Социальная защита от безработицы
Федеральное
государственное образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
«Сибирский
Федеральный Университет»
ИНСТИТУТ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА, УПРАВЛЕНИЯ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Факультет СУиМК
курсовой Работа
Социальная защита от безработицы
Специальность Социальное управление
Группа СУ 05-1
Руководитель ______________________ доцент
Н.П. Гуляева
проекта (работы)(подпись, дата)
Разработал студент______________________
Е.Н. Лобзина
(подпись, дата)
Красноярск, 2008 г.
Содержание
Введение. 2
1. Безработица:
общая характеристика. 4
1.1
Сущность и причины безработицы.. 4
1.2 Виды
безработицы.. 5
1.3 Социально-экономические
последствия безработицы.. 9
1.3.1 Экономические последствия безработицы.. 10
1.3.2 Социальные последствия безработицы.. 10
2. Механизм социальной защиты от
безработицы.. 12
2.1 Социальная
поддержка безработных граждан. 12
2.1.1 Выплата пособий по безработице. 13
2.1.2 Материальная помощь безработным. 14
2.1.3 Компенсационные выплаты безработным. 15
2.2 Профессиональная
ориентация, профессиональное обучение и переквалификация безработного населения. 16
2.3 Содействие
развитию предпринимательской деятельности и самозанятости 17
2.4 Организация
общественных работ и временная занятость. 18
2.5 Содействие
трудоустройству в другой местности. 20
3. Социальная
защита молодежи от безработицы.. 22
3.1 Характеристика
молодежи, как социально-демографической группы.. 23
3.2 Причины
низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда. 24
3.3 Комплекс
мер социальной защиты молодежи от безработицы.. 25
3.3.1 Программа «Молодежная практика». 26
3.3.2 Организация и проведение ярмарок вакансий. 27
3.3.3 Программа «Первое рабочее место». 28
3.3.4 Молодежные биржи труда. 29
Заключение. 31
Список
литературы.. 33
Введение
В настоящее время перед российским обществом
достаточно остро стоит проблема безработицы трудоспособного населения, решить
которую, по определению, невозможно. Однако на нее можно повлиять посредством
эффективных мер социальной политики, проводимой государством в отношении защиты
различных категорий граждан от безработицы. Политика занятости ставится в один
ряд с бюджетной, налоговой и других областей социальной политики (образования,
здравоохранения и т.д.).
Центральной проблемой в рассмотрении данного вопроса
является разработка новых и совершенствование старых подходов в решении проблем
обеспечения занятости населения (главным образом, незащищенных категорий
граждан: женщин, молодежи, инвалидов, военных, вышедших в отставку) от
безработицы.
В соответствии с проблемой, обозначенной выше, можно сформулировать
цель данной работы - на основе теоретического и практического анализа сложившейся
в стране ситуации, связанной с ростом уровня безработицы, выяснить, какие
именно механизмы социальной защиты используются в настоящее время и каким
образом они влияют на изменение статуса и уровня благосостояния безработных
граждан.
Цель работы обусловила постановку следующих задач:
× определение сущности безработица и
статуса безработного в современном российском обществе,
× описание существующих видов
безработицы и выявление причин их обуславливающих,
× выделение социально-экономических
последствий безработицы,
× рассмотрение механизма социальной
защиты населения от безработицы в общем и на примере отдельной
социально-демографической группы и т.д.
Для наиболее полного уяснения смысла данной работы
хотелось бы предложить следующую её структуру: в главе первой дается общая
характеристика феномену «безработица», выявляются её причины и последствия,
описываются виды безработицы. Вторая глава посвящена рассмотрению социальной
политики в области занятости, проводимой государством (в лице Государственной
службы занятости) для защиты граждан от безработицы. В третьей главе представлен
комплекс мероприятий, осуществляемый в настоящее время российским
правительством с целью повышения конкурентоспособности и востребованности
молодежи на рынке труда.
1.1
Сущность и причины безработицы
Безработица - это сложное, многоаспектное социально-экономическое
явление, присущее обществу с рыночной экономикой, при котором часть экономически
активного населения, незанятая в производстве товаров и услуг. Т.е. суть
безработицы состоит в том, что:
§ часть экономически активного
населения не может применить свою рабочую силу (способность к труду) на рынке
труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест;
§ лишается возможности на различный по
продолжительности срок трудиться и получать трудовой доход;
§ лишается заработной платы как
основного источника необходимых средств к жизни;
§ подвергается угрозе:
· потери квалификации и профессии,
· снижения социального статуса,
· ухудшения жизненного уровня.
Безработица, по определению, принятому МОТ
(Международной Организации Труда), трактуется, как потеря заработков по причине
невозможности получить подходящую работу в отношении лица, способного
трудиться, готового трудиться и действительно ищущего работу. К безработным
относятся все лица трудоспособного возраста, не участвующие в общественном
производстве в течение определенного периода, которые в данный период:
1) не имеет работы в данный момент;
2) предпринимает конкретные и активные попытки найти
работу;
3) в данный момент готов приступить к работе.
В России получение статуса безработного имеет более
жесткий характер, чем в международных документах. В ст. 3 гл. 1 Закона РФ «О
занятости населения в Российской Федерации» указано, что статус безработного
присваивается трудоспособным гражданам, которые не имеют работы и заработка,
зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы
приступить к ней.
Именно последнее обстоятельство, связанное с
постановкой на учет в службе занятости населения и поиском подходящей работы,
обеспечивает социальную защищенность индивиду.
В реальной экономической жизни безработица выступает
как превышение рабочей силы над спросом на нее. Во многих развитых странах
безработица может стать, как правило, следствием роста эффективности
производства и его структурной перестройки в результате научно-технического
прогресса, сокращения производства какого-либо товара по причине его
неконкурентоспособности, что ведет к сокращению занятости населения.
Основным фактором, способствующим возникновению и
развитию безработицы в России, явилось высвобождение рабочей силы на фоне
общероссийского спада производства, обусловленного кризисом
социально-экономической и политической системы общества, что привело к закрытию
предприятий.
1.2 Виды
безработицы
Характер и типы безработицы, а также ее классификация
зависят в первую очередь от социокультурной, экономической и личностной
подсистем общества. Каждый из этих факторов в зависимости от страны и времени
накладывает свой отпечаток на систему реального поведения индивидов (в том
числе безработных).
Различают несколько видов безработицы:
· кратковременная – до 6 месяцев,
· длительная (хроническая) – от 6 до 18
месяцев,
· застойная – свыше 18 месяцев.
2.
По причинам: в
общем виде и применительно к современным российским условиям такую
классификацию можно представить в виде трех блоков видов безработицы:
§ Вынужденная безработица:
обуславливается происходящими изменениями в социально-хозяйственной жизни
общества, приводящим, как минимум, к сокращению рабочих мест. Этот тип
безработицы показывает реакцию рынка труда на конъюнктуры процессов, и главным
образом, мотивом здесь выступает внешнее по отношению к индивиду воздействие.
Вынужденная безработица проявляется в трех формах:
· циклическая безработица: вызывается
общим спадом экономической конъюнктуры; когда совокупный спрос на товары и
услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Масштабы и
продолжительность данной безработицы достигают пика при кризисе экономики и
минимума при подъеме экономики;
· структурная безработица: связана с
изменениями в структуре спроса на труд по отраслям, регионам и необходимостью
определенного времени для установления соответствия между структурой рабочей
силы, определенными качествами работников и свободными местами с определенными
профессиональными требованиями. В ходе технологических преобразований спрос на
одни профессии уменьшается или прекращается, на другие увеличивается, меняется
географическое распределение рабочих мест. Структурные безработные испытывают
трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей
недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической
принадлежности, сексуальной ориентации, возраста или инвалидности. Даже в
периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется
непропорционально высокая безработица.
· технологическая безработица: вызвана
изменениями структуры производства в масштабе одного предприятия. Инновации,
технологические изменения приводят к перераспределению или сокращению рабочей
силы на данном предприятии;
§ Естественная безработица:
характеризуется более высоким удельным весом личностного момента в ее
возникновении. Мотивация
· фрикционная безработица (текучая):
связана с периодом, необходимым для поиска или ожидания новой работы. Одни люди
добровольно меняют место работы в связи с изменением профессиональной
ориентации, сменой места жительства или чтобы занять лучшие должности в иных
фирмах. Главная отличительная черта – самостоятельность в поиске работы. Фрикционная
безработица является даже желательной, так как позволяет работникам улучшать
условия труда и находить более высокую заработную плату.
· институциональная: неизбежно появляется в тех случаях,
когда рынок труда испытывает воздействие различных структур, включая СЗН
(социальные выплаты), а также когда законодательство предписывает процедуры
увольнения и найма на работу и предусматривает меры социальной поддержки
безработных и много другое. Институциональная безработица порождается правовыми
нормами, устройством рынка труда. Ее определяет соотношение выгод от статуса
безработного и потерь от отсутствия работы, приносящей доход. Главная
особенность – поддержка со стороны социума в поиске работы.
· добровольная безработица: связана с
нежеланием работать, существует при наличии свободных рабочих мест, когда потенциального
работника не устраивает уровень заработной платы, либо сам характер труда
(тяжелый, малоинтересный, непрестижный труд).
§ Маргинальная безработица: объединяет
представление о различных формах незанятости, таких как:
· застойная безработица: охватывает ту
часть трудоспособного населения, которая потеряла работу, утратила право на
получение пособия по безработице, отчаялась найти рабочие места, уже
приспособилась жить на социальных подачках общества и утратила всякий интерес к
активной трудовой деятельности.
· сезонная безработица: порождается
временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и
функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные
работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и
некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже
целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в
году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной
работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ -
массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам
соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она
носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно
определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в
год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем,
вызванных ею.
· скрытая безработица: характерна для
отечественной экономики. В условиях неполного использования ресурсов
предприятия, вызванного экономическим кризисом, компания не увольняет
работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная
рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные
отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако
фактически они являются таковыми.
Исходя из вышесказанного, можно сделать такой вывод:
на формирование вынужденной безработицы главное влияние оказывает экономический
фактор, естественной – личностный, маргинальной безработицы – социокультурный.
3.
по
социально-демографическим группам населения:
· молодежная безработица,
· женская безработица и т.д.
количественная характеристика безработицы, или уровень
безработицы, может быть четырех видов:
§ естественный уровень безработицы – от
1,5 до 4% экономически активного населения;
§ приемлемый уровень безработицы – от 5
до 7% экономически активного населения;
§ критический уровень безработицы – от
8 до 11% экономически активного населения;
§ массовый уровень безработицы – 11%
экономически активного населения и выше.
Чтобы не допустить массовую безработицу в стране было
принято Постановление Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. №99 «Об организации
работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения». В
соответствии с этим постановлением местной исполнительной власти предоставлено
право по предложению служб занятости населения приостанавливать высвобождение
работников в регионах в зависимости от уровня безработицы. При этом максимальный
срок приостановки высвобождения (6 месяцев) предусмотрен при уровне
безработицы, превышающем 11%.
1.3 Социально-экономические последствия безработицы
Негативный характер последствий безработицы как для
отдельного человека, так и для общества в целом ни у кого не вызывает сомнений.
При исследовании этого вопроса целесообразно вначале рассмотреть экономические,
а затем и социальные его последствия.
1.3.1 Экономические последствия
безработицы
Экономические последствия безработицы и их структура
весьма многообразны и сложны. При исследовании этой проблемы считается
необходимым выделить экономические последствия безработицы на национальном
уровне и на уровне человека.
1.
На национальном
уровне безработица прежде всего:
a)
снижает объем
производства валового внутреннего продукта;
b)
уменьшая ВВП,
приводит к сокращению налогов,
c)
росту инфляции;
d)
замедляет рост
производительности труда;
e)
снижает гибкость
рынка;
f)
увеличивает
расходы государства по мере ее роста;
g)
в конечном счете
может привести к еще большему росту безработицы.
2.
На уровне
человека безработица:
a)
означает потерю
постоянного и регулярно получаемого дохода;
b)
также означает
потерю квалификации;
c)
препятствует
улучшению условий труда. Она бьет не только по тем, кто непосредственно остался
без работы, но и по работающим, помешав их попыткам улучшить качество рабочих
мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права
человека на рабочем месте.
d)
усиление
конкуренции между работниками на рынке труда за наиболее престижные рабочие
места;
e)
позволяют
предпринимателям манипулировать высоким уровнем безработицы в своих интересах
(например, понизить цену рабочей силы и др.).
1.3.2 Социальные последствия
безработицы
При оценке последствий безработицы надо иметь в виду,
что труд для подавляющего большинства людей рассматривается не только
источником дохода, но делом чести, гражданской доблести. Следовательно, лишение
его возможности трудиться – это еще и большая социальная трагедия. Безработица,
снижая доходы семей:
1.
усиливает
дифференциацию населения;
2.
способствует
росту преступности,
3.
ухудшению
здоровья, сокращению продолжительности жизни,
4.
росту алкоголизма,
5.
появлению депрессий,
психических расстройств, вплоть до самоубийств;
6.
происходит
маргинализация общества (маргинальный статус становится не столько исключением,
сколько нормой существования значительного числа людей),
7.
ослабление
семейных уз, связей, забвению родительских обязанностей,
8.
снижение
естественного прироста населения,
9.
нарастание
социального возмущения и политической нестабильности, что в итоге может
привести к социальному взрыву. Это возможно, когда ее уровень превысит
допустимый размер.
2. Механизм
социальной защиты от безработицы
Одно из направлений социальной защиты населения – разработка
комплекса мер по обеспечению гарантий в области занятости, т.е. защита от
безработицы. Для регулирования и организации занятости населения на территории
Российской Федерации создана Федеральная государственная служба занятости
населения, деятельность которой направлена на:
- оценку состояния и прогноз развития
занятости населения, информирование о положении рынка труда;
- разработку и реализацию федеральной,
территориальных и других целевых программ содействия занятости населения, особо
нуждающегося в социальной защите и испытывающих трудности с поиском работы;
- содействие гражданам в поиске
подходящей работы;
- организацию при необходимости
профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и
повышения квалификации безработных граждан.
2.1 Социальная
поддержка безработных граждан
В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в
РФ» (ст.30) государство гарантирует безработному, получившему этот статус после
регистрации в службе занятости:
· выплату пособия по безработице;
· выплату стипендии в период
профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;
· возможность участия в оплачиваемых
общественных работах;
· компенсацию затрат в связи с
добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости;
· оплату за счет средств фонда
занятости периода временной нетрудоспособности в течение 12 месяцев потерявшим
работу и заработок.
Материальная поддержка безработных осуществляется в
нескольких формах, основные из них:
- пособие по безработице,
- доплаты на иждивенцев,
- материальная и иная помощь
безработным с низкими доходами,
- компенсации работникам,
высвобождаемым из организаций.
Помощь безработным включает также посредничество в
трудоустройстве. Государственная политика в области социальной защиты граждан,
потерявших работу, помимо этого предусматривает предоставление права на
досрочную пенсию гражданам.
2.1.1 Выплата пособий по
безработице
Пособия по безработице выплачиваются из средств
Государственного фонда занятости населения РФ безработным гражданам,
зарегистрированным в органах СЗН в целях поиска подходящей работ. Пособие по
безработице можно определить как выплаты, предоставляемые в течение
установленного законом срока лицам, признанным безработными в размере,
пропорциональном утраченному заработку. Решение о назначении пособия по
безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина
безработным.
В случае не предоставления оплачиваемой подходящей
работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный приобретает
право на повторное получение пособия по безработице в размере минимальной
оплаты труда.
Выплата пособия производится не реже двух раз в месяц
при условии прохождения безработным перерегистрации с той же периодичностью в
установленные службой занятости сроки, но не реже двух раз в месяц. Размер
пособия дифференцируется в зависимости от категории граждан, признанных
безработными. В соответствии с Законом пособие безработным гражданам, уволенным
по различным основаниям, устанавливается в процентном отношении к средней
заработной плате, начисленной за последние три месяца по последнему месту
работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы,
имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего
дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных
недель с полным рабочим днем.
2.1.2 Материальная помощь
безработным
Членам семьи безработного, находящимся на его
иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в
связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, может
оказываться материальная и иная помощь в соответствии с законодательством, в
том числе дотации за пользование:
§ жильем и коммунальными услугами –
если размеры занимаемой безработными и членами их семей жилой площади не
превышает (в расчете на одного человека) норм жилой площади, предусмотренной
Жилищным кодексом РФ (12 кв. м на человека),
§ общественным транспортом – если время
нахождения в пути от места жительства безработного до СЗН превышает величину
норматива транспортной доступности, установленного местным органом власти на
данной территории,
§ услугами здравоохранения – если эти
услуги не включены в территориальные программы обязательного медицинского
страхования,
§ общественного питания – если они не
пользуются льготами, предоставляемыми органами социальной защиты.
Органами СЗН могут устанавливаться следующие сроки и
периодичности выплаты материальной помощи:
· не более 6 месяцев с ежемесячной
периодичностью выплаты средств безработным гражданам, потерявшим право на
пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством
срока его выплаты;
· не более 12 месяцев с ежемесячной
периодичностью выплаты средств членам семьи безработного, находящимся на его
иждивении;
· разовые денежные выплаты членам семьи
безработного, находящимся на его иждивении, в период ее отпуска по беременности
и родам;
· разовые денежные выплаты членам семьи
безработного, находящимся на его иждивении, в случае смерти самого безработного
или безработному гражданину в случае смерти члена семьи, находившегося на его
иждивении.
Размеры материальной помощи в виде ежемесячных
денежных выплат, включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами,
проездом на общественном транспорте, услугами здравоохранения и общественного
питания, не должны превышать минимального размера оплаты труда в месяц,
установленного законодательством.
2.1.3 Компенсационные выплаты
безработным
Компенсационные выплаты применяются как чрезвычайная
социальная мера и предназначены для сдерживания массовых увольнений и частичной
поддержки доходов работников организаций, находящихся в отпусках без сохранения
заработной платы в связи с вынужденным прекращением работы или вынужденно
работающих в режиме неполного рабочего времени. Эти выплаты производятся из
средств Государственного фонда занятости населения РФ. Преимущественным правом
на получение подобных выплат пользуются работники градообразующих предприятий,
а также проживающие в кризисных регионах.
Предоставление компенсационных выплат способствует
снятию социальной напряженности в регионах с наиболее кризисной ситуацией на
рынке труда.
2.2 Профессиональная ориентация, профессиональное обучение и
переквалификация безработного населения
Одним из направлений политики в области занятости
населения является профессиональная ориентация граждан.
Основная цель профессиональной ориентации – оказывать
содействие гражданам, обращающимся в центр занятости, в определении подходящего
места работы в соответствии с их личными интересами, потребностями
работодателей и рынка труда путем:
§ профессионального информирования и
консультирования,
§ психологической поддержки с целью
повышения конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда,
§ групповых форм работ, направленных на
социальную адаптацию к условиям рынка труда ( в г. Красноярске – это клуб
«Активный поиск работы»).
Прямым продолжением профориентационной работы является
профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации граждан.
Основная цель – повышение конкурентоспособности
безработных граждан на рынке труда посредством широкого спектра образовательных
услуг с учетом потребностей работодателей и прогнозов развития спроса на
рабочую силу в отраслевом и территориальном разрезе.
Программа профессиональной подготовки, переподготовки
и повышения квалификации безработных граждан в соответствии со ст.23 Закона «О
занятости» направлена на людей:
§ не имеющих профессии (специальности),
§ для которых невозможно подобрать
подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной
квалификации,
§ для которых необходимо изменить
профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей
имеющимся у гражданина профессиональным навыкам,
§ утративших способность к выполнению
работы по прежней профессии (специальности).
Профессиональная подготовка, переподготовка и
повышение квалификации безработных граждан осуществляется в образовательных
учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах
органов служб занятости. В Красноярске это:
- УК Красноярского строительного
техникума,
- Профессиональный лицей №56,
- Профессиональный лицей №52,
- Институт «Высшая школа бизнеса»,
- НП Дизайн-студия «Имидж»,
- УЦ «Инопроф» и др.
2.3 Содействие развитию предпринимательской деятельности и
самозанятости
Службой занятости населения с 1995 года реализуется
целевая программа содействия развитию предпринимательской инициативы незанятого
населения (в Красноярском крае такая программа носит название «Успех»). Данная
программа способствует:
- развитию предпринимательства среди
безработных и незанятых граждан, оказанию им консультационной, методической и
финансовой помощи;
- адаптации широких слоев населения к
условиям рыночной экономики, формированию положительного общественного мнения,
популяризации идеи самозанятости и организации собственного дела;
- формированию региональной
инфраструктуры учреждений по обучению и консультированию основам
предпринимательства с целью вовлечения наиболее активной части населения в
процесс создания собственного дела.
В рамках программы служба занятости оказывает
консультационную и методическую помощь людям, решившим создать собственное
дело, в следующих направлениях:
· выбор бизнес-идеи,
· бизнес-планирование,
· регистрация предпринимательской деятельности,
· налогообложение,
· лицензирование,
· маркетинг,
· менеджмент и др.
Центр занятости населения может оплатить следующие
затраты на:
§ подготовку учредительных документов,
§ оплату государственной пошлины за
регистрацию малого предприятия,
§ оплату получения свидетельства на
право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица,
§ приобретение бланочной документации,
§ изготовление печатей и штампов.
Одним из центров информационной и консультационной
поддержки предпринимательства в Красноярском крае является «Бизнес-инкубатор»
города Ачинска, который был создан в 1996 году Ачинским центром занятости и
администрацией города. С помощью «Бизнес-инкубатора» многие открыли пусть
небольшое, но собственное дело.
2.4 Организация общественных работ и временная занятость
Одной из форм трудоустройства безработных граждан
является проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся
в государственной и муниципальной собственности, и по договорам - в других
организациях в целях обеспечения временной занятости. Эта форма трудоустройства
служит не только материальной поддержкой, но нередко помогает найти постоянное
место работы.
Под общественными работами согласно ст.24 Закона «О
занятости населения в РФ» понимается трудовая деятельность, имеющая социальную
полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной
поддержки граждан, ищущих работу.
Право на участие в общественных работах имеют граждане,
зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы,
безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах
пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице,
безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести
месяцев.
Общественные работы организуются для реализации
следующих целей:
§ удовлетворение потребностей субъектов
территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный полезный характер
и работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ
социально-экономического развития;
§ предоставление гражданам материальной
поддержки в виде временного заработка;
§ приобщение к трудовой деятельности
лиц, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), в том числе
молодежи, вступающей в трудоспособный возраст;
§ сохранение мотивации к труду у лиц,
имеющих длительный перерыв в работе;
§ трудовая реабилитация лиц, имеющих
длительный (более одного года) перерыв в профессиональной деятельности
В период участия безработных граждан в общественных
работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице.
Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются
безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, не
получающие по различным причинам пособия по безработице, состоящие на учете в
органах службы занятости свыше 6 месяцев, а также работники, высвобождающиеся в
результате реорганизации предприятия и т.д.
Финансирование общественных работ производится за счет
средств организаций, в которых проводятся эти работы.
2.5 Содействие
трудоустройству в другой местности
Для реализации этих задач Минтруда России разработало
«Положение о порядке оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой
местности».
До настоящего времени существовала ситуация, в которой
желающие работать из-за отсутствия вакансий на местах проживания не могли
получить работу.
Указанное Положение дает людям такую возможность за
счет трудоустройства на новом месте жительства. Разработанное Положение
определяет порядок работы органов СЗН по оказанию гражданам содействия в
трудоустройстве в другой местности и предоставления безработным гражданам
компенсаций материальных затрат в связи с их направлением на работу в другую
местность по предложению органов СЗН.
Положение определяет круг лиц, которым будет
оказываться содействие в трудоустройстве:
§ занятым трудовой деятельностью,
§ признанным в установленном порядке
безработными,
Безработным гражданам может быть предложено
трудоустройство в другой местности в следующих случаях:
· для трудоустройства на условиях
срочного трудового договора (контракта) на срок не более 5 лет или на время
выполнения определенной работы (временные, сезонные работы, работы вахтовом
методом) при отсутствии предложений подходящей работы по месту жительства;
· для трудоустройства на условиях
трудового договора, заключаемого на неопределенный срок (постоянная работа);
· в рамках реализации федеральных и
региональных программ по переселению граждан из данной местности в другие
регионы;
· при отсутствии предложений подходящей
работы после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы.
Преимущественным правом для направления на работу в
другую местность пользуются безработные, уволенные из организаций в связи с их
ликвидацией, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, и
безработные, состоящие на учете более 18 месяцев.
ЦЗН оплачивает расходы, связанные с трудоустройством
безработных граждан в другой местности. Материальные затраты на переезд
безработного, компенсируемые СЗН, включают:
- расходы на транспорт,
- суточные расходы,
- стоимость перевозки личного имущества
(до 1000 кг).
Могут быть возмещены и расходы на переезд членов семьи
безработного, находящихся на его иждивении.
3. Социальная защита молодежи от безработицы
Последствия социально-экономического кризиса в
Российской Федерации наиболее тяжело отразились на условиях жизни и на развитии
подрастающего поколения. Резко обострились негативные тенденции,
характеризующие положение детей и молодежи в Российской Федерации.
Угрожающий характер приобретает рост безработицы среди
молодежи. Молодые граждане составляют 39 % от общего числа безработных, в ряде
регионов - почти 50 %. Отсев из образовательных учреждений общего среднего и
среднего профессионального образования составляет в настоящее время до 2
миллионов человек. Невостребованность наиболее профессионально подготовленной
части молодых граждан составляет почти 50 %. Государство сегодня не гарантируют
обеспечение занятости молодежи, создавая тем самым условия для дестабилизации
общества, роста напряженности и криминальных проявлений среди молодежи.
Снижение интеллектуального потенциала страны, ухудшение положения молодежи
различных возрастных групп и различной степени профессиональной подготовки,
потеря значительной частью молодежи понимания значимости труда как важнейшей
жизненной ценности грозят дальнейшим углублением негативных тенденций в
социальной, социально-экономической, и культурной сферах общества.
Именно неработающая молодежь по сравнению с другими
группами безработного населения предрасположена к антиобщественному поведению,
вхождению в криминальные структуры. Затруднения с поиском нового места работы у
законопослушных молодых людей сопровождаются снижением самооценки, приводят к
проблемам трудовой адаптации, когда работа уже найдена, деформируют мотивацию
трудовой деятельности. Именно поэтому общество и государство должны уделять
больше сил и средств решению проблем молодежной безработицы.
В настоящее время на территории России проживает более
30 млн. человек в возрасте от 14 до 29 лет. С точки зрения проблем рынка труда
молодежь неоднородна и по возрасту, и по образовательному уровню, и по
качественному составу своих целей и потребностей. В связи с этим в социальной
группе «молодежь» можно выделить по меньшей мере четыре разные подгруппы, для
которых будут характерны специфические проблемы:
1.
14-16-летние лет:
это период становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм,
образцов поведения, присущих данному обществу. В этот период общество должно
затратить средства и силы для того, чтобы у молодого человека сложился
устойчивый стереотип в оценке и ранжировании потребностей как в трудовой , так
и в досуговой сфере жизнедеятельности.
2.
16-18-летние: в
этом возрасте характерно стремление адаптироваться к новым условиям жизни; они
готовы к смене профессии, принимают рыночные отношения как объективные, ищут
способы приспособления к ним.
3.
18-23-летние: как
правило, имеют среднее образование и профессию. Во многих случаях профессия
оказывается невостребованной, и в этом случае остро встает вопрос
профессионального переобучения, а иногда и профессиональной реабилитации. В
этот период необходим целый комплекс мер адаптации молодежи к реальной жизни,
обеспечению нормального включения в процесс производства.
4.
старше 23 лет:
это период достижения трудовой и социальной стабильности, экономической
самостоятельности и профессионального самоопределения.
Знание специфических особенностей молодежи как группы
трудовых ресурсов может сыграть существенную роль в решении проблем молодежной
занятости, в разработке новых социальных технологий включения различных групп
молодежи в рынок труда и их адаптации к его условиям и требованиям.
3.2 Причины низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда
Молодежь является достаточно специфичной группой;
именно эта специфичность – источник большинства проблем молодежи в сфере
занятости. Если говорить о тех контингентах молодых людей, которые получили
профессиональное образование (среднее специальное или высшее) и вышли на рынок
труда в поисках первой в жизни работы, то для них характерно сочетание высокого
уровня теоретической подготовки и отсутствия практических навыков и
производственного опыта. Последнее обстоятельство делает молодежь
малопривлекательной для большинства работодателей. В то же время осознание
молодым человеком своей хорошей подготовленности, наличие определенных
профессиональных амбиций и честолюбия, стремление к успехам в карьере формируют
у молодежи завышенные требования к будущему рабочему месту как с точки зрения
характера, условий и содержания труда, так и сточки зрения его оплаты. Помимо
этого сравнительно низкая конкурентоспособность молодых людей на рынке труда
обусловлена также:
§ необходимостью предоставления молодым
людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных трудовым законодательством,
§ трудовая нестабильность молодежи,
связанная с:
× увольнением в связи с призывом в
Вооруженные силы,
× уходом на учебу,
× длительными отпусками в связи с
рождением и воспитанием детей и т.п.
Все это создает для предприятий дополнительные
трудности.
Нередко возникает противоречия между оценкой
работодателем молодого начинающего работника и самооценкой последнего, а
результатом этого противоречия очень часто становится невозможность
трудоустройства.
Иная ситуация складывается на рынке труда для тех
молодых людей, которые получили только общее образование и по тем или иным
причинам пытаются трудоустроиться, не имея никакой профессии. Они могут
рассчитывать на рабочие места неквалифицированного труда, но уровень их
привлекательности для работодателя может быть выше, чем молодого специалиста,
так как выполнение большинства видов неквалифицированного труда требует
молодости и физической силы.
3.3 Комплекс мер социальной защиты молодежи от безработицы
В рамках Федеральной программы занятости намечен
комплекс мер, призванных помочь молодым людям, испытывающим сложности с
трудоустройством. Среди них:
· широкое информирование и
консультирование молодежи (включая учащуюся молодежь) о возможностях службы
занятости в решении проблемы занятости молодежи;
· профессиональное консультирование
молодежи в целях ее самоопределения (с использованием методов диагностики);
· оказание услуг по психологической
поддержке молодежи с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда;
· профобучение, переобучение, организация
подготовки неработающей молодежи по профессиям, в которых ощущается потребность
на региональном рынке труда;
· увеличение сроков обучения в учебных
заведениях, занимающихся профессиональной подготовкой с целью коррекции
трудового потенциала выпускников в соответствии с потребностями регионального
рынка труда;
· организация оплачиваемых общественных
работ для трудоустройства безработной молодежи в возрасте от 16 до 29 лет в
сельскохозяйственном секторе, торговле, в различных фондах и общественных
организациях;
· создание временных рабочих мест для
трудоустройства подростков в летний период и в свободное от учебы время;
· квотирование и создание рабочих мест
для молодежи, в том числе для несовершеннолетних из категории сирот, лиц,
оставшихся без попечения родителей, лиц, состоящих на учете в инспекциях по
делам несовершеннолетних, детей безработных, из неполных и многодетных семей;
· субсидирование занятости безработной
молодежи в возрасте от 16 до 26 лет в рамках программы «Молодежная практика»;
· поддержка молодежного
предпринимательства, выдача субсидий на открытие собственного дела;
· организация и проведение ярмарок
вакансий рабочих и учебных мест;
· социальная поддержка (в т.ч. выплата
пособия, стипендий, оказание материальной помощи);
· обучением навыкам самостоятельного
поиска работы через клуб ищущих работу, организация при областных (краевых)
центрах занятости и действующих учебных заведениях всех уровней различного рода
курсов для обучения молодежи профессиям, способствующих развитию самозанятости.
3.3.1 Программа «Молодежная
практика»
В целях осуществления практических мер по решению
проблем занятости и создания эффективной системы обучения молодежи
непосредственно на рабочих местах с 1 января 1995 г. на территории Российской
Федерации была введена в действие программа организации временной занятости
безработной молодежи – «Молодежная практика». Целью программы является трудоустройство
выпускников учебных заведений, зарегистрированных в качестве безработных более
3 месяцев, в возрасте от 16-26 лет на временные рабочие места, позволяющие
приобрести профессиональные знания, умения и навыки для постоянного рабочего
места.
Для проведения «Молодежной практики» подбираются
рабочие места на предприятиях всех форм собственности. Предприятие принимает на
работу молодого человека в определенной должности на основании срочного
трудового договора-контракта сроком до 6 месяцев, о чем делается запись в
трудовую книжку. Во время практики стажер получает заработную плату до 50% от
средней зарплаты на предприятии, но не менее 4-х кратного размера минимальной
оплаты труда. По решению работодателя до окончания срока «Молодежной практики»
стажер может быть трудоустроен на постоянное рабочее место.
Гражданин, нетрудоустроенный после завершения участия
в данной программе, может быть вновь признан безработным в установленном
законодательством порядке.
3.3.2 Организация и проведение
ярмарок вакансий
Служба занятости ежегодно проводит ярмарки вакансий
рабочих и учебных мест для молодежи и выпускников учебных заведений. На
ярмарках молодежи предлагают ознакомиться с банком данных свободных рабочих
мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с
работодателем выяснить варианты и условия своего трудоустройства (в г.
Красноярске используется молодежный банк вакансий в компьютерном варианте).
Школьникам и студентам предлагается работа на лето.
Это, как правило, выезд в лагеря труда и отдыха или работа по благоустройству и
озеленению городов и районов, в строительных и ремонтных бригадах, работа в
пригородных совхозах.
Молодые люди, которые собираются продолжить учебу в
различных учебных заведениях, на ярмарках получают самую подробную информацию о
вузах, о правилах приема и о подготовительных отделениях учебных заведений.
Участники ярмарок могут получить консультацию у
юристов службы занятости по вопросам трудового законодательства.
Психологи-профконсультанты проводят тестирование по
определению профессиональных наклонностей, помогают сориентироваться в выборе
профессии или направления переобучения.
Служба занятости постоянно ищет новые возможности для
содействия в трудоустройстве молодежи, получившей профессию и ищущей работу
впервые. Ярмарки-презентации выпускников учебных заведений, не получивших
распределения на рабочие места, являются одним из новых направлений при
проведении этой работы. На ярмарках-презентациях работодатели имеют возможность
пригласить на свои предприятия выпускников учебных заведений для прохождения
«Молодежной практики» на конкурсной основе.
В целях оказания молодежи дополнительных услуг по
содействию в трудоустройстве, усиления взаимодействия с работодателями по
увеличению числа сообщаемых ими вакансий для молодежи органами службы занятости
проводятся не только ярмарки вакансий рабочих мест, но и специальные ярмарки
вакансий ученических рабочих мест.
3.3.3 Программа «Первое рабочее
место»
Программа «Первое рабочее место» запущена впервые в
Красноярском крае с начала 2005 года и направлена на трудоустройство
безработных выпускников учреждений начального и среднего профессионального
образования.
Цель программы – приобретение безработной молодежью
профессиональных знаний и опыта для увеличения ее конкурентоспособности на
рынке труда и, по возможности, получение постоянного рабочего места на
конкретном предприятии по завершению временной работы или досрочно.
В программе участвуют безработные выпускники учреждений
начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет,
ищущие работу впервые (т.е. не имеют стажа работы, отраженного в трудовой
книжке).
Направление безработного выпускника по программе
«первое рабочее место» целесообразно только по приобретенной (смежной)
профессии.
Работодатель создает временные рабочие места с оплатой
труда за полный рабочий день в течение месяца не ниже минимального размера
оплаты труда с учетом районного коэффициента, выплатой компенсации за дни не
использованного отпуска. Работодатель ежемесячно начисляет и выплачивает
заработную плату безработным выпускникам – участникам временных работ,
осуществляет налоговые платежи, приобретает трудовые книжки в соответствии с
действующим законодательством.
В период участия выпускников во временных работах им
выплачивается поддержка доходов (материальная поддержка) из средств
федерального бюджета.
Органы службы занятости в Красноярском крае являются
самой активной и заинтересованной стороной по временному трудоустройству
подростков. Совместно с Управлением внутренних дел реализуется программа по
предупреждению правонарушений; совместно с Межведомственной комиссией по делам
несовершеннолетних они участвуют в комплексной программе «Подросток»; с
администрацией края – в программе «Организация школьных лесничеств».
Победителям программ предоставляется возможность поступления в Сибирский
технологический университет вне конкурса. В целом по Красноярскому краю
трудоустроено 9,3 тыс. человек.
3.3.4 Молодежные биржи труда
В последнее время получила распространение практика
создания молодежных бирж труда. Главные их отличия от государственной службы
занятости следующие:
1.
узкая
специализация – как по характеру обслуживаемого контингента, так и по функциям
(не ведется регистрация безработных, не выплачиваются пособиям и др.)
2.
работают в
большинстве случаев на коммерческой основе
3.
не получают
дотаций из государственного фонда занятости
Молодежные биржи труда, как показывает практика, с
успехом решают задачи, определяемые спецификой клиентуры:
§ подбирают вакансии, наиболее
подходящие для молодежного контингента;
§ способствуют расширению спроса на
рабочую силу молодежи;
§ помогают учащейся молодежи, желающей
работать в свободное от работы время, для чего формируются банки
соответствующих вакансий;
§ содействуют организации молодежных
общественных работ, созданию специализированных малых предприятий для наименее
конкурентоспособной части безработной молодежи.
Наиболее актуально создание молодежных бирж в областях,
где доля молодежи в общей численности безработных была наиболее высока.
Подводя итоги данной работы, хотелось бы еще раз
отметить, что в рыночной экономике защита населения от безработицы является
неотъемлемым элементом государственной политики, направленной на решение важных
социально-экономических задач, в том числе на снижение социальной
напряженности, связанной с наличием в обществе групп, утративших доход и
социальный статус. Эта политика предполагает:
× содействие занятости,
× материальную поддержку
соответствующих групп населения (компенсацию определенной доли потерянного
дохода)
×
профессиональную ориентацию,
профессиональное обучение и переквалификацию безработного населения,
×
содействие развитию
предпринимательской деятельности и самозанятости,
×
организацию общественных работ и
временную занятость,
×
содействие трудоустройству в
другой местности,
× а также вывод с рынка труда отдельных
категорий безработных.
Степень и формы участия государства в решении
указанных проблем, набор применяемых инструментов и методов в разных странах
неодинаковы, однако в развитых рыночных экономиках это направление политики
является важнейшей составляющей деятельности государства.
В целом же российскую систему защиты от безработицы
можно охарактеризовать как уравнительную, нацеленную на выплаты, пусть и небольшие,
максимально возможному числу граждан.
Что касается социальной защиты от безработицы такой
социально-демографической группы, как молодежь, то в данном случае можно
сказать, что с целью
смягчения последствий невостребованности молодежи на рынке труда служба
занятости активно решает вопросы трудоустройства молодежи в рамках различных
программ (некоторые из них были рассмотрены в представленной работе). Однако
из-за отсутствия финансирования данное направление работы осуществляется в
незначительных объемах, что не может кардинально повлиять на сложившуюся
ситуацию.
Список литературы
1. Социальная политика. /Под ред. - Н.А.
Волгина. – М. - 2006.
2. Занятость населения и ее
регулирование / Л.И. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева. – М. – 2001.
3. Программа содействия занятости
молодежи на 1997-1998 годы / Департамент федеральной государственной службы
занятости населения по Красноярскому краю – К. - 1997.
4. Закон «О занятости населения в
Российской Федерации» / Департамент федеральной государственной службы
занятости населения по Красноярскому краю – К. - 2003.
5. Методические рекомендации по
организации временного трудоустройства безработных граждан от 18 до 20 лет из
числа выпускников учреждений начального и среднего специального образования,
ищущих работу впервые, в 2005 году / Департамент федеральной государственной
службы занятости населения по Красноярскому краю – К. - 2005 .
6. Центр занятости населения г.
Красноярска в 2005 году / Департамент федеральной государственной службы
занятости населения по Красноярскому краю – К. - 2005.
7. Социальный менеджмент. / Под ред. - С.Д.
Ильенковой. – М. - 1998.
8. Служба занятости населения
Красноярского края в январе-июне 2005 года / Департамент федеральной
государственной службы занятости населения по Красноярскому краю – К. - 2005.
9. Программа «Молодежная практика» /
Красноярский городской центр занятости населения – К. - 2001.
10. Служба занятости малому бизнесу /
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по
Красноярскому краю – К. 2005.
11. Профессия и рынок труда /
Красноярский городской центр занятости населения – К. - 2005.