Спорт - как явление культурной жизни
1. Спорт – явление культурной жизни
Актуальность вопроса
"Спорт - явление культурной жизни" обусловлена тем, что в настоящее
время жизненно необходимо рассмотрение деятельности человека как носителя
конкретных этнокультурных, этнопсихологических традиций. Занятия спортом -
состязания, конкуренция, стремление к максимальным результатам, постоянный рост
требований к физическим возможностям, нравственным и морально-волевым качествам
человека дает возможность человеку адаптироваться к сложным жизненным условиям.
Государственная поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных
организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности
осуществляется в соответствии с программами развития физической культуры и
спорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке соответственно Правительством
Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области
физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, других
физкультурно-спортивных организаций. Федеральный Закон РФ "О физической
культуре и спорте в Российской Федерации" устанавливает правовые,
организационные, экономические и социальные основы деятельности
физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики
в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского
движения России.
Безусловно, спорт —
явление культурной жизни. В нем человек стремится расширить границы своих
возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами. Спорт
— это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней.
Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется
стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации
физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят
о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях.
Здоровый
образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные
стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в
большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении
своей физической и психо-эмоциональной привлекательности, оптимистическом
настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную
культуру жизнедеятельности. Состояние здоровья зависит от нормального
функционирования всех органов и систем человека, а также от наличия или
отсутствия болезней, морфологических изменений организма обучаемого. Эти данные
можно выявить во время медицинского осмотра (диспансеризации). Физкультурно-спортивная
деятельность, в которую включаются студенты — один их эффективных механизмов
слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых
индивидуальных потребностей. Возможности физической культуры в укреплении
здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышения общей работоспособности,
психической устойчивости очень велики, но неоднозначны. Известно, что
физическое развитие человека как процесс изменения и становления морфологических
и функциональных свойств зависит и от наследственности, и от условий жизни, а
также от физического воспитания с момента рождения. Таким образом, здоровый
образ жизни, занятия физической культурой и спортом могут улучшить
функционирование систем организма и активизировать рост тела. Моральное
удовлетворение приносят те занятия по физической культуре и соревнования, на
которых студенты достигают определенных результатов за счет систематических
тренировок и честной борьбы с соперником. Поэтому в спорте нетерпимы любые
проявления нечестности. Высокая социально-экономическая значимость физической
культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности
законодательные основы. Президентом Российской Федерации 27 апреля 2003 года
были подписаны «Основы законодательства Российской Федерации о физической
культуре и спорте». Этот документ направлен на то, чтобы обеспечить
всестороннее развитие человека, утвердить здоровый образ жизни, сформировать
потребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для
занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации
профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных
привычек и правонарушений. Гарантируются права граждан заниматься физической
культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в
организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности,
физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы
и иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпийское движение в
России, его деятельность координируется Олимпийским комитетом, который является
неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию
во всех мероприятиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом. Система
физической культуры направлена на то, чтобы организовать физическое воспитание
населения с учетом интересов каждого человека, требований производства,
образования и культуры народов Российской Федерации.
1.1 Компоненты физической культуры
Включенное в систему
образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует
основу физической подготовленности людей - приобретение фонда жизненно важных
двигательных умении и навыков, разностороннее развитие физических способностей.
Его важными элементами являются «школа» движении, система гимнастических
упражнении и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются
умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в
разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях
в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на
лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске
тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и
др.). Физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения
естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни
человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость
легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость,
гибкость, ловкость и др.). Физическое развитие тесно связано со здоровьем
человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только
гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии,
плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее
жизненное благополучие.
Благодаря
профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного
овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На
производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки,
послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств
профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения
определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она
приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.
1.2 Оздоровительно-реабилитационная
физическая культура
Она связана с направленным
использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и
восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие
заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является
лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов
(лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных
с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение,
хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в
таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами
проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и
др.
Фоновые виды физической
культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки
повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения
в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную
физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха
(туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура
оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма,
нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона»
жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа
жизни. Она особенно эффекивна в сочетании с другими компонентами физической
культуры и прежде всего с базовой. В качестве средств физической культуры
используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух
и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена -
распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена
тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их
комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и
развивающий эффект.
2.
Социальные функции спорта
2.1
Специфические функции спорта
Под функциями спорта
понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и
человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности
личности и общества.
Функции спорта можно
условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому
явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и
эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют
функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция
личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная
функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и
социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.
Соревновательно-эталонная
функция. Основу специфики спорта составляет собственно
соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном
выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных
человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или
достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в
соревновании. Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высших
достижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том
числе массовому общедоступному через систему специально организованных
соревнований.
Эвристически-достиженческая
функция . Для спорта характерна творческая поисковая
деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с
изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта
функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к
ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые
средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и
тактических решений ведения спортивной борьбы.
2.2 Общие функции
спорта
К социально-общественным
прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и
развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и
спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического,
интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие
требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие
возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств
человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении
воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько
от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом,
воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством
системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта.
Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также
действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными
видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной
деятельности.
Оздоровительно-рекреативная
функция проявляется в положительном влиянии спорта на
состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко
выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом
на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте
закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий
физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены.
Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует
психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает
познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации
отрицательных явлений гиподинамии у детей. Большая роль отводится спорту и в
работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от
неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него
резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту.
Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха
и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится
цели достижения высоких спортивных результатов.
Эмоционально-зрелищная
функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды)
несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и
духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны
сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная
гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела,
технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение — все это
привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища
характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и
коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта»,
понятного практически каждому.
Функция социальной
интеграции и социализации личности. Спорт является одним из
мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и
формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его
важная роль в процессе социализации личности. Специфические спортивные
отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе
вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта.
Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения
ее социального опыта, как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.
Экономическая функция.
Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства,
вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня
здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни
человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка
кадров — все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового
спорта и спорта высших достижений.
Экономическое значение имеют
также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации
спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают государство
и общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества
— это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.
Заключение
Спорт создал и новую
культурную, в том числе художественную, среду, ибо спортивные сооружения -
стадионы, дворцы спорта, манежи, площадки, треки, бассейны и т.п. - не только
стали важными объектами архитектуры, но и оказали существенное влияние на всю
организацию и планировку поселений. Большие надежды возлагались на спорт и в
плане нравственного совершенствования общества. Конечно, никто не ожидал от
спорта абсолютной чистоты и непогрешимости. Но были надежды, что дружеская
расположенность участников соревнований, бескорыстность борьбы и ее благородные
правила будут все в большей и большей мере определять спортивные отношения, а
через них распространяться в качестве общечеловеческих ценностей и норм
общения. Спортивная победа и ее творец - рекордсмен - воспринимались в качестве
национальных символов, и казалось, что они в наиболее чистом виде воплощают
нравственные ценности патриотизма, верности долгу и чести.[1]
Оставалось привить эти качества массовому сознанию, ориентированному на спорт,
внедрить их средствами воспитания. Тем самым, предполагалось, будут решены
многие проблемы социального, этического и эстетического плана. Пропаганда
спорта в этом направлении действовала очень старательно и далеко не всегда
безуспешно, что несомненно, следует поставить ей в заслугу. Но современный
спорт вырос на иной почве, нежели античный, и не обнаруживает тенденции к
потере своих функций, к исчезновению из пространства культуры как его древний
предшественник. Наоборот, основные линии и формы развития современного спорта
нашли в этом пространстве свое место и оказались весьма значительными в своем
гуманистическом и эстетическом содержании.
Современный спорт
переживает кризис и довольно глубокий. Но в кризисном состоянии находятся вся
современная культура и цивилизация. Кризис спорта не есть его разрушение, а
лишь несоответствие - и часто резкое - сложившихся организационных форм, методов
деятельности и представлений о сущности и роли спорта новым социальным
структурам, новому спектру общественных и индивидуальных потребностей, новым
стандартам жизни.
Список литературы
1.
Смирнов
Н.Г. Физическая культура как фактор социального развития личности в современном
российском обществе: Автореф. канд. дис., СПб., 1995.
2.
Виноградов
П.А. Основам Законодательства Российской Федерации "О физической культуре
и спорте" - долгую жизнь // Теория и практика физической культуры, 1993, №
8.
3.
Гибер
Б.В. Новый этап в физкультурном движении. М.-Л., 1990.
4.
Кулинко
Н.Ф. История и организация физической культуры. - М.: Просвещение. 1982.
5.
Виноградов
П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа
жизни. Москва., 1996.
6.
Виноградов
П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва., 1990.
7.
Визитей
Н.Н., Образ жизни. Спорт. Личность. Кишинев.,1980.
8.
Жолдак
В.И. Социология физической культуры и спорта. Кн. I.
Москва.,1992.
[1]
Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 11.