Малый бизнес России
Содержание
Введение
1. Понятие
малого бизнеса
2. Преимущества
малого бизнеса
3. Недостатки
малого бизнеса
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Малый бизнес в России
играет большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии
экономического сектора. Помимо этого малый бизнес выполняет большой ряд
важнейших социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест,
повышение конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению
безработицы, снижению цен. Кроме того малый бизнес развивает кредитование
малого предпринимательства, способствует снижению процентных ставок по кредитам
для бизнеса и улучшению качества банковского обслуживания, сервиса.
На самом деле вести
бизнес в России не так легко, как многим может казаться. Номинально власти
все-таки поддерживают малый бизнес, предлагают программы развития, а на деле
зачастую государство ставит немало препон. Явную поддержку в нашей стране
оказывает Президент, Правительство и федеральные органы власти. Однако роль
местных властей в развитии малого бизнеса, чаще всего негативная. В первую
очередь из-за оказываемого давления контрольных процедурных функций. Получается
парадоксальная ситуация, когда уровень власти, который ближе всего к малому
бизнесу, менее всего настроен содействовать его развитию.
Таким образом, малое
предпринимательство сегодня - неотъемлемый элемент современной рыночной системы
хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно
развиваться.
1. Понятие
малого бизнеса
Определить, что такое
малый бизнес – не простая задача, но очень важная. Ведь текущие законопроекты
предусматривают программы поддержки и развития малого бизнеса, правила
регулирования их деятельности, особые налоговые режимы. Таким образом,
причисление предприятия к категории малого бизнеса может дать ему некоторые
преимущества или же, наоборот, добавить лишние ограничения. Здесь и дальше, мы
будет часто употреблять термины «малый бизнес», «кредитование малого бизнеса» и
т.д. Определение «малый бизнес» зачастую каждый интерпретирует на свой лад.
Однако мы будем определять понятие «малый бизнес» с юридической точки зрения,
со стороны государства.
Принято считать так,
что малый бизнес – это совокупность микропредприятий и малых предприятий,
занимающихся предпринимательской деятельностью. Согласно принятому в 2007 году
Государственной Думой РФ закону «О развитии малого и среднего
предпринимательства» микропредприятиями признаются компании, с количеством
сотрудников не более 15 челок. Малые предприятия – организации с количеством
сотрудников от 16 до 100 человек. Компании с количеством работающих граждан от
101 до 250 уже считаются представителями среднего бизнеса. Таким образом,
материалы нашего сайта подразумевают, что малый бизнес включает в себя все
компании, занимающиеся предпринимательством со штатом работников до 100
человек. Это могут быть и юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Отметим также, что в
настоящий момент правительство планирует установить дополнительный критерий
определения предприятий малого бизнеса по объему выручки от реализованных
товаров (услуг) и балансовой стоимости. Зачем это нужно? Дело в том, что
существуют некоторые компании с оборотом в несколько миллионов рублей в день,
но в штате могут находиться всего 2 по сути состоящие из 2-3 человек. Это
биржевые трейдерские компании по торговле акциями, ценными бумагами и т.д.
Какие преимущества
могут у предприятий малого бизнеса. Прежде всего, существуют законопроекты,
направленные на поддержу развития малых и средних предприятий в области
инновационных технологий. Кредитование малого бизнеса предусматривается рамками
государственных программ, фредов содействия малому предпринимательству.
2.
Преимущества малого бизнеса
Малое
предпринимательство – это наиболее мобильная, динамичная и способная быстро
адаптироваться к внешним условиям часть российской экономики. Малый бизнес
сегодня выступает в роли катализатора негативных социальных явлений,
обеспечивает значительную долю занятости, способствует конкуренции и является
альтернативой крупному бизнесу.
Попробуем рассмотреть
вопрос на основе изучения соотношения конкурентных преимуществ малого и
крупного бизнеса, это обусловлено актуальностью и значимостью этой темы для
формирования государственной политики развития конкуренции на разных уровнях.
Важность таких разработок определяется также незначительным количеством
аналитических работ, рассматривающих малый и крупный бизнес именно с этой точки
зрения[1].
Рассмотрение малого бизнеса как противоположность крупного, а понятия
"малый" и "крупный" - как части единого целого предполагает
также их анализ в разрезе основных отраслей экономики. Отраслевой анализ
позволяет выявить те сферы, развитие малого предпринимательства в которых
должно стать приоритетным для органов власти, в виду наличия существенных отраслевых
различий в значимости малого предпринимательства и его эффективности по
сравнению с крупными и средними предприятиями.
Существуют отрасли, где
малое предпринимательство имеет явные конкурентные преимущества относительно
крупного, занимает доминирующее положение, как по численности, так и по объему
выручки. К таким отраслям относятся розничная, оптовая торговля и общественное
питание. В промышленности, связи, транспорте и сельском хозяйстве доминируют
крупные формы организации бизнеса, доля малого бизнеса в них незначительна. В
строительстве и непроизводственной сфере малое предпринимательство занимает
чуть менее половины численности и выручки.
Наибольший объем
основных средств имеют субъекты предпринимательства в промышленности (1,3 млн.
руб.) и транспорте (1,2 млн. руб.), наименьший - в общественном питании (75
тыс. руб.), связи (118 тыс. руб.), непроизводственной сфере (129 тыс. руб.) и
розничной торговле (218 тыс. руб.)[2].
Из представленных
данных можно сделать вывод о том, что малое предпринимательство в целом менее
эффективно, чем крупный и средний бизнес. Тем не менее, существуют отрасли, в
которых показатели эффективности у малого бизнеса выше, чем у крупного и
среднего. Так, выручка на одного работника в строительстве в малом бизнесе
выше, чем у крупных и средних предприятий. Фондовооруженность малого бизнеса во
всех отраслях ниже, чем аналогичный показатель крупного и среднего бизнеса.
Однако фондоотдача в большинстве основных отраслей - в общественном питании,
строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве и непроизводственной сфере
- выше, чем в крупном и среднем бизнесе.
Малые предприятия -
юридические лица демонстрируют более высокую степень организации и
эффективности, чем индивидуальные предприниматели.
Исследование также
выявило наличие качественно разнородных групп внутри сектора малого
предпринимательства. При наличии определенной стабильно работающей группы
субъектов малого предпринимательства, подавляющее большинство малых бизнесов
ведутся собственниками неэффективно и неорганизованно. Около половины всех
зарегистрированных субъектов малого предпринимательства являются фиктивными,
т.е. не ведут хозяйственной деятельности. Из оставшейся половины действующих
субъектов предпринимательства, одна треть концентрирует в себе около 90%
экономической активности, а на две трети приходится лишь 10%. Таким образом, основная
экономическая нагрузка приходится лишь на 15% всех зарегистрированных субъектов
малых предприятий, и около 35% выполняют социальные функции и формируют
конкурентную среду. Общее количество "экономически активных"
субъектов предпринимательства можно оценить в 8-10 тысяч.
Торговля и общественное
питание являются традиционно “малыми” секторами, с которым крупному бизнесу
конкурировать сложно. С нашей точки зрения, приоритет в развитии малого бизнеса
должен быть отдан именно этим отраслям. Во-первых, организация малого бизнеса в
торговле и общепите не требует существенных капитальных вложений и человеческих
ресурсов; средние размеры численности и оборотных средств в этих отраслях
невелики. Промышленное предприятие скорее “вырастет” из торгового путем обратной
вертикальной интеграции или диверсификации; такие процессы уже идут в
Воронежской области, примером может быть организация производства жалюзи на
базе бывших дилеров западных фирм. Создание же промышленного предприятия “с
нуля” - крайне рискованное начинание, особенно в условиях существующего
дефицита кадров и административных барьеров, и при наличии сильной конкуренции
со стороны крупных предприятий. Во-вторых, технология торговли и общественного
питания относительно стандартна. В отличие от технологий промышленности,
торговым технологиям можно обучить широкие массы потенциальных и стартовых
предпринимателей, поэтому возможности стимулирования малого бизнеса за счет
общественных программ повышения квалификации в этой сфере значительно выше, чем
в промышленности.
В ближайшее время на
развитие рынка торговли и общественного питания в области окажут влияние
следующие тенденции:
- повышение жизненного
уровня и изменение культуры потребления приведет к появлению новых рыночных
возможностей для предпринимателей в сфере торговли и общественного питания;
- развитие крупных
розничных и дистрибьюторских сетей значительно ослабит конкурентные позиции
непрофессиональных форм розничной и оптовой торговли. “Базарные” формы торговли
будут заменяться на цивилизованные; те предприниматели, которые не смогут
вовремя сориентироваться и сделать соответствующие инвестиции, будут вынуждены
уйти с рынка;
- процессы вертикальной
интеграции в промышленности будут стимулировать создание организованных форм
оптовой торговли, что приведет к потере самостоятельности существующих оптовых
структур[3].
А теперь основные
«конкурентные преимущества» малого бизнеса:
Близость к клиенту. В
отличие от крупных «многопалубных» компаний, в малом бизнесе практически все
находятся на «линии огня» — в повседневном общении с клиентами. Этопозволяет им
быстрее и более гибко реагировать на запросы клиентов, и, как результат,
предпочтение нередко отдается их товарам и услугам. И это несмотря на то, что
их продукты бывают дороже и ниже по качеству.
Способность постоянно
изменяться и адаптироваться. Постоянная борьба за выживание, близость и
зависимость от клиента и поставщиков, необходимость непрерывно изыскивать новые
возможности снижении расходов препятствуют бюрократизации и стагнации.
Низкие накладные
расходы. Установлено, что в традиционной организации по мере ее расширения
объем решаемых управленческих задач растет в геометрической прогрессии и
соответственно имеет место рост удельных накладных расходов на постоянно
увеличивающийся управленческий аппарат. Мелкие компании, лишенные внутренней
бюрократии, в состоянии удерживать эти расходы на относительно низком уровне.
Использование «малых
ниш». По мере насыщения рынков сбыта возрастает важность открытия новых
товарных ниш. В отличие от крупных компаний, руководствующихся идеей
масштабности бизнеса, их мелкие конкуренты не упускают возможности вхождения в
подобные микрониши. Работая на первом этапе с минимальной прибылью, они нередко
добиваются расширения данной ниши, которая со временем может стать новым,
крупным источником дохода.
Инновационный
потенциал. Как уже отмечалось выше, мелкие компании вынуждены ради выживания
быстро и адекватно реагировать на изменения в бизнес-среде, в технологии и
предпочтениях клиентов. Кроме того, во главе мелких компаний довольно часто
стоят предприниматели, прирожденные инноваторы, жадные до нового и готовые
постоянно идти на риск ради движения вперед.
Возможность объединять
усилия. Чтобы противостоять крупным конкурентам, мелкие компании идут на
объединение усилий (краткосрочное или долгосрочное) и создание различного рода
альянсов, сетей, кластеров.
Важно помнить, что вы
действуете в зоне высокого риска, где достижение успеха является скорее
исключением, чем правилом. В этой связи очень полезно иметь «запасной парашют»
— по крайней мере еще одно направление бизнеса, на которое вы сможете
переключиться в случае, если первое окажется бесперспективным. Если вы создаете
свой малый бизнес, то вам полезно, во-первых, определиться с тем, к какой из
вышеперечисленных категорий может быть отнесен ваш новый бизнес, и
соответственно выстраивать стратегию развития. Очень важно иметь ясное и
реалистичное представление о своих ключевых компетенциях и ответить себе на
важнейшие вопросы: почему клиенты предпочтут мои продукты или услуги, а не
конкурентов? Что меня выгодно отличает от них? Затем следует решить, на какие
конкретно конкурентные преимущества вы сделаете ставку. В-третьих, нужно выстроить
долгосрочное видение (описать то, чего бы вы хотели достичь через 5-10 лет) и
незамедлительно переходить к действиям[4].
3.
Недостатки малого бизнеса
Можно выделить две
группы причин, сдерживающих развитие малого бизнеса. Первая – это причины
общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства,
вторая – частного, преимущественного организационного характера. Рассмотрим те
аспекты экономической политики, которые выступают причинами первой группы.
Главная сложность при
ее анализе связана с тем, что изначально не была четко определена концепция
развития рыночных отношений. Мировая практика свидетельствует, что в развитии
рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или
стихийного, носящего спекулятивный характер.
Есть и другая
особенность – характер рынка напрямую влияет и на характер капиталовложений.
При стихийном рынке основу капитала составляют спекулятивные деньги, которые
называют «короткими» деньгами. Они «делаются» в короткое время и обладают
большой подвижностью. В отличие от них так называемые «длинные» деньги
вкладываются в производство на более длительный срок, и отдача от них может
быть получена не сразу.
Одной из причин того,
что в России формируется именно деформированный тип рынка, следует считать
некритическое осмысление опыта западных стран и непродуманное перенесение его в
отечественную практику. Именно так произошло с реализацией модели «шоковой
терапии». Эта стройная научная теория оказалась весьма результативной в ряде
стран, кроме России. Ошибка состояла в том, что здесь она была принята без
учета ряда условий[5]. Опыт
западных стран свидетельствует, что одной из целей введения «шоковой терапии»
является потребность вскрыть узкие места, сдерживающие развитие экономики, куда
незамедлительно устремятся предприниматели. Но в России этого не произошло, так
как при введении «шоковой терапии» еще не сформировалось главное условие ее
положительной результативности – малое предпринимательство. В сфере
материального производства оно практически отсутствовало.
Использование мирового
опыта дело нужное, но при непременном учете собственных условий и возможностей,
что в большей степени может обеспечивать отечественная наука.
Особенностью
регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного
инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного
регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании
оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма
регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а
следовательно, и более высокой покупательской способности у большинства
населения, что и выступает движущей силой производства.
Из этого вытекает
вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства –
снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского
рынка. В западных странах, при существовании большого разнообразия общественных
групп, основная масса населения относится к среднему классу, покупательные
возможности которого обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров.
Сейчас стало очевидным, что попытка сформировать средний класс в России не
удалась. У нас складывается ситуация, характерная именно для стихийного рынка,
когда большинство населения располагает ограниченным покупательными
возможностями. Можно сказать, что сегодня в стране формируются три класса.
Первый, который условно можно назвать высшим, включает лиц с доходом более 60
тыс. руб. на человека в месяц, которые составляют 3%. Их запросы не нацелены на
товары массового отечественного производства.
Второй класс
представляют состоятельные граждане с месячным доходом на человека от 5
тыс.руб. до 50 тыс.руб. они составляют 10-15% населения и тяготеют к запросам
высшего класса, хотя и не располагают, как первые, безграничными покупательными
возможностями.
Большинство населения
составляет третий класс – с малыми покупательским спросом, который и определяет
уровень потребностей, на который должно ориентироваться и «работать»
производство.
Также есть еще два
обстоятельства, отрицательно влияющих на покупательную способность населения и
понижающих мотивацию труда производителей. Суть первого состоит в том, что рост
потребительских цен опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос
акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные
товары остаются невостребованными.
Второе обстоятельство
связано с уровнем разрыва доходов между полярными группами населения.
Таким образом,
сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства является
сужение внутреннего потребительского рынка. Это обусловливается приобретающим
все более ощутимый характер процессом сокращения общей платежеспособности
населения.
С другой стороны, в
силу постоянного роста цен увеличивается доля расходов на приобретение
продовольственных товаров, сокращается спрос на промышленных товары. Усугубляет
тенденцию сокращения расходов на непродовольственные товары постоянное
удорожание жилищно-коммунальных услуг.
Естественно, что в
условиях свертывания внутреннего рынка отечественный производитель промышленных
товаров вынужден ориентироваться на экспорт. Но пробиться на мировой рынок со
своей продукцией из-за ее слабой конкурентоспособности и наполненности рынка
нелегко. Это еще один отрицательный фактор.
Третья причина
кардинального характера, тормозящая предпринимательство в промышленной сфере,
связана с существующей системой налогообложения. Согласно опросу , проведенному
Всероссийским центром изучения общественного мнения, 86,2% руководителей
предприятий в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое
положение предприятий, назвали несовершенство налогов и их высокий уровень.
Налоговая политика в
большей степени носит фискальный, а не стимулирующий характер. Она обеспечивает
интерес заниматься любым видом деятельности, кроме производственной. Главные ее
недостатки заключаются, во-первых, в чрезмерно высоком уровне налогов. Во-вторых,
сама налоговая система не стабильна, она часто меняется. К тому же ряд
налоговых законов не носят прямого действия, а дополняются множеством
подзаконных актов, как правило, запаздывающих и нередко изменяющих цель самих
законов. В-третьих, множественность налогов, в которых предприниматель просто
теряет ориентиры. По этим причинам производством конкретных товаров заниматься
стало невыгодно.
Четвертая причина,
отрицательно влияющая на предпринимательство, связана с общей криминализацией
экономики, которая приобрела устойчивый характер. Отличительной особенностью
малого предпринимательства продолжает оставаться высокая ее доля в «теневом»
секторе экономики. По разным оценкам, она составляет от 30% до 50% реального
оборота всех субъектов малого предпринимательства
Деятельность ряда
промышленных предприятий контролируется различными преступными группировками.
Такая среда не может считаться благоприятной для предпринимательской
деятельности. Она вынуждает предпринимателя приспосабливаться к ненормальной обстановке,
идти на различные нарушения. Не случайно появление разного рода фирм, которые
обучают предпринимателей тому, как вести двойную бухгалтерию, чтобы уклониться
от налогов, дают другие противоправные рекомендации и консультации[6].
С криминализацией
экономики особую остроту приобретает проблема личной безопасности
предпринимателей. Естественно, что это подрывает мотивационные основы
деятельности и вынуждает искать выход из складывающегося положения. Одни
прибегают к созданию собственной службы безопасности, как правило дорогостоящей
и, обычно, ненадежной.
Другие пытаются
«ужиться» с преступным миром. К этому их подталкивает ненадежность защиты
бизнеса со стороны государственных и правовых органов, и с другой –
убежденность, что защита со стороны властных структур может таить в себе не
меньшую опасность. Реальность последних лет показала, что высокие налоги,
дополняющиеся чрезмерным регламентированием и бюрократическими администрированием,
разросшимся государственным аппаратом, практика взяток могут быть таким же
бременем для предпринимательства, как и нелегальные структуры. В этой ситуации
становится вполне очевидным, что одним из главных условий становления и
функционирования предпринимательства выступают общее оздоровление экономической
и правовой среды, искоренение явлений, присущих современной действительности.
Сложности в становлении
предпринимательства в Росси связано так же с его специфическими особенностями
которые состоят в том, что сам процесс формирования общества имеет
разнополюсный характер. Одно группу составляют предприниматели, организующие
своё дело на общепринятой основе за счет займов, кредитов, взносов акционеров и
т.д.
Их деятельность
осуществляется в рамках принятых законодательных норм. В другую группу входят
предприниматели, стартовую деятельность которых составляет капитал,
заработанный в «Теневой» экономике. По данным Российского союза промышленников
и предпринимателей, при опросе 49% бизнесменов заявили, что они выходцы из
«Теневой» экономики, подтвердив нелегальную основу организации своего дела.
Более 22% включившихся в предпринимательскую деятельность имели в прошлом
судимости.
Второй причиной,
существенно затрудняющей создание и развитие предпринимательства
производственного направления, является отсутствие в политике протекционизма
четкой ориентации на поддержку именно производственного вида деятельности. Нет
должного ориентира на стимулирование предпринимательской деятельности в сфере
материального производства. Политика поддержки предпринимательства «вообще», а
не базовых отраслей приводит к серьезным перекосам в структуре его развития и
не обеспечивает максимально возможных результатов.
Анализ зарубежной
практики развития предпринимательства свидетельствует, что его успех обеспечила
политика преимущественной поддержки и стимулирования предпринимательской
деятельности именно в производственной и инновационной сферах, в строительстве.
Дюпоны, Морганы, Рокфеллеры, и другие стали крупными предпринимателями не за
счет экспорта природных ресурсов, а за счет масштабного промышленного
производства. Именно производственная деятельность обеспечивает становление
цивилизованного рынка.
Серьезным фактором,
тормозящим развитие предпринимательской деятельности, является отсутствие
необходимой достоверной информации. Прежде всего ощущается недостаток
информации, дающей возможность осуществлять глубокий анализ деятельности
предпринимательских структур. Сама отчетность предприятий малого бизнеса далека
от полной достоверности. Последние прибегают к неточной информации о своей
деятельности: из за желаний смягчить удушающую силу налогов и боязни раскрыть
производственную или коммерческую тайну, опасаясь потерь от утечки сведений к
конкурентам. Кстати, стремление предпринимательских структур скрывать
объективную информацию – явление не чисто Российское. Оно имеет место и в
других странах. Так, во Франции, где от утечки информации предприятия терпят
большие убытки, каждое десятое из них прибегает к сокрытию отчетности,
предпочитая иногда уплачивать штрафы, но не предоставлять сведения о своей
деятельности.
Ограниченная и
малоубедительная информация не дают полного представления о предприятии, что
усложняет взаимный выбор нужных партнеров и установлении между ними эффективных
связей.
Затруднён доступ
предпринимателей к информации из за того, что её сбором, обработкой и хранением
занимаются многие структуры. Информационное поле сейчас представлено
несколькими уровнями:
• Общегосударственный,
где сбором информации занимается Госкомстат России, Росинформресурс,
Роскоминформ, ФАПСИ и др.
• Ведомственный, где
этим занимаются отраслевые министерства, налоговые службы, регистрационные
ведомства
• Местный где
действуют информационные службы областных местных администраций
• Коммерческие
информационные системы в виде всевозможных агентств, предпринимательских услуг,
реализующих информацию на основе коммерческого спроса,
Из-за разнотипности
применяемых информационных систем информация этих ведомств не стыкуется, что
затрудняет её использование
Острая необходимость
формирования качественно новой информационной среды диктуется не только
внутренними потребностями развития Российского предпринимательства, но и тем,
что её несовершенство затрудняет выход последнего на международный уровень, В
1995 году Российская ассоциация развития малого предпринимательства была
принята в Конференцию Европейского союза малого и среднего бизнеса, что открыло
отечественным предпринимателям доступ к информации о европейском бизнесе, к
базам данных всех членов Конференции. Страны- члены Конференции связаны между
собой эффективными информационными системами а это предполагает наличие таковой
и в РАРМП, так как только включившись в эту систему, российские предприниматели
смогут заявить о себе и получить возможность устанавливать деловые связи с
зарубежными коллегами.
Ряд обстоятельств,
сдерживающих предпринимательскую деятельность, связан с тем, что пока не
выработаны морально этические нормы и правила, обеспечивающие доверительные, партнерские
отношения. Пока токовые отсутствуют и не сформирована четкая система
информационного обеспечения, предпринимателям чаще всего во взаимоотношениях и
при обмене информации приходится полагаться на собственную интуицию. Необходимо
иметь в виду, что уже сейчас отечественное предпринимательство сталкивается с
проблемой «экономического шпионажа», которая на Западе давно стала острой. В
ряде стран принимаются жёсткие государственные меры с целью обеспечения
достоверной информации и сохранения её.
На ряду с выше
названными организационными факторами, сдерживающими развитие
предпринимательства, и прежде всего в производстве, следует назвать ещё один -
это слабое кадровое обеспечение в сфере предпринимательской деятельности
Большинство ныне действующих предпринимателей начинали и осуществляют свою
деятельность без должных знаний и опыта, что нередко становится причиной
разорения и распада предприятий. Данные обстоятельства являются в российской
практике чрезвычайно важным.
Введение
Трудности малого
бизнеса в России по своей сущности характерны для любой страны и ее регионов.
Основные отличия – в уровнях развития малого бизнеса, масштабности проблем и
степени участия в их решении властных структур на всех уровнях управления. Это
обстоятельство расширяет для всех возможности использования проверенных форм и
методов поддержки малого бизнеса. Особенно это актуально для России, где наблюдаются
существенные различия в социально-экономическом развитии регионов,
неэффективная работа многих организаций, созданных для стимулирования малого
бизнеса.
В России на федеральном
уровне необходима программа государственной поддержки малого
предпринимательства минимум до 2020 года, что даст возможность не только
определить реальные сроки разработки законодательных и нормативных актов, но и
осуществить поэтапный контроль за реализацией намеченных мероприятий. О
целесообразности такой программы свидетельствует необоснованная практика
принятия в последние годы федеральных программ по развитию малого
предпринимательства на короткий срок, что позволяло последовательно переносить
намеченное на более поздние сроки.
Перспективная
федеральная программа необходима как база для составления подобных региональных
программ, которые уже в ряде случаев опережают федеральные разработки.
С образованием в России
семи федеральных округов появилась возможность разработки программ поддержки
малого предпринимательства в рамках этих территориальных образований. Причем
эти программы могут быть весьма эффективны, поскольку смогут обеспечить
взаимодействие субъектов РФ в сфере малого бизнеса в масштабах федерального
округа. Такое взаимодействие необходимо в связи с существенными различиями в
социально-экономическом развитии отдельных регионов, а следовательно, и по
числу малых предприятий.
Список
использованной литературы
1. Абчук
В. А. Самоучитель по бизнесу. Малое, но собственное дело. СПб.: Питер. – 2005.
– 304 с.
3. Кавеев
Х. Роль и место малых предприятий в экономике РФ // Власть, - №8-9, - 2008 г.
С.8.
4. Лузин
А.E. Конкурентные преимущества малого бизнеса // Малый бизнес. - № 14 (162). -
март 2008. С. 14-19.
5. Львов
Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса - Спб.: ГМП «Фармико», 2006 г. -
452. С
6. Попов
В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса. Практическое пособие, М.: ИНФРА. -
2006. – 424 с.
7. Рагимов
С.Н. Налогообложение малого предпринимательства. М.: Книжная редакция «Финансы»
- 2001. - 381 с.
8. Райан
Д.Д., Хидьюк Г.П. Малый бизнес. Нева.: Олма-пресс. – 2005. - 608 с.
[1] Кавеев Х. Роль и место малых
предприятий в экономике РФ // Власть, - №8-9, - 2008 г. С.8.
[2] Дедул А. Малый бизнес России:
Достижения, проблемы, перспективы // Федеральная газета. № 1-2. - февраль 2007.
С.3-4.
[3] Попов В.М., Ляпунов С.И.
Практика малого бизнеса. Практическое пособие, М.: ИНФРА. - 2006. – 424 с.
[4] Лузин А.E. Конкурентные
преимущества малого бизнеса // Малый бизнес. - № 14 (162). - март 2008. С.
14-19.
[5] Кавеев Х. Роль и место малых
предприятий в экономике РФ // Власть, - №8-9, - 2008 г. С.8.
[6] Райан Д.Д., Хидьюк Г.П. Малый
бизнес. Нева.: Олма-пресс. – 2005. - 608 с.