Философские взгляды Григория Сковороды
Содержание
Введение
1. Путь
Григория Сковороды в Философию
2.
Философская Система Сковороды
3. Связь
философского наследства Сковороды с современностью
Заключение
Список
использованной литературы
СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-94), украинский философ,
поэт, музыкант, педагог. С 70-х гг. вел жизнь странствующего нищего-философа; сочинения
Сковороды распространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинской
культуры.
В философских диалогах и трактатах библейская проблематика Григория
Сковороды переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Смысл человеческого
существования - подвиг самопознания.
Имя украинского философа и поэта-баснописца, автора стихотворений,
басен в прозе, песен, кантов, псалмов занимает очень высокий рейтинг среди имен
знаменитых философов.
В своих философских и литературных произведениях Г. Сковорода
придавал огромное значение исследованию человека, его существования. Науку о человеке
и его счастье Сковорода ситал важнейшей из всех наук.
В рассуждениях относительно этой проблематики, философия
Сковороды имеет религиозно-философский характер, она неотрывно связана с обращением к Библии и
христианской традиции, а поэтому опирается на главные
христианско-мировоззренческие категории: любовь, веру, счастье, смерть и др. Путем
рассуждений о них философ ищет ответ на вопрос, кем является человек, какое
содержание ее жизни, какие основные грани человеческой деятельности.
Вопросы, которые освещал Г. Сковорода в своих философских и
литературных произведениях, являются актуальными и по сей день. А потому данная
тема "Философия Г. Сковороды" является оригинальной и современной и в
наши дни.
Путь Г.С. Сковороды в философию был длинным. Из прожитых
72-х лет он отдал философской работе лишь последние 25 лет своей жизни. Только
в 70-80-х годах XVIII ст. он начал создавать свои философские диалоги,
трактаты, притчи и, странствуя по Украине, стал проповедовать свое философское
учение. А путь почти в 50 лет был только подготовкой к этому путешествию в
образе "старца" - бродячего философа-наставника.
Из чего же состоял этот предфилософский
путь?
Григорий Савич Сковорода родился на Полтавщине в семье
малоземельного казака. Несколько лет он учился в Киево-могилянской духовной академии.
Потом находился в придворной певческой капелле в Санкт Петербурге. В 1744 г. получил
увольнение от должности певчего, с званием придворного уставщика, и остался в
Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к духовному
званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен из бурсы.
Желая пополнить свои познания, Сковорода решил побывать за
границей, куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском. Пешком
странствуя по Венгрии, Австрии, и, вероятно, по Польше, Германии и Италии, он
знакомился с учеными и приобретал новые познания: так, он изучил языки
латинский, греческий, немецкий и еврейский.
Вернувшись в Россию, Сковорода занял место учителя поэзии в
Переяславле и написал для училища "Руководство о поэзии", в котором
проводил много новшеств; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы
Сковорода преподавал предмет по старине, то он не согласился, вследствие чего
был уволен.
В 1759 г. Сковорода приглашен на место учителя поэзии в
харьковском коллегиуме, но, назначенный преподавать правила благонравия,
вследствие некоторых мыслей, выраженных им во вступительной лекции и
истолкованных в превратном смысле, был присужден к отрешению от должности (в
1766 г).
После этого Сковорода большую часть жизни проводил в
постоянных странствованиях пешком по Слободской Украине, останавливаясь по
дороге в крестьянских избах и отказываясь от предлагаемых ему должностей и
занятий и посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так и
своим образом жизни.
Причиной такого разногласия является то, что сочинения
Сковороды до последнего времени не были собраны; напечатаны были лишь некоторые
из его трактатов. Только с появлением его собрания сочинений, изданного проф. Багалеем
(Харьк., 1894), явилась возможность приступить к их изучению.
За годы, потраченные на учебу и преподавание, у Григория
Сковороды не только накапливался жизненный опыт, но и формировалось осознанное
отношение к миру, его проблемам.
Приобретение жизненного опыта и формирование мировоззрения
происходило под действием сочетания двух взаимодополняющих и даже благоприятных
факторов: его многосторонней одаренности, с одной стороны, и социальной
обстановки, которая резко меняется - с другой.
Биографы отмечают, что у Сковороды был глубокий ум,
феноменальная память, поэтические способности, исключительно музыкальный слух и
голос; он писал стихотворения, составлял музыку, играл на нескольких
инструментах, имел способности к рисованию.
Своеобразие исторического момента заключалось в том, что это
было время освобождения от феодального гнета и первичного накопления капитала, которое
сопровождалось моральным растлением, корыстолюбием, алчностью, развратом,
властью вещей, духовной запущенностью [4].
Особенность творческого поведения Григория Сковороды (которая
потом отразилась и на характере его философского учения) заключалась в том, что
при негативном отношении к миру, он избрал такую позитивную форму борьбы со
злом, при которой центр тяжести из области критики политических отношений в
обществе был перемещен в сферу образования, культуры и морали. Причем его
собственный образ жизни полностью совпадал с тем учением, которое он сам
проповедовал.
Сковорода - философ-моралист: он действовал и живым словом,
и сочинениями; понимая значение западноевропейской цивилизации, он вооружался
против утилитарного направления умов, заглушавшего все высшие запросы духа; ответ
на эти высшие запросы он нашел в Библии и в древней классической философии,
которая предохранила его как от мистицизма, к которому он был склонен по
природе, так и от рационализма XVIII в.
В 50-60 годы XVIII века Сковорода создает в основном
литературные произведения. Он написал около 50 песен и стихотворений, создал
цикл басен под названием "Басни Харьковские", сделал переводы ряда
античных мыслителей. В своих произведениях в противовес морали, основанной на
богатстве и власти, Григорий Сковорода прославляет человека "малых желаний"
и ограниченных материальных потребностей.
Басни Сковороды по своему идейному содержанию служат как бы
прелюдией к его философскому творчеству. Уже в баснях звучит один из его
главных философских принципов. Его суть заключается в признании законными и
естественными только тех потребностей и стремлений человека, которые отвечают
естественному, а не социальному отличию людей. Мораль его басен часто превышает
их непосредственный сюжет [3].
Необходимость перехода от творения басен непосредственно к
философскому творчеству особенно явно чувствуется в морали басни №19: "…Свет
и тьма, тление и вечность, вера и бесчестие - составляют мир этот и нужны друг
для друга. Кто тьма - пусть будет тьмой, а сын света - пусть будет светом. От
плодов их распознаете их…".
"Мир ловил меня, но не поймал"
Г.С. Сковорода
Формально философская система Сковороды заключается в одной
строке. Основа этой системы заключается в существовании "двух натур" и "трех миров". Расшифровка существования
"двух натур" следует непосредственно из трактата
"О Боге": "…Весь мир состоит из двух натур:
одна - видимая, вторая - невидимая.
Видимая натура зовется твар,
а невидимая - Бог... У древних [людей] Бог звался “ум всемирный”. Ему в них
были разные имена: натура, бытие вещей, вечность, время, судьба, необходимость,
фортуна и др. А у христиан самые известные ему имена такие: дух, Господь, царь,
отец, ум, истина... Что же касается видимой натуры, то ей также не одно имя,
например: вещество или материя, земля, плоть, тень и др. …".
Вопрос о Боге, который составляет первооснову всего сущего -
"вижу всех причин причину", внутреннюю причину развития всего мира,
является одним из основных вопросов в философской системе Сковороды.
Своим представлением о Боге он поставил себя в оппозицию по
отношению к церкви, что придерживается библейской легенды о создании мира Богом
на протяжении шести дней.
Взгляд Сковороды на Библию представляет собою нечто среднее
между чисто ортодоксальным и рационалистическим ее толкованием. Он смотрел на
Библию, как на поэтическое творение, которое скрывает истину под внешними
образами. Черпая философские идеи из древнеклассической философии, Сковорода
перерабатывал их согласно собственному настроению и тенденциям.
В сфере религиозной Сковорода вел борьбу против бездушной
обрядности и внешности; он протестовал против узкого понимания православия и
христианства. Он не признавал необходимости чудес, так как для познания Бога
достаточно естественных источников, в которых он открывает себя обильно и
очевидно. На философию Сковорода смотрит, как на фундамент и центр образования
вообще: она есть жизнь духа, постоянное искание истины.
В своей умозрительной философии Сковорода находился под
сильным влиянием Платона, у которого он заимствовал определение души, ее
природы и жизни. Изречение Сократа: "познай самого себя" Сковорода
объясняет в смысле познания своей высшей природы, духа, разума.
Дуализм, по учению Сковороды, распространяется не только на
человека, но и на весь мир: везде является материя и форма или идея. В учении о
вечности мира и его бесконечности в пространстве и времени Сковорода отступил
от Платона и находился под влиянием Филона.
Для достижения и личного счастия человека, и общественного
блага Сковорода советовал: не входить в "несродную стать", не несть
должность, природе противную, не обучаться к чему не рожден; все это носит у
него название "несродности". Указать свою сродность - одна из
важнейших задач самопознания и раскрытия воли Божьей, пребывающей в человеке; вне
удачного решения этой задачи не может быть для человека и речи о счастье.
В своих философских сочинениях Сковорода, между прочим,
выступал проповедником идеи национальности. Он старался сочетать разум и веру: разум
должен стремиться к отысканию истины, которая не дана человеку Богом, а
постепенно открывается им - но наряду с разумом видное место занимает и вера.
В отличие от церковного, Бог у Сковороды - вечное начало - неуловимый
и невидимый, поскольку он, "будучи присутствующим во всем, не является ни частью,
ни целым, не имеет меры, часовой и пространственной характеристики". Такое
понимание Бога, что отождествляется с природой, получило в философии название
пантеизма.
Сам термин "пантеизм" был впервые введен
английским философом Джоном Толандом, хоть представления о тождественности Бога
и природы были заложены еще нидерландским философом Бенедиктом Спинозой.
Представление Сковороды нельзя отнести ни к чистому
идеализму, ни к чистому материализму. У него Бог и материя сосуществует рядом,
хоть невидимая натура всегда первична - то есть в Сковороды цель развития
материи задана Богом. Поскольку какое-нибудь развитие мира понимается
Сковородой как осуществление цели, то развитием управляют внутренние законы,
которые определяют возможные границы саморазвития. Эти границы саморазвития
заданы Богом и от людей не зависят. Творчество же возможно только в рамках
отведенных Богом - естественными законами - границ.
Весь мир по Сковороде состоит из трех миров: большого,
малого и символического: большой (космос) - это природа; малый (микрокосмос) - человек;
символический - Библия. В каждом мире существуют два начала: Бог или вечность и
материя или временное; во всей природе дух господствует над материей. Что же
скрывается под существованием "трех миров", каждый из которых также
владеет двумя натурами - видимой и невидимой.
Первым и главным миром у Сковороды является вся Вселенная - макрокосм.
Макрокосм включает у себя все рожденное в этом большом мире, сложенном из
параллельных бесчисленных миров. В этом мире нет ни начала, ни конца - он вечен
и безграничен. Целью познания этого мира является не описание отдельных
предметов, а раскрытие их невидимой натуры - постижение их внутреннего
значения, потому что через внутреннюю суть отдельных вещей можно постичь "тайные
пружины развития всей Вселенной". При этом Сковорода считает, что
внутренняя невидимая суть вещей всегда связана с видимой через внешнюю форму,
которая определяется мерой, ритмом, симметрией, пропорцией.
Вторым из "трех миров" является малый мир - микрокосм
- мир человека. Обратимся к трактату под названием "Симфония, названная
книга АСХАНЬ, о познании самого себя". В этом трактате, от имени одного из
действующих лиц, - "Вторая" - задается вопрос с последующим на него
ответом: "…А что же такое человек? Что бы оно не было: или дело, или
действие, или слово - все то напрасность, если оно не получило своего
осуществления в самом человеке... вся эта ризновида
плоть, вся неизмеримая бесчисленность и видимость сходится в человеке и
пожирается в человеке. …". Следовательно, согласно с представлениями
Сковороды, все, что осуществляется в мире - макрокосме, находит свое завершение
в человеке - микрокосме.
Из позиций учения Сковороды возможности познания мира
человеком ничем не ограничены. Стремление человека к познанию отождествляется
со стремлением человека к Богу без посредников, потому что Богом является сама
природа, а человек - ее творение, - познавая Бога - познает самого себя. В этом
значении Сковорода отрицает агностицизм - учение о непознаваемой мира. Очень
тонким моментом в теории познания Сковороды является тот факт, что он не
связывает умножения человеком своих познаний с ростом материальных
потребностей, удовлетворение которых понимается как
достижение человеческого счастья. Быстрее наоборот: чем лучше человек познает
самого себя и окружающий его мир, тем умнее и скромнее должны быть его
потребности.
Эта мысль особенно ярко выражена в "Притче, названной
"Еродий":
“…Умей малым ты удовлетворятся. За большим не женись,
Сети брошены на ловы, их ты весьма берегись.
Я говорю вам, что не нужно жить в роскошах,
На таких, говорю, повсюду распинают сети.
Триста упало в неволю из страсти в этом времени,
Шестьсот плачут в болезнях - очень были лакомые. …".
Что же касается счастья, то оно связано не с удовольствием
все растущих материальных потребностей, а с радостью труда [5].
Существующий же мир Сковорода характеризовал в одном
трактате как: "мир есть пир бешеных, торжище которые качаются, море
которые волнуются, пекло которые мучаются", а в другом, как: "мир
есть море которые топятся, страна является язвой прокаженных, ограждение
свирепых львов, острог привлеченных, торжище блудных, печь, распыляющая
страсти, пир бешеных, хоровод пьяно-сумасбродных, и не протрезвятся, пока не
устанут, кратко сказать, слепые за слепым в бездну грядущие".
Возможность преодоления человеком моральных недостатков
Сковорода связывает не с внешними обстоятельствами, а с внутренними качествами
человека. Вообще науку о человеке Сковорода считает выше всех наук. Человеческое
счастье он рассматривает только через призму внутренней натуры человека. Из
философии Сковороды следует, что внутренняя натура, в конечном результате,
выражается через взаимодействие с определенным видом труда. Тема "родственного
труда" - эта одна из самых важнейших тем, которые развиваются Сковородой. Эта
тема перешла из его басен в философию и достигла такой высоты, что приобрела
значение общего принципа, который определяет не только человеческое счастье, но
даже значение человеческого бытия.
Сковорода и сам написал несколько притч с вымышленными
образами, но с глубоким внутренним значением. Поэтому и Библию он рассматривал
как инструмент постижения скрытой тайны. Постижение внутренней натуры Сковорода
связывает с познанием красоты. Он считает, что внешняя форма - это случайное,
явление, которое вносится в природу, а внутренняя натура - это истинный
источник красоты.
Применяя философию двух натур и трех
миров к человеку, Сковорода заключает, что человек осуществляет прекрасные
поступки и счастлив только тогда, когда она согласует свое поведение и образ
жизни со своими естественными склонностями.
Необходимо отметить, что как богослов, Сковорода находился
под влиянием восточных отцов и учителей церкви, в особенности писателей
александрийской школы - Климента и Оригена, которые для постижения Св. Писания
не довольствовались буквальным его толкованием, а посредством аллегорических
объяснений стремились открыть внутренний его смысл. Еще больше, чем
сочинениями, Сковорода имел для Украины значение всею своею жизнью: он был
человек свободолюбивый, с большою стойкостью нравственных убеждений, смелый в
обличении местных злоупотреблений. Несмотря на некоторый свой мистицизм и
семинарский, топорный и нередко неясный слог, Сковорода умел на практике быть
совершенно понятным и вполне народным человеком во всей Украине тогдашнего
времени.
В Сковороде как бы олицетворилось умственное пробуждение
украинского общества конца XVIII в. Повсеместно на Украине во многих домах
висят портреты Сковороды; его странническая жизнь служит предметом рассказов и
анекдотов, странствующие певцы усвоили его песни.
Многочисленные сочинения Сковороды делятся, по форме своей,
на философско-богословские и литературные труды. Первыми
богословско-философскими сочинениями Сковороды были трактаты "Наркис,
разглагол о том: узнай себе" и "Асхань, или симфония о познании себя
самого": они посвящены вопросу о самопознании, который является исходным
пунктом всего мировоззрения Сковороды. К этим двум трактатам примыкают "Разглагол
о древнем мире" и "Беседа двое" (1772); в последнем сочинении
говорится о двух мирах - ветхом и новом, о двух началах - тленном и вечном. Наиболее
просто, удобопонятно и вместе с тем систематически Сковорода изложил свои
взгляды на религию и христианство в сочинении: "Начальная дверь ко
христианскому благонравию" (1766): это - конспект курса, читанного молодым
дворянам в харьковском коллегиуме. Специальными исследованиями, посвященными
Библии, являются сочинения Сковороды: "Израильский змий" (1776),
"Жена Лотова" (1780) и "Потоп змиин" (написаны в конце 80-х
гг.). "Дружеский разговор о душевном мире" и "Алфавит мира"
(1775) - лучшие сочинения Сковороды, посвященные вопросу практической философии
- в чем заключается счастие человека. Сочинения С.: "Борьба архистратига
Михаила с сатаною" (1783) и "Пря бесу с Варсавой" являются
мистическими и аллегорическими: основная тема их - "легко быть благим".
К литературным сочинениям Сковороды принадлежат "Харьковские
басни" (1774 г); каждая басня состоит из фабулы и силы, т.е. указания ее
внутреннего смысла. К басням примыкают притчи: "Благодарный Еродий" (трактуется
о воспитании) и "Убогий жаворонок" (о спокойствии; написаны в 1787 г).
Наконец, Сковорода написал ряд стихотворений, большую часть которых он назвал
"Садом божественных песней, прозябшим из зерн Священного Писания": все
они написаны на библейские тексты; некоторые представляют из себя похвальные
оды различным лицам. Не вошли в состав "Сада" басни, эпиграммы,
изречения. Некоторые стихотворения написаны на латинском языке. Кроме того, ему
принадлежат несколько переводов.
Первым трудом Григория Сковороды, появившимся в печати, был
трактат "Наркис или познай себя", напечатанный без имени автора, под
заглавием "Библиотека духовная" (СПб., 1798); затем были напечатаны
его "Начальная школа по христианскому добронравию" ("Сион. Вестн.
", 1806, с кратким введением о его жизни), "Дружеский разговор о
душевном мире" (М" 1837), "Беседа двое" (М., 1837), "Убогий
жаворонок" (1837), "Харьковские басни" (1837), "Брань
архистратига Михаила с сатаною" (1839), "Сочинения в стихах и прозе"
(СПб., 1861: 5 трактатов С., стихотворения, переписку и др.). Наконец, по
случаю столетия со дня смерти Сковороды, были изданы под редакцией проф.Д.И. Багалея
"Сочинения Г.С. Сковороды" (Харьков, 1894), в которых собраны по
возможности все сочинения автора: по цензурным условиям не вошли в это издание
"Жена Лотова", "Потоп змиин", а из трактата "Израильский
змий" напечатан лишь отрывок [6].
В философском учении Сковороды самым сильным и ярким для
современности является тезис о счастье человека и человечестве в целом.
У Сковороды понимание счастья имеет более глубокие корни. Суть
счастья он связывает с образом жизни самого человека. Наиболее полно эта суть
раскрывается через высказывание Сократа: "…Другой живет для того, чтобы
есть, а я - ем для того, чтобы жить. …" - которым Сковорода открывает свой
трактат под названием "Икона Алкивиадска".
Своим пониманием счастья Сковорода как бы защищает
человеческую "природу" от примитивной ее сводки к потреблению и
пользе. Сам он избрал такой образ жизни, который с его слов помогал ему не
"жить лучше", а "быть лучше". Стремление "быть лучше"
он связывал с понятием "чистой совести": "лучше час честно жить,
чем опоганить целый день".
Наибольшей глубины тезис о счастье достигает в тот момент,
когда Сковорода определяет саму суть "честной жизни" и "чистой
совести". Оказывается, эта суть раскрывается через трудовую деятельность
человека. У Сковороды не всякий труд ведет к честной жизни и чистой совести. У
него труд - это не обязанность, не долг, не принуждение (как общество считает
сегодня), а, напротив, свободный выбор человека. Процесс труда рассматривается
как наслаждение и ощущение счастья даже независимо от его результатов. Такому
труду Сковорода дает определение "родственная". Разделение людей,
которые занимаются "родственным" и "неродственным" трудом -
это и есть самая глубокая мысль, на которую можно опираться при решении
современных проблем человечества. Мысль о том, что счастье человека заключается
в труде, и что она сделала мартышку человеком, посещала много философов и
раньше. Но определение труда из позиций источника свободы и счастья, или
источника страдания и несчастья людей встречается достаточно редко. У Сковороды
впервые эта тема определилась как главная и в литературных произведениях, и в
философских трактатах. Все его творчество исходит из понимания того, что
человечество может объединить только труд с общественной пользой и личным
счастьем - "родственный" труд. Труд же "неродственный" - источник
деградации и человека, и человеческого общества.
Современный экологический кризис - это свидетельство того,
что человечество занимается в основном "неродственным" трудом и еще
не осознало роль "родственного" труда, связанного с сутью самого
человека. Только на основе познания человеком своих естественных способностей -
своей функции в природе, можно перейти на перспективную траекторию развития.
Передовая часть человечества чутко улавливает это мнение
Сковороды. Мировая общественность сейчас признает, что счастье и мир на планете
зависит в большей мере не от того, что люди умеют делать,
а от того, на что направлена их деятельность.
Занятие "родственным" трудом налагает отпечаток и
на образ жизни человека. Биографы Сковороды, например, утверждают, что писатель
Лев Толстой любил Сковороду именно за то, что его образ жизни гармонировал с
его учением. Сам же Толстой страдал от дисгармонии между собственным учением и
бессилием порвать с жизнью, не соответствующим его идеалам [2].
Философское наследство Г.С. Сковороды многогранно. Оно
охватывает самые разнообразные аспекты человеческой жизни: науку, религию,
культуру, искусство. Вполне естественно, что обо всем написать невозможно. Однако,
что можно однозначно утверждать, так это то, что все грани
опираются на общий центральный стержень, который рассматривает проблему природы
человека и ее назначения. Этот стержень включает в себя и сам образ Сковороды, который
подтвердил практикой жизни силу своего учения.
Однозначно, что учение Сковороды возникло не на пустом месте.
Можно лишь отметить, что еще греческий философ Сократ, на чьи высказывания
часто опирался Сковорода, считал нравственность-добропорядочность и
знание-мудрость тождественными понятиями. Странствия Сковороды в образе "старца"
также напоминают проповеди Сократом своих идей на улицах и площадях.
Значение философского наследства Г.С. Сковороды и в том, что
на него можно опираться в наше непростое время, когда человек накликает на себя
опасность результатами своего же труда, когда при увеличении числа храмов
хранится рост преступности, когда труд человека потерял всякую
привлекательность, а жизнь стала бесцельной (если она не связана с накоплением
капитала) и незащищенной.
Многие из перечисленных проблем могут получить развязку,
если возродить тему "родственного" труда, поставленную Сковородой
почти 250 лет назад. Невзирая на то, что эта тема получила развитие в
украинской литературе, она все еще ожидает своего постижения.
1. Агапов В.И. Проблемы философии. Рязань,
1998.
2. В.П. Кохановского. Философия: Учебник
для высших учебных заведений / под ред. Ростов н/Д. "Феникс", 1996.
4. Надольний I.Ф.,
Андрущенко В.П., I.В. Бойченко, В.П. Розумний и др.; Под
ред. I.Ф. Надольного. Фiлософiя: Навчальний посібник
/ - К.: Вiкар, 1997. 584с.
5. Пичугин А.Н., Учебное пособие по
курсу философии, 2000.
6. Философская энциклопедия, М. 1962.