Система физической культуры и спорта за рубежом
Реферат
по дисциплине: История физической культуры и спорта
тема:
СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ЗА РУБЕЖОМ В ПЕРИОД С XVIII ВЕКА ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
План
1.
Роль Жан Жака
Руссо и Иоганна Генриха Песталоцци в развитии системы физического воспитания.
Деятельность филантропов
2.
Национальные
гимнастические движения на Европейском континенте
3.
Спортивно-игровое
направление в физическом воспитании
4.
Становление и
развитие современных систем физического воспитания
1. Роль Жан Жака Руссо и Иоганна
Генриха Песталоцци в развитии системы физического воспитания. Деятельность
филантропов
Идеи Ж.Ж. Руссо
(1712-1778) относительно физического воспитания определялись потребностями
воспитания революционной буржуазии. Под "физическим
воспитанием" понимается целенаправленный процесс по управлению
физическим развитием и физическим образованием. В своей работе "Эмиль
или О воспитании" французский писатель и философ Ж.Ж. Руссо резко
противопоставил изнеженной, избалованной и слабохарактерной аристократической
молодежи диких, грубых и здоровых выходцев из простого народа. В качестве
идеала и примера для подражания он предложил тип развитого, сильного, умелого и
смелого человека. По мнению Ж.Ж. Руссо, всякая общественная проблема происходит
от человеческого зла, а зло, в свою, очередь, - от слабости человека. Это
положение можно изменить только путем воспитания умной, физически развитой и
сильной молодежи. Система физического воспитания, по его мнению, должна
строиться на борьбе с преодолением естественных препятствий "свободной"
природы: карабканье на деревья, перелазание через ограждения, скалы, переноса
тяжестей, прыжков и бега, а также заплывов. Руссо был первым, кто признал
необходимость тренировки органов чувств. В свою систему физического воспитания
он встроил взгляды других мыслителей, таких как Д.Локка и Я.Коменского. Из
тезисов Д. Локка он использовал идею сочетания умственного и физического
воспитания. Из учений Я Коменского теории воспитательной роли игры, но с
ценностной воспитательной силой игр, которые сопровождались физическими
испытаниями и побуждали к принятию самостоятельных решений. Физическое
воспитание девочек Ж.Ж. Руссо считал обязательным, оно должно быть направленным
на воспитание обаятельности, грациозности, стройности и т.п.
Идеи французского
Просвещения, связанные с физическим воспитанием, впервые попытался осуществить
на практике И.Г. Песталоцци (1746-1825). Он ступил на стезю педагогики
под влиянием Руссо. Песталоцци неколебимо верил в то, что изъяны общественной
системы можно направить путем введения всеобщего образования, не только для
детей состоятельных семей, но и бедноты. Его подход к вопросам физического
воспитания заключался в проведении совместных занятий с учащимися элитных и
народных школ. В своей работе "Элементарная гимнастика", изданной в 1807 г., он сгруппировал составленные им вольные упражнения в зависимости от форм подвижности
суставов. Поэтому упражнения для головы, ног, рук, туловища должны сочетаться с
использованием в физическом воспитании естественных упражнений, игровых и
комплексных упражнений. Под комплексными И.Г. Песталоцци подразумевал виды
спорта – фехтование, бег на коньках, борьбу, спортивные игры и танцы. Именно
такое сочетание позволит улучшить здоровое функционирование внутренних органов,
развить мышечную систему и приобрести правильную осанку, дать нравственную
закалку. Классической заслугой Песталоцци является то, что он уже в то время,
увидел и осудил недостатки некоторых педагогов в стремлении к односторонности
физического воспитания молодежи. "Имеются сторонники обособленного
преподавания отдельных искусств, - подчеркивал он, - имеются преподаватели
танцев, фехтования, езды верхом. Но даже специалисты по гимнастике занимаются
скорее преподаванием отдельных упражнений, нежели совершенствованием
физического развития человека в целом… По этой причине деятельность этих людей
нельзя считать полноценным физическим воспитанием…"
К сожалению, И.Г.
Песталоцци не смог стать свидетелем осуществления своих педагогических идей.
Опыт его беспокойной и полной неудач жизни использовали филантропы, создатели
швейцарской системы вольных упражнений, немецкой и датской гимнастики.
Деятельность филантропов (филантропия – благотворительность) явилась яркой
вехой в развитии новых систем физического воспитания. Социальную основу
движения филантропов составляли располагавшие небольшим капиталом слои
буржуазии, которые видели причину обнищания в неправильной системе воспитания.
В 1774 г. представителями этого движения и их сторонниками открылись малочисленные
школы – филантропии, в которых стала осуществляться теория воспитания и впервые
в процессе школьного образования было введено физическое воспитание. Выдающаяся
роль в осуществлении этого принадлежит Герхарду Антону Фиту (1763-1836) и
Иоганну Кристофу Гутс-Мутсу (1759-1839). Выработанная ими система выделяла три
группы движений: игры, практические упражнения для развития сноровки рук,
собственно физические упражнения.
Играм в системе
физического воспитания филантропами отводилась главенствующая роль. В своей
книге Гутс-Мутс собрал 105 различных игр, в том числе 63 игры с мячом.
Филантропы обновили теорию Я. Коменского относительно игр: классифицировали их
в зависимости от содержания. По воздействию на учащихся они различали игры
развивающие:
-
сообразительность
и рассудительность;
-
внимание;
-
память;
-
воображение;
-
умственные
способности;
Введением в воспитание практических упражнений. Развивающих сноровку рук,
воспитатели-филантропы стремились способствовать подготовленности к трудовой
деятельности детей мелких буржуа. Это стремление означало не обучение
"труду", а воспитание "трудом". Для этого использовались
формы движений нескольких, почетных в эпоху их деятельности, профессий –
столяра, переплетчика, садовника, токаря. Так сочеталось умственное и
физическое воспитание, по мнению филантропов. "Собственно" физические
упражнения, составляющие костяк их системы движений, исследователь Эндре Бурка
характеризовал следующим образом: "К физическим упражнениям предъявлялось
в целом требование, чтобы они способствовали закалке организма, развитию силы и
стойкости, выработке таких способностей и качеств, в результате которых человек
становится пригодным для выполнения задач, выдвигаемых жизнью. Их движения и
спортивные снаряды характеризовались большой степенью приближения к
действительности".
В результате отбора
соответствующих видов движений филантропами были созданы 12 групп: прыжки, бег,
метание, борьба, лазание, упражнения по сохранению равновесия, упражнению по
поднятию, переносу и толканию тяжестей, танцы и строевые упражнения, плавание и
купание, тренировочные упражнения, упражнения в пении, умственные упражнения. В
рамках физических упражнений они стремились увязать получение практических
навыков с благоприятным воздействием на организм. Комбинируя в пределах своей
системы виды физических упражнений с их элементами, они открыли системный
подход к дифференциации движений, что позволило в дальнейшем создать
гимнастическое направление в физическом воспитании. Гутс-Мутс и Фит использовали
в своей системе достижения медицинской науки и считали, что упражнения следует
составлять с учетом физиологических и индивидуальных особенностей организма.
Преподающий физические упражнения должен был, по мнению филантропов, знать не
только функционирование тела человека, но иметь знания по воздействию различных
упражнений на организм. Признавая в педагогике роль спортивных результатов, они
тем самым установили взаимосвязь между школьным физическим воспитанием и
спортивными достижениями. Книга Гутс-Мутса "Гимнастика для молодежи"
(1893) была переведена с немецкого на французский, датский, английский, шведский
языки. Все это свидетельствовало о том, что налаживание института физического
воспитания становилось в Европе делом всего общества.
2. Национальные
гимнастические движения на Европейском континенте
Государственные деятели и
европейские педагоги уже в конце XVIII
века обратили внимание на значение трудов Песталоцци и филантропистов.
Достигнутое ими в области физической культуры было темой, символом и аргументом
в речах и беседах. Так, в истории физической культуры началось развертывание буржуазно-национальных
гимнастических движений, среди которых наибольшую силу имели: немецкая,
шведская и Сокольская системы.
Создание основ немецкой
гимнастики связано с именами Фридриха Людвига Яна (1778-1852), Эрнста
Айзелена (1792-1846) и Адольфа Шписса (1810-1858). Идеологом явился
Ф. Ян, который разработал систему гимнастических упражнений для повышения
боевой выучки немецких солдат в борьбе с армией Наполеона. Позже, Э. Айзелен
переработал комплекс войсковой гимнастики под требования школьного физического
воспитания. Швейцарец А. Шписс в дополнение к усовершенствованному
гимнастическому комплексу разработал упражнения с ручными снарядами,
перестроениями, висами и опорами. Немецкая, или турнерская, система гимнастики
включала в себя: общую разминку, бег, ходьбу, махи, упражнения с препятствиями,
упражнения на вытягивание, махово-растягивающие упражнения, упражнения на
кольцах; на карусели; висы; лазание; упражнения на равновесие. Исключала –
плавание и борьбу. Занятия проводились на специальных открытых площадках –
турнплацах, где стояли турники, брусья, гимнастический конь, перекладины и т.п.
Первый турнплац был открыт под Берлином в 1811 г. и число одновременно занимавшихся на нем равнялось 500 человек. К сожалению, в немецкой
гимнастике отсутствовали указания по дозировке, врачебный и педагогический
контроль. Начиная со второй половины XIX века гимнастика Яна-Айзелена-Шписса использовалась для подготовки
молодежи к решению любых жизненных задач и приобрела статус системы
физического воспитания, т.е. упорядоченной совокупности элементов физического
воспитания рамках определенной общественной структуры.
Шведское направление в гимнастике было первым,
учитывающим жизнедеятельность организма. Ее основоположник Пер Хенрик Линг
(1776-1839). Концепция П. Линга основывается на том, что физическое воспитание
должно строиться только на знаниях биологии и анатомии, упражнения должны применяться
таким образом, чтобы максимально обеспечить функционирование организма. По замыслам
П. Линга, следовало создавать 4 вида гимнастики: педагогическую, военную,
врачебную и эстетическую. В жизнь удалось реализовать только лечебную и
эстетическую.
Продолжил дело отца Ялмар
Линг (1799-1881). Он ввел в гимнастику вспомогательные средства – шведскую
стенку, бревно, прыжковый трамплин, скамью и др. Для практического
использования шведской системы в 1813 г. в Стокгольме открылся Центральный
гимнастический институт для подготовки преподавателей шведской гимнастики, а
также спроектирован проект первого закрытого спортивного зала. Занятие шведской
гимнастикой предусматривало сложную структуру воздействия на различные части
тела и физиологические системы и содержало 12-18 частей. Классификация
физических упражнений на группы: для ног, спины, рук, брюшного пресса,
сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы. Шведская гимнастика была
обязательной для мальчиков и девочек. Она придерживалась физиологических
принципов в физическом воспитании – разминка – основные занятия – расслабление
и продержалась до 1944 г., середины 20 века.
Обстоятельства
возникновения чешской гимнастики или национального гимнастического
движения «Сокол» (1862) связаны с борьбой славянских народов империи
Габсбургов за культурную автономию и национальную независимость. Ее
основоположник Мирослав Тырш (1832-1884) преподаватель Пражского университета.
Цель – сплочение и национальное воспитание молодежи через систему физического
воспитания. "Сокольская" гимнастика включала 4 группы упражнений:
-
упражнения без
снарядов (бег, ходьба, вольные упражнения, танцы, строевая подготовка)
-
упражнения на
снарядах (немецкая гимнастика, шведская гимнастика)
-
подвижные игры и
массовые гимнастические выступления
-
боевые упражнения
(бокс, фехтование, борьба, упражнения с сопротивлением)
Благодаря гимнастическому движению "Сокол" в систему
физического воспитания были внедрены: дозировка упражнений, техничность
(красота) исполнения, специальная форма одежды для занятий и музыкальное
сопровождение гимнастических выступлений. Среди славянских народов эта система
подготовки была популярна, вплоть до 1920-1930 гг.
3. Спортивно-игровое
направление в физическом воспитании
Теоретические основы
реформы воспитания, осуществленной в английских школах (университетах,
колледжах), в середине XIX
века разработал каноник Вестминстерского аббатства Чарлз Кингсли
(1819-1875). Образцом личности для него был идеализированный образ
"юного христианина-атлета", который наряду с широкой "светской и
духовной" учебой должен углубленно заниматься развитием своих физических
способностей. Добиться последнего, по мнению Ч. Кингсли, возможно через занятия
спортом и соревнования. "Ведь спорт, соревнования, - заявлял он, -
молодечество человека, показывающего свою ловкость, есть для молодежи область,
где можно упражняться в созидании общества. Подрастающее поколение …на малом
закалится для большой арены жизни". Посредством спортивной площадки можно
воспитать целеустремленное и последовательное поколение, которое в любом уголке
мира "сможет постоять за интересы свои и своего отечества". Таков
вывод значения занятий спортом для английской молодежи. Ч. Кингсли дал
теоретическое обоснование элитарному школьному физическому воспитанию.
Установки каноника базировались на практической деятельности ректора колледжа в
Регби Томаса Арнольда (1795-1842).
К середине XIX века в Англии начинает формироваться
школьное физическое воспитание, основанное на современной спортивной и игровой
деятельности. На практике в историю физической культуры это направление вошло
под названием "арнольдизм", т.к. корнями уходит в педагогическую
практику ректора колледжа в г. Регби Томаса Арнольда (1795-1842). Приняв руководство
колледжем Т. Арнольд столкнулся с аморальностью в воспитании молодого
поколения: преступления и пьянство, систематическая ложь, тирания старшими
младших, недисциплинированность, пренебрежение школьных правил, леность,
изнеженность и телесный упадок. Добиться коренной перестройки возможно было, по
мнению Т. Арнольда, за счет организованных по "честным правилам"
соревнований. Поэтому теоретическое обоснование арнольдизма – это посредством
физических движений и эмоций, связанных с игрой, строить нравственное и
физическое формирование учащейся молодежи. Т. Арнольд открыл спортивные
площадки в колледже, разработал систему самоуправления, упорядочил регулярные
спортивные соревнования, ввел в быт учебного заведения спортивные команды,
организации. Средством физического воспитания были выбраны популярные в то
время виды спорта. Английское школьное физическое воспитание, благодаря Т.
Арнольду, на долгое время стало образцовым. Последователем
"арнольдизма" явился каноник Вестминстерского аббатства Чарлз Кингсли
(1819-1875), который теоретически реформировал опыт своего предшественника и
создал идеализированный образ "юного христианина-атлета". С середины XIX века в Англии среди молодежи стало
модным наряду с "светской и духовной" учебой углубленно заниматься
развитием своих физических способностей. "Арнольдизм" сыграл огромное
значение в становлении и развитии спорта среди молодежи, особенно в таких как
крикет, футбол, хоккей, плавание, легкая атлетика, борьба, альпинизм, гребля.
При всей образцовости и эффективности спортивно-игровой системы физического
воспитания она имела ряд недостатков:
во-первых, оно оттеснило
развитие классных занятий в нижних ступенях школы;
во-вторых, спорт
охватывал в средней и высшей школе по большей части только детей состоятельных
родителей;
в-третьих, игнорировалось
физическое воспитание девочек, т.к. считалось презрительным для них занятия,
"вызывающие пот".
4. Становление и
развитие современных систем физического воспитания
Естественная
(натуралистическая) гимнастика, новое направление в физическом воспитании школьников,
пришедшая на смену немецкой и шведской гимнастик. Ее основоположник Георг
Эбер (1875-1957) французский офицер флота. Элементы движений он разделил на
8 групп: ходьба, бег, прыжки, лазанье, поднятие, метание, плавание, атакующие и
оборонительные движения. К числу последних он относил и игры. Натуралистическая
система физического воспитания Г. Эбера была направлена на воспитание выносливости,
а принципы заключались в следующем:
1)
преподаватель
физического воспитания в ходе выполнения упражнений должен "жить
вместе" с учениками, т.е. развивать различные группы мышц средствами, в
эффективности которых убедился на себе.
2)
ежедневно заниматься
физическим воспитанием и использовать при этом максимально естественные условия
(солнце, воду, воздух, естественные препятствия).
3)
на всех занятиях
выполнять упражнения на дыхание и выносливость.
4)
учащиеся
занимаются обнаженными по пояс на открытом воздухе.
5)
каждый урок
физического воспитания заканчивать массажем и купанием.
Последователи системы Г. Эбера австралийцы Карл Гальгофер, Маргарет
штрейхер и Адам Слам усовершенствовали естественную гимнастику. Они внесли в
урок три составных части: разминку – бодрящие упражнения. Последовательные и
энергичные движения (прыжки, бег) для ускорения крови и расслабления мышц;
основную часть – упражнения на развитие физических качеств, заключительную
часть – свободные и успокаивающие упражнения.
Система физического
воспитания Георга Демени была единственной, на тот период,
научно-обоснованной. Г. Демени доказал, что существующие немецкая и шведская
система движений не соответствует закономерностям анатомии и физиологии. Им
была разработана следующая система требований:
1)
должна быть
динамика физических упражнений. Следует избегать неестественных положений.
Скорость движений должна быть в обратной пропорции с массой двигающихся частей
тела.
2)
нельзя
искусственно, на полпути, прерывать упражнения.
3)
движения должны
быть естественными и размашистыми.
4)
мышцы, не
участвующие в движении, в процессе выполнения должны быть полностью
расслаблены.
5)
при разучивании
упражнений переходить от простых к сложным, от более легких к более трудным, от
известных к неизвестным.
Г. Демени выработал
требования к физическому воспитанию девушек с учетом особенностей женского
организма. Совершенная теоретическая система физического воспитания ученого
легла в основу тренировочной деятельности.
Широкое распространение,
особенно в период перед I и II Мировыми войнами, получают милитаристские
системы физического воспитания, в основу которых легли реакционные взгляды
на физическое воспитание английского социолога и психолога Г. Спенсера
(1820-1903), который биологические законы животного мира механически перенес на
физическое развитие и воспитание человека: "война между людьми, как и
война между животными, играет значительную роль в усовершенствовании их
организации". Трактаты Г. Спенсера "Воспитание физическое, умственное
и нравственное" приобрели популярность в мире. Примером милитаристской
системы физического воспитания, т.е. военно-физической подготовки, может
служить Германия. 1937 г.: пять уроков физического воспитания в неделю, один
обязательный спортивный день, с 10 до 13 лет военно-физическая подготовка в
отрядах "Юнгфольке", с 14 до 18 в отрядах "Гитлер-югенде",
сдача практических нормативов и экзаменов для получения "военного
свидетельства", с 18 до 35 лет подготовка и сдача норм на имперский значок
(золотой, серебряный, бронзовый). Военно-физическое направление характерно для
многих современных государств и организаций XXI века.
Основу современной
художественной гимнастики заложил Франсуа Дельсарт и его последователи: Женьева
Стеббинс, Айседора Дункан, Дора Менцлер. Их система физического воспитания
носила название гимнастика модерн. Она была рассчитана на физическое
воспитание женщин и включала в себя перенесенные в "светскую жизнь"
стилизованные гимнастические движения и новые формы балетного искусства. Ритмическое
направление в современной системе физического воспитания связно с именем
женевского учителя музыки Эмиля Жака Далькроза (1865-1914).
Примером военно-патриотического
направления в системе физического воспитания может служить бойскаутское
движение. Эта система распространилась по всему миру. На сегодняшний день она
объединяет около 16 млн скаутов в более чем 128 странах.
Контактно-организационную систему скаутов осуществляют Международные комитеты.
Движение возникло на рубеже 19-20 вв. в Англии. Основатель – английский генерал
Роберт Баден-Пауэл. Скаут в переводе с английского – разведчик. Английские
скауты обучались искусству разведчика (следопыта), знанию природных явлений,
жизни в походных условиях, развитию выносливости, общественному поведению,
действиям при несчастных случаях. В период с 1910 по 1914 гг. 792 английских
скаута были награждены за подвиги при спасении жизни людей. Девиз английских
скаутов: "Вера в бога, верность королю, верность Родине – будь готов! "
3 значок – лилия, перевязанная ленточкой. Скаутская форма – форма военных
периода англобурской войны в Южной Африке (1892-1902). Шляпа, косынка, короткие
брюки, чулки, башмаки. Организационная структура патрульные отряды (6-8 чел.)
носили названия животных. Упражнения организовывали: "суд-чести" из
инструкторов (скаут-мастера).
С конца XIX века в физической культуре появилось
такое направление как адаптивная физическая культура и спорт. В 1973 году это
направление получило официальный статус: была создана Международная федерация
адаптивной физической активности (IFAPA). Во многих странах мира АФА является самостоятельной профессией.
Понятие "адаптивная физическая культура" обозначает термин,
объединяющий все виды физической активности и спорта, способствующий расширению
возможностей индивидов с различными ограничениями и нарушениями функций.
Главная цель АФА - улучшение жизни людей, квалифицирующихся в обществе как
"люди с ограничениями отдельных функций", и улучшение жизни людей со
сниженным жизненным потенциалом. ООН в 1982 году была принята программа
"Всемирная программа действий в отношении инвалидов", которая позволила
ввести в систему физического воспитания адаптивный спорт. Адаптивный спорт -
это процесс и результат формирования у лиц с отклонениями в здоровье спортивных
умений и навыков для достижения социально значимых результатов через
соревновательную деятельность. Ведущими формами адаптивного спорта являются
параолимпийские летние и зимние игры.
Конец ХХ века в истории
физической культуры и спорта ознаменовался таким популярным направлением как
экстремальный спорт. Он рассчитан на любителей проявить умственные и физические
способности в нестандартных ситуациях. Например, спуск на велосипеде с горных
вершин, с вертолета на парашюте; прыжки с самых высоких зданий, мостов со
страховкой; плавание в холодных водах под толщей льда и т.п. На сегодняшний
день любителей экстремального спорта насчитывается несколько миллионов. Для них
проводятся чемпионаты государств, континентов, мира.
Литература
2.
Все о спорте:
Справочник. – Т.1-3/Сост. В.В. Кукушкин и А.А. Добров. – М., 1976,1978.
3.
Голощапов Б.Р.
История физической культуры и спорта. - М: Академия, 2001.
4.
Деметер Г.С.,
Горбунов В.В. 70 лет советского спорта: люди, события, факты. – М.: ФиС, 1987.
5.
Кулаков А. От
Шамони до Нагано // Спортивная панорама. - 02.02.2002. - С.4-5.
6.
Кулаков А. У нас
была только одна Екатерина Великая //Спортивная панорама. - 16.09.2000.
7.
Кун Л. Всеобщая
история физической культуры и спорта. – М: Радуга, 1982.
8.
Столбов В.В.
История физической культуры и спорта – М: Физкультура и спорт, 1983.
9.
Столбов В.В.,
Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта:
Учебник/Под ред. В.В. Столбова. – М.: ФиС, 2000.