Государственные расходы
Содержание
Введение
1. Теоретические основы
бюджета государства
1.1
Социально-экономическая сущность и роль бюджета
1.2 Экономическое
содержание расходов государственного бюджета
1.3 Основные принципы и
методы бюджетного финансирования
2. Анализ основных
направлений расходования средств федерального бюджета
3. Пути совершенствования
процесса расходования бюджетных средств в России
Заключение
Список использованных
источников
Введение
Центральное
место в системе финансов занимает бюджет. Бюджетная система представляет собой
довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, ее
социально-экономического строя, государственного устройства.
Государственные
расходы — одна из сторон финансовой деятельности государства. Она неразрывно
взаимосвязана с первой ее стороной — аккумуляцией денежных средств в
государственные фонды, т.е. бюджеты Российской Федерации и внебюджетные фонды;
в фонды министерств и ведомств и их государственных хозяйственных предприятий,
объединений и организаций. Деятельность эта постоянна и повседневна.
Государственные
расходы — непрерывное использование государством денежных средств из бюджета,
внебюджетных фондов и собственных средств государственных предприятий,
объединений и организаций на цели и объекты, определенные законами о бюджете,
внебюджетных фондах, нормативными актами правительства, министерств и ведомств
и уставами организаций. Размер расходов государства определяется его задачами и
потребностями, выраженными в прогнозах, целевых программах и планах
государства. В нынешних условиях существования рынка и предпринимательства
государственные расходы находятся в определенном соотношении с расходами
коммерческих структур, общественных, религиозных и других негосударственных
организаций. Это соотношение определяется экономической политикой российского
государства, осуществляющего проведение экономических реформ. Содержание и
структура государственных расходов определяются программами российского
государства и теми конкретными задачами, которые решаются в каждом финансовом
году.
Государственные
расходы — понятие широкое. Они охватывают как расходы бюджетов всех уровней,
т.е. расходы консолидированного бюджета, государственных внебюджетных фондов,
которые в совокупности образуют централизованные расходы государства, так и
расходы других государственных образований, так называемые децентрализованные
расходы.
Цель данной
курсовой работы является изучение теоретических основ расходов государственного
бюджета, а также путей совершенствования процесса расходования бюджетных
средств в России
В соответствии
с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в:
- изучение
теоретических основ бюджета государства;
-
рассмотрении экономического содержания расходов государственного бюджета;
- анализе
основных направлений расходования средств федерального бюджета
-
рассмотрении путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в
России
При написании
работы изучена теоретическая и информационная база данной темы. А также
нормативно-правовая база бюджетной политики нашего государства.
1. Теоретические
основы бюджета государства
1.1
Социально-экономическая сущность и роль бюджета
Во всех
государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются
валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере
материального производства национальный доход проходит последовательно стадии
распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и
дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе
перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме
поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.
Бюджет представляет собой форму
образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций государства.
Бюджету
принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть
распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями
и населением — с другой, которые связаны с формированием и использованием
общегосударственного фонда финансовых ресурсов.
Содержание
этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной
исторический период.
Формирование
бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода
страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами
перераспределения национального дохода являются [7]:
1) образование и
использование денежных накоплений (прибыть, налог на добавленную стоимость,
платежи в социальные внебюджетные фонды);
2) организация налогов;
3) финансирование отраслей
народного хозяйства;
4) формирование и
использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.
Во всех этих
процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и
территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата
управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации
экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.
В то же время
бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает
определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве
одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей
деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической
и социальной политики.
Как
экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью
финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.
Бюджет
выполняет следующие задачи:
1) перераспределение
национального дохода;
2) государственное
регулирование и стимулирование экономики;
3) финансовое обеспечение
социальной сферы и осуществление социальной политики государства;
4) контроль за образованием
и использованием централизованных фондов денежных средств.
1. Распределительная
функция бюджета проявляется через формирование и использование
централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и
территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных
уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета
государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения,
направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов.
Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно
ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных
сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
Перераспределение
национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие
одновременно и непрерывно стадии:
1)
образование доходов бюджета;
2)
использование бюджетных средств (расходы бюджета).
2. В
ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются
задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.
Доходы
бюджета —
это экономические отношения между государством, с одной стороны, и
хозяйствующими субъектами и гражданами — с другой. Одновременно с этим доходы
бюджета — это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной
власти и местного самоуправления.
В процессе
образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу
государства части национального дохода. Па этой основе возникают финансовые
взаимоотношения государства с предприятиями и населением.
Бюджет активно
участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций.
Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет
части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы.
От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит
заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных
ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.
Расходы
бюджета — это экономические отношения, возникающие между государством, с
одной стороны, организациями, учреждениями и гражданами — с другой, в ходе
использования централизованных фондов денежных средств.
Путем
централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает
возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности —
ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство
квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение
обороноспособности страны.
3.
Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а
также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет
бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области
здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.
Через бюджеты
путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между
отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.
Пользуясь
бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода,
государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного
хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе
первоочередного развития, т.е. посредством бюджета производится
межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем
самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы
пропорционального развития регионов.
Через
государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений,
осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые в свою очередь
являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники.
Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли
науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.
Все это позволяет
координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные
и материальные ресурсы в народном хозяйстве, способствует техническому
прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.
Большую роль
в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное
регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в
широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение
необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются
финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляется их
связь со всей экономикой страны.
Велика роль
бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником
финансирования. Именно через государственный бюджет реализуется финансирование
социально-культурных мероприятий, управления и обороны [10].
4. Контрольная
функция бюджета действует одновременно с распорядительной и предполагает
возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и
использованием бюджетных средств.
1.2
Экономическое содержание расходов государственного бюджета
Государственные
расходы — одна из сторон финансовой деятельности государства. Она неразрывно
связана с процессом собирания денежных средств в государственный фонд. Независимо
от источников поступления все расходы государства имеют единые принципы их
использования. Они распределяются в соответствии с социально-экономическими
программами правительства, а размер государственных расходов определяется
задачами и потребностями, выраженными в этих программах.
В условиях
рынка государственные расходы находятся в определенном соотношении с расходами
коммерческих структур, общественных, религиозных и иных негосударственных
организаций. Это соотношение определяется экономической политикой государства,
уровнем благосостояния населения, размерами государственного сектора в
экономике и другими факторами. За последние годы в России в связи с развитием
негосударственных форм собственности государственные расходы по сравнению с их
объемом в условиях СССР существенно сократились. Однако, несмотря на эти
изменения, в России так же, как и в других странах, государственные расходы
занимают главное место в системе общественных расходов.
Государственные
расходы — это широкое понятие. Они охватывают как расходы бюджетов всех
уровней, внебюджетных фондов, так и расходы государственных предприятий,
расходы по государственному страхованию и предоставлению кредитов. При этом
центральное место в системе государственных расходов занимают расходы бюджета.
Расходы
государственного бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое
обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они выражают
экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств
централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Расходы бюджетов
разнообразны и зависят от множества факторов: уровня социально-экономического
развития страны; административно-территориального устройства государства;
внутренней и внешней политики; приоритетов государства и т.п.
Для выяснения
роли и значения бюджетных расходов их классифицируют по определенным признакам.
Существует несколько классификаций расходов бюджета: экономическая,
ведомственная и функциональная.
В рамках
экономической классификации расходов бюджетов большое значение имеет деление
всех расходов на текущие и капитальные расходы.
Текущие
расходы связаны
с предоставлением бюджетных средств юридическим и физическим лицам на их
содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы обеспечивают текущее
функционирование органов государственной власти, органов местного
самоуправления, бюджетных учреждений. Они включают затраты на государственное
потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры,
государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг
гражданского и военного назначения, текущие расходы государственных
учреждений); оказание государственной поддержки (субсидии, субвенции, текущие
трансферты) нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям,
транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие
расходы.
В составе
текущих расходов выделяют целевые статьи, ряд из которых относится к числу защищенных
статей. Защищенными называются такие статьи бюджета, которые не подлежат
сокращению в результате секвестирования бюджета. Эти статьи не могут быть
сокращены ни при каких условиях, в том числе при недостатке доходных
источников. К их числу относятся:
1)заработная плата с начислениями;
2)пенсии, стипендии, государственные пособия и другие выплаты
населению;
3)расходы на питание в организациях систем правоохранительной
деятельности, в лечебно-профилактических учреждениях, домах для инвалидов,
детских домах, школах, детских садах, детских дошкольных учреждениях, дневных
профессионально-технических училищах, институтах-интернатах для инвалидов,
специальных школах и т.п.;
4)приобретение медикаментов и перевязочных материалов;
5)приобретение мягкого инвентаря (расходы на приобретение постельных
принадлежностей, штор, ковровых дорожек, матрацев, подушек, одеял) и
обмундирования (приобретение фирменной одежды, обуви, халатов, курток и т.п.);
6)компенсации за продовольственное обеспечение (расходы на выплату
продовольственных пайков прикомандированным военнослужащим, работникам судов,
органов прокуратуры, налоговой службы и т.п.);
7) оплата специального
топлива и горюче-смазочных материалов (расходы на бензин, керосин, дизельное
топливо, мазут и другое по системам национальной обороны, государственной
безопасности, органов пограничной службы и правоохранительной деятельности,
бюджетным организациям);
8)оплата
коммунальных услуг.
Капитальные расходы представляют собой
денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и в прирост запасов.
Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность и включают
капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства;
инвестиционные субсидии; долгосрочные бюджетные кредиты государственным и
частным предприятиям; расходы на проведение капитального ремонта и иные
расходы, связанные с расширением производства.
На протяжении
длительного времени основную часть расходов федерального бюджета РФ составляют
текущие расходы — примерно 90% всех расходов. На долю капитальных расходов
приходилось чуть меньше 10%. Такая ситуация не является нормальной, поскольку
использование государственного бюджета в качестве инструмента развития
предполагает использование более 20% расходов на капитальные расходы.
Для того
чтобы усилить инвестиционную направленность бюджета в конце 90-х гг. было
решено образовать в составе федерального бюджета бюджет развития. Такой бюджет
был действительно образован в 1997 году. И первоначально он рассматривался как
важный финансовый инструмент активизации инвестиционной деятельности в стране.
С его помощью государство надеялось стимулировать привлечение, в дополнение к
средствам федерального бюджета, денежных ресурсов частных инвесторов и
инвестиционных институтов.
Объем Бюджета
развития был не очень большим. В 2005 г. он составлял 16,38 млрд. руб., в 2006 г. — 20,78 млрд. руб., в 2007 г. — 26,9 млрд. руб. В 2008 г. бюджет развития составил 50,2 млрд. руб.
Источниками
формирования Бюджета должны были стать:
1) связанные иностранные
кредиты под гарантии Правительства РФ;
2) инвестиционные кредиты
Мирового банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского банка
реконструкции и развития (ЕБРР);
3) средства от приватизации;
4) средства
из источников внутреннего заимствования.
Эти средства
должны были использоваться на:
•
производственные
капиталовложения;
•
закупку
оборудования в счет иностранных кредитов;
•
финансовую
поддержку экспорта;
•
санацию
предприятий;
•
выплаты
по государственным гарантиям, предоставленным зарубежным инвесторам.
Предполагалось,
что расходование средств должно было осуществляться на конкурсной, возвратной,
платной и целевой основах. Это имело большое значение, ибо в процессе
конкурсного отбора государство могло выбрать те предприятия, финансирование
которых в будущем могло бы дать максимальный внутриотраслевой и межотраслевой
мультипликативный эффект.
С
предприятиями, выигравшими в конкурсе, государство заключало кредитное
соглашение, в соответствии с которым определялись:
•
цели,
на которые могли быть выделены средства;
•
залоговые
обязательства и способы обеспечения возврата заемных средств;
•
сроки
возврата основного долга и проценты за пользование средствами.
Наличие
Бюджета развития позволяет более эффективно решать задачи привлечения
иностранных кредитов под гарантии государства. Однако этот инструмент
инвестиционного развития так и не получил развития в нашей стране. В
федеральных бюджетах РФ на 2003—2005 гг. Бюджет развития уже не выделялся в
качестве самостоятельного. Неудачная попытка создания Бюджета развития, на наш
взгляд, была связана с тем, что в качестве основных источников его формирования
были предусмотрены внешние заимствования. Однако в начале 2000-х гг. данный
источник для России практически иссяк, и поэтому формирование доходов бюджета
развития оказалось под угрозой.
В настоящее
время решено вновь вернуться к некоему финансовому инструменту, который бы смог
обеспечить привлечение дополнительных инвестиций. С этой целью в составе
федерального бюджета на 2006 г. предусмотрено образование Инвестиционного фонда
в размере 69,7 млрд. руб. Предполагается, что средства этого фонда должны
формироваться за счет не только средств бюджета, но и средств отдельных
хозяйствующих субъектов. Из этого фонда должны финансироваться, в первую
очередь, инвестиционные проекты, имеющие общегосударственное значение.
1.3
Основные принципы и методы бюджетного финансирования
Осуществление
расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансировании, которое
представляет собой систему предоставления денежных средств предприятиям,
организациям, учреждениям из
централизованного денежного фонда государства на финансирование расходов,
предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных
принципах, характеризуется специальными методами и формами предоставления
бюджетных средств.
Важную роль в
организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы бюджетного
финансирования. К ним относятся [9]:
1) Получение максимального
эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства могут и должны предоставляться
при условии, что эффект от их использования будет максимальный. Этот эффект
может выражаться двояким образом. Во-первых, в решении максимального количества
задач социально-экономического развития страны при заданном объеме денежных
средств. Во-вторых, в увеличении притока в бюджет денежных средств за счет
роста доходов получателей бюджетных ассигнований.
2) Целевой характер
использования бюджетных ассигнований. Он обеспечивается за счет выделения
бюджетных средств конкретным получателям. Юридические лица получают средства из
бюджета только на заранее обусловленные цели, что строго контролируется.
Соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных
ассигнований.
3) Предоставление бюджетных
средств только в меру использования ранее выделенных ассигнований. Это
позволяет финансовым органам, с одной стороны, осуществлять действенный и эффективный
контроль за деятельностью предприятий, организаций, учреждений. С другой
стороны, более рационально распоряжаться ограниченными бюджетными средствами.
4) Безвозвратность бюджетных
ассигнований. Предоставление бюджетных средств осуществляется без условий их
обязательного возврата в госбюджет.
5) Бесплатность бюджетных
ассигнований означает, что за выделенные бюджетные средства получатели
бюджетных ассигнований не обязаны платить государству какие-либо средства в
виде процентов, части доходов и т.п.
В практике
бюджетного финансирования используются следующие методы финансирования:
1) сметное финансирование;
2) программное
финансирование;
3) финансирование на
покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены
продукции (услуги);
4) финансирование
капиталовложений.
Наибольшее
распространение в практике бюджетного финансирования имеет сметное
финансирование. Этот метод получил широкое распространение при финансировании
государством сферы образования, культуры, искусства, здравоохранения,
физической культуры, спорта и социального обеспечения. При сметном
финансировании объем расходов определяется на основе взаимосвязанных смет,
которые разрабатываются применительно к каждому бюджетному учреждению. Сметы, в
свою очередь, разрабатываются на основе утвержденных норм расходов на одну
счетную единицу, которая определяется применительно к каждому бюджетному
учреждению в зависимости от основного вида его деятельности. Например, это
может быть количество учеников, число больничных коек, проведенных операций и
т.п.
Смета,
составленная на основе бюджетных норм расходов, является финансовым планом
учреждений социально-культурной сферы. Смета не имеет доходной части, а
является подтверждением необходимости финансирования тех расходов, которые в
ней определены. На основе смет финансовые органы определяют общий объем
расходов.
Программное
финансирование как метод бюджетного финансирования широко используется при
финансировании научных учреждений. В соответствии с этим методом общий объем
выделяемых средств определяется не на основе составленной сметы, а в
зависимости от значимости той или иной научной темы. Общий объем денежных
средств по каждой теме выделяется непосредственно научным учреждениям —
Российской академии наук, отраслевым академиям, учебным заведениям и др.,
которые, в свою очередь, исходя из объемов общей суммы составляют конкретные
сметы расходов.
Метод
финансирования на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены
продукции (услуги), широко используется в отношении зрелищных учреждений,
услуги которых являются платными. Это театры, кинотеатры, художественные
галереи и т.п. Поскольку эти учреждения имеют особую социальную значимость,
цены на их услуги не могут быть установлены на уровне, позволяющем возмещать
все затраты. Поэтому государство дотирует их деятельность из бюджета, но не в
полном объеме, а в объеме тех средств, которых недостаточно для покрытия
затрат. Объем этих дотаций определяется исходя из реальной разницы доходов и
затрат, возникающих на конец текущего финансового года.
Финансирование
капиталовложений — это предоставление денежных средств на создание новых, расширение,
реконструкцию, техническое перевооружение действующих основных фондов
производственного и непроизводственного назначения. Как метод бюджетного
финансирования широко используется в различных отраслях народного хозяйства.
При финансировании капиталовложений средства выделяются на ограниченный круг
объектов, вошедший в специальный перечень строек, утвержденных Правительством
РФ. Именно правительство определяет приоритетные направления, для которых
необходима государственная поддержка за счет средств федерального бюджета. Эти
средства могут предоставляться на безвозвратной и возвратной основах [13].
Для открытия
финансирования на безвозвратной основе государственные заказчики предоставляют
Министерству финансов РФ выписки из утвержденного перечня строек и объектов с
указанием объемов капиталовложений и государственные контракты (договоры
подряда) на сооружение объектов для федеральных нужд. Открытие финансирования
государственным заказчикам производится Минфином РФ путем перечисления средств
после утверждения объемов централизованных капиталовложений и перечня строек
для федеральных нужд. В свою очередь, государственные заказчики перечисляют
средства федерального бюджета непосредственно заказчикам (застройщикам) в
пределах выделенных сумм.
Начиная с 1997 г. Правительство РФ выделяет средства из федерального бюджета на безвозмездной основе для строительства,
реконструкции и технического перевооружения негосударственным предприятиям
только при условии оформления этой части средств в качестве доли
государственной собственности.
2. Анализ
основных направлений расходования средств федерального бюджета
Расходы бюджетов
разнообразны и зависят от множества факторов: уровня социально-экономического
развития страны; административно-территориального устройства государства;
внутренней и внешней политики; приоритетов государства и т.п. В таблице 4
приводится структура расходов государственного бюджета по отдельным
направлениям в разных странах.
Таблица 1 –
Структура расходов государственного бюджета по отдельным статьям в 2008 году, %
Страна
|
Государственное управление
|
Оборона
|
Образование
|
Здравоохранение
|
Социальное обеспечение
|
Культура
|
Сельское хозяйство
|
Россия
|
2,39
|
16,3
|
3,6
|
1,8
|
7,3
|
0,5
|
1,6
|
Белоруссия
|
5,2
|
4,1
|
17,6
|
2,5
|
36,5
|
0,9
|
13,2
|
Англия
|
7,6
|
9,9
|
3,3
|
14,0
|
26,6
|
0,5
|
1,0
|
Германия
|
8,8
|
6,4
|
0,8
|
16,8
|
45,3
|
0,3
|
0,9
|
Китай
|
11,4
|
19,0
|
2,9
|
0,4
|
0,1
|
0,6
|
7,1
|
США
|
9,4
|
5,7
|
7,0
|
15,6
|
45,0
|
0,5
|
0,4
|
Япония
|
3,6
|
4,1
|
6,0
|
1,6
|
36,8
|
0,2
|
1,1
|
Исходя из
приведенных данных видно, насколько сильно могут варьироваться суммы, которые
то или иное государство готово расходовать на различные сферы
жизнедеятельности.
Важной
группировкой расходов бюджетов является функциональная классификация, которая
отражает направления расходования бюджетных средств на выполнение государством
своих основных функций.
До 2005 г. в соответствии с функциональной классификацией, все расходы федерального бюджета РФ включали
расходы на [2]:
1)государственное управление и местное самоуправление;
2)судебную власть;
3)международную деятельность;
4)национальную оборону;
5)правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности
государства;
6)фундаментальные исследования и содействие научно-техническому
прогрессу;
7)промышленность, энергетику и строительство;
8)сельское хозяйство и рыболовство;
9)охрану окружающей природной среды и природных ресурсов,
гидрометеорологию, картографию и геодезию;
10)транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатику;
11)развитие рыночной инфраструктуры;
12)предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и
стихийных бедствий;
13)образование;
14)культуру, искусство и кинематографию;
15)средства массовой информации;
16)здравоохранение и физическую культуру;
17)социальную политику;
18)обслуживание государственного и муниципального долга;
19)пополнение государственных запасов и резервов;
20)финансовую помощь бюджетам других уровней;
21)утилизацию и ликвидацию вооружения, включая выполнение
международных договоров;
22)мобилизационную подготовку экономики;
23)исследование и использование космического пространства;
24)военную реформу;
25)дорожное хозяйство;
26)прочие расходы;
27)целевые бюджетные фонды.
О соотношении
различных видов расходов по направлениям функциональной классификации
свидетельствуют данные таблицы 2.
Таблица 2 - Структура расходов
федерального бюджета в 1999-2004 гг.,
№
п/п
|
Расходы
|
1999 г.
|
2000 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
1.
|
Госуправление и местное самоуправление
|
2,4
|
3,0
|
2,9
|
2,8
|
2,9
|
2.
|
Судебная власть
|
0,9
|
1,0
|
1,0
|
1,1
|
1,2
|
3.
|
Международная деятельность
|
2,9
|
6,6
|
2,2
|
1,9
|
1J
|
4.
|
Национальная оборона
|
16,4
|
16,5
|
14,6
|
14,7
|
15,4
|
5.
|
Правоохранительная деятельность и
обеспечение безопасности государства
|
8,3
|
9,3
|
8,9
|
10,4
|
11,6
|
6.
|
Фундаментальные исследования и
содействие НТП
|
2,2
|
1,9
|
1,5
|
1,7
|
1,7
|
7.
|
Промышленность, энергетика и
строительство
|
5,5
|
2,3
|
3,0
|
2,7
|
2,5
|
8.
|
Сельское хозяйство и рыболовство
|
2,4
|
1,3
|
1,4
|
1,3
|
1,1
|
9.
|
Охрана окружающей среды и природных
ресурсов
|
0,6
|
0,4
|
0,5
|
0,4
|
0,4
|
10.
|
Транспорт, дорожное хозяйство, связь,
информатика
|
0,3
|
0,2
|
0,4
|
0,3
|
0,2
|
11.
|
Развитие рыночной инфраструктуры
|
0,02
|
-
|
0,001
|
0,001
|
-
|
12.
|
Предупреждение и ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
|
1,8
|
1,1
|
0,4
|
0,9
|
0,9
|
13.
|
Образование
|
3,4
|
3,8
|
4,1
|
4,2
|
4,4
|
14.
|
Культура, искусство, кинематография
|
0,7
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
0,6
|
15.
|
Средства массовой информации
|
0,4
|
0,7
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
16.
|
Здравоохранение и физкультура
|
1,9
|
1,9
|
1,6
|
1,7
|
1,8
|
17.
|
Социальная политика
|
7,0
|
7,4
|
22,0
|
24,1
|
6,2
|
18.
|
Обслуживание госдолга
|
24,8
|
25,7
|
14,6
|
10,8
|
19.
|
Пополнение госзапасов и резервов
|
1,3
|
0,02
|
0,03
|
0,9
|
0,8
|
20.
|
Финансовая помощь бюджетам других
уровней
|
10,4
|
8,07
|
13,6
|
12,7
|
30,6
|
21.
|
Утилизация и ликвидация вооружений,
включая выполнение международных договоров
|
0,4
|
0,2
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
22.
|
Мобилизационная подготовка экономики
|
0,2
|
0,01
|
0,02
|
0,02
|
0,1
|
23.
|
Исследование и использование
космического пространства
|
0,7
|
0,4
|
0,5
|
0,3
|
0,5
|
24.
|
Военная реформа
|
—
|
—
|
0,9
|
0,7
|
0,3
|
25.
|
Прочие расходы
|
-1,3
|
0,6
|
3,0
|
-0,2
|
-0,2
|
26.
|
Целевые бюджетные фонды
|
6,4
|
7,1
|
0,7
|
0,6
|
0,5
|
27.
|
Дорожное хозяйство
|
—
|
0,1
|
3,5
|
3,3
|
3,0
|
|
Итого расходов
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Начиная с 2005 г. функциональная классификация претерпела существенные изменения. Вместо двадцати семи разделов,
сегодня функциональная классификация включает только 11. Это следующие разделы
[2]:
1.Общегосударственные вопросы.
2.Национальная оборона.
3.Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.
4.Национальная экономика.
5.Жилищно-коммунальное хозяйство.
6.Охрана окружающей среды.
7.Образование.
8.Культура, кинематография и средства массовой информации.
9. Здравоохранение
и спорт.
10.Социальная
политика.
11.
Межбюджетные трансферты.
По разделу «Общегосударственные
вопросы» отражаются расходы на функционирование главы государства - Президента
РФ, высшего должностного лица субъекта РФ и органа местного самоуправления,
законодательных (представительных) органов государственной власти и местного
самоуправления, Правительства РФ, высших органов исполнительной власти
субъектов РФ, местных администраций, судебной системы, финансовых, налоговых и
таможенных органов и органов надзора в этих сферах, проведение выборов и
референдумов, международные отношения и международное сотрудничество, международную
экономическую и гуманитарную помощь, содержание и пополнение государственного
материального резерва, фундаментальные исследования, обслуживание
государственного и муниципального долга, резервные фонды, прикладные научные
исследования в области общегосударственных вопросов и другие
общегосударственные расходы.
По разделу «Национальная
оборона» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности
Вооруженных сил РФ в сфере наземной, морской, военно-воздушной, противоракетной
и космической обороны. Сюда входят также расходы на мобилизационную и
вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и
участие РФ в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой
деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны
мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а
также другие вопросы в данной области.
Раздел «Национальная
безопасность и правоохранительная деятельность» включает расходы на содержание
и обеспечение деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции,
безопасности, пограничной службы, органов по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, а также внутренних войск, системы исполнения
наказаний. В данном разделе также отражаются расходы по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданской обороне,
проведению миграционной политики, прикладных научных исследований в области
национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
По разделу «Национальная
экономика» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности
министерств, служб, агентств, осуществляющих руководство и управление в сфере
национальной экономики, в том числе: промышленности и энергетики, соблюдения
законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг,
технического регулирования и метрологии, регулирования естественных монополий,
регулирования в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности, экологического, технологического и атомного надзора
[6].
В этом
разделе отражаются расходы на разработку строительных стандартов и контроль за
их соблюдением, а также расходы, связанные с техническим регулированием и
метрологией. Здесь учитываются также расходы на содержание и обеспечение
деятельности Федеральной службы по труду и занятости, реализацию
государственной политики в области занятости населения. Учитываются также
расходы на поддержку отдельных отраслей - топливно-энергетического комплекса,
сельского хозяйства, лесного хозяйства, водных ресурсов, транспорта, связи и
информатики (субсидирование процентных ставок, поддержка отраслей и др.).
Раздел «Жилищно-коммунальное
хозяйство» включает расходы на содержание и обеспечение деятельности
учреждений, осуществляющих руководство и управление в области
жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности, а также
расходы на управление услугами в указанной сфере, прикладные научные
исследования. Здесь отражаются расходы на строительство и реконструкцию жилых
домов, предоставление субсидий гражданам на приобретение жилья и субсидий для
содействия расширению, улучшению состояния или содержанию жилого фонда. В
данном разделе отражаются также расходы, связанные с вопросами коммунального
развития и предоставлением коммунальных услуг: таких как поддержание и
восстановление надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния
зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций (развитие, реконструкция и
замена инженерных сетей) и объектов жилищно-коммунального назначения (уличное
освещение, объекты санитарной уборки, зеленые насаждения и т.п.).
По разделу «Охрана
окружающей среды» отражаются расходы на очистку сточных вод, сбор и удаление
отходов, охрану растительных и животных видов и среды их обитания, очистку
атмосферного воздуха.
Раздел «Образование»
отражает направление расходов на целенаправленный процесс воспитания и
обучения. Здесь отражаются: расходы на дошкольное образование детей раннего
возраста и содержание дошкольных образовательных учреждений; расходы на начальное
общее, основное общее, среднее (полное) общее образование; расходы на начальную
профессиональную подготовку в средних специальных учебных заведениях,
специальных профессионально-технических училищах, межшкольных учебных
комбинатах, учебно-производственных мастерских; расходы на образование в
образовательных учреждениях среднего профессионального образования; расходы на
высшее профессиональное образование; расходы на профессиональную переподготовку
и повышение квалификации, а также на молодежную политику и организацию
оздоровительной кампании для детей.
По разделу «Культура,
кинематография, средства массовой информации» отражаются расходы на
предоставление услуг в этой сфере, содержание учреждений культуры, управление
объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или
поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование
производства кинофильмов, радио- и телевизионного вешания, издательского дела,
а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов,
писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной
деятельностью.
По данному
разделу осуществляется выделение и финансирование особо значимых для
государства культурных объектов, таких как, например, Российская
государственная библиотека; Государственный Эрмитаж; Государственный русский
музей; Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина;
Политехнический музей; Новгородский государственный объединенный
музей-заповедник; Государственный академический Большой театр России;
Государственный академический Мариинский театр; Государственный фонд
кинофильмов РФ; Государственный Кремлевский Дворец и др.
Расходы на «Здравоохранение
и спорт» предусматривают расходы государства на содержание и обеспечение
деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере
здравоохранения, текущее содержание учреждений здравоохранения, включая
предоставление ими медицинских услуг, расходы на предоставление услуг отдельным
лицам, централизованные закупки медикаментов и медицинского оборудования,
реализацию мероприятий, связанных с организацией лечения граждан РФ за рубежом,
текущее содержание учреждений, обеспечивающих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор, мероприятия в области санитарно-эпидемиологического
надзора, а также расходы бюджетов субъектов РФ по обязательному медицинскому
страхованию неработающего населения.
По данному
разделу отражаются также расходы на содержание и обеспечение деятельности
учреждений, осуществляющих руководство и управление в области спорта,
предоставление услуг по организации занятий спортом и физической культурой,
управление сооружениями, предназначенными для активных занятий спортом или
спортивных мероприятий, участие в российских и международных спортивных мероприятиях,
а также расходы на предоставление субсидий для поддержки команд или отдельных
участников соревнований.
По разделу «Социальная
политика» отражаются расходы на пенсионное обеспечение, связанное с выплатой
пенсий по старости, пенсий военнослужащим, государственным и муниципальным
служащим, судьям, пожизненным содержанием судей, включая надбавку в размере 50%
ежемесячного пожизненного содержания. По данному разделу отражаются также
расходы, связанные с организацией социального обслуживания населения,
функционированием учреждений и организаций социального обслуживания
(дома-интернаты для инвалидов, медико-санитарные экспертные комиссии и др.),
предоставлением мер социальной поддержки в виде пособий в денежной форме и в
форме льгот иждивенцам в случае потери кормильца, а также меры социальной
поддержки, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами
реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
В данном
разделе отражаются также расходы, связанные с социальным страхованием
населения, включая все виды пособий и страховых выплат, осуществляемых
Федеральным фондом социального страхования, предоставлением социальной защиты в
виде: пособий в денежной форме лицам, которые способны работать, готовы к
работе, но не могут найти подходящую работу; пособия на ребенка гражданам,
имеющим детей; пособия гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений;
компенсации по автострахованию для инвалидов и другие. Здесь учитываются также
расходы на борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство.
По разделу «Межбюджетные
трансферты» отражаются расходы на выплату трансфертов, иных форм финансовой
помощи, дотаций, субвенций и субсидий органам государственного управления
различного уровня. По этому разделу отражаются расходы, связанные с
формированием в составе федерального бюджета Федерального фонда финансовой
поддержки субъектов РФ, Фонда компенсаций, Фонда софинансирования социальных
расходов, Фонда регионального развития, а также иных форм поддержки бюджетов
других уровней, включая целевые, носящие текущий характер. Здесь также
отражаются расходы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета путем
передачи средств Фонду социального страхования РФ и Пенсионному фонду РФ для
выплаты пособий и денежных выплат, а также Федеральному фонду обязательного
медицинского страхования на реализацию мер социальной поддержки отдельных
категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами и на обязательное
медицинское страхование неработающего населения, включая детей.
Федеральные бюджеты
на 2007 и 2008 гг. составлены уже в соответствии с новыми разделами
функциональной классификации расходов бюджетов (таблица 3).
Анализ
соотношения разделов функциональной классификации имеет большое значение для
определения намерений и предпочтений правительства на очередной финансовый год.
Таблица 3 - Распределение расходов
федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджета
РФ на 2007-2008 гг., %
Наименование
|
2007 г.
|
2008 г.
|
Всего
|
100,0
|
100,0
|
Общегосударственные вопросы
|
16,0
|
15,2
|
Национальная оборона
|
17,3
|
15,6
|
Национальная безопасность и
правоохранительная деятельность
|
13,2
|
12,7
|
Национальная экономика
|
7,7
|
7,9
|
Жилищно-коммунальное хозяйство
|
0,25
|
0,7
|
Охрана окружающей среды
|
0,15
|
0,1
|
Образование
|
5,1
|
4,8
|
Культура, кинематография и средства
массовой информации
|
1,2
|
1,2
|
Здравоохранение и спорт
|
2,7
|
3,4
|
Социальная политика
|
5,6
|
4,9
|
Межбюджетные трансферты
|
30,8
|
33,5
|
Так, из
таблицы 3 видно, что основная часть расходов федерального бюджета направляется
сегодня на финансирование общегосударственных вопросов, национальной обороны и
правоохранительной деятельности. В сумме эти расходы на 2008 г. составили 43,5% расходов федерального бюджета РФ.
Самая большая
статья расходов федерального бюджета — межбюджетные трансферты. В 2008 г. они составили в абсолютном выражении почти 1500 млрд. руб. Во многом это связано с тем, что в
настоящее время большая часть доходов сосредоточена в федеральном бюджете,
которые потом перераспределяются между уровнями бюджетной системы.
Расходы на
оборону — это вторая по величине статья расходов федерального бюджета. В 2008 г. эти расходы составили почти 670 млрд. руб. Конечно, это намного меньше, чем наше государство
тратило на военные нужды в условиях СССР. В ту пору расходы на вооружение
составляли от 25 до 30% ВВП. Однако если сравнивать эту статью с другими —
поддержка отдельных отраслей хозяйства, включая социальные отрасли, то она
существенно превосходит их.
Третье место
занимают расходы на общегосударственные вопросы — около 650 млрд рублей в 2008 г. Значительное количество расходов по этому разделу во многом объясняется тем, что в новой
бюджетной классификации в состав расходов на общегосударственные нужды входят
расходы на обслуживание государственного долга — примерно '/3 от
общих расходов по этому разделу.
Хочется
отметить, что расходы на обслуживание государственного долга на протяжении
последних лет занимали значительное место в структуре расходов федерального
бюджета. Так, расходы на обслуживание государственного долга в 2003 г. составляли 20,1% расходов федерального бюджета РФ. В 2004 г. они составляли 14,6%. В 2007 г. доля расходов федерального бюджета составляла 8,3%. Хотя доля расходов на
обслуживание государственного долга снижается, однако ее доля в расходах федерального
бюджета все еще остается значительной, особенно если сравнить уровень этих
расходов с расходами на образование, здравоохранение, науку.
Правда к 2009 г. Россия, в основном, погасила внешний государственный долг и это имеет положительные
последствия в целом для бюджета. Средства, которые высвободились по данному
разделу можно использовать на другие направления и это особенно важно при
текущем глобальном финансовом кризисе. Однако, внутренние долги и довольно
значительные еще остались.
Если говорить
о динамике внутреннего долга, то за последние годы его величина существенно
выросла. Так, если в 2000 г. он составлял 190,0 млрд руб., в 2001 г. — 372,6 млрд руб., то в 2002 г. он вырос до 561,3 млрд руб. К 2003 г. общий размер государственного внутреннего долга составил уже 604,9 млрд руб. На 1 января 2005 г. внутренний долг РФ составил 792,5 млрд руб. В последующие годы внутренний долг продолжал
расти. В 2006 г. он составил 843,2 млрд руб., в 2007 г. — 937,2 млрд руб. К концу 2008 г. государственный внутренний долг РФ составил 1 143,2 млрд
руб.
Расходы на
обслуживание государственного внутреннего долга также за последние годы растут.
Так, если в 2002 г. они составляли 55,0 млрд. руб., то в 2004 г. – 57,5 млрд. руб., в 2006 г. – 64,4 млрд. руб., а в 2008 г. уже 68,2 млрд. руб.
Стабильными,
но относительно невысокими являются расходы государства по поддержанию
отдельных отраслей народного хозяйства — промышленности, строительства,
сельского хозяйства, транспорта и др. В 2006 г. эти расходы составят всего 340 млрд руб.
Расходы на
образование также невелики. На протяжении последних лет они составляют не более
4—5% расходов федерального бюджета. Расходы на здравоохранение существенно ниже
— не более 2—3%.
Невелика
также доля расходов на фундаментальные исследования — всего 1,5% расходов
федерального бюджета. Это очень маленькая цифра, причем она постоянно падает. Так,
если в 2005 г. расходы государства на фундаментальные исследования составляли
1,03% ВВП, что составляло 3,87% расходов федерального бюджета, то в 2007 г. уже - 0,69% ВВП. В 2008 г. доля расходов на науку в ВВП составила всего 0,2%, что во много
раз ниже критического уровня, оцениваемого в 3% ВВП. Считается, что при уровне
расходов государства на науку в размере менее 3% ВВП, происходит разрушение
научно-технического потенциала. Такие расходы на науку фактически не позволяют
осуществлять глубокие фундаментальные исследования, которые бы смогли в самое
ближайшее время вывести страну на передовые рубежи научно-технического
прогресса.
Правда,
следует отметить, что в 2008 г. существенно возросли расходы по статье
«Социальная политика». Если в 2007 г. расходы по этой статье составляли всего
9% расходов федерального бюджета, то в 2008 г. — 22%. В настоящее время доля расходов на социальную политику составляет около 5%. Достаточно высокая доля
расходов на социальную политику связана с тем, что по этому разделу учитываются
расходы государственных социальных внебюджетных фондов — Пенсионного фонда РФ,
Фонда социального страхования и т.п.
В течение
каждого бюджетного года, особенно в годы текущего глобального кризиса
Правительство производит коррекцию расходов. Например, добавлено расходов на 2008 г. 25,8 миллиарда рублей в дополнение к предыдущим увеличениям расходной части бюджета текущего
года. Тем самым общая сумма расходов, которая обновляется, - 287,8 миллиарда
рублей.
Дополнительное
увеличение расходов, правда, по его словам, произойдет за счет увеличения
перераспределения расходов между 2008-м и 2009 годами: большая часть придется
на перераспределение расходов инвестиционного фонда.
Дополнительные
420 миллионов рублей выделят Владивостоку на подготовку саммита АТЭС в 2012
году. Как считает премьер Владимир Путин, "это хороший повод придать
дополнительный импульс для подъема всего Дальневосточного региона".
Решение о выделении дополнительных средств на проведение саммита АТЭС было
принято на заседании правительственной бюджетной комиссии. "В ходе
бюджетной комиссии мы договорились дополнительно проработать вопросы
финансирования ряда значимых проектов", - пояснил Путин. В общем, после
такого замечания вице-премьер не возражал ни по одному пункту. А расходы только
увеличивались - на ускорение строительства моста через Волгу в Ульяновске (2,9
миллиарда рублей), дороги Махачкала-Ботлих в Дагестане (1 миллиард), на
техническое оснащение Останкино (350 миллионов).
Кроме того,
ФГУП "Почта России" в текущем году будет выделено 1,6 миллиарда
рублей, ФГУП "Атомфлот" - 400 миллионов рублей. Еще в 1 миллиард
обойдется бюджету реконструкция набережной в Ярославле и в 2,18 миллиарда -
ускорение создания библиотеки имени Ельцина.
Чтобы
успокоить россиян, которые каждую дополнительную копейку расходов, объявлявшуюся
Кудриным, принимали с замиранием сердца, ведь это вклад в рост цен, главный
финансист пообещал справиться с инфляцией. Правда, не лично, а посредством
Центрального банка. Но осторожные признания, вроде "правительство должно
иметь низкий фон инфляции, но мы по-прежнему его упускаем", все же не
удержался и сделал. Сейчас он абсолютно уверен, что Центробанк удержит прирост
денежной массы в запланированных параметрах, несмотря на увеличение
непроцентных расходов федерального бюджета.
Премьерский
формат серьезно изменился с приходом Владимира Путина на Краснопресненскую
набережную. Теперь президиум больше напоминает традиционное совещание
президента с правительством. Прежде чем решить вопросы, стоящие в повестке дня,
Путин внимательно послушал министров. Вице-премьер Сергей Иванов пришел не с
пустыми руками, а с проектом, который одобрил на днях наблюдательный совет
"Роснанотехнологий".
- Сколько
стоит? - спросил Путин, явно не отвлекаясь от мысли раздела допдоходов бюджета.
-
Всего-навсего 300 миллионов рублей, - скромно произнес Иванов.
Зато о
преимуществах говорил долго и упорно, ведь проект по производству асферических
оптических линз с уникальным нанопокрытием позволит сократить число линз и
зеркал в конструкции любой оптической техники, начиная от фотоаппаратов, камер,
ксероксов и, конечно, космической аппаратуры и продукции военного назначения.
Таким
образом, Правительство РФ должно и может контролировать и корректировать
расходование средств государственного бюджета, а также вливание и
дополнительных средств по жизненно-важным приоритетным направлениям, таким как:
реальная экономика, наука и на технологии, поддержка малого и среднего бизнеса,
социальные проекты и другие направления.
3. Пути
совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России
Ключевая
проблема межбюджетных отношений - незавершенность децентрализации бюджетной
системы. Расходы субнациональных бюджетов перегружены обязательствами,
установленными федеральным законодательством («федеральные мандаты»), основная
часть их доходов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой
помощи (в том числе – неформализованной), имеет место резкая несбалансированность
расходных обязательств и возможностей их финансирования. Официальная система
межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной, заведомая невыполнимость
(нерациональность) ее требований позволяет субнациональным властям переложить
основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр. Для
решения этой проблемы необходимо существенно расширить налогово-бюджетные
полномочия региональных и местных властей и повысить ответственность за их
использование при одновременном поддержании конкурентной среды, жёстких
бюджетных ограничений и увеличении доли федерального бюджета в доходах консолидированного
бюджета.
Существует
также проблема нецелевого использования бюджетных средств. Под использованием
средств не по целевому назначению понимается такое их использование, которое не
приводит к результатам, предусмотренным при их выделении, или приводит к этим
результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями. Такая
неправомерность может быть закреплена в правовых актах, в заключаемых
договорах, в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер
выделяемых из федерального бюджета средств.
Конкретные
формы нецелевого использования бюджетных ресурсов и связанных с ними
злоупотреблений могут быть объединены в несколько групп.
Нецелевое
использование бюджетных средств, выделенных на поддержку и развитие отдельных
отраслей экономики: сельское
хозяйство, уголедобыча, туризм.
Нецелевое
использование средств, выделенных на финансирование инвестиционных проектов ("Российский инсулин")
Нецелевое
использование средств, выделенных для финансирования министерств, ведомств,
государственных предприятий: Министерство
образования РФ, Федеральная миграционная служба России, "Русское
видео"
Нецелевое
использование средств, выделенных для финансирования Федеральных
целевых программ
Нецелевое
использование и хищение средств, выделенных на развитие территорий. Особо значительных масштабов достигают злоупотребления и практика
нецелевого использования средств федерального бюджета в регионах вооруженных
конфликтов (Чеченская Республика), а также в ряде субъектов РФ, грубо
нарушающих федеральное законодательство.
Так, в
Калмыкии, по результатам проверки Счетной палаты РФ, обнаружены многочисленные
и масштабные нарушения законодательства, связанные с расходованием средств
федерального бюджета: сбор налогов коммерческими структурами и нецелевое
использование средств, незаконная эмиссия и ряд других нарушений.
Значительные
объемы денежных средств, находящихся на балансе целевых внебюджетных фондов,
широкое предоставление полномочий по их распределению и расходованию,
недостаточный уровень внешнего контроля на фоне общей экономической и правовой
нестабильности способствуют проявлению криминальной активности в поле их
деятельности.
Например,
ситуация в Пенсионном Фонде РФ.
Известны
несколько схем незаконного перераспределения средств Пенсионного фонда в пользу
негосударственных финансовых структур. Наиболее часто используются
вексельная-дисконтная, "прокрутка" пенсионных средств через
коммерческие банки и товарная схема выплаты пенсий.
Выявлено
немало случаев нецелевого использования денежных средств управляющими
региональных отделений Пенсионного фонда: на расширение штатной численности и
заработную плату, выплату премий, выдачу беспроцентных ссуд работникам фонда,
строительство дорогостоящих зданий фонда, вхождение в уставной капитал
коммерческих банков, где размещаются расчетные счета, через которые
"прокручиваются" деньги, определенная часть которых присваивается, о
чем свидетельствуют материалы уголовных дел.
В целях
предотвращения злоупотреблений и неэффективного расходования средств
специалистами предлагается изменить структуру контроля и управления Пенсионным
фондом. Один из возможных вариантов - передача функции сбора пенсионных взносов
Министерству по налогам и сборам. Результатом этой меры может явиться
сокращение в 3,5-4 раза расходов на сбор пенсионных средств и уменьшение в несколько
раз время прохождения пенсионных денег. Эксперты бюджетного комитета Госдумы
считают, что при передаче этих функций налоговым органам сбор средств в
пенсионный фонд возрастет как минимум на 10%. Кроме того, деятельность МНС
гораздо прозрачнее, чем Пенсионный фонд.
Нецелевое
использование и хищение средств Фонда Социального Страхования России.
Используются аналогичные схемы, различающиеся конкретными деталями.
Нецелевое
использование средств внебюджетных фондов на региональном и местном уровнях достаточно
распространено.
В настоящее
время законодательством не предусмотрена уголовная ответственность за
незаконное или неэффективное использование государственных средств. Отсутствие
уголовной ответственности за нарушения при использовании бюджетных средств
способствует повторяемости и распространению этих нарушений. УК РФ
устанавливает ответственность лишь за незаконное получение и нецелевое
расходование государственного целевого кредита, в остальных случаях наказание
ограничивается административными и штрафными санкциями. В этой связи
целесообразно введение уголовной ответственности за нецелевое расходование
бюджетных средств, особенно в крупных размерах.
Важнейшее
значение в выявлении нарушений и злоупотреблений при использовании средств
бюджета имеет деятельность контрольно-ревизионной комиссии Министерства
финансово РФ. Предмет его - использование федеральных средств, поступающих в
виде дотаций, субвенций, ссуд, трансфертов, а также средств, отпущенных на
федеральные государственные программы, государственные федеральные предприятия
и организации, предприятия любых формы собственности по обращениям
правоохранительных органов. Экономические преступления, которые выявляет КРУ,
отличаются повышенной сложностью и требуют высокого профессионализма, которым не
всегда обладают сотрудники правоохранительных органов.
Опыт развитых
стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности
весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само
расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или
района должен быть более подробным и выполняться согласно по каждому
направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на
что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги
налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и
понятным. Есть надежда, что контроль за движением средств федерального бюджета
и их использованием действительно усилится с полным переходом России на
казначейскую систему исполнения бюджета.
До сих пор
остаётся нерешённой проблема чрезмерной бюджетной и налоговой нагрузки на
экономику. По мнению экспертов, условием экономического роста является предел
этой нагрузки в 25% ВВП. По официальным данным, она находится на уровне 33% ВВП
и выше. Характерный признак чрезмерной нагрузки – значительная доля теневой
экономики. Единый социальный налог в размере 35%, по международным нормам,
чрезмерен для такой страны, как Россия. Значит, государственная администрация
плохо работает, государственные расходы не стали эффективными и социально
направленными. Нужно освободить экономику из под государственной опеки, с
одновременным подкреплением рыночного механизма сильной государственной
властью. Однако она должна не командовать бизнесом, а освободить рынок от
монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции,
которые препятствуют рыночным отношениям.
Ещё одна
немаловажная проблема – низкая эффективность расходования бюджетных средств.
Для её решения необходимо пересмотреть структуру бюджетных расходов, сокращая
ненужные расходы, повышать долю капитальных вложений в бюджетных расходах,
улучшать сферу образования и здравоохранения, выплачивать достойную заработную
плату работникам социальной сферы, создать механизм, связывающий доступ граждан
к общественным благам с уплатой налогов. Открытые конкурсы по закупкам товаров
и предоставлению услуг для бюджетных организаций оздоровят экономику, сократят
число злоупотреблений.
Определение
приоритетных направлений расходования бюджетных средств — это очень важная и
ответственная деятельность государства. К сожалению, в России до сих пор
сохраняются целый ряд негативных моментов в области расходования бюджетных
средств. Это низкая эффективность использования бюджетных средств; широко распространенная
практика нецелевого расходования средств бюджета; недостаточное количество
средств, выделяемых на решение социальных вопросов; низкая доля государственных
инвестиций в народное хозяйство, что уменьшает возможности быстрой стабилизации
финансового положения в стране.
Основными
задачами в области совершенствования процесса расходования бюджетных средств в
России являются:
1)обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов;
2)расширение государственного финансирования инвестиций в
приоритетных областях экономики;
3)сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и
целевым программам;
4)уменьшение дотаций по покрытие убытков отдельных отраслей;
5)концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
6)сокращение расходов на содержание государственного аппарата и
обслуживание государственного долга;
7) повышение
эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе
постепенного проведения военной реформы;
8) усиление
контроля за использованием бюджетных средств.
Правительству
РФ следует постоянно пополнять законодательную и нормативно-правовую базу по
вопросу бюджетного финансирования и расходования соответственно требований
времени. Пример тому Федеральный закон №63 от 26.04.07 г. ″О внесении изменений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в
соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных
законодательных актов Российской Федерации″. В Бюджетный кодекс были
внесены существенные поправки в части исполнения бюджетов по расходам. Закон
№63 применяется в полном объеме с 1 января 2008 г.
Заключение
Из всего
вышеизложенного можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является
важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов
производства и распределения общественного продукта и национального дохода,
бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования
основного централизованного фонда денежных средств государства.
Бюджет
является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения
функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в
бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Государственные расходы представляют собой часть
финансовых отношений, связанных с использованием средств государственного
бюджета. Состав расходов бюджетной системы определяется бюджетной
классификацией видов расходов.
В условиях рынка государственные расходы
находятся в определенном соотношении с расходами коммерческих структур,
общественных, религиозных и иных негосударственных организаций. Это соотношение
определяется экономической политикой государства, уровнем благосостояния населения,
размерами государственного сектора в экономике и другими факторами.
Организация государственных расходов основана на
следующих принципах:
1. Принцип целевого использования средств;
2. Безвозвратность государственных расходов;
3. Соблюдение режима экономии.
В
соответствии с Бюджетным Кодексом РФ классификация расходов бюджетной системы
включает:
- классификацию расходов по функциональному
признаку;
- классификацию расходов по экономическому
содержанию;
- классификацию расходов по ведомственному
признаку.
Расходы бюджетной системы по содержанию
представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государственных
функций. Суть целевого использования средств означает, что расходы финансовых
ресурсов из государственного бюджета производятся в соответствии с бюджетной
классификацией в размерах, принятых законом о Бюджете на соответствующий год.
Список использованных
источников
1.
Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Приор, 2007.
2.
Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]. – М.: Приор, 1998.-№145 – ФЗ
3. ФЗ «О
бюджетной классификации Российской Федерации» [Текст]. -2000. - №115
4.
Постановление Правительства РФ «О программе развития бюджетного федерализма в
Российской Федерации на период до 2005 г.» [Текст]. – 2001. - №584
5.
Постановление Правительства РФ «О мерах по повышению результативности бюджетных
расходов» [Текст]. – 2004. - №249
6. Основы
бюджетной системы [Текст]: учебник / М.Афанасьев. – М.:ФОРУМ – ИНФРА, 2004.
7. Климович
В.П. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]/ В.П.Климович//Форум-ИНФРА-М.
– 2006.
8. Финансы,
налоги и кредит [Текст]: учебник / А.М. Емельянов. М.: Изд-во РАГС. – 2006.
9. Управление бюджетом:
Курс лекций. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2002.
10 Бюджетный процесс в
РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. – М.: Издательство
«Перспектива»: ИНФРА - М, 2008.
11. Бюджетная система
Росси: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА,
2006.
12. Финансы. Денежное
обращение. Кредит.: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.
13. Анализ экономики.
Страна, рынок, фирма. Под ред. В.Е. Рыбалкина. Учебник. – М. / Международные
отношения, 2008.