Развитие силовых качеств у юных футболистов 15-16 лет методом круговой тренеровки
Развитие силовых качеств у юных футболистов 15–16 лет
методом круговой тренировки
Содержание
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Физиологические особенности возраста 15–16 лет
1.2 Понятие о силовых способностях, их виды
1.3 Средства развития силовых способностей у футболистов
1.4 Методы развития силовых способностей у футболистов
1.5 Метод круговой тренировки
2. Опытно-экспериментальная часть
2.1 Организация и методы эксперимента
2.2 Результаты эксперимента и их обсуждение
Выводы
Список литературы
Ведение
Игра в футбол требует проявления силовых
способностей: игроки должны проявлять силовые способности при выполнении
движений с мячом и без мяча (ударов, стартов, прыжков, толчков и др.) в очень
короткие отрезки времени.
Сила – это способность преодолевать внешнее
сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.
Силовые способности подразделяются на собственно-силовые (статический режим,
медленные движения) и скоростно-силовые (динамическая сила, проявляемая в
быстрых движениях).
Формы тренировок из других видов спорта нельзя
слепо копировать и тренировать футболиста так же, как л/атлета и штангиста.
Научные рекомендации должны применяться лишь в их футбольной интерпретации.
Так, специальные методы тренировки, направленные на развитие физической силы,
такие как интервальные тренировки и постоянные нагрузки, при всей их
специфичности могут сочетаться с техническими и тактическими занятиями,
приближенными к игровой обстановке. Монотонные занятия убивают внутреннюю
активность и радость и противоречат специфическим требованиям игры.
Прыжок в борьбе за верховой мяч; мощный удар
головой; сила удара и сила опорной ноги; сила рук, когда им приходится
пружинить, принимая вес тела после удара головой в падении, – вот лишь некоторые
основные моменты применения силы в футболе. Кроме того, в футболе постоянно
возрастает значение силового единоборства и, таким образом, атлетическая подготовка
футболисту крайне необходима.
Данная работа актуальна, потому что в ней
рассматривается проблема развития силовых способностей у футболистов 13–15 лет,
что необходимо для достижения высоких спортивных результатов.
Целью данной работы явилось выявление
эффективности содержания занятий для развития силовых качеств у юных
футболистов 15–16 лет методом круговой тренировки.
Гипотеза – предполагает, что применение метода
круговой тренировки повысит уровень развития силовых качеств у футболистов 15–16
лет.
Задачи эксперимента:
1. Изучить динамику показателей силовых
способностей у футболистов 15–16 лет.
2. Разработать содержание занятий с помощью метода
круговой тренировки.
3. Выявить эффективность экспериментальной
программы по развитию силовых качеств у футболистов 15–16 лет методом круговой
тренировки.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической
литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Математическая обработка данных.
1. Теоретическая часть
1.1 Физиологические особенности возраста 15–16
лет
В возрасте 15 лет резко ускоряется рост тела,
появляется некоторая дискоординация движений, быстрая утомляемость,
неуравновешенность, появляются новые черты характера. Длина тела увеличивается
на 5–6 см в год, но у некоторых уже замедляется (а у некоторых вообще
заканчивается) и явно преобладает рост в ширину. Чем выше уровень физического
развития и степень полового созревания в этом возрасте, тем выше артериальное
давление. Нередко отмечается систолическое давление больше 140 мм рт. ст. –
так называемая юношеская гипертония. В большинстве случаев она носит проходящий
характер.
В этот период происходит энергетический рост
костной ткани.
К 14–15 годам микроструктура основных элементов
опорного аппарата все еще не стабилизируется, так как продолжаются процессы
окостенения и анатомической перестройки костной ткани. [2, с. 14]
Каждая мышца или группа мышц развивается
по-своему. Наиболее высокими темпами роста обладают мышцы ног, меньшим – мышцы
рук. Темп роста мышц разгибателей опережает развитие мышц сгибателей.
К 13–15 годам достигается максимальная
гибкость. Завершается функциональное созревание мышц и начинается бурное
развитие мышечной силы.
В возрасте 14–15 лет имеются благоприятные
условия для использования специальных средств повышения мышечной силы.
Наибольший прирост силы отдельных мышц
происходит в период от 14 до 17 лет. В 15 лет средний показатель становой силы
90–100 кг. [2, с. 15]
Этот период отмечается наибольшим запасом
скорости у юных футболистов, однако из-за недостаточной выносливости они еще не
могут ее поддерживать на высоком уровне и утомляются значительно быстрее и в
большей степени, чем футболисты других возрастных групп.
В период 12–15 лет увеличивать скорость бега
можно главным образом в результате развития скоростно-силовых качеств и
мышечной силы.
В возрасте 14–15 лет имеет место снижение темпа
прироста работоспособности. Связано это с тем, что все системы организма
растут. Происходят изменения в сердечной системе, дыхательной и других
системах. Наблюдается отставание функциональных систем от морфологических
(рост, вес).
Хотя методика проведения физической подготовки
с футболистами 15 летнего возраста постепенно приближается к методике работы со
взрослыми футболистами, и костно-мышечная система у подростков в 15–17 лет
достаточно окрепла для того, чтобы выдерживать интенсивные и длительные
физические нагрузки, тем не менее, очень важно в пределах разумного разнообразить
условия, средства и методы тренировок, чтобы организм молодого футболиста
научился дифференцировать (различать) малейшие изменения условий и отвечать на
них тончайшим приспособлением. [15, с. 37]
Интенсивные нагрузки следует применять
осторожно и с достаточными паузами для восстановления.
Это весьма важно, поскольку возможно проявление
повышенной утомляемости от физических нагрузок, значительная эмоциональная
возбудимость, раздражительность. Возможен замедленный темп роста спортивного
мастерства.
Стоит отметить, что с 12 до 17 лет даже
неспецифические нагрузки, в результате естественного роста и развития юноши,
сопровождаются улучшением спортивных результатов.
После целенаправленных продолжительных нагрузок
необходимо устраивать достаточно продолжительные перерывы для восстановления.
Особенно это касается периодов после игры,
поскольку у юных футболистов в 14–16 лет функциональные сдвиги выражены в
большей степени, чем после тренировок.
Для развития и закрепления двигательных функций
существуют оптимальные периоды.
Именно в эти периоды наиболее легко и прочно
закрепляются определенные функции, умения и навыки. Если эти сроки пропущены,
то навыки формируются с трудом, путем более длительных упражнений, и обладают
малой прочностью.
Как раз это один из таких периодов, когда
имеется благоприятная возможность для совершенствования двигательных
способностей, которые в этот период развиваются наиболее интенсивно.
В 14–15 лет в основном заканчивается возрастное
развитие координации и движений.
Анализаторы, в том числе двигательный и
вестибюлярный достигают в этом возрасте высокого уровня развития, поэтому в
двигательном анализаторе могут образовываться уже достаточно совершенные
динамические стереотипы. [15, с. 38]
Усиливается способность к дифференцированию.
Значительно совершенствуются функции двигательного анализатора: обостряется
мышечное чувство и уточняется управление движениями.
Двигательные навыки начинают
автоматизироваться, что очень важно для изучения техники и тактики игры,
поскольку сознание играющих освобождается от постоянного контроля за
выполнением приемов и переключается на решение тактических задач. Имеется
благоприятная возможность для совершенствования двигательных способностей,
которые в этот период развиваются наиболее интенсивно.
Необходимы систематические упражнения,
помогающие совершенствовать максимальную частоту движений и выполнять много
упражнений с реакцией на движущийся объект.
Особое внимание необходимо уделять воспитанию
инициативы и самостоятельности. Поскольку юношам уже самим приходиться решать
разнообразные вопросы коллективной тактики в сложной обстановке
соревновательной борьбы. От игроков требуется большая активность,
самостоятельность, более высокая ответственность при выполнении заданий
тренера, за повышение результативности самой тренировки.
1.2 Понятие о силовых способностях, их виды
Силовые способности – это комплекс различных
проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых
лежит понятие «сила». Различают собственно силовые способности и их соединение
с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость,
силовая выносливость).
Мышечная сила как характеристика физических
возможностей человека – это способность преодолевать внешнее сопротивление или
противодействовать ему за счет мышечных напряжений.
Одним из наиболее существенных моментов,
определяющих мышечную силу, является режим работы мышц. В процессе выполнения
двигательных действий мышцы могут проявлять силу:
– при уменьшении своей длины
(преодолевающий, т.е. миометрический режим, например, жим штанги лежа на
горизонтальной скамейке средним или широким хватом);
– при ее удлинении (уступающий, т.е.
плиометрический режим, например, приседание со штангой на плечах или груди);
– без изменения длины (удерживающий, т.е.
изометрический режим, например, удержание разведенных рук с гантелями в наклоне
вперед в течение 4–6 с.);
– при изменение и длины, и напряжения мышц
(смешанный, т.е. ауксотонический режим, например, подъем силой в упор на
кольцах, опускание в упор руки в стороны («крест») и удержание в «крест»). [30,
с. 123]
Первые два режима характерны для динамической,
третий – для статической, четвертый – для статодинамической работы мышц. Эти
режимы работы мышц обозначают терминами «динамическая сила» и «статическая
сила». Наибольшие величины силы проявляются при уступающей работе мышц, иногда
в 2 раза превосходящие изометрические показатели.
В любом режиме работы мышц сила может быть
проявлена медленно и быстро. Это характер их работы.
Сила, проявляемая в уступающем режиме в разных
движениях, зависит от скорости движения: чем больше скорость, тем больше и
сила.
В изометрических условиях скорость равна нулю.
Проявляемая при этом сила несколько меньше величины силы в плиометрическом
режиме. Меньшую силу, чем в статическом и уступающем режимах, мыщцы развивают в
условиях преодолевающего режима. С увеличением скорости движений величины
проявляемой силы уменьшаются.
В медленных движениях, т.е. когда скорость
движения приближается к нулю, величины силы не отличаются существенно от показателей
силы в изометрических условиях. [35, с. 78]
В соответствии с данными режимами и характером
мышечной деятельности силовые способности человека подразделяют на два виды:
1) собственно силовые, которые проявляются в
условиях статического режима и медленных движений;
2) скоростно-силовые, проявляющиеся при
выполнении быстрых движений преодолевающего и уступающего характера или при
быстром переключении от уступающей к преодолевающей работе. [30, с. 125]
Собственно силовые способности человека могут
проявляться при удержании в течение определенного времени предельных отягощений
с максимальным напряжением мышц (статический характер работы) или при
перемещении предметов большой массы. В последнем случае скорость практически не
имеет значения, а прилагаемые усилия достигают максимальной величины (характер
работы по спортивной терминологии медленный, динамический, «жимовой»). В
соответствии с таким характером работы мышечная сила может быть статической и
медленной динамической.
У начинающих футболистов проявление взрывной
силы зависит от их силовой подготовленности вообще, и любые силовые упражнения
для них полезны. По мере взросления и повышения квалификации частный объем
силовых упражнений, направленных на повышение максимальной силы (упражнения с
партнером, на силовых тренажерах, с отягощениями), должен уменьшаться. Взрослые
футболисты высокой квалификации такие упражнения выполняют в объеме,
необходимом для поддержания на достигнутом уровне максимальной силы.
В тренировке нужно стремиться не столько к
повышению силы всех мышечных групп, сколько к правильному соотношению силовых
показателей разных мышечных групп, и прежде всего мышц-синергистов и
антагонистов. Это позволит, во-первых, проявлять максимум силы в движениях и,
во-вторых, предохранит спортсмена от травм.
В физиологических исследованиях, в ходе которых
изучалась зависимость «сила-скорость», установлено, что для развития взрывной
силы целесообразнее всего использовать упражнения с малыми и средними
отягощениями, выполняемые с околопредельной или предельной скоростью. [34, с. 86]
К специфическим видам силовых способностей
относят силовую выносливость и силовую ловкость:
1. Силовая выносливость – это способность
противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными
напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы выделяют
статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая
выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а
статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с
удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в
стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется
статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, приседании
со штангой, вес которой равен 20–50% от максимальных силовых возможностей
человека, сказывается динамическая выносливость.
2. Силовая ловкость проявляется там, где есть
сменный характер работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности
(регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить как «способность
точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях
непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц».
В практике физического воспитания различают
также абсолютную и относительную мышечную силу человека.
Абсолютная сила характеризует силовой потенциал
человека и измеряется величиной максимально произвольного мышечного усилия в
изометрическом режиме без ограничения времени или предельным весом поднятого
груза.
Относительная сила оценивается отношением
величины абсолютной силы к собственной массе тела, т.е. величиной силы,
приходящейся на 1 кг собственного веса тела. Этот показатель удобен для
сравнения уровня силовой подготовленности людей разного веса. [34, с. 88]
Уровень развития и проявления силовых
способностей зависит от многих факторов:
1. Прежде всего от влияния величины
физиологического поперечника мышц: чем он толще, тем при прочих равных условиях
большее усилие могут развивать мышцы. При рабочей гипертрофии мышц в мышечных
волокнах увеличивается количество и размеры миофибрилл и повышается
концентрация саркоплазматических белков. При этом внешний объем мышц может
увеличиваться незначительно, поскольку, во-первых, повышается плотность укладки
миофибрилл в мышечном волокне, во-вторых, уменьшается толщина кожно-жирового
слоя над тренируемыми мышцами.
2. Сила человека зависит от состава мышечных
волокон. Различают «медленные и «быстрые» мышечные волокна. Первые развивают
меньшую мышечную силу напряжения, причем со скоростью в три раза меньшей, чем «быстрые»
волокна. Второй тип волокон осуществляет в основном быстрые и мощные
сокращения. Силовая тренировка с большим весом отягощения и небольшим числом
повторений мобилизует значительное число «быстрых» мышечных волокон, в то время
как занятия с небольшим весом и большим количеством повторений активизируют как
«быстрые», так и «медленные» волокна. В различных мышцах тела процент
«медленных» и «быстрых» волокон неодинаков, и очень сильно отличается у разных
людей. Стало быть, с генетической точки зрения они обладают разными
потенциальными возможностями к силовой работе.
3. Существенную роль в проявлении силовых
возможностей человека играет регуляция мышечных напряжений со стороны ЦНС.
Величина мышечной силы при этом связана:
– с частотой эффекторных импульсаций,
посылаемых к мышце от мотонейтронов передних рогов спинного мозга;
– степенью синхронизации (одновременности)
сокращения отдельных двигательных единиц;
– порядком и количеством включенных в
работу двигательных единиц.
Перечисленные факторы характеризуют
внутримышечную координацию. Вместе с тем на проявление силовых способностей
влияет также согласованность в работе мышц синергистов и антагонистов,
осуществляющих движение в противоположных направлениях (мышечная координация).
4. Максимальная сила, которую может проявить
человек, зависит и от механических особенностей движения. К ним относятся:
исходное положение (или поза), длина плеча рычага и изменение угла тяги мышц,
связанного с изменением при движении длины и плеча силы, а следовательно, и
главного момента силы тяги; изменение функции мышцы в зависимости от исходного
положения; состояние мышцы перед сокращением (предварительно растянутая мышца
сокращается сильно и быстро).
5. Силовые возможности зависят от возраста и
пола занимающихся, а также от общего режима жизни, характера их двигательной
активности и условий внешней среды. Наибольший прирост показателей абсолютной
силы происходит у подростков и юношей в 13–14 и 16–18 лет, у девочек и девушек
в 10–11 и 16–17 лет. Причем самыми высокими темпами увеличиваются показатели
силы крупных мышц разгибателей туловища и ног. Относительные же показатели силы
особенно значительными темпами возрастают у детей 9–11 и 16–17 лет. Показатели
силы у мальчиков во всех возрастных группах выше, чем у девочек. Индивидуальные
темпы развития силы зависят от фактических сроков полового созревания. Все это
необходимо учитывать в методике силовой подготовки. [30, с. 133]
В проявлении мышечной силы наблюдается
известная суточная периодика: ее показатели достигают максимальных величин
между 15–16 часами. Отмечено, что в январе и феврале мышечная сила нарастает
медленнее, чем в сентябре и октябре, что, по-видимому, объясняется большим
потреблением осенью витаминов и действием ультрафиолетовых лучей. Наилучшие
условия для деятельности мышц – при температуре +20 °С.
1.3 Средства развития силовых способностей у
футболистов
Основным средством подготовки футболистов 15–16
лет являются физические упражнения, которые представляют собой двигательные
действия, выбранные и используемые методически правильно для реализации
поставленной задачи.
Исходя из особенностей футбола и задач
подготовки, все основные средства можно подразделить на специфические, т.е.
упражнения с мячом, и неспецифические, т.е. упражнения без мяча. [34, с. 50]
Специфические упражнения, применяемые в
тренировке футболистов, состоят из двух групп: соревновательные и специальные.
Соревновательные упражнения – это совокупность
двигательных действий, составляющих предмет игры в футбол и выполняемых в
полном соответствии с правилами состязаний по футболу. Они характеризуются
комплексным проявлением основных физических качеств, использованием всей
совокупности технических приемов в условиях постоянной и внезапной смены
тактических ситуаций. По форме к соревновательным упражнениям относятся
официальные, контрольные, товарищеские, двусторонние и другие игры, а также
игры по мини-футболу.
Специальные упражнения – это двигательные действия,
состоящие из элементов соревновательных упражнений и их вариантов.
Предназначены они главным образом для технико-тактического совершенствования и
развития специальных физических качеств.
К специальным упражнениям относятся
индивидуальные и групповые упражнения с мячом (удары, остановки, ведение,
взаимодействия в парах, тройках), а также игровые упражнения.
Преимущество специальных упражнений заключается
в том, что они дают возможность дозировать воздействие более целенаправленно и
эффективно, чем соревновательные.
Неспецифические упражнения включают в себя две
группы: общеподготовительные и специальноподготовительные.
Общеподготовительные упражнения – это
двигательные действия, являющиеся преимущественно средством общей подготовки
футболиста. С их помощью решают задачи всестороннего физического воспитания,
избирательного воздействия на развитие основных физических качеств, улучшением
координационных способностей, двигательных навыков и умений.
Специальноподготовительные упражнения – это
двигательные действия, которые имеют существенное сходство со специальными
упражнениями по форме, структуре и характеру пряовления физических и
психических качеств.
В качестве средств воспитания силовых
способностей рекомендуются упражнения с повышенным сопротивлением. Они
подразделяются на упражнения с внешними сопротивлением и упражнения,
отягощенные весом тела. [15, с. 123]
Среди первых используют упражнения с предметами
(с набивными мячами, гантелями, на гимнастических скамейках) с партнером на
специальных тренажерах и на упругих покрытиях, с эспандером, резиной, с сопротивлением
внешней среды (бег по песку или гальке, по снегу). В качестве вторых применяют
разнообразные упражнения в отжиманиях и приседаниях.
Выбор величины сопротивления и темпа выполнения
упражнений для развития силовых способностей должен быть индивидуализирован и
определяться возрастными и морфологическими особенностями каждого
занимающегося.
Темп выполнения упражнений должен оставаться
оптимальным (примерно средним). Целесообразно в подготовке юных футболистов использовать
преимущественно одно из общепринятых методических направлений развития силы –
преодоление непредельных отягощений (сопротивлений) с предельным числом
повторений. Это направление соответствует возрастным особенностям подростков и
юношей. Упражнения с непредельными силовыми напряжениями позволяют контролировать
технику выполнения движений занимающихся, а значит, выполнять движения более
координировано. [15, с. 131]
Для развития силы мышц применяют упражнения с
отягощениями, оказывающие воздействие на две наиболее важные для юных
футболистов группы мышц: мышцы стопы, голени и бедра; мышцы туловища и
плечевого пояса:
– для развития первой группы мышц хороши
«упражнения скоростно-силового характера, при выполнении которых сила
стремится» к максимуму преимущественно за счет нарастания скорости сокращения
мышц; в качестве средств здесь используют бег на короткие дистанции, различные
прыжки и прыжковые упражнения, упражнения с отягощениями и специальные упражнения
с мячом;
– вторая группа мышц развивается при
помощи общеразвивающих упражнений с отягощениями и без них. В 13–16 лет
недопустимы Мх по величине напряжения при работе с тяжестями. Поэтому при
определении оптимального веса отягощения надо учитывать не Мх возможности, а
собственный вес юного футболиста; кроме упражнений с отягощениями целесообразно
использовать парные и групповые упражнения с сопротивлением, снарядовую гимнастику,
подвижные игры; на этапе специализации при воспитании силовых способностей
скоростно-силовые упражнения должны превалировать над собственно силовыми;
Упражнения, способствующие воспитанию силы мышц
туловища и плечевого пояса:
– без предметов: в положении сидя, руками
опершись сзади, – «велосипед»; в положении сидя, ноги вместе и слегка
приподняты, руки в стороны, сгибание и выпрямление ног, не опуская их, а также
круговые движения ногами; в положении упор лежа переход в упор присев толчком
обеих ног и возвращение в исходное положение; пружинящие движения прыжками ноги
врозь – вместе; в положении лежа на спине, руки в стороны ладонями вниз, ноги
вместе – поднимание ног перпендикулярно к полу и опускание их вправо и влево;
– с партнером: «качели» (пружинистые
наклоны туловища вперед), «мельница» (повороты туловища, не сгибая ног),
«насос» (поочередные приседания из положения стоя лицом друг к другу (ноги
врозь, правая или левая впереди) и упершись ладонями в ладони партнера
поочередное сгибание и разгибание рук с преодолением сопротивления партнера;
стоя спиной друг к друг и взявшись под руки в замок, делать глубокие пружинящие
приседания; стоя вплотную спинами друг к другу и взявшись под руки в замок,
поочередно наклоняться вперед до горизонтального положения; сидя ноги врозь и
упершись ступнями в ступни партнера, взявшись за руки, наклоняться вперед и
назад;
– с набивными мячами (1–1,5 кг): в
положении «основная стойка (ноги врозь), мяч на вытянутых руках» поднимать мяч
вверх и опускать, сгибая и разгибая руки в локтевых суставах; наклоны и повороты
туловища, броски мяча назад, вверх и в стороны; подбрасывание и ловля мяча;
ловля мяча после подбрасывания с предварительным приседом, седом, прыжком;
– с набивными мячами в парах: стоя спиной
друг к другу, ноги врозь, передавать мяч сбоку, по «восьмерке», над головой и
между ногами (по кругу); стоя лицом друг к другу, сильно толкать мяч от груди
поочередно вперед и вперед-вверх; то же из положений «присед», наклон вперед» и
«слегка подпрыгивая»; сидя лицом друг к другу и держа мяч на вытянутых вверх
руках, лечь на спину, выпрямиться и передать мяч партнеру; лежа на животе,
поднимать мяч вверх, прогибаясь (партнер держит ноги); передача мяча броском
снизу из положения наклон вперед, броском обеими руками через голову назад
после наклона вперед, то же, но с передачей мяча между ногами;
– со штангой: поднимание до уровня груди;
выжимание лежа на спине; приседания со штангой на плечах. [34. с. 156]
Упражнения, способствующие воспитанию силы мышц
стопы, голени, бедра:
– без предметов: подскоки на месте
попеременно на каждой ноге с соответствующим переносом тяжести тела; прыжки вперед
и в сторону толчком одной ноги с приземлением на другую; прыжки вперед-вверх на
одной ноге во время бега; прыжки вверх на месте толчком обеими ногами (ноги
врозь, вместе, одна впереди); спрыгивание с высоты 40–60 см на обе ноги с
последующими рывками на 10–15 м или с прыжком вперед – в сторону; прыжки в
длину и высоту; «русская пляска» (присев на корточки, выбрасывать вперед
толевую, то правую ногу); «лягушачьи прыжки» (пружинящие, вперед в приседе;
колени развести, руки между ногами опираются о землю; «заячий прыжок» (прыжок
из приседа, опираясь руками о землю. Приземляясь, сначала коснуться земли
руками); «попрыгунчик» (прыжок ноги врозь, хлопок руками о бедра – прыжок ноги
вместе, хлопок руками над головой);
– с набивными мячами (1–1,5 кг): прыжки –
на одной ноге через мяч (по четыре на каждой); на обеих ногах через мяч с
поворотами на 90 и 180 градусов; через набивные мячи, расположенные в 1,2–1,5 м
один от другого; толчком одной ноги с приземлением на другую; толчком обеими
ногами, броски мяча, зажатого между ногами, вперед-вверх, назад-вверх прыжком;
– на гимнастических скамейках: прыжки – на
скамейку и обратно на одной и на обеих ногах, стоя лицом к скамейке; стоя боком
к скамейке; из стойки ноги врозь (скамейка между ногами) на месте и с
продвижением вдоль скамейки: через скамейку и обратно, стоя лицом к скамейке,
стоя боком к скамейке, с продвижением вдоль скамейки на обеих ногах и с ноги на
ногу;
– с преодолением полосы препятствий из
гимнастических скамеек: бег через 3–6 скамеек, установленных в 1–1,5 м
одна от другой, преодоление скамеек прыжком на обеих ногах, на одной ноге с
промежуточным шагом и без него;
– с барьерами: прыжки через 3–6 барьеров,
установленных в 1–1,5 м один от другого, толчком одной ноги, без
междускока; прыжки через барьеры, установленные в 1–3 м один от другого, толчком
обеими ногами (с междускоком и без междускока); прыжки ноги врозь, согнув их;
– удары по мячу: ногой на силу и точность
из разных положений в тренировочную стенку, батут и в ворота; на дальность;
головой в прыжке. Отбор мяча в подкате и толчком (согласно правилам). [15, с. 136]
В практике физического воспитания
количественно-силовые возможности оцениваются двумя способами:
– с помощью измерительных устройств –
динамометров, динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств;
– с помощью специальных контрольных упражнений,
тестов на силу.
Современные измерительные устройства позволяют
измерять силу практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгибание
и разгибание сегментов тела), а также в статических и динамических усилиях
(измерение силы действия спортсмена в движении). [30. с. 131]
В массовой практике для оценки уровня развития
силовых качеств наиболее часто используются специальные контрольные упражнения
(тесты). Их выполнение не требует какого-либо специального дорогостоящего
инвентаря и оборудования. Для определения максимальной силы используют простые
по технике выполнения упражнения, например, жим штанги лежа, приседания со
штангой. Результат в этих упражнениях в очень малой степени зависит от уровня
технического мастерства. Максимальная сила определяется по наибольшему весу,
который может поднять занимающийся (испытуемый). [35. с. 77]
Для определения уровня развития силовых
способностей используются следующие контрольные упражнения:
1. прыжки через скакалку;
2. подтягивания;
3. отжимания на параллельных брусьях, от пола
или скамейки;
4. поднимание туловища из положения лежа с
согнутыми коленями;
5. висы на согнутых и полусогнутых руках;
6. подъем переворотом на высокой перекладине;
7. прыжок в длину с места с двух ног;
8. тройной прыжок с ноги на ногу (вариант –
только на правой и только на левой);
9. поднимание и опускание прямых ног до
ограничителя;
10. прыжок вверх со взмахом и без взмаха рук
(определяется высота выпрыгивания);
11. метание набивного мяча (1–3 кг) из
различных исходных положений двумя и одной рукой.
Критериями оценки силовых способностей служат
число подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного положения
туловища, дальность метаний (бросков), прыжков.
1.4 Методы развития силовых качеств у
футболистов
Действенность любого педагогического средства
зависит во многом от метода его применения. Метод – это способ достижения
поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Основные методы спортивной тренировки
футболистов 15–16 лет можно разделить на три группы: практические, словесные,
наглядные.
Словесные методы:
1. Методы сообщения теоретических и
методических сведений.
2. Методы оперативного управления.
3. Методы текущей коррекции и оценки
выполнения.
4. Методы самообучения и самовоспитания.
Наглядные методы:
1. Методы непосредственной демонстрации
(натуральный показ).
2. Методы опосредованной демонстрации
(наглядные пособия, методы ориентирования, фото-кино-видеодемонстрация, срочная
информация).
Практические методы подразделяются:
1. На методы упражнений:
– методы процесса обучения и
совершенствования (целостного упражнения, расчлененного упражнения,
избирательных воздействий, сопряженных воздействий);
– методы регламентации нагрузки и отдыха (равномерный,
переменный, повторный, интервальный, круговая тренировка).
2. Игровой метод.
3. Соревновательный метод.
В практике физического воспитания используется
большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых
способностей. Наиболее распространенные из них – метод повторных непредельных
усилий, метод максимальных усилий, метод изометрических усилий,
статодинамический метод, метод динамических усилий, «ударный» метод, игровой
метод, метод круговой тренировки. [30, с. 134]
1. Метод повторных непредельных усилий
предусматривает преодоление непредельного внешнего сопротивления до
значительного утомления или «до отказа».
В каждом подходе упражнение выполняется без
пауз отдыха. В одном подходе может быть от 4 до 15–20 и более повторений
упражнений. За одно занятие выполняется 2–6 серий. В серии – 2–4 подхода. Отдых
между подходами 2–8 мин, между сериями – 3–5 мин. Величина внешних
сопротивлений обычно находится в пределах 40–80% от максимальной в данном
упражнении. Скорость движений невысокая. В зависимости от величины
сопротивления предельно возможное число повторений может быть достигнуто на
пятом, например, или тридцатом повторении. Механизм проявления и соответственно
развития силовых способностей при таком различии в числе повторений станет
разным. При большом отягощении и незначительном количестве повторений будет
развиваться преимущественно максимальная сила или одновременно происходит рост
силы и увеличение мышечной массы. И, наоборот, при значительном числе повторений
и небольшом весе отягощений в значительной степени начинает возрастать силовая
выносливость.
Тренировочный эффект при применении этого
метода достигается к концу каждой серии повторений упражнения. В последних
повторениях число работающих двигательных единиц возрастает до максимума,
происходит их синхронизация, увеличивает частота эффекторной импульсации, т.е. физиологическая
картина становится исходной с той, которая существует при преодолении предельных
усилий. Значительный объем мышечной работы с непредельными отягощениями
активизирует обменно-трофические процессы в мышечной и других системах
организма, вызывая необходимую гипертрофию мышц с увеличением их
физиологического поперечника, стимулируя тем самым развитие максимальной силы.
Сила сохраняется дольше, если одновременно с ее развитием увеличивается и
мышечная масса.
Выделяют три основных варианта метода «до
отказа»:
1. Упражнения выполняются в одном подходе «до
отказа», число подходов не «до отказа».
2. В нескольких подходах упражнение выполняется
«до отказа», число подходов не «до отказа».
3. Упражнение в каждом подходе выполняется «до
отказа», число подходов «до отказа».
Несмотря на то, что работа «до отказа» менее
выгодна в энергетическом отношении, данный метод получил широкое
распространение в практике. Объясняется это вполне определенными его
преимуществами. Он позволяет лучше контролировать технику движений, избегать
травм, уменьшить натуживание во время выполнения силовых упражнений,
содействует гипертрофии мышц. Этот метод – единственно возможный в силовой
подготовке начинающих, так как развитие силы у них почти не зависит от величины
сопротивления, если она превосходит 35–40% максимальной силы. Его целесообразно
применять в тех случаях, когда решающую роль играет величины силы, а скорость
ее проявления не имеет большого значения. [35, с. 75]
2. Метод максимальных усилий.
Метод максимальных усилий предусматривает
выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального
сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса). Этот метод
обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает
больший прирост силы, чем метод непредельных усилий. В работе с начинающими и
детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его
применении, то следует обеспечить строгий контроль за выполнением упражнений.
3. Метод динамических усилий.
Суть метода состоит в создании максимального
силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с
максимальной скоростью. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности
к проявлению большой силы в условиях быстрых движений. [15, с. 112]
4. «Ударный метод».
«Ударный» метод предусматривает выполнение
специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего
отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с
наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с
возвышения высотой 45–75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх
или прыжком в длину). После предварительного быстрого растягивания наблюдается
более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задается массой
собственного тела и высотой падения.
Экспериментальным путем определен оптимальный
диапазон высоты спрыгивания 0,75–1,15 м. Однако практика показывает, что в
некоторых случаях у недостаточно подготовленных спортсменов целесообразно
применение более низких высот – 0,25–0,5 м. [15, с. 124]
5. Метод статических (изометрических) усилий.
В зависимости от задач, решаемых при воспитании
силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине
изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить
максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80–90% от
максимума продолжительностью 4–6с и в 100% – 1–2 с. Если же стоит задача
развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60–80% от максимума
продолжительностью 10–12с в каждом повторении. Обычно на тренировке выполняется
3–4 упражнения по 5–6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 мин.
При воспитании максимальной силы изометрические
напряжения следует развивать постепенно. После выполнения изометрических
упражнений необходимо выполнить упражнения на расслабление. Тренировка
проводится в течение 10–15 мин.
Изометрические упражнения следует включать в
занятия как дополнительное средство развития силы.
Недостаток изометрических упражнений состоит в
том, что сила проявляется в большей мере при тех суставных углах, при которых
выполнялись упражнения, а уровень силы удерживается меньшее время, чем после
динамических упражнений.
6. Статодинамический метод.
Статодинамический метод характеризуется
последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц –
изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют
2–6-секундные изометрические упражнения с усилием в 80–90% от максимума с
последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением
отягощения (2–3 повторения в подходе, 2–3 серии, отдых 2–4 мин между
сериями). Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать
специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в
соревновательных упражнениях. [30, с. 132]
7. Игровой метод.
Игровой метод предусматривает воспитание
силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые
ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться
с нарастающим утомлением организма. К таким играм относятся игры, требующие
удержания внешних объектов (например, партнера в игре «Всадники»), игры с
преодолением внешнего сопротивления (например, «Перетягивание каната», игры с
чередованием режимов напряжения различных мышечных групп (например, различные
эстафеты с переноской грузов разного веса). [8, с. 56]
Многолетний опыт силовой подготовки показывает,
что тренеры для развития силовых качеств у юных футболистов используют упражнения
для развития как общей силы, так и специальной силы.
Основные задачи для развития общей силы:
1. Увеличение мышечной массы.
2. Развитие способности проявлять силу в
различных движениях.
Для развития общей силы и мышечной массы
рекомендуют три группы упражнений:
1. Упражнения со штангой, гирями и другими
отягощениями, которые выполняются до значительного мышечного утомления (то есть
«до отказа» или почти «до отказа»). Число подходов 1 до 3, интервалы отдыха
между подходами – 2–5 минут. Масса отягощения – от 50 до 70% от максимальной.
2. Упражнения по перемещению массы собственного
тела (отжимания в упоре лежа, подтягивания на перекладине, приседания).
Упражнения выполняются «до отказа» в 1–3 подходах с интервалами отдыха в 1–3
минуты.
3. Прыжковые упражнения с продвижением (с ноги
на ногу, на одной ноге, на двух ногах). Упражнения выполняются «до отказа» 1–2
раза с интервалами отдыха в 3–5 минут.
Основной и единственный метод выполнения
силовых упражнений в футболе – повторный. Для четырех разных вариантов
выполнения силовых упражнений в практике используют следующие методы:
– метод максимальных усилий, который
заключается в использовании повторных упражнений с околопредельными
отягощениями;
– метод повторных усилий, который
заключается в использовании тоже повторных упражнений, но со средними по массе
отягощениями;
– метод взрывных усилий, который
заключается в использовании повторных упражнений, выполняемых с околопредельной
скоростью с малыми по массе отягощениями;
– метод круговой тренировки, который
заключается также в использовании повторных упражнений. [20, с. 136]
Для развития силовых качеств у футболистов 15–16
лет необходимо использовать две группы упражнений:
– силовые упражнения на поле;
– силовые упражнения в тренажерном зале.
Силовая подготовка футболистов 15–16 лет
является основным компонентом физической подготовки. Средствами тактической и
технической подготовки ее не решить. Она в значительной степени определяет
качество быстроты и выносливости. Поэтому в подготовительном периоде развитию
специальных качеств должна предшествовать силовая подготовка.
В свою очередь до начала специальной силовой
подготовки необходимо уделять внимание аэробным возможностям организма. Это
ускорит приспособление организма к физическим нагрузкам. В дальнейшем элементы
силовой подготовки должны присутствовать на протяжении всего года, и 1–2
занятия в неделю обеспечат необходимый уровень силовых показателей.
При переходе к интенсивной работе силового
характера ухудшаются показатели спортивной техники. В этой связи силовая
подготовка должна выполняться без нарушения футбольных координационных навыков,
поскольку силовая и техническая подготовка не имеют логической преемственности.
Силовая тренировка в соревновательном периоде основывается в лучшем случае на
поддержании уровня уже приобретенной силы (ее рекомендуется проводить 1 раз в
неделю) и использовать лишь в небольших объемах как средство для поддержания на
высоком уровне скоростно-силовой подготовки. Объемная силовая подготовка в этот
период нецелесообразна.
Комплексные занятия в игровом режиме не дают
значительного прироста силовых показателей, и рассматривать их как целевую
работу в этом направлении нельзя.
Силовая подготовка позволяет улучшить не только
показатели силы, быстроты, выносливости, но и в какой-то мере футбольное
образование.
Ведущим методом воспитания мышечной силы у
футболистов 15–16 лет является первый метод – метод повторного выполнения
силового упражнения с отягощением среднего веса. Уже с 15 лет ежедневно в
течение получаса необходимо заниматься атлетической подготовкой с легкими
гантелями и набивными мячами. Упражнения направлены главным образом на развитие
силы мышц ног, туловища и рук. Силовая подготовка должна стать непременной
частью каждого занятия по общей физической подготовке. В этом случае силовую
работу следует планировать в конце занятия.
1.5 Метод круговой тренировки
Круговой метод (тренировка) – это
организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное,
последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических
упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в
особенности их комплексных форм – силовой выносливости, скоростной выносливости
и скоростной силы. Задача круговой тренировки – достичь высокой
работоспособности организма путем тренировки нервно-мышечного аппарата,
кардиореспираторной и других систем в регулярном чередовании. Строгое
выполнение конкретных упражнений, определенным образом подобранных и
сконцентрированных в заданном времени, обеспечивает быстрое развитие двигательных
качеств в короткое время. Основной принцип круговой тренировки заключается в
том, что она не сводится к какому-либо частному методу, а является
организационно-методической формой, включающей в себя ряд частных методов
использования физических упражнений.
В круговой тренировке футболисты разбиты на
небольшие группы (на 3–6 человек), занимающиеся переходят от выполнения одного
упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к
другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение последнего
упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом, замыкая
круг. Название такой тренировки – «круговая» – чисто условное. [5, с. 26]
Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:
1. По методу длительного непрерывного
упражнения. Занятия проводятся без перерывов и складываются из одного, двух или
трех прохождений круга. Применяются в основном для развития общей и силовой
выносливости.
2. По методу экстенсивного интервального
упражнения. Применяется для совершенствования общей, скоростной и силовой
выносливости, скоростно-силовых качеств.
3. По методу интенсивного интервального
упражнения. Он рассчитан на совершенствование скоростной силы, максимальной
силы, скоростной и силовой выносливости.
4. По методу повторного упражнения. Его
предлагается использовать для развития максимальной силы и скоростной
выносливости. [3, с. 126]
Для проведения круговой тренировки заранее:
– составляется комплекс упражнений;
– определяют места, на которых будут
выполняться упражнения («станции»);
– на первом занятии проводят испытания на
максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их правильного
выполнения;
– устанавливают систему повышения нагрузки
от занятия к занятию;
– на последнем занятии рекомендуется
проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить полученные результаты
с исходными.
Средства для круговой тренировки могут быть
самые разнообразные: общеразвивающие упражнения и специальные, обычно
технически несложные. Они могут быть циклическими и ациклическими. Упражнения
подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей индивида
и с учетом переноса физических способностей и двигательных навыков.
В комплексе, направленном на всестороннее
физическое развитие, обычно имеется не более 10–12 упражнений, в комплексе со
специальной направленностью – не более 6–8. Упражнения могут выполняться на
спортивных снарядах (брусья, перекладины, кольца) или с использованием
спортивного инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели, штанга, резиновые
амортизаторы, блочные устройства). Для более четкой организации занятий
целесообразно отметить номера «станций» и направление переходов мелом по полу
или еще лучше поставить около каждой «станции» специальную карточку с номером и
графическим изображением упражнения.
Несмотря на все положительные стороны круговой
тренировки, ее нельзя рассматривать как универсальный метод, способный заменить
все другие. Она должна применяться с другими организационно-методическими
формами, в том числе и в отдельных занятиях, занимая в этом случае часть
времени (30–35 мин).
В круговой тренировке, как правило,
используются 6–12 станций с определенными упражнениями на каждой из них, на
которых футболисты последовательно выполняют предложенную работу. [20, с. 140]
До начала круговой тренировки следует провести
разминку. Инвентарь должен быть заранее расставлен по станциям. Тренер должен
вместе с футболистами пройти по всем станциям и показать все упражнения.
Количество групп соответствует количеству станций. При игровых упражнениях
можно объединить группы. Нецелесообразно в каждой круговой тренировке
предлагать совершенно новые комплексы упражнений, поскольку значительное время
будет уходить на их освоение и существенно снизится эффективность воздействия
этих упражнений на организм. Освоение упражнений и порядок прохождения станций
происходит через одно-два занятия, и дальше тренировки проходят на хорошем
уровне.
Таким образом, анализ изученной литературы по
теме выпускной квалификационной работы позволил сделать следующие выводы. Сила
в ее чистом виде в незначительной степени проявляется в соревновательной
деятельности футболистов. Поэтому при воспитании силы футболистов 15–16 лет
тренер должен рассматривать ее как базу для воспитания и совершенствования
скоростно-силовых качеств.
Основным методом воспитания силы футболистов
является метод повторных усилий. Его суть заключается в том, что футболисты
выполняют упражнение (например, поднятие штанги или приседание со штангой) с
отягощением 60–80% от предельно возможного. Причем количество повторений одной
серии не должно превышать 10–12, а количество серий – не более двух-трех. Наиболее
эффективны последние повторы. Этот метод позволяет избирательно воздействовать
на развитие силы различных групп мышц.
Для развития силовых качеств у футболистов 15–16
лет целесообразно использовать метод круговой тренировки, который обеспечивает
комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по
станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в
работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы
мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в
тренировочном процессе, возраст, пола и подготовленности занимающихся.
2. Опытно-экспериментальная часть
2.1 Организация и методы эксперимента
Целью данного исследования явилось выявление
эффективности содержания занятий для развития силовых качеств у юных
футболистов 15–16 лет методом круговой тренировки.
Задачи эксперимента:
1. Изучить динамику показателей силовых
способностей у футболистов 15–16 лет.
2. Разработать содержание занятий с помощью
метода круговой тренировки.
3. Выявить эффективность экспериментальной
программы по развитию силовых качеств футболистов 15–16 лет методом круговой
тренировки.
Для выполнения поставленных задач были
использованы следующие методы эксперимента:
1. Анализ и обобщение литературных данных.
2. Педагогический эксперимент.
3. Математическая обработка данных.
Эксперимент проводился на базе СДЮШ «Олимпийского
резерва» №1, Центрального района. Были образованы две группы по 10 человек в
каждой, в контрольной группе и экспериментальной группе. Эксперимент
продолжался 6 месяцев с сентября 2008 г. по март 2009 г.
Комплекс упражнений, направленных на развитие
силовых способностей с использованием интервального метода, для футболистов 15–16
лет из контрольной группы.
Занятия с футболистами из контрольной группы
проводились 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 90 минут.
Подготовительная часть – 20 минут. Основная часть – 50 минут. Заключительная
часть – 10 минут.
Подготовительная часть занятия.
1. Легкий бег 2–3 мин.
2. Ходьба на носках по 20–30 шагов каждой
ногой, затем на наружном своде стопы – по 20–30 шагов.
3. Ходьба с подскоками на левой и правой ноге с
перекатом с пятки на носок по 20–30 раз. Повторить 2–3 раза.
4. Бег на прямых ногах по 15–20 шагов каждой
ногой. Отталкиваться быстро и упруго. Повторить 2–3 раза.
5. передвижение (прыжки) приставными шагами
правым (левым) боком. Повторить 3–5 раз по 4 шага каждым боком с активным
движением локтями с в стороны – вверх.
6. Ходьба со скрестными движениями прямых рук
перед грудью 25–30 раз.
7. Передвижение (бег) скрестными шагами левым
(правым) боком по 15–20 шагов. Повторить по 2 раза.
8. Ходьба с высоким подниманием колена к груди,
руки скрестно к плечам. Выполнить по 20–30 раз каждой ногой.
9. Ходьба с наклонами вперед, руки вниз к
поднятому носку по 20–30 раз.
10. Семенящий бег 10–15 м, затем бег с
высоким подниманием бедра. Повторить по 2–3 раза.
11. Стоя в наклоне, руки на коленях – выполнять
круговые движения коленями внутрь, наружу, сгибание и разгибание ног в коленях
по 12–16 раз.
2. Основная часть.
Основная часть проводилась с использованием
интервального метода. Интервальный метод предусматривал повторную работу в
режиме максимальной интенсивности со строго дозированными и заранее
запланированными интервалами отдыха, которые регулируют степень воздействия
упражнений на организм футболистов.
Каждое упражнение выполнялось в течение 15с,
через 15с отдыха и повторялось не менее 8–12 раз.
Комплекс 1.
1. Из упора лежа на полу – сгибание и
разгибание рук (отжимания от пола).
2. Приседания на всей стопе с выносом рук
вперед, выпрямиться с подъемом на носки, отводя руки назад.
3. Сидя на полу, руки в упоре сзади –
поднимание прямых ног примерно до прямого угла с полом и опусканием ног в
исходное положение.
4. Лежа на животе, руки вверху (на полу) –
поднимание прямых рук и ног, прогибая спину.
5. Лежа на спине – одновременное сгибание ног и
туловища в положение «седа в группировку», коснуться руками голеней.
6. Прыжки через скакалку или на месте без
скакалки (минимум 30 прыжков).
3. Заключительная часть.
Заключительная часть включает в себя упражнения
на растягивание и расслабление мышц:
– встать на колени и сесть на пятки, т.е.
на согнутые под себя ноги (стопы вместе). При ощущении сильного напряжения
слегка наклониться вперед и опереться на руки возле коленей. Для усиления
растяжки передней поверхности бедра медленно отклоняться назад и опереться на
руки сзади;
– медленный наклон вперед в положении
стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, шея и руки расслаблены.
Комплекс упражнений, направленных на развитие
силовых способностей с использованием метода круговой тренировки, для
футболистов 15–16 лет из экспериментальной группы.
Занятия с футболистами из экспериментальной
группы проводились 2 раза в неделю с использованием метода круговой тренировки.
Продолжительность занятия – 90 минут. Подготовительная часть – 20 минут.
Основная часть – 50 минут. Заключительная часть – 10 минут.
1. Подготовительная часть.
1) Построение.
2) Физическая подготовка: ходьба спортивная,
ходьба различными способами (приставным и окрестным шагом, на носках, л/а
ходьба с высоким поднятием бедра). Бег по кругу, змейкой, по прямой, с
преодолением препятствий.
2. Основная часть.
Тренировочные задания для развития силовых
способностей, организованные в форме круговой тренировки. Тренировочные задания
состоят из упражнений на 10 «станциях», выполняемых в предельном темпе, время
работы – 10–15с, отдыха – 45с, величина отягощений от 5 до 40 кг.
Комплекс 1.
1 «станция» – исходное положение: выпад правой
вперед, штанга (40 кг) на плечах – прыжки со сменой ног;
2 «станция» – толчки штанги (30 кг) от груди
вверх;
3 «станция» – бег на месте, преодолевая сопротивление
резинового амортизатора, прикрепленного к поясу и неподвижной опоре;
4 «станция» – броски набивного мяча (5 кг)
стену (расстояние 2 м) двумя руками из-за головы;
5 «станция» – выпрыгивание вверх из глубокого
приседа, держа в руках гирю (16 кг);
6 «станция» – штанга (15 кг) за головой на
плечах: толчки вверх;
7 «станция» – подъем штанги (25 кг) на грудь;
8 «станция» – прыжки толчком двух ног через
барьеры (высота – 65 см);
9 «станция» – броски набивного мяча (5 кг) в
стену (расстояние 2 м) двумя руками из-за головы;
10 «станция» – прыжки боком через
гимнастическую скамейку толчком двух ног с продвижением вперед;
Комплекс 2.
Тренировочные задания для развития силовых
способностей, организованные в форме круговой тренировки. Тренировочные задания
состоят из упражнений на 12 «станциях», время работы и отдыха – 30с, количество
повторений 50–75% от максимально возможного:
1 «станция» – толчки штанги (20 кг) вверх из
положения лежа на спине;
2 «станция» – приседания со штангой (30 кг) на
плечах;
3 «станция» – подъем штанги (25 кг) на грудь;
4 «станция» – ходьба в глубоком приседе с
отягощением 20 кг;
5 «станция» – поднимание и опускание туловища
лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены;
6 «станция» – сгибание и разгибание рук в упоре
лежа;
7 «станция» – прыжки со скакалкой (толчком двух
ног);
8 «станция» – разгибание туловища, лежа лицом
вниз на гимнастической скамейке, ноги закреплены;
9 «станция» – имитация ведения мяча с блином от
штанги (5 кг);
10 – «станция» – имитация бега, преодолевая
сопротивление резинового амортизатора, прикрепленного на поясе футболиста и на
неподвижной опоре;
11 «станция» – повороты туловища на 90° со
штангой (30 кг) на плечах;
12 «станция» – приседания в выпаде одной ногой
вперед, другая на скамейке.
Комплекс 3 (комплекс упражнений на укрепление
основных мышечных групп). Упражнения выполняются с использованием скамейки по
круговому методу. Количество станций – 9. Количество повторений каждого
упражнения примерно 8–12 раз. Отдых перед очередной станицей от 1 до 3 минут.
1 «станция» – сгибание и разгибание рук в упоре
лежа. Выполняется упражнение в различных вариантах:
– ноги на полу (обычное отжимание);
– ноги на скамейке;
– руки на скамейке;
2 «станция» – сгибание – разгибание рук в упоре
сзади на скамейке.
3 «станция» – поднимание верхней части
туловища.
Лежа на полу, ногти (голени) на скамейке под
прямым углом. Поднимать верхнюю часть туловища, касаясь руками скамейки,
справа, по центру и слева от ног.
4 «станция» – поднимание таза и согнутых ног.
Лежа на скамейке и держась за нее руками за
головой, поднимать согнутые ноги к голове, напрягая мышцы брюшного пресса.
Обращать внимание на медленное опускание ног до касания скамейки. При подъеме
ног делать выдох, при опускании – вдох.
5 «станция» – приседания в выпаде одной ногой
вперед, другая на скамейке.
Стоя, одна нога опирается носком на скамью,
другая в выпаде впереди. Выполняются все приседания подхода на выдвинутой
вперед ноге. Плечи держать прямо.
6 «станция» – поднимание таза и одной ноги
вверх.
Упор сидя сзади на полу с опорой ног (пяток) на
скамейку. Переход в упор лежа сзади с отведением головы назад и выпрямлением
туловища.
7 «станция» – поднимание верхней части туловища
в положении лежа на бедрах.
Лежа вдоль скамейки на бедрах, прямые руки касаются
пола. Поджимание прямых рук за голову и верхней части туловища вверх.
8 «станция» – поднимание ног.
В положении лежа на груди вдоль скамейки и
держась за нее руками, поднимать слегка согнутые ноги назад.
9 «станция» – наклоны вперед.
Сидя на краю скамейки, ноги врозь. Выполнить
наклон вперед к правой ноге. Держать 15 секунд. Затем к левой ноге и посредине.
Держать не менее 15 секунд в каждом положении.
3. Заключительная часть.
Медленный бег, ходьба. Упражнения на
восстановление дыхания, расслабление.
Контрольные упражнения для оценки уровня
силовой подготовки футболистов 15–16 лет из экспериментальной группы и
контрольной группы:
1. Удар на дальность по неподвижному мячу (м).
Удары по мячу на дальность выполняются правой
или левой ногой по неподвижному мячу с разбега любым способом. Дальность полета
мяча измеряется от места удара до места первого касания мяча о землю по
коридору шириной 10 метров. В зачет идет – лучшая попытка из двух.
2. Подтягивание на перекладине (количество
раз).
Подтягивание на перекладине; и.п. – хват сверху,
вис на выпрямленных руках. Подтягивание считается правильным, когда подбородок
находится выше перекладины.
3. Прыжок в длину с места с двух ног (см).
Правила выполнения прыжка в длину с места с
двух ног. Футболист становится за контрольной линией. Сбоку от него: на полу,
наносится 3-метровая шкала с делениями. Измерение проводится по общепринятым
правилам отсчета длины прыжка. Выполняется две попытки. Засчитывается лучший
результат.
Тесты и контрольные нормативы по оценке уровня
силовой подготовленности футболистов 15–16 лет из экспериментальной группы и
контрольной группы приведены в таблице 1.
Таблица 1. Тесты и контрольные нормативы для
оценки силовой подготовки юношей 15–16 лет из экспериментальной и контрольной
группы для занятий футболом
№
|
Упражнения
(тесты)
|
оценки
|
отлично
|
хорошо
|
удовлетворит.
|
1
|
Дальность
полета мяча после удара
ногой (м)
|
50
|
45
|
35
|
2
|
Подтягивание
на перекладине
(кол-во раз)
|
16
|
13
|
3
|
Прыжок
в длину
с места (см)
|
240
|
220
|
200
|
2.2 Результаты эксперимента и их обсуждение
В процессе выполнения опытно-экспериментальной
части выпускной квалификационной работы были определены показатели силовой
подготовки у юношей 15–16 лет для занятий футболом на начало эксперимента в
контрольной группе и экспериментальной группе. Полученные данные приведены в
таблицах 2,3.
Таблица 2. Показатели силовой подготовки юношей
15–16 лет для занятий футболом на начало эксперимента (контрольная группа)
Фамилия
Имя
(код ученика)
|
Дальность
полета мяча
после удара
ногой (м)
|
Подтягивание
на перекладине
(кол-во раз)
|
Прыжок в
длину с места
(см)
|
01
|
43
|
12
|
218
|
02
|
41
|
11
|
215
|
03
|
40
|
11
|
216
|
04
|
45
|
13
|
218
|
05
|
42
|
11
|
215
|
06
|
43
|
12
|
219
|
07
|
42
|
12
|
214
|
08
|
39
|
11
|
212
|
09
|
45
|
14
|
221
|
10
|
46
|
14
|
222
|
Средние
показатели
|
42,6
|
12,1
|
217
|
Норма
|
45–50
|
14–16
|
220–240
|
Как видно из таблицы 2, на начальном этапе эксперимента
все показатели тестов ниже нормы в контрольной группе по тесту 1 (дальность
полета мяча после удара ногой) – на 15%; тесту 2 (подтягивание на перекладине)
– на 24%; тесту 3 (прыжок в длину с места) – на 10%.
Таблица 3. Показатели силовой подготовки юношей
15–16 лет для занятий футболом на начало эксперимента (экспериментальная группа)
Фамилия
Имя
(код ученика)
|
Дальность
полета мяча
после удара
ногой (м)
|
Подтягивание
на перекладине
(кол-во раз)
|
Прыжок в
длину с места
(см)
|
01
|
45
|
13
|
221
|
02
|
44
|
12
|
222
|
03
|
41
|
11
|
217
|
04
|
39
|
10
|
214
|
05
|
42
|
12
|
218
|
06
|
40
|
11
|
216
|
07
|
41
|
11
|
216
|
08
|
42
|
11
|
218
|
09
|
44
|
12
|
219
|
10
|
46
|
14
|
221
|
Средние
показатели
|
42,4
|
11,7
|
218,2
|
Норма
|
45–50
|
14–16
|
220–240
|
Как видно из таблицы 3, на начальном этапе эксперимента
все показатели тестов ниже нормы в экспериментальной группе – по тесту 1
(дальность полета мяча после удара ногой) – на 16%; тесту 2 (подтягивание на
перекладине) – на 27% и тесту 3 (прыжок в длину с места) – на 9%.
В ходе проведения экспериментальной части были
определены показатели силовой подготовки футболистов 15–16 лет в контрольной
группе и экспериментальной группе через 1 месяц после начала эксперимента.
Полученные данные приведены в таблице 4 и таблице 5.
Таблица 4. Показатели силовой подготовки юношей
15–16 лет для занятий футболом через 1 месяц после начала эксперимента
(контрольная группа)
Фамилия
Имя
(код ученика)
|
Дальность
полета мяча
после удара
ногой (м)
|
Подтягивание
на перекладине
(кол-во раз)
|
Прыжок в
длину с места
(см)
|
01
|
44
|
13
|
219
|
02
|
41
|
12
|
216
|
03
|
41
|
12
|
218
|
04
|
46
|
12
|
220
|
05
|
43
|
14
|
217
|
06
|
44
|
13
|
219
|
07
|
44
|
12
|
216
|
08
|
42
|
12
|
214
|
09
|
46
|
13
|
222
|
10
|
47
|
14
|
223
|
Средние
показатели
|
43,8
|
12,7
|
218,4
|
Норма
|
45–50
|
14–16
|
220–240
|
Из полученных данных таблицы 4 видно, что после
занятий в течение месяца показатели теста 1 (дальность полета мяча) в
контрольной группе по сравнению с исходными данными увеличились на 2% и
составили 87% от нормы; теста 2 (подтягивания на перекладине) – на 3% и
составили 79% от нормы; теста 3 (прыжок в длину с места) – на 1% и составили 91%
от нормы.
Таблица 5. Показатели силовой подготовки юношей
15–16 лет для занятий футболом через 1 месяц после начала эксперимента
(экспериментальная группа)
Фамилия
Имя
(код ученика)
|
Дальность
полета мяча
после удара
ногой (м)
|
Подтягивание
на перекладине
(кол-во раз)
|
Прыжок в
длину с места
(см)
|
01
|
47
|
14
|
223
|
02
|
46
|
14
|
225
|
03
|
43
|
12
|
221
|
04
|
42
|
12
|
217
|
05
|
44
|
14
|
221
|
06
|
44
|
12
|
218
|
07
|
45
|
12
|
217
|
08
|
44
|
12
|
219
|
09
|
47
|
13
|
221
|
10
|
48
|
15
|
224
|
Средние
показатели
|
45
|
13
|
220,6
|
Норма
|
45–50
|
14–16
|
220–240
|
Из полученных данных таблицы 5 видно, что после
занятий в течение месяца показатели теста 1 (дальность полета мяча после удара
ногой) в экспериментальной группе по сравнению с исходными данными увеличились
на 6%, что на 4% выше, чем в контрольной группе, и составили 87% от нормы;
теста 2 (подтягивания на перекладине) – на 8%, что на 5% выше, чем в
контрольной группе, и составили 81% от нормы; теста 3 (прыжок в длину с места) –
на 1% и составили 92% от нормы. Следовательно, наблюдается тенденция к
улучшению силовой подготовки футболистов 15–16 лет в результате использования
предлагаемого в выпускной квалификационной работе кругового метода тренировки.
На заключительном этапе диагностики были
определены показатели силовой подготовки футболистов 15–16 лет в контрольной
группе и экспериментальной группе через 6 месяцев после начала эксперимента. Полученные
данные приведены в таблице 6 и таблице 7.
Таблица 6. Показатели силовой подготовки юношей
15–16 лет для занятий футболом через 6 месяцев после начала эксперимента
(контрольная группа)
Фамилия
Имя
(код ученика)
|
Дальность
полета мяча
после удара
ногой (м)
|
Подтягивание
на перекладине
(кол-во раз)
|
Прыжок в
длину с места
(см)
|
01
|
47
|
15
|
221
|
02
|
43
|
14
|
219
|
03
|
44
|
14
|
222
|
04
|
48
|
13
|
223
|
05
|
46
|
14
|
221
|
06
|
47
|
13
|
224
|
07
|
47
|
13
|
219
|
08
|
45
|
14
|
218
|
09
|
48
|
14
|
225
|
10
|
51
|
15
|
226
|
Средние п-ли
|
46,6
|
13,9
|
221,8
|
Норма
|
45–50
|
14–16
|
220–240
|
После занятий в течение 6 месяцев, как видно из
таблицы 6, показатели теста 1 (дальность полета мяча после удара ногой) в
контрольной группе по сравнению с исходными данными улучшились на 8%; и
составили 93% от нормы; теста 2 (подтягивание на перекладине) – на 10% и
составили 86% от нормы; теста 3 (прыжок в длину с места) – на 3% и
составили 93% от нормы.
Таблица 7. Показатели силовой подготовки юношей
15–16 лет для занятий футболом через 6 месяцев после начала эксперимента
(экспериментальная группа)
Фамилия
Имя
(код ученика)
|
Дальность
полета мяча
после удара
ногой (м)
|
Подтягивание на
перекладине
(кол-во раз)
|
Прыжок в
длину с места
(см)
|
01
|
51
|
16
|
231
|
02
|
16
|
229
|
03
|
47
|
15
|
227
|
04
|
46
|
15
|
226
|
05
|
59
|
16
|
228
|
06
|
58
|
15
|
226
|
07
|
49
|
15
|
228
|
08
|
59
|
15
|
227
|
09
|
53
|
16
|
229
|
10
|
54
|
17
|
230
|
Средние п-ли
|
52,5
|
15,6
|
228,1
|
Норма
|
45–50
|
14–16
|
220–240
|
После занятий в течение 6 месяцев, как видно из
таблицы 7, показатели теста 1 (дальность полета мяча после удара ногой) в
экспериментальной группе по сравнению с исходными данными увеличились на 13%,
что на 5% выше, чем в контрольной группе, и составили 99% от нормы; теста 2 (подтягивание
на перекладине) – на 15%, что на 5% выше, чем в контрольной группе и
составили 98% от нормы; теста 3 (прыжок в длину с места) – на 5%, что на 2%
выше, чем в контрольной группе, и составляет 96% от нормы.
Выводы
1. Изучена динамика показателей силовой подготовки
футболистов 15–16 лет. На начальном этапе исследования все показатели тестов
почти одинаковые и ниже нормы в контрольной группе по тесту 1 – на 15%; тесту 2
– на 24%; тесту 3 – на 10%; в экспериментальной группе – по тесту 1 – на 16%;
тесту 2 – на 27% и тесту 3 – на 9%.
2. Разработано содержание занятий по развитию силовых
способностей у футболистов 15–16 лет с использованием метода круговой тренировки.
Занятия с футболистами 15–16 лет из экспериментальной группы проводились два
раза в неделю. Продолжительность занятий – 90 минут. Подготовительная часть –
20 минут. Основная часть -50 минут. Заключительная часть -10 минут.
Тренировочные занятия для развития силовых способностей футболистов 15–16 лет,
организованные в форме круговой тренировки, состояли из упражнений на 10–12
«станциях». Упражнения выполнялись в предельном темпе, время работы на каждой
станции – 10–15 с, отдыха – 45 с. Величина отягощений от 5 до 40 кг.
Среди упражнений, направленных на развитие
силовых способностей у футболистов 15–16 лет, включенных в 3 комплекса круговой
тренировки, использовались следующие упражнения:
– из упора лежа на полу – сгибание и
разгибание рук (отжимания от пола);
– толчки штанги (30 кг) от груди вверх;
– бег на месте, преодолевая сопротивление
резинового амортизатора, прикрепленного к поясу;
– выпрыгивания вверх из глубокого приседа,
держа в руках гирю (16 кг);
– прыжки толчком двух ног через барьеры
(высота -65 см);
– броски набивного мяча (5 кг) в стену;
– толчки штанги (20 кг) вверх из положения
лежа на спине;
– приседания со штангой (30 кг) на плечах;
– подъем штанги (25 кг) на грудь;
– поднимание и опускание туловища лежа на
спине, руки за головой, ноги закреплены;
– сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
– прыжки со скакалкой (толчком двух ног);
– повороты туловища на 90° со штангой (30 кг)
на плечах;
– приседания в выпаде одной ногой вперед,
другая на скамейке.
Таким образом, в комплекс круговой тренировки
для развития силовых способностей футболистов обязательно были включены
упражнения из трех основных групп:
1. Упражнения со штангой, гирями и другими
отягощениями.
2. Упражнения по перемещению массы собственного
тела (отжимания в упоре лежа, подтягивания на перекладине, приседания).
3. Прыжковые упражнения с продвижением (с ноги
на ногу, на одной ноге, на двух ногах).
3. Выявлена эффективность экспериментальной
программы по развитию силовых способностей у футболистов 15–16 лет. Через 1
месяц показатели в обеих группах выросли по сравнению с исходными показателями
в контрольной группе по тесту 1 (дальность полета мяча после удара ногой) – на 2%;
тесту 2 (подтягивание на перекладине) – на 4%; теста 3 (прыжок в длину с места)
– на 1%. В экспериментальной группе по тесту 1 – на 6%; тесту 2 – на 8%; тесту
3 – на 1%.
По истечении 6 месяцев показатели в обеих
группах по сравнению с исходными показателями выросли еще больше. В контрольной
группе по тесту 1 (дальность полета мяча после удара ногой) – на 8%; тесту 2 (подтягивание
на перекладине) – на 10%; тесту 3 (прыжок в длину с места) – на 3%. В
экспериментальной группе по тесту 1 – на 13%; тесту 2 – на 15%; тесту 3 – на 5%.
Таким образом, использование метода круговой тренировки позволяет повысить
уровень развития силовой подготовки футболистов 15–16 лет.
Список литературы
1.
Безруких, Н.А. Возрастная физиология/
Н.А. Безруких, В.Д. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия»,
1994. – 128 с.
2.
Годик, М.А. Физическая подготовка
футболистов/ М.А. Годик. – М.: Олимпия, 2006. – 221 с.
3.
Голомазов, С.В. Теоретические
основы и методика контроля технического мастерства/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва.
– М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 187 с.
4.
Гуревич, И.А. Круговая тренировка
при развитии физических качеств/ И.А. Гуревич. – Минск: Образование, 2005.
– 236 с.
5.
Бишопс, К. Единоборство в футболе/
К. Бишопс, Х. Герардс. – М.: Терра-спорт, 2003. – 167 с.
6.
Джармен, Д. Футбол для юных/ Д. Джармен.
– М.: Физкультура и спорт, 1989. – 59 с.
7.
Жуков, М.А. Подвижные игры/ М.А. Жуков.
– М.: Физическая культура и спорт, 2000. – 247 с.
8.
Ильин, Е.П. Психология спорта/ Е.П. Ильина.
– СПб: Питер, 2008. – 128 с.
9.
Ильин, Е.П. Психология физического
воспитания/ Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 200. – 176 с.
10.
Люкшинов, Н.М. Искусство
подготовки высококлассных футболистов/ Н.М. Люкшинов. – М.: Советский
спорт, 2006. – 420 с.
11.
Коробейник, А.В. Футбол.
Самоучитель игры./ А.В. Коробейник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 319 с.
12.
Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная
книга детского тренера. Первый этап (8–10 лет)/ А.А. Кузнецов. – М.:
Олимпия, 2008. – 110 с.
13.
Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная
книга детского тренера. Второй этап (11–12 лет)/ А.А. Кузнецов. – М.:
Олимпия, 2008. – 140 с.
14.
Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная
книга детского тренера. Третий этап (13–15 лет)/ А.А. Кузнецов. – М.:
Олимпия, 2008. – 204 с.
15.
Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная
книга детского тренера. Четвертый этап (16–17 лет)/ А.А. Кузнецов. – М.:
Олимпия, 2008. –166 с.
16.
Кук, М. 101 упражнение для юных
футболистов/ М. Кук. – М.: Астрель, 2003. -127 с.
17.
Лисенчук, Г.А. Управление
подготовкой футболистов/ Г.А. Лисенчук. – Киев: Олимпийская литература,
2003. – 271 с.
18.
Лясковский, К.П. Техника ударов/ К.П. Лясковский.
– М.: Физическая культура и спорт, 2005. – 61 с.
19.
Монаков, Г.В. Подготовка
футболистов/ Г.В. Монаков. – М.: Советский спорт, 2005. – 285 с.
20.
Мукиан, М. Все о тренировке юного
футболиста/ М. Мукиан, Д. Дьюрст. – М.: Астрель, 2007. – 234 с.
21.
Куватов, С.А. Активный отдых на
свежем воздухе/ С.А. Куватов. – М.: Олимпия, 2006, – 127 с.
22.
Ланда, Б.Х. Методика комлексной
оценки физического развития и физической подготовленности/ Б.Х. Ланда. –
М.: Физическая культура и спорт, 2004. – 234 с.
23.
Лозовая, Г.В. Общая и возрастная
психология/ Г.В. Лозовая, А.Н. Николаева. – М.: Издательский
центр «Академия», 2001. – 123 с.
24.
Матвеев, Л.Г. Общая теория спорта/
Л.Г. Матвеев. – М.: Физическая культура и спорт, 1982. -124 с.
25.
Осташев, П.В. Прогнозирование
способностей футболиста/ П.В. Осташев. – М.: Физическая культура и спорт,
1982. – 96 с.
26.
Петухов, А.В. Формирование основ
индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов/ А.В. Петухов.
– М.: Советский спорт, 2006. – 230 с.
27.
Плон, Б. Новая школа в футбольной
тренировке/ Б. Плон. – М.: Олимпия, 2008. – 239 с.
28.
Санин, М.Р. Анатомия и физиология
детей и подростков/ М.Р. Санин, З.Г. Брыскина. – М.: Издательский
центр «Академия», 2002. – 145 с.
29.
Теория и методика физической культуры:
учебник/ под ред. Ю.М. Курамшина. – М.: ФАИР, 2007. – 463 с.
Тюленьков, С.Ю. Футбол в зале: система подготовки/ С.Ю. Тюленьков,
А.А. Федоров. – М.: Терра спорт, 2000. – 134 с.
30.
Футбол. Правила игры/ под ред. В. Радионова.
– М.: Терра спорт, 2004. – 71 с.
31.
Футбол: учебник. Для институтов
физической культуры/ под ред. П.Н. Казакова. – М.: Физическая культура и
спорт», 1978. – с. 255.
32.
Футбол: учебник. Для институтов
физической культуры/ под ред. М.С. Полишкиса. – М.: Физкультура,
образование и наука, 1999. – 247 с.
33.
Холодов, Ж.К. Теория и методика
физического воспитания и спорта/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.:
Издательский центр «Академия», 2000. – 478 с.
34.
Швыков, И.А. Спорт в школе.
Футбол/ И.А. Швыков. – М.: Терра спорт, 2002. – 141 с.