Эпистемология XX-го века
Реферат по философии
Тема: ЭПИСТЕМОЛОГИЯ XX-го ВЕКА
План
Вступление
1.
Операционализм
2. Общая
семантика
3.
Структурализм
Литература
Термин эпистемология в переводе с греческого означает знание.
Этот термин был введен в обиход шотландским философом Дж. Фери, который в своей
книге "Основы метафизики" (1854) стал делить философию на онтологию, т.е.
учение о бытии, и гносеологию, т.е. учении о познании.
Сейчас этот термин употребляется в английской, американской
и французской философии для обозначения теории познания.
Бурное развитие научного знания с одной стороны, возрастания
роли языка в научной и социально-политической жизни неизбежно приводили к мысли
о необходимости дальнейшей разработки локковской теории абстракции проблем
языковых выражений и структур в процессе познания.
В попытках решения этих проблем и сформировались философские
учения, совокупность которых и можно обозначить эпистемологией XX века.
Ее главными течениями, пожалуй, являются операционализм,
общая семантика и структурализм.
Операционализм был развит в основном в трудах американского
физика П.У. Бриджмена (1882 - 1965). Рождение операционализма обычно относят к
1927 г., когда вышла работа Бриджмена "Логика современной физики". Идеи
Бриджмена подхватили неопозитивисты Фейгль, Айер, представители общей семантики
А. Рапопорт, психологи - бихевиористы Скиннер, Спенс,
Кендлер, Томмен и др.
Создание общей теории относительности и квантовой механики
потребовало не только пересмотра понятийного аппарата и методов классической
механики, но и осмысление того, что было неудовлетворительным в структуре и
содержании подвергшихся пересмотру понятий.
Это породило потребность в анализе различных способов
формирования физических понятий и роли эксперимента в их образовании, в
частности.
Анализируя создавшуюся ситуацию, Бриджмен высказывает
главную идею операционализма: экспериментальная процедура может выступать как
средство выявления точного смысла некоторых понятий.
Для этого в их определение должен входить метод, позволяющий
в каждом конкретном случае на основе эксперимента (возможно и мысленного) решить,
осмысленно ли (правильно ли) применение этого понятия в данном случае или нет.
Иначе говоря, каждое такое понятие приобретает строгий смысл
лишь в операциональном контексте.
Суть операционализма Бриджмен выразил в лаконичной формуле:
"Значение есть совокупность операций". Так что, по Бриджмену,
выходит, что большинство физических понятий не характеризуют свойства и
отношения вещей и явлений.
Если мы определяем расстояние геометрическими методами, мы
заменяем непосредственные измерительные операции математическими операциями. Однако
в том случае, если мы захотим измерить длину предмета, движущегося с очень
большой скоростью, операции будут иными. Поэтому "длина" Эйнштейна не
означает то же самое, что "длина" обычного опыта. Это разные понятия,
хотя они и имеют общие черты.
Аналогично, чтобы определить длительность чего-то, берут
какой-то периодический процесс (его называют обычно часами), скажем, биение
пульса, как это делал Галилей, колебание маятника и т.п., а затем считают
сколько раз возобновляется этот процесс, пока протекает измеряемая длительность.
Но в теории относительности в операции по определению
времени обязательно должно включаться еще и указания на систему отсчета, в
которой находятся приборы наблюдателя, действия по синхронизации часов и др.
Нужно сказать, что теория абстракций (теория образования
понятий) Бриджмена весьма существенно дополнила теорию абстракций Дж. Локка. Не
все физические и научные понятия и вообще понятия нашего повседневного опыта
образуются посредством сравнения предметов нашего восприятия или мышления и
удержания разумом того общего, чем они характеризуются.
Многие понятия не смотря на их кажущуюся простоту (как в
наших примерах понятие пространства и времени) вообще не могут быть введены
локковским методом.
Однако генерализация операционализма как эпистемологии
современной науки приводит к очень серьезным трудностям. Откуда мы, например,
знаем, что такие объекты науки и повседневного опыта, как звезды, атомы, облака
и т.п. существуют? И Бриджмен вынужден был решать этот вопрос в духе прагматизма.
Звезды, атомы, облака существуют только потому, что
соответствующие им понятия успешно работают в нашем опыте. Опираясь на такое
понимание существования, Бриджмен стремиться проанализировать не только
физические понятия, но и целый ряд понятий философии и социальных наук и тем
самым построить что-то вроде законченной философской системы.
И в итоге он сам вынужден был признаться, что его теория
ведет к солипсизму. "Очевидно, я никогда не могу выскочить из самого себя,
- пишет он. - Непосредственный опыт включает только вещи в моем сознании -
разного рода чувственные впечатления и различные результаты работы мозга и
ничего большего…
Мне представляется…, что солипсистская позиция … является
простым выражением того, что дает мне непосредственный опыт, и нам следовало бы
так изменить наше мышление, чтобы эта позиция не казалась нам антипатичной"[1].
Но как раз солипсизм всегда был антипатичен ученым.
Общая семантика или "антропологическая" теория
знаков возникла в 30-е годы в США. Главными представителями этого течения
являются А. Кожбинский, С. Хаякова, Х. Уолпол, Ст. Чейз.
Из множества традиционных важных семантических проблем они
выделили в качестве основной проблему соотношения языковых знаков и
обозначаемыми ими действительности с точки зрения полезности или вредности для
людей.
Эта проблема, по их мнению, возникает из-за того, что
действительность - это поток ощущений, переживаний, который пребывает в
процессе непрерывного, ежесекундного изменения и поэтому не может быть охвачена
языковыми средствами.
С другой стороны, языковые знаки организуют опыт отдельного
индивида, а не познанное, что лежит за пределами его опыта, символизируется
словами "и так далее".
Вследствие такого соотношения языковых средств к
действительности, а также того, что разные языковые знаки порождают у людей
разные видения мира, возникают многие трудности в общении людей, в их понимании
друг друга и социальные проблемы вообще.
Антропологическая теория знаков, которая призвана решить эти
проблемы, по мнению Кожбинского, должна базироваться на трех основных принципах:
не - полноты, не - тождественности, само - рефлективности.
Принцип неполноты означает тот тривиальный факт, что любое
понятие и соответственно выражающее его слово фиксирует не все богатство
содержания отражаемого в нем предмета, а лишь какой-то признак.
При этом различные люди могут представлять какой-то предмет,
явление, факт разными свойствами, а потому иметь о нем разные представления,
хотя и будут употреблять для их выражения одно и то же слово. Поэтому "слова
сами по себе ничего не значат, они ни что иное, как символы"[2].
Главное назначение принципа не - тождественности состоит в
том, чтобы предостеречь людей от объективизации слов, от их отождествления с
предметами окружающей действительности, от того, чтобы люди не реагировали на
слово, не разобравшись в предмете, обозначаемом этим словом.
Принцип само - рефлективности должен помочь избежать
противоречия между "словесным миром" и "миром реальных вещей".
Это противоречие возникает из-за того, что язык отображает и действительность,
и самого себя.
Единственным связующим звеном между объектом и субъектом
объявляется язык. Познание какого-то фрагмента действительности сводится к
указанию на языковую структуру, которая соответствует данному фрагменту. Через
простую картину языка мы получаем простую картину мира. А вопрос о том, прост
ли мир сам по себе, с точки зрения Кожбинского, праздный вопрос.
Таким образом, у общих семантиков язык не просто форма
выражения мысли, но фактор, определяющий способ видения мира. Люди, которые
говорят на разных языках и думают совершенно иначе. Неправильное употребление
языка разными людьми служит причиной их непонимания друг друга.
Языковые недоразумения, по мнению Хаякавы, могут вызвать
даже войны и международные напряженности. Стало быть, пишут Бродфорд и Газель,
"перестройка нашего отношения к словесным символам может привести к
переориентации в отношении проблем, которые эти символы означают"[3].
Не случайно отец общей семантики Кожбинский назвал общую
семантику не философией в обычном смысле слова, а новой экстенсиональной
дисциплиной, "которая объясняет нам и учит нас, как более эффективно
использовать нашу нервную систему"[4].
Спору нет, что слово имеет чрезвычайную силу в человеческих
делах. Об этом знали еще древние, о чем свидетельствует их интерес к
риторическому искусству, деонтологической (врачебной) этике. Слово сегодня,
особенно в средствах массовой информации - одно из важнейших средств ориентации
массового сознания, особенно его отношения к социальным проблемам.
Структурные особенности языка не могут не оставлять "свой
след" на формирование и осуществление мыслительных конструкций. И в этом
семантики правы. Но они не правы, когда превращают свою теорию в универсальный
инструмент познания и преобразования действительности. Все-таки в начале было
дело, а затем мысль. "В начале сотворил Бог небо и Землю"[5],
- такими словами начинается первая книга "Библии" Бытие.
Начиная с 50-х годов ХХ в. сначала во Франции, а затем и в
других странах стал распространяться структурализм. Главные его представители К.
Леви-Строс, М. Фуко, Н. Мулуд и др., объявили структурный анализ всеобщим
философским методом. В одной из своих работ "Современный тотемизм" Леви-Строс
дает следующую характеристику этого метода:
во-первых, необходимо собрать и проанализировать отдельные
частные факты, составить их максимальный перечень;
во-вторых, установить взаимные связи между фактами,
сгруппировать их и выявить внутренние коррелятивные отношения;
в-третьих, синтезировать все в единое целое, составить
систему соответствующих элементов, создавая тем самым тотальный объект
исследования[6].
Следуя требованиям метода структурного анализа, Леви-Строс в
своих антропологических исследованиях народов, отставших в своем развитии (индейцев
и др.), отправляется от языковой модели того или иного народа.
Затем на ее основе он устанавливает соответствующие отношения
в сфере родственных связей. Далее он переходит к анализу форм мышления и
созданию теории разума, а от них - к теории мифов и, наконец, - к созданию
теории исследуемого общества в целом.
Аналогичную схему исследования культуры предлагает Фуко.
Мулуд в своей книге "Современный структурализм" стремиться
распространить это понимание метода структурного анализа на физику, химию и
другие науки. Ж.Пиаже успешно применяет принципы структурализма в психологии, а
Н. Бурбаки в математике.
Итак, структурализм - это по существу собирательное название
комплекса направлений в лингвистике, этнографии, истории, психологии,
математике и др. науках, объединяемых стремлением к обнаружению, описанию
структур исследуемых объектов и использованию этих структур для дальнейшего
познания этих объектов.
Своему влиянию структурализм в значительной мере обязан тому
обстоятельству, что наиболее видные его представители стремятся исходить из
результатов различных областей научного знания. Центральное место в
структурализме занимает понятие структуры, которая представляется как
субстанция и рассматривается как абстрактная идеальная модель.
Именно эта онтологизация структуры и вводит структурализм в
философскую проблематику и делает его одним из направлений современной
философии.
Однако структурализм, как и всякая конкретная методология,
имеет определенные пределы своей действенности. Требование сосредотачивать
внимание на изучение одних лишь структур изучаемых объектов неизбежно приводит
к тому, что проблемы генезиса и эволюции этих структур остаются без внимания.
С другой стороны, гипертрофирование структур, в которых
живет человек, неизбежно приводит к тому, что при анализе исторических,
антропологических и вообще социальных явлений из поля зрения структуралистов
выпадает личность, субъективный фактор социальной жизни.
Не случайно, поэтому во 2-ой половине 60-х годов
структурализм стал предметом широкой дискуссии. В качестве оппонентов
структурализма выступили экзистенциализм, персонализм, феноменология.
Н. Мулуд высоко оценивает активно-творческую деятельность
человеческого разума в построении и развитии научных теорий. Для него вообще
диалектика как учение о развитии "есть логика в историческом развитии"[8].
1.
Краткий очерк истории философии. - М.: 1971
2.
В.Н. Чекер, Н.Н. Каськов. Философия: курс лекций для студентов, магистров
и аспирантов. Луганск, 2003
3.
Риккерт Г. О понятии философии. - Н.: "Логос" 1910.
4.
Кун Т. Структура научных революций. - М.: 1975
5.
Мулуд Н. Современный структурализм. - М.: "Прогресс", 1973
6.
Bridgeman The Natur of Physical Theori. -
Princeton: 1936
7.
Chase St. The Tyranny of Worts. - New York, 1938.
8.
Brodford C., Hazel M. The Communication of Ideas.
- Boston: 1952
9.
Korzybski A. Scince and Sanity. - Lakevillo,
Coun: 1948
10.
Библия. Ветхий Завет. Бытие, гл.1
11.
Levi Strauss C. Totemisme aujourdnei. - Paris: 1968.
[1] Bridgeman The Natur of Physical Theori. – Princeton: 1936, p. 13
[2] Chase St. The Tyranny of Worts. – New York, 1938, p. 414.
[3] Brodford C., Hazel M. The Communication of Ideas. – Boston: 1952,
p. 165
[4] Korzybski A. Scince and Sanity. – Lakevillo, Coun: 1948, p. XI
[5]
Библия. Ветхий Завет. Бытие, гл. 1
[6] Levi Strauss C. Totemisme aujourdnei. – Paris: 1968, s. 18-23.
[7]
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: «Просвещение», 1969.
[8]
Мулуд Н. Современный структурализм. – М.: «Прогресс», 1973, с. 263.