Философия насилия
Реферат по философии
Тема: «Философия насилия»
Введение
Поскольку философия наука о Всеобщем, анализ любого явления она
доводит до обнаружения исходного основания. Знание этого свойства позволяет
давать описание свойств внешнего мира и с помощью этого изменять природу,
общество и мышление. Это позволяет понять явление, то есть узнать то общее, что
образует данное множество явлений, и как это общее организует бытие каждого
проявления этого явления.
Так как философия доводит анализ любого явления до обнаружения
предельно широких множеств, это множества объективного и субъективного, т.е. любую
проблему философия начинает решать с анализа взаимоотношений объективного и
субъективного в пределах существования данного явления. Таким образом, мы
должны решить основной вопрос философии, отнеся данное явление к одному из
предельно широких множеств: материального или идеального.
Также мы можем сформировать определение понятия явления, исходя из
определения общества и человека.
Кроме того, мы имеем возможность представить структуру явления,
исходя из определения структуры.
Также, философия даёт нам аппараты исследования – с помощью
диалектического и метафизического подходов.
И наконец, полученные знания формируют и изменяют наше
мировоззрение и методы исследования и преобразования мира.
1. Понятие насилия
Насилие, как явствует уже из этимологии слова, есть применение
силы, опора на силу, действие с помощью силы. Однако не всякое применение силы
можно именовать насилием; совершенно очевидно, что таковыми не являются,
например, действия штангиста, поднимающего тяжелые гири, или шахтера,
прорубающего тоннель в скалах. О насилии можно говорить тогда, когда сила
переламывает силу. Но и здесь требуется уточнение. Не принято считать
насильственными действия волка задравшего овцу, или охотника, победившего в
рукопашной схватке медведя. Насилие имеет место только во взаимоотношениях
между людьми, поскольку они обладают свободной волей; оно в этом смысле есть
общественное отношение. Насилие разрывает общественную коммуникацию, разрушает
ее общепризнанные основания, получившие выражение в традициях, обычаях, праве,
иных формах культуры. В этом смысле оно всегда представляет собой нарушение
некоего договора, нормы, правила, односторонний выход за принятые рамки
коммуникации. Совершающий насилие в отношениях с теми, на кого направлены его
насильственные действия, преступает некую черту, которую они ранее обязались не
преступать. В процессе насилия одни индивиды (группы людей, сообщества)
навязывают себя, свои цели и нормы другим, стремятся подчинить их себе. Насилие – не просто разрыв интер-субъективной
коммуникации, а такой разрыв, который осуществляется как бы по ее собственным
законам; оно оправдывает себя тем, что якобы задает более высокую
коммуникативную основу. В этом смысле насилие есть феномен культуры и истории.
Так же насилие связано с объективными факторами, определяемыми в конечном счете
уровнем развития производственных сил. Оно может являться одним из способов принуждения
к труду.
Итак, выделим, исходя из проведенного анализа, основные признаки:
·
Насилие представляет собой такой тип человеческих, общественных
отношений, в ходе которого одни индивиды и группы людей подчиняют себе других,
узурпируют их свободную волю.
·
Насилие есть внешнее воздействие на человека, по преимуществу его
физическое принуждение.
·
Насилие совершается человеком (группой людей) и может быть ответом
на насилие.
·
Насилие всегда направлено на достижение какой-либо цели.
·
Мотивы и цели в понятии насилия играют большую роль.
·
Будучи навязыванием воли одних другим, насилие может быть
интерпретировано как разновидность отношений господства, власти.
·
Может являться одним из способов принуждения к труду.
·
Насилие может быть как физическим, так и психологическим.
Тогда это всё что, что мешает нашему обществу развиваться. Психологическое
насилие, отнимает, подавляет у человека желание понимать, а значит, его
множество идеального в меньшей степени отражает множество материального,
следовательно, он имеет меньше возможностей для работы с отражаемым миром,
следовательно, он делает меньший вклад в развитие общества, чем мог бы.
Отсюда можно сделать вывод, что насилие – это то, что мешает
человеку делать сознательный вклад в общественное производство жизни.
2. Структура насилия
Анализ структуры явления начнем, прежде всего, с соотнесения
материальной и идеальной сферы его существования.
Насилие – явление материальное, т. к. носителем насилия
является человек. Взаимодействие конкретных объектов окружающего мира (людей)
происходит посредством этого явления. Насилие идеально в том смысле, что оно
мешает пониманию, сужает возможности отражения конкретного человека.
На основе взаимодействия материального и идеального аспектов
насилия проанализируем структуру насилия.
Выделим субъект и объект насилия, т.е. носителя насилия и то, на
что оно направлено. Субъектом насилия является человек, который его совершает.
Объектом насилия является другой человек, а как результат насилия
– помеха для вложения вклада этого человека в общественное производство жизни.
Теперь выделим взаимосвязь элементов. Взаимодействие между
субъектом явления насилия и объектом есть реакция этого объекта на субъект.
Структура явлений психологического и физического насилия
незначительно различается.
Таким образом, структура явления:
Человек А совершает насилие над человеком B.
Человек В делает меньший вклад в общественное производство жизни.
С развитием общества происходит изменение структуры насилия: преобладающая
роль переходит к психологическому насилию. В настоящее время мы наблюдаем
именно это: масс-медиа старается создать информационный хаос, скрывая от нас
объективную действительность.
Насилие в человеческом существовании – явление временное, т. к.
если это не так, то в конце концов любое общество исчезнет, а чтобы выжить
каждый в обществе должен быть человеком и делать как можно больший сознательный
вклад в общественное производство жизни.
3. Диалектика насилия
Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития и основанного
на этом метод познания и преобразования внешнего мира, т.е. диалектика – это
наука о развитии. Подход к изучению явления диалектика выражает как его
рассмотрение с точки зрения борьбы и единства противоположных сторон, т.е.
явление есть результат взаимосвязи противоположностей.
Форма насилия постоянно менялась – от первобытного до нашего
времени. Другое дело форма насилия в разных социальных группах, будь то семья
или школа. В явлении насилия можно найти то исходное свойство, которое будет
выстраивать взаимосвязь остальных.
Рассмотрим с точки зрения взаимосвязи противоположностей.
Основное противоречие содержится во взаимодействии. Исходя из
определения, данного нами, то противоречием в явлении является взаимодействие
того, что помогает делать человеку сознательный вклад в общественное
производство жизни, и тем, что мешает делать ему этот вклад. Это противоречие
до сих пор движет развитием насилия.
4. Современная проблематика насилия
Как уже было отмечено выше, сегодня насилие приобрело массовый
характер, причем в психологической форме. Процесс «промывания мозгов» – вот
основной инструмент психологического насилия сегодня. Нескончаемый поток
информации мешает делать сознательный вклад в общественное производство жизни,
и в итоге мы делаем непонятно что. Человек не может понять, ГДЕ он и ЗАЧЕМ он!
А раз так, то он не нужен! Но те же инструменты психологического насилия
настолько «засоряют» мозги, что об этом человек даже не задумывается. Итог –
деградация производственных сил общества.
Для России справедливо всё вышесказанное. Те, кто контролирует
инструменты массового психологического насилия, наплевал на судьбу России, и
лишь удовлетворяет свой коренной интерес. И пока до нас не дойдет, всё будет
продолжаться в том же духе, а именно – будет продолжаться процесс деградации
производительных сил в России. Значит, нас ожидает качественный скачок - либо
общество погибнет, либо до нас дойдет. И то и другое сулит революцией и сменой
собственника.
Заключение
После написания данного реферата мое уважение к философии выросло.
Я поняла, что из множества различных определений одного и того же явления можно
выделить предельно общее определение, которое подходит под все случаи, т.е.
характеризует любое проявление этого явления. Я поняла, что если использовать
такой подход к каждому явлению, понятию, вещи, т.е. находить исходное
(всеобщее) свойство, то жить станет проще, все становится предельно просто.
Окружающий мир существует вне и независимо от сознания. Я поняла, что его
нельзя познать полностью, т.к. познание в человеческом существовании
представлено наукой, которую человек сам и изучает и, учитывая, что знание
бесконечно, ставить вопрос о полном познании окружающего мира бессмысленно. Я
поняла, что в современном мире нас кругом окружает явление насилия. Оно
присутствует во всех взаимоотношения между людьми и окружающим миром. И,
наконец, я понял, что философия – довольно интересная наука и, видимо, это
наука обо мне.