Государственное регулирование развития туризма в Республике Казахстан
Костанайский
государственный педагогический институт
Факультет физической
культуры, спорта и туризма
Кафедра менеджмента
туризма и спорта
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Туризм»
Тема:
«Государственное
регулирование развития туризма в Республике Казахстан»
Выполнила:
Студентка 3-го курса,
заочная форма обучения
Кинжигужина Надежда Викторовна
Преподаватель:
Сальменова С.К.
г. Костанай, 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Принципы государственного регулирования туристской
деятельности
2. Государственные органы по регулированию туризма
3. Нормативно-правовая база по регулированию туризма
Заключение
Список использованных источников
Приложение
1. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Историческая практика
показывает, что развитие услуг в любой стране всегда, так или иначе,
регулировалось государственно-правовыми институтами. В этом случае государство
выступало особым аппаратом, который, опираясь на механизм закона и органы
принуждения, регулировал отношения между производителями и потребителями услуг,
задавал правила конкурентной борьбы между субъектами сервисной активности,
ограничивал возможности предпринимателей монополизировать тот или иной вид
услуг. Благодаря этому государственно-правовая система была способна
поддерживать в обществе стабильность, регулировать кризисные процессы в
экономике и общественной практике, переводя их в нормальное русло [1].
В последние годы сфера
туристского бизнеса выходит на качественно новый уровень. В Концепции
развития туризма в Республике Казахстан (Постановление Правительства
Республики Казахстан от 6 марта 2001 года N 333) говорится: «Данная Концепция предполагает формирование целостной
государственной политики в сфере туризма, создание правовых, организационных и
экономических основ формирования в Казахстане современной конкурентоспособной
индустрии туризма» [2].
Следует признать, что в
современной литературе, нормативных источниках, посвященных рассматриваемой
теме, роль государства определяется по-разному. Например, если в одном случае
речь может идти о «государственной поддержке» то в другом - о государственном
управлении туризмом. Анализ понятий «регулирование» и «управление» показывает,
что для отождествления их нет достаточных оснований, но и противопоставлять их
не стоит, т.к. одно из них является одновременно стороной другого. Говоря об
управлении, в целом представляется целесообразным взять за основу наиболее
общее понятие. Управление - это функция организованных систем различной
природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание
режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности [3].
Государственное
регулирование развития туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих
субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий
функционирования рыночного механизма, реализации государственных
социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской
сферы. Это сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки
государственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели,
задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения [4].
Одним из приоритетных
путей осуществления функции регулирования является разработка и принятие
государством необходимых нормативных правовых актов, стимулирующих или
ограничивающих деятельность различных субъектов сферы туризма и сервиса. Важной
вехой на этом пути стало вступление в силу Закона Республики Казахстан от 13
июня 2001 г. № 211-II "О туристской деятельности в Республике
Казахстан". Данный нормативный акт раскрывает принципы и сущность государственного
регулирования туристской деятельности в РК.
Прежде чем перейти к описанию
основных принципов госрегулирования туристской деятельности, дадим определение
самого понятия «принцип».
Согласно словарю С.И.
Ожегова «ПРИНЦИП, -а, м. 1. Основное, исходное положение какой-н.
теории, учения, мировоззрения, теоретической программы. Принципы науки.
Эстетические принципы. 2. Убеждение, взгляд на вещи. Держаться твердых принципов.
Отказаться от чего-н. из принципа. 3. Основная особенность в устройстве чего-н.
Механизм действует по принципу насоса. * В принципе - в основном, в общем, в
целом. В принципе я согласен» [5].
Таким образом, принцип
- (от лат. Principium) начало, основа.
В Законе Республики
Казахстан от 13 июня 2001 г. № 211-II "О туристской деятельности в
Республике Казахстан" чётко указаны принципы (основы) государственного регулирования
турдеятельности.
2. Государственное регулирование
туристской деятельности
Статья 8. Принципы
государственного регулирования туристской деятельности
Основными принципами
государственного регулирования туристской деятельности в Республике Казахстан
являются:
1) содействие туристской
деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;
2) определение и
поддержка приоритетных направлений туристской деятельности;
3) формирование
представления о Республике Казахстан как о стране, благоприятной для туризма;
4) обеспечение
безопасности, защиты прав туристов и туристских организаций Республики
Казахстан и их объединений, а также защита их интересов и имущества.
Статья 9. Цели,
приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской
деятельности
1. Основными целями
государственного регулирования туристской деятельности являются:
1) обеспечение прав
граждан на отдых, свободу передвижения в области туристской деятельности;
2) охрана окружающей
среды;
3) создание условий для
деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
4) развитие туристской
индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;
5) создание новых рабочих
мест, увеличение доходов государства и граждан Республики Казахстан за счет
развития туристской индустрии;
6) развитие международных
туристских контактов.
2. Приоритетными
направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются:
1) становление туризма
как высокорентабельной отрасли экономики Республики Казахстан;
2) учет государственных
интересов, защита природного и культурного наследия Республики Казахстан при
использовании туристских ресурсов;
3) введение льготных
условий для организации туристской и экскурсионной работы среди детей, подростков,
молодежи, инвалидов и малообеспеченных слоев населения;
4) создание благоприятных
условий для инвестирования туристской индустрии;
5) поддержка и развитие
туристских организаций, занимающихся въездным и внутренним туризмом на
территории Республики Казахстан;
6) создание эффективной
системы туристской деятельности для обеспечения потребностей внутреннего и
международного туризма.
3. Государственное
регулирование туристской деятельности осуществляется посредством:
1) определения политики
по развитию индустрии туризма, инвестиций в туризм;
2) принятия нормативных
правовых актов, направленных на совершенствование отношений в области
туристской деятельности;
3) лицензирования
туристской деятельности, стандартизации в области туристской деятельности в соответствии
с законодательством Республики Казахстан о лицензировании;
4) выделения бюджетных
ассигнований на разработку и реализацию государственных программ развития
туризма в соответствии с бюджетным законодательством;
5) содействия кадровому
обеспечению туристской деятельности;
6) содействия участию
отечественных туристов, туроператоров и турагентов и их объединений в
международных туристских программах;
7) содействия в
продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
8) обеспечения
рационального и эффективного использования, учета и защиты туристских ресурсов
страны [6].
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО
РЕГУЛИРОВАНИЮ ТУРИЗМА
Регулирование развития
туризма представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя:
- координацию и
содействие развитию туризма в глобальном масштабе, которое осуществляется
посредством Всемирной туристской организации при участии международных
финансовых организаций;
- согласованность
туристской политики на межгосударственном уровне, которая достигается через
региональные туристские организации и специальные органы межгосударственных
объединений (например, Европейское Сообщество);
- согласованность
политики в области туризма на национальном и региональном уровнях, которое
осуществляется через специально созданные государственные органы и общественные
ассоциации туристских организаций.
Систему государственного
регулирования развития туризма можно представить следующими компонентами:
· Субъекты регулирования;
· Формирование единой государственной
политики регулирования развития туризма;
· Методы государственного
регулирования;
· Инструменты государственного
регулирования [4].
В 1989 г. был
ликвидирован Госкомтурист СССР, на протяжении многих лет координировавший сферу
туризма в нашей стране, и в течение трех лет не было ведомства, ответственного
за развитие этой отрасли. В марте 1992 г. было образовано Министерство культуры
и туризма РК, которое менее чем через год было разделено на два самостоятельных
ведомства: Министерство культуры и Комитет по туризму.
Дальнейшая реорганизация
аппарата правительства РК привела к тому, что было образовано совмещенное
ведомство - Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму, затем -
Комитет физкультуры и туризма. С 9 августа 1994 г стал функционировать
Государственный комитет РК по физической культуре и туризму [7]. Деятельность
государственных органов, регулирующих туризм в Казахстане, регламентируется
Законом Республики Казахстан "О туристской деятельности в Республике
Казахстан":
Статья 10.
Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики
Казахстан:
1) принимает нормативные правовые акты,
регулирующие отношения в области туристской деятельности;
2) утверждает правила лицензирования
туристской деятельности и квалификационные требования к туристской
деятельности;
3) определяет объекты и территории,
запрещенные для посещения туристами;
4) определяет государственную
инвестиционную политику в области туристской деятельности;
5) создает государственную систему
научного обеспечения в области туристской деятельности.
Статья 11. Компетенция
уполномоченного органа
Уполномоченный орган:
1) осуществляет функции государственного
управления в области туристской деятельности;
2) разрабатывает программы развития
туристской отрасли в Республике Казахстан;
3) принимает участие в подготовке
проектов нормативных правовых актов по вопросам туристской деятельности;
4) в пределах своей компетенции
разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, обобщает практику
применения законодательства и вносит предложения по его
совершенствованию;
5) проводит исследования туристского
рынка, готовит и распространяет информацию о Казахстане и его туристских
возможностях на международном туристском рынке и внутри государства;
6) в пределах своей компетенции
разрабатывает, заключает и исполняет международные договоры в области
туристской деятельности, представляет Казахстан в международных туристских
организациях и на международных мероприятиях по туризму;
7) координирует деятельность
исполнительных органов, туристских и других организаций независимо от форм
собственности в области туристской деятельности;
8) содействует развитию конкуренции на
рынке туристских услуг, создает равные условия на нем для всех субъектов
туристской деятельности независимо от форм собственности;
9) совместно с уполномоченным органом в
области технического регулирования регулирует вопросы стандартизации;
10) осуществляет контроль за исполнением
законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов в области
туристской деятельности;
11) оказывает субъектам туристской
деятельности и областным (города республиканского значения, столицы)
исполнительным органам методическую и консультативную помощь в вопросах,
связанных с организацией деятельности субъектов туристской деятельности
Статья 12. Компетенция
областных (города республиканского значения, столицы) исполнительных
органов
Областной (города
республиканского значения, столицы) исполнительный орган:
1) развивает и поддерживает предпринимательство
в области туристской деятельности как меру увеличения занятости
населения;
2) разрабатывает и исполняет
региональные программы развития туризма;
3) разрабатывает и внедряет меры по
защите местных туристских ресурсов;
4) анализирует рынок туристских услуг
административно-территориальных единиц;
5) анализирует и представляет
уполномоченному органу необходимые сведения о развитии туризма в
административно-территориальных единицах;
6) осуществляет лицензирование
турагентской, туроператорской деятельности и услуг инструктора туризма;
7) рекламирует туристские услуги и
объекты туризма, предоставляет туристскую информацию, учреждает туристские
информационные центры;
8) оказывает содействие в деятельности
детских и молодежных лагерей;
9) оказывает субъектам туристской
деятельности методическую и консультативную помощь в вопросах, связанных с
организацией их деятельности.
Статья 13. Совет по
туризму
1. Совет по туризму
создается в качестве консультативно-совещательного органа при Правительстве
Республики Казахстан.
2. Совет по туризму
состоит из пятнадцати членов, семь из которых представляют уполномоченный орган
и иные государственные органы, восемь членов представляют ассоциации и иные
объединения туристских организаций.
3. Совет по туризму:
1) вырабатывает
предложения по вопросам развития туризма, привлечения инвестиций в данную
отрасль экономики, обеспечения благоприятного режима въезда в Республику
Казахстан и создания условий для выезда туристов за границу, формирования
туристского имиджа республики, подготовки специалистов в области туристской
деятельности;
2) для целей
информирования потребителей туристских услуг о качестве услуг ведет рейтинг
туристских организаций по утвержденному им порядку.
4. Положение о совете по
туризму утверждается Правительством Республики Казахстан по представлению
уполномоченного органа в области туристской деятельности.
Статья 14.
Туристский информационный центр
1. Туристский
информационный центр является организацией, создаваемой в порядке, определяемом
Правительством Республики Казахстан, для формирования и распространения
информации о Казахстане и его туристском потенциале, для продвижения
туристского продукта на международном туристском рынке и внутри государства.
2. Туристский
информационный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с
положением, утвержденным уполномоченным органом [6].
Одним из основных органов
регулирования развития туризма в РК является Министерство туризма и спорта
Республики Казахстан. Свою деятельность Министерство осуществляет согласно
Положению, утвержденного Правительством РК от 26 апреля 2006 года №329 (см.
Приложение 1) [8].
На сегодняшний день в руководство МТиС РК
входят:
- Ответственный
секретарь: Мусин Хобланды Нургалиевич назначен Ответственным секретарем
Министерства туризма и спорта Республики Казахстан в соответствии с
распоряжением Президента Республики Казахстан от 28 октября 2007 года № 159 «Об
ответственных секретарях министерств Республики Казахстан».
- Вице-министр:
Ускенбаев Каирбек Айтбаевич назначен в соответствии с постановлением
Правительства Республики Казахстан от 26 сентября 2007 года № 836.
- Вице-министр:
Ермегияев Талгат Амангельдиевич назначен в соответствии с постановлением
Правительства Республики Казахстан от 2 февраля 2008 года № 87.
Министерство туризма и
спорта Республики Казахстан разработана и реализуется Программа
развития перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан на
2010 – 2014 годы, цель которой - устойчивое развитие индустрии туризма для
формирования конкурентоспособного туристского продукта и повышение
привлекательности Казахстана как туристского направления [9].
Специфическое отличие
современной модели государственного регулирования развития туризма от других
отраслей народного хозяйства является то, что в регулировании отрасли участвуют
общественные организации, представленные туристскими ассоциациями [4].
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО
РЕГУЛИРОВАНИЮ ТУРИЗМА
Законодательство
Республики Казахстан о туристской деятельности основывается на Конституции
Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан,
настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики
Казахстан. Если международным договором, ратифицированным Республикой
Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены
законодательством Республики Казахстан о туристской деятельности, то
применяются правила международного договора, за исключением случаев, когда из
международного договора следует, что для его применения требуется издание
закона [6].
Специфика туристского
бизнеса заключается в комплектации турпродукта из различных сервисов:
транспорта, питания, размещения, консульских служб и т.п. Отсюда большое
количество правовых и нормативных документов, регулирующих туристскую
деятельность.
Например,
административным законодательством регламентируется вопрос получения въездных
виз, валютным законодательством - форма расчетов, таможенным - порядок пропуска
через границу декларируемых товаров. Имеются нормативные акты Госстандарта РК о
сертификации туристских услуг, акты государственных антимонопольных органов о
применении к туристским услугам законодательства в сфере прав потребителей и
т.д. [7].
Правовые основы
государственного регулирования туристской деятельности в РК закрепляются в
следующих нормативно-правовых актах:
· Конституция Республики Казахстан, принятая
30 августа 1995 года,
· Закон Республики Казахстан от 13 июня
2001 г. № 211-II "О туристской деятельности в Республике Казахстан";
·
Государственная программа развития туризма на 2007-2011
годы;
· Концепции развития туризма в
Республике Казахстан;
· Закон Республики Казахстан «О частном
предпринимательстве» (от 12 января 2007);
· Законы "О стандартизации",
"О сертификации продукции и услуг";
· Постановление Правительства
Республики Казахстан от 11 июня 2007 года N 481 «Об утверждении Правил
лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к туроператорской,
турагентской деятельности, услугам инструктора туризма»;
· Программа развития перспективных
направлений туристской индустрии Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы;
· Постановление Правительства РК
"Правила предоставления гостиничных услуг в РК";
· Постановление Госстандарта РК
"Система сертификации ГОСТ Р. Правила сертификации туристских услуг и услуг
гостиниц";
· Нормативно-правовые Акты Министерства
туризма и спорта Республики Казахстан [8] и др.
1. Хартия туризма. Одобрена в 1985 г. на VI сессии
Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации.
2. Гаагская декларация межпарламентской конференции по
туризму. Гаага, 10-14 апреля 1989 г.
3. Инструкция о порядке выдачи пропусков и разрешений на
въезд в пограничную зону и пребывания в ней. Утверждена Приказом Министерства
внутренних дел Республики Казахстан 4 апреля 1994 г. №92.
4. Закон Республики Казахстан "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Указ президента
Республики Казахстан 8 июля 1994г. №110-XIII.
5. Закон Республики Казахстан "О транспорте в
Республике Казахстан". Утвержден президентом Республики Казахстан 21
сентября 1994г. №156-XIII.
6. Инструкция о порядке применения правил пребывания
иностранных граждан в Республике Казахстан. Утверждена приказом Министерства
внутренних дел Республики Казахстан 31 октября 1994г. №286.
7. Ташкентская декларация, подписанная 21 октября 1996 г.
в г.Ташкенте президентами Азербайджанской Республики, Республики Казахстан,
Кыргызской Республики, Туркменистана, Республики Узбекистан.
8. Указ президента Республики Казахстан "О
реализации Ташкентской декларации глав тюркоязычных государств, проекта ЮНЕСКО
и Всемирной Туристской Организации по развитию инфраструктуры туризма на
Великом Шелковом пути в Республике Казахстан" от 30 апреля 1997 г. № 3476.
9. Постановление Правительства Республики Казахстан
"О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан" "О
реализации Ташкентской декларации, проекта ЮНЕСКО и ВТО по развитию
инфраструктуры туризма на Великом Шелковом пути в Республике Казахстан" от
7 июля 1997 г. № 1067.
10. Указ президента Республики Казахстан
"Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и
преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание
инфраструктуры туризма" от 27февраля 1998г. от 3859.
11. Постановление Правительства
Республики Казахстан "Об акционерном обществе "Национальная
компания" Шелковый путь - Казахстан" от 10 августа 1998г. №758.
12. Постановление Правительства РК
"О плане мероприятий по реализации Государственной программы Республики
Казахстан "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и
преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание
инфраструктуры туризма" от 28 октября 1998 г. №1096.
13. Глобальный этический кодекс туризма.
Принят на тринадцатой сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской
организации 27 сентября -1 октября 1999г.
14. Инструкция о порядке выдачи виз
Республики Казахстан. Утверждена приказом Министерства иностранных дел
Республики Казахстан 11 июля 2000г. №65 и Приказом Министерства внутренних дел
Республики Казахстан 11 июля 2000г. №388.
15. Об утверждении Плана мероприятий по
формированию туристского имиджа Казахстана на 2000-2003 годы. Постановление
Правительства Республики Казахстан от 26 октября 2000 г. № 1604.
16. Постановление Правительства
Республики Казахстан "Об образовании Координационного совета по
туризму" от 30 октября 2000 г. № 1631.
17. Постановление Правительства
Республики Казахстан "Об организации ежегодного Международного фестиваля
"Шелковый путь-Казахстан" в городе Алматы" от 27 ноября 2000 г.
№1763.
18. Протокольное решение заседания
Правительства Республики Казахстан №31 "О реализации Государственной
программы Республики Казахстан "Возрождение исторических центров Шелкового
пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств,
создание инфраструктуры туризма" от 28 ноября 2000 г.
19. О первоочередных мерах развития
туристской отрасли. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29
декабря 2000г. №1947.
20. Концепция развития туризма в
Республике Казахстан. Одобрена постановлением Правительства Республики
Казахстан от 6 марта 2001г. №333 [10].
Отечественная история
хозяйствования свидетельствует, что государственно-правовые механизмы
регулирования сферы услуг всегда выступали важными факторами развития
обслуживания, особенно в условиях динамизации экономического и общественного
развития. Однако очень важно, чтобы в преобразованиях были заинтересованы сами
предприниматели и работники данной сферы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование рыночной
экономики в Республике Казахстан усилило интерес к формам и методам
туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными
темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации
туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного
регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная
часть населения пользовалась туристскими услугами, в результате чего
потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью
национальной культуры.
Туризм, являясь
социально-экономической подсистемой, взаимосвязан с такими институтами как
«экономика», «общество», «экологическая среда». Жизнедеятельность системы
«туризм» невозможна без взаимодействия с другими отраслями народного хозяйства.
Поэтому обоснование необходимости государственного регулирования развития
туризма строится на основе изучения современного состояния туристского рынка,
анализа роли туризма в экономике страны, особенностей туристского потребления и
специфики туристского продукта, его воздействия на другие отрасли народного
хозяйства, в частности, на экологическое состояние и социально-культурное
развитие страны.
Масштабность и важность
туризма свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслям
экономики страны, что требует непосредственного государственного регулирования,
с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых
народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения
роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса.
Государственное
регулирование развития туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих
субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий
функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических
приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы.
Основными принципами
государственного регулирования туристской деятельности в Республике Казахстан являются:
1) содействие туристской
деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;
2) определение и
поддержка приоритетных направлений туристской деятельности;
3) формирование
представления о Республике Казахстан как о стране, благоприятной для туризма;
4) обеспечение
безопасности, защиты прав туристов и туристских организаций Республики
Казахстан и их объединений, а также защита их интересов и имущества.
Регулирование развития
туризма представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя:
- координацию и
содействие развитию туризма в глобальном масштабе, которое осуществляется
посредством Всемирной туристской организации при участии международных
финансовых организаций;
- согласованность
туристской политики на межгосударственном уровне, которая достигается через
региональные туристские организации и специальные органы межгосударственных
объединений (например, Европейское Сообщество);
- согласованность
политики в области туризма на национальном и региональном уровнях, которое
осуществляется через специально созданные государственные органы и общественные
ассоциации туристских организаций.
Деятельность
государственных органов, регулирующих туризм в Казахстане, регламентируется
Законом Республики Казахстан "О туристской деятельности в Республике
Казахстан". Одним из основных органов регулирования развития туризма в РК
является Министерство туризма и спорта Республики Казахстан. Свою
деятельность Министерство осуществляет согласно Положению, утвержденного
Правительством РК от 26 апреля 2006 года №329.
Правовые основы
государственного регулирования туристской деятельности в РК закрепляются в
следующих нормативно-правовых актах:
· Конституция Республики Казахстан,
принятая 30 августа 1995 года,
· Закон Республики Казахстан от 13 июня
2001 г. № 211-II "О туристской деятельности в Республике Казахстан";
·
Государственная программа развития туризма на 2007-2011
годы;
· Концепции развития туризма в
Республике Казахстан;
· Закон Республики Казахстан «О частном
предпринимательстве» (от 12 января 2007);
· Законы "О стандартизации",
"О сертификации продукции и услуг";
· Постановление Правительства
Республики Казахстан от 11 июня 2007 года N 481 «Об утверждении Правил
лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к туроператорской,
турагентской деятельности, услугам инструктора туризма»;
· Программа развития перспективных
направлений туристской индустрии Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы;
· Постановление Правительства РК
"Правила предоставления гостиничных услуг в РК";
· Постановление Госстандарта РК
"Система сертификации ГОСТ Р. Правила сертификации туристских услуг и
услуг гостиниц";
· Нормативно-правовые Акты Министерства
туризма и спорта Республики Казахстан [8] и др.
Многочисленные связи
туризма с другими отраслями экономики порождают внешние экономические,
экологические и социально-культурные эффекты, распространение которых зачастую
находится вне сферы контроля субъектов туристской деятельности. Государственное
регулирование развития туризма должно быть направлено на минимизацию негативных
и увеличение положительных последствий внешних воздействий.
В последние годы и в
Казахстане стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития
туристского комплекса во многом зависят от усиления государственного
регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно
сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов [4].
Целью развития туризма в
РК "Концепция развития туризма в Республике Казахстан» определяет: а)
превращение туризма в доходную отрасль экономики путем создания
высокорентабельной индустрии туризма, способной производить и реализовывать
качественный, конкурентоспособный в условиях международного туристского рынка
продукт; б) увеличение туристского потенциала республики; в) сохранение и
рациональное использование культурно-исторических и природно-рекреационных
ресурсов; г)обеспечение доступности туристских ресурсов для всех слоев
населения, максимальное удовлетворение потребностей в туристских услугах; д)
стимулирование занятости населения; е) повышение эффективности взаимодействия государственных
и частных структур в сфере туризма; ж)развитие малого и среднего
предпринимательства [2].
Государственное
регулирование развития туристской деятельности в РК осуществляется на основе
указанных и других целей с учётом мирового опыта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аванесова Т.А. Сервисная деятельность: Историческая и
современная практика, предпринимательство, менеджмент. Учебное пособие для
студентов вузов. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2006.
2. Концепции развития туризма в Республике Казахстан
(Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2001 года N 333).
3. Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечение
туризма: учебное пособие – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.
4. Ильина Н.И. Государственное регулирование развития туризма
в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических
наук. – Ульяновск, 2000.
5. #"jl:1005029.0%20">Конституцией и
законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики
Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
<…>
2.
Основные задачи, функции и права Министерства
13.
Основными задачами Министерства являются:
- формирование
представления о Республике Казахстан как о стране, благоприятной для туризма;
- становление
туризма как высокорентабельной отрасли экономики Республики Казахстан;
создание
благоприятных условий для инвестирования туристской индустрии; <…>
14.
Министерство в установленном законодательством порядке осуществляет:
1) стратегические
функции, осуществляемые аппаратом Министерства:
- осуществляет
функции государственного управления в области туристской деятельности;
- разрабатывает
программы развития туристской отрасли в Республике Казахстан;
- в пределах
своей компетенции разрабатывает, заключает и исполняет международные договоры в
области туристской деятельности, представляет Казахстан в международных
туристских организациях и на международных мероприятиях по туризму;
- разрабатывает
предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан об
игорном бизнесе, туризма и физической культуре и спорта;
2) регулятивные
функции, осуществляемые аппаратом Министерства:
- в пределах
своей компетенции разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты,
обобщает практику применения законодательства и вносит предложения по его
совершенствованию;
- проводит
исследования туристского рынка, готовит и распространяет информацию о
Казахстане и его туристских возможностях на международном туристском рынке и
внутри государства;
- координирует
деятельность местных исполнительных органов, туристских и других организаций
независимо от форм собственности в области туристской деятельности;
- содействует
развитию конкуренции на рынке туристских услуг, создает равные условия на нем
для всех субъектов туристской деятельности независимо от форм собственности;
- создает
условия для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление
туристов;
- содействует
развитию туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при
совершении путешествий;
- содействует
в создании новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан
Республики Казахстан за счет развития туристской индустрии;
- содействует
развитию международных туристских контактов;
- содействует
созданию благоприятных условий для инвестирования туристской индустрии;
- содействует
создание эффективной системы туристской деятельности для обеспечения
потребностей внутреннего и международного туризма;
- вырабатывает
предложения по формированию политики по развитию индустрии туризма, инвестиций
в туризм;
- осуществляет
содействие кадровому обеспечению туристской деятельности;
- содействует
участию отечественных туристов, туроператоров и турагентов и их объединений в
международных туристских программах;
- содействует
в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- обеспечивает
рациональное и эффективное использование, учет и защиту туристских ресурсов
страны;
- совместно с
заинтересованными министерствами и другими исполнительными органами
разрабатывает и организует выполнение программы обеспечения защиты и
безопасности туристов;
- определят
порядок аттестации работников туристских организаций;
- совместно с
уполномоченным органом в области технического регулирования регулирует вопросы
стандартизации;
3)
регулятивные функции, осуществляемые ведомствами:
- информирует
туроператоров, турагентов и туристов о возможных опасностях для туристов в
стране (месте) временного пребывания;
- оказывает
субъектам туристской деятельности и областным (города республиканского
значения, столицы) исполнительным органам методическую и консультативную помощь
в вопросах, связанных с организацией деятельности субъектов туристской
деятельности;
5)
контрольные функции, осуществляемые ведомствами: осуществляет контроль за
исполнением законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов
в области туристской деятельности;