусоровозы, изотермические
фургоны [5].
Мозырский
завод мелиоративных машин выпускает навесное оборудование к мелиоративным и
дорожно-строительным машинам (бульдозер, корчеватель, рыхлитель), косилки
роторные дорожные, навесное оборудование к сельскохозяйственным погрузчикам.
Волковысский завод кровельных и строительно-отделочных машин выпускает
бетоносмесители, окрасочные агрегаты, малярные станции, машины для нанесения
битумных мастик, краскопульты, компрессоры, насосы [5].
Таблица 1.1 –
Продукция основных предприятий отрасли
Предприятие
|
Выпускаемая продукция
|
ОАО "Амкодор"
|
Погрузчики, машины
аэродромно-уборочные, снегоочистители, тротуароуборочные машины, катки дорожные,
машины лесопромышленного комплекса
|
Филиал РУП "МАЗ"
- завод "Могилевтрансмаш"
|
Автомобильные
полуприцепы открытые, с тентом, трубовозы, контейнеровозы, панелевозы,
автомобильные краны грузоподъемностью 15 и 25 тонн, подъемники
|
РУП "Волковысский
завод кровельных и строительно-отделочных машин
|
Бетоносмесители,
окрасочные агрегаты, малярные станции, машины для нанесения битумных мастик,
краскопульты, компрессоры, насосы
|
Активизация
инвестиционной деятельности в последующие годы стимулирует выпуск продукции. На
предприятиях подотрасли разработаны программы дальнейшего развития
производства, рассчитанные на предстоящее обновление машин и механизмов в строительстве,
жилищно-коммунальном хозяйстве, других секторах экономики.
1.2 Характеристика структуры, ключевых
предприятий и оценка конкурентной среды в отрасли
ОАО "Амкодор" -
это структура холдингового типа, объединяющая 9 юридических лиц: ОАО "Амкодор"
(заводы "Ударник", "Дормаш" и "Дормашмет"), ЗАО "Амкодор-Уникаб",
ЗАО "Амкодор-Пинск", ООО "Амкодор-Можа", ЗАО "Амкодор-Унимод",
ЗАО "Амкодор-Спецсервис", ОАО "Экспериментальный завод имени Н.
Гастелло", ЗАО "Амкодор-Шклов", УП "Амкодор-Торг" [1].
На предприятиях общества
трудится около 5 тысяч человек. Общество является одним из крупнейших
производителей дорожно-строительной, коммунальной, снегоуборочной, лесной,
сельскохозяйственной и другой специальной техники в СНГ и Европе. Модельный ряд
ОАО "Амкодор" насчитывает более 80 моделей и модификаций машин –
погрузчики одноковшовые фронтальные и шасси погрузочные многофункциональные,
погрузчики с бортовым поворотом и автопогрузчики вилочные, шасси с
телескопической стрелой и машины аэродромные уборочные, снегоочистители и
траншеекопатели, бульдозеры- погрузчики и экскаваторы-погрузчики, фрезерные и бурильно-крановые
машины, харвестеры и форвардеры, зерноочистительно-сушильные комплексы и
другие. Выпускаемые машины эксплуатируются более чем в 30 странах мира.
Ежегодно предприятиями общества выпускается более 5000 единиц специальной
техники.
На предприятиях ОАО "Амкодор"
идет непрерывный процесс реконструкции и технического перевооружения,
осваиваются новейшие технологические процессы, внедряется прогрессивное
оборудование, что позволяет существенно приблизить номенклатуру к потребностям
конкретного потребителя. Развивает компания и свою элементную базу. На
специализированных заводах выпускаются рамы, кабины, ведущие и управляемые
мосты, гидромеханические передачи, гидроцилиндры и др. Машины общества уникальны
тем, что более 60 процентов составляющих их деталей, узлов и агрегатов
выпускается на предприятиях ОАО.
За многие годы машины с
маркой "Амкодор" завоевали репутацию высокого качества и надежности,
они неприхотливы, выносливы и производительны в жестких условиях эксплуатации
на самых разных работах. Качество продукции подтверждено сертификатами СТБ ИСО
9001-2001 и DIN EN ISO 9001-2000. Техника ОАО "Амкодор" выгодно
отличается от продукции конкурентов своим дизайном и дополнительным оборудованием,
комфортностью - мягкие сидения, отопление и кондиционеры в кабинах.
Популярность техники
предприятий ОАО "Амкодор" высока. Компания имеет торговые связи со
многими государствами мира. Создана и функционирует дилерская сеть по продаже и
сервисному обслуживанию выпускаемой техники [1].
ОАО "Амкодор"
использует комбинацию всех видов продвижения своей продукции на рынках. Прим
этом делается акцент на рекламу и участие совместно с дилерами в выставках
специальной техники.
В настоящее время с
обществом работают более 50 дилеров в странах СНГ и Прибалтики, дальнего
зарубежья. Создавая дилерскую сеть, общество организовывает предпродажное
обслуживание продаваемой техники, гарантийный и послегарантийный сервис,
капитальный ремонт, поставку запасных частей, как на самом ОАО "Амкодор",
так и на станциях технического обслуживания дилеров. Применяется гибкая система
расчетов.
ЗАО "Амкодор-Пинск"
– одно из крупнейших дочерних предприятий ОАО "Амкодор". Завод
специализируется на выпуске грунтовых и асфальтовых катков массой от 2,7 до 16
т, фрезерно-роторных снегоочистителей, техники для торфодобывающей отрасли,
шнеко-роторных снегоочистителей на автошасси Урал-4320, другой техники на базе
трактора МТЗ 82.П "Беларус". На данный момент номенклатура
выпускаемой продукции ЗАО "Амкодор – Пинск" в ассортименте составляет
23 вида. Предприятие постоянно наращивает объемы производства, улучшает его
оснащение и расширяет рынки сбыта. На заводе ведутся работы по техническому
перевооружению, улучшению качества, внедрению новых методов контроля продукции,
в частности технологические паспорта сборки и сдачи машин.
История ЗАО "Амкодор-Пинск"
начинается с 1993 года, когда по решению правления концерна ОАО "Амкодор"
был приобретен недостроенный завод крупнопанельного домостроения в г. Пинске и
организовано акционерное общество закрытого типа негосударственной формы
собственности, имевшее целью наладить производство дорожно-строительной
техники. Вскоре предприятие стало ведущим производителем в Беларуси. За свои успехи
общество занесено на городскую Доску почета.
Всего в
модельном ряду уплотнительной техники ЗАО "Амкодор-Пинск" 6
наименований катков, различающихся техническими параметрами, массой и
габаритами. В приводе вальцов всех катков ОАО "Амкодор" применяются
только хорошо зарекомендовавшие себя в мире высокомоментные гидромоторы фирмы
Poclain [1].
Могилевский завод
транспортного машиностроения основан в 1982 году. Его первой продукцией были
машины и оборудование сельскохозяйственного назначения.
После освоения
производства фронтальных погрузчиков завод в 1991 году переходит на выпуск
автомобильных полуприцепов.
Завод Могилевтрансмаш
обладает передовой технологией в производстве прицепной и строительной техники
и занимает одно из ведущих мест в промышленном комплексе Республики Беларусь.
Выпускаемая
продукция:
Более 30
наименований автомобильных полуприцепов грузоподъемностью от 15.0 до 33 тонн,
бортовые и тентованные с объемом кузова до 82 м3.
Автомобильные
полуприцепы специального назначения - контейнеровозы, панелевозы, лесовозы, бензовозы,
молоковозы [3].
Рефрижераторы
и изотермические фургоны с объемом от 75 до 82 м3.
Автомобильные
гидравлические краны грузоподъемностью 15 и 25 тонн.
Коммунальная
техника, а также машины для пищевой промышленности.
Запчасти к
выпускаемым полуприцепам и к другой продукции.
Товары
народного потребления [3].
РУП
"Волковысский завод кровельных и строительно-отделочных машин" в 2007
году отметило свое тридцатилетие. Предприятие является активным участником
национальных строительных выставок.
Завод создавался
как специализированное предприятие по производству строительно-отделочного и
кровельного оборудования, выпускаемые им машины и агрегаты хорошо известны
строителям Беларуси и стран СНГ. Предприятие много работает над освоением новых
видов продукции. Производимые им штукатурные агрегаты и смесители могут
работать на любых сухих смесях. Предприятие также выпускает целую гамму
малярных и шпаклевочных агрегатов, растворобетоносмесители, растворонасосы,
передвижные воздушные компрессорные установки для нанесения горячих и холодных
мастик и битумов. Осваивается оборудование для производства неавтоклавного
пенобетона. Предприятие имеет большой опыт изготовления оборудования по эксклюзивным
заказам.
Сегодня РУП
"Волковысский завод КСОМ" приступил к выпуску мобильных мини-заводов
"Пенобетон МК-1". Такой мини-завод предназначен для получения
непрерывным методом неавтоклавного пенобетона в построечных условиях
(теплоизоляция крыш, полов, заливка колодцевых кладок, мансард, производство
пенобетонных блоков). Производительность мини-завода — от 2 до 14 м3/ч,
плотность получаемого пенобетона — от 200 до 1400 кг/м3 [2, c. 4].
В
технологической схеме мини-завода применен прогрессивный способ непрерывного
производства пенобетона из поризованных смесей. При создании мини-завода
использован четырехлетний опыт ООО "Сотим Плюс" и ООО "Приват
Деал" в применении штукатурных агрегатов и поризатора для производства
пенобетона.
Купив
мини-завод, производитель в течение одного рабочего дня может приступить к
работе по производству пенобетона — в комплект мини-завода входит все
необходимое для его функционирования оборудование (к тому же, не требующее
монтажа). Необходимо только произвести расконсервацию оборудования и установить
его в нужном месте. В состав мини-завода входят агрегат для приготовления
раствора, поризатор, компрессорная установка, две емкости для воды,
водонасосная станция, водяной насос, электрический и гидравлический пульты
управления, комплект принадлежностей.
Рынок
строительной и дорожной техники можно определить как рынок монополистической
конкуренции с сильно дифференцированной продукцией. Между собой предприятия
отрасли практически не конкурируют.
Развитие
отрасли строительно-дорожного машиностроения возможно анализировать лишь в
составе отрасли машиностроения в целом, так как отдельные данные по отрасли в
опубликованных статистических сборниках отсутствуют.
Проанализируем динамику
объемов производства в разрезе отраслей промышленности. Данные приведены в
таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Динамика
объемов производства отраслей промышленности в 1990-2007 годах
|
1990
|
2000
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
Вся промышленность
|
42
|
10501
|
33387
|
48530
|
62545
|
77267
|
95515
|
Машиностроение и металлообработка
|
14,4
|
2152,7
|
7278,4
|
10773,7
|
14010,1
|
18389,5
|
23401,2
|
В стоимостном выражении
отрасль машиностроения демонстрирует стабильное увеличение объемов
производства.
Рассчитаем удельные веса
отрасли машиностроения за ряд лет. Результаты расчетов занесем в таблицу 2.2.
Таблица 2.2 - Удельный
вес продукции отдельных отраслей в общем объеме продукции промышленности (в
процентах к итогу)
|
1990
|
1995
|
2000
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
Вся промышленность
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Машиностроение и металлообработка
|
34,2
|
23,3
|
20,5
|
21,8
|
22,2
|
22,4
|
23,8
|
24,5
|
Можно заметить, что
структура промышленного производства в целом стабильна. Наибольшая доля
машиностроительной промышленности имела место в 1990 году (34,2%), наименьшая –
в 2000 году (20,5)%.
В 1990-2000 годах имело
место снижение удельного веса отрасли, однако на протяжении 2001-2007 годов она
демонстрирует устойчивый рост.
Рассмотрим динамику
стоимости основных фондов по отрасли. Данные приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 -
Производственно-промышленные основные средства по отраслям промышленности на
начало года по восстановительной стоимости, млрд.руб.
|
2001
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
Вся промышленность
|
26846,1
|
62020,6
|
77837,3
|
80178,0
|
94456,6
|
105939,8
|
Машиностроение и металлообработка
|
7754,3
|
16711,0
|
20655,0
|
20845,0
|
23844,5
|
26028,8
|
Итак, имеет место
стабильный рост основного капитала в анализируемой отрасли. Рассмотрим динамику
производства отдельных видов строительных и дорожных машин Республики Беларусь
за ряд лет.
Год
|
Экскаваторы
|
Бульдозеры
|
Бетоносмесители
|
Скреперы
|
Снегоочистители
|
1990
|
149
|
226
|
-
|
1847
|
329
|
1995
|
60
|
11
|
512
|
74
|
73
|
2000
|
116
|
69
|
177
|
39
|
50
|
2004
|
383
|
32
|
14
|
22
|
3
|
2005
|
535
|
57
|
216
|
19
|
47
|
2006
|
906
|
83
|
203
|
21
|
55
|
2007
|
1315
|
70
|
255
|
45
|
55
|
Итак, проанализируем имеющиеся
данные.
Выпуск экскаваторов после
трансформационного спада первой половины 90-х годов начиная с 1995 года начал
стабильно возрастать и в 2007 году составил 1315 штук.
Производство бульдозеров
было наибольшим в 1990 году (226 штук), далее имело место значительное падение
до 11 штук в 1995 году. Далее производство развивалось крайне нестабильно,
имели место как периоды роста (2004-2006 годы), так и падения (2007 год).
Бенотосмесители на
территории Республики Беларусь до 1994 года не производились. В 1995 году их
выпуск составил 512 штук, однако потом наступил период резкого падения объемов
производства до 177 штук в 2000 году и 14 штук в 2004 году.
Объем выпуска скреперов в
Беларуси в 1990 году превысил 1800 шт., что явно превосходило потребности национальной
экономики в данном виде техники. Соответственно после развала СССР выпуск
сократился до 74 штук в 1995 году и 39 штук в 2000 году.
Падение остановилось лишь
в 2007 году, когда выпуск увеличился до 45 штук против 21 штуки в предыдущем
году.
Итак, отрасль
машиностроения в Республике Беларусь стабильно развивается. Однако производство
строительной и дорожной техники в Беларуси развивается нестабильно.
Модернизация и
комплексная перестройка строительной базы, технологии и строительного
производства потребует разработки новых подходов к механизации строительных
работ и организации строительства. Предстоит решить проблему обновления парка
строительной техники (изношенной по отдельным видам на 90 процентов и более),
необходимо техническое обеспечение ручных процессов средствами малой
механизации, создание мобильных подразделений, выполняющих строительство жилья
на селе, и пр.[6, c. 4].
В
настоящее время актуальной проблемой является стимулирование продвижения
отечественной строительной техники на рынке.
Ярким
подтверждением этого может стать процесс развития молодой амбициозной компании
"Строительная техника".
ЧУП
"Строительная техника" основано 9 декабря 2004 г. Учредителем
является известная на российском рынке компания ЗАО "АМКОДОР-Оптим".
За годы
существования компания ЧУП "Строительная техника" завоевала доверие
со стороны белорусских предприятий. Сегодня она поставляет необходимую для
проведения строительных работ технику; от коммерческого грузового и
специального автотранспорта до тяжелых гусеничных экскаваторов и навесного
оборудования.
Сервисная
служба ЧУП "Строительная техника" предлагает спектр услуг по ремонту,
техническому обслуживанию и установке дополнительного навесного оборудования к
технике концерна "Амкодор".
Мобильные
сервисные бригады располагают всем необходимым оборудованием для диагностики и
ремонта на объектах заказчика и месте эксплуатации техники [7, c. 103].
Фирма
предлагает:
-
проведение предпродажной подготовки;
-
обучение операторов клиента эксплуатации техники;
- ввод
техники в эксплуатацию;
-
проведение планового технического обслуживания;
-
проведение срочного гарантийного ремонта;
- послегарантийные
ремонты и обслуживание;
- поставку
запасных частей к технике различных производителей.
лизинговый
договор может быть составлен с учетом сезонности строительных работ;
уменьшается
размер налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за счет отнесения лизинговых
платежей на себестоимость;
лизинг
не требует отвлечения значительных ресурсов для начала крупных строительных
проектов и т.д.
Главное,
что предоставляет "Строительная техника" - поставку машин без
предварительной оплаты. Компания также готова идти на установление отсрочки
платежа, если потребитель остро в этом нуждается. Такой подход соответствует
основным принципам компании: она рассматривает потребителей техники не как
клиентов, а как деловых партнеров, отношения с которыми необходимо строить на
долгосрочной основе.
В
заключение работы сделаем следующие выводы.
Строительное,
дорожное и коммунальное машиностроение специализируется
на производстве строительно-дорожных, мелиоративных, сельскохозяйственных,
лесных машин на базе гусеничных тракторов и автомобилей, строительно-отделочной
техники, оборудования для промышленности строительных материалов и
коммунального хозяйства. Выпускаются бульдозеры, погрузчики, аэродромные
уборочные машины, троллейбусы, трамваи, снегоочистители, тротуароуборочные
машины, бетоносмесители, окрасочные агрегаты, малярные станции, компрессоры,
насосы и др.
Отрасль
включает более 10 предприятий, выпускающих большую часть машин, оборудования и
инструмента, необходимого дорожникам, строителям и коммунальщикам.
За
последние годы освоено немало новых изделий, успешно конкурирующих с
зарубежными аналогами.
Модернизация и
комплексная перестройка строительной базы, технологии и строительного
производства потребует разработки новых подходов к механизации строительных
работ и организации строительства. Предстоит решить проблему обновления парка
строительной техники (изношенной по отдельным видам на 90 процентов и более),
необходимо техническое обеспечение ручных процессов средствами малой
механизации, создание мобильных подразделений, выполняющих строительство жилья
на селе, и пр.
1.
Деятельность ОАО "Амкодор"
[Электронный ресурс] / Офиц. сайт ОАО. – 2008. – Режим доступа: www.amkodor.by.
2.
Зотолов С. Эти
машины нужны грамотным подрядчикам // Строительство и недвижимость. – 2007. –
16 окт. – С.4.
3.
Основные виды
деятельности [Электронный ресурс] / РУП "МАЗ". – 2008. – Режим
доступа: www.maz.by
4.
Промышленность
Республики Беларусь. – Мн.: Минстат РБ, 2008. – 182 с.
5.
Промышленный
комплекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство промышленности
Республики Беларусь. – 2008. – Режим доступа: www.minprom.gov.by.
6.
Савицкий В. О
программе развития строительной отрасли Республики Беларусь // Недвижимость
Белоруссии. – 2008. – 25 апр. – С.3-4.
7.
Строим быстро и
качественно // Архитектура и строительство. – 2008. - №8. – С.103 - 104.
8.
Шимов В.Н.
Национальная экономика Беларуси. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 751 с.