Общество как форма жизнедеятельности людей
РЕФЕРАТ
по курсу «Естествознание»
по теме: «Общество как форма жизнедеятельности людей»
1. Понятие
общества
На первый взгляд вопрос о том, что
такое общество, представляется довольно простым. Общество — это совокупность
людей. Действительно, без людей нет общества, но только такой ответ был бы
неполным, поверхностным. Он не учитывает неизбежно складывающихся между людьми
отношений; которые объединяют их, связывают в единую целостность. Такие
отношений, устанавливающиеся в процессе совместной человеческой практической и
духовной деятельности, называются общественными отношениями. Эти отношения воспроизводятся
в деятельности людей и носят столь устойчивый характер, что многие Поколений
могут сменять друг друга, а тип связей, характеризующих данное конкретное
общество, остается.
Таким образом, общество — это
конкретно-историческая система сложившихся закономерным образом отношений, в
которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности. Разумеется, это не
единственно возможное определение общества, которое настолько сложно и многогранно,
что допускает множество исследовательских подходов, все более
дифференцирующихся по мере его усложнения. Общество можно рассматривать как
способ существования человека, выделяя При этом деятельность, поведение,
общение людей, которые проявляются во всех видах общественных отношений. Общество
можно рассматривать как функциональную систему с точки зрения тех функций,
которые оно выполняет, например, функции целеполагания, адаптации, интеграции,
самосохранения. Если посмотреть на общество как на трансформационную систему,
то на передний план выходят процессы развития, изменения общественных
отношений.
Общество — это определенный способ
существования людей, обособившаяся от природы часть материального мира, которая
включает в себя формы и способы объединения и взаимодействия людей, отражающие
их всестороннюю зависимость друг от друга. Человек, будучи природным и
социальным существом, устремлен к миру, к обществу, в котором он формируется
как человек разумный, как личность.
Социализация — это включение
человека в развивающийся общественный организм, в процессе которого он
усваивает опыт предшествующих поколений и современников, приобретает знания и
навыки, способы поведения, культуру. Эту общественную ориентацию можно назвать
коллективистской устремленностью. Стремление человека к индивидуальному
самовыражению можно определить как индивидуалистическую направленность.
В том или ином обществе, у того или
иного человека мера коллективистской и индивидуалистической устремленности
различна.
Определенным типам общества
соответствуют и определенные типы личности. Так, на ранних этапах человеческой
истории доминирует коллективистский тип личности. Здесь человек устанавливает
свои отношения с миром, социальным, природным в основном через коллектив.
Хорошо известен институт «остракизма» или выселение из общины в античной
культуре, что являлось самым серьезным наказанием. В эпоху Возрождения в
европейской культуре начинается процесс все большей индивидуализации сознания и
поведения людей, что нашло свое выражение в формировании к XIX в. нового
буржуазного типа общества, новой индустриальной культурно-исторической эпохи.
Существует глубинная взаимосвязь
между сущностью общества и сущностью самого человека, спецификой его бытия.
Поэтому при определении понятия «общество» мы должны прежде всего отразить эту
взаимосвязь.
Общество — это специфический, т.
е., отличающийся от остального животного мира способ организации
жизнедеятельности людей, отражающий особённости бытия человека, его
коллективистскую и индивидуалистическую устремленность.
По мере выявления сложности и
многообразия общественной жизни постоянно усиливалось стремление ученых
отыскать какое-то общее основание, общий знаменатель, к которому могло бы быть
сведено все это многообразие.
Ответ на этот вопрос заключается в
том, что все внешне многообразные явления общественной жизни представляют в
сущности ту или иную- разновидность совместной деятельности людей. Так
рассуждал О. Конт, основоположник социологии. М. Вебер считал основой жизни
общества социальное, действие, понимая под ним человеческое поведение,
ориентированное на другого человека. По словам К. Маркса, общество — продукт взаимодействия
людей. Таким образом, все многообразие общественных явлений представляет в
своей сущности тот или иной вид жизнедеятельности. Наличие у общества единой
основы в форме жизнедеятельности людей не исключает представления о его
многомерности, сложности. Оно может быть проанализировано и с точки зрения его
социальной структуры, социальных институтов и др., но в его основе лежит
совместная жизнедеятельность людей.
2. Общественные отношения
Общественные отношения — это
отношения, который возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности. По
сути, это вся совокупная деятельность людей, формы взаимодействия между ними. В
более конкретном смысле можно сказать, что общественные отношения — это
многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями,
а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической,
культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественные
отношения именно как члены или представители тех или иных социальных общностей
или групп.
Структура общественных отношений
может быть рассмотрена с разных точек зрения. В соответствии с марксистской
концепцией, все общественные отношения делятся на материальные и духовные.
Материальные отношения интерпретируются как базисные, возникающие без
непосредственного участия сознания. Их характер определяется производительными
силами общества. Духовные отношения понимаются как производные от материальных
отношений. Они относятся к надстроечным, возникают и функционируют, проходя
через сознание людей. К духовным отношениям относятся политические, правовые,
нравственные и др. С точки зрения основных видов практики, структура
общественных отношений будет представлена двумя типами отношений. Во-первых, —
это отношения «люди — природа» (производственная практика, преобразование
человеком природы). Во-вторых, — это отношения «человек — человек»
(социально-историческая практика). Структура общественных отношений может
рассматриваться и с точки зрения субъектов общественной жизни. В этом случае
могут быть выделены отношения, возникающие между классами,
социально-этническими общностями, конфессиями, социальными и возрастными
группами, индивидами и т. д.
3. Нормы, регулирующие общественные отношения
Выделяют многие разновидности
социальных норм. Основные из них — это обычаи, традиции, правовые и моральные
нормы.
Обычаи — это правила социального
поведения, передающиеся от поколения к поколению, воспроизводящиеся в
определенном обществе или социальной группе, вошедшие в привычку, быт и
сознание их членов.
Традиции — это элементы социального
и культурного наследия, сохраняющиеся в определенных обществах, социальных
группах в течение длительного времени, процесс социального наследования, его
способы.
Правовые нормы — это установленные
государством, законом общеобязательные правила поведения. В них, как правило,
указываются условия их выполнения, субъекты регулируемых отношений, их взаимные
права и обязанности, а также санкции в случае их нарушения.
Моральные нормы — это требования
определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о
добре и зле, должном и непозволительном. Они опираются исключительно на
поддержку общества.
Различные авторы предлагают
выделять в качестве самостоятельных и другие нормы, регулирующие общественные
отношения: политические, религиозные, эстетические и др. Социальные нормы могут
складываться стихийно или создаваться сознательно, закрепляться и выражаться в
устной или письменной форме. Несмотря на большие различия между собой,
социальные нормы имеют ряд общих черт: они являются правилами поведения людей в
обществе, носят общий характер, т. е. обращены ко всем и каждому.
4. Взаимодействие общества и природы
Естественной основой жизни общества
является природа. Природа в широком смысле слова — это материя, взятая во всем
многообразии ее форм. Однако чаще это понятие употребляется в более узком и
определенном смысле, обозначая всю совокупность естественных условий
существования человека и человечества.
Природу составляют земная кора
(литосфера), воды Мирового океана, озер, рек, ледники (гидросфера), нижние слои
атмосферы (тропосфера), а также все живые организмы, обитающие в этих геофизических
сферах. Все эти составные части природы, проникая одна в другую, тесно связаны
между собой взаимным обменом веществ и энергии и представляют собой единую
саморазвивающуюся систему.
Выделение человека из мира природы
знаменовало рождение качественно нового материального единства, ибо, как
известно, человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.
Общество встало в противоречие с природой в двух отношениях:
во-первых, как социальная
действительность, оно есть не что иное, чем сама природа;
во-вторых, оно целенаправленно с
помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.
На первых порах противоречие между
обществом и природой выступало как различие. Человек создавал примитивные
орудия труда и с их помощью добывал средства к жизни. Производимые при этом
воздействия на природу мало отличались от тех, какие оказывали на нее
высокоразвитые животные. Однако полной зависимости человека от природы уже не
было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся
воздействие на окружающую среду. Развитие производства свидетельствует о
нарастающем воздействии человека на природу. Человек, став в результате труда
самым совершенным живым существом, не может обойтись без природы еще и потому,
что технические средства, "облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с
природными процессами.
Общество, как обособившаяся часть
природы, и сама природа органически взаимосвязаны. Природа и общество находятся
во взаимодействии и взаимно влияют друг на друга. Природная среда, географические
и климатические условия оказывают значительное воздействие на жизнь людей,
обусловливают во многом разнообразие обществ, особенности развития этносов,
народностей, наций. В то же время сама природа испытывает на себе
«организующую» силу общества. Человек по своему усмотрению «окультуривает»
природу, искусственно «упорядочивая» ее. И вопрос здесь заключается в мере
этого воздействия.
Всю историю взаимодействия общества
и природы можно разделить на несколько этапов. Часть ученых выделяет этапы
такого взаимодействия на основе этапов развития материального производства,
изменения его технологий. Исходя из этого, вычленяются три важнейших этапа
взаимодействия общества и природы: первый — этап ручного производства, второй —
этап машинного производства, третий — этап автоматизированного производства.
Другие исследователи рассматривают историю развития взаимодействия общества и
природы как историю последовательного снятия природных ограничений в росте
потоков вещества и энергии от природной среды к обществу на основе роста и
эффективного использования знаний. Первый этап характеризуется тем, что
производство функционирует на природной энергетической основе, второй этап
связан с промышленной революцией XVIII—XIX вв., т. е. с переходом к
искусственному производству энергии, третий этап охватывает современную НТР.
На протяжении истории менялось
отношение человека к природе. В древнем мире человек не столько
противопоставлял себя природе, сколько мыслил себя как одну из ее составных
частей. Идеалом, достойным мудреца, считалась жизнь в согласии с природой.
Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой европейской
культуре. Здесь окружающая человека природа рассматривалась, как нечто более
низкое чем человек, поскольку только он в процессе творения наделен
божественным началом — душой. Более того, природа нередко мыслилась как источник
зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом
выступала как борьба божественного начала — души с греховным телом. В эпоху
Возрождения человек открывает для себя красоту природы, ее великолепие,
начинает видеть в ней источник радости. В период становления промышленного
капитализма возникает еще один тип отношения человека к природе. Природа
начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и
как кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета. Такая
установка высказана в известных словах тургеневского героя Базарова: «Природа —
не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». Не изменилось подобное
отношение и в советское время. Без учета экологических последствий строились
гигантские заводы, гидроэлектростанции.
С особой остротой экологические
проблемы встали перед всем человечеством во 2-й половине XX в. И раньше люди
сталкивались с такими явлениями как исчерпание того или иного месторождения,
истощением тех или иных земель и т. п. Но все эти явления носили локальный
характер. Ныне они носят глобальный характер, т. е., во-первых, приобрели
планетарные масштабы, во-вторых, разрешить эти проблемы невозможно средствами
одной страны или одной группы стран, а лишь объединенными усилиями всего
человечества.
Корни экологических проблем,
причины разрушительной деятельности человека следует искать не только в
недостаточном познании некоторых природных явлений, в преднамеренной алчности
некоторых природопользователей, стремящихся исключительно к максимизации
прибыли и действующих по принципу «после меня хоть потоп», но прежде всего в
широком распространении так называемого технократического типа мышления, когда
природа рассматривается в качестве источника сырья для материального
производства. Для этого типа мышления характерно то, что человек мало
задумывается над смыслом вещей, а увлечен соотношением их различных сторон.
Решение экологических проблем зависит от способности человечества изменить
позицию по отношению к окружающему миру, изменить тип мышления. Необходимо
осознание того, что живая природа и человечество — это единый организм, что
жизнь общества — это составная часть глобального биогеохимичёского процесса. Осознать
суть экологических проблем может помочь учение о ноосфере (от греч. ноос, нус —
разум). Термин «ноосфера» впервые употребили в 20-е гг. XX в. французские
ученые Леруа и Тейяр де Шарден. Его использовал и развил, создав стройную
теорию, выдающийся русский ученый, академик В. И. Вернадский. Суть этой теории
в том, что человечество в XX в. приобрело такую техническую мощь, так влияет
своей деятельностью на биосферу, что без участия разума, без целенаправленных и
последовательных усилий со стороны государств, различных организаций, партий,
общественных движений равновесие между природой и обществом не может
сохраняться. Разумная человеческая деятельность должна стать главным
определяющим фактором взаимодействия природы и общества. Дальнейшее развитие
общества может быть только экологосообразным.
1. Белокрылова О. С.,
Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д:
Феникс, 2006.
2. Касьянов В. В.
Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Кохановский В.П., Матяш
Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных
заведений. Ростов н/Д, 2008.
4. Кравченко А. И.
Обществознание. М.: Русское слово, 2006.
5. Курбатов В. И.
Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.