ВВЕДЕНИЕ.
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал
массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его
развитию способствует расширение политических, экономических, научных и
культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие
туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества
и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями
той или иной страны. Туризм – термин, не имеющий корней и истоков в русском
языке, пришел из других языковых систем, в частности из французского языка.
С экономической точки зрения туризм – это особый вид
потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в
отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым:
транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми
услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в число
наиболее перспективных отраслей национальной экономики (в некоторых странах).
Путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия,
которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых,
пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля,
наука, лечение и др. Однако всегда при этом присутствует характерное действие,
определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер
деятельности, – временное перемещение человека в иную местность или страну,
отличные от его обычного местонахождения или проживания.
Путешествие – термин, обозначающий перемещение людей в
пространстве и времени независимо от цели такового.
За многовековую историю путешествий, географических
открытий, промышленного освоения новых территорий, расширения мирохозяйственных
связей были собраны многочисленные научные литературные материалы, отчёты и
дневники. Они сыграли неоценимую роль в накоплении человеком знаний в различных
областях науки, культуры, техники. У многих людей появляется потребность
увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов.
Всё это послужило причиной возникновения особой формы путешествий – туризма.
Процесс активизации хозяйственных связей увеличивал
подвижность населения, сопровождался строительством дорог, благоустроенных
гостиниц, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и
культурных достопримечательностей и т.д. С появлением регулярного движения
пассажирского транспорта, сети предприятий питания и мест размещения отпали
многие элементы риска и трудностей, которые на протяжении многих веков были
сопряжены с путешествиями. Однако туризм был доступен в основном представителям
имущих классов, которые совершали дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и
развлечений.
Появление
туризма стало возможным в результате коренных изменений в характере
общественного производства, развития средств транспорта и связи, налаживания
мирохозяйственных отношений в различных сферах. Туризм имеет свою историю
развития.
История туризма – это наука, изучающая путешествия (походы,
экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой
древности и до настоящего времени.
ПРЕДЫСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО
ТУРИЗМА.
Предыстория
туризма –
период развития туризма до начала XIX в.
включает следующие этапы развития: античный туризм – когда основными мотивами
путешествий были образование, паломничество, торговля, лечение, спортивные
соревнования; туризм средних веков – когда основными мотивами путешествий были:
религиозный туризм, образование, аристократические отношения; туризм нового
времени – когда основные тенденции отдыха определила промышленная революция.
Принято считать, что
туристские путешествия начались в момент, когда поездки утратили торговое
значение. К первым миграциям подобного рода относятся путешествия религиозного
характера, которые в древнем Египте отмечаются уже в 4 тысячелетии до н.э. В
последующем времени туристские поездки египтян связывались с путешествиями к
городам, искусственным озерам, значительный интерес пробуждали строящиеся
пирамиды. Однако недостаток густой сети хороших дорог, мест ночлега и питания,
которые появились только в древней Греции и Риме, затрудняли первые
путешествия. Туризм в то время не составлял источника доходов.
Значение дорожной
сети оценили только персы, которые на территории своей страны развили систему
коммуникаций, часто превосходившую даже более позднейшие известные римские
дороги. К наиболее лучшим из них принадлежали королевские дороги, связывавшие
Вавилон, Сузы и Екбатан с окрестностями. Каждые 30 миль на этих дорогах
находились корчмы, пункты питания, отдыха и т.п. За оказываемые там услуги
полагалась плата, согласно ставкам, одинаковым как для богатых, так и для
бедных.
Расцвет античного
туризма был связан главным образом с древней Грецией и Римом. В этих
государствах большой вес придавался экономической стороне путешествий. Как
греки, так и римляне часто предпринимали весьма далекие путешествия, при этом
греки – из-за слабого развития дорожной сети – совершали их главным образом
морским путем.
Массовый характер в
те времена носили и путешествия в религиозных целях. К наиболее известным
принадлежали путешествия в Олимпию, связанные с праздником в честь Зевса,
которые проходили каждые 4 года, начиная с VII в.
до н.э.
Другой формой
туристских путешествий были выезды в лечебные местности. При минеральных
источниках, либо вблизи святых мест, возводились объекты наподобие современных
санаториев, а лечебные места славились большим комфортом услуг и разнообразием
развлечений. Кроме мест лечения римляне охотно проводили время в горах и у
моря. Уже в древнем Риме отмечается двухсезонность туристских выездов, причем
зимние выезды не имели такого массового характера, как летние.
Средневековье
отличалось значительным замедлением туристского движения. Возникновение
множества новых государств с нестабильной внутренней обстановкой вызвало
создание политических барьеров, незнакомых ранее. Только в VII и VIII вв. н.э. были возобновлены
активные путешествия в религиозных целях. В позднейших периодах эта форма
путешествий приобрела значительные размеры и в течение многих столетий играла
существенную роль в структуре туристского движения.
Наряду с
путешествиями в религиозных целях, все больше отмечалось поездок политического
характера, особенно предпринимаемых официальными посланниками глав государств.
Развитие науки и связанная с этим организация университетов привели, начиная с XIII в., к появлению в Европе путешествий студентов.
Миграции, связанные
с религиозным культом и университетскими центрами, составляли решающее
большинство в общей структуре туристского движения в период от позднего
средневековья до современной истории.
В XVII в. в Европе появляется форма «чистого туризма», которая
охватывала людей, путешествующих с целью познания, лечения либо отдыха.
Зарождение туризма,
как социального явления относится к концу XVII –
началу XVIII вв., когда учащиеся школ стали
совершать пешеходные прогулки на природу. Но близкий к современному туризм, как
форма отдыха и развлечений, зародился примерно 150 лет назад.
ЗАРОЖДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПУТЕШЕСТВИЙ.
Как свидетельствуют исследования археологов и историков, уже в глубокой
древности первобытному человеку была свойственна регулярная кочёвка. Постоянные
поиски пищи заставляли человека совершать длительные переходы, хорошо
ориентироваться на местности. При этом человек следовал определёнными путями
,нередко используя тропки, протопленные дикими стадными животными. Это
обусловлено охотой на них.
Почти у всех первобытных племён и народностей был широко распространён
обычай взаимного посещения различных групп, принадлежащих к одному или разным
племенам. Такие визиты – обычное явление у тех же австралийцев. Эскимосы при
всех трудностях сообщения в арктических условиях постоянно совершали очень
далёкие путешествия, чтобы посетить своих друзей. Эти взаимные путешествия и
угощения сыграли огромную роль в развитии культуры в первобытные времена,
являясь путями и средствами культурного обмена. Визиты нередко приурочивались к
тому времени , когда у данной группы имелась в изобилии пища: к сезону
созревания плодов, ко времени улова рыбы, сбора урожая и т.д.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ.
Если человек в первобытном обществе имел лишь некоторые
землевладельческие представления об окружающей местности, то древние народы,
вступившие в совсем экономическом развитии в эпоху рабовладельческого общества,
уже делали попытки систематизации географических знаний об известной им части
Земли и объяснения происходящих в природе. Об этом можно судить по дошедшим до
нас сведениям о странствиях, путешествиях, походах.
Египетские папирусы свидетельствуют о том, что древними египтянами
совершались далёкие путешествия. Например, в царствование фараона Асса, в
эпоху, отдалённую от нас более чем на 60 столетий, египетский военачальник
Урдуду совершил плавание в далёкую страну Пунт. Другой египетский
путешественник Киркуф, отправившись в южные страны, достиг «Страны счастливых»,
которая находилась дальше Пунта, откуда вывез карлика, вид которого «вселил
радость и любовь в сердце фараона».
Китайцы с доисторических времён начали составлять карты. Ещё до нашей
эры в Китае существовало особое бюро по производству картографических съёмок.
Более того, у древних китайцев имелась географическая литература, в том числе
книга рек, книга о морях и горах, книга по географии Китая- «Юкинг».
Расцвет экономики и культуры периода Римской империи нашёл отражение в
развитии и внешних политических, экономических и культурных связей. К этому
времени можно отнести начало туризма с целью лечения различных болезней. Врачи
рекомендовали пациентам сменить климат, выехать в деревню или в горы ,в
сосновые леса или на воды.
Путешествия в Римской империи были безопасны и в какой-то степени
удобны. Путник покидал Гадрианскую стену на севере Италии и путешествовал 8
тыс. км до Эфиопии по хорошим дорогам. С помощью перекладных лошадей можно было
преодолеть большие расстояния за короткие промежутки времени.
Ещё в I в. до н. э. В Римской империи возникли государственные
постоялые дворы, находившиеся на расстоянии одного дня езды на лошади.
Постоялые дворы располагались в городах и на главных дорогах, по которым
проезжали курьеры и государственные служащие из Рима вплоть до Малой Азии и
Галиции.
Уже у древних римлян имелась определённая классификация гостиничного
хозяйства. Существовали два типа «пристанищ» в провинции и в самом Риме: один
из них предназначался только для патрициев (мансионас), другой- для
плебеев(стабулярии). Во время поездок римляне пользовались специальными
картами- путеводителями.
Римская гостиница представляла собой жилые помещения для
путешественников, конюшню, колодец, лавку с провизией. Гостиница была построена
из камня и мела. Некоторые гостиницы обслуживали только официальных лиц по
специальным дипломам, которые те брали с собой во время путешествия. Эта
традиция сохранилась до сих пор: существуют специальные помещения для особо
важных персон в некоторых аэропортах, портах, на вокзалах.
ПОХОДЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
Знаменитым путешественником средневековья был венецианский купец Марко
Поло, который не только совершил путешествие из Европы в Золотую Орду, но и
прослужил при дворе великого хана почти 25 лет.
Большое впечатление на Марко Поло произвела система путей сообщения,
установленная по всей монгольской империи, и особенно в Китае, где
Хубилай-ханом она была доведена практически до совершенства.
От Ханбалыка во все главные провинции Китая шли большие дороги,
обсаженные деревьями. На расстоянии от 175 до 210 км одно от другого в
населённых и до 28 км в пустынных местностях были построены большие здания-станции,
хорошо оборудованные и снабжённые запасами всякого рода провизии, так
называемые ямы. Марко Поло, на службе хана объездивший весь Китай вдоль и
поперёк, сообщает, что эти «ямы» были так хорошо обставлены, что «даже король,
если бы ему пришлось тут остановиться, остался бы доволен». В каждой комнате
имелись шёлковые постели, чистое шёлковое бельё и все необходимые
принадлежности, которые могли понадобиться путешественнику.
При каждой яме были конюшни на 200-400 лошадей. Иногда в пустынях
вместо них содержались верблюды. В каждом таком станционном доме-яме был
смотритель, следивший за тем, чтобы лошади и ямщики были всегда наготове.
Между большими почтовыми станциями на расстоянии трёх миль одна от
другой были расположены подстанции для гонцов-пешеходов, которые не могли
быстро бежать более 21 км. Для самой быстрой почты на этих подстанциях держали
и перекладных лошадей. В этом случае имелись не только лошади, но и гонцы.
Приближаясь, первый гонец звонил в колокольчик, подвешенной к поясу, давая
знать о своём прибытии второму гонцу, который брал почту, вскакивал на
приготовленную для него лошадь и мчался дальше.
Поло вернулся в 1295г. в Венецию, принял участие в войне с Генуей, был
пленён и, сидя в темнице, продиктовал рассказы о своих путешествиях товарищу по
заключению пизанцу Рустичиано, которую назвал: «Книга Марко Поло о разнообразии
мира».
ПУТЕШЕСТВИЯ И ОТКРЫТИЯ XV- XVI вв.
Христофор Колумб родился в октябре 1451 г. в Италии, недалеко от Генуи.
Неизвестно, учился ли Хрисиофор Колумб и где или был гениальным самоучкой, но
несомненно, что читал он по крайней мере на четырёх языках- итальянском,
испанском, португальском и латинском, читал много и очень внимательно. Об этом
свидетельствует пометки Колумба на полях книги Пьера де Альи «Имаго Мунди» , под
влиянием которой в значительной степени сложились географические представления
Колумба. Известно также, что он участвовал в нескольких плаваниях к берегам
Гвинеи, но не эти плавания влекли его. Он вынашивал проект кратчайшего пути из
Европы в Азию через Атлантический океан.
Рано утром 3 августа 1492 г. каравеллы «Санта-Мария», водоизмещением
около 100 тонн, «Пинта» (раскрашенный) и «Нинья» (детка) водоизмещением 40 тонн
снялись с якоря и, оставив позади отмель Сальтес в Андалузии, пустились в
неведомую даль по волнам Атлантического океана.
12 октября 1492г. Колумб впервые увидел берег Нового Света. Это был
остров, которому адмирал присвоил христианское название Сан-Сальвадор, а этот
день считается днём открытия Америки.
Колумб совершил четыре плавания, в результате которых положил начало
открытию материка- Южная Америка и перешейков Центральной Америки . Им открыты
все Большие Антильские острова- Куба, Гаити, Ямайка и Пуэрто-Рико, центральная
часть Багамского архипелага, большинство Малых Антильских островов от Доминики
до Виргинских включительно, а также Тринидад и ряд мелких островов в Карибском
море.
Иными словами, Колумб открыл все важнейшие острова американского
Средиземноморья и положил начало открытию двойного западного континента,
который позднее получил названпие Америки.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ XIX-XX
вв.
Я хотел бы подробно описать историю развития туризма в России.
Этапы развития туризма в
России – стадии процесса
возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма.
Можно выделить 5 этапов:
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПЕРИОД (ДО 90-х г. XIX в.)
В русском государстве первые путешествия были связаны
с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня
Ольга в IX в. посетила Византию. По мнению историка
С.М.Соловьёва, одними из важнейших причин, побудивших её совершить путешествие,
были “любопытство посмотреть чудеса образованного мира” и престиж, т.к.
“…возвышался тот, кто был в Константинополе”. К наиболее ранним путешествиям
относятся также перемещения купеческих караванов как внутри Древней Руси, так и
за её пределами (Византия, Астраханское государство).
Вместе с христианством на Русь пришла традиция
паломничества. Паломники, устремлённые целями распространения своей религии,
поклонения святыням и их защиты, совершали труднейшие и длительные путешествия.
В начале XII в. игумен Даниил совершил паломничество в
Константинополь и Иерусалим. Он описал всё, что видел, тем самым положив начало
религиозным описаниям – “хождениям”. Помимо религиозных целей такие путешествия
имели и познавательный характер. Рассказы, описания паломников содержали в себе
сведения о природе, культуре, быте разных стран и народов. Основными местами
паломничества были Палестина, Иерусалим, гора Афон, Сергиев Посад и другие
святые места.
В конце XVII в., начиная с правления Петра I, когда
насаждаемые им новые веяния западной культуры постепенно проникали в русский
быт, стали практиковаться поездки за границу с целью приобретения знаний и для
расширения кругозора. Пример показал сам царь Пётр I,
совершив путешествие в 1697-1699 г. в составе Великого московского посольства в
страны Западной Европы. С тех пор путешествия познавательного характера стали
одним из распространённых видов туризма в России. В результате путешествий,
связанных с изучением сторон жизни западноевропейской культуры, царь ввёл
обязательное изучение дворянами иностранных языков: немецкого, голландского,
французского. Совершали путешествия не только представители царской фамилии, но
и каждый дворянин имел право уехать за границу и вернуться в любое время.
Первые путешествия, совершаемые в основном с
познавательными и религиозными целями, сформировали навыки территориальных
перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах,
знакомству с достижениями культуры разных народов.
Уже в XVIII в. была предпринята первая попытка
организации путешествий за границу для всех желающих. Вениамин Генш в 1777 г.
выпустил приложение к газете “Московские ведомости”, где представил “План
предпринимаемого путешествия в чужие края”. Это было первое приглашение
россиянам совершить групповую поездку в страны Западной Европы, организацию
которой брал на себя составитель плана.
В соответствии с “Планом” предусматривалась поездка
группы молодых дворян в один из немецких, итальянских или французских
университетов, затем проезд по маршруту, следующему через Швейцарию, Италию и
Францию, для ознакомления с искусством этих стран и фабричным делом. Условия
путешествия оговаривались в специальном контракте.
С XVIII в. стали практиковаться поездки для лечения
внутри страны. Ездили к святым и целебным источникам, но уже с оздоровительной
целью. Это послужило началом изучения целебных свойств минеральных источников
и распространения путешествий с целью лечения и оздоровления. Поэтому строились
бальнеологические и грязевые курорты Ялты, Кавказских Минеральных вод и др.
Основным препятствием для путешествий XVIII-
начала XIXв. по России были плохие дороги, отсутствие условий
нормального жизнеобеспечения в пути (гостиниц, трактиров, станции для смены или
отдыха лошадей). Возможность же заграничных путешествий ограничивалась в
материальном отношении даже для высшего сословия.
В XIX в. получили распространение горные
восхождения, пешие прогулки и походы. Повышенное внимание к туризму, стремление
к путешествию, организация научных и профессиональных обществ – всё это
послужило основой для объединения любителей туризма в различные
специализированные организации.
Первые туристские организации возникли на Кавказе. В
1877г. при Кавказском обществе естествознания впервые в России возник
альпийский клуб. Он просуществовал всего несколько лет, но, тем не менее, его
члены организовали ряд путешествий по горам и долинам Кавказа; издали два
сборника под названием “Известия”, в которых были помещены статьи о фауне и
флоре Кавказа и Закавказья.
Об опасности путешествий по Кавказу, о непригодности
дорог для организации групповых путешествий постоянно писали в прессе. Поэтому
Тифлисский альпийский клуб с самого начала не мог рассчитывать на широкую
поддержку и просуществовал недолго.
Однако впоследствии Кавказ стал объектом путешествий
не только внутреннего, но и иностранного туризма. В конце XIX в.
здесь началось строительство шоссейных и железных дорог, открывались гостиницы,
на перевальных дорогах возникали почтовые станции и дорожные казармы.
В 1888г. в
Тифлисе был издан “Путеводитель по Кавказу” с рисунками и картой. Его
составитель Е.Вейденбаум дал в книге подробное описание Кавказского края,
девяти маршрутов с изложением главнейших населённых пунктов, городов, природных
и исторических достопримечательностей.
В этот период появляются первые туристские фирмы.
Так, в 1885г. в Петербурге открывается предприятие Леопольда Липсона. Фирма
брала на себя обязательство ознакомить туристов во время путешествий со всеми
достопримечательностями.
В конце XIX в. среди россиян всё большую популярность
получает второй горный район – Крым, до которого легко было добраться как по
суше, так и морем. Крымские горы притягивали путешественников доступностью
своих высот, близостью тёплого моря.
Крым также стал известен своим лечебным климатом,
благоприятным для людей с заболеваниями дыхательной системы.
В Ялте в конце 80-х годов XIX в.
образовался “Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор”.
Основной задачей клуба было научное изучение Крымских гор. Их деятельность
включала охрану редких горных видов растений и животных, создание экскурсий,
издание трудов клуба.
К концу XIX в. география путешествий состоятельных дворян
распространилась по всем странам Европы: Испания, Швейцария, Германия, Швеция и
другие страны, привлекавшие россиян.
В начале XX в. стоимость путешествий стала гораздо
меньше, что расширило круг возможностей для людей с достатком несколько выше
среднего.
Т.о., туризм в просветительский период развивался в
следующих направлениях:
§
путешествия с торговыми,
политическими, познавательными и религиозными целями;
§
паломнические путешествия;
§
поездки с целью лечения и
оздоровления;
§
образование первых
туристских организаций, которые положили начало ознакомлению и изучению
Кавказских и Крымских гор. И хотя их деятельность не приобрела широкого
размаха, однако они способствовали становлению туристской работы и
популяризации путешествий.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПЕРИОД (1890-1917г.г.)
Основатели обществ заложили фундамент туризма в
России. Во второй половине XIX в. появляется ряд туристских и экскурсионных
организаций. Одним из них было Общество любителей природоведения (ОЛП), члены
которого осуществляли экскурсии и путешествия с целью изучения географии,
геологии, этнографии, флоры и фауны. Участники общества не только сами изучали
природные богатства своего края, но и организовывали экскурсии для тех, кто
интересовался природой.
Наиболее массовой туристской организацией
дореволюционной России был Русский туринг-клуб (1895г., Петербург). Причиной
образования клуба явилось распространение в России в конце XIX в.
двухколёсных велосипедов, которые к тому времени превратились в удобный способ
перемещения и часто использовались для далёких загородных прогулок.
Русский туринг-клуб являлся членом международной
туристской организации, поддерживал связи с зарубежными обществами и имел
представителей за рубежом. Клуб издавал журнал “Русский турист” и ежегодник.
По примеру туринг-клуба стали образовываться различные
велосипедные общества и группы в других городах России. Однако эти первые
организации были малочисленными, объединяли людей, любивших путешествия и
имевших средства для приобретения дорогостоящего велосипеда. Поездки проводили
не более двухсот вёрст.
Постепенно Русский туринг-клуб превратился в
Российское общество туристов (РОТ). Основной целью общества содействие развитию
туризма вообще и туризма велосипедного в частности. Общество имело свой устав
из 35 статей. Так, 10 статья “Кто не может быть членом общества” гласила:
1)
профессиональные
велосипедисты;
2)
исключённые из другого
общества;
3)
учащиеся учебных
заведений;
4)
находящиеся на
действительной военной службе, низшие чины и юнкеры;
5)
те, кто имеет ограничения
прав по суду.
Основными задачами РОТа являлись проведение
коллективных поездок своих членов, организация гостиниц в разных городах России
для приёма туристов, издание журнала “Русский турист”, “Дорожника” и
ежегодника, представлявших собой справочно-дорожные книжки для туристов.
Несмотря на некоторые успехи, РОТ не превратилось в
мощную туристскую организацию, в основном, из-за пассивности её членов. Однако
оно оставило след в истории туризма. Это была первая организация,
преследовавшая сугубо туристские цели, приглашавшая посетить не только горы
Кавказа и Крыма, но и различные районы России, и другие страны.
В 1901г. в Москве возникло Русское горное общество,
задачей которого являлось содействие развитию путешествий в горах. По
инициативе общества было построено несколько горных хижин и гостиниц.
Работу по туризму на Северном Кавказе проводило
Кавказское горное общество (КГО) в Пятигорске. Члены общества организовывали
ученические и общедоступные экскурсии по окрестностям Кавказских Минеральных
Вод, содействовали туристам и учащимся в организации экскурсий в глубь Кавказа,
устанавливали указатели на тропах, устраивали приюты, давали в пользование
горное снаряжение. Первое десятилетие XXв. для туризма на Кавказе характеризовалось
развитием пешеходного туризма. Одновременно с русскими туристами Кавказ
посещали и иностранные туристы.
Большинство людей привлекали путешествия по воде,
которые стали практиковаться с появлением теплоходов. В 1914г. были построены
два больших теплохода того времени “Великая княжна Ольга Николаевна” и “Великая
княжна Татьяна Николаевна”.
Предпринимательский период характеризуется
познавательно-экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных
видов спортивного туризма. Главной целью туризма было просвещение масс
населения с помощью экскурсий и путешествий.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ПЕРИОД
(1930-1970г.г.)
В 1927г. в Москве возобновило свою деятельность дореволюционное РОТ, которое после конференции было переименовано
в ОПТЭ. Общество имело чёткую организованную структуру, в состав
которой входили ячейки, созданные на промышленных предприятиях, филиалы
общества.
При туристско-экскурсионной работе оно ориентировалось на пожелания
трудящихся. Особое распространение получили лыжный и пешеходный туризм,
самодеятельный туризм.
ОПТЭ осуществляло 90% туристско-экскурсионной работы в стране.
Деятельность общества охватывало не только взрослое население страны. С
1929г. при нём были организованы детские туристско- экскурсионные станции.
Возрастающая массовость туризма требовала развития материальной базы.
Основным источником накопления финансового фонда явились взносы коллективных и
индивидуальных членов.
С начала 1930-х годов ОПТЭ выпускало периодические журналы: “Всемирный
турист”, “На суше и на море”, ежемесячник “Турист-активист”.
В различных городах России открывались магазины “Турист”, где для
членов общества была установлена скидка.
В 1929г. была основана Всесоюзное акционерное общество “Интурист” (ВАО
“Интурист”), что было связано с началом развития иностранного туризма и
упорядочением приёма зарубежных гостей.
К началу 1930-х годов экскурсионный и спортивный туризм стал массовым
явлением.
Увеличение объёма деятельности, расширение сети туристских организаций,
разработка новых маршрутов, улучшение материально-технической базы требовали
решения проблемы кадров. Необходимо было подготовить практических работников
туристского аппарата, персонала обслуживающих предприятий, квалифицированных
гидов-экскурсоводов, проводников, общественных организаторов.
В то же время в туристском движении стали накапливаться трудности и
образовался ряд проблем: несоответствие между ростом туристско-экскурсионного
движения и имеющийся материальной базой, ощущался дефицит квалифицированных
специалистов по туризму.
К этому времени сложились два основных направления в туризме среди
трудящихся: походы трудящихся в рамках самодеятельного туризма,
туристско-экскурсионные поездки и путешествия по плановым маршрутам. Оба
направления требовали создания благоприятных условий для дальнейшего его
развития.
Период развития туризма с 1936 по1970 года характеризуется внедрением
новых организационных форм управления. В 1936г. ОПТЭ было ликвидировано, а всё
имущество передавалось в ТЭУ на которое
возлагалась вся деятельность в области туризма и экскурсий.
В ведении ТЭУ находились вся материальная база и
туристско-экскурсионное обслуживание населения. В функции территориальных ТЭУ,
работавших на хозрасчётном принципе, входили пропаганда туризма, консультация
населения, культурно-массовое и хозяйственное обслуживание в пути, разработка
маршрутов, строительство домов туриста, лагерей, производство инвентаря.
В 1937-1940г.г. была проведена комплексная реорганизация структуры
туризма, в основу которой было положено жёсткое государственно-партийное
планирование капиталовложений, кадров и географий рекреационной деятельности. В
1940г. ввели туристские звания за особые заслуги. Почётные туристы награждались
значком “Турист СССР”.
Развитием массового самодеятельного и спортивного туризма занимался
Высший совет физической культуры, при котором была сформирована Всесоюзная
секция туризма.
В годы Великой Отечественной войны туристско-экскурсионная деятельность
была прекращена; материально-техническая база подверглась разграблению и
разрушению. Работа ТЭУ возобновилась только в 1945г.
В апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов
(ВЦСПС) принял решение о возобновлении деятельности Туристско-экскурсионного
управления. ТЭУ были созданы в Москве, Ленинграде, Крыму, Краснодаре и др.
Перед ними стояла задача восстановления разрушенного войной туристского
хозяйства страны, создания условий для широкого развития туризма.
В послевоенное время восстанавливалась и налаживалась система
туристско-экскурсионных учреждений. Однако этот процесс шёл медленно.
Возрождение туристского хозяйства началось с первых же послевоенных
лет. В Сочи, Грузии, на Урале был произведён ремонт баз, на которых во время
войны располагались военные организации. Уже в 1946г. открылись новые,
послевоенные базы в Калининской области и Эстонии, в 1947г. – в Краснодарском
крае, в 1948г. – в Бахчисарае, Ленинградской области. С каждым годом росло
число туристских учреждений. В это время широкое распространение получил
спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм.
С целью развития молодёжного международного туризма в июне 1958г.
образовалось международное молодёжное бюро “Спутник”. Бюро занималось вопросами
обмена молодёжными группами СССР с другими странами. Однако в период с 1960 по
1970 года в зарубежные поездки выезжали лишь 0,4% граждан СССР.
В начале 1960-х годов стала активизироваться туристская деятельность.
Поэтому организовывались Советы по туризму, которые разрабатывали и осваивали
туристские маршруты.
Во многих крупных городах создавались бюро путешествий и экскурсий,
работавшие первоначально только с арендованными транспортными средствами
(автобусами, поездами, теплоходами).
С 1960-х годов получил распространение туристско-экскурсионный отдых в
выходные и праздничные дни, организовывались железнодорожные путешествия. Все
виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и
профсоюзов.
Туристские путешествия организационно-централизованного периода стали
одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.
Развитием плановых туристских путешествий занимался Центральный совет
по туризму и экскурсий. Он выпускал путёвки на маршруты, имеющих статус
Всесоюзных. Маршруты, находящиеся в ведении республиканских, краевых и
областных советов по туризму и экскурсиям, относились к местным.
В 1960-е годы профсоюзными туристско-экскурсионными организациями были
разработаны линейные, кольцевые и радиальные маршруты.
Плановые маршруты, начинающиеся в одном городе и заканчивающиеся в
другом, носят название линейных. Если маршрут начинался и заканчивался в одном
и том же месте, он назывался кольцевым.
Много плановых маршрутов относилось к радиальным, когда туристы весь
период отдыха находились на одной и той же базе, в туристской гостинице или
пансионате, совершая экскурсии и непродолжительные походы с ночёвками туристских
приютах.
Наряду с плановым туризмом развитие получил самодеятельный туризм,
который организовывался туристской группой по маршрутам, разработанным самими
участниками, начиная от несложных походов выходного дня до спортивных походов
высших категорий сложности.
Также существовали маршруты с активными способами передвижения:
пешеходные, лыжные, водные, велосипедные, конные.
Кроме восстановления разрушенного войной туристского хозяйства,
развития различных видов туризма организационно-централизованный период также
характеризуется следующими чертами:
§
создание материальной базы
для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря);
§
лимитирование внешнего
(выездного) туризма.
ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ
ТУРИЗМА В СССР.
Послереволюционный период
развития туризма принято делить на 3 этапа: первый – 1920-1936 гг.; второй –
1936-1969; третий – 1970-1980 гг.
Первый этап характеризуется
созданием социально-экономических условий для развития массового социального
туризма, а также организационным становлением экскурсионного и туристского
движения.
В 1920 г. создается Объединенное
лекционно-экскурсионное бюро, открываются первые шесть экскурсионных станций.
В Петрограде в
1921 г. открывается Научно-исследовательский экскурсионный институт.
В 1923 г. возобновляет свою
деятельность РОТ. Тогда же ликвидируется Объединенное экскурсионное бюро и
создается акционерное общество «Советский турист» (Совтур). В 1929 г. РОТ
преобразуется в Общество пролетарского туризма. В этом же году появляется
Всесоюзное акционерное общество по иностранному туризму в СССР – «Интурист».
В 1930 г. в результате слияния
ОПТ РСФСР с АО «Совтур» создается Всесоюзное добровольное общество
пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ).
В этот период туристское
движение охватывало широкие слои населения и все заметнее несоответствие между
ростом туристского экскурсионного движения и имеющейся материально-технической
базой, все сильнее ощущается дефицит специалистов по туризму. К этому времени в
национальном туризме сложились получившие массовое распространение 2 основных
направления:
а) туристско-экскурсионные поездки и путешествия по
плановым маршрутам;
б) самодеятельный туризм.
РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ТУРИЗМА
НАЧАЛА 30 – НАЧАЛА 90 ГГ.
На втором этапе развития туризма
в России в 1936 г. происходит реорганизация всей системы туризма в стране,
внедрение новых организационных форм управления. 17.01.1936 ЦИК принял
постановление «О ликвидации ВОПТЭ» и возложил руководство над работой в области
туризма и альпинизма на Всесоюзный Совет физической культуры при ЦИК СССР. В
том же году было создано Туристско-экскурсионное управление ТЭУ.
В 1962 г. на базе ТЭУ создается
система советов по туризму, которая позволила значительно расширить масштабы
туристско-экскурсионного движения в стране.
Учрежденные Центральный совет по
туризму и Советы туристов на местах должны должны были работать на принципах
коллегиальности и широкого привлечения общественного актива.
Реорганизация нарушила
выработанные годами тесные контакты низовых секций с Федерацией.
К этому времени в стране
сложились пять крупных систем, занимающихся туристско-экскурсионным делом:
профсоюзный туризм (ЦСТиЭ при ВЦСПС); «Интурист» (Управление с 1964 г., а с
1983 – Госкомитет по иностранному туризму при Совмине СССР); молодежный туризм
(БММТ «Спутник» при ЦК ВЛКСМ); военный туризм (Управление по туризму и
экскурсиям Минобороны СССР) и детский туризм (ЦДЭТС Минпросвещения СССР с
разветвленной системой внешкольных учреждений).
Важным направлением деятельности
в начале 80-х годов явились исследование туристско-экскурсионных возможностей
краев, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в
отдельных регионах.
Центральные туристские курсы в
1981 г. были преобразованы в Институт повышения квалификации туристско-экскурсионных
работников.
Данный период развития туризма в
стране характеризуется преимущественно экстенсивным развитием внутрисоюзного
туризма в СССР, а также дальнейшими изменениями в структуре управления.
Туризм в этот период был связан
с деятельностью профсоюзов и имел ярко выраженную идеологическую
направленность. Так, важной формой идейно-политического воспитания считались
Всесоюзный поход комсомола и молодежи по местам революционной, боевой и
трудовой славы и Всесоюзная туристская экспедиция советской молодежи «Моя
Родина – СССР».
Руководство молодежного туризма
решало пропагандистские задачи, а профсоюзы – социальные.
Социальный туризм дотировался.
Профсоюзные путевки предоставлялись с большой скидкой. Потребитель, получая
почти бесплатную путевку, не обращал внимания на содержание предоставляемого
ему досуга и на плохой уровень обслуживания. Туристские предприятия не были
заинтересованы в улучшении качества предоставляемых услуг, т.к. это не влияло
на результаты деятельности. По объему реализации туристских услуг бывший СССР
занимал 20 место среди двадцати четырех европейских государств – членов
Всемирной туристской организации.
В России до начала 90-х годов,
несмотря на постоянный количественный рост основных показателей сферы туризма,
перехода к новому качеству не происходило. Экстенсивное развитие требовало
стандартизации в предоставлении услуг, что не позволяло перейти от массового
конвейерного к дифференцированному туризму. Это дает основание говорить о том.
Что третий этап развития туризма в России закончился в конце 80-х. С этого
времени в связи со сменой политического курса страны, а затем переходом к новым
экономическим условиям начинается новый этап в развитии туризма, который имеет
свои специфические черты.
Год
|
Прибытие
иностранных
|
Поездки
советских граждан
|
|
граждан
в СССР (тыс.)
|
за
рубеж (тыс.)
|
|
1956
|
|
486
|
|
|
561
|
|
1965
|
|
1263
|
|
|
1153
|
|
1975
|
|
3690
|
|
|
2450
|
|
1985
|
|
4339
|
|
|
2790
|
|
1988
|
|
6007
|
|
|
4243
|
|
1989
|
|
7752
|
|
|
8008
|
|
1990
|
|
7204
|
|
|
9086
|
|
Таблица 1. Статистика въезда иностранных
граждан в СССР и поездок советских граждан
за рубеж
(по данным Госкоминтуриста)
АДМИНИСТРАТИВНО-НОРМАТИВНЫЙ ПЕРИОД
(1970-1990г.г.)
Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами,
выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки
(5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели
планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и
обслуживания, подлежали жёсткому контролю.
Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на
молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и
экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий
состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе,
спортивной тренировке и закалке.
С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы
стали принимать родителей с детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в
туристских хозяйствах.
Центральный совет по туризму и экскурсиям (так он стал называться с
1969г.) открыл Центральные туристские курсы повышения квалификации
туристско-экскурсионных работников и Центральное рекламно-информационное бюро
“Турист”, которое выпускало методическую литературу по туризму и экскурсионному
делу. Огромное внимание обращалось на благоустройство действующих туристских
гостиниц, баз, кемпингов.
Туристско-экскурсионное дело превратилось в крупную отрасль
обслуживания населения, прочно вошло в быт советских людей. Получили развитие
маршруты для родителей с детьми, организовывались транспортные путешествия:
теплоходные (речные и морские), железнодорожные и авиационные.
В октябре 1980г. в постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета
министров СССР и ВЦСПС “О дальнейшем развитии и совершенствовании
туристско-экскурсионного дела в стране” были определены следующие задачи:
создание комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия,
расширение объёмов туристского обслуживания граждан, т.к. их растущие
потребности удовлетворялись не в полной мере, создание туристской индустрии,
повышение качества обслуживания, совершенствование видов и форм предоставляемых
услуг.
В перспективных планах строительства предпочтение отдавалось крупным
туристским комплексам, включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги, приюты,
предприятия общественного питания, магазины для продажи сувениров, курортных и
спортивных товаров.
Важным направлением деятельности туристских организаций в начале 1980-х
годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краёв,
областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в
отдельных регионах.
В период 1980-1992г.г. постепенно росла материально-техническая база
лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в
крупных городах страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове,
“Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания
– семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие
проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления
получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе
санаториев, а также домов отдыха.
Основными чертами административно-нормативного периода являются:
§
развитие туризма в
условиях жёсткого нормирования и планирования;
§
распространение новых форм
обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);
§
создание крупных и
комфортабельных гостиничных комплексов;
§
создание научной основы
изучения туризма.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (с 1990г.)
Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от
административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию,
основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и
рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.
Особенности переходного периода:
§
переход от монопольного
хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью
разных владельцев);
§
формирование туристского
рынка на основе новых законов;
§
использование туристских
ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях;
§
изменение характера спроса
в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры,
развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.)
§
невостребованность
материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);
§
возникновение большого
числа малых и средних туристских предприятий;
§
рост средних показателей
выездного туризма, особенно с целью шопинга.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА.
Формирование российского туристского рынка началось с 1990г.
Одновременно шло три процесса:
1.
распад предприятий старого
типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий;
2.
создание новых
предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или
турагентами;
3.
модификация старых
туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта,
имеющего спрос у российского потребителя.
На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные
туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос
на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению
российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического
содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых
формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских
туристов в некоторые страны (Франция, Испания).
Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера,
отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм,
образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление,
морские круизы.
Страна
|
Общее
число прибытий (тыс.)
|
Цели
поездок по 1997г. (тыс.)
|
|
|
1996
|
1997
|
Деловая
|
Туризм
|
Частная
|
|
Литва
|
1080
|
1022
|
176
|
53
|
732
|
|
Финляндия
|
741
|
983
|
170
|
457
|
235
|
|
Турция
|
1048
|
973
|
31
|
737
|
60
|
|
Эстония
|
75
|
927
|
72
|
43
|
775
|
Китай
|
543
|
834
|
76
|
646
|
9
|
|
Польша
|
635
|
585
|
585
|
27
|
402
|
|
Германия
|
482
|
504
|
176
|
129
|
136
|
|
ОАЭ
|
322
|
265
|
7
|
189
|
14
|
|
Испания
|
188
|
250
|
24
|
202
|
6
|
|
Болгария
|
165
|
224
|
34
|
156
|
17
|
|
Таблица 2. Приоритетные Направления выезда граждан России в зарубежные
туры.
Выездной характер
российского туризма был обусловлен следующими причинами:
§
новизна иностранного
продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);
§
упрощение порядка выезда;
§
расширение внешних деловых
контактов;
§
увеличение числа
предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;
§
доступность цен на
выездные туры;
§
большая
конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия
проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и
транстурах).
Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации,
сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998г.). Многие
фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма.
Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично
перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.
Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя
полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались
непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи,
Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические
центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.),
экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге,
Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.
Приоритетные направления въездного туризма: познавательный,
экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем
Востоке.
Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:
§
нестабильность внутренней
политики;
§
несоответствие
дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и
реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов,
автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
§
несоответствие гостиничной
базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в
них;
§
завышенные цены на
гостиничные и ресторанные услуги в городах;
§
несовершенство
законодательного и экономического стимулирования российского въездного и
внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
§
недостаточно
квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный
имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
§
отсутствие единой политики
государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как
страны туризма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Туризм, как явление общественное,
хозяйственное и пространственное, имеет долгую и богатую историю, уходящую в
глубокую древность.
Человеку
на протяжении всей его эволюции было свойственно стремление к миропознанию и
первооткрывательству в целях развития торговли, завоевания и освоения новых
земель, поисков ресурсов и новых транспортных путей.
Туризм становился особой формой передвижения людей. Он
развивался на основе путешествий и открытий, осуществляемых мореплавателями,
исследователями, историками, географами и представителями делового мира,
которые собрали многочисленные научные изыскания, наблюдения, описания,
литературные, исторические и географические материалы, отчёты и дневники.
В России туризм развивался в несколько этапов:
Просветительский характеризовался отдельными примерами
использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования
и сбора научно-географической и краеведческой информации о различный районах и
родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению
социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали
революционно-демократические слои и интеллигенция России.
Предпринимательский – начался с развитием капитализма в России. В
это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны,
гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в
котором явно прослеживаются 2 основных сегмента – элитарный туризм
состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции.
Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества.
Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в
России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не
оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных
тенденций.
Организационно-централизованный – начался с 1930 и завершился в конце 60-х
гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными.
Не только большевики идеологизировали туризм, - социальные и идеологические
функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех
существовавших до 1917 г. партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое
дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно.
Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные
процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других
сферах жизни общества, которые использовались как важные рычаги
социалистического строительства. С возникновением в 1928 г. Общества
пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и
экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом
развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет включения все
новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в
мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к
концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за
невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при
сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой
системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.
Административно-нормативный (1970-1990 гг.) –
характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время
еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии
туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма
административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным
итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам
туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования
новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной
подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной
невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского
обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость
широкого использования экономических методов.
Переходный (с 1990 г.) – в нем проявились некоторые новые тенденции развития
туристского хозяйства в условиях экономических реформ:
а) изменение структуры рекреационных потребностей и
начало сегментации туристского рынка;
б) переход от монопольного к
многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних
туристских предприятий;
в) переход к использованию
природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений;
г) переход от административного
регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию
туристского рынка на новой законодательной основе.
Одновременно резко обозначились
негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых
значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие
предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль;
спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности
остались.
В истории развития туризма нет
плавного течения. Дважды, в начале и в конце ХХ в., устоявшиеся течения
подвергались революционным изменениям, при этом в конце столетия произошел
возврат к системе ценностей начала века.
В последние годы наблюдается тенденция улучшения развития туризма в
России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни
и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания,
развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на
морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные
страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Биржаков М.Б.
“Введение в туризм” Москва-Санкт-Петербург, 2000г.
2. Долженко Г.П.
“История туризма в дореволюционной России и СССР”
Ростов-на-Дону,
1988г.
3.”Основы
туристской деятельности” сост. Е.И.Ильина, Москва, 2000г.
4. Шаповал Г.Ф.
“История туризма” Минск, 1999г.
5. Г.А. Карпова, А.Т. Быков, М.Г. Воронцова, М.В. Натаров, В.И. Никифоров,
Г.В. Яковенко, А.В. Воловода, О.В. Рохмалева «Сфера туризма: этапы развития,
экономика и управление».
6.
«Туристическая
энциклопедия».
.
КУРСОВАЯ
На тему:
«История развития туризма».
Выполнил:
Проверил:
МОСКВА 2005
ПЛАН.
1. Введение…………………………………………………………………..1
1.1 Предыстория
развития мирового туризма………………………….2
1.2 Зарождение
элементов путешествий………………………………..4
1.3 Путешествие
в древнем мире………………………………………..4
1.4 Походы и
путешествия средневековья……………………………...5
1.5 Путешествия
и открытия XV-XVI вв……………………………….6
2. Этапы развития
туризма в России XIX-XX вв………………………7
2.1
Просветительский период (до 90-х г. XIX в.)………………………7
2.2
Предпринимательский период (1890-1917)………………………..10
2.3
Организационно-централизованный период (1930-1970)…………11
2.4
Послереволюционный период развития туризма в СССР………...14
2.5 Развитие
советского туризма начала 30-х начала 90-х гг…………15
2.6
Административно-нормативный период (1970-1990)……………..17
2.7 Переходный
период (с 1990г.)………………………………………18
2.8 Современное
состояние российского туристического рынка……..19
3. Заключение………………………………………………………………..22
Список
используемой литературы………………………………………..25