Управление бюджетным процессом
Введение
Глава 1. Управление бюджетным процессом
1.1 Основы управления бюджетным процессом и необходимость
его автоматизации
1.2 Структура системы автоматизации работ бюджетного
процесса
1.3 Структура АИС управления бюджетом
Глава 2. АИТ органов государственной власти бюджетного
процесса
2.1 АИТ бюджетного процесса федерального уровня
2.2 АИТ территориальных и региональных финансов
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность. Очень часто российские компании
действуют по старинке: тише едешь - дальше будешь. И к практике выбора средств
автоматизации, направленных на поддержку процессов бюджетного управления, это
имеет непосредственное отношение. Сегодня в российских компаниях существует
множество мифов и заблуждений по поводу необходимости автоматизации процессов
бюджетного управления и выбора соответствующей системы.
Существует множество
мифов и заблуждений по поводу возможности и необходимости автоматизации
процессов бюджетного управления. Большая часть их апеллирует к специфике
бизнеса компании:
·
бизнес очень мал,
чтобы начать внедрять данное решение;
·
бизнес-процессы
компании трудно формализовать.
Кроме того,
распространено мнение, что поскольку решение принимает человек, а не компьютер,
то неразумно и отдавать принятие решений аналитической программе.
Психологически проще давать указания людям, то есть оставить все как было и не
заниматься "страшным", непонятным и сложным процессом автоматизации.
Ситуация напоминает русскую охоту, где главное - не результат, а сам процесс.
Тем более что, может быть, Microsoft Excel и вполне достаточно для бюджетного
управления? Если внимательно посмотреть на эти тезисы, то видно, что решение об
автоматизации принимается только на основе оценки затрат на подобный проект. А
что на другом полюсе? На другом полюсе - обеспечение качественной информации,
необходимой руководителям для принятия управленческих решений.
Цель исследования – рассмотреть информатизацию
бюджетного процесса.
Задачи исследования:
1.
Изучить основы
управления бюджетным процессом и необходимость его автоматизации.
2.
Проанализировать структуру
системы автоматизации работ бюджетного процесса и структуру АИС управления
бюджетом.
3.
Определить
особенности и характерные черты АИТ органов государственной власти бюджетного
процесса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении дается
обоснование актуальности, ставится цель, задачи работы, строится структура.
Первая глава посвящена изучению управления бюджетным процессов. В ней
рассматривается необходимость автоматизации бюджетного процесса. Вторая глава
рассматривает АИТ органов государственной власти бюджетного процесса. В
заключении делаются выводы по работе.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких
авторов, как: Амириди Ю.В., Кочанова Е.Р., Морозова О.А., Титоренко Г.А. и
других.
1.1 Основы управления бюджетным процессом и необходимость
его автоматизации
Перед созданием любой
системы управления определяются объект управления, задачи, решаемые им, а также
взаимодействие и направленность информационных потоков. Объектом управления в
данном случае выступает бюджетный процесс (БП), а основными его участниками
являются бюджетные учреждения (бюджетополучатели, бюджетораспорядители, органы
исполнительной власти, финансовые органы).
Для автоматизации БП РФ
создается единая автоматизированная информационная система управления,
обеспечивающая единство и предусматривающая взаимодействие бюджетов различных
уровней: федерального, территориального и местного. Системы упрабления одного
уровня решают одинаковый набор задач по заранее разработанной методологии и
технологии обработки данных. Чем выше в бюджетной пирамиде управления стоит
учреждение, тем сложнее и шире перечень решаемых в нем задач, при этом на одном
бюджетном уровне могут находиться различные виды бюджетных учреждений.
Федеральный бюджет РФ (ФБ
РФ) формируется для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий,
выполняемых центральными органами власти. Через ФБ осуществляется процесс
распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и создание
национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и
социальными слоями населения. На ФБ возложено финансирование
общегосударственных органов власти и местного управления, поддержание обороноспособности
государства, развитие науки, образования, федеральных целевых программ и т.п.
На уровне ФБ РФ можно
выделить следующие комплексы функциональных задач, решаемые с помощью
информационных технологий.
Сводное финансовое
планирование на общегосударственном и территориальном уровнях обеспечивается
системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми
балансами в стоимостном выражении. Перспективный финансовый план
разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального
развития государства. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по
мобилизации доходов и финансировании расходных статей.
Со сводным финансовым
планированием тесно связано бюджет-, ное прогнозирование, которое на основе
сложившихся тенденций,, конкретных социально-экономических условий и
перспективных оцет нок предусматривает разработку и обоснование оптимальных
путей развития бюджета. При разработке прогноза бюджета используются
экономико-математические методы (например, метод экстраполяции, метод
экспертных оценок, каузальный метод прогнозирования).
Проект ФБ РФ
разрабатывается Министерством финансов РФ (в настоящее время Федеральной
службой финансово-бюджетного надзора) по поручению Правительства РФ.
Федеральная служба и территориальные финансовые органы должны быть обеспечены
необходимой информационной базой, включающей прогноз социально-экономического
развития страны, основные направления бюджетной и налоговой политики, прогноз
сводного финансового баланса, нормативы финансовых затрат, планы развития
государственного и муниципального секторов экономики, долгосрочные целевые
программы и т.п.
Исполнение ФБ начинается
после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах
подготавливается организационный план, в котором определяются задачи
подразделений по обеспечению выполнения бюджета, при этом на основании
показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая
утверждается исполнительным органом власти.
Контроль за целевым
использованием бюджетных средств предусматривает различные варианты бюджетной
отчетности. В процессе исполнения бюджета все доходы, расходы, дефицит, а также
все бюджетные операции находят отражение в бюджетном учете, организуемом и
осуществляемом финансовыми органами. Финансовые органы подготавливают бюджетную
отчетность и предоставляют ее в Правительство РФ в установленные сроки. После
утверждения отчетов об исполнении бюджетов они передаются для опубликования в
открытой печати.
Свод бюджетов всех
уровней бюджетной системы РФ представляет собой консолидированный бюджет
Российской Федерации (КБ РФ). Он включает в себя ФБ и КБ субъектов РФ. В свою
очередь КБ субъекта РФ включает в себя региональный бюджет и местные бюджеты.
КБ представляет собой
статистический свод бюджетных показателей, характеризующий агрегированные
данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их
использования на территории РФ в целом и ее отдельных субъектов. Для уровня КБ
характерно выделение следующих комплексов функциональных задач: определение
величины нормативных отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ
и размеров дотаций с учетом объемов бюджетов административно-территориальных
образований; анализ формирования и использования централизованного финансового фонда
страны; сводное финансовое планирование доходов и расходов государства;
разработка прогнозов экономического и социального развития государства и его
территорий; расчет показателей обеспеченности жителей страны и территорий для
проведения сравнительного анализа состояния отдельных территорий РФ и с
аналогичными показателями других государств.
В решении задач каждого
комплекса обычно одновременно задействованы различные участники БП, что
подтверждает организационную и информационную сложность БП с точки зрения его
автоматизации.
1.2 Структура системы автоматизации работ бюджетного
процесса
Важной задачей
автоматизации организаций бюджетной сферы являются не только возложение на
компьютер задач контроля за составлением и исполнением бюджета определенного
уровня и формированием смет и форм отчетностей, но и создание
автоматизированного интерфейса взаимодействия всех органов бюджетной системы
между различными уровнями и в пределах одного, а также возможность
взаимодействия с другими внешними структурами. То есть необходимо
автоматизировать процессы межбюджетных отношений.
Координация достижений
информационных технологий в финансовой системе, согласно Указу "О системе
и структуре федеральных органов исполнительной власти", осуществляется
Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, имеющей подразделения по
информатизации и автоматизации в территориальных, региональных и местных
финансовых органах. Благодаря такой системе организации обеспечивается
информационное и технологическое взаимодействие с органами Федерального
казначейства, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового
надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу. Федеральная служба
финансово-бюджетного надзора отвечает за создание ведомственного Фонда
алгоритмов и программ (ФАП), доступ к которым предоставляется территориальным
финансовым органам. Она также организует работу по внедрению достижений ИТ во
все сферы деятельности финансовых органов и определяет стратегическое
направление развития, создает нормативно-правовую и методическую базы
комплексного решения задач межуровневого обмена информацией.
Сложность автоматизации
бюджетной системы РФ заключается в том, что первоначально нужно создать
автоматизированные системы отдельных ее органов (налоговых, казначейства,
органов государственного управления и т.д.), предусмотрев при этом специфику
решаемых ими задач и возможность взаимодействия этих органов между собой.
Органы государственной
власти осуществляют планирование и управление бюджетом РФ. Для планирования ФБ
работники Федеральной службы финансово-бюджетного надзора РФ используют
автоматизированную информационную территориально распределенную систему "Финансы",
которая объединяет АРМ специалистов, работающих в центральном аппарате и
территориальных органах.
Для формирования и
исполнения региональных бюджетов используется автоматизированная система
составления и исполнения бюджета (АССИБ), которая формирует
сводно-группировочные расчеты по бюджетам региональных структур, составление и
исполнение бюджета региона, аналитические расчеты.
Через Банк России и
кредитные организации производится обслуживание счетов, финансируемых из
бюджетов (федерального, территориальных и местных). Для этого используются
внутренние банковские системы фирм "Асофт", "Диасофт", "Интербанксервис"
и другие, а связь с клиентами организуется на базе программно-технического
комплекса "Клиент-банк".
Органы казначейства
контролируют движение денег по бюджетным счетам и статьи расходов бюджетов
разных уровней. В состав АИТ Федерального казначейства входят два основных
программных комплекса.
1. "КАЗНА",
учитывающий доходы ФБ и распределение регулирующих налогов между бюджетами
разных уровней.
2. "СМЕТА — W",
"СМЕТА — F", учитывающие расходы из ФБ и финансирование бюджетополучателей,
организованных органами федерального казначейства.
Для автоматизации
процессов формирования бюджета города и его исполнения в подразделениях
комитета финансов и территориальных финансовых управлений, отраслевых и
территориальных органах управления администрации города, а также на уровне
бюджетных организаций города используется АИС бюджетного процесса — электронное
казначейство (АИСБП — ЭК).
Бюджетные организации
производят расходование бюджетных средств согласно заложенным в их бюджете
статьям и утвержденным сметам. Для автоматизации финансового и бухгалтерского
учета и формирования отчетности на бюджетных предприятиях и организациях
используются собственные программные разработки и часто встречающиеся продукты
фирм "Галактика", "Парус", "1С", "Интеллект-сервис".
1.3 Структура АИС управления бюджетом
Управление бюджетом
осуществляется в масштабах распределенной инфраструктуры — бюджетной сети.
Поэтому, помимо автоматизации деятельности отдельных финансовых органов и
казначейских структур, стоит задача интеграции всех субъектов БП на некотором
уровне бюджетной сферы и создания единого информационного пространства региона,
города, района. Все участки БП должны быть автоматизированы программными
системами, соответствующими перечню выполняемых функций и обеспечивающими
электронный обмен данными в соответствии с порядком взаимодействия участников
между собой. Поэтому разрабатываемая АИС должна быть выполнена на одной
технологической базе, иметь каналы обмена данными и представлять
интегрированный программный комплекс, на базе которого может быть создана
единая многоуровневая распределительная система управления финансами.
Только совместное,
согласованное функционирование АИТ бюджетных органов, межбанковской
расчетно-платежной системы и AT финансово-казначейских органов позволит
повысить оперативность и контроль за исполнением бюджета, вести в режиме
реального времени учет по существующей схеме сбора доходов, формировать бюджеты
различных уровней и целенаправленно доводить средства ФБ до бюджетополучателей.
Все современные
программные продукты, предназначенные для комплексной автоматизации, создаются
с использованием модульного подхода (принципа). Этот подход можно грубо
сравнить с детским конструктором. То есть каждый отдельный модуль
разрабатывается для решения конкретной узкой задачи, при этом обязательно
предусматривается возможность обмена данными между модулями (их стыковка).
Комбинируя наборы исходных модулей, можно создать программный продукт для
решения комплекса задач определенного работника, структурного подразделения,
предприятия в целом, отрасли и т.п.
Модули АИС (основа
структуры) — это программный продукт, решающий конкретную задачу пользователя.
Реализация конкретных модулей производится на АРМ специалистов, отвечающих за
выполнение возложенных на них функций. Модули можно подразделить на:
·
основные, имеющие
собственный пользовательский интерфейс и способные функционировать отдельно
(модуль формирования проекта бюджета; росписи и уточнения плана бюджета;
составления регламентированных отчетов; формирования кассового плана и т.д.);
·
вспомогательные,
расширяющие возможности основного модуля и работающие под управлением его
интерфейса (модуль формирования печатных форм документов и отчетов; модуль
конвертации данных и т.п.)
Технологический процесс
состоит в объединении модулей по технологии решаемых задач. На этом уровне,
согласно задачам органи зации, формируются АРМ специалистов в
соответствии с реализуемыми ими функциями и имеющимися у специалиста
полномочиями. Благодаря стыковке модулей и использованию единого интерфейса
системы возможна гибкая настройка АРМ сотрудника бюджетной сферы и его
своевременная модификация и адаптация к реальным потребностям. Примерами
являются АРМ администратора системы, АРМ казначея, АРМ налогового работника и
т.д.
Функциональная подсистема
— это совокупность АРМ, связанных между собой маршрутными потоками передачи
информации и предназначенная для решения определенной функциональной задачи
бюджетного органа (например, формирование доходной части бюджета, контроль за
расходованием бюджетных средств и т.п.). Функциональные подсистемы работают на
уровне отделов (подразделений). Приложения этого уровня позволяют работать со
сводными результатами и отчетами по определенной функциональной задаче.
Единая многоуровневая
распределенная система управления финансами — это верхний уровень управления
органа государственной власти бюджетного процесса. Она представляет собой
совокупность функциональных подсистем, связанных в единое целое. Приложения на
этом уровне реализуют хранение отчетных данных в базе данных, формируют
стандартные формы выходных отчетов, позволяют проводить анализ и статистические
исследования, организуют создание массивов данных для передачи в вышестоящие
органы и т.п.
Приведенные структурные
элементы должны иметь практическую реализацию на каждом уровне структуры
органов государственной власти БП (федеральном, территориальном, региональном,
местном).
При практической
реализации программных продуктов для каждого субъекта бюджетного процесса не
следует забывать об их возможной архитектурной организации — с открытой или
закрытой (функционального типа) архитектурой.
В программы первой группы
алгоритмы реализации учетных процедур, состав и формы выходных документов
жестко "зашиты" в алгоритм программы. Однако за счет настройки
внешних параметров достигается гибкость этого вида продуктов. При выборе таких
программ возникает необходимость в их дальнейшем сопровождении
фирмой-разработчиком.
Программные продукты
второй группы имеют открытый алгоритм и средства его настройки. Конечный
пользователь сам может настраивать реализацию учетных процедур, менять и
разрабатывать состав и формы входных документов и отчетов. Продукты этой группы
более универсальны и лучше адаптируются к резким изменениям, но их использование
требует высокой квалификации обслуживающего персонала и учета совместимости с
программными продуктами других уровней бюджетной сферы.
Глава
2. АИТ
органов государственной власти бюджетного процесса
2.1 АИТ бюджетного процесса федерального уровня
В конце 1998 г. была
принята концепция информатизации Министерства финансов РФ (теперь Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора РФ), предусматривающая функционирование АИС
"Финансы", реализующей на федеральном уровне следующие
технологические процессы:
·
расчет вариантов
проекта бюджета, учет изменений и составление уточненного плана расходов ФБ;
·
расчет сумм
пособий на детей по регионам;
·
обработка и
анализ статистической информации по промышленному комплексу, легкой
промышленности, сфере услуг, предпринимательству, торговым предприятиям и
организациям;
·
свод годовых
отчетов о расходах на содержание управленческого персонала и служебных легковых
автомобилей по учреждениям и организациям, состоящим на бюджетном
финансировании;
·
анализ данных по
возврату бюджетных ссуд и уплате процентов по статье "Неналоговые доходы";
·
ведение реестра
ценных бумаг, владельцев крупных ценных бумаг, реестра архивных дел и
информационных институтов.
Объединение этих
технологических процессов по их функциональному назначению представляют
функциональные подсистемы (ФП) АИС "Финансы".
ФП "Бюджетный
процесс" реализует планирование и прогнозирование показателей по статьям
бюджета на предстоящий год, подготовку бюджетных статей к рассмотрению и
утверждению, обеспечивает текущее слежение за выполнением бюджетных
показателей, формирует отчетные регистры об исполнении ФБ и КБ.
ФП "Доходная часть
бюджета" обеспечивает расчеты планируемых и прогнозируемых показателей
доходной части бюджетов на всех уровнях управления, бухгалтерский учет доходов
с выявлением возможных возвратов и зачетов переплат налогов в бюджет,
формирование отчетов о кассовом исполнении бюджетов и др.
ФП "Расходная часть
бюджета" реализует комплекс задач по исполнению ФБ и распределению в
установленных пропорциях до ходов между ФБ и бюджетами субъектов РФ. Подсистема
сопоставляет операции бухгалтерского учета со всеми государственными
федеральными ресурсами, обеспечивая информационное сопровождение этих
процессов, и создает возможность осуществления оперативной проверки
соответствия каждой операции конкретному бюджетному ассигнованию.
ФП "Государственное
кредитование" реализует решение задач по планированию государственного
долга с учетом операций по его погашению и обеспечивает информационное
сопровождение проблем, связанных с эмиссией ценных бумаг, разработкой
валютно-кредитной политики и кредитных отношений и т.д.
ФП "Финансовый
контроль бюджета" автоматизирует процессы, связанные с
информационно-аналитической экспертизой и оценкой подготавливаемых и принимаемых
решений в области финансово-бюджетной деятельности, реализует контроль за
расходованием рублевых и валютных финансовых ресурсов с проверкой соблюдения
финансовой дисциплины.
ФП "Финансирование
отраслей народного хозяйства" отвечает за планирование финансовых
показателей на следующий бюджетный период, обеспечивая учет выделенных средств
по отраслям народного хозяйства (социальное обеспечение, здравоохранение и
физическая культура, государственный аппарат, оборонный комплекс, легкая
промышленность и т.п.), формирует сводные отчеты для анализа по истекшему
финансовому году и подготовке рекомендаций на предстоящий бюджетный год.
Отдельные функциональные
компоненты подсистемы АИС "Финансы" являются составными компонентами
интегрированной информационной системы, отражающей целостную картину общей
финансовой обстановки в стране, обеспечивающей ее комплексный анализ,
помогающей в подготовке прогнозных оценок и поддерживающей процессы
коллективного и индивидуального принятия решений. Связь функциональных компонентов
осуществляется с помощью Единой телекоммуникационной сети (ЕТКС), основное
назначение которой заключается в обеспечении внутриведомственной связи между
центральным аппаратом службы и ее территориальными органами с целью повышения
качества, защищенности и скорости передачи информации, эффективности
функционирования центральных и территориальных органов службы в условиях
рыночной экономики и снижения расходов на информационное взаимодействие.
2.2 АИТ территориальных и региональных финансов
Все большее значение в
экономическом развитии РФ и решении социальных вопросов придается субъектам РФ,
для финансового обеспечения задач которых предназначены территориальные
бюджеты. Территориальные финансовые органы — наиболее распространенная часть
финансовой системы страны, в которой совершается наибольший документооборот,
поэтому автоматизация данного уровня носит самый массовый характер. Процесс
планирования и исполнения территориального бюджета состоит из тех же этапов,
что и процессы ФБ, при этом отличия заключаются в составе функциональных задач,
связанных с особенностями структуры доходов и расходов территориальных бюджетов
РФ.
В территориальных
финансовых органах разработаны и используются программные продукты,
подготовленные научными и проектными организациями. В их числе программы НПО "Криста"
(г. Рыбинск), Регионально-вычислительного центра Налоговой службы Чувашской
Республики, Регионально-вычислительного центра Налоговой службы Нижегородской
области, АО "Финтех" и др.
Внедрение АИС "Финансы"
в территориальные финансовые органы позволяет повысить уровень управления
территориальными финансами, региональным и местным администрациям принимать
более обоснованные и своевременные решения по экономическому и социальному
развитию территорий. При этом достигается ускорение получения отчетных данных
об исполнении бюджета по доходам и расходам, повышение достоверности отчетных
данных о поступлении и расходовании бюджетных средств, оперативность обработки
отчетных данных об исполнении бюджета, расширение возможности для
прогнозирования бюджетных показателей, разработка вариантов расчетов к проекту
бюджета, усиление контроля за исполнением бюджета, сокращение трудозатрат,
связанных с учетом бюджетных средств и передачей информации об исполнении бюджета
в другие учреждения и организации. Система состоит из комплексов
технологических задач, реализованных в виде АРМ.
Таким образом,
полноценное управление бюджетным процессом Российской Федерации возможно только
при создании единой многоуровневой распределенной АИС, которая должна
обеспечить единство управления, предусматривая взаимодействие бюджетов
различных уровней. Необходимость автоматизации отдельных органов бюджетной
системы РФ с комплексной увязкой механизма взаимодействия на одном и разных
уровнях иерархической бюджетной системы определяет сложность данного процесса.
При создании АИС
бюджетной системы целесообразно выделять комплекс однотипных задач, решаемых
бюджетными органами, и использовать модульный подход для реализации их решения.
При этом, стыкуя и моделируя наборы модулей, можно достаточно просто
настраивать АРМ бюджетных служащих на основе решаемых ими функциональных задач.
На федеральном уровне
бюджетного процесса работниками Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
РФ в ходе проектирования и исполнения бюджета используется АИС "Финансы".
Благодаря возможности интеграции отдельных компонентов эта система способна
отражать целостную картину финансовой обстановки в стране, обеспечивая ее комплексный
анализ.
Автоматизация задач
территориального (регионального) уровня бюджетного процесса РФ строится на базе
отдельных компонентов АИС "Финансы" и "Автоматизированной
информационной системы составления и исполнения бюджета" (АССИБ), которые
позволяют автоматизировать обработку информации как в отдельном финансовом
органе, так и во всей финансовой системе региона. Также для формирования и
контроля исполнения региональных и местных бюджетов используется сетевой
программный комплекс "СЕ 2 — Бюджет".
1.
Амириди Ю.В.,
Кочанова Е.Р., Морозова О.А. Информационные системы в экономике. Управление
эффективностью банковского бизнеса. – М.: КноРус, 2009
2.
Гришин В.Н.,
Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.:
Форум, Инфра-М, 2009
3.
Информационные
системы в экономике / Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: Юнити-Дана, 2008
4.
Информационные
системы в экономике. Практикум. – М.: КноРус, 2008
5.
Информационные
системы и технологии в экономике и управлении / Под редакцией В. В. Трофимова.
– М.: Юрайт-Издат, 2009
6.
Корчагин Р.Н.,
Поленова Т.М., Сафонова Т.Е. Информационные системы в экономике. Методические
рекомендации. – М.: РАГС, 2009
7.
Кулемина Ю.В.
Информационные системы в экономике. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009
8.
Михеева Е.В.
Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Академия, 2008
9.
Федорова Г.В.
Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита. – М.:
Омега-Л, 2009
10.
Черников Б.В.
Информационные технологии управления. – М.: Форум, Инфра-М, 2008