Проект участка автомобильной дороги в сложных условиях
Федеральное
агентство по образованию
Вологодский
государственный технический университет
Кафедра
“Автомобильные дороги”
Курсовая
работа по ИПАД
Тема: Проект
участка автомобильной дороги в сложных условиях
Вологда
2009
Содержание
1. Пересечение дорог в одном уровне
1.1 Описание пересечения в одном
уровне
2. Пересечение дорог в двух уровнях
2.1 Разработка продольного профиля на
подходах к пересечению для дорог АВ и СD в двух уровнях
2.2 Описание пересечения в двух
уровнях
3. Водопропускная труба
3.1 Расчет стока с малого
водосборного бассейна для водопропускной трубы
3.2 Определение размеров трубы
3.3 Ведомости объемов работ
4. Отвод земель для участка
автомобильной дороги протяженностью 2 километра
4.1 Привязка типовых проектных
решений
4.2 График постоянного отвода земель
для участка автомобильной дороги ПК 19+00 – ПК 39+00
Приложение 1
Список используемых источников
1. Пересечение дороги в
одном уровне
1.1 Описание пересечения
Привязка типового
проектного решения пересечения в одном уровне на ПК 10+60. Эксплуатационно-техническая
категория главной дороги III,
второстепенной IV. Тип
пересечения 3-А-1 – пересечение с устройством переходно-скоростных полос на
главной и второстепенной дорогах. Угол пересечения 90°. Уклоны по главной
дороге к пересечению с ПК 8+10 по ПК 8+90 - 13‰, с ПК 8+90 по ПК 10+60 - 5‰, от
пересечения, с ПК 10+60 по ПК 13+10 - 5‰. По второстепенной дороге от
пересечения и к пересечению 25‰. Длина переходно-скоростных полос назначается в
зависимости от эксплуатационно-технической категории дороги и продольного
уклона. Радиусы закруглений назначаются в зависимости от типа пересечения и
эксплуатационно-технической категории главной и второстепенной дороги. По
главной дороге устроены треугольные направляющие островки, а на второстепенной
каплевидные. Схема пересечения и поперечные профили представлены на рисунке 1.
Условные обозначения на
пересечении:
- длина отгона ширины проезжей части
и обочин второстепенной дороги, м;
- длина разделительной полосы,
отделяющей переходно-скоростную полосу от основной полосы движения, м;
- длина отгона разделительной
полосы, отделяющей переходно-скоростную полосу от основной полосы движения;
b - ширина полосы движения или
переходно-скоростной полосы дороги, м;
c - ширина полосы движения
второстепенной дороги на участке примыкания, м;
a - ширина полосы торможения
(накопления), наибольшая ширина направляющего островка полосы торможения
(накопления);
bk - наибольшая ширина каплевидного
направляющего островка, м;
d, d1 - ширина обочин дороги, м;
f, f1 - наименьшая ширина укрепленной полосы обочин, м;
f2 - наименьшая ширина укрепленной
полосы на разделительной полосе, м;
c1 - ширина проезжей части съезда, м;
SР - длина полосы разгона, м;
ST - длина полосы торможения, м;
STH - длина полосы торможения
(накопления), м;
- длина отгона переходно-скоростной
полосы, м;
- длина участка перестроения, м;
- длина участка разгона и
перестроения, м;
- длина участка перестроения и
торможения, м.
2. Пересечение дорог в
двух уровнях
2.1 Разработка
продольного профиля на подходах к пересечению для дорог АВ и СD в двух уровнях
Пересечение в двух
уровнях разрабатывается на ПК 10+60 по дороге АВ и на ПК 75+00 на дороге СD. Продольные профили запроектированы
методом тангенсов в основном по обертывающей, проектные отметки на вертикальных
кривых пересчитаны с учетом поправки в скобках.
Описание продольного
профиля дороги АВ.
Техническая категория автомобильной
дороги IV, продольные уклоны соответствуют
требованию СНиП 2.05.02-85 и не превышают 60‰. Радиусы минимальных выпуклых и
вогнутых кривых соответствуют требованию СНиП, более 5000 м. и 2000 м. и приняты максимально возможными с учетом рельефа местности для улучшения движения
автотранспорта по дороге. Рекомендуемая рабочая отметка 151,45 м. С ПК 0+00 по ПК 1+55 запроектирована выемка глубиной до 1,30 м. Проектная линия запроектирована из прямых вставок, вогнутых и выпуклых кривых. С ПК 0+00 по
ПК 4+50 запроектирована прямая вставка протяженностью 450 м. с продольным уклоном 13‰, далее с ПК 4+50 по ПК 7+50 запроектирована вогнутая вертикальная
кривая протяженностью 300 м. радиусом 15000 м., тангенс 150 м., биссектриса 0,75 м. С ПК 7+50 по ПК 10+50 запроектирована выпуклая кривая встык предыдущей
вогнутой кривой. Длина выпуклой кривой составляет 300 м., радиус 25000 м., тангенс 150 м., биссектриса 0,45 м. С ПК 10+50 по ПК 10+62 запроектирована
прямая вставка длинной 12 м. с продольным уклоном 5‰. С ПК 10+62 по ПК 13+38
запроектирована выпуклая кривая протяженностью 276 м., тангенс 138 м., радиус кривой 23000 м., биссектриса 0,414 м. С ПК 13+38 по ПК 13+46,9 запроектирована прямая вставка длинной 8,9 м. с продольным уклоном 17‰. С ПК 13+46,9 по
ПК 18+99 запроектирована вогнутая кривая, протяженностью 552 м. радиусом 23000, тангенсом 276 м. и биссектрисой 1,656 м. С ПК 18+99 по ПК 20+00 запроектирована прямая вставка длиной 101 м., с продольным уклоном 7‰.
Описание продольного
профиля дороги CD.
Техническая категория
автомобильной дороги II,
продольные уклоны соответствуют требованию СНиП 2.05.02-85 и не превышают 40‰.
Радиусы минимальных выпуклых и вогнутых кривых соответствуют требованию СНиП,
более 15000 м. и 5000 м. и приняты максимально возможными с учетом рельефа
местности для улучшения движения автотранспорта по дороге. Рекомендуемая
рабочая отметка 145,45 м. С ПК 75+91 по ПК 77+80 запроектирована выемка
глубиной до 2,15 м. Проектная линия запроектирована из прямых вставок, вогнутых
и выпуклых кривых. С ПК 67+60 по ПК 69+27,5 запроектирована прямая вставка
протяженностью 167,5 м. с продольным уклоном 5‰, далее с ПК 69+27,5 по ПК 72+72,5
запроектирована выпуклая вертикальная кривая протяженностью 345 м. радиусом 15000 м., тангенс 172,5 м., биссектриса 0,99 м. С ПК 72+72,5 по ПК 73+59 запроектирована прямая вставка длиной 86,5 м., с продольным уклоном 18‰. С ПК 73+59 по
ПК 76+41 запроектирована вогнутая вертикальная кривая протяженностью 282 м., радиус кривой 6000 м., тангенс 141 м., биссектриса 1,66 м. С ПК 76+41 по ПК 76+60 запроектирована прямая вставка длинной 19 м. с продольным уклоном 29‰. С ПК 76+60 по ПК 81+40
запроектирована выпуклая кривая протяженностью 480 м., тангенс 240 м., радиус кривой 15000 м., биссектриса 1,92 м. Продольные профили представлены на рисунке 2.
2.2 Описание пересечения
в двух уровнях
Схема пересечения дорог в
двух уровнях - клеверный лист состоит из 4 левоповоротных и 4 правоповоротных
съездов. Дорога II технической
категории проходит в нижнем уровне, а дорога IV категории в верхнем так как, по экономическим соображениям
целесообразнее дорогу высшей категории прокладывать в нижнем уровне, а низшей
категории в верхнем. Габарит приближения определяется по ГОСТ Р52748-2007
“Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения”, в
соответствии с ГОСТ габарит приближения принят 4,5 м. Для развязок в разных уровнях нормируются величины съездов. Для вычисления минимальных
радиусов закругления правоповоротных съездов из СНиП 2.05.02-85 “Автомобильные
дороги” выбирается расчетная минимальная скорость движения с учетом технической
категории автомобильной дороги, с которой съезжают автомобили. Для II технической категории расчетная
скорость 60 км/ч., радиус 150 м, и для IV категории расчетная скорость 50 км/ч., радиус 100м. На левопоротных съездах радиусы принимаются для II технической категории 60 м. и более, для IV технической категории 50 м. и более. Длина переходно-скоростных полос назначается в зависимости от категории дороги,
продольного уклона. Чертеж пересечения дорог в двух уровнях, поперечные профили
и водоотвод представлены в приложении 1.
3. Водопропускная труба
3.1 Расчет стока с малого
водосборного бассейна для водопропускной трубы
Привязка типового
проектного решения водопропускной трубы на ПК 37+20
1.
Изображаем на
карте водосборный бассейн, анализируя рельеф местности.
Водосборный бассейн
показан на карте в курсовом проекте Участка автомобильной дороги АВ.
2.
Считаем площадь
водосборного бассейна методом палетки
3.
Изображаем на
карте главный лог водосборного бассейна
Lгл. лога=1360 м.
4.
Определяем уклон
главного лога
5.
Определить
средний уклон склонов лога по карте
6.
Определение
расчетного расхода воды в бассейне
Для этого необходимо
рассчитать расход ливневого стока Qр% лив. и
расход снегового стока Qр%
снег, выбрать
больший из рассчитанных расходов.
р% - вероятность
превышения расчетного расхода, для рассчитываемой трубы р%= 3%, т. к.
техническая категория проектируемой дороги IV.
Расчет расхода воды для
трубы
Исходные данные:
δ=1
Н1%=80 мм.
Тип кривой редукции
осадков – 2
р%=3%
λр%=0,86
χ=0,33
χр=9
φ0=0,3
n5=0,8
nск=0,25
α1=1
n2=0,22
hср=200 мм.
Сv=0,3
Определение ливневого
расхода
Коэффициент стока
Гидроморфологическая
характеристика русла
τск=86, qр=0,068
Определение расчетного
расхода снегового стока
Из двух полученных
расходов от ливневого стока и талых вод в качестве расчетного принимают большее
значение QР%=1,31 м3/с
3.2 Определение размеров
трубы
Исходные данные:
d=1 м.
Q%=1,4 м3/с
hкр=0,69 м.
hсж=0,62 м.
iкр=4‰
Тип входного звена
цилиндрический
H=1,15 м.
Vвых=2,7м/сек
ПК 37+20
Рис. 3 Поперечный профиль
L1 – длина средней части трубы без входного и выходного
звеньев.
Рис. 4 Схема средней
части, входного и выходного оголовка трубы
Принимаю 3-х метровые
звенья – 6 шт.
2-х метровые – 1 шт.
Рис. 5 Схема расположения
звеньев трубы
Назначение типов
элементов трубы
Пусть труба будет
безфундаментная, уложенная на гравийно-песчаную подушку.
Рис. 6 Звено оголовка
круглое
Марка блока ЗКП 15.170
а=122 см.; b=161 см.; с=170 см.; δ=10 см.
Рис. 7 Звено средней
части
2-х метровое: Марка блока
ЗКП 19.200 а=120 см.; b=121
см.; с=200 см.; δ=10 см.
3-х метровое: Марка блока
ЗКП 19.300 а=120 см.; b=121
см.; с=300 см.; δ=10 см.
Рис. 8 Откосные стенки.
2 шт. марка блока СТ 1 п.
а=185 см.; b=227 см.; с=30 см.
2 шт. марка блока СТ 1 л. а=185 см.; b=227 см.; с=30 см.
Рис. 9
Противофильтрационный экран.
Марка блока Ф 264; а=70
см.; b=120 см.; с=302 см.
Отверстие, м
|
Тип оголовка
|
Звенья оголовка, железобетон
|
Откосные стенки , железобетон
|
Монолитный бетон лотка, бетон В20, м3
|
Оклеечная гидроизоляция, м²
|
Тип фундамента гравийно-песчаный
|
Бетон В 30, м³
|
Арматура, кг
|
Бетон В 20, м3
|
Арматура А – I,
кг
|
А – I
|
A – III
|
Рытье котлована, м3
|
Засыпка котлована, м3
|
Подготовка из щебня или гравия, м3
|
Гравийно – песчаная смесь, м3
|
Блоки экрана, железобетон
|
Обмазочная гидроизоляция, м²
|
Бетон В 20, м3
|
Арматура, кг
|
А – I
|
A – III
|
1,0
|
С цилиндрическим звеном
|
1,96
|
44,6
|
116,4
|
3,56
|
159,6
|
1,14
|
1,0
|
48,2
|
30,4
|
1,0
|
11,2
|
2,02
|
79,2
|
-
|
47,8
|
3.3 Ведомости объемов
работ
Таблица 1
Объем основных работ на
оголовки
Таблица 2
Объемы основных работ на
среднюю часть трубы
Отверстие, м
|
Высота насыпи, м
|
Толщина звена, см
|
Звенья, железобетон
|
Оклеечная гидроизоляция, м²
|
Конопатка швов, пакля, кг
|
Тип фундамента
|
|
Бетон В 30, м³
|
Арматура, кг
|
Гравийно - песчаный
|
|
А - I
|
A - III
|
Обмазочная гидроизоляция, м²
|
Гравийно – песчаная смесь, м3
|
Заполнение пазух гравийно- песчаной смесью, м3
|
Рытье котлована, м3
|
|
|
1,0
|
4,1 - 7,0
|
10
|
9,6
|
206
|
626
|
10
|
10,4
|
66
|
8
|
-
|
14
|
|
Таблица 3
Спецификация блоков на
трубу ПК 37+20
Марка
|
Наименование
|
Кол.
|
Масса, т
|
Примечание
|
ЗКП 15.170
|
Звено оголовка
|
2
|
5,0
|
|
ЗКП 19.200
|
Звено средней части
|
1
|
2,0
|
|
ЗКП 19.300
|
Звено средней части
|
6
|
18,0
|
|
СТ 1л(п)
|
Откосная стенка
|
4
|
8,8
|
|
Ф 264
|
Блок экрана
|
2
|
7,6
|
|
Таблица 4 Ведомость
объемов сборных элементов на трубу на ПК
37+20
Наименование работ
|
Материал
|
Ед.изм
|
Кол-во
|
Рытье котлована
|
|
м3
|
62,2
|
Подготовка под трубу
|
гравийно-песчаная
|
гравийно-песчаная смесь
|
м3
|
19,2
|
щебеночная
|
щебень
|
м3
|
1,0
|
Монолитный бетон фундамента
|
бетон В20
|
м3
|
–
|
Бетон лотка
|
бетон В20
|
м3
|
1,14
|
Заполнение пазух
|
бетон В20
|
м3
|
–
|
Конопатка швов паклей
|
пакля пропит. битумом
|
кг
|
10,4
|
Сборный железобетон
|
–
|
м3
|
16,54
|
Сборный бетон
|
–
|
м3
|
–
|
Итого кладки
|
–
|
м3
|
17,68
|
Обмазочная гидроизоляция
|
мастика …
|
м2
|
113,8
|
Оклеечная гидроизоляция
|
мастика…
|
м2
|
11,0
|
Засыпка котлована
|
–
|
м3
|
30,4
|
Укрепление
|
монолитный бетон
|
Бетон В20
|
м3
|
6,5
|
каменная наброска
|
Камень
|
м3
|
2,7
|
4 Отвод земель для
участка автомобильной дороги протяженностью 2 километра
4.1 Привязка типовых
проектных решений
Отвод земель выполняется
для участка автомобильной дороги, IV технической категории от ПК 19+00 до ПК 39+00, для расчета приняты:
-
ширина полосы
движения 3 метра;
-
ширина обочины 2 метра;
-
ширина земляного
полотна поверху 10 метров;
-
канавы приняты
трапециидальной формы;
-
ширина канавы по
дну 0,6 метров;
-
глубина канавы 0,6 метров;
-
заложение откосов
земляного полотна для насыпи высотой:
·
до 1,5 метров - 1:3;
·
от 1,5 до 6 метров – 1:1,5
Для каждого пикета на
рассматриваемом участке выполняем расчет ширины полосы отвода.
Поперечные профили
Рис. 11 Поперечные
профили земляного полотна
4.2 График постоянного
отвода земель для участка автомобильной дороги ПК 19+00 – ПК 39+00
Таблица 6
Таблица определения
ширины полосы отвода
ПК +
|
Lлев, м.
|
Lпр, м.
|
19+00
|
11,18
|
8,78
|
20+00
|
11,25
|
11,25
|
20+67
|
11,69
|
11,69
|
20+80
|
9,59
|
9,59
|
21+00
|
9,68
|
22+00
|
10,28
|
10,28
|
23+00
|
10,28
|
10,28
|
24+00
|
9,08
|
9,08
|
24+14
|
11,69
|
11,69
|
25+00
|
10,28
|
12,68
|
26+00
|
9,15
|
9,15
|
27+00
|
11,85
|
11,85
|
27+80
|
16,67
|
14,27
|
Продолжение табл. 6
28+20
|
15,44
|
13,04
|
29+00
|
12,83
|
10,43
|
30+00
|
11,28
|
11,28
|
31+00
|
12,75
|
12,75
|
32+00
|
12,08
|
9,68
|
33+00
|
11,63
|
9,23
|
34+00
|
12,53
|
10,13
|
35+00
|
13,43
|
11,03
|
36+00
|
12,23
|
9,83
|
36+50
|
11,85
|
9,45
|
37+00
|
9,83
|
9,83
|
37+55
|
9,11
|
9,11
|
38+00
|
11,42
|
9,02
|
39+00
|
10,53
|
10,53
|
Таблица 7
Таблица по видам отвода
Участки а.д.
|
Площадь отвода
|
Всего
|
Вид и номер
отвода
|
Лес
|
Кустарник
|
Пашня
|
Слева от
дороги
|
19+00-20+00
|
|
|
0,11
|
0,11
|
20+00-20+67
|
|
|
0,08
|
0,08
|
20+67-20+80
|
|
|
0,01
|
0,01
|
20+80-21+00
|
|
|
0,02
|
0,02
|
21+00-22+00
|
|
0,1
|
|
0,1
|
22+00-23+00
|
|
0,1
|
|
0,1
|
23+00-23+20
|
|
0,02
|
|
0,02
|
23+20-24+00
|
|
|
0,08
|
0,08
|
24+00-24+14
|
|
|
0,015
|
0,015
|
24+14-25+00
|
|
|
0,09
|
0,09
|
25+00-26+00
|
|
|
0,1
|
0,1
|
26+00-27+00
|
|
|
0,1
|
0,1
|
27+00-27+80
|
|
|
0,11
|
0,11
|
28+20-29+00
|
|
|
0,11
|
0,11
|
29+00-30+00
|
|
|
0,12
|
0,12
|
30+00-31+00
|
|
|
0,12
|
0,12
|
31+00-32+00
|
|
|
0,124
|
0,124
|
32+00-33+00
|
|
|
0,12
|
0,12
|
33+00-34+00
|
|
|
0,121
|
0,121
|
34+00-35+00
|
|
|
0,13
|
0,13
|
35+00-36+00
|
|
|
0,13
|
0,13
|
36+00-36+50
|
|
|
0,06
|
0,06
|
36+50-36+60
|
|
|
0,01
|
0,01
|
36+60-37+00
|
0,04
|
|
|
0,04
|
37+00-37+20
|
0,02
|
|
|
0,02
|
37+20-37+55
|
|
|
0,033
|
0,033
|
37+55-38+00
|
|
|
0,046
|
0,046
|
38+00-38+20
|
|
|
0,022
|
0,022
|
38+20-39+00
|
|
0,088
|
|
0,088
|
Итого слева
|
0,06
|
0,308
|
1,801
|
2,169
|
Справа от
дороги
|
19+00-20+00
|
|
|
0,10
|
0,10
|
20+00-20+67
|
|
|
0,08
|
0,08
|
20+67-20+80
|
|
|
0,01
|
0,01
|
20+80-21+00
|
|
|
0,02
|
0,02
|
21+00-22+00
|
|
0,1
|
|
0,1
|
22+00-23+00
|
|
0,1
|
|
0,1
|
23+00-23+20
|
|
0,02
|
|
0,02
|
23+20-24+00
|
|
|
0,08
|
0,08
|
24+00-24+14
|
|
|
0,015
|
0,015
|
24+14-25+00
|
|
|
0,1
|
0,1
|
25+00-26+00
|
|
|
0,1
|
0,1
|
26+00-27+00
|
|
|
0,1
|
0,1
|
27+00-27+80
|
|
|
0,1
|
0,1
|
28+20-29+00
|
|
|
0,09
|
0,09
|
29+00-30+00
|
|
|
0,11
|
0,11
|
30+00-31+00
|
|
|
0,12
|
0,12
|
31+00-32+00
|
|
|
0,112
|
0,112
|
32+00-33+00
|
|
|
0,095
|
0,095
|
33+00-34+00
|
|
|
0,097
|
0,097
|
34+00-35+00
|
|
|
0,11
|
0,11
|
35+00-36+00
|
|
|
0,104
|
0,104
|
36+00-36+50
|
|
|
0,05
|
0,05
|
36+50-36+60
|
|
|
0,01
|
0,01
|
36+60-37+00
|
0,039
|
|
|
0,039
|
37+00-37+20
|
0,02
|
|
|
0,02
|
37+20-37+55
|
|
|
0,033
|
0,033
|
37+55-38+00
|
|
|
0,032
|
0,032
|
38+00-38+20
|
|
|
0,02
|
0,02
|
38+20-39+00
|
|
0,078
|
|
0,078
|
Итого справа
|
0,059
|
0,298
|
1,688
|
2,045
|
Всего по
дороге
|
0,119
|
0,606
|
3,489
|
4,214
|
Вывод: Для постоянного
отвода под автомобильную дорогу от ПК 19+00 до ПК 39+00 требуется всего 4,214 га земли, в том числе по видам отвода: а) лес – 0,119 га, кустарник – 0,606 га, пашня – 3,489 га. По землепользователям: а) Гослесфонд – 0,725 га, совхоз Добрынино – 3,489 га.
Список используемых
источников
1. Строительные нормы
и правила: СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. - Введ. 01.01.87.-М.:
Стройиздат, 1986.-56 с.
2. Строительные нормы и правила: СНиП
2.05.03-2000. Мосты и трубы.- Введ.01.01.86. – М.: Стройиздат, 2001.-200 с.
3. Технические указания по
проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог. ВСН 103-74. – М.:
Транспорт, 1975.- 64 с.
4. Типовые материалы для
проектирования 503-0-51.89. Пересечения и примыкания автомобильных дорог в
одном уровне. – М.: Союздорпроект, 1989. – 40с.
5. Типовой альбом для проектирования
3.501.1-144. Трубы водопропускные круглые железобетонные сборные для железных и
автомобильных дорог
6. Водопропускные трубы на
автомобильных дорогах: Методические указания для курсового и
дипломного проектирования. – Вологда: ВоГТУ, 2006. – 36 с.
7. Пересечение и примыкания
автомобильных дорог в одном уровне: Методические указания для курсового и дипломного
проектирования – Вологда: ВоГТУ, 2005. – 28 с.