Федеральное
агентство по образованию
Государственное
Образовательное Учреждение
Высшего
Профессионального Образования
«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
экономической теории факультета гуманитарного образования
Контрольная работа
Экономика России
“Формирование рынка труда в
российской экономике”
Выполнил:
студент гр. МУз06№ 069048
Иванов Евгений
Анатольевич
Проверил: Балакина
Элеонора
Вячеславовна
Кемерово 2007
План
1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Основная часть…………………………………………………………………4
2.1 Трудовые ресурсы…………………………………………………………….4
2.2 Экономическая активность
населения……………………………………..10
2.3 Образовательная структура
занятости……………………………………...11
2.4 Профессиональная структура
занятости…………………………………...13
3. Выводы…………………………………………………………………………14
4. Список использованной
литературы…………………………………………16
1.Введение
В современном мире невозможно
органичное развитие производства, сферы услуг, экономики в целом без наличия
соответствующих времени и условиям трудовых ресурсов. Человек трудился со
времен его появления на земле. Труд, как всеобщее условие обмена веществ между
человеком и природой, представляет собой вечное и естественно условие
человеческой жизни. Обязательным условием процесса труда является соединение
работника, обладающего совокупностью физических и духовных способностей к труду
- рабочей силой, со средствами производства. Следовательно, главной производительной
силой общества являются трудовые ресурсы.
Разработка, использование и развитие
высокосложных технологий, распространение компьютерной и информационной техники
требуют наличия трудовых ресурсов соответствующего типа и подготовки. И одним
из ключевых аспектов рыночных преобразований становится политика интеллектуализации
общественного труда.
Для российской экономики особенно
важно то, что современный рынок труда формируется под влиянием широкого спроса
на рабочую силу новаторского типа и одновременно ответного массового выхода на
рынок труда кадров, хорошо подготовленных к труду в условиях интенсивных
научно-технических перемен, способных к активной преобразующей деятельности.
В области совершенствования трудовых
ресурсов особое значение приобретает воспитание личности, направленное на
развитие ее творческого мышления и инициативы. Ключевым становится
индивидуальный подход. Возникает типичная ситуация, когда каждый человек на
всех стадиях обучения получает знания, исходя из уровня своего интеллекта.
Время обучения также индивидуально.
Для России очень важно систематически
изучать опыт эффективного использования качественно новой, предполагающей
высокую профессиональную и научную подготовку рабочей силы - трудовых ресурсов
будущего, которые в настоящий момент в экономике России и других стран СНГ используются
плохо и занимают низшее положение по оплате труда.
Современная рыночная экономика
предъявляет новые требования к рабочей силе: участие в развитии производства
практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро
меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной
продукции; снижение себестоимости изделий путем совершенствования методов
производства и уменьшения затрат.
2.Основная часть
2.1Трудовые ресурсы.
Под трудовыми
ресурсами понимают часть населения страны, обладающую необходимым физическим
развитием, умственными способностями и знаниями для осуществления полезной
деятельности.
^ Во-первых, в зависимости от
возраста все население может быть разделено на три неравные части:
1) лица моложе трудоспособного
возраста (от рождения до 14 лет включительно);
2) лица в трудоспособном возрасте:
женщины от 15 до 54 лет, мужчины от 15 до 59 лет включительно;
3) лица старше трудоспособного
возраста, т.е. пенсионеры; женщины с 55, мужчины с 60 лет.
Во-вторых, в зависимости от
способности к труду различаются лица трудоспособные и нетрудоспособные
(неработающие инвалиды).
• население в трудоспособном
возрасте, за исключением неработающих инвалидов I и II групп и пенсионеров,
получающих пенсии по возрасту на льготных условиях;
• работающие лица пенсионного
возраста;
• работающие подростки в возрасте до
15 лет.
Главное изменение возрастной
структуры населения состоит в том, что доля детей и подростков неуклонно
сокращается, а удельный вес пожилых людей растет.
В настоящее время в России
наблюдается рост численности населения трудоспособного возраста и старшей возрастной
группы.
Численность детей и
подростков снижается еще с конца 80-х годов в связи с низкой рождаемостью.
Число лиц, входящих в трудоспособный возраст, ежегодно увеличивается. Резко
снижается численность старшей возрастной группы в связи с выходом на пенсию
малочисленного поколения 40-х годов рождения.
Но после 2006 г. естественная убыль трудоспособного населения России резко возрасла: на 3 млн чел. за
2005—2010 гг. и свыше 5 млн за 2010-2015 гг.
Рост численности населения
трудоспособного возраста (с 84,5 до 87 млн чел. за 1996-2000 гг.) привел к
увеличению предложения рабочей силы. Одновременно уменьшается демографическая
нагрузка на работающее население (отношение населения моложе и старше трудоспособного
возраста к населению трудоспособного возраста).
Рост демографической нагрузки — как
длительная тенденция — связан, в частности, с проблемой старения населения. В
демографическом смысле население считается старым, если доля лиц в возрасте
60 лет и старше превышает 12%. В России старение населения наступило довольно
поздно — в 60—70-е годы как под воздействием довольно резкого снижения рождаемости,
так отчасти и под влиянием снижавшейся смертности (доля населения старше 60
лет повысилась с 9% в 1959 г. до 16,3% в 1979 г. и 18,5% в 1989 г.). В то же время два фактора тормозят тенденцию к старению российского населения:
а) приток в страну иммигрантов, среди
которых преобладает молодежь и лица среднего возраста, и б) высокая смертность
и крайне низкая продолжительность жизни населения. В результате доля лиц 60 лет
и старше в населении России к 1996 г. сократилась до 16,8%.
С точки зрения соотношения трудоспособных
и нетрудоспособных возрастов Россия на период 1996—2010 гг. вошла в
благоприятный период, который необходимо использовать для подготовки к тем временам,
когда старение неизбежно повлечет за собой сокращение трудовых ресурсов, в частности
для снижения смертности, особенно в младших и средних возрастах (это несколько
замедлит старение населения).
В дореформенный период российская
рабочая сила заметно отличалась по своим структурным характеристикам от
рабочей силы других стран, особенно — стран со зрелой рыночной экономикой. При
наличии гипертрофированного промышленного сектора слабо был развит сектор
услуг: спрос на услуги искусственно подавлялся в пользу спроса на товары;
система снабжения и сбыта отличалась сверхцентрализацией; господствовала
идеология, согласно которой производительным признавался только труд по
производству товаров (отсюда — противопоставление сфер «материального» и
«нематериального» производства). Профессиональная структура занятости была смещена
в пользу «синеворотничковых» профессий, связанных с физическим трудом, многие
«беловоротничковые» профессии были представлены в недостаточной степени либо
вообще отсутствовали. Хотя экономика располагала многочисленным контингентом
высокообразованной рабочей силы, система образования была ориентирована на
выработку узкоспециализированных технических навыков в ущерб общим знаниям и
умениям.
Шоки переходного процесса фактически
«взорвали» прежнюю структуру занятости, сложившуюся в плановую эпоху. Под
влиянием столь масштабных изменений отраслевая структура российской занятости
стала качественно иной (табл. 1). Хотя самой крупной отраслью экономики, как и
прежде, остается промышленность (в ней, по имеющимся оценкам, сосредоточено
порядка 22—24% всех работников), по сравнению с дореформенным периодом ее вклад
в совокупную занятость резко уменьшился — почти на 9 п. п. Обратный процесс
наблюдался в торговле, вклад которой в совокупную занятость, напротив,
увеличился на 9 п. п. Это позволило ей переместиться на второе место в списке
отраслей по численности работников, так что сегодня она аккумулирует
значительно большую долю рабочей силы, чем сельское хозяйство, строительство
или транспорт и связь. Заметно возросла также доля занятых в государственном
управлении (в настоящее время здесь трудится приблизительно каждый двадцатый
работник). Примерно по одному дополнительному процентному пункту «прибавили» за
годы реформ здравоохранение, образование и финансы, тогда как ЖКХ и культура
сохранили свое представительство практически на дореформенном уровне. Единственной
отраслью сферы услуг, удельный вес которой в совокупной занятости сократился
(почти на 2 п. п.), была наука.
Дореформенную российскую экономику,
когда во вторичном секторе было сконцентрировано свыше 40% всех занятых, можно было
по праву считать сверхиндустриализированной. Но в пореформенный период доля
этого сектора уменьшилась на 1/4, — до 30%. За то же время доля занятых в сфере
услуг увеличилась почти на 15 п. п., и сегодня здесь сосредоточено уже 60% всех
российских работников.
По доле занятых в торговле (15%)
Россия не уступает странам Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). В то же время
удельный вес работающих на транспорте оказывается в ней непропорционально велик
— 9% (впрочем, у этого отклонения есть очевидное объяснение — размеры страны).
Т а б л и ц а I
Распределение занятых по основным
отраслям российской экономики, по данным БТР (1990 и 2004 гг.) и ОНПЗ (1992 и
2004 гг.) (в %)*
Отрасли
экономики
|
БТР
|
ОНПЗ
|
1990 г.
|
2004 г.
|
1992 г.
|
2004 г.
|
Промышленность
|
30,3
|
21,5
|
31,2
|
24,0
|
Сельское и лесное хозяйство
|
13,2
|
10,8
|
13,3
|
9,4
|
Строительство
|
12,0
|
7,9
|
7,6
|
7,5
|
Транспорт
|
6,6
|
6,6
|
8,4
|
1,6
|
Связь
|
1,2
|
1,4
|
|
6,5
|
Оптовая и розничная торговля,
общественное питание
|
7,8
|
17,2
|
8,1
|
15,6
|
Жилищно-комунальное хоз-во,
непроизводственные виды
бытового обслуживания
|
4,3
|
4,8
|
3,8
|
Здравоохранение, физическая
культура и соц. обеспечение
|
5,6
|
7,1
|
5,9
|
7,3
|
Образование
|
7,9
|
9,0
|
8,3
|
9,1
|
Культура и искусство
|
1,7
|
1,9
|
1,4
|
1,7
|
Наука и научное
обслуживание
|
3,7
|
1,8
|
2,8
|
1,2
|
Финансы, кредит,страхование,
пенсионное обеспечение
|
0,5
|
1,4
|
0,9
|
1,5
|
Управление
|
2,1
|
4,8
|
4,2
|
7,1
|
Другие отрасли
|
3,1
|
3,8
|
4,1
|
2,6
|
*
Использована классификация ОКОНХ
Напротив, в общественном питании и
финансовых услугах налицо очевидный и очень глубокий провал. Здесь занято
соответственно 1,9% и 1,4% российских работников, что в полтора-два раза
меньше, чем в наиболее развитых странах ЦВЕ. Необходимо также отметить, что
хотя в России достаточно много работников занято оказанием деловых услуг (почти
6%), значительная их часть трудится в науке и научном обслуживании. В результате
при исключении работающих в науке и научном обслуживании российская занятость в
«рыночных» деловых услугах «съеживается» до крайне малой величины. Обратный
пример демонстрируют социальные услуги — здравоохранение и особенно
образование. Здесь, наоборот, наблюдается сверхвысокая концентрация рабочей силы
— соответственно 6,9% и 9,1%. Парадоксально, но в российской системе
образования занято почти вдвое (!) больше работников (в относительном выражении),
чем в германской. Как следствие, по сравнению с другими странами российская
структура занятости оказывается резко смещена от «рыночных» услуг в пользу
социальных.
И все же, несмотря на
указанные отклонения, мы можем констатировать, что сегодня Россию уже нельзя
относить к числу сверх-индустриализованных стран, как это было до начала
реформ, С точки зрения распределения рабочей силы доминирующим сектором российской
экономики выступает сектор услуг, где сосредоточено почти 2/3 всех занятых. Поэтому
ее вполне можно отнести к экономикам постиндустриального типа или, по меньшей
мере, к экономикам, вплотную к нему приблизившимся.
Сегодня структура российской
занятости, включает три примерно равные части (табл. 2), состоящие из групп с
высокой (руководители, специалисты высшего и среднего уровня квалификации),
средней (квалифицированные рабочие, работники, занятые подготовкой информации,
работники сферы обслуживания) и низкой профессиональной квалификацией
(сельскохозяйственные, полуквалифицированные и неквалифицированные рабочие).
Таблица2
Распределение
занятых в российской экономике по профессиональным группам, 1997 и 2005 гг. (в%)*
|
1997 г.
|
2005 г.
|
Руководители
|
6,3
|
7,0 (7,2)
|
Специалисты
высшего уровня квалификации
|
16,9 (17,5)
|
Специалисты
среднего уровня квалификации
|
15,0
|
14,2 (14,7)
|
Служащие,
занятые подготовкой информации
|
3,2
|
3,1 (3,2)
|
Работники сферы
обслуживания
|
10,8
|
13,9 (14,4)
|
Квалиоицированные
рабочие сельского хозяйства
|
2,8
|
4,9 (1,6)
|
Квалифицированные
рабочие промышленности
|
17,0
|
16,0 (16,5)
|
Полуквалифицированные
рабочие
|
14,8
|
12,8(13,3)
|
Неквалифицированные рабочие
|
15,2
|
11,2 (11,6)
|
* По данным ОНПЗ за соответствующие
годы. В скобках приведены оценки, характеризующие распределение занятых по
профессиональным группам при исключении лиц, производящих продукцию в ЛПХ для
реализации на рынке.
2.2 Экономическая активность
населения.
Начиная с 1993 г. в России осуществлен переход на международную систему квалификации состава населения. В
соответствии с данной квалификацией трудовые ресурсы делятся на экономически,
активное и экономически неактивное население.
•Экономически неактивное
население — та
часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. Включает следующие
категории:
• учащиеся, студенты, слушатели и
курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;
• лица, получающие пенсию по старости
и на льготных условиях;
• лица, получающие пенсию по инвалидности;
• лица, занятые ведением домашнего
хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т.п.;
• отчаявшиеся найти работу, т.е.
прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые
могут и готовы работать;
• другие лица, которым нет
необходимости работать независимо от источника дохода.
Структура трудовых ресурсов по полу
характеризуется преобладанием мужчин (53,3%) над женщинами (46,7%). Это
связано с тем, что трудоспособный возраст у мужчин на 5 лет выше.
Однако такое соотношение меняется
из-за возрастания смертности мужчин в трудоспособном возрасте.
2.3Образовательная структура
занятости.
В пореформенный период
российская экономика продолжала активно вовлекать работников со все более
высокой формальной образовательной подготовкой (рис. 1). Поданным переписей
населения, за период 1989—2002 гг. численность занятых с законченным высшим
профессиональным образованием возросла почти на 30%, с незаконченным высшим —
на 80% и со средним профессиональным — почти на 20%. Таким образом, трансформационный
кризис не смог прервать долгосрочную тенденцию к опережающему росту численности
работников с дипломами вузов и ссузов. Напротив, группы, расположенные в
центральной и нижней части образовательной шкалы, быстро сжимались. Так, контингент
работников с начальным профессиональным и со средним (полным) общим
образованием уменьшился на 1/3, с основным общим — на 2/3, а с начальным и ниже
— на 90%.
Эта разнонаправленная динамика во
многом объяснялась чисто демографическими факторами. Старшие поколения имели в
своем составе сравнительно много лиц с низкой и сравнительно мало лиц с высокой
образовательной подготовкой. Среди младших поколений ситуация была обратной.
Соответственно по мере того, как, достигнув пенсионного возраста, старшие когорты
покидали рынок труда, численность работников с основным и начальным
образованием сокращалась.
Динамика численности занятых
с различными уровнями образования, по данным переписей населения 1989 и 2002
гг.
(в %, 1989 г. = 100%, занятое население 15 лет
и старше)
Рис.1
И наоборот: по мере того как молодые
когорты достигали трудоспособного возраста, поступали в ссузы или вузы, а
затем выходили на рынок труда, численность работников со средним и высшим
профессиональным образованием возрастала. Похоже, что уже в ближайшей
перспективе этот механизм смены поколений приведет к практически полному
вымыванию с рынка труда лиц с невысокой образовательной подготовкой.
Как соотносятся между собой
отраслевые и образовательные характеристики российской рабочей силы?
Обладатели вузовских дипломов предпочитают работать в промышленности (18%),
торговле (12%), здравоохранении (9%), образовании (19%) и государственном
управлении (свыше 12%). К тем же отраслям тяготеют и выпускники ссузов. В отличие
от них работники с начальным профессиональным и средним (полным) общим образованием
отдают предпочтение промышленности, строительству, транспорту и торговле. Что
касается рабочей силы с основным или начальным общим образованием, то для нее
ведущей сферой приложения труда оказывается не промышленность, как для всех
остальных групп, а сельское хозяйство. Здесь занято соответственно 31 и 59%
работников, принадлежащих к этим группам.
Наиболее знаниеемкими отраслями
российской экономики являются информационное обслуживание, деловые услуги,
геология, образование, наука, финансы и государственное управление, где высшее
образование имеют от 1/3, до 2/3, всех занятых. Противоположный полюс
представлен сельским хозяйством, а также транспортом и ЖКХ, где вузовские
дипломы есть лишь у 7—14% работников.
В России преобладает подготовка по
техническим, инженерным и сельскохозяйственным специальностям, в чем
сказывается инерция советского периода (значительная часть которого пришлась на
индустриализацию). В то же время наша страна серьезно отстает от развитых
стран в подготовке специалистов в области гуманитарных и социальных наук, а
также медицины.
Структура знаний и навыков среднего и
старшего поколений, сформировавшаяся в условиях принципиально иной, чем
рыночная, социально-экономической системы, во многих случаях не соответствует
потребностям современного народного хозяйства России.
2.4Профессиональная структура
занятости.
3. Выводы
1. Россия переживает с начала 90-х
годов затяжной демографический кризис, обусловленный как долговременными
причинами (преобладание современного типа воспроизводства населения,
демографическое старение), так и действием относительно краткосрочных факторов
— социально-экономического кризиса 90-х годов.
2. На динамику трудовых ресурсов
России существенное влияние оказывает тенденция изменения возрастной структуры
населения — сокращение доли детей и подростков и рост удельного веса пожилых и
престарелых. Вместе с тем на рубеже XX и XXI в. наметилось повышение доли
населения трудоспособного возраста.
3. Интеллектуальный потенциал
населения России продолжает возрастать, несмотря на затяжной
социально-экономический кризис 90-х годов. Однако профессиональная подготовка
рабочей силы по довольно широкому кругу специальностей во многих случаях не
соответствует потребностям рыночной экономики и современного уровня техники.
В
пореформенный период структура российской занятости претерпела кардинальные
изменения и во многих отношениях стала более «стандартной». Так, наблюдалось
резкое сжатие вторичного сектора экономики с параллельным расширением
третичного сектора, в результате чего основная часть российской рабочей силы
оказалась сконцентрирована в сфере услуг. Правда распределеиие работников по
отраслям внутри самого третичного сектора выглядит достаточно необычно - из-за
явно выраженной смещенности от деловых услуг в пользу социальных.
Однако
самая сильная печать «атипичности» (можно сказать уникальности), лежит,
несомненно на образовательной структуре росийской рабочей силы. По доле
работников с третичным образованием
Россия прочно удерживает первое место в мире, а по доле работников с
вузовскими дипломами входит в группу лидеров.
Несмотря на определенные
положительные результаты в области регулирования рынка труда в последние годы
(принятие ряда законов, организация структуры управления, проведение
обследования населения) российский рынок труда еще не сложился. В нем слабо
действуют рыночные регуляторы, он остается разбалансированным по основным
параметрам. Главная причина - сохранение тех факторов, которые обусловили
унаследованную от недавнего прошлого систему использования трудовых ресурсов,
характеризующуюся завышенным спросом на рабочую силу и заниженным требованием к
ее качеству.
4.Список использованной литературы
1. Виноградов В.В Экономика
России: Учебное пособие. - М.: Юрист, 2001.
2. Капелюшников Р. Структура российской рабочей силы:
особенности и динамика / Р.Капелюшкин // Вопросы экономики.- 2006.- № 10.-
С.19-40.