Проблемы экономической социализации молодёжи
Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО «Марийский государственный
университет»
ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра теории и методики технологии
и профессионального образования
Курсовая
работа
на тему: «пРОблемы
экономической социализации учащейся молодёжи»
Выполнил:
студент ФТиПО, ПТ-55 Э (з)
Седов С.В.
Научный руководитель:
Волкова Г. В.
Йошкар-Ола , 2010
Содержание
Введение
1. Проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образования
2.Непрерывное экономическое образование - основа
экономической социализации учащихся
3. Структура экономической социализации учащихся в общеобразовательных
школах
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Переход российского
общества к новой парадигме экономического развития, радикальное изменение
системы взглядов, ориентаций, менталитета определили необходимость раннего
приобщения детей к экономике. Первоначальное экономическое образование следует
рассматривать как одно из ведущих условий экономической социализации,
оказывающей огромное влияние на формирующиеся отношения ребёнка к материальным
и духовным ценностям и в целом на становление его личности. В младшем школьном
возрасте закладывается навыки поведения в обществе. Обеспечивая определённый
уровень образовательной подготовки, создавая условия для разностороннего
развития детей, начальная школа одновременно должна способствовать овладению
учащимися набором социально одобряемых экономических ролей. Отсутствие
элементарных экономических представлений зачастую порождает неверное толкование
многих явлений окружающей действительности, приводит к нездоровому культу
денег, неоправданным материальным запросам. Школьный возраст сензитивен для
формирования экономической культуры, так как в этот период ребёнок выбирает
определённую психологическую ориентацию (эксплуатирующую, стяжательную,
обменивающую и т. д.) , которая впоследствии повлияет на тип экономического
поведения. [9, с.120]
Постановка вопроса о
взаимосвязи социально – экономического развития страны с уровнем экономического
образования осуществлена в работах В. Н. Абрасимова «Время требует перемен» и
«Новая среда – новый человек», Е. Н. Ступина, А. Т. Ступина «Воспитание предпринимательских
качеств у молодёжи». Проблемы экономического образования с точки зрения
социализации в современных условиях экономических преобразований
рассматриваются в работах В. Н. Абатурова, Л. Б. Азимова, Е. В. Журавской, Т.
К. Беловой, Н. Г. Курносовой, В. В. Трифонвой, И.Н. Сомовой.
На современном этапе
экономика в России в конце очередного мирового кризиса.
Рынок труда и рынок
образования взаимодействуют на 40% . Чуть меньше полвины учащихся работают по
специальности.
В Марий Эл экономика в
2010 году на подъёме в конце кризиса.
Цель исследования –
проблема экономической социализации учащейся молодёжи.
Объект исследования –
рынок труда, учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях.
Предмет исследования –
экономическая социализация молодёжи.
Задачи исследования: решить проблемы экономической
социализации молодёжи. Экономическая социализация – это адаптация к рыночным
отношениям. Методы исследования:
1. Изучения теоретически литературы.
2. Описание.
4. Анализ.
5. Опрос.
1. Проблемы взаимодействия рынка
труда и рынка образовательных услуг
Рынок
труда разбалансирован, налицо несоответствие спроса и
предложения. В определенной степени
дестабилизатором ситуации является рынок образовательных услуг. Сегодня молодой человек имеет возможность выбрать
специальность из широкого перечня, предлагаемого
вузами, однако отсутствуют ориентиры, позволяющие оценить будущую его востребованность на рынке
труда. На наш взгляд, проблемы как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда в значительной мере обусловлены
недостатками в информационном обеспечении их функционирования. Анализ информационных источников о вузе и о специальности, проведенный по результатам анкетирования абитуриентов
Курской
области (объем выборки 690 человек) позволяет
утверждать, что подавляющее большинство
респондентов получили сведения от друзей - выпускников
и студентов вуза - 58,7%
от числа опрошенных, и от родственников - 26,1%. То есть от людей, в большинстве своем не владеющих
информацией о состоянии и перспективных потребностях рынка труда, от людей, которые
рекомендуют (или не рекомендуют) поступать на ту или иную специальность, исходя из собственного житейского опыта, либо интуитивно. Следовательно, можно сделать вывод о низкой результативности
профессиональной ориентации и недостаточной информированности выпускников школ
о состоянии и перспективах развития рынка труда. В действующей системе профориентации учащиеся не имеют возможности
определить рациональность выбора профессии и оценить спрос на рабочую силу. Нет и системы обучения планированию профессиональной карьеры, развития умений и навыков, необходимых
для трудоустройства.
Демографическая
ситуация в регионе фиксирует уменьшение количества выпускников школ (к 2009
г. их число сократится по сравнению с 2002 г. почти вдвое), в стране будет ощущаться острая нехватка
квалифицированных кадров.
Именно поэтому надо
позаботиться о том, чтобы потребность рынка труда в
специалистах и номенклатура профессий, по
которым они выпускаются,
были максимально
сбалансированы.
На
территории Курской области традиционно основной спрос на кадры (в том числе и высшей квалификации) не только предъявляют, но и
будут предъявлять в перспективе такие сферы как промышленность, сельское хозяйство, строительство. По-прежнему социально значимыми окажутся
здравоохранение, образование, наука и другие. Вместе
с тем современная экономика формирует новые предложения на рынке рабочих мест
на профессии, по которым ранее не велась
образовательная подготовка.
Одно
из основных направлений снижения негативных последствий структурных
несоответствий спроса на рабочую силу и профессиональных предпочтений будущих
студентов - развитие систем профессионального
отбора и профессионально-ценностных ориентаций для выпускников
средних общеобразовательных школ. Именно
в этот период можно сориентировать молодого человека на получение такой
профессии, которая бы отвечала его человеческим
качествам и возможностям,
не входя при этом в
противоречие с потребностями рынка труда.
Необходимо
регулярно анализировать динамику уровня трудоустройства по полученной профессии
выпускников образовательных учреждений и их закрепляемости на рабочих местах. В
настоящее время такие статистические исследования не ведутся, а они необходимы
для оценки перспективных расчетов и прогнозирования квалификационно-профессиональной
структуры рабочей силы как в целом по стране, так и по регионам. Следует
определить перспективную потребность экономики в специалистах, по отношению к
объемам и структуре их подготовки в учреждениях профессионального образования.
Это поможет обеспечить сбалансированность рынков труда и образовательных услуг. [13]
2. Непрерывное экономическое
образование - основа экономической социализации учащихся
Специфические проблемы
российского образования вызваны сменой в обществе системы ценностей и
социальных приоритетов, а также экономическими и политическими трудностями
переходного периода. Сегодня уже можно с полной уверенностью сказать, что
развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди,
которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к
сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью,
обладают чувством ответственности за судьбу страны, её дальнейшее процветание.
Неотъемлемой частью современного образования является его экономическая
составляющая, представленная экономическими знаниями и навыками экономического
мышления, в совокупности формирующими экономическую культуру человека.
Навыки экономического
мышления, формируемые в сознании человека на протяжении всей его жизни,
позволяют адекватно реагировать на окружающий его мир, способствуют выработке
активной гражданской позиции, помогают правильно оценивать ту или иную
жизненную ситуацию и должным образом в ней ориентироваться.
Многие провалы
экономических реформ, проводимых в России, связаны с неподготовленностью
большей части населения к переходу к рынку, незнанием элементарных
экономических понятий и законов социальной жизни. Отметим, что формирование
экономического мышления должно начинаться в школе, включать в себя как
положения общетеоретического плана, так и сугубо практические вопросы и
продолжаться на последующих образовательных ступенях.
Таким образом, цель–
отразить актуальность непрерывного школьного экономического образования в
рамках как мировых тенденций развития, так и общественно – политических
изменений, происходящих в России.
В современном мире
возрастает значение образования как важнейшего фактора формирования и развития
постиндустриального общества. Современные тенденции мирового развития
обуславливают изменения в системе образования, которые можно обобщить следующим
образом [2. с.2]:
·
необходимость
подготовки людей к быстро меняющимся условиям жизни в связи с ускорением темпов
экономического развития
·
формирование у
молодого поколения современного типа мышления в связи с возникновением и ростом
глобальных проблем, решаемых лишь в рамках мирового сообщества;
·
необходимость
повышения уровня готовности граждан к осуществлению правильного выбора в
условиях демократизации общества и расширения возможностей социального и
политического выбора;
·
развития факторов
коммуникабельности и толерантности в связи с расширением масштабов
межкультурного взаимодействия.
В соответствии с выше
указанными тенденциями изменений в системе образования в мировой научной литературе
об образовании сложилось два подхода к обучению. Один подход –
фундаментализация образования, допускающая любые профессионально –
специализированные достройки за счёт нескольких курсов дополнительного
образования. Этот подход к профессиональной подготовке. Другой – формирование
компетенций, имеющих социальное значение для человека. Под социальными
компетенциями при этом понимаются те, которые обуславливают социальное
существование и карьерную стабильность, понимание собственной ответственности,
важности институтов и их стабильности, коммуникативности, умение
индентифицировать проблему и её решение. [6, с. 18 ]
На мой взгляд, именно
единство фундаментализации и формирования компетенций ведёт к соответствию
образования современным тенденциям мирового развития. Данный вывод основан на
требованиях, предъявляемых к системе образования со стороны направленности
мирового развития. Так, необходимость уровня готовности граждан к осуществлению
правильного выбора в условиях демократизации общества и расширения возможностей
социального и политического выбора предполагает как формирования компетенций,
так и фундаментализацию образования.
Формирование одних
компетенций даёт ответственность за принимаемое решение, но при этом адекватный
социально – экономический и политический выбор невозможен без понимания его
последствий. Осуществление взвешенного выбора указывает на необходимость
фундаментализации образования, введения новых курсов, находящихся на стеке
наук, которые дают возможность не только осуществлять качественное сравнение
принимаемых решений, но и придавать им количественную интеграцию.
Сформулированный нами вывод о невозможности соответствия в полной мере
направленности мирового экономического развития при использование одного из
подходов к обучению справедлив для каждого из выдвинутых трендов мирового
развития. «Построения общества благосостояния для всех, создание условий для
всестороннего развития человека» [3,с.66] невозможно без формирования
экономической культуры человека и общества, а значит, без дальнейшей
гуманизации и гуманитаризации образования.
Для России, ввиду того
что долгое время господствовал так называемый политехнический подход с его
приоритетом предметов естественно-математической направленности, гуманизация и
гуманитаризация педагогического процесса является одним из направлений
реформирования российской системы образования [4,с.287]. Данная направленность
совпадает с общемировым трендом на гуманизацию и гуманиторизацию образования.
Составной частью такой гуманизации и гуманиторизации становится увеличение
количества часов преподавания предметов социального цикла, к которым относится
и экономика. Процесс обновления гуманитарного образования активно протекает в
России и мире, он выражается во введении новых предметов в учебные планы
расширение уже существующих. В одной из секций французского лицея в числе
обязательных дисциплин числится курс «Экономические и социальные науки»
[3,с.82].
Вместе с тем актуальность
экономического образования в России определяется необходимостью формирования
правильного, а не искажённого понимания экономической действительности,
осознания основополагающих законов экономической жизни, понимания глобальных и
национальных тенденций экономического развития.
Анализирую социальные
последствия российских реформ, можно сделать вывод, что переживаемые нашей
странной сложности на пути перехода к рынку связаны не только с объективными
экономическими и политическими причинами, но, и, как уже было сказано, с
незнанием элементарных экономических понятий и законов социальной жизни.
Проблема формирования
основ экономической и социальной культуры, соответствующих цивилизованным
формам проявления рыночных отношений во всех сферах жизни, представляет собой
одну из актуальнейших на сегодняшний день социальных проблем в России. Её
значимость определяется тремя главными обстоятельствами[2,с.7]
1) сложностью адаптации населения к
условиям рыночной экономики;
2) существующими диспропорциями в
механизмах реализации либеральных законов и возникающими в связи с этим
трудностями социальных преобразований;
3) отсутствием в российской практике
сквозной системы базового экономического образования (начиная с дошкольного и
младшего школьного возраста)
Исследования социальных
психологов, проведённое в начале 90-х годов, не потеряло значимости до сих пор
Основным его выводом было то, что «безболезненно и естественно будут жить в
рыночной экономике лишь те, кому сегодня не исполнилось ещё 20 лет»
[7,с.33].При этом важно добавить если они получат необходимые знания
экономического и социального плана. Таким образом актуальность непрерывного
школьного экономического образования сохраняется, вместе с тем надо учитывать,
что часто перед учащимися на всех образовательных уровнях «слабо раскрываются
связи экономики с политическими событиями, правовыми нормами, нравственными
понятиями» [13,с.96]. В условиях современного этапа реформ и развития общества
важным является именно формирование такого уровня экономических знаний, когда
учащиеся понимают экономические взаимосвязи не только в теоретическом
положении, но и в их практическом применении. Люди не рождаются с готовыми
социальными нормами, «оно впитывают общественные ценности, по мере того как
растут» [11,с.94]. Общественные ценности, правила игры или ценностные установки
определяются как обязательные правила поведения индивидуума как существа
социального [6,с.14]. Эти правила становились тем, что сегодня называется
институтами, которые выражаются в национальной философии обычаях, системе
властных механизмов, этике, других регулирующих поведение институтах.
Существует два механизма
передачи ценностных установок от одного поколения другому:
· через связи поколений, социальную
среду;
· через образовательную систему.
На формирование личности
оказывает влияние не только школа, но и среда. «Берём ли мы город, фабрику, деревню,
мы должны одинаково касаться и экономических и бытовых условий их жизни и по
отношению к нам строить как свой план участия в жизненной работе, так и план
привлечения их совместной жизни» [12,с.254].
Западные психологи
приходят к выводу о необходимости обязательного школьного обучения по
экономической тематике [2,с.38], несмотря на то что на Западе дети с самого
возраста получают серьёзное экономическое образование в семье (на личном
примере родителей, а также с помощью раннего приобщения детей к расходованию
денег). Если приобщение детей к расходованию денег рассматривать как процесс
экономического образования, то он встречается и в нашей стране, а вот личный
пример родителей нет возможности использовать как основу для экономического
образования детей в странах с неразвитой рыночной экономикой.
Экономическое мышление
старшего поколения сформировалось в других экономико-политических условиях,
поэтому возникает ситуация его неадекватности текущим экономическим процессам,
а как следствие мы возвращаемся к сложностям адаптации населения к условиям
рыночной экономики как одной из составляющих социальных проблем России. В том
случае, если именно эти устаревшие и неадекватные знания передаются следующим
поколениям, мы получаем замкнутый круг, когда сложность адаптации к рыночным
условиям клонируется и передаётся от одного поколения к другому. Отсюда
соответственно отсутствие понимания и поддержки проводимых экономических
преобразований. Современные экономические теории принимают во внимание фактор
восприятия экономических изменений населением, которые отражаются в
микроэкономических моделях через переменную ожиданий. Не усугубляясь в теорию
экономических ожиданий, отметим, что ожидания формируются под влиянием прошлого
экономического опыта, знаний, экономической культуры, а так же анализа все
доступной информации действиях правительства.
Таким образом, роль
школьного экономического образования нельзя недооценивать в процессе социализации
личности к новым экономическим условиям, будь то условия формирования
соответствующих экономических ожиданий или ответственная реакция на изменения
проводимой правительством политики. Примером того, как ранее семейное
экономическое воспитание дома может быть замечено школьным экономическим
воспитанием, является введение в Китае в 90-х гг. ХХ в. уроков по налоговой
системе с первого класса во всех школах [6,с.21]. Занятия такого плана
формируют ответственных налогоплательщиков, которые не только знают о том, к
каким последствиям приводит неуплата налогов , но и владеют знаниями о влиянии
налогов на экономику. Кроме того у школьников формируются навыки правильно
рассчитывать налоги, заполнять декларации и т.д., т.е. выпускники школ обладают
расширенными знаниями по основам функционирования налоговой системы своей
страны, что также способствует их социализации к жизни общества.
В рамках социализации
личности и для становления экономической культуры, как вы видели, исследователи
и практики как особо актуальную выдвигают задачу подготовки воспитанников к
предпринимательской деятельности. Практика экономически ориентированных
общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений даёт возможность
выделить три уровня подготовки молодёжи к предпринимательской деятельности
[5,с.51].
Первый –
мировоззренческий, необходим всем. Смысл его в формировании адекватного
представления о сущности предпринимательской деятельности в облике
предпринимателя. Акцент на гуманной цели деятельности возможен при проведении деловых
имитационных игр, разработке проектов. Важно, чтобы при оценке предложений
учащихся были сбалансированы критерии экономической выгоды и общественной
пользы.
Второй уровень
предполагает углублённую подготовку по экономическим дисциплинам и может быть
реализован в системе профильной старшей школы или на первом курсе высшего или
среднего учебного заведения.
Третий этап подготовки к
предпринимательской деятельности связан с формированием личностных качеств
предприимчивости, мобильности, готовности и ориентации в динамических условиях
рыночных отношений.
Итак, мы показали
несколько возможных подходов к вопросу социализации личности и выявили тот
факт, что в основе каждого из них лежит экономическое образование, которое
несёт в себе формирование экономической культуры. Экономическую культуру
большинство исследователей рассматривают как результат процесса развития и
воспитания, определённый уровень экономической подготовки, соответствующий его
возрасту [1,с.6]. Опыт применения экономических знаний и умений через
нравственное введение ученика в экономическую деятельность, позволяет привить
положительную личность к постоянному образовательному процессу.
Мы также определили как
важность экономического образования в русле мировых общественно-политических и
экономических изменений, так и актуальность экономического образования для
успешной социализации личности к новым экономическим реалиям российского
общества. Постановка непрерывного экономического образования приобретает
принципиальное значение, особенно при условии того, что школы осуществляют
наиболее широкий охват обучением, являясь единственным институтом, через
который проходит всё население страны без исключения. Современное российское
общество, решая рыночные проблемы, параллельно формирует активный интерес к
экономике, экономическим знаниям и к людям, способным эти знания аккумулировать
и передать [10,с.43].
Кроме того, как мы также
показали, экономическое образование важно для позитивного восприятия российским
обществом происходящих в стране реформ и для формирования новых
предпринимательских качеств в системе ценностей российского общества.
3. Структура экономической
социализации учащихся в обще образовательных школах
Один из серьёзных
недостатков преподавания экономики в школе – недостаточная связь предмета с
жизнью. Зачастую уроки сводятся к лекциям по теории, тогда как школьный курс по
этому предмету должен, прежде всего, научить ребят ориентироваться в условиях
рыночной экономики – знать свои права и уметь ими пользоваться. Поэтому, на наш
взгляд, в основу экономического образования в школе должен быть положен
деятельностно – ориентированный подход, суть которого – в формировании у
ученика не только знаний, но и умений применять их на практике.
В обучении, основанном на
этом подходе, мы выделяем несколько этапов:
· информационный – просвещение учащихся
в области теории экономики (усвоение понятийного аппарата, основных
экономических законов, терминологии, исторических аспектов развития экономики);
· проектный – поиск, анализ, синтез и
использование информации (формирование способности к конструктивному мышлению,
и принятию решений и готовности брать на себя ответственность и инициативу);
· практический – применение знаний и
умений (ребята разрабатывают бизнес-планы, организуют собственное дело в рамках
программы «Школьная компания», играют в компьютерную игру «Моделирование
экономики и менеджмента».
В процессе обучения мы
стремимся использовать активные методы обучения – практикумы, экономические
лаборатории, деловые игры, конкурсы.[10, c.182]
Актуальность
экономического образования школьников можно резюмировать целям преподавания
экономики в средних общеобразовательных учреждениях, определёнными
Министерством науки и образования Российской Федерации следующим образом:
· формирование у учащихся основ экономического
мышления, что позволит перейти от эмоциональных, неаргументированных суждений
по экономическим вопросам к объективному и обоснованному подходу к их анализу и
решению;
· адаптация учащихся к рыночным
экономическим условиям, понимание ими происходящих и предстоящих изменений в
жизни общества;
· выработка умения выносить
аргументированные суждения по вопросам экономической политики государства;
· приобретение навыков принятия
эффективных экономических решений в повседневной жизни.
В начале 90-х в некоторых
школах Ставрополя начинался эксперимент по организации экономического
образования учащихся. Экспериментальными стали школа-лицей экономики №8,
школа-лицей №14, школа-гимназия №25, лицей №5. Каждая школа шла своим путём,
решая проблемы и определяя дальнейшие перспективы.
Наиболее интересен и
успешен опыт лицея №8. Его педагогический коллектив стремится «вылепить» бизнес
- ориентированную личность школьника. Учебно-воспитательный процесс приобрёл
профессиональную направленность: профильные классы комплектуются с учётом
постоянного мониторинга регионального рынка труда, а также социальных запросов
школьников и их родителей. Основное внимание уделяется формированию
конкурентоспособных выпускников, их адаптации к дальнейшему обучению в средних
и высших учебных заведениях по экономическим специальностям.
Лицейская программа «Путь
к успеху» позволяет использовать интеграцию учебного процесса,
научно-исследовательской работы, элементов детского самоуправления,
нравственного, эстетического, этнокультурного воспитания. В учебном плане
наряду с общеобразовательными предметами есть и специальные основы
экономической теории, экономика, организация предприятия, маркетинг,
менеджмент, основы предпринимательства, бухучёт и аудит, делопроизводство,
защита прав потребителя, налоги и налогообложение, математические расчёты в
экономике и др.
Начальной экономической
подготовке учащихся помогает разработанная педагогами лицея и преподавателями
экономических факультетов Ставропольского государственного университета и
Ставропольского государственного аграрного университета бизнес-игра «Путь к
успеху». Она способствует воспитанию лидерских и деловых качеств учащихся на
практике.
В поликультурной среде
лицея развитие коммуникативных способностей учащихся стало одной из главных задач.
Для старшеклассников например, были предусмотрены факультативные занятия
«Земля, на которой мы живём»,»Народах ближайшего окружения». Эти занятия
расширяют знания учащихся о государствах, народах, их менталитете, опыте,
культуре, традициях, способствуют освоению позитивной модели поведения в
многонациональном обществе (разрешение конфликтных ситуаций нормативными
способами; учёт позиций, желаний, потребностей людей разных этнических групп,
контроль и управление собственным поведением), развивают умение учащихся
принимать других людей с особенностями их характера, религии, внешнего вида,
привычек, а также коммуникативные способности (умение вести переговоры,
находить компромиссы, излагать ясно свои предложения, вопросы, претензии и
пожелания; применять голосование при решении коллективных проблем).
В лицее ведётся большая
работа по профильной ориентации. Педагоги оказывают учащимся
психолого-педагогическую поддержку в проектировании продолжения обучения в
профильных и непрофильных классах старшей школы, учреждениях профессионального
образования.
Как экономическое
образование влияет на жизненную и профессиональную ориентацию школьников? Чтобы
ответить на этот вопрос, педагоги провели анализ работы лицея за последние 3
года (состав обучающихся, учебный процесс и тенденции его развития, качество
знаний выпускников, социальная среда, потребности региона). И вот какие
результаты получены: качество усвоения экономических категорий по программе
«Азбука экономики» равно 65-92% в зависимости от той или иной категории; 69,4%
учащихся легко пересказывают содержание экономических статей и делают простые
экономические расчёты. Материал программы «Экономика семьи» усваивается в
основном на «хорошо» и »отлично». Что касается навыков, то ребятам интереснее
составлять семейный бюджет и рассчитывать стоимость потребительской корзины.
Трудности возникают при точных расчётах оплаты и производительности труда.
В курсе «Защита прав
потребителей» (специальные правовые знания, необходимые в повседневной жизни,
воспитание законопослушного поведения в обществе, выработка умения юридически
грамотно защищать свои права как потребителя) учащиеся отдали предпочтение
таким практическим занятиям, как анализ конкретных ситуаций и информация о
товаре и его цене у разных продавцов. В курсе «Основы рыночной экономики»
старшеклассники изучали «Основы экономической теории», «Производство: ресурсы,
факторы, результаты»,»Ценообразование в механизме рынка».
На втором году обучения
изучались такие вопросы, как рыночная экономика: сущность, организация,
структура; деньги и денежная система; государство в рыночной экономике; виды
рынков и их институты; валюта и валютная система; мировая экономика и проблемы
её развития. Кроме этого, в лицее существуют меж предметная экономическая
направленность, особенно в преподавании информатики, права, географии,
математики, иностранных языков.
Использование
предлагаемого национально-регионального компонента базисного учебного плана по
экономике позволило сформировать у учащихся 8-11-х классов системные знания в
этой области, органически увязать экономику с другими общеобразовательными
предметами, выработать единые подходы к преподаванию, улучшить воспитание
конкурентоспособной личности.
Одна из важнейших проблем
современной школы – подготовить учащихся к после школьному профессиональному
образованию. Согласно уставу лицея, профильная подготовка организована по
направлениям: «Менеджер малого бизнеса с основами бухгалтерского учёта»;
«Менеджер малого бизнеса с основами информационных технологий» (обучение 2
года, договор со Ставропольским колледжем экономики и управления «Бизнес-транс»
с выдачей диплома о среднем специальном образовании «Налоговый инспектор»).
При профильном обучении
особое значение имеет пред профильная подготовка (1-й этап вступительный, 2-й –
основной, 3-й – завершающий). На завершающем этапе идёт пред профильная
подготовка учащихся 1-9-х классов, конструирование учебных планов 9-х классов,
действуют курсы и модули по выбору с апробацией их методического обеспечения,
отрабатывается система интегральной накопительной оценки и вариантов построения
образовательного рейтинга выпускников основной школы. Идёт также формирование
контингента учащихся старших классов, совместная деятельность с социумом.
Профильная подготовка
(предметы «Основы экономической теории», «Экономика и организация предприятий»,
«Маркетинг», «Менеджмент», «Основы предпринимательства», «Бухгалтерский учёт и
аудит», «Делопроизводство», «Налоги и налогообложение», «Защита прав
потребителей», «Финансы и кредит») позволяет развить ценностные ориентации,
экономическую и социально – гуманистическую мотивацию. Именно поэтому в учебном
плане есть такие предметы, как «Психология конкурентоспособной
личности»,»Экономика и право», «Математические расчёты в экономике».
В 10-11-х классах доля
экономических дисциплин составляет 30% от общего объёма часов. Курс «Основы
микроэкономики» в 10-м классе – составная часть предмета «Экономика» -
продолжает изучение экономических дисциплин, начатых в предыдущих классах. Этот
курс формирует изучение экономических дисциплин, начатых в предыдущих классах.
Этот курс формирует у учащихся основы экономического мышления (знание
экономических концепций, законов, принципов, их взаимосвязь), выбирает желание,
навыки и умение наблюдать, анализировать и объяснять экономические явления,
события, ситуации.
Лекции, практикумы,
семинары, дискуссии обязательно сочетаются с моделированием, различных
экономических ситуаций. Знание учащихся проверяют не только с помощью
контрольных работ, но и при проведении опросов, тестов. Ребята также решают
кроссворды, пишут рефераты.
В 11-м классе в курсе
«Основы бухгалтерского учёта» старшеклассники знакомятся с бухгалтерским
учётом, теоретическими и практическими основами организации учётного процесса в
коммерческих организациях, порядком ведения записей в первичных документах,
системой счетов бухгалтерского учёта, учётными регистрами и формами
бухгалтерского учёта на практических занятиях рассматривают использование
различных бухгалтерских схем, решают цифровые примеры по финансовому учёту. Оценивают
знания учащихся при тестировании, контрольной работой по теории бухгалтерского
учёта.
В курсе «Права
потребителей и способы их защиты» десятиклассники изучают основные положения
теории и практики основ потребительских знаний, историю развития движения по
защите прав потребителей, собирают информацию об интересующем их товаре
длительного пользования, делают контрольные покупки, составляют заявления о
том, какие недостатки обнаружены в товаре, договор на оказание услуги, исковые
заявления и частную жалобу. Для оценки знаний используются тестирование, ответы
на вопросы, решение ситуационных задач, написание и защита рефератов.
Теоретический курс
«Основы налоговых знаний» даёт учащимся 10-х классов представление о
налогообложении РФ, формирует у них осознанное отношение к налоговому
законодательству, а на практике в ролевой игре «Я- налоговый инспектор»
школьники дают оценку различным ситуациям, возникающим при проверке налоговой
дисциплины предприятий и отдельных граждан.
Курс «Маркетинг»
относится к циклу обще профессиональных дисциплин. Он даёт целостное
представление о характере и особенностях маркетинговой деятельности, готовит
специалистов, способных разрабатывать, производить и продавать товары на основе
комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей, принимать основные
маркетинговые решения в постоянно меняющихся рыночных условиях.
Вызывает интерес
программа курса «Психология конкурентоспособной личности». В неё включены
необходимые для старшеклассников знания из общей и социальной психологии в
области имиджиологии, профориентации. Практические занятия посвящены
психодиагностике, освоению разных методов общения, осознания своих возможностей
в этой области. В малых группах десятиклассники могут высказать своё мнение и
обсуждать ситуации, связанные с профессиональным будущим, учатся
аргументировано выражать свои мысли, моделируют различные профессиональные
роли. Помогают разумному планированию карьеры, занятия становятся средством
коррекции профессиональных намерений и установок учащихся на последующее
самоопределение, а опыт переживание, а опыт переживаний в группе – важным
эмоциональным компонентом социально – психологической активности учащихся в
выборе карьеры.
Планирую занятия, педагог
подобрать игры с учётом личностных особенностей учеников, уровне их
психологической готовности к профессиональному выбору, наиболее
распространённых ошибок, допущенных при выборе карьеры учащимся конкретной
группы. Занятия могут состоять как из отдельных «профоринтирующих» упражнений и
игр, так и социально разработанного тренинга.
Перечень предлагаемых в
учебном плане специальных дисциплин в основном отвечает запросам учащихся.
Степень заинтересованности лицеистов в различных предметах согласно данным
таблицы 1 (в процентах от общего числа опрошенных).
Таблица 1 - Результат
изучения заинтересованности старшеклассников в изучении предметов
экономического профиля.
№ н/н
|
Наименование дисциплины
|
Заинтересованные
в изучении
|
Незаинтересованные
в изучении
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
|
Основы предпринимательства
Основы экономической теории
Основы менеджмента
Основы бухучёта
Эк. и организация предприятия
Делопроизводство
Основы налоговых знаний
Основы потребительских знаний
Основы маркетинга
|
85%
85%
66%
82%
36%
83%
39%
80%
|
7%
10%
6%
11%
-
-
8%
9%
-
|
В преподавании экономики
используется методы обучения: деловые игры(например, «Я -
коммерсант»,»Менеджер» и др.), практикумы, решение производственных ситуаций,
тестирование. Применяется блочно – модульная система. Лицей заключил договоры с
библиотечными учреждениями и предприятиями города Ставрополя об организации
академической практике по экономике. На базе лицея работает Ставропольский
региональный филиал Международного центра экономического и бизнес образования
(г. Москва) и филиал малой академии наук Ставропольского дворца детского
творчества. Ежегодно проводятся тематические семинары, конкурсы, школы
педагогического мастерства. Социальные контакты лицея очень разнообразны
согласно данным схемы 1.
Схема 1
Качество экономической
подготовки школьников подтверждается данными контрольного среза и
анкетирования, проведённого среди учащихся лицейских классов и их родителей.
Так 52% родителей и 72% старшеклассников удовлетворены организацией
экономического образования в лицее. Среди его положительных аспектов они
называют качество преподавания (27% родителей и 65% учащихся), высокую
квалификацию педагогических кадров (4% родителей и 10% учащихся), в том числе
привлечение вузовских преподавателей (11% родителе и 77% учащихся); хорошие
отношения между учителями и учениками, наличие меж предметных связей экономики
с общеобразовательными предметами.
Эффективному формированию
конкурентоспособной личности старшеклассника способствуют условия,
ориентированные не только на повышение экономических знаний, развитие общих,
профессиональных, творческих способностей, вовлечение учащихся в
научно-исследовательскую деятельность, но и на сохранение национального,
человеческого и культурного начала каждого школьника, формирование способности
понимать себя, других людей, прогнозировать их поведение в различных ситуациях,
дифференцировать межличностные отношения.
Лицей активно
взаимодействует с социумом: заключены договоры с разными учебными заведениями и
учреждениями по различным направлениям образовательной деятельности,
используются материально – техническая база вузов, ссузов и других организаций,
ведётся совместная работа с учреждениями дополнительного образования города
(занятия по интересам, научно – исследовательская деятельность, начальная
профессиональная подготовка и др.); организовано социально значимая трудовая
деятельность учащихся в микрорайоне (совместная деятельность с краевым
отделением «Ордена милосердия», краевым детским фондом, национальными общинами
и др.). Налажено сотрудничество с кафедрами теории и практики управления
образованием, практической психологии, информационных технологий
Ставропольского государственного университета для повышения профессионального
уровня учителей (семинары, курсы, конференции, выставки, педсоветы,
экспериментальная деятельность).
Ещё официально принятой
концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования лицей
успешно работал над этой проблемой. Модель профильного обучения, созданная
здесь, помогла многим директорам школ и их заместителям при подготовке
нормативно – правовой базы, разработке учебных программ методики по
экономическому образованию школьников.
В образовательном
пространстве Ставрополя в последние пять лет происходят существенные
преобразования, образовательных технологий, управленческих моделей, структурной
организации и механизмов финансирования.
Профильное обучение в
школе города идёт по 12 направлениям с учётом географического положения
учреждения, кадрового обеспечения, запросов учащихся и их родителей. Социально
– экономический профиль открыт на базе лицеев №8, 11, 15, 35, гимназий №3, 25,
средней школы №34, центра образования. Более 80 преподавателей квалифицированно
ведут 5 дисциплин образовательной области «Экономика» кроме того, в двух
межшкольных учебных комбинатах школьники обучаются специальностям
«газосварщик», «столяр»,»слесарь по ремонту автомобилей», «токарь»,
фрезеровщик», сварщик», «штукатур,»парикмахер»,«помощник воспитателя»,
«дизайнер модельер женского платья«, «оператор ЭВМ», «оператор по программе
1С-Бухгалтерия»;»Секретарь референт», «бухгалтер-кассир», «младший менеджер» и
другим, наряду с изучением базового уровня курса «экономика производства».
Образование превращается
в одну из самых важных сфер человеческой деятельности, которая тесно
переплетена со всеми другими сферами общественной жизни: экономической,
политической, материальным производством и духовной жизнью.
Заключение
Наши исследования
показали, что :
- одной из серьёзных
причин разбалансировки рынка труда, является рынок образовательных услуг;
- проблемы рынков в
значительной степени обуславливается недостатком в информационном обеспечении
их функционирования;
- как результат выше
сказанного на лицо недостатки в экономической социализации молодёжи;
- полноценное экономическая
социализация учащихся может обеспечить непрерывное экономическое образование;
- реализация непрерывного
экономического образования требует специальное создание системы экономической
социализации в условиях обще образовательной школы, структурные элементы
которой могут быть:
Наличие экономического
компонента практически во всех сферах деятельности современного человека
обуславливает востребованость экономического образования молодёжи как
предпосылки будущей успешной самореализации. Под влиянием новых объективных
реалий возникает необходимость введения в педагогический тезаурус понятия
экономическая социализация. В научных статьях она определяется как процесс
усвоения индивидом экономических интересов и разумных потребностей; овладения
различных социально – экономическими ролями; развития активности и выбор
социально одобряемого экономического поведения.
Одним из путей,
обеспечивающих эффективную экономическую социализацию, стали экономизация обще
образовательных дисциплин, введение предметов экономического цикла, создание
школ бизнеса, курсов менеджеров и др. Однако решающим фактором в данном
процессе является осознание себя субъектом экономической деятельности. В связи
с этим принципиально важно не просто передать учащимся определённый объём
экономической информации, но и включить их в актуальную экономическую практику
[9, с.119]
Демократическая школа
новой России встала на ноги, благодаря решающимся проблемам экономической
социализации молодёжи!
Список использованной литературы
1.
Абрасимов В. Н.
Время требует перемен // Управление школой.- 1999- № 29.- С.6.
2.
Бобков В. Н. ,
Кощеева Н. А., Меньшикова О. И., Шадрина М.В.Экономическое образование как
фактор качества жизни населения // Уравень жизни населения. – 2000.- №2.
3.
Вульфсон Б. В.,
Малькова З. А. Сравнительная педагогика. Интеграционные процессы в сфере
образования // Моё отечество.-1996.- №2.- С. 66-84.
4.
Днепров Э. Д.
Четвёртая реформа в России: Пособие для преподавателей/ Э.Д Днепров.- М., 1994.
5.
Зарецкая И. А.
Программа человеческой личности // Школа.- 1998.- №3.- С.50-53.
6.
Любимов Л. В.
Система ценностей в контексте исторического развития страны //Экономика в
школе.- 2000.- №2.- С.74-91; №3 .- С. 68-73.
7.
Попов В. Д.
Социальный психоанализ субъектов российского рынка // Психологический журнал.-
1994.- №15. -С.30-42.
8.
Сорос Дж. Кризис
мирового капитализма открытое общество в опасности /пер. с. англ.- М., 1999.
9.
Степченко, Т. А.
Экономическая социализация младших школьников / Т. А. Степченко // Педагогика.
- 2007. - N 9. - С. 119-121.
10.
Чарушина, Е.
Изучение экономики как способ социализации старшеклассников / Е. Чарушина;
Костромская средняя школа N 41 // Народное образование. - 2004. - N 10. - С.
182-191.
11.
Шацкий С. Т.
Школа и строительство жизни // Пед. соч. М., 1964. т.2.
12.
Шемякин Б. М.
Экономическое воспитание школьников вопросы теории и методика/ Б.М.Шемякин.-
М., .
http://www.rae.ru/zk/?section=rubricator&op=article&id=4230(дата обращения: 26.04.2010).