Технология социальной работы в семье алкоголиков
Содержание
Введение
1. Проблема алкоголизма и семья
алкоголиков как объект социальной работы
1.1 Общемировая проблема
алкоголизма
1.2 Семья алкоголиков как объект
социальной работы
2. Общетеоретический анализ
технологии социальной работы с семьями алкоголиками. Особенности работы с
семьями алкоголиками в Мурманске
2.1 Технология социальной работы в
семье алкоголиков
2.2 Особенности работы с семьями
алкоголиками в г. Мурманск
Заключение
Библиографический список
Введение
Проблема семейного
алкоголизма в настоящее время вызывает особую тревогу. В первую очередь от злоупотребления
спиртными страдают дети. Негативные последствия имеет зачатие в состоянии
опьянения, прием алкоголя матерью во время беременности – все это приводит к
разнообразным дефектам развития многих органов и систем организма ребенка.
Особенно часто отмечаются нарушения центральной нервной системы.
Кроме того, при семейном
алкоголизме умственная отсталость нередко сочетается с тяжелыми нарушениями
внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы. Неблагоприятное влияние
алкоголизма родителей на детей не исчерпывается отклонениями на биологическом
уровне. Семейный алкоголизм формирует комплекс отрицательных макросоциальных
влияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созревание организма
происходит относительно благополучно, со всей остротой встает проблема
социальной дезадаптации таких детей. Эмоционально-поведенческие и личностные
отклонения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания,
затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной
адаптации в целом. В свою очередь, социальная дезадаптация является мощным
неблагоприятным фактором, утяжеляющим личные и поведенческие нарушения. Она
способствует формированию стойких психопатических состояний, асоциальных форм
поведения.
Актуальность темы работы
связана с тем, что злоупотребление спиртными напитками – это не только проблемы
морального плана, но и проблемы и трудности в работе, ссоры в семье, бытовые
драки и преступления на почве психических расстройств от принятия алкоголя.
Цель написания работы –
рассмотреть технологию работы социальных педагогов и специалистов по работе с
неблагополучными семьями.
Объект работы –
алкоголизм и семьи алкоголиков, предмет – технология социальной работы в семье алкоголиков.
Задачи, которые предстоит
решить в работе можно подразделить на:
1)
Изучение
психолого-педагогической литературы по данной проблематике.
2)
Рассмотрение
вопроса алкоголизма.
3)
Рассмотрение
технологии работы специалистов по социальной работе в семьях алкоголиков.
4)
Рассмотрение
работы организаций г. Мурманск, специализирующихся на помощи алкоголикам и их
семьям.
Теоретической и
методологической основой работы стали издания по социологии, педагогике, психологии,
материалы журналов, периодических изданий, интернет сайтов.
1. Проблема
алкоголизма и семья алкоголиков как объект социальной работы
1.1
Общемировая проблема алкоголизма
В популярной литературе
термины алкоголизм и пьянство иногда употребляются как синонимы и обозначают
неумеренное и систематическое употребление спиртных напитков. В этих случаях
алкоголизм рассматривается в мировом социальном аспекте, однако существует и
узкомедицинское определение алкоголизма как заболевания токсикоорганического
характера.
Необходимо разграничивать
эти два понятия, за которыми лежат различные этапы развития единого процесса.
Ученые говорят, что
провести четкую грань между болезнью и пороком трудно. Во всяком случае, на
ранней стадии развития порока. В первой фазе пьянства – в период втягивания, на
человека еще можно воздействовать общественно – воспитательными мерами.
На начальной стадии
нарушается работа внутренних органов, а также появляются различные отклонения.
Со стороны нервной системы: снижается умственная работоспособность, ухудшается
память и внимание, расстраивается сон, возникают головные боли и
раздражительность. Выпивки из эпизодических становятся систематическими,
увеличиваются дозы выпиваемых спиртных напитков, снижается контроль за
количеством выпиваемого. С ростом доз спиртного повышается переносимость
организмом алкоголя. Эта стадия примерно длится 1-3 года.
К сожалению, многие в
этой стадии болезни не признают себя алкоголиками, пытаются убедить близких и
друзей, что они пьют, как все, не больше и могут бросить в любую минуту. Таким
людям уже нужна медицинская помощь, и их можно направлять на лечение. Именно с
этой стадии начинается формирование хронического алкоголизма, как болезни.
Затем наступает вторая
фаза – алкоголизм, правда пока еще не проявляющийся необратимой клинической и
социальной патологией, не оторвавшей пьющего от семьи.
Эта стадия характеризуется
более выраженными нарушениями интеллектуальной и эмоционально – личностной
сферы.
Часто наблюдается
немотивированное повышение настроения, сочетающееся с раздражительностью. На
этой стадии появляется похмельный синдром, проявляющийся в болезненном тягостном
состоянии организма в связи с недостатком привычного для него алкогольного
вещества, которое уже патологически включено в общий обменный процесс. Дозы
принимаемого спиртного увеличиваются до максимальных. Полностью исчезает
контроль за количеством выпитого. Влечение к алкоголю принимает неодолимый
характер. Нарушения со стороны внутренних органов становятся стойкими. На этой
стадии нередко возникают алкогольные психозы. Продолжается эта стадия в среднем
3-5 лет. Но и на этом этапе болезни алкоголики не признают себя больными, что
говорит о наличие у них нарушений психики.
Незаметно происходит
переход болезни в третью стадию – хронический алкоголизм. В этих случаях
исцеление происходит нечасто.
На этой стадии
алкоголизма усиливаются и становятся стойкими все ранее возникшие психические
нарушения. Кроме того, начинает проявляться интеллектуальная деградация,
утрачиваются высшие эмоции и этические нормы. Более частыми становятся
алкогольные психозы. У больных возникают тяжелые изменения во внутренних органах,
воспалительные процессы периферических нервов, наблюдается общее ослабление и
истощение организма.
При хроническом
алкоголизме страдает весь организм в целом и в первую очередь кора головного
мозга, особенно ее лобные отделы.
Поражение лобной коры при
алкоголизме приводит к постепенной психопатизации личности, с расторможением
влечений и с выраженными нарушениями поведения, к отсутствию переживаний за
себя и за близких, к некритичности поступков.
Формируется алкогольный
психоз, чаще возникают галлюцинации, утрачивается память, наступает слабоумие.
Выпивки, продолжающиеся дни и недели в виде запоев, заканчиваются часто
припадками. Заболевание внутренних органов обостряются. Эта стадия продолжается
от 6 до 12 лет.
Психологические причины
алкоголизма усматривают в попытках индивида решать личные проблемы с помощью
одного из самых доступных средств – алкоголя. Поскольку спиртные напитки
действительно помогают временно уменьшать эмоциональное напряжение,
употребление алкоголя может стать привычным средством снятия стрессов.
Постепенно для достижения желаемого результата требуются все большие дозы.
Борьба с пьянством и
алкоголизмом – дело сложное и трудное. Необходимо бороться с употреблением
спиртных напитков вообще, обращая особое внимание на возможность приобщения
привычки выпивать в детском и юношеском возрасте на ограждение детей и
подростков от пагубного влияния на них пьющих взрослых и, прежде всего,
родителей.
1.2 Семья
алкоголиков как объект социальной работы
Выдающийся педагог А.С.
Макаренко обращался к родителям с такими словами: «Ваше собственное поведение –
самая решающаяся вещь, не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда,
когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы
воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как
вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы
смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие
изменения в тоне ребенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до
него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы,
или пьянствуете … вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и
никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».[1]
Любой ребенок очень
наблюдателен. Он еще не знает, как зарабатывают деньги, но видит, что приносится
в дом. Мама покупает хлеб, молоко, масло, мясо, фрукты и овощи – все то, без
чего не сможет приготовить обед. Покупает и бутылку, которую открывает за
обедом и она становится – в сознании ребенка – непременной принадлежностью
стола.[2]
В развитии алкоголизма у
мужчин основную роль играет микросоциальная среда, традиции, мужского общения,
семейное воспитание. Причины алкоголизма у женщин иные – в первую очередь
семья, быт.
Как правило, пьяницами,
становятся женщины с неустроенной или неблагополучной семейной жизнью.
Хронический, женский алкоголизм часто завершается разводом. Бывают случаи,
когда муж-алкоголик склоняет к пьянству жену, иногда женщина сознательно
начинает пить вместе с мужем, чтобы «уберечь его от дурных компаний» и не
замечает, что постепенно спивается сама. Но бывают случаи, когда жена не видит
в пьянстве ничего страшного, ограничиваясь расхожими суждениями: «все пьют».
Если в семье есть больные
алкоголизмом, то страдают все остальные члены семьи. По данным Д.В.Колесова «…по
вине злоупотребляющего алкоголем в среднем в той или иной степени страдают 7-8
человек, связанных с ним родственными или семейными узами».[3]
Больше всего от пьянства
родителей страдают дети, особенно тяжело тем из них, у которых пьют матери. Как
правило, они лишены материнской заботы и ласки, постоянно видят опустошенную,
опустившуюся женщину.
Термин семейный
алкоголизм подразумевает наличие алкоголизма у ряда членов семьи в различной
степени родства. Алкоголизм не передается по наследству. Но учеными
установлено, что передается предрасположенность к спиртному.
«Медициной давно
доказано, – пишет доктор медицинских наук В. Маскаленко, – что алкоголизм –
болезнь семейная. Но семейная и наследственная – это не одно и тоже. Дети
алкоголиков в пять раз чаще становятся алкоголиками, чем дети трезвенников».[4]
Наследственное предрасположение к алкоголизму не может реализоваться вне
социального окружения. Иными словами, пусть у человека будет хоть с обеих
сторон отягощенная наследственность, он может выбрать трезвость.
Крупные отечественные психиатры
и невропатологи уже в начале XX века отличали большую частоту семейного алкоголизма.
Так, выдающийся невропатолог Л.С. Минор при обследовании 9760 больных
алкоголизмом обнаружил в 88 % его семейный характер.[5]
При этом было отмечено преобладание алкоголизма среди родственников больных
преимущественно по отцовской линии. В других исследованиях также подтверждается
семейный характер алкоголизма с преобладанием его у сыновей.
Некоторые исследователи
считают алкоголизм семейным заболеванием. Не вызывают сомнения факты
подтверждающие более высокую заболеваемость алкоголизмом в семьях, где есть
алкоголики. Однако в каждом отдельном случае «семейного» алкоголизма необходимо
определить, чем обусловлена болезнь наследственностью или воспитанием.
Известный русский
психиатр Ф.Е. Рыбаков, изучивший проблему алкоголизма, указывал, что от пьющих
родителей дети получают зачатки расположения к пьянству, но определяют в
конечном итоге алкоголизм не они, а условия воспитания.
2.
Общетеоретический анализ технологии социальной работы с семьями алкоголиками.
Особенности работы с семьями алкоголиками в Мурманске
2.1
Технология социальной работы в семье алкоголиков
В рамках развивающегося в России института социальной работы
осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и
кратковременных видов помощи и поддержки семьи и детей. Социальная работа в
целом и система социального обслуживания населения в частности развиваются
интенсивно с использованием различных технологий. Возникновение новых
социальных проблем в обществе потребовало разработки новых технологий для их
решения. При помощи социальных технологий можно своевременно снимать социальное
напряжение, разрешать индивидуальные и коллективные социальные конфликты,
принимать и реализовывать оптимальные управленческие решения.
В ведении органов социальной защиты населения субъектов
Российской Федерации, по состоянию на начало 2009 года, 3059 учреждений
социального обслуживания семьи и детей, в числе которых центры социальной помощи
семье и детям, реабилитационные центры для детей-инвалидов, социальные приюты
для детей и подростков, кризисные центры для женщин и другие.[6]
Каждое из этих учреждений использует технологии социальной
работы в зависимости от проблем, с которыми обращаются нуждающиеся.
Департамент по делам детей, женщин и семьи Минтруда России
предпринимает усилия для разработки новейших социальных технологий по работе с
семьей и детьми, а также изучает, анализирует и распространяет опыт учреждений
социального обслуживания семьи и детей.
В целях выявления перспективных социальных технологий,
обеспечивающих повышение эффективности деятельности учреждений социального
обслуживания семьи и детей, расширение спектра социальных услуг и улучшение их
качества, проводятся конкурсы на лучшие проекты по решению проблем семьи,
женщин и детей, возникших в связи с социально-экономическими преобразованиями
последнего десятилетия и традиционных (например, работа с детьми-инвалидами).
В зависимости от типа семьи, нуждающейся в помощи,
используются различные технологии социальной работы, цель которых – сохранение
семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в
отдельности.
Основные трудности семьи, потребность в профессиональной
помощи обусловлены ее типом (неполная семья, многодетная, семья инвалидов или
семья, воспитывающая ребенка-инвалида, семьи алкоголиков и другие). Вместе с
тем семейные проблемы (дисфункция семейных связей, патология отношений между
супругами, родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут
быть присущи равно обеспеченной, интеллигентной и малообеспеченной и
малообразованной семье.
Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь
семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада,
заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных
коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока
не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы в
стабильном обществе. По мере улучшения социальной ситуации в нашей стране,
когда задачи обеспечения собственно социальной защиты семьи и детей отойдут на
второй план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации
семейных отношений выйдут на первое место.
Остра проблема семейного насилия и жестокости, которая только
отчасти связана с внешними социальными трудностями. Защита более слабых членов
семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье – одна из
важнейших задач социального работника. Используя технологии стабилизации
семейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы личностного
риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет наиболее
эффективна.
К технологиям, используемым в случаях семейного насилия,
относится организация специализированных учреждений для несовершеннолетних,
кризисных центров для женщин, центров социальной помощи семье и детям, которые
дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной
ситуации.
Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи
бывает непродуктивно, неразрешенные семейные конфликты периодически
обостряются. Поэтому социальные работники используют в своих технологиях
разработку среднесрочных программ помощи, ориентированных на стабилизацию
семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между
супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов
семьи с окружающими.
При работе с семьями алкоголиков используются другие
технологии, предусматривающие выявление основных причин злоупотребления
спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Работа с такими семьями
подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному
образу жизни и построению иной системы взаимоотношений.
Работа с пьющей семьей
требует длительного времени и включает в себя внимательное диагностирование и наблюдение,
которое должно начинаться с изучения семьи, составления их социальной карты.
Необходимо правильно ориентироваться в жизненных ситуациях. Своеобразное
вмешательство способно предотвратить серьезные осложнения в будущем.
Семьи больных
алкоголизмом – страдают во многих отношениях. Главные их проблемы –
психологические. С ними могут быть тесно связаны и проблемы здоровья.
Алкоголизм чреват большими потерями в семейном бюджете.
Работа с семьей требует
высочайшей деликатности и конфиденциальности, ибо в ходе ее затрачиваются
сведения и моменты, разглашение которых может нести серьезный ущерб индивидам,
а неловкое обращение с ними непоправимо разрушает возможности для
сотрудничества с членами семьи.
Специалист по социальной
работе должен поставить перед собой цель – «помочь больному бросить пить»,
которую необходимо достичь и которая включает в себя следующие этапы:
1) дать основные сведения о вредном
действии алкоголя на организм человека, об опасности злоупотребления спиртными
напитками;
3) объяснить сущность пьянства,
опасность перехода его в алкоголизм, показать социально – экономические
последствия пьянства и алкоголизма;
4) настроить всех на решительную борьбу
с пьянством и его проявлениями, ознакомить с мерами этой борьбы.[7]
В своей работе можно
использовать различные средства. Надо исходить из того, что каждому человеку в
зависимости от его характера, пола, возраста свойственно сравнительно лучшее
восприятие какого-либо одного из методов.
Можно использовать:
1) цикл лекций;
2) эпизодические лекции, беседы,
групповые беседы, которые помогают преодолеть барьер предвзятости и
исключительности, выработать позитивное рациональное отношение к разрешению
существующей проблемы;
3) тематические вечера, вечера вопросов
и ответов;
4) научно-популярные брошюры, листовки,
памятки, плакаты;
5) семейную психопрофилактику;
6) группы взаимопомощи, объединяют людей
имеющих общие или сходные проблемы и нужды, которые они сами не могут решить и
поэтому совместно обсуждают и тем самым их облегчают и преодолевают. Такие
группы включают не больше 5-7 человек. Каждый участник не только принимает
помощь других, но и ее осуществляет, активизируя и развивая для этого
собственные ресурсы и силы.
Необходимо всегда
помнить, что не существует простого, быстрого и легкого способа преодолеть
проблемы, надо проявлять максимальную выдержку и терпение. Социально-психологическая
работа с семьей – это всегда психосоциальная работа: социальные трудности и
проблемы влекут за собой психологические и психопатические последствия; для
коррекции психологических нарушений необходимо оказание помощи не только
психоконсультационной и психотерапевтической, но и социальной, т.е. устранение
той социальной проблемы, которая вызвала психологические отклонения.
Результатом
проделанной работы должно быть избавление людей от комплексов и привычек,
мешающих находить решение актуальных проблем, помощь им приобрести новый опыт,
который позволил бы думать, чувствовать и действовать себя по-новому, адекватно
ситуации. Если специалист получил такой результат, его работа прошла успешно.
2.2
Особенности работы с семьями алкоголиками в г. Мурманск
В Мурманске нет программ
поддержки семьи. Женщины вынуждены откладывать заключение брака, рождение детей
с целью избежать дискриминации при приеме на работу, – говорит председатель
общественного объединения «Кольская ассоциация женщин-юристов» Ирина Пайкачева.
Этот предварительный вывод она делает по итогам интервью, которые провела в
рамках пилотного проекта «Мониторинг ситуации с дискриминацией женщин в
России».[8] Практически такая же
ситуация обстоит и с поддержкой семей алкоголиков. С той лишь разницей, что
созданы краткосрочные программы помощи в кризисных ситуациях.
В Мурманске на базе
центра социальной помощи семье и детям недавно открылось отделение социальной
помощи для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Его создание
обусловлено большим количеством неблагополучных семей.
Все услуги оказываются
бесплатно, и с каждым клиентом заключается договор, где обозначены права и
обязанности сторон. Так, находиться в этих комнатах можно на условиях полного
самообслуживания и самообеспечения, мужчин туда не принимают. Вход только для
женщин и их деток.
К слову, с
представителями сильного пола, как правило, работают специалисты по социальной
работе, чтобы оградить женщину от дальнейшего контакта с источником насилия
(именно так называют мужчин в отделении). А временное убежище их жертвам
предоставляется сроком на 2 месяца. Также работает кризисный центр «Приют»,
который предназначен для женщин, оказавшихся в тяжелой ситуации. Там же
проводятся тренинги и психологические беседы о том, как защитить себя и ребенка
от насилия и мужа-алкоголика.
Таким образом, в Мурманске
нет комплексного центра по работе с семьями алкоголиков – помогают или
женщинам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, либо людям, которые
добровольно на лечение.
Алкоголикам любого пола
могут помочь только по телефону доверия, или предложить посещать «кружок»
анонимных алкоголиков и наркоманов.
Заключение
Изменения в обществе
приводят к усилению противоречий между личностью, семьей, социумом.
Обнаруживается, что семья и школа не в состоянии противостоять в полной мере
негативным процессам в обществе. Возникает реальная опасность деформации
межличностных связей, утраты всей системы наследования культурно-исторического
опыта. Требуется консолидация усилий для создания нормальных условий развития
ребенка, обеспечения безопасности жизнедеятельности, помощь и поддержка семьи.
Это все обусловило
создание института семейных социальных педагогов как координаторов,
объединяющих все воспитывающие силы, и посредников во взаимодействии «личность
– семья – общество». Семейный социальный педагог – новый тип воспитателя,
выполняющий роль посредника во взаимодействии личности, семьи, общества,
призванный способствовать созданию педагогически целесообразного уклада жизни и
повышению психолого-педагогической культуры семьи, при этом минимизируя свое
вмешательство, и обеспечивать социально-педагогическую защиту семьи и ребенка.
Накопленный опыт в
отечественной и мировой практике создал реальные предпосылки для разработки
научных основ целостной системы деятельности семейного социального педагога,
которая позволяет на профессиональном уровне защищать ребенка и семью.
Существование семьи как
социального института зависит от того, насколько она как система находится в
состоянии равновесия с окружающей средой, и всякое нарушение этого равновесия,
которое проистекает из явлений внешней среды, вызывает необходимость некоторой
перегруппировки в строении и в жизненных функциях семьи.
Таким образом, и
происходит положительный рост пли отмирание системы, увеличение негативных
тенденции в жизни семьи. Когда семья сама не справляется со своими функциями,
ей необходима помощь. Деятельность социального педагога, направлена на работу с
семьей как объектом и как с субъектом на основе дифференцированного подхода в
зависимости от типа семейного уклада. Знание и учет особенностей современной
семьи, тенденций и перспектив ее развития социальным педагогом для выбора
адекватных мер помощи позволяет охарактеризовать семью как объект воспитания,
социальной работы.
В данной работе
рассмотрена проблема алкоголизма, взаимоотношения в семьях алкоголиков,
технология работы социального педагога.
На основе исследования
можно сделать вывод о том, что не существует простого, быстрого и легкого
способа преодолеть проблемы, надо проявлять максимальную выдержку и терпение.
Социально-психологическая работа с семьей – это всегда психосоциальная работа:
социальные трудности и проблемы влекут за собой психологические и
психопатические последствия; для коррекции психологических нарушений необходимо
оказание помощи не только психоконсультационной и психотерапевтической, но и
социальной, т.е. устранение той социальной проблемы, которая вызвала
психологические отклонения.
Результатом проделанной
работы должно быть избавление людей от комплексов и вредных привычек, мешающих
находить решение актуальных проблем, помощь им приобрести новый опыт, который
позволил бы думать, чувствовать и действовать себя по-новому, адекватно
ситуации.
Библиографический
список
1.
Василькова Ю.В.
Методика и опыт работы социального педагога. Учебное пособие для студ. высших
учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 160с.
2.
Воропай А.В. За
трезвый образ жизни. – М: Медицина, 2003. – 49 с.
3.
Галаганов В.П..
Организация работы органов социального обеспечения. Учебное пособие. – М.:
Академия, 2005. – 176с.
4.
Гуров В.Н.
Социальная работа образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое
общество России, 2005. – 320с.
5.
Доэл Марк.
Практика социальной работы. Упражнения и методические разработки для обучения и
повышения квалификации социальных работников. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 237с.
6.
Еникеева Д.Д. Как
предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. Учебное пособие для студ.
высших и сред. пед. учеб. зав. – М: Академия, 2006. – 144с.
7.
Зубкова Т.С.
Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи.
Учеб. Пособие под ред. Т.С.Зубковой, Н.В.Тимошиной. – М.: Академия, 2003. – 224
с.
8.
Интернет ресурсы
9.
Исследования
проводятся по заданию Московской Хельсинкской группы. В проекте принимают
участие 20 регионов России. Общий доклад Московская Хельсинкская группа
представит в ООН.
10.
Кошкина В.С.
Управление социальной работой. Программы и методы. – СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И.Герцена, 2008. – 45 с.
11.
Медведева Г.П.
Этика социальной работы. Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 208 с.
12.
Мельников А.М.
Алкоголизм: Руководство по выздоровлению для пьющих людей и их близких. – М.:
Полюс, 2001. – 192 с.
13.
Методика и
технологии работы социального педагога. Учеб. пос. для вузов/ Под ред. М.А.
Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2006. – 192с.
14.
Основы социальной
работы. Учебник /Под ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
ИНФРА-М, 2007. – 395 с.
15.
Основы социальной
работы. Учебное пособие для вузов /Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Академия, 2004.
– 288 с.
16.
Психология
социальной работы. Учебное пособие. /Под ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер,2008.
– 351 с.
17.
Словарь-справочник
по социальной работе /Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: ЮристЪ, 2007. – 424 с.
18.
Содержание и
методика социальной работы. Учебное пособие для вузов /Под ред. Е.А. Сигида,
Н.И. Бабкин, К.В. Беззубик и др. – М.: Владос, 2005. – 346 с.
19.
Технологии
социальной работы. Учебник /Под ред. Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 400
с.
20.
Технология
социальной работы. Учебник. /Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Владос, 2002. – 240
с.
21.
Травина А.В.
Алкоголь и потомство. – М.: Центральный научно-исследовательский институт
санитарного просвещения Министерства здравоохранения, 2000. – 402 с.
22.
Шакурова М.В.
Методика и технология работы социального педагога. Учебное пособие для вузов. –
М.: Академия, 2002. – 272 с.
[1] Воропай А.В. За трезвый образ жизни. – М: Медицина,
2003. – С. 12
[2] Мельников А.М. Алкоголизм: Руководство по выздоровлению
для пьющих людей и их близких. – М.: Полюс, 2001. – С. 86
[3] Травина А.В. Алкоголь и потомство. – М.: Центральный
научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства
здравоохранения, 2000. – С. 90
[4] Мельников А.М. Алкоголизм: Руководство по
выздоровлению для пьющих людей и их близких. – М.: Полюс, 2001. – С. 119
[5] Травина А.В. Алкоголь и потомство. – М.: Центральный
научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства
здравоохранения, 2000. – С. 110
[6]
Интернет: Новые технологии социального обслуживания семьи и детей.
[7] Методика и технологии работы социального педагога.
Учеб. пос. для вузов/ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.:
Академия, 2006. – С. 75
[8] Исследования проводятся по заданию Московской
Хельсинкской группы. В проекте принимают участие 20 регионов России. Общий
доклад Московская Хельсинкская группа представит в ООН.