Организация деятельности информационного вычислительного центра Октябрьской железной дороги
Федеральное агенство железнодорожного транспорта
Санкт-Петербургский техникум железнодорожного
транспорта – структурное подразделение
федерального государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования «Петербургский государственный
университет путей сообщения»
ОТЧЕТ
ПО
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Выполнил:
Гришин
А.С.
Проверил:
Зинева
В.Н.
Санкт-Петербург 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О С-ПБ ИВЦ
1.1 Структурная схема С-Пб ИВЦ
1.2 Историческая справка
1.3 Характеристика работы С-Пб ИВЦ
1.4 Об РВЦ-8 С-Пб ИВЦ
2. АСУ ЕСПП
2.1 Цели и задачи проекта
2.2 Принципы реализации проекта
3. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ АСУ ЕСПП
3.1 Схема структурная программно-технического комплекса АСУ ЕСПП
4. ДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЯЕМЫЕ НА ПРАКТИКЕ
5. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
5.1 Трудовой договор, рабочее время и время отдыха, правила
внутреннего трудового распорядка
5.2 Электробезопасность
5.3 Пожарная безопасность
Введение
Целью написания данного
отчета является освещение всего процесса прохождения практики, осуществляемого
за период со 2.09.2010г. (второго сентября) по 2.11.2010г. (второе ноября) в
С-Пб ИВЦ РВЦ-8.
В процессе прохождения
практики было произведено общее ознакомление с существующими производственными
предприятиями, ознакомление со структурой ИВЦ, детальная проработка функций сменных
электромехаников регионально вычислительного центра, принято непосредственное
участие в производственном процессе данного отдела, принято непосредственное
участие в техническом обслуживании оборудования пользователей других
предприятий, осуществлялся сбор информации для выполнения отчета о прохождении
практики.
1. Общие сведения о
С-Пб ИВЦ
Санкт-Петербургский
информационно-вычислительный центр (далее ИВЦ) создан в соответствии с приказом
ОАО «РЖД» от 13 ноября 2006г. № 257, является структурным подразделением
Главного вычислительного центра – филиала открытого акционерного общества
«Российские железные дороги» (далее ГВЦ). ОАО «Российские железные дороги»
является государственной организацией.
Местонахождение
Санкт-Петербургского ИВЦ: г. Санкт-Петербург. 192007, ул.Боровая, д. 55-57.
Одно из центральных
мест в работе всего ИВЦ является обеспечение работоспособности
автоматизированной системы организации управления перевозками (АСОУП) и других
задач, связанных с перевозочным процессом и, в том числе, оформление грузовых
электронных документов (ЭТРАН). В настоящее время на Октябрьской железной
дороге (далее Дорога) ИВЦ сопровождает десятки автоматизированных систем,
развернутых на таких крупнейших станциях Дороги, как С-ПБ - Сортировочный
Московский, Шушары, Автово, Новый Порт, Мурманск, Усть-Луга, Кириши.
Пассажирские перевозки,
учитывая определенную социальную направленность, предъявляют повышенные
требования к организации и совершенствованию процесса продажи билетов и
управления пассажирским комплексом. Организация консолидированного Центра
Обработки Данных системы «Экспресс-3» на базе ИВЦ создает предпосылки создания
высоконадежной производительной системы, для организации бесперебойной
работыкоторой необходимы совместные усилия коллективов всех вычислительных
центров ОАО «РЖД»
Задачи по автоматизации
бухгалтерской отчетности, управления финансовыми потоками и кадрами также
являются весьма важными в работе ИВЦ. В связи со стремлением «РЖД» к
централизации управления всеми железными дорогами, для учета финансовых
ресурсов и эффективного управления в компании внедряются многочисленные решения
на базе платформы SAP R/3. Кроме сопровождения задач должного уровня на основе
SAP R/3, на базе ИВЦ функционирует консолидированный вычислительный комплекс
Единой корпаративной автоматизированной системы управления трудовыми ресурсами
(ЕК АСУТР).
В настоящее время в ИВЦ
для реализации этих задач эксплуатируются 2 вычислительных комплекса (далее ВК)
на основе новейших мейнфреймов zSeries производства компании IBM под
управлением операционной системы z/OS. Для обмена информационными потоками
используется сеть Сеть Передачи Данных (далее сеть) на основе цифровых и
оптоволоконных каналов связи.
Для обеспечения
нормального функционирования сети и обслуживания пользователей созданы
региональные центры управления на базе региональных отделов ИВЦ: РВЦ-1
(Москва), РВЦ-2 (Бологое), РВЦ-3 (Псков), РВЦ-4 (Петрозаводск), РВЦ-5
(Мурманск), РВЦ-6 (Волховстрой), РВЦ-7 (Санкт-Петербург – Витебское отделение),
РВЦ-8 (Санкт-Петербургское отделение). Региональные подразделения обеспечивают
условия для оперативного сопроваждения автоматизированных рабочих мест,
внедрения новейших автоматизированных систем, технического обслуживания
оборудования.
Сегодня ВК ИВЦ является
одним из самых мощных на сети дорог. Наличае такого комплекса технических
средств и бурно развивающейся СПД позволяет перейти крадикальным шагам по
разработке и внедрению новых ИТ.
Исходя из успешной
мировой практики, одним из необходимых условий повышения качества
предоставления услуг является организация работы с пользователями информационных
систем. Для осуществления этой задачи в ОАО «РЖД» реализуется проект по созданию
Единой Системы Поддержки Пользователей (ЕСПП). Сотрудники ИВЦ активно
учавствуют в реализации этого на территории всей РЖД.
1.1 Структурная схема
С-Пб ИВЦ
1.2 Историческая справка
Усложнение
транспортного организма дороги, увеличение объемов перевозок уже в начале
60-годов поставили перед железнодорожниками магистрали задачу оптимизации
управления транспортом за счет разработки и внедрения автоматизированной
системы управления (АСУ) эксплуатационной работой дороги.
В 1965 году в
техническом отделе дороги была введена новая должность – заместителя начальника
отдела по вычислительной технике. Ему было поручено подготовить обоснование и
выдать техническое задание на проектирование и строительство дорожного
вычислительного центра и системы информационной связи. Так было положено начало
внедрению вычислительной техники на Октябрьской железной дороге. В 1967 году на
дороге приказом начальника дороги №62/Н от 06.06.67 создан Вычислительный
центр.
Первоначально
вычислительный центр размещался в здании станции Ленинград - сортировочный
Московский. Именно здесь были установлены и длительное время успешно работали
первые электронно-вычислительные машины (ЭВМ), поступившие на дорогу. Первая из
них, типа «Минск-22» была введена в эксплуатацию в мае 1967 года, вторая (того
же типа) – в декабре 1968 года. В апреле 1971 года парк машин пополнился более
мощной и быстродействующей ЭВМ типа «Минск-32». Затем, в декабре следующего
года, поступили еще две такие машины. По своему техническому оснащению к началу
1973 года Вычислительный центр ОЖД стал наиболее мощным в сети дорог.
С декабря 1967 года на базе
ЭВМ Вычислительного центра стали выполняться реальные расчеты по
информационно-планирующей системе Ленинградского железнодорожного узла. В 1969
году на ЭВМ стал составляться месячный план перевозок грузов. В 1970 году были
автоматизированы расчет и выдача натурного листа поезда – важнейшего
технологического документа, на котором базируются перевозочные процессы. В этом
же году была начата обработка железнодорожных перевозочных документов для
расчетных товарных контор. В 1971 году была автоматизирована выдача
сортировочных листков и накопленных ведомостей для станции
Ленинград-сортировочный-Московский. В 1972 году впервые на сети дорог ЭВМ
непосредственно вписалась в технологический процесс работы сортировочной
станции: формируемая, ею программа стала управлять процессом роспуска составов
через сортировочную горку. В 1973 году ЭВМ взяла на себя контроль над
продвижением замкнутых маршрутов для перевозки строительных грузов, в 1974-м –
учет перехода вагонов между железными дорогами СССР и Финляндии, составление
отчетности о простое вагонов на подъездных путях промышленных предприятий.
В течение всех этих лет
шла работа по проектированию и строительству здания Дорожного вычислительного
центра на Боровой ул., с системой информационной связи. Наконец, в конце 1974
года он вошел в строй. Это было первое специализированное предприятие такого
типа на сети дорог, оснащенное самой современной техникой (ЭВМ, аппаратурой
передачи данных, сложнейшими системами энергоснабжения и т.д.).
С вводом в строй здания
ВЦ его возможности значительно расширились. В период 1975-1980 годов ЭВМ взяли
на себя составление всей отчетности о перевозках грузов и пассажиров, были
автоматизированы такие участки работы, как составление именных расписаний
работы и отдыха локомотивных бригад, диагностика технического состояния дизелей
тепловозов с прогнозом их остаточного ресурса, анализ использования локомотива,
анализ порч и внеплановых ремонтов тягового подвижного состава, учет и контроль
за местонахождением и состоянием локомотивного парка, единая система
резервирования мест в пассажирских поездах.
К 1980 году была
создана сеть информационной связи, включавшая 355 пунктов передачи данных.
Пункты подготовки и передачи данных были организованы на сортировочных, крупных
грузовых и участковых станциях, локомотивных депо, расчетных товарных конторах,
отделениях и Управлении дороги.
Накопленный опыт
позволил перейти от решения отдельных задач к созданию интегрированных систем
обработки информации, управления технологическим процессом перевозок.
Сложились три основных
направления разработки и внедрения АСУ на ОЖД:
1) Оперативное
управление перевозочным процессом
2) Управление
коммерческими, грузовыми и финансовыми операциями
3) Управление
пассажирскими перевозками.
В течение 1981-1985
годов значительно обновилась техническая база АСУ ВД, изменилась структура ВЦ,
получил дальнейшее развитие процесс создания многомашинных комплексов ЭВМ.
Началось создание узловых ВЦ, внедрение микро-ЭВМ на рабочих местах.
В этот период ДВЦ
совместно с другим дорожными службами решал вопросы разработки и внедрения АСУ
по трем основным направлением:
- переход от управления
отдельными технологическими процессами к комплексному оперативному управлению
поездной и грузовой работой на уровне всей дороги, внедрение 2-ой очереди АСУ
на базе ЕС ЭВМ третьего поколения
- повышение
производительности труда работников массовых профессий в товарных и технических
конторах
- автоматизация
резервирования и продажи мест на пассажирские поезда
Вычислительный комплекс
на 2-х ЭВМ ЕС-1035 принял на себя управление северным направлением дороги,
включающим Мурманское и Кемское отделения.
Для управления
перевозочным процессами в масштабе всей дороги предназначен ВК на базе 2-х ЭВМ
ЕС-1045.
К каждому из этих
комплексов подключена сеть абонентских пунктов (АП) диспетчерских участков,
станций, депо, насчитывающая сотни абонентов. С помощью межмашинного обмена
обеспечивается связь узловых вычислительных центров в Ховрино, Мурманске, на
ЛСМ с ЭВМ ДЦВ.
Дорожный ВЦ в свою
очередь осуществляет обмен информацией с ЭВМ соседних дорог: Северной,
Белорусской, Московской, Прибалтийской, Главным Вычислительным центров МПС, а
также с Государственными железными дорогами Финляндии.
Если в предшествующие
годы полигон внедрения системы был ограничен Ленинградским транспортным узлом,
то за 1981-1985 годы полигон был расширен до масштаба 9-ти отделений дороги.
Важное место в
автоматизированной системе оперативного управления перевозками (АСОУП) занимает
интегрированная обработка дорожной ведомости (ИОДВ) со съемом информации с
документов и передачей ее непосредственно в ЭВМ. За 15 лет система ИОДВ выросла
от масштабов Ленинградской узловой расчетной товарной конторы до охвата всех
отделений дороги. В результате этого выдается вся статистическая отчетность МПС,
Управлению дороги, отделениям и станциям по погрузке грузов. Такая система
эксплуатируется только на Октябрьской дороге.
Опыт эксплуатации на
дороге систем АСОУП и ИОДВ позволил сделать вывод о необходимости
усовершенствования техники и технологии подготовки и передачи первичной
информации – автоматизация рабочих мест товарных кассиров, операторов
технических контор станций и других работников, связанных с оформлением
первичных документов. На Октябрьской магистрали автоматизация рабочих мест
проводится с 1983 года микро-ЭВМ ТАП-34. Впервые на сети дорог в марте 1983
года микро-ЭВМ было оборудовано рабочее место товарного кассира по составлению
сообщений о погрузках на станциях Автово и Ленинград-пасс.Балтийский. А в марте
1984 года впервые на сети дорог на станции Шушары с помощью ТАП-34 было
организовано составление натурных листов на поезда. К середине 80-х микро-ЭВМ
были внедрены на 30 станциях, началось внедрение видеотерминальных станций
ВТ20.
В 1984 году началось
внедрение автоматизированной системы управления резервированием и продажей
билетов на поезда дальнего следования – АСУ «Экспресс-2». Это позволило
повысить культуру обслуживания пассажиров за счет сокращения срока оформления
проездных документов, высвободить штат диспетчеров по распределению мест,
уменьшить число агентов в бюро заказов, автоматизировать труд билетных
кассиров.
В 1984 году в ДВЦ была
разработана и внедрена информационно-справочная система «Пассажир» на базе
мини-ЭВМ СМ-4, с помощью которой ежегодно выдается пассажирам около 5,5 млн.
справок по всем вопросам проезда пассажиров на железнодорожном транспорте. К
1987 году в систему «Экспресс-2» были включены терминалы, установленные в
Хельсинки, а к 1990-му к системе были подключены билетные кассы Северной
железной дороги.
В 90-е годы обеспечение
новых информационных технологий основывалось на развитии двух направлений:
- Средства хранения и
обработки данных, включающие в себя как аппаратное, так и программное
обеспечение
Решением,
обеспечивающим максимально эффективное вложение средств, являлось создание на
сети ж.д. и в том числе на дороге единой телекоммуникационной информационной
инфраструктуры, основанной на цифровых системах связи.
С 1999 г. началось
строительство оптоволоконных линий связи и систем на их основе. Следующим
уровнем телекоммуникационной инфраструктуры являлась сеть передачи данных.
В соответствии с
проектом сеть охватывает весь полигон Октябрьской ж.д., обеспечивая сервис по
передаче данных для всех информационных абонентов. К 2003 году сеть охватывала 7-8
тыс. абонентов и более 400 локальных сетей предприятий и организаций дороги и МПС.
Для обеспечения
нормального функционирования сети и обслуживания абонентов созданы региональные
центры управления на базе региональных отделов ИВЦ. Они осуществляют
вспомогательные функции управления сетью и обслуживанием абонентского доступа в
регионах. Персонал центров управления обеспечивает также необходимые
программно-аппаратные модификации СПД. Наличие Центрального комплекса
технических средств и бурно развивающейся сети передачи данных позволило
перейти к радикальным шагам по разработке и внедрению новых информационных
технологий.
На этом основаны
комплексные разработки и внедрение нескольких важнейших для дороги баз данных
по грузовым и пассажирским перевозкам для АСОУП, НОДВ и Экспресс. Это позволило
внедрить новую технологию клиент/сервер обслуживания пользователей
непосредственно на Mainframe.
Многие проекты носят
совместный характер. ИВЦ участвует во многих разработках и опытном их
внедрении, развивает взаимодействие с соседними государствами.
Сам вычислительный
центр растет и развивается, совершенствуется его техническая база.
В соответствии с
приказом, от 13 ноября 2006 г. № 257 ИВЦ вышел из состава Октябрьской ж.д. и
стал структурным подразделением Главного вычислительного центра – филиала
открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
1.3 Характеристика работы С-Пб ИВЦ
ЦЕЛЬ:
Удовлетворения потребностей
ОАО «РЖД», а также других потребителей в результатах его деятельности.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Обеспечение
эксплуатации автоматизированных систем управления, достоверности учета и
отчетности.
ЗАДАЧИ:
Осуществление
эксплуатации программно-технических комплексов и сети передачи данных в целях
информационного обеспечения эксплуатационной работы Октябрьской железной дороги
– филиала ОАО «РЖД»;
ФУНКЦИИ:
·
Эксплуатация,
сопровождение и внедрение программно-технических комплексов АСУ, техническое
обслуживание и ремонт средств вычислительной техники, оборудования сети
передачи данных и локальных вычислительных сетей;
·
Управление
информационно-вычислительными ресурсами и контроль за их использованием,
обеспечение эффективной эксплуатации и развития автоматизированных систем
управления;
·
Разработка
предложений и реализация мер по повышению эксплуатационной надёжности
программно-технических комплексов ОАО «РЖД»;
·
Реализация
и внедрение проектов ОАО «РЖД» по развитию инфраструктуры информатизации;
·
Обеспечение
в установленном порядке защиты информационных ресурсов и информации,
составляющей коммерческую тайну ОАО «РЖД»;
·
Организация
профессиональной подготовки, переподготовки и
повышения квалификации работников ИВЦ;
1.4 Об отделе РВЦ-8 С-Пб ИВЦ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
-Отдел РВЦ-8 СПб ИВЦ
организован приказом начальника дороги № 129/ИВЦ от 08.07.2005г, является
структурным подразделением Санкт-Петербургского информационно-вычислительного
центра и содержится за счёт централизуемых ГВЦ источников финансирования.
- Отдел находится в
непосредственном подчинении заместителя ИВЦ по региональным отделам, а по
вопросам производственной деятельности подчиняется заместителям начальника ИВЦ
по направлениям работы.
- Отдел возглавляет
начальник отдела. Начальник отдела назначается и освобождается от должности
приказом начальника центра.
-Сотрудники отдела
назначаются и перемещаются на должность и освобождаются от занимаемой должности
приказом начальника ИВЦ по представлению начальника отдела.
- Отдел в своей
деятельности руководствуется приказами и указаниями ИВЦ, ГВЦ, ЦКИ
Специализация
отдела:
- техническое
обслуживание вычислительной техники, установленной на станциях и линейных
предприятиях (подразделениях) Октябрьской железной дороги в зоне ответственности
отдела: НОД-3 и его структурные подразделения на участках в границах от Санкт-Петербурга
до: Новгород-на-Волхове вкл., Окуловка вкл., Будогощь искл., Пороги искл.,
Пупышево искл, Бусловская вкл., Светогорск вкл., Элисенваара вкл., пользователей
в филиалах ОАО «РЖД».
- внедрение и
сопровождение типовых автоматизированных систем (АС) и автоматизированных рабочих
мест (АРМ) оперативного управления перевозочным процессом, на станциях и
линейных предприятиях (подразделениях) Октябрьской железной дороги, находящихся
в зоне ответственности отдела.
- Производственная
деятельность отдела в установленных границах строится на тесном взаимодействии со
структурными подразделениями дороги, филиалами ОАО «РЖД» в соответствии с родом
их деятельности.
- Состав и численность
отдела определяется штатным расписанием, утверждённым начальником ИВЦ, ГВЦ.
-Работа отдела
организуется по планам, утверждаемым руководством ИВЦ, ГВЦ.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ.
- Отдел РВЦ-8
осуществляет указанные ниже виды производственной деятельности как структурное
подразделение СПб ИВЦ по техническому обслуживанию, внедрению и сопровождению
программно-технических комплексов в технологическом режиме и строится на
делении территории Октябрьской дороги на регионы.
-Выполнение
предусмотренных планом работ мероприятий по внедрению новых технологий, комплексной
автоматизации работ линейных структурных подразделений дороги в границах закрепленного
региона.
-Внедрение новейших
достижений науки, техники и передового опыта.
-Обеспечение
бесперебойной работы техники и организация её ремонта, а также технического обслуживания
ПЭВМ в структурных подразделениях региона обслуживания.
-Подбор и воспитание
кадров отдела, организация их труда.
СТРУКТУРА ОТДЕЛА.
Отдел состоит из
следующих функциональных групп:
- группа обслуживания
станций/предприятий направления НОД-3 Московский
- группа
обслуживания станций/предприятий направления НОД-3 Финляндский
- группа
обслуживания управления ОЖД
- группа
оперативных АРМ
- группа
оперативного обслуживания (дежурная смена)
- группа
обслуживания ЭКСПРЕСС
ФУНКЦИИ ГРУПП
- Группа обслуживания
станций/предприятий направления НОД-3 Московский иНОД-3 Финляндский, управления
дороги, ЭКСПРЕСС:
установка СВТ,
терминального оборудования ЭКСПРЕСС на рабочих местах пользователей, находящихся
в зоне ответственности отдела соответствующих направлений
- программно-техническая
поддержка пользователей
- Группа оперативных
АРМ выполняет: внедрение и сопровождение разработанных типовых программных
комплексов в подразделениях Октябрьской железной дороги, находящихся в зоне
ответственности отдела.
- Группа оперативного
обслуживания выполняет: первичную обработку обращений пользователей по
инцидентам, решение инцидентов.
2. АСУ ЕСПП
АСУ
ЕСПП предназначена для упрощения взаимодействия пользователей с ИТ-службами,
обеспечения прозрачности, измеряемости и контролируемости деятельности
ИТ-служб.
В настоящее время
взаимодействие пользователей с персоналом ИТ-служб носит отчасти несистематизированный
и неконтролируемый характер. Учет работ по поддержке пользователей если и
ведется, то только частично, и в различных информационных системах. В этой
связи объемы этих работ, их распределение по обслуживаемым предприятиям и
подразделениям, системам, задачам также неизвестны.
Кроме того,
пользователь вынужден знать контакты и порядок обращения в разные ИТ-структуры
в зависимости от возникшей проблемы. Наблюдаются случаи многократной
переадресации пользователя при решении его проблемы.
Создание Единой службы
поддержки пользователей (ЕСПП) реализует принцип "единого окна" при
обслуживании пользователей. ЕСПП становится единой и единственной точкой
контакта для пользователей.
Основными
целями работы ЕСПП являются:
·
существенное
упрощение взаимодействия пользователей с ИТ-службами (единая точка контакта);
·
обеспечение
прозрачности, измеряемости и контролируемости деятельности ИТ служб;
·
оптимизация
использования трудовых ресурсов ИТ-служб[1];
·
формирование
позитивного имиджа ИТ-служб.
·
Единая
служба поддержки пользователей (ЕСПП) призвана обеспечить следующие функции:
·
прием
и регистрация всех обращений пользователей;
·
первичная
поддержка пользователей;
·
при
невозможности решения обращения пользователя, перенаправление запроса
специалистам 2-й линии поддержки;
·
координация
работ, исполняемых в рамках исполнения обращений;
·
контроль
исполнения обращений/нарядов, перенаправленных специалистам 2-й линии
поддержки;
·
информирование
всех заинтересованных сторон (пользователей, руководства) о состоянии работ по
обращениям пользователей.
Служба поддержки
пользователей имеет распределенную структуру. Такая служба должна быть создана
на каждой дороге. При этом для пользователей она будет логически едина.
Пользователь будет знать один телефон, один почтовый адрес и т.д. которые будут
перенаправлять обращение на нужную службу.
Режим работы Служб
поддержки пользователей - круглосуточный.
На крупных объектах,
имеющих мощные ИТ подразделения возможно создание выделенных подразделений
Служб поддержки пользователей. Они могут иметь некруглосуточный режим работы. В
этом случае в ночное время, выходные и праздничные дни их функции будут
передаваться Службе поддержки пользователей дорожного уровня.
Все СПП используют
единые унифицированные процессы работы.
Все СПП используют одну
централизованную систему АСУ ЕСПП.
Служба поддержки
пользователей должна стать единой точкой контакта для всех запросов
пользователей:
·
инцидент;
·
консультация
(включает запросы информации и документации);
·
запрос
статуса;
·
жалоба
и т.д.
Запросы, которые не
могут быть разрешены силами Диспетчеров СПП, направляются специалистам 2-й
линии поддержки. Роль специалистов 2-й линии поддержки исполняют все
специалисты всех ИТ подразделений, вовлеченных в процесс поддержки.
Все
действия специалистов 2-й линии поддержки оформляются нарядом.
При этом каждый наряд,
направленный исполнителю (специалисту 2-й линии поддержки) будет оставаться под
контролем Службы поддержки пользователей. Диспетчеры СПП контролируют
соблюдение сроков выполнения работ, своевременность и качество протоколирования
действий, координируют действия различных исполнителей в сложных случаях и т.д.
Одним из современных
подходов к организации поддержки является формирование центров компетенций (3-й
уровень поддержки). Такие центры предполагается создавать в дальнейшем в рамках
создания АСУ ИТ.
В штатный состав СПП
входят:
· Начальник
СПП;
· Начальники
смены;
· Диспетчеры.
Дополнительно в состав
СПП могут входить администраторы справочников, аналитики, делопроизводитель.
Деятельность ЕСПП
регламентируется Положением о СПП и Описаниями процессов.
Целями
проекта АСУ ЕСПП являются:
· обеспечение
эффективной поддержки пользователей АСУ РЖД (цель направленная вовне);
· повышение
эффективности действий персонала ИТ при оказании поддержки пользователей (цель
направленная вовнутрь).
Помимо
основных целей реализация проекта направлена на:
· минимизацию
зависимости качества предоставления услуг от уровня квалификации персонала ИТ;
· снижение
сложности эксплуатации информационных систем;
· создание
доказательной базы для принятия ключевых решений в вопросах информатизации;
· повышение
адаптивности ИТ (готовность к выполнению большего числа более сложных проектов
и изменений в интересах бизнеса и производства);
· повышение
квалификации руководящего состава ИТ;
· подготовку
к коммерциализации деятельности ИТ и пр.
Вышеуказанные
цели достигаются за счет решения следующих задач:
· разработка
и внедрение ключевых процессов обеспечения поддержки пользователей в
соответствии с процессной моделью закрепленной в Политике корпоративной
информатизации ОАО РЖД;
· создание
единой службы поддержки пользователей АСУ РЖД;
· создание
и внедрение автоматизированной системы управления единой службой поддержки
пользователей АСУ РЖД.
Основными
принципами реализации проекта являются:
· унификация;
· ориентация
на лучший международный опыт;
· коллективное
принятие решений;
· простота;
· тотальность.
АСУ ЕСПП создается как
интегрированная автоматизированная система в составе АСУ ИТ.
При формировании
процессов управления преследуется цель создания единых и унифицированных
процессов управления для всех подразделений ИТ ОАО РЖД. Принцип унификации
является одним из главенствующих при выработке проектных решений.
Работы в рамках проекта
выполняются с максимальным использованием типовых решений, а также с учетом
существующего в ОАО «РЖД» методического, программного, технического и
организационного обеспечения. Для обеспечения эффективности реализации АСУ ЕСПП
при ее разработке применяются современные методологии, стандарты и лучшие
практики в области управления ИТ, управления качеством и управления проектами:
· Стандарт
и методология внедрения ITSM:
- ISO-IEC 20000 «Information Technology Service
Management»;
- HP IT Management Solutions Delivery Framework (HP
ITSM);
· Рекомендации библиотеки лучших практик ITIL:
- Best Practice for Service Support. Published by The
Stationery Office with the permission of Central Computer and
Telecommunications Agency. ISBN
0 11 330015 8.
- Best Practice for Service Delivery. Published by The
Stationery Office with the permission of the Office of Government Commerce. ISBN 0 11 330017 4.
- Best Practice for ICT Infrastructure Management.
Published by The Stationery Office with the permission of the Office of
Government Commerce. ISBN 0 11
3308655.
· Сервисные принципы обеспечения взаимодействия между
подразделениями хозяйства корпоративной информатизации и
функциональными подразделениями, а также подрядчиками и клиентами
ОАО «РЖД»;
· Специализированная
методология управления проектами на основе PMBOK – «Руководство к своду
знаний по управлению проектами», 3е издание.
Применение
современных методик проектирования позволяет:
· резко
сократить сроки проектирования и внедрения процессов управления (все ключевые
решения и проектирование одного высокоуровневого процесса занимает 1 неделю);
· применять
передовой международный опыт при одновременном учете специфики деятельности ОАО
РЖД (все ключевые проектные решения принимаются совместно с представителями ГВЦ
и ИВЦ, после коллективных обсуждений, мозговых штурмов).
Все работы проекта
нацелены на достижение конкретных результатов, практических результатов. Их
достижение является возможным только при условии объективной и честной оценки
имеющихся возможностей и ресурсов РЖД. В этой связи одним из основных принципов
проектирования является принцип простоты. Теоретически верные, но практически
нереализуемые функции откладываются на последующие фазы проекта. При этом к
принятым (простым) решениям и реализуемым функциям применяется принцип
тотальности. Например, если регистрация обращений ограничена регистрацией
инициатора, способа обращения и сути обращения (не делаются сложные
классификации), то эти параметры обращения должны быть зарегистрированы всегда
в обязательном порядке.
3. Описание
системы АСУ ЕСПП
АСУ ЕСПП строится на
базе программного комплекса HP OpenView Service Desk 4.5 (HP OV SD, SD) и
необходимых для этого технических средств. Описание компонент, средств и их
взаимосвязей приведено далее в соответствующих разделах документа.
Программный комплекс
АСУ ЕСПП выполнен по схеме клиент-сервер. Структура взаимодействия компонент с
пользователями программного комплекса представлена на Рис.1.
Рис.1.
Связь компонент программного комплекса АСУ ЕСПП.
Обращение к данным,
обрабатываемым единой службой поддержки пользователей, может осуществляться как
через специализированную консоль, так и с использованием web-браузеров.
АСУ ЕСПП использует
следующие компоненты:
· Кластер
серверов базы данных и хранилище данных
Хранит и управляет всей
информацией АСУ ЕСПП.
· Серверы
приложения
Серверная часть
программного комплекса осуществляет взаимодействие непосредственно с СУБД,
обрабатывая запросы клиентов. Кроме этого серверная часть реализует всю логику
АСУ ЕСПП, т.е. осуществляет занесение и выборку в/из базы данных записей
обращений, инцидентов, проблем и т.д., реализует бизнес-правила для элементов
АСУ ЕСПП, управляет учетными записями (Account) пользователей системы,
предоставляет доступ к организационной структуре подразделений,
конфигурационным элементам и информации о сотрудниках. Серверная часть
выполняет также функции по работе с почтовыми серверами по протоколу smtp.
· Service
Pages Модуль, реализующий Web-интерфейс АСУ ЕСПП. Представляет собой
http-сервер на базе продукта apache. Для формирования динамических web-страниц
применяется сервер tomcat, основанный на технологии Java Server Pages. Если
доступ через web не предусматривается, то инсталляция Service Pages не
требуется. Установка Service Pages может быть произведена как на отдельном
сервере, так и на компьютере с установленным сервером приложения. Установка Web
Console возможна
· Консоль
клиента Клиентская часть программного комплекса АСУ ЕСПП, устанавливается на
рабочие места пользователей единой службы поддержки пользователей. Консоль
реализует интерфейс между пользователями и сервером приложения для доступа к
его функциональности. Консоль позволяет выполнять задачи, связанные с
выполнением задач единой службы поддержки пользователей: управление
обращениями, изменениями и проблемами, управление конфигурационными единицами
(CI) и т.д. Кроме того, через консоль выполняется большинство задач
администрирования программного комплекса АСУ ЕСПП.
· Средства
клиента. Для взаимодействия с ЕСПП со стороны потребителей услуг ИТ могут
применяться следующие средства: Консоль клиента – рабочее место, оснащенное
специализированным клиентским программным обеспечением (входит в поставку
системы SD). Web-браузер – входящий в поставку с большинством операционных
систем клиент web-сервиса. Почтовый клиент – клиент для работы с электронной
почтой, входит в поставку большинства операционных систем (на схеме не
показан). Для функционирования системы необходимо несколько серверов.
Логическая схема архитектуры системы представлена на Рис.2.
Рис.2. Логическая схема архитектуры системы АСУ ЕСПП
На верхнем уровне
расположена система хранения данных на основе HP
Enterprise Virtual
Array, объединенная в сеть
хранения данных (SAN) c
кластером БД и FTP-сервером через
оптический коммутатор Switched
Fabric, что позволяет
разгрузить СПД, исключив передачу внутрисистемного трафика между БД, FTP-сервером
и системой хранения данных. Система должна быть подключена к серверу управления
и мониторинга по каналу Ethernet
через соответствующий коммутатор.
Подсистема управления
БД состоит из двух серверов HP
Integrity. объединенных в
отказоустойчивый кластер. Оба сервера подключены к сети SAN,
для использования системы хранения данных, а также к двум различным (связанным
между собой) Ethernet-коммутаторам.
Серверы также связываются напрямую через вторичные Ethernet-интерфейсы
для передачи сигналов готовности (heartbeat,
пульс).
Два Ethernet-коммутатора
(Ethernet Switch),
связанных между собой оптическим линком, подключены к СПД ГВЦ и осуществляют
перераспределение системного трафика АСУ ЕСПП.
Стойка с шестью Blade-серверами
осуществляет поддержку остальных программных компонент системы. Пять физических
серверов выполняют функции исключительно серверов приложений (для ГВЦ, Калининградской,
Московской, Октябрьской и Забайкальской дорог соответственно), в случае выхода
сервера из строя нагрузка перераспределяется между оставшимися серверами
приложений.
Один из Blade-серверов
подключен к сетям SAN и Ethernet
одновременно и выполняет функции FTP-сервера,
и веб-сервера Service
Pages.
4. Действия выполняемые
на практике
АСУ ЕСПП предназначена
для упрощения взаимодействия пользователей с ИТ службами, обеспечения
прозрачности, измеряемости и контролируемости деятельности ИТ служб.
Во время прохождения
практики я исполнял роль администратора ИТ службы. Цель администратора ИТ
службы с помощью АСУ ЕСПП принять заявку от пользователя в виде наряда
оформленного диспетчером ЕСПП,и далее по данному наряду предпринять действия
для обеспечения нормальной работы технического оборудования пользователя и т.п.
Инструментом работы является программа hp OpenView serice desk.
Перечень функций
администратора ИТ службы:
-Выполнение
предусмотренных планом работ мероприятий по внедрению новых технологий, комплексной
автоматизации работ линейных структурных подразделений дороги в границах закрепленного
региона.
-Внедрение новейших
достижений науки, техники и передового опыта.
-Обеспечение
бесперебойной работы техники и организация её ремонта, а также технического обслуживания
ПЭВМ в структурных подразделениях региона обслуживания.
5. Основные положения законодательства об охране
труда
Основополагающим
законодательным актом по охране труда является «Трудовой кодекс Российской
Федерации» № 197-ФЗ от 30.12.2001г., который определяет основные Положения
охраны труда, требования охраны труда, вопросы организации охраны труда,
обеспечение прав работников на охрану труда. Новая редакция Трудового кодекса
РФ включает Федеральный закон Российской Федерации от 30.06.2006г. № 90-ФЗ «О
внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Основные понятия охраны
труда содержится в главе 33 Трудового кодекса – «Общие положения».
Охрана труда
- система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой
деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические,
организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические,
реабилитационные и иные мероприятия;
Условия труда
- совокупность факторов производственной среды и трудового процесса,
оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
Рабочее место - место,
в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в
связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем
работодателя;
Безопасные условия
труда - условия труда, при которых воздействие на
работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни
их воздействия не превышают установленные нормативы;
Средства индивидуальной
и коллективной защиты работников - технические
средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на
работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от
загрязнения;
Аттестация
рабочих мест по условиям труда –оценка
условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных
производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий
труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Государственная
экспертиза условий труда – оценка
соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны
труда.
Порядок
приема и увольнения работников, основные права и обязанности работникаа,
основные права и обязанности работодателя, рабочее время и его использование,
время отдыха, формы поощерения за труд, ответственность за нарушение трудовой
дисциплины изложены в «Правилах внутреннего трудового распорядка», которые
утверждены начальником ИВЦ от 22.08.2005г. В Правилах регламентированы начало и
окончание рабочего дня, перерыв для отдыха и питания для работников всех
подразделений ИВЦ. Режим труда и отдыха при работе с персональным компьютером
(ПК) организован в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.
Время
регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности рабочей смены,
вида категории трудовой деятельности, требования к помещениям для работы с ПК,
к организации медицинского обслуживания устанавливаются в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
Органами санитарно-эпидемиологического надзора проводится ежигодный
производственный контроль за соблюдением вышеуказанных правил.
В
соответствии с законодательством для отдельных категорий работников ИВЦ,
занятых в производстве с вредными условиями труда, предоставляются льготы.
В
ИВЦ разработаны местные инструкции по охране труда и технике безопасности для
рабочих профессий.
На
территории ИВЦ или ином месте работы запрещается находиться лицам в нетрезвом
виде, в состоянии наркотического или токсического опьянения.
5.2 Электробезопасность
Пользователи
ПК, оргтехникой, бытовыми приборами имеют 1 квалификационную группу по
электробезопасности.
Каждый
работник, обнаруживший неисправность электроустановки, должен немедленно
сообщить своему руководителю.
В
ИВЦ кроме нормативной докуметации:
- «Правила технической эксплуатации электроустановок
потребителей», утвержденные Министерством энергетики РРФ 13.01.03г.;
- Межотрослевые правила по охране труда (правила
безопасности) при эксплуатации электроустановок, ПОТ РМ-016 – 2001;
- …
- Положение «Об организации и проверки знаний по
электробезопасности на Октябрьской железной дороге – филиала ОАО «РЖД»,
введенной в действие 24.12.04г.
Действуют
местные производственные инструкции по охране труда и электробезопасности,
утвержденные начальником ИВЦ и согласованные с профсоюзным комитетом.
Пожар
– неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и
здоровью людей, интересам общества и государства.
Пожарная безопасность
– состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от
пожаров.
Меры пожарной
безопасности – действия по обеспечению пожарной
безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Противопожарный режим
– правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания
помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований
безопасности и тушения пожаров.
Требования пожарной
безопасности – специальные условия социального и
(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной
безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами
или уполномоченным государственным органом.
Нарушение требований
пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее
выполнение требований пожарной безопасности.
Пожарная профилактика
– это комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на
обеспечение безопасности людей, на предотвращение пожара, ограничение его
распространения, а также на создание условий для успешного тушения пожара.
Пожарная безопасность в
помещениях Информационно-вычислительного центра регламентируется: Федеральным
законом "О пожарной безопасности" № 69-ФЗ от 21.12.94г., Правилами
пожарной безопасности в РФ ППБ-01-93 от 01.01.94г., Правилами пожарной безопасности
на железнодорожном транспорте ЦУО-112 от 11.11.92г., стандартами системы
безопасности труда, строительными нормами и правилами, нормами технологического
проектирования, Правилами устройства электроустановок, Правилами эксплуатации
электроустановок потребителей, Межотраслевыми правилами по охране труда
(правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, а также нормативными
документами МПС.
Каждый работник
Информационно-вычислительного центра обязан четко знать и строго выполнять
установленные правила пожарной безопасности, не допускать действия, которые
могут привести к пожару или загоранию и своевременно устранять все выявленные противопожарные
нарушения.
Работники ИВЦ, виновные
в нарушении правил пожарной безопасности, несут ответственность в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Все помещения
Информационно-вычислительного центра должны содержаться в чистоте, чердачные
помещения закрыты, выходы на лестничные клетки, коридоры, подвалы в ноч-
ное время должны освещаться,
быть свободными для прохода и не загромождаться посторонними предметами.
Влажность и температура внутри электронно-вычислительной техники, систем
передачи данных, устройств связи и т.д. должна поддерживаться в заданных
пределах, определенных техническими условиями по эксплуатации.
Отходы бумаги с
печатающих устройств временно хранятся и утилизируются установленным порядком.
Во всех случаях
промывки, протирки и профилактического ремонта устройств
электронно-вычислительной техники они должны быть обесточены.
Эксплуатируемые
измерительные приборы должны иметь исправные шнуры и подключаться только к
исправным розеткам.
Пожарная защита в
Информационно-вычислительном центре обеспечивается:
- применением средств
пожаротушения;
- применением средств
пожарной сигнализации и средств извещения о пожаре;
- организацией пожарной
охраны;
- поэтажными планами
эвакуации;
- наличием ключей от
аварийных выходов, находящимся на отдельном опломбированном щите на вахте;
- ограничением
количества горючих веществ и их размещения в специально отведенных местах;
- максимально возможным
применением негорючих и трудногорючих веществ и материалов вместо
пожароопасных.
Вид, количество,
размещение и содержание первичных средств пожаротушения в
Информационно-вычислительном центре регламентируется в соответствии с ГОСТ
12.4.009-83.
Первичные средства
пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них.
Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих
сертификатов.
Размещение первичных
средств пожаротушения в коридорах, проходах не должно препятствовать безопасной
эвакуации людей, их следует располагать на видных местах вблизи от выходов из
помещений на высоте не более 1,5 м.
Использование первичных
средств пожаротушения для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением
пожара, не допускается.
Ручные порошковые
огнетушители (ОП) предназначены для тушения пожаров и загораний нефтепродуктов,
растворителей, ЛВЖ и ГЖ, твердых веществ, а также электроустановок, находящихся
под напряжением до 1000В.
Огнетушители порошковые
самосрабатывающие (ОСП) предназначены для тушения небольших пожаров и загораний
твердых органических веществ, ГЖ и ЛВЖ, плавящихся материалов, электроустановок
при напряжении до 1000В. Места установки: кабельные каналы сильноточных сетей
цокольного этажа, кабельные коммуникации в помещении щитовой (к.109).
Углекислотные
огнетушители (ОУ) предназначены для тушения загораний различных веществ и
материалов, электроустановок под напряжением до 1000В, двигателей внутреннего
сгорания, горючих жидкостей. Запрещается тушить материалы, горение которых
происходит без доступа воздуха.
Воздушно-пенные
огнетушители (ОВП) предназначены для тушения пожаров и загораний твердых
веществ и материалов, ЛВЖ и ГЖ, кроме щелочных металлов и веществ, горение
которых происходит без доступа воздуха. Пенными огнетушителями запрещается
тушить электроустановки под напряжением.
Пожарная сигнализация в
помещениях ИВЦ действует круглосуточно.
Машинный зал 5-го этажа
защищен передвижной пожарной установкой ОУ- 80-2 и порошковыми огнетушителями
ОП-5 (3).
Внутренние пожарные
краны (ПК) противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и
стволами. Они предназначены для тушения пожаров и загораний веществ и
материалов, кроме электроустановок под напряжением. Пожарный рукав должен быть
постоянно присоединен к крану и стволу. Каждому шкафу ПК присваивается свой
номер. Внешний осмотр кранов - 2 раза в год, проверка с пуском воды - 1 раз в
год, льняной рукав перематывают на новую складку 1 раз в 6 месяцев.
В помещениях здания
ИВЦ, которые занимают другие организации, реализованы мероприятия по пожарной
безопасности, оборудованы собственными системами пожарной сигнализации с
выводом сигнала тревоги на пульт ведомственной охраны ИВЦ. Проверку состояния
пожарной безопасности в этих помещениях осуществляет ведомственный пожарный
надзор НОР-2.
В помещениях
Информационно-вычислительного центра запрещается:
- загромождать подходы
к средствам пожаротушения;
- загромождать проходы,
выходы, коридоры, марши лестниц, лифтовые холлы и другие пути эвакуации
мебелью, материалами, различными предметами и оборудованием препятствующими
выходу людей и эвакуации имущества в случае пожара, а также закрывать на ключ
двери эвакуационных выходов;
- применять сгораемые
отделочные материалы и краски на горючей основе на путях эвакуации; покрытия
полов на путях эвакуации должны быть надежно закреплены;
- курить в не
установленных местах;
- ставить на устройства
и аппаратуру емкости с легковоспламеняющимися жидкостями;
- оставлять без
присмотра включенные в электросеть электронагревательные приборы
(электроплитки, чайники, микроволновые печи), эксплуатация которых в помещении
разрешена, электроприборы: настольные лампы, вентиляторы и т.п.;
- сушить горючие
материалы на электронагревательных приборах;
- использовать кабели и
провода с поврежденной изоляцией и изоляцией, потерявшей в процессе
эксплуатации защитные электроизоляционные свойства;
- обертывать
электролампы бумагой и материей;
- пользоваться
неисправной электрической арматурой (выключатели, шнуры, вилки и т.п.);
- оставлять под
напряжением электрические провода и кабели с неизолированными концами;
- применять для
отопления помещений нестандартные (самодельные) нагревательные электропечи и
электрические лампы накаливания;
- пользоваться
электронагревательными приборами с открытыми элементами нагревания;
- допускать накопление
отработанной бумаги и картонной тары;
Все работники, вновь
поступающие в Информационно-вычислительный центр, при получении вводного и
первичного инструктажей должны быть ознакомлены с мерами пожарной безопасности.
Первичный
противопожарный инструктаж проводится на рабочем месте ответственным за
пожарную безопасность в отделе, а также при переводе работника из одного отдела
в другой.
[1] Диспетчеры
выполняют за специалистов функции регистрации, и первичной поддержки