Роль школьного инспектора в профилактике правонарушений несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения
ВВЕДЕНИЕ
Одной из
самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом
сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди
молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего
решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает
сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем,
что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше
несовершеннолетних; криминальными группировками, созданными подростками,
совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Преступность
молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер, а такая криминализация
молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем
социального равновесия и благополучия.
В России на протяжении последних 10-15 лет отмечается
тенденция к социальной и нравственной деградации молодого поколения – рост
подростковой и молодежной преступности. Чтобы преодолеть эту негативную
тенденцию важно определить первопричину асоциальных проявлений, создать
перспективные направления воспитания и социализации человека, разработать и
реализовать с учетом этих направлений систему работы с несовершеннолетними
правонарушителями.
На сегодняшний день в России наблюдается устойчивый рост
преступности несовершеннолетних, что является одной из наиболее негативных
тенденций развития преступности в целом, так как свидетельствует о
воспроизводстве преступных образцов поведения и расширяющейся криминальной
социализации детей и молодежи.
Качественные характеристики преступности несовершеннолетних
претерпевают существенные изменения. Доля преступлений, относящихся к категории
тяжких, в структуре преступности несовершеннолетних существенно возросла по
сравнению с предшествующими десятилетиями, что соответствует тенденции роста
доли тяжких преступлений в структуре преступности в России в целом.
Спецификой социального статуса несовершеннолетних обусловлен
довольно ограниченный круг их преступных деяний. Кражи, грабежи, разбои,
изнасилования, завладение транспортными средствами без цели хищения исчерпывают
перечень наиболее часто совершаемых подростками противоправных деяний.
Специфику структуры и характера преступности несовершеннолетних, а
также возрастные и психические особенности несовершеннолетних преступников
необходимо учитывать, определяя приоритетные направления и формы профилактики
этого явления.
И здесь одним из путей совершенствования системы профилактической
работы является взаимодействие образовательных учреждений с субъектами и
институтами пенитенциарной системы, взаимодействие нацеленного на максимальное
согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
С точки зрения А.А. Бакаева исторический опыт возникновения,
становления и развития системы предупреждения подростковой преступности в
России сегодня, как никогда, имеет большое значение.
Исторические аспекты проблемы предупреждения преступности
несовершеннолетних в разные периоды освещались в работах З.А. Астемирова, Е.В.
Болдырева, Н.И. Ветрова, Ю.Б. Гербеева, З.Л. Индрикова, Б.И. Куфаева, П.И.
Люблинского и др. Весьма объективны и глубоко проанализированы истоки
образования системы государственных мер, направленных на борьбу с этим
явлением, в монографиях Л.И. Беляевой, А.Г. Сапрунова, В.Д. Ермакова, Н.И.
Крюковой, Э.Б Мельниковой. Обстоятельно и многогранно показаны место и роль
органов внутренних дел в эволюции системы профилактики правонарушений
несовершеннолетних Г.И. Фильченковым.
Научные источники свидетельствуют, что формирование подходов к
решению проблемы детской преступности, дифференциации ответственности и
принятию мер к несовершеннолетним правонарушителям имеют глубокие исторические
корни.
Современная
школа стоит перед множеством проблем, среди которых много ещё неразрешённых,
отрицательно-влияющих на учебно-воспитательный процесс. Это: преступность и
правонарушаемость несовершеннолетних; отсутствие у части обучающихся учебной
мотивации, склонность к «лжеромантики улицы»; рост агрессивного поведения
подростков по отношению к сверстникам; распространение алкоголизма и
наркомании. С гуманизацией школы, демократизацией воспитательного процесса с
одной стороны, и снижением роли семьи в воспитании детей, с другой стороны, центр
агрессивного поведения подростков всё более перемещается в образовательные
учреждения – школы, техникумы, лицеи.
В целях
повышения эффективности индивидуальной профилактической работы с подростками
непосредственно по месту их учёбы и жительства, защиты их прав и интересов,
правового воспитания несовершеннолетних и их родителей с 2007 года в г. Тотьма
была введена новая должность - «школьных инспекторов» милиции, своего рода
«педагогов в погонах».
Актуальность
этой проблемы определяет тему нашей выпускной квалификационной работы «Роль
школьного инспектора в профилактике правонарушений несовершеннолетних в
условиях образовательного учреждения».
Объект исследования – система профилактики правонарушений
несовершеннолетних.
Предмет исследования – деятельность школьного инспектора в системе
профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Цель: Определить
роль школьного инспектора в профилактике правонарушений несовершеннолетних в
условиях образовательного учреждения.
Задачи:
1.
Проанализировать
литературу по проблеме.
2.
Охарактеризовать
преступность несовершеннолетних как социальную проблему;
3.
Рассмотреть
систему профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете и
имеющими судимость (на примере Тотемского района);
4.
Раскрыть
деятельность школьного инспектора в системе профилактики правонарушений
несовершеннолетних;
5.
Разработать
рекомендации по организации деятельности школьного инспектора в профилактике
правонарушений несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что должность школьного
инспектора облегчает решение вопросов возникающих в системе профилактики
правонарушений между учащимися, преподавательским составом и органами
внутренних дел, выступая связующим элементом между ними.
Практическое значение: результаты работы предназначаются
социальным педагогам и ряду других специалистов задействованных в решении
проблем несовершеннолетних правонарушителей.
Методы исследования: теоретические – анализ литературы,
изучение документации школьного инспектора отделения по делам
несовершеннолетних. Эмпирические методы – анкетирование, наблюдение за
деятельностью специалистов, статистические методы обработки информации.
ГЛАВА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ИНСПЕКТОРА В ПРОФИЛАКТИКЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1
Преступность несовершеннолетних как социальная проблема
Преступность несовершеннолетних означает совокупность всех
фактически совершенных противоправных деяний на определенной территории за
определенный отрезок времени, за каждое из которых предусмотрено уголовное
наказание [44; 273].
Согласно российскому уголовному законодательству общий возраст
наступления уголовно-правовой дееспособности – 16 лет, а в отношении
преступлений, обладающих высокой степенью общественной опасности – 14 лет. К
криминологическим особенностям преступности несовершеннолетних можно отнести:
ярко выраженный групповой характер (примерно 2/3), высокий удельный вес
преступников мужского пола (более 90%), латентность, преимущественно корыстную
и корыстно-насильственную направленность и др. [44; 273].
Преступность несовершеннолетних во всем мире является одной из
самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен, прежде
всего, для развитых капиталистических стран. К основным причинам преступности
несовершеннолетних относят безработицу, неуверенность молодых людей в будущем,
неудовлетворенность современным способом управления обществом.
В целом рост
подростковой преступности является симптомом, предвестником нарастающих
социальных катаклизмов в стране.
Экономическое
положение играет роль социального катализатора, который может усиливать или
замедлять рост преступности среди несовершеннолетних. Так же преступность среди
несовершеннолетних является следствием глобального «социального аутсайдерства»,
когда молодежь и дети отказываются вне существующего общества, выталкиваются из
него. Это происходит в результате дефектности социализации, которая стала носить
стихийный, неуправляемый характер. Российское общество утрачивает систему
социального контроля над процессом становления подрастающего поколения, многие
традиционные институты социализации, такие как семья, школа, детские и
молодежные организации, теряют свое значение, а на смену им, кроме «института
улицы и подворотни», ничего не пришло [12; 24].
Отмеченные
негативные социальные процессы создают предпосылки для резкого роста
преступности несовершеннолетних.
В настоящее
время нет ни одного субъекта РФ, в которых были бы учреждения всех уровней
профилактики. Широкий и разноплановый характер деятельности по предупреждению
правонарушении и преступлений несовершеннолетних, вовлечения в нее учреждений
разных ведомств и органов управления этими учреждениями разного уровня
определяет чрезвычайную важность задачи координации их усилий. Единственным
путем решения этой проблемы является разработка государственной политики
предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, основные положения
которых должны быть закреплены законодательно.
Василькова
Ю.В. выделяет следующие виды правонарушений.
По областям
регулируемых отношений правонарушения различаются:
1) гражданские -
правонарушения в области гражданского законодательства.
2) трудовые - правонарушения
по поводу выполнения трудового законодательства.
3) уголовные -
правонарушения, подводящиеся под уголовную ответственность
4) административные -
правонарушения, за которые настоящим Кодексом или законами, субъектов
Российской Федерации установлена административная ответственность.
5) процессуальные
По
общественной опасности правонарушения принято делить на:
1) преступления
2) иные правонарушения
(проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.
Существует
также классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных,
политический отношений общества. В связи с этим различают три вида
правонарушений:
· в области экономических
отношений (собственность, труд, распределение, и другие)
· в области социально -
бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок)
· в сфере управления
(деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).
Можно также
различать правонарушения, посягающие на:
· духовные или материальные
блага
· общественные или личные
интересы
Каждая
классификация в известной степени условна, поскольку между различными
правонарушениями проявляется определенная связь. Например, совершение
правонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушения
другим человеком. Одно и тоже деяние может нарушить диспозиции нескольких
отраслей законодательства и одновременно влечь несколько различных санкций.
Так, например, кража имущества руководителем предприятия влечет гражданско-правовую
обязанность по возмещению материального ущерба, административную (отрешение от
должности) и уголовную ответственность [14; 56].
Причины роста преступности несовершеннолетних, как и преступности
в целом, связаны с противоречиями общественного развития. Системный кризис,
переживаемый в стране с начала радикальных преобразований в экономике,
сопровождается возникновением новых и обострением ранее имевшихся противоречий.
Неблагоприятная социальная среда воздействует, прежде всего, на
личность, не способную по своим свойствам ей противостоять. Незанятость как
определенное состояние, интегрирующее многие негативные стороны
действительности, заключает в себе сильный криминогенный заряд. С незанятостью в
значительной степени связан наблюдаемый рост правонарушающего поведения среди
несовершеннолетних. Незанятость как одна из форм изолированности от общества
выполняет для определенной части подростков и молодежи функции объединяющего
начала. Связанные с возрастом психологические особенности не позволяют
подросткам, попавшим в отвергнутое положение, находиться в изоляции, вызывают
стремление найти равные по социальному статусу лиц и объединиться с ними [14;
76].
В Тотемском районе существует ряд причин совершения правонарушений
несовершеннолетними: [1;1].
-
неблагополучная социально-экономическая обстановка как в области,
так и в районе, отсутствие рабочих мест, особенно для несовершеннолетних;
-
проживание подростков, совершивших преступления, в неблагополучных
семьях (каждый третий из участников преступлений живет в неблагополучной
семье), а, следовательно, отсутствие контроля за их поведением со стороны
родителей, бродяжничество подростков в вечерне-ночное время;
-
передача криминального опыта из поколения в поколение;
-
широкое использование судами практики применения принудительных
мер воспитательного воздействия, неоднократное применение условной меры
наказания, отсутствие в ряде случаев вменения дополнительных обязанностей, что
порождает у них чувство безнаказанности и вседозволенности и является одной из
причин совершения повторных преступлений;
-
отсутствие в районе врача-нарколога, что затрудняет работу по
профилактике пьянства и токсикомании среди несовершеннолетних, что также
является одной из основных причин преступности подростков;
-
недостаточная работа по профилактике «ранней» преступности среди
несовершеннолетних, отсутствие какой-либо информации и не направление ее в РОВД
из учебных заведений по фактам правонарушений, систематических пропусков,
исключений из школ, формирующимся группам подростков с антиобщественной
направленностью;
-
отсутствие комплексного подхода служб МОБ и КМ в профилактике
групповой и повторной преступности несовершеннолетних [1; 2].
К несовершеннолетним правонарушителям применяются следующие виды
наказаний:
§
штраф;
§
лишение права заниматься определенной деятельностью;
§
обязательные работы на срок от 40 до 160 часов. Эта деятельность
заключается в выполнении работ, посильных для несовершеннолетних, и выполняется
им в свободное от учебы или основной работы время. Работа несовершеннолетних до
15 лет не может превышать 2ч. в день, а в возрасте от 16 до 16 лет – 3 часа в
день;
§
исправительные работы назначаются несовершеннолетним, осужденным
сроком на 1 год;
§
арест назначается только лицам, достигшим 16 лет на срок от 1 до 4
месяцев;
§
лишение свободы назначается несовершеннолетним на срок не свыше 10
лет и этот срок отбывается в воспитательных колониях общего режима; несовершеннолетним
мужского пола, которые уже отбывали срок лишения свободы в воспитательных
колониях усиленного режима.
Следует отметить широкое применение судебной практике отсрочки
исполнения приговора, которая в настоящее время реализуется в отношении
примерно половины всех несовершеннолетних, осуждаемых к лишению свободы. Кроме
того, определенная часть нарушителей освобождается от наказания им уголовной
ответственности: материалы по ним либо передаются (либо) в КДН, либо к ним
применяются принудительные меры воспитательного характера: [1; 3].
§
передача под надзор родителей или лиц их заменяющих либо
специализированного государственного органа;
§
возложение обязанностей загладить причиненный вред;
§
ограничение досуга и установление особых требований к поведению
несовершеннолетнего.
Если же подросток, совершивший правонарушение, не достиг возраста
привлечения к уголовной ответственности или применение к нему меры уголовного
наказания признается нецелесообразным, но он, тем не менее, нуждается в особых
условиях воспитания, то такой подросток направляется в специальное
учебно-воспитательное учреждение.
По итогам 2007 года на территории Тотемского района наблюдается
снижение преступности несовершеннолетних с 36 преступлений до 11 (динамика
69%). Удельный вес по району составил – 4,7%, по области – 10,9%.
Таким образом, по-прежнему основную роль в структуре преступности
продолжают иметь кражи и грабежи, хотя их количество значительно сократилось. Снижение
количества преступлений способствовало и уменьшению количества их участников.
Так, по итогам 2007 года их число составило 31 человек [1; 3].
«Резервом» подростковой преступности остаются лица, доставляемые в
отдел внутренних дел за различные виды правонарушений. Их количество
незначительно выше по сравнению с прошлым годом и составило 87 человек (в
прошлом году 83 человека), причем основная часть из них (58 человек) за
совершение административных правонарушений.
Из доставленных:
учащихся школ – 34 человека
учащихся др. учебных заведений – 32 человека
работающих – 1 человек
не работающих, не учащихся – 20 человек.
Статистика показывает, что большинство несовершеннолетних
совершают преступления в соучастии. И в основном, это группы в составе
двух-трех человек, и анализ структуры групповой преступности показывает, что 6
подростков приняли участие в совершении преступлений в группе со сверстниками
(в прошлом году 18). В течение 12 месяцев 2007 года на учет в ПДН и ОУР было поставлено
8 групп несовершеннолетних с количеством в них 19 участников (в прошлом году
соответственно 8 и 20) [1; 4].
Реальную опасность представляет участие подростков в преступной деятельности
в группах со взрослыми. В смешанных группах приняло участие 10 человек (в
прошлом году 16). Несмотря на то, что высоким остается процент участков
групповых преступлений вместе со взрослыми, на протяжении последних 3-х лет
отсутствуют показатели работы по выявлению и привлечению к уголовной
ответственности взрослых по ст. 150 УК РФ.
Таким образом, решение проблем борьбы с преступностью
среди несовершеннолетних во многом связаны сдерживание и сокращение
преступности в целом. Выделение правонарушений несовершеннолетних в качестве
самостоятельного объекта профилактического воздействия обуславливает также
гуманными соображениями, необходимостью реализации ответственности общества
перед подрастающим поколением. Неслучайно проблемы предупреждения преступлений
и иных правонарушений несовершеннолетних на протяжении длительного времени
находятся в центре внимания государственных органов и общественных институтов.
Правонарушения несовершеннолетних как социальная проблема продолжают оставаться
в центре внимания ученых и практиков.
1.2 Деятельность школьного инспектора по
профилактике правонарушений несовершеннолетних в условиях образовательного
учреждения
Инспектор по делам несовершеннолетних, закрепленный за
образовательным учреждением, является штатным сотрудником ПДН милиции
общественной безопасности по району, городу, иному муниципальному образованию.
Штатная единица школьного инспектора закрепляется за средним образовательным
учреждением численностью не менее 500 учащихся с учетом оперативной обстановки
на территории образования. В зону обслуживания школьного инспектора входят
образовательное учреждение и прилегающая к нему территория, а также место
жительства учащихся [2].
При необходимости инспектор по делам несовершеннолетних может быть
закреплен за несколькими образовательными учреждениями. Закрепление инспектора
по делам несовершеннолетних за несколькими образовательными учреждениями должно
быть обосновано целесообразностью, оперативной, криминогенной обстановкой,
географией их расположения (компактностью расположения, отдаленностью от
районного центра), социальным составом учащихся и их родителей, состоянием
воспитательной работы в образовательных учреждениях и согласовано с
муниципальным органом управления образованием. Такое закрепление не должно влиять
на качество профилактической работы, проводимой школьным инспектором в учебных
заведениях. Допускается дополнительное закрепление школьного инспектора за
учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
другими интернатными учреждениями.
Правовую
основу деятельности инспектора по делам несовершеннолетних, закрепленных за
образовательным учреждением, составляют: Конституция Российской Федерации,
Федеральный закон от 18.06.2003 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Стратегия Государственной
молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением
Правительства РФ от 18.12.2006 года № 1760-р, Законы Российской Федерации от
18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции», от 10.07.1992 г. № 32664 «Об образовании»,
Указ Президента Российской Федерации от 12.02.1993г. № 209 «О милиции
общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации»,
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. № 4202-1
«Об утверждении Положений о службе в органах внутренних дел Российской
Федерации», приказ МВД Российской Федерации от 26.05.2000г. № 569 «Об
утверждении инструкций по организации работы подразделений по делам
несовершеннолетних органов внутренних дел»; другие федеральные нормативные и
правовые акты; нормативные правовые акты МВД России, регламентирующие
деятельность подразделений по делам несовершеннолетних, органов управления
образованием и учреждений образования [2].
Основными задачами школьного инспектора, закрепленного за
образовательным учреждением, являются:
§
защита
прав и законных интересов несовершеннолетних - учащихся образовательных школ;
§
профилактика
безнадзорности, правонарушений, преступлений и наркомании среди учащихся
образовательного учреждения, обеспечение общественного порядка и общественной
безопасности;
§
проведение
индивидуально-профилактической работы с учащимися и их родителями, состоящими
на внутреннем учете образовательного учреждения, на учете в подразделении по
делам несовершеннолетних (далее - ПДН), комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав (далее - КДН и ЗП) и их родителями;
§
обеспечение
охраны общественного порядка в местах массового скопления учащихся
образовательных учреждений, а также при проведении культурно-массовых и
спортивных мероприятий с участием детей, учащихся в закрепленном
образовательном учреждении.
Специфика
деятельности школьного инспектора в образовательном учреждении заключается в
следующем:
-
участвует
в мероприятиях по предупреждению безнадзорности и беспризорности, употребления
спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди учащихся;
-
проводит
индивидуально-профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в
образовательном учреждении либо в ПДН, комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав, и родителями или законными представителями названных учащихся,
принимает меры по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних;
-
осуществляет
меры по предупреждению и пресечению правонарушений и антиобщественных действий,
в том числе экстремисткой направленности, со стороны учащихся образовательного
учреждения либо в отношении них;
-
участвует
в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности в зоне
обслуживания;
-
проводит
правовую пропаганду среди учащихся и их родителей или иных законных
представителей, работу по формированию у учащихся законопослушного поведения и
чувства толерантности к своим сверстникам других национальностей и религиозных
конфессий;
-
осуществляет
в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных
правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях;
-
выявляет
причины и условия, способствующие безнадзорности и беспризорности
несовершеннолетних, совершению учащимися правонарушений и антиобщественных
действий;
-
готовит
материалы, необходимые для рассмотрения судом вопроса о возможности помещения
учащихся в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
-
готовит
материалы о помещении учащихся в центр временного содержания для несовершеннолетних
правонарушителей органа внутренних дел в случаях, предусмотренных ст.22 ФЗ РФ
120-99г.;
-
взаимодействует
в пределах своей компетентности с органами и учреждениями системы профилактики
по вопросам индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их
родителями или законными представителями [2].
Таким
образом, эффективность системы профилактики преступлений в значительной мере
зависит от ее организации. Формы организации профилактики реализуются главным
образом на управляющем уровне деятельности. Они выступают в виде обезличенных
категорий, подразумевающих разнообразные мероприятия по организации
аналитической работы, создание системы сбора информации, рациональному
использованию сил и средств в предупреждении преступности, расширению связи с
общественностью. Формы осуществления профилактики предполагают исполняющий
уровень деятельности. Они представляют собой конкретные категории, охватывающие
различные соответствующие меры и мероприятия.
ГЛАВА
II. ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ИНСПЕКТОРА В ПРОФИЛАКТИКЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1
Система профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете и
имеющими судимость (на примере Тотемского района)
Коррекция и реабилитация
несовершеннолетних правонарушителей проводится в специальных учреждениях, а
профилактика одна из самых главных функций школы, микрорайона, семьи, детского
сада.
Л.В. Мардахаев рассматривает
профилактику как использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы
предотвратить возникновение каких-либо отклонений в развитии, обучении,
воспитании. Предупредительная деятельность органов внутренних дел не имеет
существенной разницы с общепринятой системой профилактики и строится на
принципах демократизма, гуманности, законности, неотвратимости наказания,
научной обоснованности, комплексного подхода и дифференциации. Профилактика
представляет собой гуманное средство борьбы с преступностью, средство,
предусматривающее не наказание, а воспитание, предостережение членов общества
от преступлений [44; 231].
Профилактика подразделяется на общую и
индивидуальную. Общая профилактика – это система мер, предусматривающая
осуществление взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам предупреждения
подростковой преступности. Индивидуальная профилактика – это систематически
осуществляемое целенаправленное предупредительное воздействие на отдельных
несовершеннолетних, ведущих антиобщественный образ жизни, как в их собственных
интересах, так и в интересах общества.
Цель профилактики:
-
добиваться понимания
каждым человеком правильности социальных (моральных, правовых, в том числе и
уголовно-правовых) норм, утверждать в его сознании необходимость их соблюдения;
-
непрерывно повышать
активность и ответственность человека;
-
ограничивать влияние
негативных социальных факторов, хотя и лежащих вне сферы преступлений, но
взаимосвязанных с их причинами, условиями и обстоятельствами;
-
воздействовать на
причины преступных проявлений и также на условия и обстоятельства,
способствующим этим проявления;
-
осуществлять
предупредительное влияние на негативные факторы, непосредственного социального
окружения (микросреду) личности, формирующие антиобщественные установки и
мотивацию преступного поведения индивидов;
-
воздействовать на
личность, способную в силу своего антиобщественного образа жизни совершать
преступления либо продолжить преступную деятельность [44; 233].
Общие задачи работы по профилактике
правонарушений несовершеннолетних:
1.
Создание
благоприятного микроклимата для учащихся.
2.
Всестороннее
развитие способностей, творческой и социальной активности.
3.
Воспитание
духовно-нравственной ценности россиянина.
4.
Психолого-педагогическая
работа по предупреждению правонарушений. Коррекционная работа с детьми
девиантного поведения.
Для того чтобы понизить показатели
подростковой преступности нужно проводить комплекс мероприятий по профилактике
правонарушений несовершеннолетних.
Работа по профилактике повторной
преступности осуществляется в непосредственном взаимодействии с сотрудниками
уголовно-исполнительной инспекции. Подростки, имеющие судимость, ежемесячно
проверяются по месту жительства в вечерне-ночное время, проводятся беседы с
ребятами и родителями, неоднократно приглашались на индивидуальные беседы к
руководству ОВД [1].
Систематически и своевременно
осуществляется обмен информацией в отношении данной категории подростков: по
фактам совершения с их стороны административных правонарушений повторных
преступлений, не выполнения обязанностей суда. Ежеквартально, а также при
достижении возраста совершеннолетия в УИИ направляется обобщенная справка о
проведении работы с условно-осужденными подростками.
В 2007 году в УИИ №22 было направлено 4
представления на данную категорию несовершеннолетних по продлению
испытательного срока и замену условного наказания на реальное, из них судом
удовлетворено только 2.
По фактам групповых и повторных
преступлений в текущем году проведено 12 служебных проверок, направленных на
выявление причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних.
Одной из важнейших причин было и
остается полная бесконтрольность со стороны родителей, так как большая часть
преступлений совершается подростками из неблагополучных семей. Уровень
образования у таких подростков 5-6 классов, что влияет на формирование
жизненных установок, мотивов и целей деятельности. Чем выше уровень образования
человека, тем реже у него формируются антиобщественные взгляды.
Продолжалась работа по профилактике
неблагополучия в семьях, защите прав и законных интересов несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в помощи со стороны
государства. К административной ответственности за надлежащее исполнение
обязанностей по воспитанию и содержанию детей привлечено 190 родителей, однако
значительно меньше родителей лишено родительских прав – 10 человек (12 месяцев
2006г. – 24). Возбуждено уголовное дело по ст. 156 УК РФ [1].
Важнейшим показателем, характеризующим
нравственный фон личности человек, является его отношение к социальным
аномалиям, прежде всего к алкоголизму. Высоким остается количество ребят,
привлеченных к административной ответственности за нарушение антиалкогольного
законодательства. По итогам 12 месяцев привлечено 182 человека *в прошлом году
168 человек данной категории). За употребление токсических веществ привлечено 3
подростков.
По категориям: 2007
год 2006 год
учащиеся школ- 72
человека 46 человек
учащиеся ПЛ-47- 57
человек 44 человека
работающие - 1
человек 12 человек
не работающие - 46
человек 61 человек
учащиеся др. уч. завед. - 6
человек 12 человек
В отношении
данной категории несовершеннолетних систематически направляется информация в
Тотемскую ЦРБ.
Высоким
остается уровень привлечения взрослых лип к административной ответственности по
ст. 6.10 КоАП РФ. По итогам 12 месяцев 2007 года их количество составило 55
человек (12 мес.2007 - 44 человека).
Количество
подростков, совершивших преступления в пьяном виде сократилось с 14 до 5.
Во взаимодействии
с заинтересованными ведомствами осуществляется работа по профилактике
неблагополучия в семьях и принятие мер административно-правового воздействия.
На учете в ГПДН Тотемского РОВД на конец декабря 2007 г. состоит 37 родителей,
которые своим поведением оказывают отрицательное влияние на детей (АППГ-23
родителя).
На фоне семейного неблагополучия, растущей безнадзорности
по-прежнему, имеет место криминальная активность детей в возрасте до 14 лет. В
2007 г. подростками совершено 9 опасных деяний приняло в которых участие 14
человек (12 мес.2006 г.- 10 ООД с 12-ти участниками).
В ЦВСНП г. Вологды в течение 2007 года было помещено 6
несовершеннолетних, 1 ходатайство не удовлетворено судом.
В текущем году службами и подразделениями ОВД проводилась работа
по стабилизации преступности несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности
и правонарушений, исполнения требований коллегии МВД РФ № 2 км-05 г., решения
оперативного совещания УВД № 4 ос/ 3-06г.
В районе ведется работа по реализации мероприятий индивидуальной реабилитации
несовершеннолетних граждан и их родителей. В течение 3-х лет функционирует
социальный приют для детей и подростков, рассчитанный на 20 детей. В течение
12-ти месяцев т.г. в данное учреждение было помещено 30 детей в связи с трудной
жизненной ситуацией [1].
В соответствии с Постановлением главы местного самоуправления от
31.03.03 г. № 123 в районе осуществляют свою работу общественные комиссии
содействия семье и школе при администрациях сельских советов, где обсуждаются
несовершеннолетние правонарушители, неблагополучные семьи.
Проведен комплекс мероприятий по исполнению целевой программы
профилактики правонарушений в Тотемском муниципальном районе.
Реализуется программа «Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2006 – 2008год» марте,
июне и сентябре т. г. т.г. состоялось заседание межведомственной комиссии с
рассмотрением проблемных вопросов и отчетов представителей всех ведомств
системы профилактики по проведению работы в данном направлении.
-
В Тотемскую
ЦРБ и МРУ УФСКН ежеквартально направлены списки несовершеннолетних,
привлекаемых к административной ответственности за неоднократное употребление
спиртных напитков и привлекаемых за употребление токсических веществ, В текущем
году на учет поставлены 3 несовершеннолетних, допускающий факты эпизодического
употребления токсических веществ.
-
в
июне 2007 года на базе Тотемского района состоялся семинар для заместителей
глав по социальным вопросам восточной зоны области Актуальные проблемы организации
деятельности по предупреждению деструктивных явлений в обществе. Роль КДН и ЗП
в профилактике безнадзорности, алкоголизма, наркомании и правонарушений в
подростковой среде.
По итогам отчетных периодов направлены информации в
заинтересованные ведомства о состоянии оперативной обстановки с подростковой
преступностью и деятельности РОВД по профилактике безнадзорности и
правонарушений. В соответствии с приказом МВД РФ № 23-02 в различные
государственные и общественные организации направлено 58 письменных сообщений
по вопросам совершенствования деятельности органов и учреждений системы
профилактики, устранения причин и условий, способствующих безнадзорности
несовершеннолетних, из них:
в прокуратуру - 4. КДН и ЗП -14, органы опеки и попечительства -
1, управление социальной защиты населения - 6, ЦРБ - 4, управление образованием
- 28, комитет по молодежной политике — 1.
Установлено взаимодействие с районным центром занятости населения
по решению вопросов трудоустройства и направлению несовершеннолетних на учебу
за счет средств ЦЗН. В районе действует постановление Главы районного
самоуправления «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в
социальной защите» [1].
В контакте с РУО продолжается работа по "ранней"
профилактике подростковой преступности. В школах действуют "советы
профилактики", родительские комитеты. Во исполнение указания УВД ВО N I 8/698 - 2006 г.
продолжается работа в закрепленных за службами и подразделениями учебных
дошкольных заведениях и молодежных общежитиях. На каждое учебное заведение
имеются информационно-статистические материалы. Сотрудниками милиции проведено
111 бесед в школах и других общеобразовательных и учебных заведениях по вопросу
уголовной и административной ответственности несовершеннолетних и взрослых лиц,
о сохранности личного имущества, профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма. Постоянно в проведении общешкольных родительских собраний.
Имеется план совместных мероприятий ОВД, РУО, Госнаркоконтроля по
профилактике наркомании и токсикомании среди учащихся учебных заведений на
2007-2008 г.
В марте т. г, проведен «круглый стол» с директорами и
заместителями директоров учебных заведений по профилактике деструктивных
явлений среди учащихся учебных заведений.
Проведены декады в дни каникул, совместные выходы в
неблагополучные семьи совместно с социальными педагогами. Осуществлены профилактические
мероприятия в период проведения «последних звонков», выпускных вечеров и Единого
государственного экзамена, в период проведения Дня знаний [1].
Задачи программы профилактики
правонарушений среди несовершеннолетних учащихся образовательных учреждений:
-
усиление координации
предупредительно-профилактической работы всех ведомств, решающих данную
проблему;
-
повышение уровня
воспитательно-профилактической работы с подростками в образовательных
учреждениях, через их взаимодействие с инспектором по делам несовершеннолетних
при районных управах;
-
активизация
разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
-
привлечение самих
учащихся к укреплению порядка в учебных заведениях;
-
повышение
самосознания учащихся через разнообразные формы;
-
развитие системы
организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в
каникулярное время;
-
обеспечение социальной
защиты прав несовершеннолетних.
Работа по профилактике правонарушений
несовершеннолетних в образовательном учреждении осуществляется по ряду
направлений (Приложение 1) [10; 98].
С 20.11.07 г. введена должность «школьного» инспектора милиции.
Во взаимодействии с управлением социальной защиты населения,
органами опеки и попечительства, проводится работа по выявлению и постановке на
учет неблагополучных семей. В текущем периоде совместно с представителями
данных ведомств проведено 58 рейдов, в ходе которых изъято из семей в связи с
угрозой их жизни и помещены в социальный приют 30 детей.
Проводится работа по оказанию шефской помощи Тотемскому детскому
дому: имеется план совместных мероприятий по профилактике правонарушений среди
воспитанников и профилактике самовольных уходов, проверка в вечернее и ночное
время, участие в работе клуба «Подросток и закон», программа которого
разработана на 3 года и включает в себя контингент воспитанников в возрасте от
13 до 18 лет, беседы по разъяснению норм уголовного и административного законодательства
[1].
Проведена декада по патриотическому воспитанию детей воспитанников
детского дома, целью профилактики пьянства в молодежной среде систематически
ежеквартально информируется фельдшер-нарколог ЦРБ о несовершеннолетних,
привлеченных к административной ответственности за систематическое употребление
спиртных напитков и токсических веществ. Работа по профилактике безнадзорности
и правонарушений среди несовершеннолетних осуществляется во взаимодействии со
всеми службами и подразделениями ОВД.
Во исполнение указаний УВД по Вологодской области проведены декады
в дни зимних и весенних каникул, а также проведено 17 дней профилактики в
вечерне-ночное время по местам сбора подростковых групп.
Работа по профилактике повторной преступности осуществляется в
непосредственном взаимодействии с сотрудниками уголовно-исполнительной
инспекции, каждого несовершеннолетнего, имеется учетно-профилактическое дело, в
котором отражается вся проводимая работа со стороны служб ПДН. ОУР, УУМ.
шефов-наставников и руководства ОВД.
Данные УПД 1 раз в полугодие проверяются начальником ОВД,
начальником МОБ, а также дважды в год проверяющими УВД области.
Все состоящие на учете подростки ежемесячно проверяются по месту
жительства в вечерне-ночное время, проводятся беседы с ребятами и родителями
[1].
С данной категорией несовершеннолетних ежеквартально, согласно
разработанного графика, проводились беседы руководством ОВД.
Приказом начальника ОВД № 94 от 15 мая 2007 года за
подростками, имеющими судимость, закреплены шефы-наставники из
числа офицеров, а приказом начальника ОВД от 5.12.07 г. несколько
шефов-офицеров перезакреплены за данной категорией несовершеннолетних.
Шефы-офицеры были заслушаны дважды на рабочих совещаниях при
начальнике ОВД о проводимой профилактической работе с подростками. Однако надо
отметить, что с их стороны работа проводится недостаточно хорошо. В отношении 4-х
несовершеннолетних направлены представления в суд продлении испытательного срока
и вменения дополнительных обязанностей, в отношении 1 на замену условного
наказания на реальное, удовлетворено только 2.
Систематически и своевременно осуществляется обмен информацией в
отношении данной категории подростков: по фактам совершения с их стороны
административных правонарушений, повторных преступлений, невыполнения
обязанностей суда. Ежеквартально, а также при достижении возраста
совершеннолетия в УИИ направляется обобщенная справка о проведении работы с
условно-осужденными подростками.
С целью профилактики повторной преступности среди
несовершеннолетних в период с 3 по 13 декабря 2007 года проводится
оперативно-профилактическая операция «Условник», в ходе котором были проведены
следующие мероприятия:
-
по месту
жительства проверены все несовершеннолетние, имеющие судимость, проведены
беседы,
-
все 8
человек отработаны на причастность к совершению преступлений сотрудниками ОУР,
-
человек
за период операции поставлен на учет как условно-осужденный,
-
все
имеющие судимость подростки приглашались на индивидуальные беседы к руководству
ОВД.
С целью профилактики групповой преступности
несовершеннолетних в отделение уголовного розыска ежеквартально направляются списки
мест сбора, групп, несовершеннолетних антиобщественной направленности,
поставленных на профилактический учет в ГПДН [1].
На учет поставлено 8 групп несовершеннолетних с количеством
участников 19 человек. На каждую группу заведено наблюдательное дело,
в котором работа по ее разобщению отражается ежеквартально.
Каждое образовательное или
воспитательное учреждение имеет свою систему профилактики правонарушений среди
несовершеннолетних, но направление работы и их содержание в основном ничем не
отличается друг от друга. Главная задача этих программ профилактическая работа,
т.к. коррекцией и реабилитацией должны заниматься специальные учреждения.
В настоящее время на внутришкольном контроле состоит 35 человек и
в ГПДН состоит 51 человека данной категории. Именно они требуют к себе
пристального внимания и оперативного контроля со стороны не только служб
отдела, но и других ведомств системы профилактики. Категория лиц, совершающих
преступления повторно характеризуется устойчивостью и интенсивностью
асоциальной направленности личности, высокой степенью ее общественной
опасности. Исправление таких лиц требует применения строгих мер
уголовно-правового воздействия, чем для лиц, совершивших преступления впервые.
Вместе с тем приходится констатировать наличие фактов мягкости
приговоров, вынесенных федеральными судами в отношении несовершеннолетних,
совершивших преступления. Нередко судебные решения выносятся без учета личностных
качеств и условий воспитания несовершеннолетних, применение условной меры
наказания не всегда сопровождается возложением каких-либо обязанностей. Это
формирует у них чувство безнаказанности и вседозволенности, способствует
продолжению преступной деятельности. В текущем году 3 подростка, имеющие
судимость совершили повторные преступления. Все воспитывались в неблагополучных
семьях, не работали и не учились, направлены в МЛС после неоднократности
совершения преступлений.
Одной из причин повторности совершения преступлений является
применение амнистии к лицам, имеющим судимость. Анализ оперативной обстановки в
текущем году свидетельствует о снижении количества подростков, которые являясь
ранее судимыми, совершили преступления вновь – с 9 до 1 человека [1].
Таким образом, профилактика правонарушений несовершеннолетних
является многоплановой, межотраслевой и межведомственной задачей. На ее решении
сосредоточены усилия многих государственных органов, учреждений, общественных
объединений и фондов, призванных воздействовать на причины и условия,
способствующие распространению безнадзорности и правонарушений в подростковой
среде.
2.2
Организация и проведение исследования
Целью
практической части нашего исследования является определение роли школьного
инспектора в профилактике правонарушений несовершеннолетними в условиях
образовательного учреждения (на примере МОУ «Тотемская средняя
общеобразовательная школа №2»).
Мы предполагаем, что должность школьного инспектора облегчает
решение вопросов возникающих в системе профилактики правонарушений между
учащимися, преподавательским составом и органами внутренних дел, выступая
связующим элементом между ними.
Основной задачей практической части нашего исследования является
разработка программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в
условиях образовательного учреждения.
База исследования: МОУ «Тотемская средняя общеобразовательная
школа №2» Вологодской области Тотемского района.
Выборка: выборку составляют несовершеннолетние, 15 человек,
возраст 13-15 лет все являются лицами мужского пола.
Методы исследования: программа.
Для достижения цели исследования нами была разработана программа
для учащихся (Приложение 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении
хотелось бы сказать следующее: одним из самых важных и в то же время наиболее
сложных направлений профессиональной деятельности школьного инспектора является
социально-педагогическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. Анализ
данных официальной статистики позволяет сделать вывод о том, что одним из
следствий неблагоприятного положения детей и подростков является постоянный и
быстрый рост преступности несовершеннолетних. Поэтому необходимы специальные
меры, направленные, с одной стороны, на оздоровление социальной жизни детей и
подростков, а с другой стороны, на оздоровление их внутреннего мира.
Это
предполагает: во-первых, выявление причин деформаций в поведении детей и
подростков, поиск средств и способов их устранения, изменение среды в интересах
ребенка; во-вторых, построение адекватного процесса воспитания, способствующего
развитию нормальной личности.
Гарантированная
помощь детям и подросткам, совершившим правонарушение, должна осуществляться
через работу специальных государственных служб. Организация помощи этими
службами должна основываться на работе не только с самим подростком, но и с его
микросоциальным окружением, главной составляющей которого является семья, как
основная ячейка общества и главный институт социализации.
Однако
практика показывает, что в настоящее время ни в одном субъекте Российской
Федерации не скомпонован комплекс государственных служб, которые бы эффективно
решали проблему преступности несовершеннолетних.
Работа с
несовершеннолетними правонарушителями должна осуществляться интегрировано, т.е.
являться центром воздействия всех сфер нашего общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Законодательные и
нормативно-правовые акты
1.
Аналитическая
справка о состоянии преступности и правонарушений среди несовершеннолетних на
территории Тотемского района за 2007 год.
2.
Типовая
должностная инструкция школьного инспектора отделения по делам
несовершеннолетних, 2006г.
3.
Конвенция
о правах ребенка 1989г. // Международные акты о правах человека: Сб.
документов. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1998.
4.
Конституция
Российской Федерации. – М., 1993.
5.
Уголовный
кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации.
1996. № 25. Ст. 2954.
6.
Уголовно-исполнительный
кодекс Российской Федерации. 1996.
7.
Кодекс
об административных правонарушениях. – М.: Спарк, 2002.
8.
Федеральный
закон от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних» // Собрание
законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.
II. Специальная литература
9.
Алмазов
Б.Н. Психология отклоняющего поведения. – Свердловск, 1987.
10.
Актуальные
проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
Учебн. пособие / А.С. Бланков, И.А. Бурмистров, Н.И. Крюкова и др. – М.: ВНИИ
МВД России, 1999.
11.
Базаров
Р.А. Наследственная преступность несовершеннолетних: тенденции, меры
предупреждения // Совершенствование деятельности органов внутренних дел в
условиях решительного усиления борьбы с преступностью – М., 1990. С. 164-167.
12.
Бакаев
А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Учеб. пособие. –
М.: Логос, 2004.
13.
Валкова
Е. Преступность молодежи // Вопросы борьбы с преступностью. – М.: Юрид. лит.,
1988. С. 172-174.
14.
Василькова
Ю.В. Социальная педагогика. – М., 2002.
15.
Волков
Ю.Г. Социология молодежи – Ростов на Дону, 2001.
16.
Волкова
Е. Преступность молодежи // Вопросы по борьбе с преступностью. – М.: Юрид.
лит., 1988.
17.
Вершинина
Г.В., Михайловская И.Б. «Трудные ступени: профилактика антиобщественного
поведения», М., «Просвещение», 1990г.
18.
Галагузова
М.А. Социальная педагогика. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
19.
Гонеев
А.Д. Основы коррекционной педагогики – М., 1999.
20.
Гребешева
И.И. Социальные аспекты репродуктивного здоровья и ответственного родительства
// Социология и общество.
21.
Каневский
Л.Л. Расследование и профилактики преступлений несовершеннолетних. – М., 1982.
22.
Завгороднева
А.Д. План работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних школы №594
г. Москва // Журнал «Классный руководитель» - М, №1 за 2001 г.
23.
Захаров
Н.С., Лысов М.Д., Волков Б.С. Правонарушения несовершеннолетних и их
предупреждение / и др. – Казань: Казанский ун-т, 1983.
24.
Иванцова
А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей // журнал
«Воспитание школьника» - М., №7 за 2000 г.
25.
Коренев
П.И. Трудный подросток // журнал «Источник», июль – август за 1997.
26.
Корсакова
Н. Маленькая страна за колючим забором // газета «Красный Север» - №106 за 2001
г.
27.
Кочетов
А.И. Работа с «трудными» детьми – М., 1986.
28.
Канаевский
Л.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. – М., 1882.
29.
Лексикон
социальной работы: учебное пособие / Гл. ред. С.М. Кибардина, Т.А. Поярова. –
Изд. 3-е, перераб. и доп. – Вологда, 2005 – 540с.
30.
Мильковский
Г.М. Профилактика правонарушений среди молодежи – Киев, 1995.
31.
Мудрик
А.В. Социальная педагогика - М., 1999.
32.
Мухина
В.С. Психология – М., 1999.
33.
Минина
С.П. Преступность несовершеннолетних: Сер. «Современные стандарты в уголовном
праве и уголовном процессе» - СПб., 1998.
34.
Немов
П.С. Практическая психология – М., 1998.
35.
Никитин
А.Ф. Положительные взаимоотношения трудных подростков с коллективом класса как
фактор воспитания – М., 1974.
36.
Нечаева
А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. – М.: Наука, 1991.
37.
Основы
социальной работы // под ред. Павленка П.Д. – М., 1997.
38.
Овчарова
Г.Е. «Настольная книга социального педагога». – М., 2002.
39.
Предупреждение
вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений / В.Ф. Воробьев, С.Т.
Гаврилов, А.В. Покаместов, А.В. Ткаченко, В.С. Ткаченко. – Воронеж: ВИ МВД
России, 2001.
40.
Предупреждение
групповой преступности несовершеннолетних / Под ред. В.Ф. Воробьева, В.А.
Лелекова, С.Т. Гарилова. – Воронеж: ВИ МВД России, 2001.
41.
Рябухин
С.Н. Детская беспризорность и преступность несовершеннолетних как следствие
социально-экономической трансформации российского общества // Аналитический
вестник №15 – М., 1999.
42.
Социальная
педагогика // под ред. Галагузовой М.А. – М., 2000.
43.
Социальная
работа: теория и практика // под ред. Холостова Е.И. – М., 2002.
44.
Словарь
по социальной педагогике: Учебное пособие для студ. Высш. учеб. заведений /
Авт. – сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 368с.
45.
Словарь
– справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 1998.
46.
Тарас
А.Е. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних – Минск,
1982.
47.
Тетерский
С.В. Введение в социальную работу. – М., Академический проект, 2004.
48.
Холостова
Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 340 с.
49.
Холостова
Е.И. Инновационные методы профилактики социальной дезадптации
несовершеннолетних: научно-методические. – М., 2002.
50.
Шкатулла
В.И. Основы правовых знаний – М., 1999.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
1
Организационные мероприятия:
-
планирование и корректировка
работы по профилактике правонарушений совместно с инспекторами ПДН;
-
проведение
мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям;
-
систематическая работа
со списком и картотекой «трудных» учащихся;
-
своевременное
принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся.
Работа с учащимися:
-
создание
консультационных пунктов по оказанию учащимся и их родителям информационно-правовой
помощи;
-
изучение Конвенции
ООН о правах ребенка и четкое соблюдение этих прав всеми в школе;
-
охват организованным
отдыхом и трудом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным,
содержательным досугом в течение всего года.
-
организация медицинского
обследования подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и
токсичных веществ;
-
организация занятий
для детей и подростков по саморегуляции, по развитию способности правильно
выражать эмоции, по овладеванию способами разрешения конфликтов;
-
организация
медико-социально-психолого-педагогической службы по работе с детьми,
подростками, педагогами и родителями;
-
активизация работы
прикладных, технических, спортивных, туристических кризисов, создание
молодежных клубов неформального общения;
-
проведение вечерних
дискотек, клубов выходного дня, экскурсий и путешествий в выходные дни.
Правовой всеобуч учащихся:
-
проведение бесед,
классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности
учащихся;
-
разъяснение учащимся
ответственности за заведомо ложные сообщения о фактах терроризма;
-
проведение
тематических бесед и лекций по правовым вопросам с привлечением специалистов по
праву;
-
изучение
государственных и межгосударственных документов о правах человека, о положении
в обществе и правах ребенка.
Работа с семьей:
-
выявление семей,
уклоняющихся от воспитания детей; неблагополучных семей. Целенаправленная
работа с ними;
-
организация
консультаций специалистов психологов, педагогов, медицинских работников для
родителей;
-
организация
тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных
органов, прокуратуры, органов здравоохранения.
Приложение
2
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
Для целей настоящей
Программы применяются следующие основные понятия:
несовершеннолетний - лицо,
не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный -
несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие
неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию,
обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных
представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный,
не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний,
находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие
безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей
опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его
воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные
действия;
антиобщественные действия -
действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении
наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных
напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также
иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
семья, находящаяся в
социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально
опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители
несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и
(или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко
обращаются с ними;
группа социального риска - любое
социальное сообщество, способствующее возникновению, развитию и реализации
антиобщественного поведения несовершеннолетних;
индивидуальная
профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению
несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также
по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения
ими правонарушений и антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых,
педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и
условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и
антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с
индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями,
находящимися в социально опасном положении.
Наименование
Программы
|
Примерная программа
профилактики правонарушений несовершеннолетних
|
Цели программы
|
Повышение эффективности
работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Активизация работы
Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Улучшение координации
деятельности различных структур, осуществляющих профилактическую работу с
детьми и подростками «группы риска».
|
Задачи программы
|
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений
и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин
и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в
совершение преступлений и антиобщественных действий.
|
Сроки реализации
|
2008-2009 г г.
|
Ожидаемые конечные
результаты Программы
|
-
осуществление нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания
и обучения несовершеннолетних;
- утверждение
здорового образа жизни у несовершеннолетних;
-
взаимодействие с государственными организациями и учреждениями,
осуществляющими мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
- преодоление тенденции
роста подростковой преступности и безнадзорности, среди не совершеннолетних
- сокращение наркомании
и связанных с ней преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних на
территории района Орехово - Борисово Южное.
|
Правовые и нормативные
акты
|
Федеральный закон №
120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних».
|
Статистическая
справка по городу:
Общеобразовательных
школ – 3.
Подростков,
состоящих на учете в ПДН - более 100 человек
Социально-экономическая
нестабильность общества в первую очередь сказалась на самой незащищенной
категории граждан - несовершеннолетних.
Важнейшей
проблемой для преодоления подростковой преступности является полноценная
реализация воспитательной функции. В сложной социально-психологической ситуации
оказываются дети в семьях, находящихся на грани развода и там, где родители
ведут асоциальный образ жизни.
В результате
нарушаются психологические связи между ребенком и родителями, что приводит к
уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту
безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.
Социальный
состав семей показывает значимый фактор риска негативного влияния на
подростков. Почти каждый третий ребенок воспитывается в неполной семье.
Резко
возросло количество подростков состоящих на внутришкольном контроле. Распространенным
явлением нежелание учиться. Образовательный интерес снизился даже в раннем
школьном возрасте, что часто приводит к конфликтам в семье и бродяжничеству.
Настораживает дистанцирование школы от детей с трудной судьбой.
№ п/п
|
Мероприятия
|
Срок исполнения
|
Исполнители
|
1
|
Развивать и укреплять
систему взаимодействия и координации учреждений по вопросам профилактики
подростковой преступности.
|
2008-2009
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав, ОВД, районные учреждения образования,
здравоохранения, социальной защиты
|
2
|
Обеспечить контроль за
исключением из практики работы учреждений образования отчислений и переводов
несовершеннолетних не получивших основного общего образования и не достигших
возраста 15 лет.
|
2008-2009
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
|
3
|
Предоставлять
бесплатные социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в
социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации
|
2008-2009
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
|
4
|
Осуществлять меры по
защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних.
|
2008-2009
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
Органы опеки и
попечительства
|
5
|
Содействовать детским и
молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям и организациям,
деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
|
2008-2009
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
ОВД
|
Более активно
использовать возможности консультативно- профилактического отделения для
детей и родителей при наркологическом диспансере № 1
|
2008-2009
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав, ПДН, ОВД
|
7
|
Осуществлять
мероприятия по более раннему выявлению неблагополучных семей, не
обеспечивающих надлежащего воспитания детей. Выявлять факты жестокого
обращения с несовершеннолетними.
|
2008-2009
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
Органы опеки и
попечительства
ПДН ОВД
Школы района
Поликлиники района
|
8
|
Пресекать деятельность
экстремистских молодежных объединений.
|
2008-2009
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
ОВД ПДН
|
9
|
Систематически
проводить профилактические рейды и операции «Подросток» и т.д. с привлечением
служб района, исполняющих законодательства о несовершеннолетних.
|
2008-2009
1 раз в месяц
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
ОВД ПДН
Школы района
|
10
|
Регулярно проводить в
образовательных учреждениях района недели правовых знаний и «Дни права» для
учащихся. (Приглашение специалистов, подготовка тематических материалов,
наглядных пособий и т.д.).
|
2008-2009
1 раз в квартал
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
ОВД ПДН
Школы района
|
11
|
Содействовать в
организации и проведении тематических бесед, диспутов и лекций для подростков
по пропаганде здорового образа жизни. («Неделя отказа от курения», «Всемирный
день борьбы со СПИДом» и т.д.)
|
2008-2009
По отдельному
графику
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
ОВД ПДН
Школы района
|
12
|
Направлять подростков,
имеющих алкогольную, наркотическую и токсическую зависимость, для
консультаций и лечения в наркологический диспансер №1
|
2008-2009
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав, ОВД ПДН,
НД. №1
|
13
|
Обязать районные
муниципальные учреждения по ведению досуговой работы с несовершеннолетними
организовать работу клубов и секций в вечернее время, в выходные и
праздничные дни. Развивать направления, отражающие интересы подростков.
|
2008-2009
В течение
года
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
|
14
|
Оказывать всестороннюю
помощь детским досуговым учреждениям района, осуществляющим работу с детьми и
подростками «группа риска».
|
2008-2009
В течение
года
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
|
15
|
Регулярно проводить
выездные заседания районной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав (с участием подростков) с посещением учреждений, содержащих
несовершеннолетних правонарушителей. (Воспитательные колонии, СИЗО, спец.
Школы, спец. ПТУ, ЦВИНП
|
2008-2009
1 раз в полугодие
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
|
16
|
Оказывать содействие в
трудоустройстве с целью обеспечения занятости несовершеннолетних, состоящих
на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ОДН ОВД.
|
2008-2009
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
|
17
|
Приобретение,
распространение печатной и другой продукции направленной на пропаганду
предупреждения противоправных действий.
|
2008-2009
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
|
18
|
Создать сеть
консультативных кабинетов на базе образовательных учреждений для проведения
профилактических социально-психологических, правовых бесед и лекций, оказания
помощи детям и родителям.
|
2008-2009
В течение
года
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
Школы района
МЦ «Дети Улиц»
|
19
|
Обеспечить доступность
получения полной информации о местах проведения досуга и занятий по интересам
для детей и подростков.
|
2008-2009
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
|
20
|
Усилить контроль за
активизацией воспитательной работы в школах района с целью предотвращения
телесных повреждений и травм.
|
2006-2009
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
Школы района
|
21
|
Проводить комплексные
социологические исследования по степени распространенности наркомании,
токсикомании и алкоголизма среди молодежи района и с целью изучения интересов
и спросов подростков.
|
2008-2009
1 раз в год
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
|
22
|
Проведение мероприятий
по профилактики преступности и наркомании в подростковой среде (кукольные
спектакли, концерты, конкурсы и т.д.)
|
2008-2009
в течение года
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
МЦ «Дети Улиц»
|
23
|
Освещать работу
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в средствах массовой
информации (районная газета, кабельное телевидение)
|
2008-2009
1 раз в
квартал
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
Районная газета
«ЮГ Москвы»
кабельное телевидение
|
24
|
Проводить
координационные совещания по проблемным вопросам профилактики безнадзорности,
наркомании и правонарушений совместно со службами системы профилактики.
|
2008-2009
1 раз в полугодие
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
ОВД
Представители системы
профилактики района
Депутаты районного
собрания
|
25
|
Изучать, обобщать опыт
работы Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав районов округа.
|
2008-2009
1 раз в
полугодие
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
|
26
|
Развивать и укреплять
систему взаимодействия и координации учреждений по вопросам борьбы с
наркотиками и их незаконному обороту среди несовершеннолетних.
|
2008-2009
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав,
ОВД, УНК, районные
учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты
|
27
|
Проведение
семинара с социальными педагогами школ по проблемам борьбы с наркоманией и
незаконным распространением наркотиков, безнадзорностью и правонарушениями
среди несовершеннолетних
|
3 квартал
2009 г.
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
Школы
района
|
28
|
Привлечение
несовершеннолетних к участию в спортивно-массовых и оздоровительных
мероприятиях, определенных окружной программой «Спорт для всех»: - участие в
Зимних и Летних Юношеских Играх Южного округа;
-
участие
в спортивных соревнованиях по месту
жительства
в рамках городских программ «Мой двор
спортивный
двор»
|
2008-2009
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
|
29
|
Осуществлять
мероприятия по выявлению семей в которых употребляют наркотические вещества и
занимаются их распространением
|
2008-2009
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
Органы опеки и
попечительства
ОДН ОВД
Школы района
Поликлиники района
Старшие по домам
|
30
|
Выявление лиц,
вовлекающих подростков в употребление и распространение психотропных
препаратов и наркотических средств.
|
2008-2009
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав, УВД
|
31
|
Создать базу данных
учреждений и общественных организаций района, работающих по профилактике
безнадзорности, правонарушений, наркомании, лечебных и реабилитационных
учреждений.
|
4 квартал
2009г.
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
МЦ «Дети улиц»
|
32
|
Приглашать
врача-нарколога и психолога для оказания помощи детям и родителям.
|
2008-2009
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав НД № 1, УНК
|
33
|
Организация
районного фестиваля детского творчества «Нет наркомании».
|
2009 г.
|
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав
Муниципалитет
|