Человек как субстрат культуры и как латентная личность
Человек
как субстрат культуры и как латентная личность
Проблемы человека и личности занимают в системе современного
научного знания одно из центральных мест. В современной науке традиционно
сложилось «разделение труда» между естественными и социальными дисциплинами:
первые занимаются изучением человека как биологического, природного существа,
вторые — как общественного (социального).
Среди научных дисциплин, внесших наибольший вклад в
исследование социальной природы человека, особо следует выделить социальную
(культурную) антропологию, психологию, в том числе социальную психологию и социологию.
Каждая из них имеет свой подход к человеку, определяемый ее предметной
спецификой и методологией исследования.
Принципиальное различие между указанными подходами состоит в
следующем: антропологический подход ориентирован с самого начала на изучение
природы «родового человека» и тех жизненных форм, которые выражены в культуре
как универсальном и специфически человеческом способе существования и развития
социума; психологический анализ человека обращается к изучению его «внутреннего
мира», охватывающего совокупность эмоций, чувств, познавательных и иных
психических процессов; социологический подход направлен в свою очередь на
исследование человека как личности и тех институциональных форм, которые
представлены в системе его отношений с социальной средой.
Но существует область научного знания, в которой данное
различие теряет смысл, уступая место комплексному взгляду на природу человека.
Речь идет об антропологии, одна из немногих наук о человеке,
объединяющая в своей структуре компоненты естественных и социально-гуманитарных
наук; антропологический взгляд на человека отличается целостностью и
комплексным подходом.
В целом различие исследовательских подходов в «основных»
науках, изучающих человека, можно представить в следующем виде (см.табл.).[1]
Основные параметры научных подходов
|
Антропология
|
Психология
|
Социология
|
Биологическая
|
Социальная (культурная)
|
Объект изучения
|
Человек как биологический вид
|
Человек как субъект культуры и
представитель общности или этноса
|
Человек как личность и
индивидуальность (носитель психических качеств)
|
Человек как социальный агент
(актер) и представитель социальных институтов
|
Главные явления человеческой жизни
(предмет изучения)
|
Видовые особенности (инстинкты,
реакции и пр.)
|
Культурные модели, стили и
характеристики
|
Индивидуальные и
социально-психологические особенности
|
Институциональные формы и модели:
социальные статусы, роли и диспозиции
|
Факторы интеграции людей
|
Стадность (совместность природных
условий жизни)
|
Культурная идентичность (общность
стилей и паттернов)
|
Психологическая совместимость и
общность целей и мотивации
|
Социальная идентичность и
солидарность (единство норм)
|
Факторы дифференциации людей
|
Естественные (физические) различия
|
Культурные различия
|
Психические различия
|
Социальные различия как различия
статусов и позиций
|
Человек
представляет собой многоуровневую систему, стороны которой фиксируются при
помощи частных понятий. Он является одновременно биологической и социальной,
социальной и психической системой. На этом этапе познания личность выступает
как одно из системных свойств человека.
В качестве «частных
определений» человека, имеющих системное происхождение, выступают, помимо
личности, «родовой человек», индивид и индивидуальность. Их последовательное
рассмотрение составляет содержание первой стадии комплексного анализа.
Соотношение
между ними рассматривается в науке с точки зрения трех основных аспектов.
Первый можно условно назвать «субстанциальным», поскольку он апеллирует
к субстанции (первоначалу) человеческой жизни, в качестве которого мы будем
рассматривать определенный тип его активности. Второй, формально-логический
подход, рассматривает системные свойства человека в контексте взаимосвязи
общего, особенного и единичного. И, наконец, третий подход мы называем «реляционным»,
так как его содержание связано с выделением разных типов и уровней связей
человека и общества. Рассмотрим их по порядку.
Во-первых, необходимо определить «субстанциальные»
основы существования указанных системных свойств или характеристик человека.
Они содержатся в различных формах активности — физической, психической и
социальной. С этой целью следует уточнить само понятие “активность”, определяющее
в широком смысле способ существования, а в узком — направленность жизни
человека и проявление его жизненной позиции. Мы полагаем, что данное понятие
гораздо шире по своему объему, чем понятия «деятельность» и «поведение». Оно
выражает всю сумму «внешне-внутренних» и адаптивно-адаптирующих связей человека
с миром.
Активность
характеризуется, прежде всего, единством «внешней» формы и «внутреннего»
содержания. Внешняя активность опосредует взаимодействие организма со средой, а
внутренняя — отношения между его подсистемами. При этом поведение выражает
процесс перехода внутренней активности во внешнюю, то есть внешне наблюдаемый и
непосредственный акт активности. Психическая жизнь человека является выражением
его «внутренней» активности.
На таком
понимании основано «разделение труда» между представителями поведенческого
(бихевиористского) и субъективистского подходов в социологии и психологии. Так,
«бихевиористы» в большей степени, чем «субъективисты», занимались изучением «внешних»
аспектов деятельности, тогда как последние преимущественное внимание уделяли «внутренней»
стороне человеческой активности. В отечественной социологии ближе всего к
такому пониманию находится трактовка поведения Г.В.Осипова. Социальное
поведение он характеризует как «внешнее проявление деятельности, в которой
выявляется конкретная позиция человека, его установка».[2]
Это — форма превращения активности в реальные действия по отношению к социально
значимым объектам.
Итак, в
широком смысле активность есть универсальная форма взаимодействия человека с
миром, поведение — это как активное, так и пассивное отношение субъекта к миру,
связанное, как правило, с его приспособлением к условиям среды, и, наконец,
действие рассматривается как единичная форма деятельности, определяемая
активным, сознательным и предметно-преобразующим характером.
Приведенные
выше понятия относятся к разным уровням организации человеческой жизни:
активность — ко всем уровням (биологическому, психическому и социальному),
поведение — к биологическому и социальному, действие — к психическому и
социальному.
В нашем
понимании каждому состоянию активности, рассматриваемой в ее широком значении,
соответствует определенное системное качество или свойство человека. Человек
рассматривается как целостное родовое существо, характеризующееся единством
биологических, психических и социальных начал.
С точки
зрения биологической природы он представляет собой организм — способ телесного
(физического или психофизического) существования человека. Его же
психофизические и биосоциальные свойства, взятые вместе, фиксируются понятием «индивид».
Этим понятием обозначаются переходные состояния человека от организма к
личности. Другими словами, индивид — это способ телесно-душевного существования
человека как единичного представителя всего человеческого рода. Понятие «личность»
фиксирует в себе социальное качество человека, обусловленное его деятельностью.
Таким
образом, взяв за основу философское понятие активности, мы выделяем далее
разные системные свойства, которым соответствуют определенные типы (формы)
активности:
1. организм
(человек как носитель или субстрат психофизической активности);
2. индивид
(человек как субъект «внешней» адаптивной активности, то есть поведения);
3. индивидуальность
(человек как субъект «внутренней», психофизической активности);
4. личность
(человек как субъект адаптивно-адаптирующей, внешне-внутренней,
сознательной и целенаправленной активности, то есть деятельности).
Первый
уровень относится к характеристике человека как органической реальности, второй
относится к его биопсихической и биосоциальной природе, третий — к собственно
психической, четвертый — к психосоциальной.
При этом
личность рассматривается нами как многоуровневая система:
1) как «внутренний»
момент активности (система интраиндивидных качеств — направленность, цели и
мотивы);
2) как
совокупность социальных качеств человека, определяющих его реальный статус в
обществе (система интериндивидных и межличностных качеств — социальных позиций
и ролей);
3) как «внешний»,
экстраиндивидный момент активности (система реального поведения, а также
“идеальная представленность” индивида в жизнедеятельности других людей).
Во-вторых, с формально-логической точки зрения
соотношение между понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность»
можно выразить при помощи категорий общего (всеобщего), особенного и
единичного.
«Родовой
человек» есть выражение всеобщего в человеческом бытии. Оно
характеризует целостное единство биологических, психических и социальных (социокультурных)
сторон жизнедеятельности человека. Родовой человек выступает субъектом
сущностных сил и способностей, выражающих его интегративные связи с природой,
обществом и другими людьми.
Понятие «индивид»
характеризует человека в его особенном измерении, то есть как отдельного
представителя человеческого рода. Это — биосоциальное существо, имеющее как
типические, так и особенные черты. Вместе с тем индивид концентрирует в себе
некоторые общие черты, присущие всему роду. Напротив, понятие «индивидуальность»
выражает единичное (индивидуальное качество или свойство) в человеке. Что
же касается понятия «личность», то его смысловое содержание определяется
деятельностью как специфически человеческим способом существования и развития.
Личность, как и человек вообще, есть целостное единство всеобщего, особенного и
единичного. Однако в отличие от человека вообще и организма в частности, она
существует и развивается на психологическом и социальном уровнях. Всеобщее в
ней представлено родовыми социальными качествами, особенное — типовыми чертами,
а единичное — конкретными индивидуальными свойствами, определяющими реальный
облик отдельной личности. Таким образом понятие «человек» конкретизируется с
точки зрения формально-логических связей в понятиях «всеобщее» («родовой
человек»), «особенное» (индивид), «единичное» (индивидуальность) и «единство
общего, особенного и единичного» (личность).
В-третьих, «реляционный» подход к изучению
человека характеризуется следующими признаками: «внешней» соотнесенностью
(референтностью) и «внутренней» соотнесенностью или самосоотнесенностью
(самореферентностью), «привнесенностью» («внешней» детерминированностью) и «привносимостью»
(«внутренней» детерминированностью или самодетерминированностью).[3]
Системные
свойства человека (родовой человек, индивид, индивидуальность, личность)
выражают соответственно ту или иную комбинацию указанных признаков.
Общими
характеристиками родового человека являются универсальность (способность к
выражению общеродовых интересов) и самодеятельность, то есть свободная и
сознательная деятельность. Как целостный представитель всего человеческого рода
он обладает единством референтности и самореферентности, а как
субъект самодеятельности, — «привносимостью».
В качестве
же обязательных свойств индивидуальности выступают творческая активность, уникальность,
спонтанность и автономность. Она выражает свою сущность во «внутренней»
соотнесенности, а также в «привносимости» человеком самого себя в
мир, то есть в его способности творить собственную жизнь «по своему образу и
подобию».
В данных
терминах можно определить также статус индивида. Он выступает субъектом «внешней»
соотнесенности с миром (а не только обществом) и «привносимости», то
есть «внешней» детерминированности.
Общие черты
личности — социальное качество, системность и субъектность. Е.Б.Весна
определяет личность как «внутреннюю» и «внешнюю» соотнесенность с социумом. При
этом «внутренняя» соотнесенность позволяет рассматривать ее как сумму
диспозиций — субъективного выражения «внешней» соотнесенности, то есть
объективных позиций (статусов), которые занимает личность в конкретном
обществе.[4]
Не только
социальная соотнесенность характеризует сущность личности. В равной мере она
выступает носителем «привнесенности» («внешней» детерминированности) и «привносимости»
(«внутренней» детерминированности). При этом деятельность может служить как
средством социализации, так и средством индивидуализации личности. Поэтому она
включает в себя социально-типические свойства (личность как индивид или
социальный агент) и индивидуально-психологические особенности (личность как
носитель индивидуальности).
Индивидуальность
и личность различаются между собой сферами существования. Сфера индивидуального
существования — мир в человеке, а социального — мир вне человека или точнее —
социальный мир. Иначе говоря, целостность бытия человека может быть реализована
двумя путями: индивидуальным (человек как индивидуальность) и социальным
(человек как личность). Первый путь предполагает тождество с самостью, своим
неповторимым «Я» (индивидуальность), а второй — с обществом (личность).
Тем самым
проявляется двойственная природа личности как субъекта деятельности, ее
социальная «отнесенность» и творческая «привносимость». Личность выступает не
только как референтная (соотносительная) система, опосредующая взаимоотношения
человека и социума при помощи норм и ролей, но и как самореферентная система,
стремящаяся к самореализации и творчеству.
Как
показывает анализ, личность выражает лишь одну из форм бытия человека. В
качестве субстанции ее существования выступает деятельность — способ адаптивной
и адаптирующей, сознательной и целенаправленной активности человека,
реализуемой посредством культуры в едином социальном пространстве жизни. Ведь
человек становится личностью не сразу, а лишь постепенно, шаг за шагом овладевая
всем опытом человечества, необходимым ему для осуществления полноценной
деятельности.
Человек как
личность имеет множество измерений. Он является одновременно агентом
социального действия и субъектом инноваций, индивидуальным субъектом и
представителем социальных структур и институтов. В природе личности «присутствуют»
как черты соотнесенности, «привнесенности» и рутинности, так и начала
самореферентности, «привносимости» и инновативности.
Итак, выделим
главные положения вышесказанного:
– Человек как
целостное существо обладает одной из интегральных характеристик (свойств),
соответствующих разным уровням его системной организации; он выступает
одновременно как «родовой человек», индивид, индивидуальность и личность.
– Различие
между системными свойствами человека определяется дифференциацией его
структурных сторон и уровней.
– С позиций «субстанциального»
подхода человек как личность является субъектом деятельности — сознательной и
целенаправленной активности; она соотносится с индивидом как субъектом
поведения и носителем психофизической активности, с индивидуальностью, как
своеобразием биологических и социальных качеств человека, и с «родовым
человеком», как выражением всеобщих и сущностных свойств, присущих всему
человеческому роду.
– Со стороны
«реляционного» подхода человек, рассматриваемый в его личностном качестве,
предстает как система «внешней» и «внутренней» соотнесенности с социумом, его «привнесенности»
(объективной обусловленности) и «привносимости» (субъективной значимости).
В определение
личности представители отечественной и мировой науки также демонстрируют
нам большое разнообразие. Их концепции различаются между собой как в
мировоззренческом, так и в методологическом плане. Различие в подходах к
определению личности зависит также от профессиональной принадлежности того или
иного ученого. Выделим антропологический подход.
Как мы уже
отметили, антропология является той областью исследования, которая с самого
начала своего возникновения стремилась к изучению целостной личности. Современная
социальная (культурная) антропология рассматривает личность в единстве ее
жизненных форм, выраженных в той или иной культуре, и структурных
характеристик, которые порождены и обусловлены этой культурой.
На различии
институциональных и латентных структур жизнедеятельности людей настаивал в свое
время американский теоретик Э.Тирикьян. Он показал, что развитие общества
определяется в значительной степени конфликтом институциональных и
неинституциональных феноменов. Первые составляют видимые, «наружные» слои
социальной жизни, вторые — скрытые, латентные.
Культура
составляет истинную структуру общественной жизни. Она представляет собой
многослойную систему символов (верования, моральные идеи и пр.). Эта невидимая
часть «социального айсберга» пронизывает собой институциональные отношения
людей. Поскольку культура выступает в качестве основы, конституирующей
социальную организацию во всех обществах, то антропология должна распространить
свое влияние на исследования не только примитивных, но и современных обществ. [5]
Антропологи (в
отличие от социологов) всегда ищут корни различных социокультурных явлений,
проникая в глубинные слои внеинституциональной реальности, которые отличаются
диффузным, доструктурным и во многом бессознательным характером. Они стремятся
обнаружить за внешним фасадом той или иной социальной организации обособившиеся
комплексы синкретически связанных действий, переживаний и мыслительных актов
людей.
Для
понимания способов интерпретации объективных феноменов жизни личности
значительный интерес представляют структурно-логические схемы анализа личности
и культуры, предложенные и обоснованные в работах антропологов, в частности
британских социальных антропологов Б.Малиновского и А.Рэдклифф-Брауна и
американских культурантропологов Ф.Боаса и Л.Уайта Так, Ф.Боас (1858–1942)
является родоначальником исторической школы в антропологии и этнографии. Он
выделил и обосновал два главных метода исследования культуры — исторический и
сравнительный. При помощи исторического метода жизненные формы личности
объясняются как результат особой последовательности событий, а посредством
сравнительного — как результат сопоставления частных случаев с некоторой общей,
универсальной тенденцией или типом.
Один из
основателей функционализма в социальной науке Б.Малиновский (1884–1942) впервые
дал развернутое представление о культуре как системе. Важным методологическим
требованием к проведению антропологического исследования жизненных форм и
явлений личности он считал следующее: эмпирический материал лишь тогда имеет
научную ценность, когда последовательно проводится различие между прямым (или
включенным) наблюдением, словами и мнениями местных жителей и выводами, а также
исследовательской позицией ученого. [6] Если
рассматривать личность как целостный социокультурный феномен, то в качестве его
конкретных проявлений можно выделить, по Малиновскому, три измерения: артефакты
(материальный аппарат жизнедеятельности — ресурсы), организованные типические
действия (определенные поведенческие технологии) и символические аспекты (общие
идеи и смыслы).
Второй
представитель классического функционализма в антропологии А.Рэдклифф-Браун
(1881–1955) считает, что в исследовании культуры до сих пор существует два
основных подхода и соответствующих им метода. Один из них связан с традиционной
этнологией, которая базируется на историческом методе, устанавливающем «действительные
временные связи между конкретными институтами, событиями или состояниями
цивилизации».[7] Другой
относится к теоретическим построениям социальной антропологии.
Этнология,
по его мнению, дает знание событий и их последовательности. Она не открывает
общие законы, подобно социальной антропологии, которая является по преимуществу
индуктивной наукой. Индуктивный же подход апеллирует к объяснению общих
законов, лежащих в основе развития культуры и цивилизации. На этом основании
антропологи начала XX века делали вывод о противоположности двух основных
методов исследования — исторического, базирующегося на описании конкретных
фактов, и «научного», основанного на индукции. Такое разделение Л.Уайт
(1900–1975) считает недопустимым, поскольку оно низводит историю к уровню
регистрации событий и фактов, а социальную науку характеризует исключительно
как индуктивную дисциплину. Он предлагает в свою очередь три подхода к изучению
феноменов культуры, выделяя соответственно три вида процессов развития
культуры, для каждого из которых существует свой метод интерпретации: временные
процессы описываются при помощи исторического метода, формально-временные —
эволюционизма, формально-функциональные — функционализма.
И все же
одного лишь анализа объективно существующих культурных форм, в которых
формируется и развивается личность, недостаточно для понимания ее природы. Этим
обусловлено обращение ряда антропологов к изучению психологической структуры
личности, изменяющейся в зависимости от культурного контекста общества, в
котором она живет.
В конце 20-х
годов XX века с появлением трудов Р.Бенедикт и М.Мид возникает
исследовательское направление «личность-и-культура», которое развивается
далее в работах целой плеяды известных культурных антропологов (Р.Линтон,
К.Клахкон, К.Дюбуа, А.Халлоуэлл, Дж.Хонигман, Г.Мюррей, Дж.Доллард и др.). Они
критикуют традиционные подходы в этнологии за то, что те не проявляли должного
внимания к изучению психической сферы личности.
Основные
идеи, выраженные в культурно-исторической парадигме исследования личности,
таковы:
1. «Личность
может быть изучена лишь в том случае, если будет изучена и объяснена та
культурная среда, в контексте которой данная личность сформировалась.
2. Модели
культуры соединены друг с другом посредством различных символов и представляют
многоуровневую систему, функционирование которой не может быть объяснено с
помощью традиционных этнографических подходов.
3. Необходимо
подходить к изучению развития, трансформаций, интеграции культур, основываясь
на той точке зрения, что человеческая личность сама является сложнейшей системой,
способной порождать смыслы».[8]
С целью
более глубокого и детального анализа отношений личности и культуры антропологи
вводят новые понятия и разрабатывают новые подходы.
Дж.Хонигман
вводит понятие «модель», которое означало «относительно закрепленный способ
активности, мышления и чувствования (восприятия)». Он рассматривал личность как
«культуру, отраженную в индивидуальном поведении».[9]
Еще один
американский исследователь А.Кардинер использовал понятие “проективные системы”
для обозначения результата воздействия первичных институтов культуры на
личность. Сюда относятся так называемые “вторичные” институты — религия, магия,
ритуалы, отдых и игры.
Особое место
в антропологии занимают теории базовой (базисной), статусной и модальной
личности, которые будут рассмотрены нами далее при изучении социальных типов
личности.
В результате
интенсивной научной деятельности появляется даже новая дисциплина —
психологическая антропология, изучающая «судьбу индивидов в специфическом
культурном контексте» и интерпретирующая данные при помощи методов психологии.[10]
Таким
образом, антропологический подход к исследованию личности ориентирован в
познавательном смысле на интеграцию, с одной стороны, объективно существующих
жизненных форм, в рамках которых формируется индивид, а, с другой, культурно
обусловленных структурных и типологических особенностей личности.
В целом
антропология изучает индивидуальное и индивидное сквозь призму «всеобщего», а
точнее родового бытия личности. Поэтому ее интересует проявление «культурных
универсалий» в жизни конкретного этноса или общности. В отличие от других наук
антропология рассматривает весь социокультурный контекст развития личности, а в
отличие от социологии она «погружается» в изучение глубинных структур психики,
коренящихся в символических слоях культуры.
Список литературы
1.
Волков Ю.Г.
Социология: Учебник для вузов / Ю.Г.Волков, И.В.Мостовая; Под ред. проф.
В.И.Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с.
2.
Орлова Э А. Культурная (социальная) антропология:
Учебное пособие для вузов / Э А.Орлова. — М.: Академический Проект, 2004. - 480
с.
3.
Резник
Ю.М. Личность и общество (опыт комплексного изучения) / Ю.М.Резник // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т.2 №3(4).
4.
Розин В.М.
Понятие и современные концепции техники / В.М.Розин. - М.: ИФ РАН, 2006. – 255
с.
[1]
Îëüøàíñêèé
Â. Ëè÷íîñòü â
ðîññèéñêîé
ñîöèîëîãèè
è ïñèõîëîãèè
/ Â.Îëüøàíñêèé
//Ñîöèîëîãèÿ
â Ðîññèè. - Ì., 1998. -
Ñ.346–369.
[2]
Осипов Г.В. Социальное поведение / Г.В.Осипов // Российская социологическая
энциклопедия. - М., 1998. - С.385
[3]
Весна Е.Б. Понятия «личность» и «индивидуальность» в понятийном пространстве,
описывающем человека / Е.Б.Весна // Мир психологии. - 1999. - №4. - С.279–295.
[4]
Там же. – С.280.
[5]
Критика современной буржуазной теоретической социологии. - М., 1977. - С.150.
[6]
Êîâàëåâ
Å.Ì. Êà÷åñòâåííûå
ìåòîäû â
ïîëåâûõ
ñîöèîëîãè÷åñêèõ
èññëåäîâàíèÿõ
/ Å.Ì.Êîâàëåâ, È.Å.Øòåéíáåðã.
- Ì., 1999. - Ñ.39–41.
[7]
Ðýäêëèô-Áðàóí
À. Ìåòîäû
ýòíîëîãèè è
ñîöèàëüíîé
àíòðîïîëîãèè
/ À.Ðýäêëèô-Áðàóí
// Àíòîëîãèÿ
èññëåäîâàíèé
êóëüòóðû. - Ò.1.
Èíòåðïðåòàöèè
êóëüòóðû. - ÑÏá.,
1997. - Ñ.604.
[8]
Ëåáåäåâà
Í.Ì. Ââåäåíèå
â
ýòíè÷åñêóþ
è
êðîññ-êóëüòóðíóþ
ïñèõîëîãèþ / Í.Ì.Ëåáåäåâà.
- Ì., 1999. - Ñ.96.
[9]
Белик А.А. Социокультурная антропология (историко-теоретическое введение) / А.А.Белик,
Ю.М.Резник. - М., 1998. - С.274.
[10]
Там же. - С.273.