Чистая конкуренция
|
Характеризуется:
|
1.
Множеством
мелких фирм.
2.
Однородностью
продукции.
3.
Отсутствием
затруднений на вход и выход (из отрасли).
4.
Равным доступом
ко всем видам информации.
5.
Отсутствует,
действуют цены спроса и предложения.
6.
Отсутствует
7. Финансовые рынки и рынки некоторых
сельскохозяйственных продуктов
|
Монополистическая конкуренция
|
Характеризуется:
|
1.
Множеством
мелких фирм.
3.
Отсутствием
затруднений на вход и выход (из отрасли).
4.
Несколько
ограниченным доступом к информации.
5.
Некоторый, в
довольно узких рамках.
6.
Значительный
упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.п.
7.
Розничная
торговля (бензин, персональные компьютеры и т.д.)
|
Олигополия (Дуополия)
|
Характеризуется:
|
1.
Небольшим
числом крупных фирм.
2.
Неоднородностью
(или однородностью) продукции.
3.
Возможными
затруднениями при выходе (из отрасли).
4.
Несколько
ограниченным доступом к информации.
5.
Ограниченный
взаимной зависимостью: при тайном сговоре.
6.
Очень типична,
особенно при дифференциации продукта
7.
Сталелитейная,
химическая, авиационная, автомобильная промышленность
|
Монополия
|
Характеризуется:
|
1.
Одной фирмой.
2.
Уникальностью
продукции.
3.
Практически не
преодолимыми барьерами на вход.
4.
Несколько
ограниченным доступом к информации.
5.
Значительный
6.
В основном
реклама, связи фирмы с общественными организациями (благотворительность),
дополнительный сервис.
7.
Местные
телефонные сети, электро- и газоснабжение
|
Существует
множество критериев и подходов к классификации конкуренции. В данном реферате
представлены некоторые из многочисленных классификаций.
Ø В
данной схеме показана основная, самая популярная классификация: по
состоянию рынка и по способам соперничества.
Ø
В экономике
принято разделять конкуренцию по ее методам на
ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе
качества (потребительной стоимости).
Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного
соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым
разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой
промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в
конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у
соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и
так далее. Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы
является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок
продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет
ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества
проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и
научно-технической информации.
Ø
Исходя из степени
дифференциации товара конкуренция подразделяется на однородную,
гомогенную (без дифференциации) и разнородную, гетерогенную
(с дифференциацией).
Ø
Конкуренция
подразделяется на открытую и закрытую и полузакрытую,
если учитывать степень свободного проникновения в отрасль.
Ø
Поскольку
конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка,
на котором она будет пытаться работать, можно выделить конкуренцию трех видов:
Функциональная конкуренция возникает потому, что любую
потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными
способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение,
являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных
принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию
приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине
уникального товара.
Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные
для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы,
например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по
мощности двигателями.
Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути,
идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже
одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в
некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно
являются и два других вида конкуренции.
Ø
Эффективная
конкуренция.
Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению
сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве самого продукта, Й. Шумпетер
и называл эффективной конкуренцией. Таким образом, с точки зрения
экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с
новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения
потребностей, новые типы организации.
Ø
В зависимости от степени
антагонизма выделяют конкуренцию без крайностей и с
нарушением норм действующего законодательства
Ø
Разновидности
конкуренции в зависимости от степени цивилизованности: строгая,
по заранее определенным правилам; по прецедентам; без правил (недобросовестная)
Недобросовестная конкуренция определяется как действия хозяйствующих
субъектов по дискредитации конкурентов. Они включают в себя:
·
распространение
ложных или неточных сведений о конкуренте;
·
введение в
заблуждение потребителей относительно характера, способа, места изготовления
товара и его качества;
·
незаконное
использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования или
маркировки;
·
реклама товара,
не отвечающего требованиям качества;
·
искажение в
рекламной информации сведений об истинных свойствах товара;
·
некорректное
сравнение товаров и т.д.
4. Совершенная конкуренция
Существует множество определений термина "совершенная
конкуренция":
Ø
жесткая
конфликтная состязательность хозяйствующих субъектов, когда ни один из них не в
состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного
товара на данном рынке;
Ø
состязание
экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не в
состоянии оказать решающее влияние на общие условия реализации однородного
товара на данном рынке;
Ø
вид отраслевого
рынка, на котором много фирм продает стандартный товар и ни одна из фирм не
имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. Цена для
каждой фирмы считается заданной рынком. Вход в и выход из отрасли свободны;
Ø
состязательность
большого числа мелких покупателей и продавцов, каждый из которых обладает
достаточно полной рыночной информацией, а потому ни один из них не может
контролировать рыночный спрос, поставку товара на рынок или цену на него.
Продукт стандартный. Барьеров входа-выхода нет;
Ø
характеристика
рынка, где много фирм продают стандартный товар, и ни одна из них не имеет
достаточной доли, чтобы контролировать рынок и цены.
Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и
хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество
независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах.
Джоан Вайолет Робинсон в своей работе «Экономическая теория несовершенной
конкуренции» дает следующую характеристику совершенной конкуренции:
«Совершенная конкуренция преобладает тогда, когда спрос на продукцию каждого
производителя абсолютно эластичен. Отсюда следует, во-первых, что число
продавцов велико, и объем производства любого из них составляет ничтожно малую
долю от общего выпуска данной продукции: во-вторых, что все покупатели
находятся в одинаковом положении в отношении возможности выбирать между
конкурирующими продавцами, так что на рынке господствуют отношения совершенной
конкуренции».
В целом, как следует из определений, модель совершенной конкуренции
характеризуется пятью признаками:
1)
Наличие большого
числа экономических агентов, продавцов и покупателей;
2)
Максимальная
информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах.
3)
Ни один из
продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену и друг на
друга;
4)
Однородность
продаваемой продукции;
5)
Свободный вход на
рынок и выход с него;
Условие того, что доступ на рынок никем и ничем не ограничен предполагает
возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить
свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства.
Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность
купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает
свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция
является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и
самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния,
когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной
экономической выгоды обращаются на благо всего общества.
5. Несовершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:
·
рынок, на котором
не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции;
·
характеристика
рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем
над ценой, конкурируют между собой за продажи;
·
рынки, на которых
либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность
воздействовать на рыночную цену.
Так как модель совершенной конкуренции является теоретической
абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени
несовершенны.
Большинство случаев несовершенной
конкуренции можно объяснить двумя основными причинами.
Во-вторых, рынки имеют тенденцию
к несовершенной конкуренции, когда существуют трудности для вступления новых
конкурентов в отрасль. Так называемые "барьеры входа" могут возникать
в результате государственного регулирования, ограничивающего количество фирм. В
других случаях может быть просто слишком дорого для новых конкурентов
"прорваться" в отрасль.
В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по
степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия,
монополия.
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества
покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в
широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов
предложить покупателям разные варианты товаров. Продавцы конкурируют, предлагая
дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов.
Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором существует
достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет
им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара.
Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) -
тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень
крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и
конкурирующих друг с другом. Состоит из небольшого числа продавцов, весьма
чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг
друга. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она
зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними.
Существуют следующие определения монополии:
·
тип отраслевого
рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких
заменителей;
·
исключительное
право производства, промысла, торговли и других видов деятельности,
принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству;
·
капиталистическое
объединение, захватившее практически исключительное право на производство и
реализацию определенной категории товаров. Цель объединения - извлечение
монопольно высоких прибылей.
6. Влияние конкуренции на
предпринимательскую деятельность
Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует
развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок.
Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье
монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.
Монополии существуют во всём мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР
была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном
планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении
материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в
одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных
ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными
субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливал Госплан,
Госснаб и Госкомцен.
Советской экономике была свойственна непропорционально
высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и
средних по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии – 186, в
Западной Европе – 86. Наиболее высокой была концентрация производства в
металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или
иную продукцию выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия
потребителю. Плохое качество товаров, завышенные цены или устаревший
ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного
дефицита и отсутствия выбора поставщиков.
Но социалистические монополии существенно отличались от капиталистических
аналогов. Капиталистические монополии возникали «снизу» в результате
конкурентной борьбы, а социалистические насаждались «сверху» и действовали в
тепличных условиях. В монополисты при капитализме прорывается
предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный
производственный и научно-технический потенциал. При социализме же монополии
зачастую появлялись при отсталой технологической базе. Капиталистические
монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения
конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы,
что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические
ограничивались в лучшем случае региональными рамками.
Специфика российских монополий сказалась и на особенностях
законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах
монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и
государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить
ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось
при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для
нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления
доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать
за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.
Заключение
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: конкуренция - это
сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот
элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу
развития экономики.
Проблема конкуренции изучается многими экономистами, как за рубежом, так
и в нашей стране. Но лишь изучить это явление недостаточно. Важно еще и
правильно применить полученные знания на практике. Проблема многих государств -
выбрать наиболее приемлемую форму конкуренции для своего государства.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального
функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и
минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного
процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую
производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по
количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К
негативным последствиям - "победа" одних и "поражение"
других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам,
чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.
Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса,
консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию
неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более
эффективных решений функционирования в экономике и др.
Итак, мы пришли к выводу, что конкуренция - определяющее условие
поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее
национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по
сравнению с монополией и плановой экономикой.
Список литературы:
1.
Портер М.Э.
Конкуренция: Пер. с анг. – СПб. – Вильямс, 2002.
2.
Рубин Ю.Б. Теория
и практика предпринимательской деятельности. – М.: Маркет Д, 2008.
3.
Юданов А.Ю.
Конкуренция: теория и практика. Учеб. – метод. пособие. – М.: Гном-Пресс, 2001.
4.
Конкуренция и
предпринимательство/Пер. с анг. под ред. проф. А.Н. Романова. – М.: ЭНИТИ-ДАНА,
2001.
5.
Предпринимательство:
учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г. Б. Поляка, проф.
В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
6.
Белковский А.Н.
Конкурентная стратегия современных компаний (точка зрения Майкла
Портера//Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. - №4.
7.
Брюховецкий Н.Н.
Недобросовестная конкуренция: что должен знать предприниматель//www. yurclub.ru
8.
Млоток Е.
Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке// www. marketing.spb.ru
9.
Мудунов А.С.,
Цахаев К.Н. Конкуренция и монополия в предпринимательстве// www.academa.ru
10.
Носов А.А.
Недобросовестная конкуренция в информационном обществе// Право: теория и
практика// www. yurclub.ru