Дефицит бюджета и источники его покрытия

  • Вид работы:
    Тип работы
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,46 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дефицит бюджета и источники его покрытия

Дефицит Бюджета и источники его покрытия

 

В экономической теории принято выделять три основных состояния бюджета: дефицитное, профицитное и сбалансированное. Превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета) составляет дефицит бюджета. Профицит представляет собой обратное соотноше­ние, т.е. превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета). Сбалансированный бюджет является следствием такой бюд­жетной политики, при которой расходы полностью обеспечиваются доходами. В экономической теории принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышает 1% от об­щего объема расходов.

Взгляды экономистов на бюджетный дефицит и бюджетное равнове­сие на различных этапах развития общества менялись кардинально. Фи­нансовая наука до 1930-х гг. считала основным принципом бюджета его бездефицитность, ежегодное равновесие доходов и расходов (принцип «здоровых финансов»). Например, Ф. Нитти отмечал, что из-за роста государственных расходов (в основном непроизводственных, военных) уве­личиваются дефицит бюджета и государственный долг. Поэтому он счи­тал, что «какой бы это жертвы ни стоило, но государственный бюджет в своей совокупности никогда не должен завершаться дефицитом».

Сведение доходов с расходами при ежегодном принятии и исполне­нии бюджета считалось тогда символом благополучия государства и нации, первоочередной целью финансовой политики центральных и местных органов власти. Например, министр финансов царской России С.Ю. Витте писал: «Бюджетное равновесие представляет основную цель, преследуемую при составлении государственной росписи». Это означало, что суммы доходов и расходов должны взаимно определять­ся друг другом, т.е. объем государственных расходов должен исходить из реальных возможностей доходной базы бюджета, и, наоборот, объем налоговых и прочих поступлений должен быть обусловлен размером дефицитных средств, необходимых государству для выполнения сво­их функций. Колебания в ту или другую сторону, в особенности в сто­рону превышения расходов над доходами, рассматривались как нега­тивные и крайне опасные явления.

Однако на практике достичь бюджетного равновесия очень сложно. Теория не дает готовых рецептов «здоровых финансов», поэтому до сих пор проблема установления правильного соотношения между дохода­ми и расходами бюджетов всех уровней, покрытия их дефицита служит предметом научно-практических дискуссий не только в России, но и во всем мире.

По поводу роли и значения дефицита бюджета в развитии экономи­ки существуют противоречивые мнения. Сторонники концепции сис­тематического (хронического) дефицита находят в нем следующие положительные моменты:

бюджетный дефицит не является деструктивным фактом. Для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, осуществляются на территории данного государства и способствуют росту благосостоя­ния страны. Исключение составляет только отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, поскольку этот факт означает утечку средств за границу;

дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что способ­ствует росту покупательной способности, производительности труда и расширению национального производства. Это, в свою очередь, приво­дит к росту налоговых поступлений в бюджет .

Экономисты противоположного толка (или неоклассического на­правления) высказывают следующие опасения по поводу дефицита бюджета:

—     сегодняшние дефициты неизбежно потребуют более высоких на­логов в будущем;

—     для покрытия дефицита будут привлекаться другие, экстраорди­нарные доходы: эмиссия денег и займов, кредиты и т.д. Это приведет к расстройству денежно-кредитной системы, инфляции и девальвации рубля, росту внутреннего и внешнего долга государства. В конечном итоге долги будут погашаться за счет введения новых и повышения ставок существующих налогов, что означает перекладывание долгового бремени на будущие поколения. Выход правительства на денежный рынок путем размещения государственных ценных бумаг с целью при­ влечения финансовых ресурсов для покрытия дефицита подтолкнет процентные ставки вверх. Это связано с тем, что в условиях рынка,
когда существуют частные инвесторы и заемщики свободных денеж­ных средств у населения и предприятий, вторжение государства на финансовый рынок означает рост конкуренции, повышение спроса на деньги, а следовательно, и ставки процента, которая является платой за использование привлеченных денег.

Более высокие процентные ставки по государственным ценным бу­магам, по сравнению с частными, вызывают эффект вытеснения частных инвестиций. Поэтому, чем выше дефицит бюджета и государственный долг, тем медленнее будут происходить рыночные преобразования в Российской Федерации. Кроме того, рост бюджетного дефицита, вызван­ного растущими правительственными расходами (а не низкой собирае­мостью налогов и чрезвычайными обстоятельствами), означает расши­рение государственного сектора экономики за счет вытеснения частно­го, увеличение вмешательства правительства в процесс воспроизводства. Для большинства промышленно развитых стран типично формирование бюджета с дефицитом..

Основной причиной отсутствия теоретических и практических раз­работок по проблеме бюджетного дефицита в бывшем СССР служило не отсутствие на самом деле дефицита бюджета, а идеологическая по­зиция руководства страны по отношению к данному состоянию госу­дарственных финансов. В последующем это привело к еще большему углублению бюджетного кризиса в России в прошлом десятилетии, существенному росту государственного долга и расходов бюджета по его обслуживанию.

Российская Федерация вместе с социально-экономическими, нацио­нально-политическими, территориальными проблемами унаследовала от СССР огромные размеры дефицита государственного бюджета, внешнего и внутреннего долга.

До 1995 г. для покрытия дефицита бюджета Правительство РФ систематически использовало денежно-кредитную эмиссию, что приводило к инфляционному росту. Основным инфляционным ис­точником служили кредиты Центробанка РФ. Начиная с 1995 г. Правительство РФ отказалось от кредитов Центробанка РФ и пере­шло на неинфляционные методы покрытия дефицита бюджета. Од­нако в связи с финансовым кризисом Правительство РФ вынужде­но было использовать первые два источника пополнения казны. Де­фицит консолидированного бюджета на 1999 г. было предусмотрено покрывать за счет внутренних источников в размере 84,3 млрд руб. (51,7%), внешних — 45,9 млрд руб. (28,2%) и кредитов Центробанка РФ - 32,7 млрд руб. (20,1%).

Теория дефицитного финансирования требует сосредоточения де­фицита в бюджете развития. В этом случае рост дефицитного финан­сирования вызывает инвестиционный, инновационный и предприни­мательский рост. Выпуск инвестиционных товаров, в отличие от теку­щих потребительских, приводит к наращиванию производственного потенциала страны, а следовательно, и к расширению доходной базы бюджетов разных уровней. Если же рост бюджетных расходов происходит в связи с необходимостью поддержания текущих потребностей населения, то с увеличением государственного долга его бремя перекла­дывается на будущее поколение.

Последнее обстоятельство связано с тем, что дефицитное финанси­рование предполагает повышение налогообложения. Так как конечны­ми плательщиками всех налогов являются граждане и большая часть полученного ими дохода идет на потребление (около 3/4), то введение высоких налогов означает изъятие у них дополнительных доходов, что приводит к снижению потребительского спроса и уровня жизни. В свою очередь снижение спроса автоматически, по законам рынка, негативно отразится на предложении товаров и услуг, сократится их объем и в конечном итоге из-за сужения налогооблагаемой базы приведет к рос­ту дефицита бюджета.

Дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок, вытеснению частных инвесторов, а следовательно, снижению инвести­ций. При рассмотрении этих процессов обязательно следует учитывать эффект мультипликатора, или умножения. С учетом данного эффекта можно утверждать, что в условиях спада производства и высокой без­работицы увеличение государственных расходов и возникающий при этом дефицит бюджета будут стимулировать развитие экономики, рост инвестиций и потребительского сектора.

" Убедительным примером действия эффекта мультипликатора слу­жит опыт США 1930-х гг. Во время Великой депрессии администраци­ей Рузвельта была принята на вооружение концепция дефицитного бюджетного финансирования, разработанная английским экономистом Дж. Кейнсом, в соответствии с которой были повышены государствен­ные расходы и снижено налоговое бремя, что привело к значительно­му дефициту бюджета. (Он покрывался в основном за счет эмиссии государственных ценных бумаг.) В результате повышения расходов бюджета миллионы людей получили работу по строительству мостов, дорог, реконструкции правительственных зданий, озеленению городов и т.д. С получением работы и заработной платы у рабочих возник спрос на товары и услуги. Повышение спроса привело к оживлению предпри­нимательской деятельности, расширению инвестиций и производства продукции, что в свою очередь позволило увеличить число занятых в производстве, создать новые рабочие места. В конечном счете, эти дис­креционные меры привели к решению социальных (ликвидация безра­ботицы), экономических (выход из кризиса, рост производства), фи­нансовых (расширение доходной базы бюджета, дальнейшее снижение государственных расходов и дефицита бюджета) проблем.

Важное значение в построении эффективной системы управления бюджетным дефицитом, упорядочении информации об операциях ор­ганов власти разных уровней по его финансированию, получении представления о вероятном воздействии на экономику используемых способов дефицитного финансирования имеет классификация видов дефицитов бюджета по ряду основополагающих признаков. Обобще­ние причин возникновения дефицита бюджета позволяет выделить чрезвычайный, кризисный, антикризисный и межбюджетный дефи­циты.

В основе чрезвычайного дефицита лежат чрезвычайные обстоятель­ства (войны, стихийные бедствия и т.п.), от которых трудно или невоз­можно застраховаться. Для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций обычно формируются различные резервные и внебюджетные фонды. Кризисный и антикризисный дефициты бюдже­та обусловливаются кризисом в экономике, денежно-кредитной, финан­совой сфере и мерами по его ликвидации. В связи с этим можно выделить дефициты, имеющие стимулирующее и дестимулирующее значения.

Под межбюджетным дефицитом понимается отрицательное саль­до региональных и местных бюджетов, возникающее в результате не­соответствия имущественных и бюджетных прав территорий, уменьше­ния их доходов или увеличения расходов вследствие решений, прини­маемых органами власти другого уровня. Покрытие такого дефицита осуществляется посредством бюджетного регулирования, использова­ния различных форм межбюджетных отношений.

В зависимости от экономического содержания и направления воздействия различают активный и пассивный бюджетные дефициты.

Путем нивелирования и управления ими можно стимулировать или дестимулировать социально-экономическое развитие общества или от­дельных территорий.

В мировой практике в условиях стабильного развития экономики уровень пассивного дефицита ограничивается 2-3% к ВВП, 5% —к национальному доходу, 8-10% — к расходной части бюджета. Одна­ко в условиях кризиса в экономике и социальной сфере правительство может пойти на увеличение разрыва между доходами и расходами бюд­жета (путем повышения расходов и снижения налоговых изъятий) в целях стимулирования экономического роста, сокращения безработи­цы, расширения налогооблагаемой базы. В этом случае дефицит бюд­жета принимает активную форму/Если же для его финансирования будут привлекаться инфляционные источники, значительно возрастут расходы бюджета на обслуживание государственного долга, то актив­ная форма дефицита примет пассивную форму и начнет усугублять финансово-экономический и социальный кризис. Поэтому в целях уп­равления дефицитом и использования его стимулирующего, активно­го потенциала нужно находить приемлемые источники покрытия с уче­том анализа конкретного финансово-экономического положения реги­онов и страны в целом, а также международного фактора (в открытой экономике это имеет существенное значение).

В зависимости от степени корреляции дефицита бюджета с уров­нем безработицы различают структурный и циклический дефициты. Под структурным дефицитом понимается отрицательное сальдо бюджета при данной системе формирования доходов и расходов го­сударства в условиях полной занятости (при постоянно заданном уровне безработицы). В период экономического спада уровень безра­ботицы начинает превышать базовый. Естественно, что при этом ре­альный дефицит бюджета также будет расти и становиться больше уровня структурного дефицита, который принимается как некая иде­альная, оптимальная величина допустимого бюджетного дефицита. Это происходит частично за счет роста выплат пособий по безработи­це, сокращения налоговых поступлений, а в основном — в результате сужения налогооблагаемой базы из-за спада производства. Разность между реально имеющимся и структурным дефицитом получила на­звание циклического дефицита. Именно экономическое состояние определяет уровни структурного и циклического дефицитов. Сокра­щение уровня циклического дефицита свидетельствует о тенденции выравнивания уровней реального и структурного дефицитов, что рав­носильно экономическому росту.

По характеру возникновения можно выделить случайный (кассо­вый) и действительный дефициты. Случайный дефицит бюджета, иначе называемый кассовым, возникает из-за кассовых (временных) разры­вов в поступлении и расходовании средств. Обычно кассовым дефици­там подвержены те бюджеты, которые в высокой степени зависят от одного источника дохода, или же те, в которых источники поступлений имеют сезонный характер (например, поступления от земельного нало­га, налога на имущество физических лиц и ряда других налогов и сбо­ров). К таковым обычно относятся местные и региональные (в меньшей степени) бюджеты.

Действительный дефицит в собственном смысле этого слова возни­кает не из-за случайной временной задержки поступлений доходов в бюджет и опережающего график (роспись доходов и расходов) произ­водства расходов, а в связи с постоянным наращиванием расходов из бюджета и реальным отставанием от них доходов. Он обычно заклады­вается в законе о бюджете на очередной финансовый год в качестве предельной величины, но может быть ниже или выше нее в ходе ис­полнения бюджета.

По отношению к плану различают плановый и внеплановый дефици­ты бюджета. Внеплановый дефицит возникает из-за непредвиденного сокращения объема поступлений доходов (падение цен на нефть и т.д.) и увеличения расходов (войны, землетрясения, аварии, неурожаи, засу­ха, рост цен и т.п.) в отчетном году. Если же не удастся сбалансировать бюджет за счет использования средств различных резервных фондов и проведения других оперативных мероприятий, внеплановый дефицит может пагубно отразиться на ходе выполнения социально-экономичес­ких программ.

С признанием дефицита бюджета и введением в бюджетной класси­фикации дополнительного блока, отражающего источники его финан­сирования, в России стали устанавливать предельные размеры дефи­цитов бюджетов в ежегодно принимаемых законах о бюджете, т.е. ста­ли планировать дефицит в целях его контроля и управления им. Бюджетное законодательство устанавливает предельный размер пла­нируемого дефицита федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета.

По степени постоянства объема дефицита бюджета можно выделить стабильные и меняющиеся дефициты. Резкие колебания дефицита за относительно короткий промежуток времени свидетельствуют о финан­сово-экономической нестабильности, отсутствии долгосрочной и единой бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политики в стране.

По продолжительности бюджетный дефицит можно подразделить на хронический (систематический) и временный. Хронический дефицит возникает из года в год в течение длительного периода времени и яв­ляется наиболее «трудноизлечимым». Основными причинами его су­ществования служат длительный цикл экономического кризиса, долгие войны и чрезмерные расходы на военные цели в мирное время, чрезвы­чайные происшествия, дорогостоящие программы, растянутые на деся­тилетия без сроков окупаемости.

В отличие от хронического временный дефицит бюджета, продол­жительность которого может быть равна нескольким месяцам, не яв­ляется столь опасным и трудным для преодоления, так как в его ос­нове лежат, как правило, не глубокие кризисные явления в экономи­ке, а ряд объективных (стихийные бедствия и пр.) и субъективных (ошибки в планировании и прогнозировании, колебания цен на миро­вых товарных и фондовых рынках и др.) причин. Задача органов вла­сти заключается в недопущении трансформации временного дефици­та в хронический путем принятия оперативных решений по своевре­менной ликвидации предпосылок, причин и последствий дефицита, финансирования его неинфляционными и «дешевыми» источниками заемных средств.

Известно, что бремя государственного долга, обусловленное бюд­жетным дефицитом, перекладывается на будущие поколения. Это от­носится в большей степени к хроническому дефициту, чем ко времен­ному. Такой дефицит бюджета называют переложимым вперед. Если же финансирование дефицита осуществляется без введения новых нало­гов и выпуска государственных займов, а за счет других источников (например, реализации государственной собственности и государствен­ных активов, повышения собираемости налогов, стабилизации эконо­мики и расширения налогооблагаемой базы или же путем сокращения неэффективных бюджетных расходов), переложения бюджетного де­фицита не происходит. Данный вид дефицита бюджета называется непереложимым. Задача бюджетной политики заключается в поиске и использовании таких источников дефицитного финансирования, кото­рые бы не обременяли жизнь будущих поколений

По международной методологии выплата процентов по обслужива­нию государственного долга включается в расходы бюджета. Россия также перешла к международной методологии составления бюджета (правда, не все ее элементы еще приняты).

На основе вышесказанного можно выделить первичный и вторич­ный дефициты бюджетов. В основу такой классификации заложен принцип определения дефицита с учетом или без учета расходов по обслуживанию государственного долга. Дефицит бюджета, рассчиты­ваемый как разница между его доходами и расходами без учета процент­ных выплат по долгу, называется первичным, а с их учетом —вторич­ным. Данные названия возникли не случайно. Ведь дефицит есть пре-; вышение расходов бюджета над его доходами. Здесь расходы (сверх доходов) из бюджета производятся впервые. Но если для их финанси­рования привлекаются заемные средства на платной (кредитной) осно­ве, то процентные выплаты из бюджета за эти средства имеют вторич­ный характер, т.е. обусловлены первичным дефицитом.

Классификация видов дефицита бюджета, анализ его причин, опти­мизация структуры источников финансирования дают возможность, разрабатывать систему мероприятий по прогнозированию и сокраще­нию дефицита, по реформированию бюджетной и налоговой системы, межбюджетных отношений, направленных на стабилизацию финансо­вого положения в стране.

В соответствии с БК РФ (ст. 93) источники финансирования дефици­та бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Следует подчеркнуть, что БК РФ впервые в Рос­сии в законодательном порядке определил источники финансирования дефицитов всех звеньев бюджетной системы страны (ст. 94-96).

Источники финансирования дефицита федерального бюджета де­лятся на внутренние и внешние. Внутренние источники имеют следу­ющие формы:

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюдже­тов других уровней бюджетной системы РФ;

поступления от продажи имущества, находящегося в государ­ственной собственности;

сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

        изменение остатков средств по учету средств федерального бюд­жета.

К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:

государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

кредиты правительства иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иност­ранной валюте, привлеченные РФ.

В соответствии со ст. 103 БК РФ государственные внешние заим­ствования РФ используются для покрытия дефицита только федераль­ного бюджета.

Федеральным законом от 20 декабря 2001 г. № 194-ФЗ «О федераль­ном бюджете на 2002 год» устанавливается, что в 2002 г. превышение до­ходов над расходами направляется на погашение государственного долга страны — 68,6 млрд руб. и на образование финансового резерва — 109,8 млрд руб.

Средства финансового резерва могут использоваться только на:

замещение внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета: поступлений от размещения государственных ценных бумаг, поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

замещение внешних источников финансирования дефицита фе­дерального бюджета;

погашение государственного долга РФ.

Управление средствами финансового резерва осуществляется Ми­нистерством финансов РФ. Для финансирования дефицитов нижесто­ящих бюджетов должны привлекаться исключительно внутренние ис­точники. Так, источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюдже­тов других уровней бюджетной системы РФ;

кредиты, полученные от кредитных организаций;

поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета  субъекта РФ.

муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муници­пальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

кредиты, полученные от кредитных организаций;

бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюдже­тов других уровней бюджетной системы РФ;

поступления от продажи имущества, находящегося в муници­пальной собственности;

изменение остатков средств на счетах по учету средств местного
бюджета.

Следует отметить, что на практике в исключительных случаях с раз­решения федеральных органов власти допускается привлечение субъектами РФ внешних источников финансирования дефицитов сво­их бюджетов.

Мировой опыт показывает, что удельный вес одного источника доходов бюджета не должен превышать 30% объема бюджетов. Не­гативно оценивается практика, когда бюджет ставится в жесткую за­висимость от одного источника дохода, так как при его незначитель­ном недопоступлении или несвоевременном поступлении возника­ют осложнения в исполнении бюджетов. Это относится к бюджету каждого уровня. Сбалансированность федерального бюджета на 2002 г. обеспечивается его профицитом. При этом структура профи­цита более чем на 80% связана с ценовыми факторами и такими на­логовыми доходами, как экспортно-импортные пошлины и налог на природные ресурсы. В этой связи уровень непроцентных расходов федерального бюджета на 2002 г. может рассматриваться как пре­дельный, и его обеспечение во многом связано с благоприятной внешнеполитической конъюнктурой и успешной работой всех фис­кальных органов. В параметрах федерального бюджета на 2002 г. максимально мобилизованы возможные к использованию в благо­приятной макроэкономической ситуации источники финансирова­ния дефицита федерального бюджета, в связи с чем общий объем привлечения средств превышает объемы по текущим графикам пла­тежей.

Итак, дефицит бюджета — это не случайное явление, он порождает­ся цикличными процессами в развитии экономики, целым рядом дру­гих факторов.

Поскольку дефицит — явление объективное, оно требует соответ­ствующих методов управления, прежде всего в области бюджетного прогнозирования с учетом международной конъюнктуры движения ка­питалов и прогнозируемого поведения потенциальных инвестров. В любом случае наличие дефицита или профицита бюджета оценивает­ся при присуждении страпового рейтинга международными рейтинго­выми агентствами, что, в свою очередь, позволяет существенно эконо­мить средства по обслуживанию государственного долга.

Литература

 

Нормативные документы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ

2. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»

3. Федеральный закон от 24 декабря 2002 г.№176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год»

 

 

 

Дополнительная литература

1. Борисова О.С. Регулирование бюджетного дефицита ФРГ//Финансы.1992.№1

3. Савин А.Ю. Финансовое право.М.,1997

4. Смирнов А.Д. Инфляция и бюджетный дефицит в переходной экономике.М.,1997

5. Сомоев Р.Г. Дефицит бюджета: причины, динамика, регулирование.СПб.,1999

6. Финансовое право/Под ред.Н.И.Химичевой.М.,2001

Похожие работы на - Дефицит бюджета и источники его покрытия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!