Искусство и социокультурная стратификация общества
Аннотация на статью "Искусство и социокультурная
стратификация общества"
Список литературы
В статье "Искусство и
социокультурная стратификация общества", помещенной в журнале "Культура"
№3 за 2005 год рассматриваются вопросы видения различной картины мира в
различных обществах. Авторы статьи В.Жидков, К. Соколов. Сущность
рассматриваемых вопросов сводится к тому, что различные общества имеют различное
видение картины и поэтому влияет на отношение данного общества к культуре.
Статья делится на три части. Во
введении формулируется сущность картины мира. Далее авторы говорят о том, что
люди с разной картиной мира могут рассматривать один и тот же объект, но видеть
совершенно разные вещи. Это происходит потому, что в реальной жизни люди
воспринимают не некие "действительные факты", а лишь свои
субъективные представления о них. Столь же субъективны соответственно и
представления о ценностях. Исследованиями установлено, например, что
представления о счастье и иерархия жизненных ценностей могут заметно
расходиться не только у разных народов, но и у представителей разных поколений
или разных субкультур внутри одной культуры, одного народа. Главная причина
этого — наличие у народов, этносов и субкультур, да и, пожалуй, у каждого
человека своей индивидуальной картины мира, в полном соответствии с
особенностями которой каждый человек и любая совокупность людей ведут себя, так
или иначе. Картины мира всех человеческих сообществ различаются тем, что имеют
собственные иерархии ценностей. Например, одна культура с трудом понимает
ценность денег, другая же строит на них фундамент всех человеческих отношений.
Вот почему во второй культуре сочли бы ненормальным талантливого художника,
зарабатывающего гроши и находящего полное удовлетворение в творчестве. Но если
бы тот же самый художник жил в деревне на юге Италии или, например, в Мексике,
он считался бы вполне нормальным.
В статье также затронуты вопросы
восприятия времени в различных культурах. Авторы останавливаются на том, что и
поныне существуют народы, у которых понятие времени практически отсутствует.
Так, представители некоторых северных народов не в состоянии ответить на
вопрос, сколько им лет, считая этот вопрос бессмысленным. Их даже мало
интересует смена времен года. Они отмечают только день и ночь, а также сезоны
охоты. Да и в Европе часы с боем были изобретены лишь около 1000 года, первые
башенные часы около 1200 года, а карманные часы — еще позднее.
Естественно, что и современная эпоха
также характеризуется своеобразной картиной мира. А внутри нее существуют
многочисленные этносы и субкультуры, картины мира которых, в свою очередь,
могут весьма резко различаться.
Сущность всего изложенного сводится к
тому, что культурная жизнь любого неоднородного сообщества (а именно такими
сообществами являются люди, живущие в "городах и весях" — населенных
пунктах, регионах, странах и т.д.) представляет собой процесс сосуществования
людей, по-разному видящих и оценивающих окружающую их действительность. Это
происходит потому, что разные люди видят мир сквозь несходные координатные
сетки. Или — другими словами — разные люди являются носителями несовпадающих
картин мира. А, как известно, люди с близкими картинами мира составляют некую
социокультурную общность, называемую субкультурой. Так что культура любого
сообщества — это совокупность взаимодействующих между собой субкультур. Такое
взаимодействие может располагаться в диапазоне от вполне мирного
сосуществования до непримиримого антагонизма, борьбы за доминирование в
культуре.
1.
Жидков В., Соколов К. Искусство и социокультурная стратификация
общества. // Культура. – 2005. - №3.