В. Ойкен и школа "ордолиберализма"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
Кафедра экономической истории
Контрольная работа
по курсу «История экономической мысли»
на тему: «В. Ойкен и школа
«ордолиберализма»
студентки 451 группы заочного
факультета
специальность 060400 «Финансы и
кредит»
№ зачётной книжки 067207
Титовой Любови
Александровны
Санкт-Петербург
2009
Содержание
Ведение
Глава 1. Деятельность В.
Ойкена
1.1 Вальтер Ойкен
1.2 Фрайбургский кружок и
переход к рыночной экономике
Глава 2. Ордолиберализм
2.1 Позиция
ордолиберализма
2.2 Фрайбургская школа
(ордолиберализм )
Глава 3. Основные идеи
ордолиберализма, сформулированные В. Ойкеном
3.1 Концепция
конкурентного порядка
3.2 Модель социального
рыночного хозяйства
Заключение
Список использованной литературы
Экономический порядок[1] и экономическая политика
Западной Германии испытывали значительное влияние ордолиберальных идей
Фрайбургской школы. Этот факт хорошо известен и в достаточной степени отражен в
научных исследованиях. Еще во время Второй мировой войны представители
Фрайбургской школы посвящали много времени обсуждению вопроса о том, каким
будет послевоенный экономический порядок. Многие их идеи оказали существенное
влияние на планы немецкого антигитлеровского Сопротивления, касающиеся
определения курса послевоенной экономической и социальной политики. Вместе с
тем, пока слабо освещены исторические связи между идеями немецкого
ордолиберализма, различными направлениями экономической мысли в то время и
переходом к новому экономическому порядку.
В данной работе
представлена информация об ордолиберализме и роли Вальтера Ойкена в
формировании и развитии этого политического течения.
1.1 Вальтер Ойкен.
Вальтер Ойкен (1891-1950)
– глава Фрайбургской Школы Немецкого неолиберализма и основатель ежегодника
Ordo, Ойкен родился в Иене 17 февраля 1891 г. Докторскую степень Ойкен получил в Бонне (1913 г.). Получив звание профессора в берлинском университете (1921 г.), он преподавал экономическую теорию в университетах Tюбингена (1925 г.) и Фрайбурга (1927-50 гг.). Умер он 20 марта 1950 г. в Лондоне, в период чтения цикла лекций
в Лондонской Школе Экономики. Работы Ойкена знаменуют возвращение к
(нео)классике в рамках немецкой экономической науки после доминирования
исторической школы. Однако он подчеркивал необходимость для теоретиков
объяснить реальность и отвергал построение моделей, если это была только
интеллектуальная игра. Выдающийся аналитический вклад Ойкена включает искусное
объяснение инфляции в Германии и обесценение валюты на основе количественной
теории денег (1923 г.), теории капитала, основанной на идеях Бема-Баверка и
Викселя (1934 г.) и, в особенности, на его теории экономических систем (1940 г.) и экономической политики (1925 г.).
1.2 Фрайбургский кружок и переход к
рыночной экономике
Не так просто определить
точное время зарождения Фрайбургской школы. Вальтер Ойкен, который в начале
своей научной деятельности всецело находился под влиянием историко-этической
школы, а с 1923 г. получил известность как теоретик либерального направления,
преподавал во Фрайбурге с 1927 г. В 1932 и 1933 гг. соответственно на
Фрайбургский факультет прибыли юристы Франц Бём (1895–1977) и Xанс Гроссманн-Доерт (1894–1944) –
«очень странное совпадение», как отмечал позже Бём, так как все трое
«совершенно независимо друг от друга» начали изучать одну и ту же проблему
«частной власти в свободном обществе». Начиная с зимнего семестра 1933–1934 гг.
проводились совместные семинары. Роль лидера при этом досталась Ойкену, который
«разработал общую теоретическую конструкцию, придавшую основу и направленность
нашим индивидуальным поискам». Единый подход Фрайбургских ученых стал известен
более широкой аудитории благодаря публикации в 1936–1937 гг. четырехтомного
сборника статей под общим заглавием «Экономический порядок». Первые два тома
предварялись вступительным словом редакторов, в котором уничтожающей критике
подвергалось текущее состояние юриспруденции и экономической науки в Германии.
Вина за «ниспровержение с престола этих двух наук», которые, как было
провозглашено, «не являлись более интеллектуальными силами», была возложена
прежде всего на историцизм. Это суждение привлекло к себе значительное внимание
и вызвало обширную и жаркую полемику, явившуюся по сути кульминацией дискуссии
о предмете и методе экономической науки, возобновившейся в 1930-е годы. Ойкен,
который уже занял четкую методологическую позицию, обозначенную во введении к
его книге «Исследование теории капитала» в 1934 г., ответил своим критикам серией статей, имевшей целью прояснить позиции Фрайбургской школы.
Новый спор о методологии достиг своей высшей точки в ходе дискуссии, вызванной
публикацией работы Ойкена «Основы национальной экономики» в 1940 г. В этой работе были изложены теоретические основы идей экономической политики ордолиберализма.
Остальные представители
преподавательского состава присоединились к Фрайбургской «семинарской группе» в
течение 1930-х годов: Адольф Лампе (1897–1948), Костантин фон Дитце
(1891–1973), Фридрих А. Лютц (1901–1975), Бернард Пфистер (1900–1987), Рудольф
Йонс (1900–1984), Карл Фридрих Майер (1905–1993) и К. Пауль Хенсель
(1907–1975). Частные семинары уже находившегося на пенсии Карла Диля
(1864–1943), проводившиеся регулярно, начиная с зимнего семестра 1934–1935 гг.
и вплоть до его смерти, предоставили возможность для дальнейшего углубления
личных контактов. Тем не менее существовали значительные различия между
теоретическими подходами Ойкена и Диля, наиболее влиятельного и последнего
представителя социально-правовой школы в экономической науке. В новой
обстановке, создавшейся после еврейского погрома в «хрустальную ночь» (9 ноября
1938 г.) преподаватели Фрайбургского университета, включая, наряду с Ойкеном,
Лампе, фон Дитцем консервативного историка Герхарда Риттера (1888–1967),
почувствовали себя обязанными занять более активную политическую позицию.
Христианские верования, которые все они разделяли, также в значительной степени
способствовали этому. Результатом стало создание Фрайбургского кружка, состав
которого с не вызывающей сомнения ясностью охарактеризовал Ульрих Клюге.
С декабря 1938 по
сентябрь 1944 г. на частных квартирах членов так называемого Фрайбургского
Совета регулярно проводились дискуссии. В октябре 1942 г. Дитрих Бонхоффер (ведущий представитель Протестантской церкви в рядах Сопротивления,
обратился к Фрайбургской школе с просьбой разработать программу, которая
послужила бы основой для дискуссии на Всемирной конференции церквей после
окончания войны. С этой целью была создана так называемая Рабочая группа по
Фрайбургскому Меморандуму.
3 ноября 1941 г. Ойкен представил на Рабочей группе по ценовой политике работу под названием «Конкуренция как
основополагающий принцип хозяйственного строя общества», которая в более полном варианте была издана в
сборнике Шмольдерса в 1942 г. В этой работе Ойкен представил свою концепцию
перевода военной экономики на мирные рельсы. Политическое значение данной
концепции подчеркивалось историком Вольфгангом Тройе. Он отмечал, насколько
тяжело было таким людям, как Йенс Йессен, который был одним из его учителей,
сделать так, чтобы «этические взгляды, лежавшие в основе Сопротивления, не
сочетались с убедительными политическими и практическими призывами к действию».
В качестве основы для своего анализа Ойкен берет экономический порядок в
национал-социалистическом государстве. Он отмечает, что «соревнование в
эффективности» играет лишь «вспомогательную роль» в управлении всем
экономическим процессом. Периодически осуществлявшееся вмешательство плановых
органов в регулирование экономической деятельности и замораживание с 1936 г. цен, сопровождавшееся кредитной экспансией, ощутимо подорвали нормальное функционирование
рынка. Согласно Ойкену, такой экономический порядок не может быть «постоянным
порядком»; сразу после окончания войны потребуется «полная реорганизация». Он
выделяет три причины этого:
1. Существование плановой
экономики было связано с необходимостью вооружения армии в связи с подготовкой
к войне. Ее сила и превосходство над рыночной экономикой состоит в способности
быстро концентрировать необходимые ресурсы для достижения конкретной цели.
Однако после войны приоритеты изменятся. Необходимо будет как можно скорее
увеличить предложение потребительских товаров, и потребуются инвестиции в
обновление оборудования, чтобы снова сделать его производительным. Плановые же
экономики не приспособлены к «удовлетворению индивидуальных, часто меняющихся
потребностей».
2. Существовавшие
экономические отношения, основывавшиеся на фиксированных ценах, в значительной
степени устарели, поскольку немецкая экономика развивалась динамично. В
результате фирмы были вынуждены рассчитывать издержки на неверной основе. Общая
фиксация цен должна быть отменена, чтобы цены вновь могли определяться «на
основе действительной полезности конкретных товаров».
3. Кредитная экспансия
привела к «расхождению между совокупной покупательной способностью и совокупным
предложением». Практически любой продукт мог быть продан, результатом чего являлось
неэффективная аллокация ресурсов. Следовательно, кредитная экспансия «не может
продолжаться в произвольном порядке».
Что касается желательного
типа экономического устройства после войны, то согласно Ойкену, стандартным
ответом здесь была «свободная экономика»; однако он отмечал, что всякий,
призывающий к ней, упускал из виду два важных обстоятельства. Во-первых,
избыток денежного предложения должен был быть обуздан, прежде чем будут
устранены регулирующие механизмы. Во-вторых, нельзя игнорировать «процесс
значительной концентрации», имевший место при национал-социализме. Простое
снятие существующих ограничений привело бы к тому, что «контроль над
значительными сферами экономики остался бы в частных руках». В такой
«свободной» экономике, являвшейся целью «влиятельных групп интересов», в
частности, в промышленности, «зависимые массы» оказались бы в положении
«несвободы»; более того, такая модель являлась экономически неэффективной,
поскольку появление монополий, скорее всего, привело бы к сокращению предложения.
Такому типу экономического устройства недоставало бы стабильности по причине
непрекращающихся «монопольных войн», и, в конце концов, восторжествовала бы
«анархия».
Для Ойкена ключевым
вопросом было существование «третьего пути» между централизованным
планированием и laissez-faire. Он был уверен в существовании этого
пути, но призывал к гибкости в определении данной модели, которая, по его
убеждению, должна быть не навязана сверху, а иметь возможность подстраиваться
под условия конкретных рынков. Там, где рынок уже характеризовался наличием
«совершенной (свободной) конкуренции», государство могло сосредоточить свои
усилия в основном на создании условий его функционирования в виде
законодательных рамок. Сюда в первую очередь относилось сельское хозяйство.
Однако многие рынки – в частности, в промышленности – характеризовались
наличием «несовершенной конкуренции». Везде, где это привело бы к появлению
совершенной конкуренции, монополии должны были быть ликвидированы. Там же, где
это было невозможно, возникала необходимость создания механизма «контроля над
монополией», чтобы обеспечить такое поведение монополиста, «как если бы он
находился в условиях совершенной конкуренции». То, насколько могли быть снижены
цены, «на практике должно было определяться отдельно в каждом конкретном
случае». В целом должны были бы быть приняты все необходимые меры для того,
чтобы свести к минимуму сектор экономики с «несовершенной конкуренцией». Это
должно было стать возможным хотя бы потому, что данный сектор зачастую самим своим
существованием был обязан «выборочному вмешательству государства в экономику»,
например, проведению протекционистской торговой политики.
Таким образом, в этой
работе в сжатом виде излагается основа ордолиберальной модели, которую Ойкену
предстояло разрабатывать дальше после войны, в частности, в «Принципах
экономической политики». Заслуживает особого внимания стойкая вера Ойкена в
идеал «совершенной (свободной) конкуренции». Хорошо известно, что при
определении этого типа рынка он отвергал критерий «однородности товаров» и
говорил о «конкуренции товаров-субститутов», усиливаемой техническим прогрессом
и являющейся более значимой вследствие тенденции к крупномасштабным проектам.
Теорию «монополистической конкуренции», разработанную Чемберлином и Джоан Робинсон,
он отвергал как «достаточно сомнительную», потому что она размывала грань между
конкуренцией и монополией.
В свете множества
проблем, возникших в ходе экономической трансформации стран Восточной Европы,
особый интерес представляет тот факт, что Ойкен, в отличие от других
современных экономистов, придавал значительно меньшее значение «требованиям
переходной экономики»: проблемы, сопровождающие трансформацию, могут быть
весьма значительными, однако их можно разрешить только при наличии четко
разработанной концепции «постоянного порядка».
2.1
Позиция ордолиберализма
В немецком
либеральном движении 40 – 50-х годов двадцатого столетия параллельно
существовали две группы экономистов - единомышленников. С одной стороны,
ордолибералы, или представители Фрайбургской
школы, то есть собственно либералы во главе с В. Ойкеном и Ф.
Бёмом, с другой – сторонники социальной рыночной экономики, среди которых Альфред Мюллер-Армак и Людвиг Эрхард. Значительный вклад в
процесс формирования и реализации концепции социального рыночного хозяйства
внесли Александр Рюстов
и Вильгельм Рёпке
сторонники неолиберализма гуманистической традиции.
Единство
взглядов представителей этих групп состояло в том, что личная свобода общества
является ценностью сама по себе. В силу этого социальная рыночная экономика
рассматривалась ими не как набор рекомендаций по восстановлению разрушенной
экономики, а как программа, направленная на формирование политического, экономического
порядка и тех сфер, в которых свобода является основным условием эффективности.
Начало
германскому ордолиберализму было положено экономистом Вальтером Ойкеном и юристом Францем Бёмом в начале 30-х гг. во
Фрайбурге.
Учение ордолиберализма
строилось на принципах конкуренции, то есть на такой ситуации, когда множество
продавцов противостоит множеству покупателей, и никакой индивидуум, а также их
объединение не способны оказывать влияние на рыночную цену. Ордолибералы
исходили из убеждения, что только хозяйственный (или экономический) порядок,
основанный на свободе и ответственности каждого индивидуума, может эффективно
обеспечить общество ограниченными благами и неуклонно повышать всеобщее
благосостояние. В качестве одной из основных задач современного либерального
государства рассматривалась защита конкуренции. Считалось, что политика
конкуренции должна стать справедливой для всех: должен быть принят принцип
универсальной конкуренции, который противостоял бы всем попыткам частных лиц и
государства в целом монополизировать рынок. Они полагали, что развитая система
конкурентного рынка позволяет всем членам общества (вне зависимости от их
социального статуса) вести достойный образ жизни.
В частности,
В. Ойкен утверждал, что каждая конкретная система базируется на сочетании
потребностей людей, природных условий, рабочей силы, товарных запасов,
технических знаний, правового и социального порядка (порядку придано особое
значение). Порядок не устанавливается сам, в его формировании принимает участие
государство. В результате он становится естественным, так как ведет к развитию
полной конкуренции и экономики в целом, что соответствует самой природе
человека и основным принципам экономической свободы.
Ойкен отдавал
однозначное предпочтение свободному рыночному хозяйству и сформулировал
основные «конституирующие» принципы строя конкуренции:
·
Неприкосновенность
частной собственности;
·
Стабильность
денежного обращения и национальной валюты;
·
Открытые рынки;
·
Свобода всех
сделок и договоров, кроме тех, цель которых состоит в ограничении конкуренции;
·
Несение каждым
индивидом ответственности за принятые им экономические решения (т. е.
недопущение фиктивных компаний);
·
Постоянство
экономической политики.
Экономическая
политика, по мнению Ойкена, может быть представлена политикой порядка и
политикой регулирования. Политика порядка включает создание и совершенствование
реальных порядков, в условиях существования которых осуществляется деятельность
экономических субъектов. Вмешательство государства в эту сферу не просто
допускается, но и приветствуется, так как основной его функцией видится
нейтрализация колебаний экономической конъюнктуры, ограничение власти
монополий. Однако государство должно следовать двум принципам: необходим
контроль созданных влиятельных рыночных субъектов (монополий) и следует
создавать экономический конкурентный порядок, а не регулировать естественные
экономические процессы. Политика регулирования – политика воздействия на
процесс хозяйственного развития, где любое вмешательство государства в экономический
процесс недопустимо, а основное значение придается правовому и социальному
порядку.
Ордолиберализм предпринял попытку создать
собственное учение о народном хозяйстве на базе синтеза идей новой исторической
школы, неоклассики и традиционного либерализма.
Методологически
ордолиберализм наиболее близок к новой исторической школе, для которой
характерна трактовка процесса общественного развития как медленной, постепенной
эволюции.
В отличие от неоклассики
в методологическом инструментарии ордолиберализма маржинализм не занимает
самостоятельного места. Он учитывается как распространенный в западных
концепциях теоретический прием.
С традиционным
либерализмом ордолиберализм роднит идея индивидуальной свободы на основе
всемерного укрепления и поощрения частной собственности на средства
производства. Вместе с тем неолибералы, в отличие от своих предшественников,
оценивали процессы хозяйственной жизни с макроэкономических позиций, а не микроэкономических.
Кроме того, ордолиберализм отличается от либерализма эпохи капитализма
свободной конкуренции тем, что он выступал за активное государственное
воздействие на экономику. Причем объектами этого вмешательства ордолибералы, в
отличие от кейнсианцев, считали не сам процесс воспроизводства, а
институциональные основы механизма прибыли и конкуренции.
Основу ордолиберализма
составляют учение о строе конкуренции и концепция социального рыночного
хозяйства. Учение о двух типах экономического строя принадлежит Вальтеру Ойкену
и изложено в его работах Основания национальной экономии (1947) и Основные
принципы экономической политики (1950).
Экономический строй –
совокупность реализованных на практике хозяйственных форм, в которых протекает
повседневный конкретный хозяйственный процесс. Ойкен считает, что ключ к
анализу всех известных в истории экономических систем можно получить, выделив
два основных типа экономического строя. Во-первых, центрально-управляемое
хозяйство, во-вторых, хозяйство общения, или рыночное. Они никогда не
встречаются в чистом виде, но всегда в виде некоторой смеси с преобладанием
одного из них.
Задача экономического
исследования состоит в том, чтобы найти, какой из возможных хозяйственных
порядков реализовался в данном месте в данное время. Решив эту задачу, можно
получить ответы на два вопроса: какова структура хозяйственного порядка и
каковы происходящие в нем процессы.
Если Кейнс объяснял
недуги капитализма хроническим недостатком эффективного спроса, что при
невмешательстве государства в экономику лишает этот строй стимулов к развитию,
то ордолибералы видели источник бед в подрыве совершенной конкуренции,
монополизации. Монополия – отклонение от модели совершенной конкуренции. К
монополистам он причислял профсоюзы, этим обосновывая правомерность принятия
предпринимателями и государством ограничительных мер против них.
Из пассивности
государства Ойкен выводил подрыв совершенной конкуренции и социальные издержки
капитализма, которые могут быть устранены при помощи государства.
Основным направлением
государственной экономической политики является формирование хозяйственного
строя: регулирование монополии и конкуренции, соотношения частной и
государственной собственности, прямых и косвенных мер вмешательства в
экономику, установление правовых норм хозяйствования.
Ордолибералы
противопоставляли постоянство экономической политики идеям Кейнса, считавшего
необходимой гибкую фискальную и кредитно-денежную антициклическую политику.
Государственное воздействие на хозяйственный процесс ордолибералы допускали
лишь в исключительных случаях, связанных с действием экзогенных факторов.
Теория ордолибералов не
могла использоваться в Западной Германии после войны по двум причинам:
1) из-за объективной
необходимости более гибкого государственного воздействия на экономику, чем это
допускали ордолибералы ;
2) строй конкуренции не находил
поддержки у широких слоев населения из-за кризиса 20-30-х г.
Эти обстоятельства были
учтены теоретиками социального рыночного хозяйства. Этот термин впервые
появился в 1947 г. в работе А. Мюллера-Армака Регулирование экономики и
рыночное хозяйство.
Если Ойкен провозглашал
венцом социальной справедливости рыночное распределение доходов в условиях
совершенной конкуренции, то Мюллер-Армак выступал за активную социальную
политику, подчиненную принципу социальной компенсации, что являлось основным
отличием социального рыночного хозяйства от капитализма.
Выдающуюся роль в
практической реализации ордолиберальных идей сыграл Людвиг Эрхард (1897-1977
гг.), вице-канцлер ФРГ при Аденауре и канцлер после его смерти. В книге Благосостояние
для всех (1956 г.), которая явилась отчетом о проделанных преобразованиях,
Эрхард отмечает, что основные цели социального рыночного хозяйства – свобода и
справедливость, причем экономическая свобода невозможна без политической
свободы, без государственных гарантий обеспечения прав и свобод человека, без
социальной защищенности и социальной справедливости.
3.1 Концепция конкурентного порядка
В рамках своей теории В.
Ойкен разрабатывает концепцию конкурентного порядка. Под конкурентным порядком
он подразумевает форму менового (рыночного) хозяйства, при которой условия
конкуренции активно создаются и поддерживаются государством, с тем, чтобы
достичь максимально возможной степени интенсивности конкуренции и одновременно
исключить все факторы, которые могут оказать искажающее воздействие на
конкурентные условия.
Таким образом,
конкурентный порядок в понимании Ойкена является сформированным хозяйственным
порядком. Он отмечает, что конкуренция результатов может проложить себе путь
только тогда, когда государство и общество воспрепятствуют всем другим видам
конкуренции подобно тому, как уголовное право и культура человеческих отношений
должны исключить ведение конкуренции по принципу физического уничтожения.
В. Ойкен выделяет
следующие конституирующие (определяющие) принципы конкурентного порядка:
- неприкосновенность
частной собственности
- стабильность денежного
обращения и национальной валюты;
- открытые рынки;
- свобода всех сделок и
договоров, кроме тех, которые имеют своей целью ограничение конкуренции;
- возложение материальной
ответственности на тех, кто не отвечает за действия хозяйственных единиц (т.е.
недопущение фиктивных компаний);
- постоянство
экономической политики.
Следует отметить, что
представители ордолиберального направления представляли институциональное
регулирование (создание конкурентного хозяйственного порядка) наилучшим антициклическим
средством. Поэтому они критиковали кейнсианцев, считавших необходимой гибкую
фискальную и кредитно-денежную антициклическую политику и настаивали на
необходимости постоянства экономической политики.
Таким образом,
конституирующие принципы конкурентного порядка нацеливают политику на
воспрепятствование тем факторам, которые могут вести к возникновению форм
рынка, не совместимых с конкуренцией (частичной или полной монополии). Кроме
того, политика государства должна ориентироваться и на регулирующие принципы
конкурентного порядка. Регулирующие принципы, согласно ордолиберализму, должны
сводиться к компенсации определенных недостатков экономической системы,
возникающих даже при полностью реализованном конкурентном порядке (например,
внешние эффекты, аномалии предложения, проблема бедности).
Экономический идеал
Ойкена - свободное рыночное хозяйство, основными принципами которого являются:
свобода личности и свобода предпринимательства. Иными словами, развитое
товарно-денежное хозяйство при отсутствии монополий. Роль государства в такой
экономике сводится к осуществлению контроля над соблюдением того, чтобы все
члены общества строили свою хозяйственную деятельность по существующим правилам
и законам. Это положение проиллюстрировал блестящей аналогией В.Репке,
сравнивший государство с опытным футбольным судьей, который следит за
соблюдением правил игры, но сам не играет.
3.2 Модель социального рыночного
хозяйства
На основе идей В. Ойкена
была разработана и модель хозяйствования, которую назвали моделью социального
рыночного хозяйства. Сам термин "социальное рыночное хозяйство впервые был
введен А. Мюллером-Армаком в работе "Регулирование экономики и рыночное
хозяйство" (1947). Концептуально социальное рыночное хозяйство определялось
как своеобразный третий путь, пролегающий между центрально-администрируемым и
рыночным хозяйством (между социализмом и капитализмом) и лишенный недостатков
обоих идеальных типов.
Как мы знаем, теория
ордолиберализма складывалась в период фашистского режима в Германии, поэтому
наибольший интерес к ее идеям проявился в послевоенные годы. Однако по ряду
причин учение о строе конкуренции, так как его задумал В. Ойкен, не было
использовано в первозданном виде. Во-первых, в послевоенной Западной Германии
существовала необходимость более глубокого государственного воздействия на
экономику, чем это допускал Ойкен. Во-вторых, идея насаждения конкуренции у
подавляющей части населения невольно вызывало с разрушительными кризисами,
безработицей и другими социальными неурядицами, характерными для довоенного
капитализма.
Эти обстоятельства были
учтены теоретиками социального рыночного хозяйства. Так, Мюллер-Армак, разделяя
основные принципы фрайбургской школы (неприкосновенность частной собственности,
открытые рынки, стабильность денежного обращения и национальной валюты),
отказался от курса на возрождение совершенной конкуренции путем "обуздания
монополий". Он перенес акцент с антимонопольной проблематики, хотя она и
сохраняла определенную роль в его концепции, на вопросы социальной политики.
В ордолиберальном учении
эти вопросы не имели самостоятельного значения. Ойкен и другие теоретики
фрейбургской школы провозгласили венцом социальной справедливости рыночное
распределение доходов в условиях совершенной конкуренции. Лишь в отдельных
случаях, подчеркивал Ойкен, "если самопомощь и страхование окажутся
недостаточными", сверх этого станут необходимыми "государственные
благотворительные учреждения".
Мюллер-Армак же
провозгласил активную социальную политику, подчиненную принципу
"социальной компенсации", основным отличием социального рыночного
хозяйства от капитализма. "Социальным это рыночное хозяйство становится
благодаря тому - и этим объясняется словообразование "социальное рыночное
хозяйство", - что вытекающее из процесса производства
"функциональное" распределение собственности превращается посредством
социальной политики в общественно желательное "персональное"
распределение доходов".
Главным инструментом
"социальной компенсации" Мюллер-Армак считал прогрессивное налогообложение
лиц с высокими доходами и перераспределение полученных средств в пользу менее
имущих слоев в виде бюджетных дотаций на содержание детей, выплату квартплаты,
строительство собственных жилищ и т.п. Неотъемлемыми формами социальной
политики он также считал создание развитой системы социального страхования (по
безработице, болезни и т.д.) и достойной человека социальной инфраструктуры.
Практическую реализацию
модель социального рыночного хозяйства получила в конце 40-х годов в
деятельности правительства К. Аденауэра и Л. Эрхарда. Результаты этой
реализации оцениваются очень высоко благодаря серьезным экономическим успехам
послевоенной германской экономики.
В данной
работе рассмотрена деятельность Вальтера Ойкена, связанная учением
ордолиберазизма.
Критикуя
планирование, равно как и методы вмешательства в экономические процессы,
Вальтер Ойкен выступал и против свободного рынка образца ХIХ века, который в
условиях ХХ столетия способен стать разрушительным для конкурентного порядка.
Но Ойкен отрицал и возможность “смешанной” экономики, где действовали бы и
элементы конкуренции, и элементы централизованного регулирования экономических
процессов.
Следует
подчеркнуть, что Ойкен отрицал возможность сочетания конкуренции с централизацией,
но не с планированнием, которое не обязательно должно осуществляться из центра.
Вальтер Ойкен
был глубоко убежден в том, что свободу и достоинство человека обеспечит только
такая экономика, которая базируется на конкуренции, и что успех экономической
политики государства возможен лишь в случае, если будут применяться комплексно
все выдвинутые им принципы.
1.
Ойкен Вальтер.
Основные принципы экономической политики. М. 1995
2.
.Ойкен Вальтер.
Основы национальной экономии. М. 1996
3.
История
Экономических учений. Ф.И. Биншток. Учебное пособие. 2 издание. Москва РИОР 2006 г. с. 153-159
4.
Ядгаров Я.С.
История экономических учений: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп./ Ядгаров
Я.С. - М.: ИНФРА-М, 2006.- С.367-374.
5.
Жид Ш. Рист Ш.
История экономических учений. Пер. с английского - М.: Экономика, 1995
экономическое наследие.
6.
Ссылки в
Интернете
7.
#"#_ftnref1" name="_ftn1"
title="">[1] «Экономический порядок» –
исходная категория немецкого ордолиберализма. По словам ведущего представителя
ордолиберализма В.Ойкена, «экономический порядок страны состоит из
совокупности тех реализованных в каждом случае форм, в которых предприятия и
домашние хозяйства связаны между собой и в которых, следовательно, протекает
экономический процесс». (См.: О й к е н В. Основные принципы экономической
политики. М., 1995. С. 76.) Он утверждал также, что «все проблемы экономической
политики сводятся к вопросу об экономическом порядке, и только в этих рамках
они имеют смысл». (См.: там же. С. 83)