Проектирование трассы на карте и продольного профиля
Московский Гуманитарный
Техникум Экономики и Права
Курсовая работа
«Проектирование трассы на
карте и продольного профиля»
Москва - 2009
I. Определение категории дороги
1.
Климатическая характеристика места положения трассы
1.1
Описание расположения области
Вологодская
область расположена на северо-востоке Восточно-Европейской равнины, рельеф
здесь холмистый — чередуются низменности (Прионежская, Молого-Шекснинская),
гряды (Андогская, Белозерская, Кирилловская) и возвышенности (Андомская,
Вепсовская, Вологодская, Галичская, Верхневажская). На востоке области —
Северные Увалы. Для области характерен умеренно - континентальный климат с
продолжительно холодной зимой, относительно коротким теплым летом. Средняя
температура января на западе области -11°, на востоке -14°; июля соответственно
+16° и +18°. Период с положительными температурами составляет 195-210 дней.
Средняя годовая сумма осадков всех видов - 480-500 мм на востоке области и 560-600 мм - на западе, что намного больше величины испаряемости.
Почвы на
севере подзолистые, на юге дернисто-подзолистые. Часто встречаются
подзолисто-глеевые, дерново-карбонатные, болотные, аллювиальные почвы.
Основная
часть территории области (81%) занята лесами. Таежные леса занимают 65%, болота
- 12% территории Вологодской области. В составе лесов преобладают хвойные
породы -ель и сосна, на востоке появляются лиственница и пихта, повсеместно -
береза, ольха, осина, разнообразный состав кустарников и трав. Общий запас
древесины оценивается в 1609 млн. куб.м, из них 843 млн. куб.м хвойные породы.
Полезные
ископаемые. Геологическое строение Вологодской области определяет состав
полезных ископаемых - преобладание нерудных и почти полное отсутствие рудных.
Разведаны существенные запасы минерального сырья для обеспечения потребности
промышленности. В основном это строительные материалы: известняк, доломиты,
мергель, песок, гравий. Широко распространены различные виды глин, торф,
сапропель, поваренные соли, болотные железные руды.
1.2
Среднемесячная температура по месяцам
Месяцы
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
VII
|
VIII
|
IX
|
X
|
XI
|
XII
|
Среднемесячные
температуры
|
-11,8
|
-11,4
|
-6,4
|
2,1
|
9,5
|
14,4
|
16,9
|
14,7
|
9,0
|
2,5
|
-3,6
|
-9,2
|
1.3 Высота
снежного покрова
Месяцы
|
X
|
XI
|
XII
|
I
|
II
|
I
|
II
|
III
|
I
|
II
|
III
|
I
|
II
|
III
|
I
|
II
|
III
|
I
|
II
|
III
|
Высота, см
|
•
|
•
|
2
|
4
|
6
|
12
|
16
|
20
|
24
|
30
|
35
|
39
|
45
|
50
|
51
|
Месяцы
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
I
|
II
|
III
|
I
|
II
|
III
|
I
|
II
|
III
|
I
|
II
|
III
|
Высота, см
|
52
|
53
|
52
|
37
|
22
|
7
|
•
|
•
|
|
|
|
|
1.4
Среднемесячное количество осадков
Месяцы
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
VII
|
VIII
|
IX
|
X
|
XI
|
XII
|
Кол-во осадков, мм
|
31
|
23
|
28
|
30
|
46
|
66
|
70
|
67
|
63
|
46
|
35
|
35
|
1.5
Господствующее направление ветров
Январь
Направление
|
С
|
СВ
|
В
|
ЮВ
|
Ю
|
ЮЗ
|
З
|
СЗ
|
Повторяемость
|
12
|
5
|
4
|
16
|
16
|
20
|
13
|
14
|
Скорость ветра
|
5,2
|
4,0
|
4,9
|
6,0
|
5,8
|
5,9
|
5,1
|
5,0
|
Июль
Направление
|
С
|
СВ
|
В
|
ЮВ
|
Ю
|
ЮЗ
|
З
|
СЗ
|
Повторяемость
|
14
|
18
|
6
|
8
|
8
|
14
|
15
|
17
|
Скорость ветра
|
4,6
|
4,0
|
3,7
|
3,7
|
3,7
|
4,4
|
3,7
|
4,3
|
2. Определение категории дороги
Nпр = ∑Nлегkлег
+ ∑Nгрузkгруз + ∑Nавтkавт
Состав движения
|
Интенсивность движения
|
Расчетная скорость,
км.ч
|
k
|
∑N∙k
|
в % от общей
|
в авт.сут
|
Легковые автомобили
|
ВАЗ
|
16
|
677
|
95
|
1
|
677
|
ГАЗ
|
24
|
1015
|
90
|
1
|
1015
|
Грузовые автомобили
|
ГАЗ
|
15
|
634
|
65
|
1.5
|
951
|
ЗИЛ
|
5
|
212
|
60
|
2.0
|
424
|
МАЗ
|
7
|
296
|
60
|
2.5
|
740
|
КАМАЗ
|
18
|
761
|
65
|
2.5
|
1902,5
|
Автобусы
|
15
|
635
|
50
|
2.0
|
1270
|
Все виды транспортных
средств
|
100
|
4230
|
|
Nпр = 6979.5
6946.5
|
Дорога II
категории
II. Расчет параметров элементов плана и профиля с расчетными
схемами
1.
Определение ширины проезжей части
Вп=(а+с)/2+х+у,
где Вп – ширина полосы движения
Определим
ширину полосы движения для автобуса:
х=у=(1+0,01*50)/2=0.75
м, где
х – просвет
между идущими автомобилями
у –
расстояние от кромки проезжей части до оси колеса автомобиля
а – габарит
автомобиля, м
с – ширина
колеи автомобиля, м
а=2,5м (для
автобуса)
с=2,15м (для
автобуса)
V=50м/c
Вп=(2.5+2.15)/2+0.75+0.75=3.825
м
Впч – ширина
проезжей части, м
Впч=2*Вп;
Впч=2*3.825=7.65м
Bоб–ширина
обочины
Bоб=2,5м
Bзп–ширина
земляного полотна
Bзп=2* Bоб+
Впч
Bзп=2*2,5+7,65=12,65
Итоговая
таблица:
Технический показатель
|
Единицы измерения
|
по СНиП 2.05.02-85
|
По расчету
|
Принято
|
Категория дороги
|
-
|
ΙΙ
|
ΙΙ
|
ΙΙ
|
Число полос движения
|
шт.
|
2
|
2
|
2
|
Ширина полосы движения
|
м
|
3,75
|
3,875
|
3,75
|
Ширина проезжей части
|
м
|
7,5
|
7,65
|
7,5
|
Ширина обочины
|
м
|
3,75
|
2,5
|
3.75
|
Ширина земляного
полотна
|
м
|
15
|
12,65
|
15
|
2. Определение
предельного продольного уклона
Динамический
фактор автомобиля: D=(Pt-Pw)/G,
Pt – полная
сила тяги
Pw –
сопротивление воздушной среды
G – вес
автомобиля
imax=D-fv,
где fv – коэффициент сопротивления качения
fv=f0*(1+0,01(v-50))
f0 для
асфальтобетона =0,01
fвазv=0,01*(1+0,01*(95-50))=0,0145
fгазv=0,01*(1+0,01*(90-50))=0,014 Dваз=0,06 Dгаз=0,08
fгаз
грv=0,01*(1+0,01*(65-50))=0,0115 Dгаз гр=0,055
fзилv=0.01*(1+0.01*(60-50)=0,011
Dзил=0,03
fмазv=0,01*(1+0,01*(60-50))=0,011
Dмаз=0,03
fкамазv=0,01*(1+0,01*(65-50))=0,0115
Dкамаз=0,03
fавтv=0,01*(1+0,01*(50-50))=0,01
Dавт=0,04
iвазmax=0,0455
iгазmax=0,066
iгаз
грmax=0,0435
iзилmax=0,019
iмазmax=0,019
iкамазmax=0,0185
iавтmax=0,03
Выбираем
максимальное значение: imax=0,0185
3.
Определение наименьших радиусов кривых в плане и продольном профиле.
3.1
Определение наименьшего радиуса кривой в плане.
Rmin=v2/(127*(µ±iпопер)),
где µ - коэффициент
поперечной силы
iпопер –
поперечный уклон
Рассчитаем
наименьший радиус кривой без виража:
µ=0,07 iпопер=0,02
V=95м/c
Rmin=1421 м
При значении
радиуса поворота меньше 2000 м для улучшения устойчивости автомобиля рекомендуется
устраивать вираж.
Определим
наименьший радиус кривой с виражом:
µ=0,15 iпопер=0,04
V=95м/c
Rmin=374м
По СНиП для
ΙΙ категории автомобильной дороги Rmin=800 м
3.2 Определение длины переходной кривой
Для
обеспечения плавности поворота при движении автомобиля с постоянной скоростью,
равной скорости на прямом участке, нужно чтобы центробежное ускорение нарастало
постепенно.
Lп.к.=97,6 м
3.3 Определение расстояния видимости.
Для
обеспечения безопасности движения водителю должна быть обеспечена возможность
видеть поверхность проезжей части на расстоянии S необходимое для остановки
автомобиля.
Sп=lр+St+lзб
lp – путь
пройденный автомобилем за время реакции водителя
lp=(v*tp)/3,6
при v≥100 км/ч tp=2,4 с, при v<100 км/ч tp=1,6 с
lp=(95*1,6)/3,6=42,2м
St –
тормозной путь
St=(ke*v2)/(254*φ)
ke ––
коэффициент надежности тормозов
ke= 1,2
φ –
коэффициент продольного сцепления
φ=0.4
St=(1,2*9,52)/254*0.4=106.6
lзб – зазор
безопасности
lзб=5 м
Sп=106.6+42.2+5
= 153.8м
По СНиП для
ΙΙ категории автомобильной дороги Sп=250 м
3.4
Определение радиусов вертикальных кривых в продольном профиле
а)
Определение радиуса вертикальных выпуклых кривых:
Определяем из
условия обеспечения видимости поверхности дорожного покрытия
d – высота
глаза водителя легкового автомобиля над поверхностью дороги = 1,2 м
Rвып=S2п/(2*d)
(м)
Rвып=2502/(2*1,2)=26041.6666=26042
м
По СНиП для
ΙΙ категории автомобильной дороги Rвып=15000 м
Выпуклая
кривая
б)
Определение радиуса вертикальных вогнутых кривых:
Определяем из
условия видимости поверхности проезжей части дороги при свете фар.
Rвогн=Sп2/2*(hф+Sп*tgα)
α = 2-30
hф лег –
высота фар автомобиля, м = 0,7 м
Rвогн=2002/2*(0,7+200*tg20)
=3180 м
По СНиП для
ΙΙ категории автомобильной дороги Rвогн=5000 м.
Вогнутая кривая
Итоговая таблица:
№
|
Технические показатели
|
ед. измерен.
|
по СНиП
|
по расчету
|
принято
|
1
|
Категория дороги
|
м
|
ΙΙ
|
ΙΙ
|
ΙΙ
|
2
|
Ширина полосы движения
|
м
|
3,75
|
3,825
|
3,75
|
3
|
Ширина проезжей части
|
м
|
7,5
|
7,65
|
7,5
|
4
|
Ширина обочины
|
м
|
3.75
|
|
3,75
|
5
|
Ширина земляного
полотна
|
м
|
15
|
12,65
|
15
|
6
|
Расчетная скорость
|
км/ч
|
120
|
120
|
120
|
7
|
Наименьшее расстояние
видимости
|
м
|
250
|
153.8
|
250
|
8
|
Наименьшие радиусы
кривых в плане
|
Без виража
|
м
|
2000
|
1421
|
2000
|
С виражом
|
м
|
800
|
374
|
800
|
9
|
Наименьшие радиусы вып.
и вогн. кривых
|
Rвып
|
м
|
15000
|
26042
|
15000
|
Rвогн
|
м
|
5000
|
3180
|
5000
|
10
|
Длина переходной кривой
|
м
|
120
|
97.6
|
120
|
III. Проектирование трассы на карте и продольного профиля
1. Требования
к нанесению трассы
1) Трасса
должна быть max приближена к воздушной линии;
2) Трасса
должна пересекать min число водных преград, автомобильных и железных дорог;
3) Прокладка
трассы должна вестись через непригодные для с/х нужд земли, в обход населенных
пунктов, лесных массивов и других ценных объектов;
4) Чтобы
ожидаемые объемы земляных работ были min должен учитываться рельеф местности
при прокладке линии.
5) В одном
уровне разрешается устраивать пересечения дорог 2 категории с дорогами 4 и 5
категории,а так же дорог 3,4 и 5 категорий между собой.
Нанесение
воздушной линии:
К=Lтр/Lвоз л
=>1
К=12,35/12,1=1
Разбивка
круговых кривых:
Д – домер
Т – тангенс
К – кривая
Б –
биссектриса
R – радиус
Р – прямая
вставка
Д=2Т-К
Т=R*tgα/2
К=(π*R*α)/1800
Б=R*(sec(α/2)-1)=Т2/2*R
Итоговая
таблица:
Показатели
|
Единицы изм.
|
Трасса
|
1
|
Длина воздушной линии
|
м
|
12,1
|
2
|
Длина трассы
|
м
|
12,35
|
3
|
Количество поворотов
|
шт.
|
1
|
4
|
Количество пересечений
(с ж/д, а/д, водными препятствиями)
|
шт.
|
2
|
5
|
Количество мостов и
путепроводов
|
шт.
|
1
|
2. Проектирование
продольного профиля
2.1
Определение отметок поверхности земли
Определяем
отметки поверхности земли для всех пикетов, элементов закругления, а также точек
на трассе, пересекаемых горизонтально и все пересечения.
Точки
|
Высотные отметки,м
|
ПК 0+00
|
55,00
|
ПК 0+60
|
52,50
|
ПК 1+00
|
50,00
|
ПК 1+40
|
45,00
|
ПК 1+90
|
40,00
|
ПК 2+00
|
41,00
|
ПК 2+40
|
50,00
|
ПК 2+70
|
52,50
|
ПК 3+00
|
52,90
|
ПК 3+30
|
56,00
|
ПК 3+90
|
57,50
|
ПК 4+00
|
57,67
|
ПК 4+58
|
57,69
|
ПК 5+00
|
57,71
|
ПК 6+00
|
57,86
|
ПК 6+30
|
60,00
|
ПК 7+00
|
63,00
|
ПК 7+15
|
65,00
|
ПК 8+00
|
69,17
|
ПК 8+20
|
70,00
|
ПК 8+70
|
75,00
|
ПК 8+95
|
76,67
|
ПК 9+00
|
78,33
|
ПК 9+10
|
80,00
|
ПК 10+00
|
83,57
|
ПК 11+00
|
80,71
|
ПК 11+10
|
80,00
|
ПК 11+80
|
75,00
|
ПК 12+00
|
76,00
|
ПК 12+35
|
78,00
|
2.2
Определение минимальной допустимой высоты насыпи из условий снегозаносимости
h = Hсн+∆hбр
Hсн – толщина
снежного покрова, м
Hсн = 0,53 м
∆hбр
–минимальное возвышение бровки насыпи
∆hбр=0.7м
h = 0,55+0,7
= 1,25м
2.3 Основные
требования к проектной линии
а) Для
построения проектной линии задаются руководящей рабочей отметкой
снегозаносимости;
б) В
пониженных точках рельефа, где предполагается скопление воды предусматривают
водопропускные трубы. Внутренним диаметром 1,5 м, внешним 2 м и высотой земли над трубой 0,5 м;
в) Наибольший
продольный уклон должен быть не более допустимого;
г) При
наличии пересечения трассы с автомобильными или железнодорожными дорогами
проектируется путепровод.
2.4 Переход из выемки в насыпь
Хлев =
(Нлев/(Нлев+Нпр))*L
2.5 Вогнутые и выпуклые кривые
Б = Т2/2*R
Т = R*∆i/2
К = 2*Т
y = х2/2*R
III.
Проектирование дорожной одежды
Nпр.общ. = ∑ki*Ni =
634*0,055+212*0,111+296*0,563+761*0,498+635*0,288=786.9 авт/сут
Nр =
f*Nпр.общ. = 0,55* Nпр.общ. = 0,55*786.9 = 432.8 авт/сут
kc =
(qТсл-1)/(q-1)- коэффициент суммирования
kc =12
q = 1,02 –
показатель изменения интенсивности движения по годам
Тсл = 10 лет
– срок службы
Трдг = 145 –
расчетное число расчетных дней в году, соответствующих определенному состоянию
деформации конструкции
kп = 1,49 –
коэффициент учитывающий вероятность отклонения суммарного движения от среднего
ожидаемого
∑Nр=0,7*
Nр *Трдг*kп*kс/qTa-1
∑Nр=0.7*432.8*145*1.49*12/1.48=530712
приложений
С = 3,20 –
эмпирический параметр для расчетной нагрузки на ось
Определяем
минимальный требуемый модуль упругости дорожной одежды
Емин=98,65*(lg(∑Nр)-C)
Емин=98.65*(lg(530712)-3.20)=249
kтрпр = 1,2 –
требуемый коэффициент прочности
Еобщ = Емин
*kтрпр = 249*1,2 = 298.8 мПа
мелко
зернистый асфальтобетон, тип А, h=6 Е=3200 мПа
крупно
зернистый пористый асфальтобетон h=8, Е=2000 мПа
щебень
известняковый,мелкозернистый,укрепленный битумом h=10, E=450
щебень известняковый
h=29, E=350
песок h=30,
Е=130 мПа
грунт h=28,
E=60 мПа
Список литературы
1. Бабков В.Ф., Андреев
О.В. Проектирование автомобильных дорог ч. I и II, -М.: Транспорт, 1987.
2. Автомобильные дороги.
Примеры проектирования. /Под. ред. В.С. Порожнякова -М.: Транспорт, 1983
3. СНиП 2.05.02-85
Автомобильные дороги. Нормы проектирования. -М.: Госстрой СССР, 1986.
4. Справочник
инженера-дорожника. Проектирование автомобильных дорог. -М.: Транспорт, 1989.
5. Антонов Н.М. и др.
Проектирование и разбивка вертикальных кривых на автомобильных дорогах. -М.:
Транспорт, 1968.