Материализм и идеализм как два способа философского освоения человека и мира
МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ КАК ДВА СПОСОБА ФИЛОСОФСКОГО ОСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
И МИРА
Реферат по дисциплине
«Философия»
2007
План:
Введение
1. Основной вопрос философии и две его
стороны
1.1.
Основной вопрос
философии
1.2.
Две стороны ОВФ
1.3.
Философия как
теоретическое ядро мировоззрения
2. Материализм
2.1.
Материализм как
одно из направлений современной философии
2.2.
Человек в концепции
Фейербаха
3. Идеализм как одно из направлений
философии
Заключение
Список литературы
Введение
Философию нередко представляют как
весьма мудреную, абстрактную науку, оторванную от реальной, повседневной жизни.
Нет ничего более далекого от истины, чем мнение такого рода. В действительности
все проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью -
помочь человеку в его бытии, жизненных перипетиях, в совершенствовании и
развитии, в достижении желаемых целей и идеалов, в преодолении невзгод и
обеспечении успеха. Философия дает человеку богатый фактический материал для
размышлений, а также и весьма эффективный инструментарий мыслительной деятельности.
Изучение философии - это проверенная многовековым опытом человечества школа
разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать
новые идеи и подвергать критике известные суждения, отделять существенное от
несущественного, выявлять взаимосвязи явлений и раскрывать законы, действующие
в мире. Философия помогает человеку определить жизненную позицию и ориентацию,
позволяет разумнее и оперативнее решать встающие перед ним жизненные проблемы.
Определенное представление о
философии имеет каждый культурный человек. Дело в том, что каждый из нас
постоянно, вольно или невольно, сталкивается с теми вопросами, которые обсуждаются
в философии. К ним относятся: когда и каким образом возник мир или он
существует вечно? Как он устроен? Находится ли он в состоянии хаоса или в нем
наличествует порядок? Мир изменяется или находится в покое?
В еще большей степени человека
волнуют вопросы, которые касаются его непосредственно. Какое место в мире
занимает человек? Какую роль он в нем играет? Когда и в силу каких причин
появился человек? В чем его предназначение, смысл жизни? Человек смертен или
бессмертен? Что ожидает его за порогом жизни? Каковы возможности разума и деятельности
человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи? Есть ли в мире
аналоги человека или он в нем пребывает в одиночестве? Добр или зол человек по
своей природе? Искоренимо ли зло? Может ли в развитии человечества наступить
"эпоха всеобщего мира и согласия"?
Это "вечные вопросы бытия".
Поиск ответов на них люди вели в прошлом, ведут сегодня и будут вести в
будущем. Этот поиск дает возможность человеку самоопределиться, не
"потерять себя", обрести уверенность в своих силах, мыслях и действиях,
прочную основу в жизни. Ответы на эти вопросы как раз и призвана дать
философия.
Цель данной работы рассмотреть
материализм и идеализм как два основных направления в освоении человека и мира.
1.1 Основной вопрос философии
Основной вопрос философии, вопрос об отношении сознания к материи. Составляет
исходный пункт философского исследования, в силу чего то или иное решение этого
вопроса (материалистическое, идеалистическое, дуалистическое) образует основу
каждого философского учения. "Философы, - пишет Ф. Энгельс, - разделились
на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те,
которые утверждали, что дух существовал прежде природы..., - составили
идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу,
примкнули к различным школам материализма" [1].
При постановке основного вопроса
философии возникает вопрос не только о приоритете материального или духовного,
но и относительно того, что считать материальным, а что духовным. Отсюда
проистекает возможность многочисленных модификаций в решении основного вопроса
философии, как в материализме, так и в идеализме. Гегель, например, принимает
за первичное некое вне человека существующее мышление ("абсолютную
идею"), А. Шопенгауэр исходит из представления о бессознательной космической
воле, Э. Мах считает, что все вещи состоят из ощущений.
Многие домарксистские и немарксистские
философы не считают вопрос об отношении духовного к материальному основным
вопросом философии. Для Ф. Бэкона, например, основной вопрос философии - это
проблема овладения стихийными силами природы. Французские философ 20 в. А. Камю
полагал, что основной вопрос философии есть вопрос о том, стоит ли жить. Лишь немногие
из философов, в первую очередь Гегель и Л. Фейербах, близко подошли к
правильной формулировке основного вопроса философии. Вычленение же основного
вопроса философии и выяснение его роли в построении философских учений
принадлежит Энгельсу [2]. Энгельс рассматривал
основной вопрос философии как теоретический итог интеллектуальной истории
человечества. Уже в религиозных верованиях первобытных людей содержится
определенное представление об отношении психического к физическому, души к
телу. Однако теоретическое рассмотрение этого отношения стало возможным лишь
благодаря развитию абстрагирующего мышления, самонаблюдения, анализа.
Исторически эта ступень интеллектуального развития совпадает с образованием
противоположности между умственным и физическим трудом. В средние века, когда
религия стала господствующей формой общественного сознания, основной вопрос
философии, по словам Энгельса, "... принял более острую форму: создан ли мир
богом или он существует от века" [3]. Но лишь благодаря
ликвидации духовной диктатуры клерикализма в ходе буржуазных революций основной
вопрос философии "... мог быть поставлен со всей резкостью, мог приобрести
все свое значение..." [4].
При формулировании основного вопроса
философии марксизм-ленинизм исходит из того, что понятия духовного и
материального, субъективного и объективного (и соответственно субъективной
реальности и объективной реальности) образуют дихотомию, охватывающую всё
существующее, всё возможное, всё мыслимое; любое явление всегда можно отнести к
духовному или материальному, субъективному или объективному. Основного вопроса
философии заключает в себе, помимо вопроса об объективно существующем отношении
психического и физического, духовного и материального вообще, также вопрос о
познавательном отношении человеческого сознания к миру: "... Как относятся
наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление
познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о
действительном мире составлять верное отражение действительности?"[5].
Отрицательный ответ на этот вопрос характерен для представителей скептицизма,
агностицизма. Положительное решение этой проблемы принципиально различно в материализме
и идеализме. Материалисты видят в познании отражение в человеческом сознании
независимой от него реальности. Идеалисты же выступают против теории отражения,
истолковывают познавательную деятельность то, как комбинирование чувственных
данных, то, как конструирование объектов познания посредством априорных
категорий, то, как чисто логический процесс получения новых выводов из
имеющихся аксиом или допущений. Историческая ограниченность домарксовского
материализма (метафизичность, механицизм, идеалистическое понимание истории)
сказывалась и в решении им основного вопроса философии. Эта ограниченность была
преодолена лишь философией марксизма, которая понимает духовное как
специфический продукт развития материи, распространяет
диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии на познание
общественной жизни. "Если материализм вообще объясняет сознание из бытия,
а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества материализм
требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия" [6].
Это положение составляет отправной пункт материалистического понимания истории.
В решении основного вопроса философии выявляются два главных философского
направления - материализм и идеализм, борьба которых составляет содержание
историко-философского процесса.
1.2 Две стороны основного вопроса философии
Повторюсь,
основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к
мышлению (сознанию).
Важность данного вопроса заключается
в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания
об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей
философии.
Материя и сознание (дух) – две
неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с
этим существуют две стороны основного
вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного
вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично –
материя или сознание?
Суть гносеологической
(познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли
мир, что первично в процессе познания?
Философы разделились на два больших
лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали,
что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете,
так или иначе признавали сотворение мира, а у философов, например у Гегеля,
сотворение мира принимает нередко еще более запутанный и нелепый вид, чем в
христианстве, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом
считали природу, примкнули к различным школам материализма.
Ничего другого первоначально и не
означают выражения: идеализм и материализм, и только в этом смысле они здесь
употребляются. Ниже мы увидим, какая путаница возникает в тех случаях, когда им
придают какое-либо другое значение.[7]
Материализм первичным признает материю, природу, а сознание,
мышление - вторичным, производным от материи. Окружающий нас материальный мир
существует вечно, всегда, считают материалисты. Его никто не сотворил. Он
существует независимо от воли и сознания людей. Сознание же, носителем которого
на Земле является человек, есть продукт, результат развития и функционирования
материи, природы.
Идеализм же в противоположность материализму первичным считает
нечто нематериальное, а именно - сознание, дух, идею. Дух, сознание, согласно
идеалистам, существует прежде природы и независимо от нее. Материю, природу они
рассматривают как результат творческой деятельности сознания, духа. Духовное,
по их мнению, порождает, определяет существование материального, природы.
В настоящее время, несмотря на
тысячелетние искания философов, основной
вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической,
ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.
В XX в. в Западной философии
наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу
философии, т. к. он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.
Ясперс, Хайдеггер, Камю и др.
заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос
философии - проблема
экзистенционализма, т. е. проблема человека, его
существования, управления собственных духовным миром, взаимоотношений внутри
общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего
места в жизни, счастья.[8]
1.3 Философия как теоретическое ядро мировоззрения
Философия
составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро,
вокруг которого образуется своего рода духовное облако обобщенных обыденных
взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень
мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений
науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также
тончайшую сферу нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно
было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов
человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем,
понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб
человечества; совокупность обобщенных научных, философских,
социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических
ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.
В
зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи,
мировоззрение называют идеалистическим или материалистическим, религиозным или
атеистическим.
Материализм
есть философское
воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно
материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть
свойство высокоорганизованной материи — мозга.
Идеализм
есть философское
мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а
духовному началу — разуму, воле.
Можно
сказать, что материальное и духовное — это совечно единое сущее. Вне этого
принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы,
объективную целесообразность и гармонию в мироздании. В рамках только
материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто так мудро
формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм не
совместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый
факт в бытии сущего.
2.1 Материализм как одно из основных направлений современной философии
Материализм (от лат. materialis – вещественный)
– одно из дух главных философских направлений, которое разрешает основной
вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического,
объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в
противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание,
мышление психическое, субъективное.
Признание первичности материи
означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и
время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо
от материи которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности.
Материалистическое решение второй
стороны основного вопроса философии – о познаваемости мира – означает убеждение
в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в
познаваемости мира и его закономерностей.
Слово «материализм» начали
употреблять в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о
материи (Р. Бойль), а позднее в более общем философском смысле (Г.В. Лейбниц)
для противопоставления идеализму.
Под содержанием материализма
понимается совокупность его исходных посылок, его принципов. Под формой
материализма понимается общая его структура, определяемая в первую очередь методом
мышления, в связи с которым и посредством которого разрабатывается и
обосновывается данное течение материализма.
Таким образом, в содержание
материализма заключено, прежде всего, то общее, что присуще всем школам и
течениям материализма, в их противоположности идеализму и агностицизму, а с
формой материализма связано то особенное, что характеризует отдельные школы и
течения материализма. Но такое разграничение вместе с тем относительно,
условно.
Форма материализма, воздействуя на
его содержание, вносит в него существенные коррективы, благодаря чему,
например, диалектический материализм не только по форме, но и по содержанию качественно
отличен от вульгарного материализма, от метафизического материализма и всех
других видов материализма, хотя имеет с ними то общее, что присуще всякому материализму
вообще.
Если речь идёт о последовательных
ступенях развития одного и того же вида материализма, то эти ступени
рассматриваются как его этапы. Когда же происходит коренное изменение формы материализма,
смена старой его формы новой, говорят что меняется вид материализма. Изменение
формы материализма совершается в первую очередь под влиянием прогресса научного
знания и общественного развития.
Каждое, создающее эпоху в
естествознании 20 века, открытие – в физике (теории относительности, квантовой
механики, использование атомной энергии, проникновение в глубь элементарных
частиц, др.), в молекулярной биологии (раскрытие «механизма» биосинтеза,
физико-химических основ наследственности и др.), в кибернетике, астрономии и
других науках – требовало непрестанного изменения и развития формы и содержания
диалектического материализма путём его обогащения обобщениями новых
естественно-научных открытий. При этом сохраняются все принципы диалектического
материализма, получающие подтверждение, развитие и конкретизацию.
Соответственно трём главным ступеням
развития выделяются основные виды материализма:
·
Наивный или стихийный материализм
древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная
наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский
характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей.
·
Метафизический,
или механический материализм 17 -18 вв. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь на
обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв
между материализмом и диалектикой: в материализме встречаются лишь элементы
диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир.
·
Диалектический
материализм, в
котором материализм и диалектика органически соединяются, так что
устанавливается полное единство диалектики (учение о развитии), логики (учения
о мышлении), теории познания. В науку проникает великая идея всеобщей связи и
развития природы. Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во взаимную
связь не только между собой, но и с философией. Дальнейшая дифференциация наук
совершается в единстве с их интеграцией.
Наряду с основными видами
материализма существовали промежуточные – переходные от одного основного вида
материализма к другому. В развитии материализма внезапные перевороты всегда
подготавливались постепенно. В качестве переходных выделялись следующие
виды материализма:
Материализм Древнего Востока, предшествовавший античному материализму.
По большей части это был предматериализм, поскольку первые элементы
материализма в философских учениях Древнего Востока ещё не вполне отделились от
мифологических представлений, не освободились от антропоморфизма и гилозоизма.
Древнейшим материалистическим
философским течением в Индии было учение локаята (или чарвака). Локаята
отрицала существование какого-либо другого мира, кроме материального. Философия
локаята возникла, по-видиму, в эпоху, когда древний родовой строй сменился в
Индии государством и когда наряду с древними Варнами воинов и духовенства
(брахманами) стала возвышаться варна торговцев, а из земледельцев начали
выделяться свободные крестьяне и ремесленники.
Согласно учению локаята о бытии, весь
мир состоит из материальных первоэлементов. Кроме этих первоэлементов и их
сочетаний, нет ни какой другой реальности. Вера в существование бога, души,
рая, загробного мира ложна, а предметы этой веры недоступны для восприятия. Вещи,
природы состоят из воздуха (или ветров), огня (или света), воды и земли. После
смерти организмы вновь разлагаются на первоначальные элементы.
Материализм эпохи Возрождения соединил в себе черты наивного материализма
и наивной диалектики с первыми элементами метафизических взгляда на мир. Таким
образом, он был, строго говоря, переходным между античным, наивным
материализмом и ещё не сформировавшимся метафизическим материализмом.
Первым философом, сознательно
поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе
материалистического понимание природы, был Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626).
В согласии с передовыми умами своего
века, Бэкон провозгласил высшей задачей познания завоевание природы и
усовершенствование человеческой жизни. Лишь та наука способна побеждать природу
и властвовать над ней, которая сама «повинуется» природе, т. е. руководится
познанием её законов. Поэтому Бэкон различает два вида опытов: 1) «плодоносные»
и 2) «светоносные». Плодоносными он называет опыты, цель которых – принесение
непосредственной пользы человеку, светоносными – те, цель которых не
непосредственная польза, а познание законов явлений и свойства вещей.
Материализм, непосредственно
предшествовавший диалектическому материализму и частично развивавшийся
параллельно ему, уже выходил за границы метафизического материализма, содержал
элементы диалектики, но ещё не поднимался до диалектического материализма и не
распространял материализм на общественные явления.
Этот вид материализма зарождается в
18 веке (напр. Дж. Толанд) и в начале 19 века (напр. А Сен-Симон) и в
особенности русские революционные демократы.
В трудах русских просветителей
объективно были выражены стремления решить вопрос о назначении философии. Так
Козельский, Аничков, Батурин, Десницкий, Третьяков стремились, освободить
философию из под опеки теологии, трактовали её как вполне самостоятельную
науку. Философские воззрения этих просветителей были вполне материалистическими.
Фейербах отвергает трактовку человека
как только духовного существа (в том числе картезианское “Мыслю, следовательно,
существую”, но признает человека как единство тела и души.
Человека Фейербах рассматривает,
прежде всего, как телесное, чувственно-конкретное существо. Главное
отличительное свойство человека по сравнению с животными Фейербах видит не в мышлении,
а в универсальности. Будучи универсальным, неограничен и свободен. Животное может
иметь более тонкие чувства, но предметом этих чувств являются только те вещи, которые
имеют непосредственное отношение к жизненным потребностям животного, т.е. эти
чувства ограничены чем-то определенным. Человеческие же чувства универсальны,
они возвышаются до "самостоятельного теоретического смысла и
достоинства": "универсальное чувство есть разум, универсальная
чувственность — духовность"[10]. Мыслит не мозг, не Я, не
разум, а только человек как действительное, телесное, универсальное и родовое
существо.
Поэтому, когда перед Фейербахом
встает вопрос, где и как «человек» («мыслящее тело») находится в непосредственном
единстве (контакте) с окружающим миром, он отвечает: в созерцании. В созерцании
индивида, поскольку под «человеком» тут понимается именно индивид.
Тут-то и корень всех слабостей. Ибо в
«созерцании» этому индивиду дан всегда продукт деятельности всех других
индивидов, взаимодействующих между собой в процессе производства материальной жизни.
Иными словами, в созерцании ему даны лишь те свойства и формы природы, которые уже
ранее превращены в свойства и формы деятельности человека, ее предмета и
продукта.
У Фейербаха есть произведение под
названием “Против дуализма тела и души ...” Он считал, что в человеке нет такого
дуализма, эти надумано.
Человек богат различными проявлениями
его природы” В теории познания Фейербах - сенсуалист, поскольку он полагал, что
реальность дана нам в ощущениях. Новая философия, писал он, рассматривает бытие
с точки зрения ощущаемого объекта, “каково оно для нас”. “Бытие есть тайна созерцания,
ощущения, любви”[11]. Можно привести еще одно
из известных высказываний философа на этот счет: “Если вы хотите улучшить людей,
то сделайте их счастливыми, если же вы хотите сделать их счастливыми, то ступайте
к источникам всякого счастья, всех радостей - к чувствам”[12].
Фейербах так определяет сущность человека
"...я - действительное, чувственное существо: тело входит в мою сущность; более
того, тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность".
Итак, если тело - сущность человека, то ..."человек не есть существо тождественное
и простое, но по сути своей дуалистичное, действующее и страдающее, самостоятельное
и зависимое, самодостаточное и общественное, или симпатизирующее, теоретическое
и практическое, выражаясь языком старой философии: идеалистическое и материалистическое
существо, словом, в его сущность входят голова и сердце"[13].
"Человек, — заявляет Фейербах,— сознает
самого себя из предмета: сознание предмета есть самосознание человека. По
предмету мы можем узнать человека, в нем проявляется его сущность: предмет представляет
собой явленную сущность человека, его истинное, объективное "Я". Итак,
сущность человека — все, что служит объектом его мышления и труда.
Сущность человека является земной,
она имеет общественный характер, включает в себя его телесность, его чувственность
и в конечном итоге определяется природой, которая породила человека.
Антропологизм Фейербаха в теории
познания выражается в том, что он своеобразно толкует само понятие “объект”. По
Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого
общения, и поэтому первый субъект для человека - это другой человек. Именно в любви
к другому проявляется факт самого существования и любящего, и объекта любви (другого
человека). Из всех человеческих чувств Фейербах особо выделяет чувство любви.
"Любовь есть познание личности". "Есть только одно зло, - пишет он,
- это -эгоизм; и только одно благо, это - любовь. Любовь делает человека Богом
и Бога - человеком. Любовь есть материализм; нематериальная любовь есть
нелепость. ... Но в то же время любовь есть идеализм природы; любовь есть дух,
esprit"[14]
Искусство, религия и философия
являются средством воплощения сущности человека. Религия есть отношение
человека к своей собственной сущности, но такое отношение, в котором он
отделяет свою сущность от себя и относится к ней как к какому-то отличному от
себя и даже противоположному себе явлению. Все свои лучшие качества человек
переносит на небо и приписывает их Богу, а низменные качества воплощаются в
сатане. Бог есть портрет человека.
Идеализм (французское idealisme от греч.
idea- идея) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание,
мышление, психическое, духовное - первично, основоположно, а материя, природа,
физическое - вторично, производно, зависимо, обусловлено. И, таким образом,
противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении
бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, такт и в
сфере познания. Хотя идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому
назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в
философии, появился лишь в начале 18 века. В 1702 году немецкий идеалист
Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и
самого крупного идеалиста. А в 1749 году французский материалист Д.Дидро назвал
идеализм «...самой абсурдной из всех систем».
При всём фундаментальном единстве
идеалистического лагеря в решении основного вопроса философии внутри этого
лагеря следует различать две его главные формы:
Идеализм объективный; Идеализм
субъективный;
Для первого характерно признание духовного
первоначала вне и независимо от нашего сознания.
Для второго неприемлемо допущение,
какой бы-то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.
Объективный идеализм получил первое
законченное выражение в философии Платона.
Наличие двух главных форм идеализма
не исчерпывает многообразия различных версий идеалистических философских
систем. В пределах этих двух форм в истории философии имели место их вариации,
определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум
(панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция
(идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология,
плюрализм), как разумное логически постигаемое начало (идеалистический
рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и
сенсуализм, феноменализм), или как незакономерное, алогичное «свободное»
начало, не могущее быть объектом научного понимания (иррационализм).
Многовековая история идеализма весьма
сложна. В самых различных видах на разных этапах истории он по-своему выражал
эволюцию форм общественного сознания в соответствии с характером сменяющихся
социальных формаций и новым уровнем развития науки.
Основные формы идеализма, получившие
дальнейшее развитие в последующей истории философии, возникли уже в Древней
Греции.
В лице Платона (427 - 347г. до
н.э.) древнегреческий идеализм впервые выступает в форме мировоззрения,
противоставляет себя материализму. По учению Платона, мир чувственных вещей не
есть мир истинно сущего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают,
изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Подлинная
сущность чувственных вещей, их причины - бестелесные нечувственные формы, постигаемые
умом. Эти причины, или формы, Платон называет видами («эйдосами) и, гораздо
реже, идеями. Область «видов», или «идей», образует, по Платону, систему,
подобную пирамиде, на вершине этой пирамиды находится «идея» блага. Она
обуславливает познаваемость, существование предметов, от неё они получают свою
сущность.
Среди учеников Платона выделялся
гениально одарённый мыслитель Аристотель, создавший самобытное философское
учение ― одно из величайших в древнегреческой философии.
Учение Аристотеля - объективный
идеализм, включающий
в себя ряд по существу материалистических положений. Это учение сложилось в
результате критики учения Платона об идеях. Однако сам Аристотель в результате
этой критики не приходит к отрицанию идеалистического положения о существовании
нематериальных причин чувственно воспринимаемых вещей. По Аристотелю, каждая
единичная вещь есть единство «материи» и «формы».
В конце 4 века до н.э. усиливаются
признаки кризиса греческой рабовладельческой демократии. В это время возникают
три главных течения эллинистической философии: скептицизм, эпикуреизм и
стоицизм.
Родоначальником скептицизма
был Пиррон. По его учению, философ - человек, который стремится к
счастью. Счастье же может состоять только в невозмутимом спокойствии и в
отсутствии страданий.
Философия Эпикура - высший этап
развития древнегреческого атомистического материализма. Эпикур отстаивает и
развивает материалистический сенсуализм. Всё, что мы ощущаем, истинно, ощущения
никогда нас не обманывают.
Против учения Эпикура вела борьбу
школа стоиков, основанная Зеноном.
У стоиков единый телесный мир наделяется божественными свойствами,
отожествляется с богом.
По своему происхождению и на всех
ступенях своего развития идеализм тесно связан с религией. По сути дела,
идеализм возник как понятия, выражающее религиозное миросозерцание, и в
последующие эпохи служил, как правило, философским оправданием и обоснованием
религиозной веры.
Огромную роль в развитии философии
сыграли работы великого философа Иммануила Канта, представителя немецкой
классической философии 18 в.
Философское развитие Канта делится на
два периода. В первый период до начала 70 годов, Кант пытался решать
философские проблемы – вопрос о бытие, вопросы философии природы, философии
религии, этики, логики, исходя из убеждения, что философия может быть
разработана и обоснована как теоретическая умозрительная наука, т.е. без обращения
к опытным данным.
Во второй период, с начала 70х годов,
Кант пытается строго отделить явления от вещей как они существуют сами по себе,
от «вещей в себе»; последние, по мнению Канта, не могут быть даны в опыте.
Теперь Кант пытается доказать, что вещи сами по себе непознаваемы, что мы
познаём лишь «явления» или тот способ, каким эти «вещи в себе» воздействуют на
нас. В этот период Кант исследует состав, происхождения и границы различных функций
познания. Учение, сложившееся в этот период, было учением агностицизма. Сам
Кант называл его «критикой разума».
Кант понимал, что это его учение
ограничивает разум, поскольку оно отказывает разуму в способности познать
сущность вещей, оставляя за ним познание только явлений. Кант полагал, что
такое ограничение разума познанием одних лишь явлений необходимо для развития
науки, так как оно лишает основания всякого рода логические «доказательства»
бытия бога, потустороннего мира и т. п. Однако Кант всё же считал, что верить в
бога не только можно, но и необходимо, так как без веры нельзя примирить
требование нравственного сознания с существованием зла.
Основная черта «критической
философии» Канта – примирение материализма с идеализмом, агностицизм.
Наиболее вдающимся представителем
немецкой классической философии является Гегель.
Великая заслуга Гегеля состоит в том,
что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде
процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и
сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.
Исходя из диалектического положения о
единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи
в себе»; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания.
«Скрытая сущность вселенной не
обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление
дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть перед глазами
богатства и глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими».
Мышление, по Гегелю, - это не только субъективная,
человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность,
первооснова, первоисточник всего существующего. Мышление по сравнению с чувственными
восприятиями представляет собой высшую форму познания внешнего мира.
В конечном итоге Гегель приходит к фантастическому
выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений (правда, высшее
на Земле) некого абсолютного, вне человека существующего мышления – абсолютной
идеи, т. е. бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают
друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших
тезисов гегелевской философии: всё действительное разумно, всё разумное
действительно.
Основной формой мышления является
понятие. Поскольку Гегель абсолютирует мышление, он неизбежно обожествляет и
понятие.
Оно по его учению, «есть начало
всякой жизни и представляет собой бесконечную, творческую форму, которая
заключает внутри себя всю полноту всякого содержания и служит вместе с тем его
источником»[15]
Итак, исходный пункт гегелевской философской
системы – идеалистическое отождествление бытия и мышления, сведение всех
процессов к процессу мышления.
Рассматривая логический процесс
познания как саморазвитие объективной действительности, Гегель поставил вопрос
об объективности логических форм. Таким образом «рациональное зерно»
идеалистической диалектики Гегеля составляют многие его идеи, относящиеся к
познанию наиболее общих законов развития природы, общества и познания.
Философия порой понимается как некое
абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни.
Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы
философии. С точки зрения философии уразуметь действительность вовсе не значит
просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое
отношение к действительности. Изучение философии - это школа, которая позволяет
воспитывать культуру разумного мышления - умение свободно оперировать
понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения,
отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между
разнообразными явлениями действительности, наконец, выявлять и анализировать
противоречия в окружающей реальности, а значит - видеть ее в изменении и
развитии. Разумное мышление - это мышление основательное, строгое,
дисциплинированное, не допускающее произвола и умеющее отстаивать свою правоту
и вместе с тем мышление острое, свободное и творческое.
Следует, однако, иметь в виду, что
культура разумного мышления, которую несет с собой философия, не может быть
навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Тот, кто механически
зазубрил, скажем, законы диалектики и сопровождающие их примеры, не только не
овладел этой культурой, но даже и не приблизился к ней.
В критические, переломные моменты
своей истории, подобные сегодняшнему, человечеству вообще свойственно
обращаться к прошлому опыту, с тем чтобы извлекать из него уроки и стараться не
повторять допущенных когда-то ошибок. И в наиболее концентрированном, в
наиболее глубоко осмысленном виде сокровища этого опыта выражает именно философия.
Дело
заключается также в одной характерной особенности тех проблем, которые больше
всего интересуют философию. Многие из этих проблем принято называть «вечными».
Представителей разных профессий
философия может волновать, как минимум, с двух точек зрения. Она нужна для
лучшей ориентации в своей специальности, но главное - необходима для понимания
жизни во всей ее полноте и сложности. В первом случае в фокус внимания попадают
философские вопросы физики, математики, технического знания, биологической
науки, медицины, педагогики, художественного творчества и многие другие. Такие
вопросы встают перед специалистами и настойчиво требуют своего изучения. Они
очень важны, но все же составляют лишь часть обширного ноля философских
проблем. Если ограничиться только ими, это обеднило бы, сузило область
философии, свело на нет ее интереснейшую и важную проблематику, волнующую нас
уже не просто как специалистов, а как граждан. А это ничуть не менее важно, чем
первое.
Список
литературы
1.
Ленин В. И.,
Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 26, с. 55-56
2.
Любутин К.Н. Фейербах:
философская антропология. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988.- С.58.
3.
Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 283
4.
Спиркин А.Г.
Философия: Учебник для технических вузов. - М.: Гардарики, 2000. - 368 с.
5.
Фейербах Л.
История философии. - М.: «Мысль», 1974. – С.162.
6.
Энгельс Ф. Людвиг
Фейербах и конец классической немецкой философии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,
т. 21. с. 282-283
[1] Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., 2 изд., т. 21, с. 283
[2] Там же, с. 282-91
[3] там же, с. 283
[4] Там же.
[5] там же
[6] Ленин В. И., Полное
собрание сочинений, 5 изд., т. 26, с. 55-56
[7] Энгельс Ф. Людвиг
Фейербах и конец классической немецкой философии. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,
т. 21. с. 282-283
[8] Спиркин
А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000. —
368 с.
[9] Фейербах Л. История философии. – М.: «Мысль», 1974. –
С.162.
[10] Там же. – С.179.
[11] Любутин К.Н. Фейербах: философская
антропология. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988.- С.58.
[12] Там же. – С.64.
[13] Там же. – С.84.
[14] Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии / С прил.: К. Маркс. Тезисы о Фейербахе. – М.: Политиздат,
1989.– С.81.