Принципы толерантности в политической жизни
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДНИЕ
1.
"ТОЛЕРАНТНОСТЬ
В РОССИИ: СВОИ И ЧУЖИЕ"
2.
ГОСУДАРСТВО
И ТОЛЕРАНТНОСТЬ
3.
К
ИСТОКАМ ТОЛЕРАНТНОСТИ
4.
НОВЫЕ
ПОДХОДЫ
5.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
И ОБЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
6.
ВВЕДЕНИЕ
В ПРОБЛЕМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ
ВВЕДЕНИЕ
Благодаря
усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало
международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно
наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка
Земли. В Декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией
Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 1995 году, проделана тщательная работа по
анализу категории «толерантность». Мы полностью публикуем этот важный для нас документ
(см. Часть 5). В нем суть толерантности формулируется на основе признания
единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и
каждого от всех, уважения прав другого (в том числе права быть иным), а также
воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает
вред для всех и для самого себя.
Общее
содержание понятия толерантности не исключает того, что в разных языках в
зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые
оттенки. В английском языке толерантность — «готовность и способность без протеста
воспринимать личность или вещь», во французском — «уважение свободы другого,
его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском
языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в
отношении других». В арабском толерантность — «прощение, снисхождение, мягкость,
снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к
другим», в персидском — «терпение, терпимость, выносливость, готовность к
примирению».
В
русском языке существуют два слова со сходным значением — толерантность и
терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в
гуманитарных науках, означая «отсутствие или ослабление реагирования на какой либо
неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его
воздействию». А слово «терпимость», более знакомое и привычное, употребляемое в
обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим
мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Слово «терпимость»
часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности,
непротивлением, способностью «подставить вторую щеку». Толерантные установки,
напротив, проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав
любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым.
В
политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти
допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках
конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое
поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как
проявление разнообразия в государстве.
1. "ТОЛЕРАНТНОСТЬ
В РОССИИ: СВОИ И ЧУЖИЕ"
Понятие
"толерантность" по смысловой насыщенности значительно шире, нежели
просто "терпимое отношение". Это своеобразная этическая доктрина
современности, претендующая на центральное место в "оси координат"
XXI века. Людям, живущим в эпоху космополитизма, стирания экономических и иных
границ, нужна новая философия, открытое и понимающее сообщество…
Однако сегодня для
россиян, и не только россиян, толерантность – понятие далекое. Превалируют иные
умонастроения: озлобление против "неумелого руководства страной",
ненависть к приезжим, презрение к инвалидам, желание "очистить Россию от иностранной
скверны", искоренить "нетрадиционные религии" и
фундаменталистов...
"Самая опасная из
нетерпимостей – это именно та, которая рождается в отсутствие какой бы то ни
было идеологии как результат элементарных импульсов, – пишет Умберто Эко в
своем эссе на тему этики. – Поэтому она не может ни критиковаться, ни
сдерживаться рациональными аргументами". И такой нетерпимости в России
много – как на уровне государственном, так и на персональном… К сожалению, мы
склонны забывать, что "терпимость", в отличие от перемирия, нельзя
объявить.
2. ГОСУДАРСТВО И
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
С точки зрения
правозащитников, необходимые шаги для преодоления нетерпимости в обществе –
соответствующая политика государства, законодательная база и правильное
применение законов. В стране имеется достаточная правовая основа в виде
международных договоров и федерального законодательства для эффективной борьбы с
проявлениями расизма и расовой дискриминации. И нужно использовать эти
возможности, ратифицировать международные документы, внести изменения в
некоторые законы (статьи 136 и 282 УК, ФЗ "О свободе совести и религиозных
объединениях" и "Об основах государственной службы РФ", в
котором не предусмотрена дисциплинарная ответственность за проявление расизма,
и др.).
Государство обязано
обеспечить равный доступ к охране здоровья, образованию, социальному
обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой–либо дискриминации,
в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства; регулировать
проблемы миграции, приводящие к различным формам этнической дискриминации
представителей меньшинств и мигрантов. СМИ должны освещать события так, чтобы
репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые
являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма. Эти и
другие требования содержались в резолюции Всероссийской конференции НПО.
Ключевую роль в борьбе с расизмом и расовой дискриминацией правозащитники
отводят межправительственным организациям: ООН, ОБСЕ, Совету Европы.
3. К ИСТОКАМ
ТОЛЕРАНТНОСТИ
Понятие толерантности
формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих
пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность"
стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления
нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что "копилка"
толерантности постоянно пополняется.
Согласно определению,
данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в
Париже 185 государствами–членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность
означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия
культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений
человеческой индивидуальности". Это определение, наиболее масштабное,
подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи,
полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим
или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и
пр.
На русский язык с
английского Декларация была переведена как "Декларация принципов
терпимости". Но понятие "терпимость" не только не отражает
полноты "толерантности", но и может быть прямо противоположно ему.
Русский глагол "терпеть" имеет негативную окраску: терпение всегда
пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения ("я его еле
терплю"), никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Напротив,
"толерантность" толкуется в Декларации как "активное отношение,
формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод
человека".
В истории человечества
нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и
идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается
в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе – в
расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в
нарушении важнейших демократических свобод.
Сама идея толерантности
восходит к истории философской мысли. О толерантности в условиях сильной
церковной цензуры писал Дж. Локк в "Очерках о терпимости" и
"Письмах о терпимости", П. Бейль в нескольких своих философских
сочинениях. Как философская категория толерантность была сформулирована в связи
с проблемой нетерпимости и первоначально воспринята как осмысление итогов
Тридцатилетней войны, в ходе которой представители враждующих религиозных
конфессий почти поголовно истребили друг друга.
Представитель философского
крыла рассмотрения понятия толерантности Владислав Лекторский предлагает четыре
возможных способа понимания толерантности. Первый, "толерантность как
безразличие", предполагает существование мнений, истинность которых
никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности
разных культур, особенные этнические верования и убеждения и т.д.). Второй,
"толерантность как невозможность взаимопонимания", ограничивает
проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять
невозможно и с которым невозможно взаимодействовать. "Толерантность как
снисхождение" подразумевает привилегированное в сознании человека
положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более
слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать. И наконец,
"терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог"
позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате
критического диалога. На этот подход к толерантности и указывает автор в качестве
желаемого для современной ситуации.
4. НОВЫЕ ПОДХОДЫ
В 90–х годах
нетерпимость имеет прямое отношение к политике и рассматривается как угроза
миру и безопасности. Поэтому правозащитники выступают с позиции трактовки
толерантности, прежде всего, как преодоления всех форм расизма и расовой
дискриминации. Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав
человека, считает, что такой подход к толерантности вовсе не означает
игнорирования других форм нетерпимости. Просто в дискриминации, основанной на
признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического
происхождения, нетерпимость в современном обществе выражается наиболее ярко.
Одновременно признание
толерантности в более широком смысле является условием эффективной борьбы с расизмом,
так как гражданские, политические и экономические права человека тесно связаны
с социальными и культурными правами. Например, толерантное отношение к видимым
различиям (в мировой практике употребляется термин "визуальное
меньшинство") означает невозможность нарушения прав по внешнему признаку,
как это происходит в России применительно к выходцам с Кавказа ("фейс
контроль" в метро и т.д.).
В более широком смысле
– как терпимость и уважение ко всему "инакому" – понимают
толерантность приверженцы социокультурного подхода. Они связывают толерантность
с необходимостью просвещать общество, воспитывать терпимость и уважение,
уничтожать психологические барьеры, способствующие возникновению фобий. Педагог
Всеволод Луховицкий, председатель правления Молодежного центра прав человека и
правовой культуры (МЦПЧиПК), выводит обоснование толерантности из естественных
прав человека, понятия человеческого достоинства. Елена Русакова, психолог,
руководитель проектов центра, в статье "Методические аспекты работы по
теме "Образ врага", обусловливает возникновение нетерпимости
психическими особенностями человека.
Смутное ощущение угрозы
внешнего мира заставляет психику вырабатывать правдоподобное
"рациональное" толкование, результатом чего чаще становятся
предрассудки и ксенофобия (неприязнь к чужакам – иным этносам, религиозным
меньшинствам, к специфическим, заметно отличающимся от большинства общества по
целям и интересам социальным группам и т.д.). Постоянный поиск
"врага" рождает потребность защиты, выражающейся в приобщении к некой
общности "своих", которые всегда сильнее "чужих".
Терпимость, толерантность в этом аспекте означают отказ от догматизма,
признание многообразия истины, что требует внутренней силы, уверенности в своей
способности найти истину в диалоге. Нетерпимый человек, напротив, требует
однозначности: "Кто не с нами – тот против нас".
5. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И
ОБЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
Принципы толерантности
как основные права и свободы закреплены в законных актах и провозглашены в
международных декларациях. Базовый документ здесь – Всеобщая декларация прав
человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах,
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В рамках
Совета Европы (СЕ) действует Европейская Конвенция о защите прав человека и
основных свобод. Недавно вступил в силу 12–й протокол конвенции, который
обязывает ратифицировавшие его государства гарантировать любые права без
какой–либо дискриминации и предусматривает механизм наказания в случае
невыполнения обязательств. Россия подписала протокол в ноябре 2000 года, но не
ратифицировала его и, по мнению правозащитников, вряд ли сделает это в
ближайшее время.
Недопущение расизма и
расовой дискриминации закреплены, прежде всего, в Международной конвенции о
ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении
преступления геноцида и наказании за него, Декларации о правах лиц,
принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым
меньшинствам.
В Российской Федерации
главный документ для широкого определения толерантности – Конституция. В
области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст. 136 Уголовного
кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282
(Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и
расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду
исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их
национальной или расовой принадлежности).
Глобализация экономики,
быстрое развитие коммуникаций, урбанизация и интеграционные процессы делают
любую эскалацию нетерпимости потенциально опасной для всего мира. Осознание
этой угрозы политиками и всемирной общественностью сделало одной из важных
целей развития мирового сообщества достижение всеобщей толерантности. Декларируя
ее принципы, различные правовые и культурные организации демонстрируют
обозначившийся кризис терпимости в современном обществе. ООН по инициативе
ЮНЕСКО объявила 1995 год (год 50–летия обеих организаций) Международным годом
толерантности. На протяжении всего года вопросы терпимости, разнообразия
культур, различия между людьми стали предметом обсуждения более чем на 50
региональных и международных конференциях. Итог года – принятие Декларации
принципов толерантности. В 2001 году началось объявленное ЮНЕСКО Международное
десятилетие культуры мира и ненасилия.
6. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
ТОЛЕРАНТНОСТИ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ
Появление в республиках
национальных элит, интересы которых расходились с интересами Центра - одна из
основных причин распада СССР. Помимо чисто партийно-номенклатурной элиты
национальных республик, заинтересованной в большей экономической и политической
независимости от Центра, в каждой союзной республике образовалось значительное
ядро собственной национальной интеллигенции, кровно заинтересованной в
приоритетном развитии собственной национальной культуры и, в первую очередь, в
доминировании на своей территории национального языка. Эти слои населения
образовали национально-демократические фронты "перестройки" и
объективно также способствовали процессам дистанцирования республик от России
и, в конечном итоге, распаду СССР.
Говоря о крахе
командно-административной системы и последующем распаде СССР, следует
рассмотреть и иные сопутствующие факторы, в частности, попытку реформации
отжившей системы в форме "перестройки", сопровождавшейся
демократизацией общества ("гласность", "многопартийность",
"нарождающийся парламентаризм" и т.д.), что также объективно
способствовало децентрации унитарной государственности. Безусловно, это и
слабеющая эффективность советской экономики, сосредоточенной в основном в ВПК и
проигрывающей в развитии современных технологий, таких как электронная
промышленность, компьютерные технологии, телекоммуникационные связи,
биотехнологии и т.п., т.е. новейших наукоемких производств, создающих базу
постиндустриального общества. В условиях снижения мировых цен на нефть,
составляющей наряду с газом основную статью экспорта, а также при низкой
эффективности сельского хозяйства либеральное крыло руководства компартии
вынуждено было пойти на экономические реформы, включающие, в частности,
хозяйственный расчет и большую экономическую самостоятельность республик. В
этой ситуации управленческая элита России также оказалась заинтересованной в
большем суверенитете самой России, бывшей экономическим донором для всех
остальных (за исключением нефтедобывающей республики Азербайджан) дотационных
республик. Это желание сохранить финансовые и экономические ресурсы для
собственного развития и вылилось в принятие декрета о суверенитете Российской
Федерации.
Наконец, общее
смягчение мировой политической обстановки способствовало внутренним реформам,
связанным с отказом от мобилизационной административно-командной системы,
эффективно работающей в условиях внешнего противостояния, но малосостоятельной
при свободной конкуренции.
Следует отметить
несостоятельность сведения причин распада СССР к злой воле отдельных российских
политиков или к теории внешнего заговора. Безусловно, определяющими стали
глубинные внутренние причины, связанные с центробежными процессами. О
деструктивной роли национальных элит уже говорилось выше, а интегрирующий
фактор экономических взаимосвязей республик в условиях вхождения в мировую
экономическую систему оказался ослабленным. Уже постсоветский период СНГ
показал, что России выгоднее продавать энергоресурсы за конвертируемую валюту в
страны Европы, чем по бартеру менять на менее качественные товары из "ближнего
зарубежья". "Челноки" из России устремились на рынки Польши и
Китая, а не в страны постсоветского пространства. Кроме того, обретение
государственной самостоятельности России привело к ее более быстрой
политической трансформации в сторону демократических преобразований, в
сравнении, например, со среднеазиатскими и закавказскими республиками. Так,
например, в республиках Средней Азии в целом более низкий образовательный
статус населения, высокая рождаемостъ и ряд чисто исторических причин, связанных
с пережитками клановой организации элиты и самого общества, тормозят
становление демократической государственности.
Таким образом, на наш
взгляд, распад СССР после ослабления единой идеологии и снятия
командно-административных скрепов при потеплении международной обстановки,
обусловившей, с одной стороны, отсутствие объективно сплачивающей "внешней
угрозы", а с другой - открывающей возможность вхождения в мировую
экономическую систему, был определен центробежной ориентацией правящих
национальных элит, заинтересованных в создании независимых суверенных
государств.
Все эти факторы
повлияли на распад СССР, и эти же факторы в несколько ином соотношении имеются
налицо и в условиях нынешней российской государственности. В состав Российской
Федерации входит 89 субъектов. Из них ряд национальных республик с избираемыми
населением президентами находится не в симметричных отношениях с центральной
федеральной властью. Кроме того, в состав многонационального и
многоконфессионального населения Российской Федерации входят национальности, не
имеющие собственной государственности. Все это не может не порождать
специфические проблемы, связанные с национальной политикой. Россия как
многонациональное государство может существовать только в условиях хорошо
продуманной, последовательной социальной и национальной политики, где интересы
развития национальных культур находятся в гармоничном соответствии с интересами
целостной, демократической, экономически преуспевающей страны.
Поэтому национальная и
социальная политика не может не быть объектом пристального внимания
политологов, экономистов, социологов, историков, культурологов, этнографов,
религоведов и психологов. Проблема эта многоаспектна и для ее решения очевидна
необходимость сотрудничества самых разных специалистов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом, демократия предполагает не только формальные правила толерантного
поведения (закреплённые в конституционных документах), которые в большей
степени предполагают принуждение личности, но и добровольное следование этим
правилам в силу восприятия их как справедливых и необходимых в условиях
современного общества. Т. е. демократизация предполагает не только
институциональные трансформации, но и изменения на уровне массового сознания и
психологии, функционирование политической толерантности не только как
социальной формализованной нормы, но и как базовой ценности в структуре
личностных диспозиций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Декларация
принципов толерантности. Утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЭСКО
16 ноября 1995 г. // http://tpl1999.narod.ru
6.
Гулиев
М. А. Политическая
толерантность и безопасность в урегулировании этнического конфликта
модернизируемого общества. Ростов н/Д, 2005.
7.
Политическая
толерантность как компонент политической культуры и условие демократии /
Устинова И. В. Аспирантка Санкт-Петербургского университета, преподаватель кафедры
философии и социологии.
8.
Официальный
сайт толерантности: http://www.tolerance.ru