Оформление долговых отношений и погашение государственного долга РФ
Содержание
Введение
1 Долговые отношения: понятие, сущность, виды,
необходимость заимствования
1.1 Общее понятие государственного долга
1.2 Необходимость государственных заимствований
1.3 Классификация и формы государственного долга
2 Анализ динамики и структуры государственного долга России
2.1 История возникновения государственного долга РФ
2.2 Анализ современной динамики и структуры внешнего долга
РФ
3 Проблемы управления и перспективы погашения
государственного долга РФ
3.1 Проблемы управления государственным долгом РФ
3.2 Перспективы погашения государственного долга
3.3 Анализ возможных вариантов урегулирования долговой
проблемы России
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Динамика структуры внешнего государственного
долга РФ
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос по причине стремительного роста объемов государственного долга.
Критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.
В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению (к этому приводят: во-первых, различия, существующие между российской методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ; во-вторых, накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета); высокая доходность государственных ценных бумаг.
Все вышеперечисленные проблемы и вопросы подробно рассмотрены М.В.Романовским, В.М.Родионовой, А.М.Ковалевой и другими известными экономистами.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена формированием управления задолженностью в России в качестве самостоятельной отрасли российской экономики. Необходимость погашения ранее принятых на себя долговых обязательств является одним из основных факторов, определяющих не только интенсивность новых заимствований России, но и экономическую политику в целом.
Цель курсовой работы – рассмотрение вопроса об оформлении долговых отношений и погашении государственного долга.
Задачами данной работы являются следующие:
· изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
· изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
· проблем формирования и управления внешним государственным долгом и поиск путей их решения;
· анализ путей оптимизации задолженности Российской Федерации.
Предметом исследования выступает долговая стратегия государства. Объектами исследования являются задолженность, под которой понимается часть государственного долга, права требования, по которой принадлежат внешнегосударственным фирмам и учреждениям, а также физическим лицам.
Основная задача в рассмотрении данного вопроса – предложение разумной долгосрочной политики государства в области управления внутренним долгом.
1 Долговые отношения: понятие,
сущность, виды, необходимость заимствования
1.1 Общее
понятие государственного долга
Общее понятие государственного долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Под государственным долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики.
Государственный долг - общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки)[1].
В зависимости
от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг Российской
Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг. Под
государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых
обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в
собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.
Под
муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств
муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом,
составляющих муниципальную казну.
При этом
каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает
по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих
обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти
соответствующего уровня используют все полномочия.
Вопрос о
государственных долгах связан с самим фактом непосредственного участия
государства в экономической жизни общества. Участие это в современных условиях
определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста,
суть которого состоит в обеспечении полной занятости и стабильного уровня цен[2].
1.2 Необходимость
государственных заимствований
Необходимость
государственного вмешательства обусловлена тем, что само по себе действие
закона стоимости, понуждая хозяйствующие субъекты добиваться максимальной
прибыли путем сокращения затрат капитала и повышения качества продукции, не в
состоянии разрешать макроэкономические проблемы[3].
Напротив,
механизм распределения ресурсов, основанный на стихийном внутриотраслевом и
межотраслевом переливе капитала, приводит к нарушению макроэкономического
равновесия, к несоответствию между совокупным спросом и совокупным
предложением.
Идея
государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги
правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на
основе данного подхода государственный долг как проблема не существует, за
исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все
граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного
долга, и должниками по нему.
Государственный
долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности
имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства
Российской Федерации могут существовать в форме:
- кредитных
соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными
организациями, иностранными государствами и международными финансовыми
организациями, в пользу указанных кредиторов;
-
государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
- договоров о
предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров
поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств
третьими лицами;
-
переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг
Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
- соглашений
и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской
Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской
Федерации прошлых лет.
1.3 Классификация
и формы государственного долга
Сложность объекта требует выработки определенного подхода к классификации состава долга, при этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование бюджетной классификации и, во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональному назначению. Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внутренний и внешний долг.
Под внутренним
государственным долгом понимается задолженность государства перед
гражданами, фирмами и учреждениями своей страны, выраженная в валюте РФ.
Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут
указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в
российской валюте[4]. Под внешним
государственным долгом понимается задолженность государства иностранным
физическим и юридическим лицам, другим государствам, международным организациям
и иным субъектам международного права, выраженная в иностранной валюте.
В зависимости
от срока погашения и объёма обязательств выделяют капитальный, основной и
текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают
всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая
начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным
долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым
обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых
наступил. Под основным понимается вся сумма задолжности государства, по
которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в
течение данного периода.
Долговые
обязательства Российской Федерации могут существовать в форме[5]:
·
Кредитных
соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными
организациями, иностранными государствами и международными финансовыми
организациями, в пользу указанных кредиторов;
·
Государственных
ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
·
Договоров
о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров
поручительства Российской Федерации, а по обеспечению исполнения обязательств
третьими лицами;
·
Переоформления
долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации,
на основе принятых федеральных законов;
·
Соглашений
и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской
Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской
Федерации прошлых лет.
2.1 История возникновения государственного долга РФ
Очевидно,
что нельзя рассматривать ситуацию с долгами России без предварительного
изучения истории вопроса.
Первый
в истории России внешний заем был осуществлен Екатериной Второй в 1769 году в
Голландии под 5% годовых[6]. Голландцы
являлись основными кредиторами России во второй половине XVIII – начале XIX вв. К 1815
г. долг перед Голландией превысил 100 млн. гульденов, а расстроенные войной
финансы не позволяли рассчитаться с кредиторами. В эти годы произошла первая в
истории России реструктуризация внешнего долга страны. Долг был окончательно погашен
только через 76 лет – в 1891 г.
Формирование
современной структуры государственного долга началось во второй половине XX века. Широко
распространено мнение, будто основным долговым бременем для России является
долговое наследие СССР.
России
действительно достался крупный внешний долг СССР, однако велик и суверенный
долг России[7].
В 1950-е
гг. внешние заимствования использовались в узких пределах: в форме краткосрочных
и среднесрочных кредитов для финансирования импорта в относительно благоприятных условиях роста
экономического потенциала страны, смягчения международной напряженности.
В 1960-е гг. при оплате импортного оборудования для крупных
объектов активно привлекались прямые долгосрочные кредиты западных банков. Так,
в 1964-1965 гг. Внешторгбанк СССР заключил с английскими, французскими и
итальянскими банками девять долгосрочных соглашении о банковских кредитах
сроком на 10 - 15 лет на общую сумму 480 млн. руб.
Отношение внешнего долга к экспорту поднялось с 52% в 1987 г. до
164% в 1993 г., а к объему ВВП - с 8 до 29%. Увеличивались заимствования у
правительств иностранных государств. Доля кредиторов - правительств других
стран выросла с З,9%в 1987 г. до 14,3% в 1991 г. и 65,4% в 1993 г. Это было
обусловлено сокращением коммерческого кредитования, переоформлением части
обязательств, в том числе просроченной кредиторской задолженности перед бывшими
соцстранами, в задолженность перед государством. В связи с этим несколько
улучшилась структура долга.
Таблица 1.Структура внешнего долга СССР по видам задолженности
(в млрд. долл.)
Распад СССР диктовал необходимость обоснованного распределения
государственного долга СССР. Итогом первого этапа этой работы было определение
расчетных долей бывших республик СССР по ряду параметров (долг, активы,
национальный доход, экспорт, импорт, население).
По расчетным долям следовало распределить порядка 81 млрд. долл.
Из них на Россию приходилось около 49 млрд. долл. Однако этот проект
распределения внешнего долга между республиками реализован не был. К дележу
долга подключилась "семерка". Не обошлось без давления со стороны ЕС.
В результате 28 октября 1991 года от имени Союза и восьми союзных республик в
Москве был подписан так называемый Меморандум о взаимопонимании, который в ЕС
рассматривался как предварительное условие для предоставления России финансовой
помощи, поскольку в ЕС в перспективе ее видели как правопреемницу долга СССР.
На "сговорчивость" России ей было обещано предоставление
отсрочки платежей по внешнему долгу СССР. Документ определял, что союзные
республики принимали на себя "совместную и солидарную
ответственность" по внешнему долгу СССР, т. е. чтобы все республики
отвечали за погашение всего долга СССР. Если одна из них не платит, за нее это
должны сделать остальные. Если же не платят республики, то Россия одна должна
была обслуживать весь союзный долг[8].
В сентябре - октябре 1992 г. представителям "семерки" и
Парижского клуба кредиторов удалось навязать России схему ее единоличной
ответственности по долгам СССР.
В 1975-1985 гг. внешний долг СССР возрос в 2 раза, тогда как за
более короткий период 1986-1992 гг. - в 2,5 раза. В целом после 1985 г. темп
роста задолженности удвоился и составил 41,7% в среднем за год (при падении
ВВП).
После 1992 г. полученные Россией кредиты состоят из кредитов
международных финансовых институтов, правительств иностранных государств и
частных кредиторов. Заимствования Всемирного банка включают следующие группы
задолженности.
Рисунок
1. Структура заимствований Всемирного банка, %
С учетом долга бывшего СССР и суверенного долга России -
внутреннего и внешнего - к началу нового века сформировался общий долг
впечатляющих размеров, снижение которого стало заметным лишь в последние годы[9].
2.2 Анализ
современной динамики и структуры внешнего долга РФ
Размер государственного долга в абсолютном выражении не дает
полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для
оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и
обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая практика
выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки
долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает
страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с
государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой
нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности
переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения
иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше
данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного
продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на
выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный
долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе
страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает
ситуация "долгового навеса". Условной границей начала такого опасного
состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема
ВВП. Подобное положение было характерно для экономики Российской Федерации с
начала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г[10]. За
последние годы объем государственного долга, его удельный вес в объеме ВВП
имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2002 г. объем внешних заимствований составлял 35,88% в объеме ВВП, то в 2008 г. – 7,12 % .
Динамика этого показателя представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Отношение государственного внешнего долга к ВВП
Вместе с тем, в структуре государственного долга России при некотором
снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых"
внешних долговых обязательств.
В 2000 г. удельный вес государственного внешнего долга Российской
Федерации в объеме ВВП и экспорта составлял соответственно 57,3 и 140,7%. Эти
показатели по критериям Всемирного банка соответствовали странам с высоким
уровнем внешней задолженности. За пределами 2005 г. Россия устойчиво перешла к
странам с низким уровнем государственного внешнего долга.
Международные финансовые организации часто пользуются показателем
"резервы/платежи по внешнему долгу", являющимся, по их мнению,
важнейшим индикатором потенциальных проблем страны с ликвидностью -
способностью правительства и резидентов своевременно вьшолнять обязательства по
внешнему долгу, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ на
международные финансовые рынки.
Золотовалютные резервы Российской Федерации в 2005 г. составили
138,9 млрд. долл., а платежи по погашению и обслуживанию государственного
внешнего долга - 17,15 млрд. долл. Таким образом, "резервы/платежи по
внешнему долгу" равны 2,3%, что значительно ниже критического уровня[11].
По состоянию
на 2006 год государственный внешний долг Российской Федерации (включая
обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) складывается
из:
·
задолженности
странам - участницам Парижского клуба;
·
задолженности
странам, не вошедшим в Парижский клуб;
·
задолженности
по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;
·
задолженности
перед международными финансовыми
Организациями;
·
задолженности
бывшим странам СЭВ;
·
еврооблигационных
займов;
·
ОВГВЗ
(облигации внутреннего государственного валютного займа)
·
кредитов
Центрального Банка России.
По состоянию
на 1 января 2006 года задолженность перед странами кредиторами - членами
Парижского клуба составляет 44,4 млрд. долл., или 42,3% от общей суммы внешнего
долга Российской Федерации.
По состоянию
на 1 января 2006 года задолженность перед странами кредиторами - не членами
Парижского клуба кредиторов составило 2,9 млрд. долларов США, или 3,0% от общей
суммы внешнего долга Российской Федерации на указанную дату. Постановлением
Правительства "О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней
задолженности бывшего СССР" Министерству финансов
Российской
Федерации совместно с Внешэкономбанком было поручено представить в
Правительственную комиссию по государственному внешнему долгу и активам бывшего
СССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальным
кредиторам, не представленным в Парижском клубе кредиторов.
По мере
завершения выверки имеющейся задолженности перед странами кредиторами - не
членами Парижского клуба подписывались соответствующие двусторонние соглашения.
В настоящее время заключены двусторонние межправительственные соглашения с 7
странами - не членами Парижского клуба: Кореей, Оманом, Тайландом, Турцией,
Уругваем, Египтом, Мальтой.
Отсутствуют
межправительственные соглашения с Грецией, Кувейтом и Объединенными Арабскими
Эмиратами. При этом в общий объем внешнего долга включены суммы задолженности
по соглашениям Внешэкономбанка с National Bank of Greece от 19 марта 1993 года
в сумме 37,4 млн. долл. и с Kuwait Investment Co SAK от 2 января 1991 года в
сумме 1100,00 млн. долл.
С
Объединенными Арабскими Эмиратами подписан Меморандум о взаимопонимании от 16
марта 1994 года. Сумма задолженности включена во внешний долг на основании
межбанковского соглашения Внешэкономбанка и National Bank of Abu Dhabi от 18
сентября 1991 года в размере 500 млн. долл.
Новый долг
Российской Федерации перед странами - не членами Парижского клуба кредиторов
представлен задолженностью по соглашениям Внешэкономбанка с Экспортным
кредитным банком Турции[12].
Правительством Российской Федерации были предоставлены соответствующие
платежные гарантии Экспортному кредитному банку Турции по выплате основного
долга и процентов, начисленных на сумму задолженности по указанным кредитным соглашениям.
По состоянию
на 1 января 2006 года объем задолженности перед странами - бывшими членами СЭВ
составил 2,8 млрд. долл. и по сравнению с состоянием на 1 января 2000 года
сократился более чем в 5 раз.
Задолженность
по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм включает в себя
обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую
задолженность. Обязательства перед Лондонским клубом кредиторов погашены
досрочно.
Доля
государственных ценных бумаг в составе государственного внешнего долга
Российской Федерации увеличилась за период с 1 января 1995 года по 1 января
2006 года с 18,1% до 38%.
Задолженность
по основной сумме государственного внешнего долга Российской Федерации,
оформленного в государственные ценные бумаги, составляет 41,6 млрд. долл. В
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 1992 года
№1565 и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15
марта 1993 года №222 в целях урегулирования внутреннего валютного долга был
осуществлен выпуск облигаций внутреннего государственного валютного займа
(ОВГВЗ).
Облигации
внутреннего государственного валютного займа - государственные ценные бумаги.
Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на
счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по
состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов
Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций
- одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется
ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпуска
займа - 14 мая 1993 года. Дата дополнительного выпуска - 14 мая 1996 года.
Общий объем эмиссии ОВГВЗ составляет 12935 млн. долл.
Еврооблигации
- это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной
единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории
иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств
в структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составлял по
состоянию на 1 января 2006 года 32,8% (34,4 млрд. долл.).Как правило,
еврооблигации - это среднесрочные или долгосрочные ценные бумаги.
В последние годы наметилась тенденция к
сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000 г. он составил 148,4
млрд. долл., а по состоянию на 1 января 2006 г. снизился до 104,9 млрд. долл.
Рисунок 3. Динамика российского внешнего долга
В 2000 г. Российской Федерации удалось договориться с Лондонским
клубом о списании 1 /3 задолженности бывшего СССР. Это была успешная операция,
которую нам не удалось осуществить с Парижским клубом. Оставшиеся 2/3
задолженности Лондонскому клубу были переведены в еврооблигации, и таким
образом задолженность Лондонскому клубу больше не выделяется в статистике.
Таким образом, задолженность странам Парижского клуба стала почти единственным
субъектом долгов Советского Союза.
Для погашения внешнего государственного долга, и, прежде всего
Парижскому клубу, был создан в 2004 г. Стабилизационный фонд[13].
3.1 Проблемы
управления государственным долгом РФ
Целью управления государственным долгом являются выработка
экономически обоснованного соотношения между потребностями государства в
дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, поддержание
объема долга на экономически безопасном уровне.
В случаях когда государства-должники могут располагать
значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику
самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем
государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к
досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выигрыш от этого получают,
во-первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом,
и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов. Процентные ставки,
которые платит Россия по обслуживанию внешнего государственного долга,
составляют от 7 до 13%, что в 3-4 раза дороже, чем для развитых стран Европы[14].
Благоприятная экономическая ситуация для выкупа внешнего
государственного долга сложилась в Российской Федерации в связи с ростом цен на
углеводородное сырье на международном рынке. Это позволило России сформировать
Стабилизационный фонд, который на начало 2006 г. достигает величины 1 трлн.
долл.
Переговоры с членами Парижского клуба кредиторов, долг перед
которыми на 1 января 2005 г. составил 43,1 млрд. долл., или почти 40% общего
внешнего государственного долга, завершились договоренностью, что Российская
Федерация досрочно выплатила по номиналу 15 млрд. долл. По расчетам Минфина РФ,
только в 2005 г. страна сэкономила на процентах 400 млн. долл., а до 2020 г. -
почти 6 млрд. долл.
Вопросы управления государственным долгом в настоящее время
регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29
июля 1998 г. № 458 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных
ценных бумаг», федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год,
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 1997 г. №245 «О
единой системе управления государственным долгом Российской Федерации», другими
нормативно-правовыми документами, в частности актами Банка России и
Внешэкономбанка.
Действующие правовые нормы по вопросам управления государственным
долгом нуждаются в существенных дополнениях в связи с существующими
экономическими и практическими реалиями. В первую очередь необходимо четко
законодательно закрепить цели государственных заимствований, разграничить компетенцию,
полномочия и функции органов, осуществляющих управление государственным долгом,
а также порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации,
субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги.
Принятие соответствующих изменений и дополнений действующего
законодательства позволит осуществлять достоверный учет состояния
государственного долга и операций по его обслуживанию, создать работоспособный
механизм управления государственным долгом, повысить эффективность заемной и
долговой политики, обеспечить действенный контроль за государственным долгом на
основе прозрачности долговой политики для кредиторов и инвесторов, российского
общества в целом.
Для Российской Федерации главной проблемой с момента
провозглашения ее суверенитета было отсутствие продуманной стратегии управления
государственным внутренним и внешним долгом. Следствием этого стало
экономически необоснованное принятие долга бывшего СССР, особенно внешнего
государственного долга, и затем стремительный рост "нового"
российского долга.
Одним из условий эффективного управления государственным долгом
Российской Федерации является достоверный учет и контроль за его состоянием в
реальном режиме времени. Однако пока учет долговых обязательств в значительной
степени разобщен, а единая база данных государственных долговых обязательств
отсутствует.
Сложности в управлении государственным долгом для Российской
Федерации создали ряд обстоятельств, отрицательно влияющих на проведение
эффективной политики в области государственных заимствований и управления
государственным долгом. Среди таких обстоятельств следует отметить нерыночный
характер основной доли государственного долга, особенно внешнего. К началу 2000
г. структура внутреннего долга была переориентирована в рыночные инструменты[15].
Внешние долговые обязательства длительное время формировались путем привлечения
"связанных" кредитов правительств иностранных государств и
международных финансовых организаций. Это усложняет механизм их перевода в
рыночные инструменты, особенно для использования на вторичном рынке.
3.2 Перспективы
погашения государственного долга
Перспективы погашения внешнего долга РФ объединяют в себе ряд приемов.
В настоящий момент для России наиболее удачной представляется конверсия внешнего
долга в инвестиции или акции предприятий[16]. Однако
необходимо сделать некоторые оговорки. При осуществлении подобного варианта
государство должно выбирать для вложений те отрасли, которые важны для развития
национальной экономики, действительно нуждаются в значительных внешних ресурсах
и не могут привлечь их в обычной ситуации. Как правило, это отрасли с высокой
долей добавленной стоимости, значительными незагруженными производственными
мощностями. Инвестирование в них не приведет к искусственному расширению
совокупного спроса и раскручиванию инфляции.
Представляется целесообразным задействовать в конверсионных
операциях как нерезидентов, так и резидентов. Решающую роль должны играть
определение цены конверсии и заинтересованность инвестора в реализации
соответствующего инвестиционного проекта развития производства.
К сожалению, отсутствие ясной государственной промышленной
политики, в том числе четко обозначенных приоритетов, препятствует эффективному
осуществлению схем обмена долга на инвестиции[17].
В то же время признаки того, что конверсия российского долга в
инвестиции может стать реальностью, уже имеются. Начались переговоры о
конверсии долга с отдельными странами, в том числе с Италией и Испанией.
Принято решение о возможности выкупа итальянскими инвесторами 650 млн. долл.
для реализации инвестиционных проектов на территории России из 5,5 млрд. долл.
задолженности бывшего СССР перед Италией. Уже сделаны первые шаги в этом
направлении: итальянские участники проекта создания учебно-тренировочного
самолета Як/АЕМ-130 готовы погасить перед своим казначейством часть советского
долга в размере 77 млн. долл. За это российская сторона передала итальянцам
пакет технической документации. Было объявлено о приеме заявок от инвесторов
организационным комитетом по межправительственному соглашению между Италией и
Россией о конверсии внешнего долга бывшего СССР.
Происходит постепенный переход от двухстороннего урегулирования
долговой проблемы по схеме конверсии в инвестиции к многостороннему
урегулированию. В марте 2003 г. Парижским клубом кредиторов принято решение об
обмене 10% российского долга на инвестиции. На тот момент он составлял около 40
млрд. долл., что означало возможность вложения в экономику страны порядка .4
млрд. долл.
3.3 Анализ возможных
вариантов урегулирования долговой проблемы России
Перспективным вариантом урегулирования долговой проблемы является
схема обмена долга на товары[18]. В 2002 г.
Внешэкономбанк как реализовал подобную схему в отношениях со Словакией.
Операция предусматривала погашение части долга перед Словакией поставками
вьетнамских товаров, поступающими в счет погашения задолженности Вьетнама перед
Россией. Фактически в данном случае произошел обмен долга на долг. Но возможен
и другой вариант - стимулирование российского экспорта и внутреннего
производства в результате осуществления схем конверсии.
Проблема с товарными поставками заключается в том, что
страна-кредитор должна быть заинтересована в приобретении соответствующих
товаров, а страна-должник - активно способствовать их продвижению на рынок
страны-кредитора. Здесь, как и в случае с инвестиционными схемами, решаются
вопросы не только долговой политики в узком смысле, но и содействия развитию
определенных отраслей национальной экономики со стороны государства. В данном
случае должны соблюдаться принципы, схожие с теми, которые были отмечены для
варианта конверсии долга в инвестиции. Имеет смысл осуществлять в счет оплаты
долга поставки тех товаров, которые в обычных условиях затруднительны в силу
тех или иных обстоятельств (например, ограничения со стороны платежеспособного
спроса потребителя). В то же время наращивание производства этих товаров должно
способствовать диверсификации структуры национальной экономики. Наиболее удачны
в этом отношении поставки продукции машиностроительной отрасли.
Поскольку нам не удалось договориться с Парижским клубом о
списании, то важным источником погашения части внешней задолженности может быть
косвенная форма списания в форме покупки долгов со скидкой. Косвенный метод
списания долга использован, например, Бельгией, которая скупала долги Анголы с
большой скидкой. Швейцарские фирмы скупали долги Сирии со скидкой в 60%. Японцы
интересовались этой формой погашения долгов Вьетнама России.[18,c.3]
Следующий источник облегчения российской внешней задолженности
-реструктуризация государственного долга, включая отсрочку платежа -
секьюритизацию, т.е. перевод задолженности из краткосрочной в долгосрочную
путем выпуска ценных бумаг.
Надо применять новые формы, в частности капитализацию долга.
Страны Латинской Америки давно этим занимаются. Речь идет об обращении долга в
недвижимость и акции. Однако следует предостеречь при этом от одной опасности.
Акции российских фирм, соответствующих западным по конкурентоспособности, эффективности,
объему производимой продукции, численности занятых, продаются на фондовом рынке
в 10—20 раз дешевле, чем аналогичные акции западных фирм[19].
Важным источником погашения внешней задолженности в РФ может стать
использование наших финансовых требований к должникам из развивающихся стран (у
нас этих требований более 100 млрд. долл.). К сожалению, это был ошибочный шаг,
и Россия проиграла на нем, т.к. члены Парижского клуба заставили РФ списывать
задолженность развивающихся стран, в то время как кроме Лондонского клуба
списание долгов РФ не осуществлялось. Вместе с тем возможно реально получить
хотя бы 1/3 этих требований при одновременном внедрении в страны-должники,
например при приобретении за эти долги недвижимости и других видов
собственности, а также предприятий.[20]
В критических случаях при наступлении сроков платежей иностранным
кредиторам можно прибегнуть к помощи международных резервных активов Российской
Федерации, которые на 1 апреля 2005 г. составили 137,4 млрд. долл.
Мало уделяется внимания привлечению долларовых сбережений
населения в кредитную систему, что составляет примерно 50 млрд. долл., и часть
из них можно было бы занять для погашения государственных долгов.
В числе новых источников поступлений и доходов в бюджет следует
назвать торговлю углеводородными квотами на мировом рынке. Согласно Киотскому
протоколу 1997 г. США должны сократить выбросы парниковых газов (на их долю
приходится 20% мировых выбросов), ведущих к потеплению поверхности планеты, на
7%; Япония и Канада на 6%, страны ЕС - на 8% к 2012 г. Россия же из-за экономического кризиса в течение многих лет сокращала выбросы и имеет излишек
квот, который можно придать другим странам, заработав миллиарды долларов.
Аналогичную операцию можно осуществить в случае разрешения Государственной
Думой ввоза из-за границы для переработки и захоронения отработанного атомного
топлива на территории России на сумму около 20 млрд. долл[21].
Не меньшие суммы Россия может получить от борьбы с
"бегством" капитала из страны (примерно 20 млрд. долл. ежегодно)
При наличии
тенденции к сокращению внешнего долга Российской Федерации и снижению долговой
нагрузки на экономику Российской Федерации его структура по прежнему не
является оптимальной с точки зрения управления долгом.
В структуре
государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января
2006 года 38% обязательств приходится на рыночные инструменты, т. е. ценные
бумаги, номинированные в иностранной валюте. К ним относятся еврооблигации,
облигации внутреннего государственного валютного займа и облигации государственного
валютного займа.
При этом
кредиты Правительств иностранных государств составляют 45% в общем объеме
государственного внешнего долга. Управление нерыночной частью долга невозможно
с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках.
Основными
задачами по управлению долгом в ближайшее время будут являться:
·
сокращение
объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их
обслуживания;
·
оптимизация
структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
·
оптимизация
графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
·
повышение
эффективности использования заемных средств.
·
До
настоящего времени в Российской Федерации по существу не создано единой,
целостной системы управления государственным долгом. Существенным недостатком
управления государственным долгом является отсутствие законодательно
закрепленных целей государственных заимствований.
Список
литературы
1.
Бюджетный
кодекс Российской Федерации.: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от
02.02.2006) // Российская газета, № 16, 2006
2.
Федеральный
закон от 29.12.1998 года №192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и
налоговой политики» // Российская газета, № 6, 2005
3.
Балабанов
И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб.
– М.: Финансы и статистика, 2005. – 512 с.
4.
Ворожцов
П.А. О принципах политики России в области управления государственным долгом //
Рынок ценных бумаг, № 18, 2005 -С.20-24
5.
Воронин
Ю.С. Управление государственным долгом // Экономист, № 5, 2005 - С.58-67
6.
Дадашев
А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006
– 248 с.
7.
Златкис
Б.И. Ситуация с госдолгом нуждается в аналитиках // Финансы, № 8, 2005. – С. 10
– 15.
8.
Илларионов
А.Ю.Платить или не платить?// Человек и труд, № 5, 2003 – С. 11-12
9.
Колпакова
Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/ Ред. Колпакова Г. М.-
2-е изд., переработ. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 496 с.
10.
Лебедев
А.И. Управление внешним долгом в России //Проблемы теории и практики
управления, № 7, 2005 - С.37-40
11.
Моисеев
А.К. Внешний долг России – состояние и проблемы платежеспособности. // Проблемы
прогнозирования, № 4, 2005. - С. 99 – 107
12.
Саркисянц
А.Л. Проблема внешнего долга России: исторический аспект // Аудитор, № 8, 2005
– С. 25 – 31
13.
Саркисянц
А.Л. Проблема возвращения финансовых активов России. // Бухгалтерия и банки, №
5, 2005 – С. 15-19
14.
Селезнев
А. Внешний государственный долг: иллюзии и реальность //Экономист, № 7, 2004
-С.31-40
15.
Хейфец
Б.А. Внешний долг России. // Финансы, № 5, 2005 – С. 22 – 24
16.
Чумаченко
А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования
//Рынок ценных бумаг, № 16, 2005-С. 63-66.
17.
Шенаев
В.Н. Проблема внешнего долга России // Бизнес и банки, № 26, 2005 - С.1-3.
18.
Шовиков
С.Н., Килячков А.А. Финансовый рынок в конце 2005 – начале 2006 года. //
Финансы и кредит, № 6, 2006 – С. 33 – 39
19.
Шуркалин
А.Д. Внешний долг: перспективы реструктуризации и обслуживания. // Финансовый
бизнес, № 6, 2002. – С. 12-19
20.
Интернет-журнал
“Экономика России XXI век”//www.ruseconomy.ru
21.
Министерство
финансов Российской Федерации//www.minfin.ru
22.
Счетная
палата Российской Федерации//www.ach.gov.ru/bulletins
23.
Центральный
банк Российской Федерации//www.cbr.ru
[1] Интернет-журнал “Экономика России XXI век”//www.ruseconomy.ru
[2] Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России:
Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006 – с.48
[3] Шенаев В. Н. Проблема
внешнего долга России // Бизнес и банки, № 26, 2005 - С.3.
[4] Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России:
Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006 – с.120
[5] Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и
государственные внутренние заимствования //Рынок ценных бумаг, № 16, 2005-С. 63
[6] Интернет-журнал “Экономика России XXI
век”//www.ruseconomy.ru
[7] Лебедев А. И. Управление
внешним долгом в России //Проблемы теории и практики управления, № 7, 2005 -
С.37
[8] Хейфец Б.А. Внешний долг
России. // Финансы, № 5, 2005 – С. 22
[9] Интернет-журнал “Экономика России XXI век”//www.ruseconomy.ru
[10] Лебедев А. И. Управление
внешним долгом в России //Проблемы теории и практики управления, № 7, 2005 -
С.37
[11] Чумаченко А.А.
Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования
//Рынок ценных бумаг, № 16, 2005-С. 63
[12] Хейфец Б.А. Внешний долг
России. // Финансы, № 5, 2005 – С. 22
[13] Чумаченко А.А.
Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования
//Рынок ценных бумаг, № 16, 2005-С. 63
[14] Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга
России // Бизнес и банки, № 26, 2005 - С.3.
[15] Ворожцов П. А. О принципах политики России в области
управления государственным долгом // Рынок ценных бумаг, № 18, 2005 -С.20
[16] Хейфец Б.А. Внешний долг
России. // Финансы, № 5, 2005 – С. 22
[17] Шенаев В. Н. Проблема
внешнего долга России // Бизнес и банки, № 26, 2005 - С.3.
[18] Лебедев А. И. Управление
внешним долгом в России //Проблемы теории и практики управления, № 7, 2005 -
С.37
[19] Лебедев А. И. Управление внешним
долгом в России //Проблемы теории и практики управления, № 7, 2005 - С.37
[20] Шенаев В. Н. Проблема внешнего
долга России // Бизнес и банки, № 26, 2005 - С.3.
[21] Хейфец Б.А. Внешний долг России. //
Финансы, № 5, 2005 – С. 22