Проблемы гендерной социализации
Проблемы гендерной социализации
Введение
Гендер
является неотъемлемой частью социальных практик взаимодействия людей и
оказывает влияние на все аспекты жизни человека – на выбор места работы,
системы ценностей, сферы самоутверждения и саморазвития, хобби, одежды, стиля
поведения в семье, на работе, в учебном заведении и т.д. Через «гендерную
линзу» человек воспринимает любую информацию и передает ее в окружающий мир
тоже с помощью гендерного дисплея. Т.о. процесс гендерной социализации и
содержание гендерных стереотипов имеет огромное значение не только для жизни
отдельного индивидуума, но и для прогрессивного развития всего общества.
Особенности
гендерной социализации молодежи
К
сожалению, содержание современных российских гендерных стереотипов приводит,
например, к тому, что человеческий капитал девушек не используется полностью: в
2004 г. в России среди занятого населения 49,6% женщин, в тоже время по данным
Росстата, средний заработок женщин равен лишь 64% среднего заработка мужчин.
Образуется замкнутый круг: экономическая зависимость женщины в семье
оправдывает традиционное гендерное разделение труда; большая нагрузка в
домашнем хозяйстве, основная роль в уходе за детьми, перерывы в трудовой
карьере снижают востребованность женщин на рынке труда и являются причиной их
низких личных доходов; низкие личные доходы обусловливают экономическую
зависимость женщин в семье.
Причины
данного явления лежат не в разнице человеческого капитала женщин и мужчин, не в
том, что мужчина играет инструментальную роль, а женщина экспрессивную в связи
с рождением ребенка, разницей гормональной регуляции и т.п., а в отсутствии
гибких, сбалансированных стереотипов.
Данные
стереотипы приводят не просто к торможению общественного развития в результате
недоиспользования человеческих ресурсов, но и к таким явлениям, как
социально-психологический дискомфорт женщин от зависимого статуса; насилие в
семье, на женщинах большая часть работы по дому, кто бы ни был кормильцем в
доме. Более того, эти стереотипы отрицательно влияют не только на женщин, но и
на мужчин. На рынке труда существует следующая закономерность: чем меньше
платят в какой-либо отрасли, тем больше в этой отрасли женщин. Соответственно,
женщины в 5 раз больше мужчин представлены в отрасли образования.
В
связи с данным фактом, большим числом неполных семей без отца, существовании
гендерного стереотипа некомпетентности, второстепенной роли отца в воспитании и
существующей потребности молодого человека в сохранении и формировании мужской
гендерной роли, молодые люди имеют тенденцию формировать особый однородный по
полу и противопоставляющий себя женскому (семье и учебе) коллектив, в котором
культивируются нормы гипермаскулинного поведения, подавление «феминных» чувств,
таких как нежность и т.п.
Это и
является одной из причин популярности в современной России агрессивно
настроенных шовинистских субкультур, распространение пивного алкоголизма (в
связи с паразитизмом рекламы пива на гипертрофированном образе настоящего
мужчины), курения, наркомании, девиантного и криминального поведения юношей. В
результате нашего исследования, проведенного в 2006 г. в ЛГПУ оказалось, что 60% парней курят, что в 2 раза больше, чем курящих девушек. Близки к
этому показатели и по остальным формам социальной патологии.
Гендерные
стереотипы действуют и на студентов: девушка должна делать работу по дому,
ухаживать за детьми в семье, а у парней гораздо больше свободного времени,
которое они тратят не на учебу; здесь же мы видим и действие гендерного
стереотипа, который лояльнее относится к патологическим формам проявления
агрессивности и вредным привычкам мужчины. Также высокая загруженность домашним
трудом, воспитанием ребенка, низкая заработная плата учителя и такая же
ситуация у матери студента приводит к низкому уровню и образования, и
воспитания молодежи. Данный процесс усугубляется содержанием гендерных
стереотипов современных молодежных СМИ, где подавляющее большинство образов
женщины «отражает мужские фантазии о полуодетой глупышке, которую необходимо
спасти» или человека, который выполняет всю работу по дому.
Исследование гендерных проблем социализации
Одним из направлений гендерных исследований является изучение
гендерных стереотипов. Гендер – это особая система социальных ролей,
общественных отношений и массовых стереотипов. Под стереотипом понимают
стандартное умозаключение в стандартной ситуации, в принимаемое человеком без
явного осознания. Предназначение стереотипов – экономить время и ресурсы нашего
мозга. Термин «стереотип» был введен в 1922 году американским социологом У.
Липпманом для описания процесса формирования общественного мнения.
С тех пор термин успешно применяется для характеристики любого
устойчивого образа, который складывается в общественном или групповом сознании.
Синонимом стереотипа нередко выступают понятия предубеждения, шаблона,
предрассудка, клише. Ю. Левада называет стереотипы готовыми шаблонами,
социальными формами, в которые отливаются потоки общественного мнения. Стереотип
не только выделяет статистически средние мнение, но задает норму, образец
социально одобряемого поведения. Шаблоны обычно предшествуют самому действию.
Они необходимы в тех ситуациях, когда незнакомое надо свести к знакомому, и тем
самым как бы опознать окружающую реальность, но, разумеется, не познать ее.
Опознание – отнесение к известной схеме – заменяет собой понимание и
осмысление.
Гендерные стереотипы – стандартизированные представления о моделях
поведения и чертах характера, соответствующих понятиям о «мужском» или
«женском». Гендерные стереотипы задают траектории жизненного пути и стандарты
образа жизни. Гендерные стереотипы, представления о подходящих данному полу
занятиях и интересах, появляются у детей уже в 2,5 – 3 года. Вместе с тем они
отражают взгляды общества на поведение, которое ожидают от мужчин или от
женщин. Они представляют собой подвид более широкой категории – социальных
стереотипов.
Социальные стереотипы – обыденные аналоги научных умозаключений:
логической основой выступает поведение части под общее, распространение
свойств, характеризующих целый класс явлений, на каждое отдельное событие.
Социологи исследовали своеобразие мужчин и женщин, анализируя
стереотипы и социальные клише, встречающиеся в газетах и телепередачах, и вот
что обнаружилось:
Женщина
должна быть украшением семьи, дома.
Женщины
более слабые и по уму, и физически.
Мужчины
для того и созданы, чтобы решать женские проблемы.
Мужчины,
как дети, нужно гладить и гладить.
Женщины
во много раз чувствительнее мужчин.
Женщины
в два раза чувствительнее к воздействию алкоголя.
Мужчина
эгоистичен, самолюбив, тщеславен, ревнив.
Мужчины
чаще ссорятся.
Мужчина
легко меняет свое мнение.
Мужчина
быстрее устает и нуждается в психологической разрядке.
Мужчина
хуже переносит голод и болезни.
Мужской
мозг весит на 200 грамм больше, чем женский.
На
двенадцать выдающихся математиков приходится лишь 1 женщина.
Но и
среди идиотов мужчины также «впереди планеты всей», и они в два раза чаще
попадают в «психушку».
Оба пола в
одинаковой степени любят смотреться в зеркало: мужчины любуются своим телом,
женщины – одеждой.
В
рамках данной тематики было проведено социологическое исследование на тему
«Гендерные стереотипы в представлении образа идеального мужчины и женщины».
Предметом данного исследования выступили стереотипы в восприятии образа
идеального мужчины и женщины. Целью исследования было изучить гендерные
стереотипы восприятии образа «идеального» мужчины и женщины методом
фокус-группы. Разбившись на две команды по гендерному аспекту, участники должны
были представить образ идеального мужчины и женщины.
По
мнению, обеих команд идеальная девушка должна быть спортивного телосложения,
высокая, с правильными чертами лица, красивыми, ухоженными, длинными волосами,
не замужем, образованна, добрая, чуткая, нежная, целеустремленная,
коммуникабельная, уверенная в себе. Единственное в чем мнение участников команд
не совпало – это возраст: мужчины предположили 20-25 лет, а девушки 23-31. По
мнению участниц фокус-группы идеальный мужчина должен сочетать в себе мужество,
честь, достоинство, образованность, красоту, терпение, шик, опыта
сексуальности, ласку.
Мужчины
же считают, что мужчина должен быть в первую очередь образованным, умным,
владеющий несколькими иностранными языками, коммуникабельный и ответственный.
Дальше участники предположили, что он должен быть спортивного телосложения, не
женат, имеющий стабильную хорошую работу, в возрасте 27-28 лет.
Для
сравнения полученного образа можно привести данные исследования,
опубликованного в газете «Аргументы и факты» за 1994 год №16. Большинство
молодых людей, опрошенных на московских улицах, идеалов не имеет вообще, их
заменяют кумиры.
Эталоном
женской красоты у мужчин, к примеру, является небезызвестная Мадонна. Что же
касается женщин, их мнения разнообразны. Среди перечисленных фигурировали и
такие имена, как Дмитрий Маликов, Эксел Роуз, Олег Меньшиков, Дмитрий Харатьян.
Почетное
первое место у женщин занимает верность и порядочность их идеалов, а далее по
убывающей – надежность, деньги, «место под солнцем». Мужчины же думают иначе:
38% представителей «сильного» пола ценят в женщине ее трудоспособность, 21-
аккуратность и хозяйственность, 17-способны полюбить женщину за умение
готовить, 15-обращают внимание на совместимость цвета волос, 7% предпочитают
скромных женщин. И только 2% мужчин отметили необходимость присутствие у женщин
интеллекта. Это можно объяснить тем, что с изменением общества меняются и
стереотипы.
Пути
решения гендерных вопросов
Проблемы
равенства мужчин и женщин приобретают в начале XXI в. все большую значимость,
поскольку мировое сообщество все еще вынуждено констатировать тот факт, что ни
в «одном обществе женщины не располагают теми же возможностями, что и мужчины».
Понадобилось
не одно столетие, чтобы женщины добились юридического равенства с мужчинами. В
настоящее время на уровне мирового сообщества разработан и принят целый ряд
международных документов, посвященных разработке стратегии перехода от
достигнутого сегодня почти повсеместно равенства прав женщин и мужчин к
равенству их возможностей.
Белоруссия
на международном уровне не только заявляет о поддержке решений этих форумов, но
и берет на себя вполне конкретные обязательства в этой области. Так, ведется
работа по совершенствованию национального законодательства в области гендерной
политики, приведению его в соответствие с международными правовыми стандартами.
В республике реализовано два плана национальных действий по обеспечению
гендерного равенства - на 1996-2000гг. и на 2001-2007гг. В настоящее время
разработан проект нового национального плана действий в данной сфере на 2006 –
2010 гг.
Его
цель - недопущение дискриминации по признаку пола во всех сферах общественной
жизни. В Белоруссии расширяется участие женщин в экономической, социальной,
культурной и политической жизни. Особое место отводится женщинам в политической
жизни. Так в Национальное собрание избрана 51 женщина, почти половина состава
местных Советов депутатов всех уровней - женщины. Посты заместителей министров
занимают 11 женщин, Республику Белоруссию представляют 4 женщины в ранге посла.
В
Белоруссии женщины работают в органах государственной власти и управления,
судебной системе, силовых министерствах и ведомствах, они возглавляют
политические партии и общественные объединения. Доля женщин в экономически
активном населении Белоруссии составляет свыше 53%. Уже это свидетельствует о
том, что женщины являются активной силой в экономических и социальных
преобразованиях.
Вместе
с тем, актуальными проблемами остаются повышение конкурентоспособности женщин
на рынке труда, а также снижение женской безработицы. Так в 2007 г. безработица
среди женщин составила 34,3 тыс. чел. (66% от общей численности безработных),
поэтому проблематика гендерного равенства в социально-трудовой сфере занимает
особое место в стратегиях по обеспечению равных возможностей.
Для
решения данных проблем, прежде всего, следует перейти на перспективное
планирование рынка труда, непрерывное образование трудящихся с учетом
потребностей экономики в квалифицированной рабочей силе, а также
совершенствование мер по созданию благоприятных условий для сочетания
профессиональных и семейных обязанностей. Такие меры должны быть включены в
коллективные договоры и соглашения.
Также
одними из важнейших направлений являются самозанятость и предпринимательство
женщин. Содействие развитию предпринимательской деятельности должно заключаться
в создании благоприятной среды для женщин предпринимателей, включая
формирование соответствующих информационных, организационных, финансовых
структур, предоставление женщинам-предпринимателям микрокредитов.
Для
повышения ответственности обоих родителей за воспитание детей и
перераспределение домашних обязанностей в настоящее время прорабатывается
вопрос о распространении права на свободный от работы день и на отца ребенка. В
современной семье мужчины и женщины должны нести равную ответственность за
воспитание детей. В связи с этим и мать и отец должны в равной мере
пользоваться правом на социальные гарантии, связанные с уходом за ребенком и
его воспитанием. Ведь с семьи начинает свою жизнь каждый человек.
Заключение
В
итоге по результатам нашего опроса 55% парней считают неотъемлемым женским
качеством глупость и 50% парней на выборах в Государственную Думу проголосовали
бы только за мужчину. Даже такой краткий перечень молодежных проблем, их
запущенность и фундаментальное влияние на развитие общества показывают
актуальность обращения государства к их разрешению. А ведь именно от «качества»
молодежи зависит будущее любой страны. В отличие от маленького ребенка, молодой
человек может уже воспринимать гендерные стереотипы критично, и российское
общество должно использовать возможность изменить их именно в этом возрасте.
Изменение
отношения общества к проблеме гендерного равенства – это долгий и трудный
процесс. На него влияют такие социальные институты, как школа, семья, а также
политические и государственные структуры. Значимая роль в формировании взглядов
и представлений на роль и место женщин и мужчин в обществе принадлежит
средствам массовой информации. Усилия по обеспечению равноправия и равных
возможностей для мужчин и женщин должны быть неотделимы от социальных
преобразований в целом. При этом проблемы женщин и мужчин должны
рассматриваться в контексте общих социально-экономических и политических
проблем.
Список
литературы
1. Ашвин С. Гендерная солидарность против
экономических трудностей? Влияние советского наследия. //Социс. –2008. № 4.
2. Балабанова Е.С. Экономическая
зависимость женщин: сущность, причины и последствия. //Социс. –2008. № 4.
3. Гендер для «чайников»./ Под ред. Н.И.
Алексеевой – М.: Звенья, 2006.
4. Воронцов Д.В. Социальная психология
пола: Методические указания к спецкурсу «Основы гендерной психологии». –
Ростов-на-Дону.: РГУ, 2007.
5. Мальцева И.О., Рощин С. Ю. Гендерная
сегрегация и трудовая мобильность. – М.: ГУ ВШЭ, 2008.
6. Крайг Г. Психология развития. – СПб.:
Питер, 2008.
7. Фомин В.Н. Социология молодежи:
учебное пособие. – Белгород: Изд-во БГТУ имени В.Б. Шухова, 2008.
8. Силласте Г. Г. Гендерная социология
как частная социологическая теория // Социс. 2007. № 11.
9. Добреньков В. И., Кравченко А. И.
Фундаментальная социология: гендер, семья, родство//том 10. Москва, 2009.
11.
Чикадова И.Р.
Тендерные исследования //Социология: Энциклопедия/Сост. А.А. Грицанов, В.Л.
Абушенко, Г.М. Евслькин и др. Минск, 2008.
12.
Дадаева Т. М. Кто
выносит мусор, или Парадоксы гендерного разделения труда / Т. М. Дадаева; Т. М.
Дадаева // Социологические исследования. - 2007. - N 6. - С. 120-126. -
Библиогр.: с. 126 (8 назв. ).
13.
Достижение Целей
в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Национальный
отчет Республики Белоруссия. Мн., 2007. 46 с.
14.
Резник С. Д.
Гендерные особенности карьерного роста: женщины в менеджменте / С. Д. Резник,
С. Н. Макарова; С. Д. Резник, С. Н. Макарова // ЭКО. Экономика и организация
промышленного производства. - 2008.