Источники формирования государственных доходов
Содержание
Введение. 2
1. Источники формирования государственных
доходов. 4
1.1 Виды
государственных доходов. 4
1.2 Источники
поступления государственных доходов. 5
1.3 Классификация
доходов. 8
1.4 Централизованные
и децентрализованные доходы. 14
Заключение. 19
Тестовое задание. 20
Список литературы.. 21
Понятие «государственные
доходы»
Любому государству для
выполнения своих задач и функций необходимы денежные средства, обеспечивающие
финансирование всей государственной деятельности. Поэтому в собственность
государства направляется часть национального дохода страны в виде различных по
своей юридической природе поступлений, за счет которых формируются
государственные доходы. Достаточная обеспеченность государства финансовыми
ресурсами — одно из необходимых условий эффективного функционирования системы
государственной власти и, как следствие, успешного выполнения государством
своих задач и функций. Поскольку само государство — учреждение постоянное, то и
потребности его в финансовых ресурсах также явление постоянное.
В юридической литературе
под государственными доходами традиционно понимается часть национального дохода
страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные
виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью
создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению
социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а
также функционирования государственных органов. Вместе с тем понятие
«государственный доход» можно рассматривать как централизованные денежные
поступления в государственный бюджет, осуществляемые на основании бюджетного
законодательства соответствующего государства (в нашем случае Российской
Федерации), а также прибыль государственных предприятий и учреждений,
коммерческих организаций, в которых государство в лице органов государственной
власти имеет право на долю в уставном (складочном) капитале (например, ОАО
«Газпром», ОАО «Россельхозбанк»).
В рассмотренном
определении понятия «государственный доход» есть некоторое упущение: указаны
лишь денежные средства, выступающие в качестве государственных доходов. Вместе
с тем государство может в результате товарообменной операции получить товарную
продукцию или недвижимое имущество, стоимостное выражение которого можно
отразить в соответствующих статьях бюджета. Здесь следует подчеркнуть, что
основным моментом является извлечение дохода как в денежной, так и в
натуральной формах. Также важен тот факт, что «все бюджетные правоотношения
действуют в границах финансового года, но имеют возобновляющийся характер». В
связи с этим в определении было бы целесообразно указать период времени, в
течение которого получен данный государственный доход.
На основании изложенного
понятие «государственный доход» можно определить как имущество, приобретаемое
государством за определенный период времени (финансовый год) в соответствии с
группами доходов бюджета Российской Федерации (централизованный доход), а также
имущество, приобретенное за указанный период государственными учреждениями,
предприятиями и коммерческими организациями, в которых часть уставного капитала
состоит из вклада Российской Федерации (децентрализованный доход).
1. Источники формирования
государственных доходов
1.1 Виды государственных доходов
В зависимости от
характера деятельности государственные доходы можно подразделить на внутренние
и внешние. Первые образуют ресурсы государства. Ко вторым относятся
национальный доход и национальное богатство зарубежных государств. Они
возникают в результате осуществления специальных финансовых и нефинансовых
методов международного перераспределения (изъятия) стоимости. В историческом
плане наблюдались различные формы пополнения государственной казны за счет
успешно проводимых войн, захватов и тому подобных способов агрессии (дань,
контрибуция и т. д.), с одной стороны. С другой стороны, длительное время
существовали финансово-экономические методы аннексии (например, эмиссия
зарубежных денежных знаков, демпинговая политика, принудительные финансовые
клиринги).
Карл Рау в своей работе «Основные
начала финансовой науки»предлагал осуществлять деление доходов на: 1)
приобретаемые правительством, или промышленные, то есть те, которые государство
приобретает собственной хозяйственной деятельностью в виде доходов от
государственных имуществ, казенных предприятий, фабрик, заводов и т. п.; 2)
требуемые правительством, то есть те, которые государство получает в форме
налогов с подданных.
Позднее Адольф Вагнер в
своей работе «Финансовое хозяйство» предложил деление государственных доходов
на частно-хозяйственные и государственно-хозяйственные. Так, первые происходят
от государственных имуществ, промыслов, промышленных учреждений, а вторые
государство получает принудительно в виде разного рода платежей за оказываемые
государством отдельным подданным услуги (пошлины) или за самую принадлежность
лица к определенному государству (налоги).
1.2 Источники поступления государственных доходов
Финансово-правовой анализ
состава государственных доходов показал, что наиболее надежными являются те из
них, которые непосредственно получаются с подданных государств в виде разного
рода налогов, так как общая масса народного дохода довольно постоянна в своей
величине и в своем развитии, между тем как доходы от государственных имуществ и
от казенных предприятий зависят от различных более или менее случайных
обстоятельств. Кроме условия постоянства требуется еще, чтобы источник доходов
не нарушал ничьих гражданских прав, был бы согласен с требованиями
справедливости и чтобы получался легко, с возможно меньшими затруднениями для
казны и плательщиков.
Очевидно, что доходы,
получаемые от налогов, отвечают этим требованиям, однако современные
государства пока не отказались от иных доходов, не связанных с налоговыми
платежами. Так, например, до последнего времени были широко распространены
различные международные займы. Многовековой финансовой практике и современной
финансовой науке известны пять основных вида поступлений в государственный
бюджет:
1) налоговые доходы;
2) займы.
3) неналоговые доходы.
4) эмиссия;
5) трансферты.
В каждый период развития
государства их соотношение неодинаково и определяется различными факторами, в
том числе характером кредитно-денежной и финансовой политики; экономическим
состоянием страны и конкретными особенностями исторического периода.
Налоговые поступления
присущи мирному политически стабильному периоду развития государства. Они
служат основой для всех звеньев бюджетной системы совершенных стран. Принципы и
механизм налогообложения формируются государством и находят свое выражение в
финансовой политике государства.
Государственные займы
являются по своему значению вторым видом поступлений. Этот вид имеет
тысячелетнюю историю, но получил широкое распространение только в XX веке,
особенно в последнее время. При этом государственные займы как таковые не
являются доходами в истинном смысле. Это денежные средства на возвратной
основе, да еще и с определенной платой в виде процентов. Их положительная
сторона состоит в возможности удовлетворения временных неотложных нужд при
чрезвычайных обстоятельствах.
Третий источник
поступлений бюджета объединяет неналоговые доходы. К ним относятся поступления
от государственного имущества, его содержания, эксплуатации и реализации.
Данный вид поступлений носит специфический характер, суть которого заключается
в результативном функционировании государственного достояния. Небольшие доходы
в казну поступают от государственных предприятий, в виде дивидендов по акциям,
находящимся в собственности у государства, и от ряда других источников.
Четвертый вид поступлений
государственного бюджета — это эмиссия денежных знаков. Как правило, данный вид
финансирования государственного бюджета используют для покрытия бюджетного
дефицита, возникающего при превышении расходов бюджета над его доходами.
Эмиссия, так же как и займы, является, образно выражаясь, негласным
поступлением бюджета, о ее применении широкая общественность узнает постфактум.
Так по сообщению
информационного агентства «Росбалт» - Денежная эмиссия в РФ составит в IV
квартале триллион рублей
Примерно на 0,8-1 трлн.
рублей дефицит бюджета РФ текущего квартала будет профинансирован за счет
средств Резервного фонда, то есть на эту сумму будет осуществлена эмиссия
рублей. С таким предположением выступили аналитики Банка Москвы.Напомним, что,
согласно предварительной оценке Минфина, расходы федерального бюджета в
январе-сентябре текущего года составили 6,7 трлн. рублей. Учитывая, что всего
на год запланировано 10,3 трлн. рублей расходов, в IV квартале должно быть
израсходовано более 3,5 трлн. Исходя из правительственного прогноза исполнения
бюджета, дефицит в оставшиеся три месяца может превысить 1,6 трлн. рублей.
«Мы полагаем, что все
запланированные расходы в этом году осуществлены не будут, в то время как
доходы, напротив, превысят правительственный прогноз, — отмечается в обзоре
Банка Москвы. — В результате дефицит бюджета в текущем квартале составит
1,1-1,2 трлн. рублей, а по всему году — 1,8-1,9 трлн. рублей (4-4,2% ВВП).
Примерно на 0,8-1,0 трлн. рублей дефицит текущего квартала будет
профинансирован за счет средств Резервного фонда (где на 1 октября оставалось
1,2 трлн.), то есть на эту сумму будет осуществлена эмиссия рублей».
Авторы обзора замечают,
что эмитированные средства не сразу окажутся в экономике. «Скорее всего,
значительная их часть будет стерилизована на депозитах в ЦБ и ОБР (обязательные
банковские резервы — ред.). Сейчас в этих инструментах находится более 1,5 трлн.
рублей «лишних» денег, а к началу нового года в них может быть аккумулировано
порядка 2,5 трлн.», — полагают экономисты банка. Эти средства могли бы стать
«серьезным резервом» для увеличения кредитования. «Но если спроса на кредиты не
будет, а внешняя конъюнктура ухудшится, то вся эта ликвидность, скорее всего,
хлынет на валютный рынок с очевидными последствиями для национальной валюты», —
прогнозируют авторы обзора.
Пятый вид бюджетных
поступлений — трансферты (финансовая помощь) — имеет место исключительно в
странах со сложной бюджетной системой, состоящей из нескольких бюджетных
уровней. Трансферты включают дотации, субвенции, субсидии и другие выплаты
вышестоящих бюджетов нижестоящим уровням бюджетной системы.
доход
государственный бюджет централизованный
Состав и особенно
структура доходов государственного бюджета в каждом конкретном случае строго
индивидуальны в зависимости от характера, типа государства, времени, периода,
особенностей социально-экономического развития. В своей работе хочу представить
следующую классификацию доходов:
1 по
социально-экономическому признаку (основана на «существующем различии форм
собственности, закрепленных Конституцией РФ (ч. 2. ст. 8)») — доходы,
поступающие от: государственных предприятий и организаций;
муниципальных организаций
и предприятий; негосударственных организаций и предприятий;
совместных предприятий,
иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;
граждан;
2 по территориальному
признаку:
федеральные;
региональные;
местные;
3 по методу мобилизации —
государственные и муниципальные доходы подразделены на обязательные и
добровольные доходы, при этом к обязательным относят большую часть поступлений
в бюджет, они являются безвозвратными и безвозмездными.
Хочу подчеркнуть, что
признак безвозмездности присущ не всем видам государственных доходов. Например,
сборы имеют в качестве своей основной характеристики, кстати, отличающей их от
налогов, индивидуальную возмездность; возмездными являются также поступления от
использования государственной собственности, от оказания платных услуг
государственными органами. Необязательные — средства, привлекаемые в виде
займов, пожертвований и др.;
4 по форме образования:
налоговые;
Налогам свойственны
признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по юридической форме,
регулярности поступления от определенного налогооблагаемого объекта. Однако
более разнообразными по формам и методам взимания являются неналоговые платежи
и поступления.
неналоговые
·
платежи штрафного
характера (суммы, полученные от реализации конфискованного имущества; взимаемые
штрафы);
·
поступлений за
выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических
условий;
·
санкций за
нарушение порядка применения цен;
·
доходы от
использования объектов федеральной собственности, собственности субъектов РФ и
муниципальной собственности (например, плата за воду);
·
доходы от
деятельности государственных или муниципальных органов, предприятий и
организаций;
·
доходы от продажи
имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
Так в России, по
сообщению главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной. В 2011 - 2013 годах
доход государства от приватизации может составить 600 - 700 млрд. рублей. В
2011 году государство, по оценке министерства, может получить от приватизации
более 200 млрд. рублей.
По прогнозу Минфина,
доход бюджета от продажи госдолей в ряде компаний до 2013 года составит 883,5 млрд.
рублей, в 2011 году - около 298 млрд. рублей.
Ранее Минфин внес на
рассмотрение правительства предложение по приватизации в 2011- 2013 годах ряда
госкомпаний, среди которых - "Транснефть" "Роснефть",
"ФСК ЕЭС", "РусГидро", "Сбербанк", ВТБ, РЖД,
"Совкомфлот", "Россельхозбанк" и АИЖК. Как сообщалось,
предложение Минфина было одобрено премьер-министром РФ Владимиром Путиным
·
административные
платежи и сборы (сборы ГИБДД и др.);
·
суммы, получаемые
в возмещение ущерба;
·
доходы от
внешнеэкономической деятельности;
·
поступления от
продажи государственных ценных бумаг;
·
доходы от
использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности;
·
дивиденды по
акциям, принадлежащим государству и муниципальным образованиям;
·
доходы от сдачи в
аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
(арендная плата за пользование лесным фондом, за земли сельскохозяйственного и
несельскохозяйственного назначения, за сдачу в аренду прочего имущества);
·
проценты,
полученные от размещения в банках временно свободных средств бюджета или
внебюджетных фондов, от предоставления бюджетных ссуд внутри страны и по
государственным кредитам, предоставляемым иностранным государствам;
·
доходы от
оказания услуг или компенсации затрат государства;
·
платежи от
государственных и муниципальных организаций и др.
·
-поступлений от
продажи государством и муниципальными образованиями принадлежащих им акций;
доходы от продажи квартир, производственных и непроизводственных фондов,
транспортных средств, иного оборудования;
·
-доходов от
реализации конфискованного и бесхозного имущества, имущества, переходящего в
государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения,
и кладов.
В отличие от налогов
неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными
платежами. На добровольных началах проводятся государственные и муниципальные
лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований,
выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в
государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке
благотворительной деятельности и др.
Среди неналоговых доходов
имеются платежи (сборы, пошлины, платежи за пользование природными ресурсами и
т. п.), близкие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты,
зачисление в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд,
контролируемость уплаты налоговыми или в соответствующих случаях таможенными
органами). Однако они существенно отличаются от налогов по своему возмездному
характеру. Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление:
обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным
или муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места
жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу,
предоставлением права на определенную деятельность и т. п.).
Все большее значение
приобретает привлечение в распоряжение государства и муниципальных образований
средств на договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль
принадлежит институтам государственного и муниципального кредита, в том числе
государственным и муниципальным займам, институтам страхования.
Неналоговым платежам
обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная
возмездностъ, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику
права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные, регистрационные
сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на
пользование имуществом (арендная плата) и т. п. Поэтому плательщики вправе
потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий,
предоставления услуг и т. п., связанных с данным платежом. Причем эти платежи
могут иметь целевое назначение, расходоваться на тот объект, за пользование
которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами).
В новой бюджетной
классификации Российской Федерации не сохранилось деление доходов на налоговые
и неналоговые доходы: теперь они вместе составляют группу «доходы». В свою
очередь перечень безвозмездных перечислений существенно расширен. В настоящее
время в составе доходов бюджетов доходы целевых бюджетных фондов не предусмотрены
вообще. Однако появился новый вид доходов, а именно доходы от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В данном случае
имеются в виду те доходы, которые получены бюджетными организациями или
органами государственного управления от предпринимательской деятельности или от
деятельности по реализации товаров и услуг, осуществляемых не по государственно
регулируемым, а по рыночным ценам. В данный вид доходов входят также целевые
отчисления от государственных и муниципальных лотерей.
Особое место среди
неналоговых платежей обязательного характера занимают страховые взносы в
государственные социальные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд
социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования. Тарифы страховых взносов, подлежащих уплате организациями и
гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, ежегодно
устанавливаются законами РФ. Средства, поступившие в результате уплаты этих
взносов, имеют целевое назначение по страхованию закрепленного в Конституции РФ
права каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, дли воспитания детей, на бесплатную медицинскую
помощь и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, 41 Конституции РФ) и
используются соответственно задачам названных фондов. Действующим
законодательством в налоговую систему они не включены. Однако в ст. 13
Налогового кодекса РФ в перечне федеральных налогов и сборов указаны взносы в
государственные социальные внебюджетные фонды без определения их как страховых,
что не соответствует упомянутым нормам Конституции РФ.
5 по получателю дохода:
·
Российская
Федерация;
·
субъекты
Российской Федерации;
·
муниципальные
образования.
Основополагающими для
формирования состава государственных и местных доходов являются нормы
Конституции РФ (ст. 8, 35), закрепляющие как основу экономической системы
разнообразие форм собственности, обеспечение им со стороны государства равной
защиты, гарантии собственности граждан, создаваемой в результате их участия в
общественном производстве, ведения собственного хозяйства, получения иных
доходов на условиях, не противоречащих законодательству.
С точки зрения отношений
собственности можно говорить о доходах государства и муниципальных образований
и финансовых ресурсах, которые используются ими временно и подлежат возврату. В
первом случае это различные виды платежей, которые на основании
законодательства обращаются в государственную или муниципальную собственность,
становятся федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации или
муниципальной собственностью с соответствующим правовым режимом. К ним
относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, поступления от
использования государственного и местного, имущества, природных ресурсов, от
приватизации. К источникам внебюджетного фонда занятости и др., помимо
установленных обязательных платежей, отнесены и добровольные взносы физических
и юридических лиц.
К финансовым ресурсам
государства и муниципальных образований, не являющимися их доходами в прямом
смысле, относятся средства, полученные от распространения облигаций
государственных муниципальных займов, банковские кредиты, используемые для
пополнения бюджетов или внебюджетных государственных и местных фондов. При этом
в качестве кредитных ресурсов широко используются временно свободные средства
юридических и физических лиц, хранящиеся на счетах в банках, в том числе вклады
граждан в Сберегательном банке РФ.
Полученные таким путем
средства подлежат возврату и потому не являются доходами государства и
муниципальных образований. Им принадлежит важная роль в снятии напряженности
финансового положения в государстве или муниципальном образовании при
недостаточности поступления их собственных доходов. Помимо этого, такие методы
привлечения ресурсов в распоряжение государства способствуют более полному
использованию денежной массы в стране и включению ее в обслуживание
потребностей общества.
1.4 Централизованные и децентрализованные доходы
С точки зрения порядка
образования и использования государственные и муниципальные доходы можно
подразделить ни две группы: централизованные и децентрализованные.
К централизованным
относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких
же внебюджетных фондах. Именно эти доходы законодатель относит к федеральной
государственной казне, государственной казне субъектом Федерации, муниципальной
казне, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными и
муниципальными предприятиями.
Децентрализованные государственные
(и местные) доходы - это доходы государственных (и муниципальных) предприятий,
организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются
ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Средства
предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной собственности,
закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними
имущество (ст. 114, 115 Гражданского кодекса РФ). Предприятие после уплаты
налогов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими находящимися в
его распоряжении доходами.
Доходные источники
государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого
назначения. Это позволяет направлять их на наиболее важные, приоритетные в
соответствующее время потребности общества для финансирования намеченных
программ.
В процессе формирования
своих доходов государство привлекает в свое распоряжение часть чистого дохода,
создаваемого в различных областях общественного производства, действующего на
основе разных форм собственности — государственной, муниципальной,
общественной, частной. Кроме того, государство использует для образования своей
финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от. участия в
производстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные
бумаги, от использования имущества и т.д. В формировании доходов государства
участвуют все звенья финансовой системы.
По своей структуре
государственные доходы представляют совокупность отдельных видов денежных
платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.
Итак, государственные
доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его
распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в
собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для
выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики,
обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования
государственных органов.
Государственные доходы
зачисляются в различные государственные денежные фонды — в бюджеты разных
уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные)
доходы поступают соответственно в местные денежные фонды — местные бюджеты и
внебюджетные фонды.
Виды государственных и
местных доходов, их система, правовой режим регламентируются законодательством,
основанном на конституционных нормах. В связи с происходящими преобразованиями
в экономике, а также во взаимоотношениях между федеральными органами и
субъектами Федерации, в правовом положении органов местного самоуправления
произошло обновление этого законодательства: приняты новые нормативные акты как
общего значения по вопросам государственных и местных доходов, так и по
конкретным их видам. К числу актов общего значения относится, в частности,
Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”2 от 27 декабря
1991 г., устанавливающий основные положения относительно главных источников бюджетных
доходов — налоговых платежей.
В соответствии с
законодательством систему государственных и местных доходов РФ можно оценивать
как единую, что выражается в том, что в законодательстве РФ определяются все
виды государственных и местных доходов. Поэтому при наличии соответствующих
источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных
поступлений. Федеральным законодательством предусмотрено и распределение
доходов по уровням — федеральному, субъектов Федерации и местному. Оно же определяет
основы правового режима доходов субъектов Федерации и местных
административно-территориальных единиц. В связи с этим правовая основа
образования государственных и местных доходов помимо законодательства РФ
включает и правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также
органов местного самоуправления.
С учетом отношений
собственности можно говорить о доходах государства в собственном смысле слова и
о финансовых ресурсах, которые используются им временно и подлежат возврату. В
первом случае это различные виды платежей, которые на основании
законодательства обращаются в государственную или муниципальную (местную)
собственность, т.е. становятся федеральной собственностью, собственностью
субъектов Федерации или муниципальной собственностью районов, городов и
входящих в них административно-территориальных единиц с соответствующим
правовым режимом. К ним относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные
платежи, поступления от использования государственных и местных имуществ и
угодий, от приватизации. Среди них могут быть и поступления добровольного
характера, например от лотерей, пожертвования. Так, к источникам внебюджетного
фонда занятости и др. помимо установленных обязательных платежей отнесены и
добровольные взносы граждан и юридических лиц.
К финансовым ресурсам
государства и административно-территориальных единиц, не являющимся их доходами
в прямом смысле, относятся средства, полученные от распространения облигаций
государственных и местных займов, кредиты, выданные Центральным банком России
или другими, банками для пополнения средств бюджетов или внебюджетных
государственных и местных фондов.
При этом в качестве
кредитных ресурсов широко используются временно свободные средства юридических
и физических лиц, хранящиеся на счетах в банках, в том числе вклады граждан в
Сберегательном банке РФ. Полученные таким путем средства подлежат возврату и
потому не могут считаться доходами государства (административно-территориальной
единицы) в собственном смысле слова. Тем не менее, им принадлежит важная роль в
снятии напряженности финансового положения в государстве при недостаточности
поступления государственных доходов. Помимо этого такие методы привлечения
ресурсов в распоряжение государства способствуют более полному использованию
денежной массы в стране и включению ее в обслуживание потребностей общества.
К прочим доходам
государства, составляющим незначительную величину, относятся доходы от
государственного имущества (доходы от жилого фонда, лесной доход, выручка от
реализации выморочного, бесхозного и конфискованного имущества,
невостребованных грузов и почтовых отправлений, имущества ликвидированных
предприятий, организаций и учреждений) и дохода от платных услуг
государственных учреждений (сбор за проверку, клеймение и экспертизу мер и измерительных
приборов, пошлины, сборы автоинспекторов и за другие
Заключение
Источники и виды
государственных доходов, а также значение каждого из них зависит от
экономической системы страны. Основополагающими для формирования состава
государственных и местных доходов выступают нормы Конституции РФ, закрепляющие
как основу экономической системы разнообразие форм собственности, обеспечение
им со стороны государства равной защиты, гарантии собственности граждан,
создаваемой в результате их участия в общественном производстве, ведения
собственного хозяйства, получения иных доходов на условиях, не противоречащих
законодательству.
Таким образом, понятие
государственных доходов может рассматриваться в широком смысле слова, охватывая
доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных фондов, а также доходы
государственных предприятий, остающиеся в их распоряжении.
Возможно применение этого
понятия и в узком смысле — как доходы, входящие в государственную казну, то
есть подлежащие зачислению в бюджетную систему и государственные внебюджетные
фонды.
Система формирования
государственных доходов Российской Федерации и регулирующее ее законодательство
находятся в сложном процессе становления, обусловленном экономическими и
политическими переменами в стране и связанными с ними кризисными явлениями.
66. Ресурсы коммерческих
банков формируются за счет:
а) собственных,
привлеченных и эмитированных средств
67. Собственные средства
банков включают:
в) акционерный, резервный
капитал, нераспределенную прибыль.
68. Основную часть
ресурсов коммерческих банков составляют:
а) привлеченные средства
69. Операции, связанные с
размещением банковских ресурсов – это
б) активные
70. Операции коммерческих
банков по предоставлению за арендную плату в долгосрочное пользование основных
фондов – это
в) лизинг
1. Бюджетный Кодекс РФ.
2. Налоговый кодекс РФ
3. Курс экономической теории / Под. ред.
М.Н. Чупирина - Киров: "АСА", 2005.
4. Финансы, денежное обращение, кредит.
/ Л.А. Дробозина и др.-М., Финансы ЮНИТИ, 2006.
5. Ефимов В.С. Финансы. Часть 1 / М.:
МИЭМП, 2009.
6. Налоги: Учебное пособие / Под ред.
Черника Д. Г. 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 2004.
7. Юткина Т. Ф. Налоги и
налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006.
8. Материалы сайта информационного
агенства « Росбалт» www.rosbalt.ru
9. Материалы сайта холдинга «Финам»
www.finam.ru