Методы управления качеством окружающей среды
Методы управления
качеством окружающей среды
Оглавление
Введение
1. Недостатки нормативно-правового
обеспечения
2. Экологическая сертификация,
страхование, аудирование и государственная экологическая экспертиза
3. Методы управления качеством
окружающей среды
Заключение
Библиографический список
Приложение А
Приложение В
Введение
Вопрос охраны окружающей
среды в последнее десятилетие остро стоит во всем мире. Не секрет, что именно
производственная деятельность по добыче нефти и газа остается постоянным
источником техногенной опасности и возникновения аварий, сопровождающихся
чрезвычайными ситуациями и загрязнением природной среды.[1]
Можно много перечислять из-за чего мы губим нашу окружающую среду, но в первую
очередь нужно начинать с самого себя.
Всего в мире
насчитывается свыше 1600 многосторонних глобальных и региональных международных
конвенций и свыше 3000 двусторонних договоров, полностью или частично
посвященных охране окружающей среды и регулированию использования природных
ресурсов.[2] Но этих конвенций и
договоров, если их будет даже больше еще в 10 раз не поможет защитить
окружающую среду, требуется каждому человеку на планете Земля относиться к
среде, которая его окружает и дает хлеб, более тщательно и задумываться над
вопросом: а что я делаю либо не делаю, чтобы наша окружающая среда стала лучше?
В данной работе
рассматриваются методы управления качеством окружающей среды, потому что можно
долго «переводить стрелки» друг на друга, указывая тем самым кто прав, а кто
виноват, но вопрос все же останется открытым: что делать? Что делать с
авариями, которые уже нанесли огромный ущерб природной среде, что делать с
выбросами всевозможных заводов, что делать с отходами и др.?
Недостатки
нормативно-правового обеспечения
Данную тему следует
начать рассматривать с нормативно-правового обеспечения, потому что без
законов, регулирующих вопросы, касающиеся окружающей среды, невозможно будет
решать проблем и даже не знать в каком направлении двигаться, чтобы улучшить
нашу среду. Но в самих законах, содержатся минусы, которые негативно отражаются
на решения вопросов.
При обсуждении
представителями экологических служб методических подходов, реализуемых органами
исполнительной и законодательной власти России при подготовке проектов
законодательных и нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды,
можно констатировать следующее. Вместо четких правил установления публичных
нормативов на основе технических регламентов в настоящее время продолжает
действовать система индивидуального нормирования воздействия на окружающую
среду, основанная на согласовании с различными надзорными органами
(Роспотребнадзором, Ростехнадзором), когда принятие решений зависит в
значительной мере от субъективного мнения чиновника.
Такая система требует от
природопользователя постоянных согласований в надзорных органах своих действий
на разных стадиях разработки, что приводит к затягиванию сроков разработки нормативов
и не гарантирует успешного прохождения согласования, поскольку при проведении
экспертизы и согласовании также доминирует субъективный фактор.[3]
Учет экономических и экологических аспектов требует комплексного подхода к
природопользованию и охране окружающей среды. Для реализации этого подхода на
практике необходимо реформировать законодательную и нормативную систему
регулирования природопользования. Нормативная правовая база регулирования
охраны окружающей среды и природопользования характеризуется следующими
основными недостатками:
●недостаточно
четкое и обоснованное разграничение полномочий Федерации и ее субъектов в сфере
природопользования и охраны окружающей среды;
●несовершенство
системы платежей за загрязнение окружающей среды (включая механизм их
индексации), других экономических и финансовых инструментов природопользования;
●отсутствие условий
для комплексного подхода к природопользованию;
●недостаточная
регламентация целевого использования средств, предназначенных для
воспроизводства природных ресурсов;
●несовершенство
системы информационного обеспечения государственного регулирования
природопользования;
●отсутствие
должного законодательного закрепления форм участия общественных организаций и
граждан в контроле за использованием, воспроизводством и охраной природных
ресурсов.
Экологическая
сертификация, страхование, аудирование и государственная экологическая
экспертиза
Экологическая
сертификация. Система обязательной сертификации по экологическим требованиям
вводится с целью обеспечения соблюдения природоохранительного законодательства.
По мере развития Системы в настоящий перечень могут быть включены другие
объекты. Объектами обязательной сертификации по экологическим требованиям
являются:
● предприятия,
производства (в том числе опытно-экспериментальные);
●продукция, использование
которой может причинить вред окружающей среде;
● отходы
производства и потребления, обращение с ними;
● системы
управления охраной окружающей среды.
Экологическое
страхование. Одним из важных факторов обеспечения экологической безопасности
страны, защиты интересов граждан в их праве на экологически безопасную среду
проживания может стать экологическое страхование как механизм формирования
денежных фондов или резервов за счет уплачиваемых страхователем страховых
взносов для компенсации вероятных потерь и предотвращении загрязнения
окружающей среды. Введение в действие экологического страхования в России
является особенно актуальным в связи с высокой степенью вероятности аварийного
загрязнения окружающей природной среды, низким уровнем капиталовложений в
природоохранную сферу и затрат на предупреждение и ликвидацию последствий
чрезвычайных ситуаций. В соответствии со ст. 15 Закона Российской федерации
"О промышленной безопасности опасных промышленных объектов" от 21
июля 1997г. №116-ФЗ вводится обязательное страхование ответственности за
причинение вреда окружающей природной среде в случае аварии на опасных
производственных объектах. Введение экологического страхования позволит
возместить по экспертным оценкам экономических институтов до 40% убытков,
причиняемых третьим лицам экологическими авариями, вовлекая финансовые средства
страховых компаний, и, тем самым, снижая нагрузку на местный и федеральный
бюджеты. Образован Консультативный совет по экологическому страхованию из
представителей Госкомэкологии России и экологических фондов, научных и
страховых организаций, занимающихся вопросами экологического страхования, а
также представителей заинтересованных министерств и ведомств и финансовых
структур. Основной задачей Совета является формирование правовой и
нормативно-методической базы для введения экологического страхования и
планирование эффективного использования резервов превентивных природоохранных
мероприятий, образующихся в страховых компаниях.[4]
Экологическое аудирование.
Работы по экологическому аудированию предусмотрены постановлениями
Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994г. №1416 "О
лицензировании отдельных видов деятельности", от 26 февраля 1996г. №168
"Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в
области охраны окружающей среды" и от 26 мая 1997г. №643 "Об
утверждении Положения о Государственном комитете Российской федерации по охране
окружающей среды". В 1995г. Европейским союзом был принят пакет документов
по экологическому менеджменту и экологическому аудированию (стандарты серии ISO
14000). В настоящее время эти стандарты представлены в качестве проектов
стандартов Российской федерации.
Государственная
экологическая экспертиза. Принято постановление Правительства Российской
федерации "Об утверждении Положения о государственной экологической
экспертизе" от 22 сентября 1993 г. № 942. Введен в действие федеральный
закон "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ, разработан план мероприятий по реализации данного закона, в соответствии с которым
принято постановление Правительства Российской федерации "Об утверждении
Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы"
от 11 июля 1996 г. №698 и ряд др. Государственная экологическая экспертиза
осуществляет предупредительный контроль а области охраны окружающей среды и
рационального использования природных ресурсов, следит за соблюдением законодательных
и нормативных требований по вопросам технологической безопасности,
конструктивной надежности, строительной устойчивости, экологической
допустимости и экономической целесообразности реализации намечаемой
деятельности в предплановой, предпроектной и проектной документации. Цель
государственной экологической экспертизы - обеспечение принятия экологически
обоснованных хозяйственных и иных решений органами исполнительной власти,
юридическими и физическими лицами. Опыт проведения экспертизы показывает, что
слабо прорабатываются вопросы оценки воздействия на окружающую среду и раздел
"Охрана окружающей среды" ТЭО, без должного учета требований
рационального природопользования. Более 40% рассматриваемой системой
государственной экологической экспертизы документации возвращается на
доработку.[5]
Методы управления
качеством окружающей среды
Источники загрязнения:
1) газообразные отходы
(пары бензина, этилацетата, ацетона, этилового, бутилового спирта);
2) туманообразные воздушные
массы, содержащие мелкодисперсные частицы высококипящих растворителей и жидких
пластификаторов (сложные эфиры фосфорной, фталевой, себациновой кислот,
диоктилфталат, трикрезилфосфат, диоктилсебацинат);
3) жидкости (конденсат
перечисленных выше растворителей и пластификаторов, насыщенный минеральными
солями, дисперсиями полимеров и другими взвесями);
4) твердые частицы - пыль
различного состава (поверхностно-активные вещества, ускоряющие полимеризацию
мономеров, наполнители, частицы кожи, полимеров и продуктов их распада).
Все эти отходы загрязняют
окружающую среду. Поэтому весьма желательно их нейтрализовать или, что еще
лучше, ввести в производственный цикл, для чего необходимо разработать принципы
малоотходной и безотходной технологии.[6]
1. Создание бессточных
технологических систем различного назначения на базе существующих и
перспективных методов очистки и повторно-последовательного использования
нормативно-очищенных стоков. Образующиеся при очистке стоков шламы обычно не
утилизируются, а направляются на захоронение. Но места захоронения шламов также
не исключают негативного воздействия на окружающую среду.
2. Разработка и внедрение
систем переработки промышленных и бытовых отходов, которые рассматриваются при
этом как вторичные материальные ресурсы. Реализация таких систем на отдельных
стадиях технологических процессов приводит к созданию малоотходных производств,
сопровождающихся переработкой всех видов отходов в продукты, пригодные к
потреблению.
На современном уровне
научно-технического развития еще нет возможности переработать все виды
токсичных отходов производства не только в продукты потребления, но и в
продукты, инертные к окружающей среде. Поэтому возникает необходимость в
создании новых технологических процессов.
3. Разработка
технологических процессов получения традиционных видов продукции принципиально
новыми методами, при которых достигается максимально возможный перенос вещества
и энергии на готовую продукцию. Такие процессы должны иметь максимальную
материальную энергетическую, экологическую и экономическую эффективность. Иными
словами, речь идет о малоотходных процессах с минимизированными потерями
вещества и энергии в окружающую среду.
Следует полагать, что
эффективность использования вещества и энергии в таких процессах будет близка к
эффективности их использования в естественных биохимических процессах и
составит 95-98%. По-видимому, именно этот уровень следует считать оптимальным
при разработке экологически обоснованных технологических процессов.
4. Разработка и создание
территориально-промышленных комплексов (ТПК) с возможно более полной замкнутой
структурой материальных потоков и отходов производства внутри них. При таком
решении особенно возрастает роль разного рода предприятий, способных усваивать
отходы основного производства.
Почти все производства
легкой промышленности отличаются большими энергетическими потерями в системе
производство-окружающее пространство, загрязняющими это пространство.[7]
Технологии не стоят на
месте и позволяют использовать различные методы очистки, утилизации и др. на
производстве, позволяет выбрать ценовой барьер, но вопрос в том, будут ли это
делать предприниматели? По просмотру данных фотографий (см. Приложение А) можно
сделать вывод, что применяют данные методы далеко не всегда.
Заключение
Ключом к решению
экологических проблем является переход к экологически чистим технологиям.
Поэтому способность к стимулированию технологической адаптации служит важным
критерием оценки достоинств методов экологической политики.
Существуют законы,
которые регулируют вопросы по охране окружающей среды, но многим
предпринимателям закон «не писан» и они его не боятся, но если человек разумный
и хочет, чтобы его дети и будущее поколение росли здоровыми то нужно помнить,
что загрязнение окружающей среды – причина 40% смертей в мире! Уже эту цифру
стоит бояться! Казалось как просто - простая бактерия способна очистить
окружающую среду от загрязнений, но загрязнили уже настолько сильно, что
остались жить и развиваться только вредные бактерии и вирусы. Следует
просмотреть фотографии (см. приложение В), и не допустить, чтобы в будущем
такое произошло с нашей планетой.
Библиографический список
1. Голуб А.А., Струкова Е.Б.
Экономика природопользования. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 188 с
2. Журнал «Менеджер-эколог выпуск №4
2009г. с.45
3. Журнал «Менеджер-эколог выпуск №4
2009г. с.10
4. Журнал «Экология производства»
выпуск №4 2009г. с.16
5. Конституция Российской Федерации
6. Цаценко Л.В., Малюга Н.Г.
Чувствительность различных тестов на загрязнение воды тяжелыми металлами и
пестицидами с использованием ряски малой Lemma minor L. // Экология. - 1998. -
№ 5. - С. 407. 15
[1] Журнал «Менеджер-эколог
выпуск №4 2009г. с.45
[2] Журнал «Экология
производства» выпуск №4 2009г. с.16
[4] Конституция Российской
Федерации
[5] Конституция Российской
Федерации
[6] Голуб А.А., Струкова Е.Б.
Экономика природопользования. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 188 с.
[7] Цаценко Л.В., Малюга Н.Г.
Чувствительность различных тестов на загрязнение воды тяжелыми металлами и
пестицидами с использованием ряски малой Lemma minor L. // Экология. - 1998. -
№ 5. - С. 407. 15