3.2 Влияние транспорта на
окружающую среду
и здоровье человека
Транспортные
услуги в индустрии туризма связаны с предостав-лением таких транспортных
средств, как самолеты, поезда, автобусы, такси. Транспорт - один из основных
загрязнителей атмосферного возду-ха. Его доля в общем, объеме выбросов
загрязняющих веществ в атмос-феру от стационарных и подвижных источников по
России составляет около 40%. Влияние транспорта на окружающую среду
проявляется, прежде всего, в процессе перевозок, при котором потребляются в
боль-шом количестве топливно-энергетические ресурсы и происходит зна-чительное
выделение загрязняющих веществ.
Следствием обычного функционирования
транспорта является постоянно присутствующая экологическая опасность. Она
проявляется в повышенном, по сравнению с естественным, уровне загрязнения
атмосферного воздуха, водных объектов, почвенного покрова и шуме вдоль
транспортных магистралей. Причем наибольшая опасность появляется при переходе
на аварийные режимы эксплуатации транспор-та.
Наиболее опасным является
автомобильный транспорт, в происшествиях с участием которого очень велико
количество погибших и раненых. Каждые сутки в РФ происходит 450-500 ДТП. На
автомобиль-ный транспорт приходится 87% общего выброса загрязнителей в
атмос-феру в транспортно-дорожном комплексе РФ Загрязнение воздуха подвижными
источниками транспорта происходит в результате сжигания топлива. Химический
состав выбросов зависит от вида и качества топли-ва, способа сжигания в
двигателе и его технического состояния. Отрабо-тавшие газы бензинового
двигателя с неправильно отрегулированным зажиганием и карбюратором содержат
оксид углерода в количестве, превышающем норму в 2-3 раза. Наиболее
неблагоприятными режимами работы являются малые скорости и «холостой ход» двигателя.
Транспортные средства для своей работы используют, в основном, топливо,
получаемое из нефти. В состав органической массы нефтяного топлива входят:
углерод, водород, кислород, азот и сера.
Отработавшие газы двигателей внутреннего
сгорания (ДВС) содер-жат около 200 компонентов. Период их существования длится
от нескольких минут до 4-5 лет. Среди них наиболее многочисленную по составу
группу составляют углеводороды. Углеводородные соединения отработавших газов,
наряду с токсическими свойствами, обладают канцерогенным действием
(способствуют возникновению и развитию злокачественных новообразований).
Особой канцерогенной активностью отличается бензапирен (С20Н,2).
Он хорошо растворяется в маслах, жирах, сыворотке человеческой крови.
Углеводороды под действием ультрафиолетового
излучения Солнца вступают в реакцию с оксидами азота, в результате чего
образуются новые токсичные продукты - фотооксиданты, являющиеся основой
«смога» (от англ, smoke - дым и fog - туман). К ним относятся - озон, соединения азота, угарный газ,
перекиси и др. Фотооксиданты биологи-чески активны, ведут к росту легочных
заболеваний людей, разрушают резиновые изделия, ускоряют коррозию металлов,
ухудшают условия видимости.
Большую опасность представляет также
свинец и его соединения, входящие в состав этиловой жидкости, которую добавляют
в бензин. В ее состав входят собственно антидетонатор-тетсяца в атмосферу
попадает зимой 330 л бензина, а летом - 690 л. Таким образом, среднегодовые
потери бензина из одного резервуара составляют около 6 т.
При движении автомобилей происходит
истирание дорожных покры-тий и автомобильных шин, продукты износа которых смешиваются
с твердыми частицами отработавших газов. К этому добавляется грязь, занесенная
на проезжую часть с прилегающего к дороге почвенного слоя. В результате
образуется пыль, в сухую погоду поднимающаяся над доро-гой в воздух.
Химический состав и количество пыли зависят от материа-лов дорожного покрытия.
Наибольшее количество пыли создается на грунтовых и гравийных дорогах.
На дорогах с асфальтобетонным
покрытием в состав пыли кроме кварцевых частиц, оксидов алюминия, железа и
кальция, дополнительно входят продукты износа вяжущих битумосодержащих
материалов, частицы краски или пластмассы от линий разметки дороги на полосы.
Экологические последствия
запыленности отражаются на пассажирах транспортных средств, водителях и людях,
находящихся вблизи от дороги.
Пыль оседает также на растительности
и обитателях придорожной полосы. Леса и лесопосадки вдоль дорог угнетаются, а
сельскохозяйст-венные культуры накапливают вредные вещества, содержащиеся в
пыле-вых выбросах и отработавших газах.
Автотранспортные средства отечественного
производства не удовлетворяют современным экологическим требованиям. В условиях
быстрого роста автомобильного парка это приводит к еще большему возрастанию
негативного воздействия на окружающую среду. Доля автомобилей, использующих
более чистое газовое топливо, не превышает 2%, а доля автобусов, работающих на
дизельном топливе, равна около 13%. В середине 90-х годов XX века на долю автотранспорта в России приходилось 80% выбросов свинца,
59% оксида углерода и 32% оксидов азота.
Загрязнение атмосферы подвижными
источниками автотранспорта происходит в большей степени отработанными газами
через выпускную систему автомобильного двигателя, а также через систему
вентиляции картера двигателя и углеводородными испарениями бензина из системы
питания двигателя. Испарения бензина в атмосферу возникают не только в
подвижных источниках, но и в стационарных, к которым в первую очередь следует
отнести автозаправочные станции (АЗС). Они получают, хранят и реализуют бензин
и другие нефтепродукты в больших количествах. В результате происходит
загрязнение окружающей среды при испарении и разливе топлива. Однако еще
большую экологическую и пожарную опасность представляют контейнерные
автозаправочные станции (КАЗС). Наибольший вред могут принести резервуары
КАЗС, заполненные топливом на 60% и менее, так как внутри них образуется
взрывоопасная концентрация паров бензина с воздухом.
При заполнении резервуаров АЗС объемом 20 м3
бензином в атмос-феру испаряется зимой 11 л, а летом - 23 л бензина. При
ежесуточном одноразовом заполнении резервуара в течение месяца в атмосферу
попа-дают зимой 330 л. Бензина, а летом - 690 л. Таким образом, средне-годовые
потери бензина из одного резервуара составляют около 6 т.
Особую тревогу с точки зрения
экологической безопасности вызы-вает провоз опасных грузов. По российским дорогам
провозятся опасные грузы, которые при нарушении условий перевозки и
возникновении аварийных ситуаций могут вызвать разные виды опасности: пожаро-
и взрывоопасность, токсичную, радиационную, инфекционную и коррозионную.
Наиболее часто встречающимся видом опасности является пожарная, что особо
характерно для российских автотрасс.
С целью защиты от техногенного загрязнения, а
также неблагоприятных природных явлений (метелей, заносов) проводятся
лесо-насаждения вдоль дорог. В настоящее время площади искусственных
лесопосадок на автострадах России составляют 200 тыс. га и столько же занято
естественными лесами.
Автотранспорт загрязняет приземные
слои атмосферы отработав-шими газами двигателей и верхние слои атмосферы на
высотах крейсерского полета. В целом по России объем выбросов вредных ве-ществ
в приземном слое атмосферы (до высоты 900 м) составил 50 тыс. т, из них 29
тыс. т оксида углерода, 11 тыс. т несгоревших углеводородов, 8 тыс. т оксидов
азота и 2 тыс. оксидов серы. Наряду с выбросами загряз-няющих веществ,
автомобили потребляют в большом количестве кислород.
В автопарках накапливаются твердые и жидкие
отходы потребления и производства, но они в большинстве случаев не опасны в
сани-тарно-гигиеническом отношении. Объемы накопления твердых отходов в 1998
г. составили: производственные отходы -43 тыс. т; бытовые отходы - 79,9 тыс. т.
Ряд европейских автомобильных
компаний обновляют свои парки с тем, чтобы использовать те типы автотранспорта,
которые в максималь-ной степени отвечают требованиям защиты окружающей среды.
Программы в области охраны окружающей
среды включает мето-дики по уменьшению количества отходов, связанных с
обслуживанием пассажиров на земле. Вот лишь один пример: за год служащие
компании собирают такое количество алюминиевых банок из-под различных напитков,
предлагаемых пассажирам, которое достаточно для производства 30 т металла (это
эквивалентно массе алюминия в новом самолете). Работа по сокращению объема
отходов, разумеется, требует дополнительных затрат.
Таким образом, задача туристических
организаций – использовать в своей работе наиболее экологически чистые виды
транспорта, а так же проводить мероприятия по защите окружающей среды.