Государственная молодежная политика
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.
Сущность и принципы государственной молодежной политики
2.
Цели и задачи организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и
молодежью
3.
Приоритетные направления организации мероприятий по работе с детьми и молодежью
Заключение
Список
использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Многообразие в детском и молодежном движении -
характерная особенность общественной жизни России конца ХХ - начала ХХI
века. Признание государством детских и молодежных общественных объединений как
значимого социального явления выражается в разработке и осуществлении системных
мероприятий в рамках государственной молодежной политики.
Диалог и конструктивное сотрудничество власти и
общественных объединений предполагает открытость партнеров, их готовность к
совместному решению важных государственных и социальных проблем для
актуализации потенциала детей и молодежи в созидательной деятельности. Взаимное
познание сторон - путь к плодотворному взаимодействию участников, поиску
оптимальных моделей взаимоотношений.
В настоящее время деятельность детских и
молодежных общественных объединений основывается на следующих нормативных и
правовых актах:
1. Конституция Российской Федерации
2. Гражданский кодекс Российской Федерации
3. Конвенция о правах ребенка
4. Федеральный закон «Об общественных
объединениях» 19 мая 1995 года N82-ФЗ
Предметом регулирования настоящего Федерального
закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией
гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и
(или) ликвидацией общественных объединений. Иностранные граждане и лица без
гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере
отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, за исключением случаев,
установленных федеральными законами или международными договорами Российской
Федерации.
5. Федеральный закон «О некоммерческих
организациях» 12 января 1996 года N 7-ФЗ
Настоящий Федеральный закон определяет правовое
положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации
некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования
имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей
(участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы
их поддержки органами государственной власти и органами местного
самоуправления.
Настоящий Федеральный закон применяется по
отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на
территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено
настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Настоящий Федеральный закон определяет порядок
создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных
подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
6. Федеральный закон «О государственной
поддержке молодежных и детских общественных объединений» 28 июня 1995 года N
98-ФЗ
Настоящий Федеральный закон определяет общие
принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных
объединений Российской Федерации (далее - молодежные и детские объединения).
Под государственной поддержкой молодежных и
детских объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами
государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством
Российской Федерации в области государственной молодежной политики в целях
создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий
деятельности таких объединений, направленной на социальное становление,
развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в
целях охраны и защиты их прав.
В целях активизации деятельности государства в
работе с молодежью и молодежными объединениями в 2006 году были утверждены:
1. Стратегия государственной молодежной политики
в Российской Федерации (Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р)
Стратегия государственной молодежной политики
разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных
направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с
участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.
2. Методические рекомендации по организации
работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и
осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью (Письмо Минобрнауки от
30 мая 2006 г. N АС-588/06)
Данные методические рекомендации по организации
работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и
осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью разработаны
Министерством образования и науки Российской Федерации во исполнение пункта 2
раздела III протокола совещания у Председателя Правительства Российской
Федерации М.Е. Фрадкова Минобрнауки России с учетом положений Федерального закона
от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
разграничения полномочий"
Методические рекомендации разработаны в целях
оказания практической помощи органам местного самоуправления по организации
работы с детьми и молодежью в соответствии с Федеральным законом от 6 октября
2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации"
В настоящее время на рассмотрении Государственной
Думы Российской Федерации находится проект Федерального закона «О
государственной молодежной политике в Российской Федерации».
Данный законопроект предусматривает
совершенствование законодательства по обеспечению конституционных прав и свобод
молодых граждан на федеральном, региональном и муниципальных уровнях.
На региональном уровне были разработаны и
приняты следующие законы:
1. Закон Ставропольского края «О молодежной
политике в Ставропольском Крае» 28 июля 2005 года N40-кз
Настоящий Закон определяет правовые основы
формирования и реализации в Ставропольском крае молодежной политики на основе
Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Ставропольского
края и направлен на обеспечение гарантий прав и свобод молодых граждан, защиту
интересов молодежи в области образования, труда, отдыха и в иных сферах ее
жизни и деятельности.
2. Закон Ставропольского края «О наделении
органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в
Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского
края в области молодежной политики» от 30 декабря 2005 года N81-кз
Настоящий Закон разработан в соответствии с
федеральными законами "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и законами
Ставропольского края "О местном самоуправлении в Ставропольском
крае", "О молодежной политике в Ставропольском крае" и направлен
на определение порядка и условий наделения органов местного самоуправления
муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае (далее - органы
местного самоуправления) отдельными государственными полномочиями
Ставропольского края в области молодежной политики.
1.
СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Дефицит внимания общества в сочетании с
недостаточной социальной незащищенностью превращают молодежь в
дестабилизирующую общественную силу. Вместе с тем речь идет о формировании
пополнения, способного принять на себя заботу о будущем страны, т.е.
необходимости эффективного использования созидательного потенциала молодежи.
Социальная работа с молодежью и в нашей стране,
и во многих других странах является частью государственной молодежной политики.
Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию
социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для
социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации
творческого потенциала молодежи в интересах всего общества.
Объектом государственной политики являются
молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения.
Основными целями государственной молодежной
политики являются:
·
Содействие
социальному, культурному, культурному и физическому развитию молодежи;
·
Недопущение
дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;
·
Создание
условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и
культурной жизни общества;
·
Расширение
возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении
личного успеха;
·
Реализация
инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой
молодежи.
Реализация государственной молодежной политики
осуществляется на следующих принципах:
· Принцип участия: привлечение молодых
граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и
программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;
· Принцип социальной компенсации:
обеспечение социальной и правовой защищенности молодых граждан, необходимой для
восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;
· Принцип гарантий: предоставление
молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по
обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья,
профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых
должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к
самостоятельной жизни;
· Принцип приоритета: оказание
предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей
деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании
мероприятий в области молодежной политики.
Разработка и реализация государственной
молодежной политики осуществляются на двух уровнях: общереспубликанском и
региональном.
Основные мероприятия государственной молодежной
политики на федеральном уровне с 1995 года осуществлялись в соответствии с
федеральной программой «Молодежь России», одобренной Президентом РФ Указом №
1992 от 15.09.1994 годах. В рамках этой программы, ставшей ныне Президентской,
среди приоритетов выделена задача, обеспечить молодежь информацией о ее правах и
возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности. Таким образом, впервые
закреплена позиция, что, информационная поддержка является первоосновой
социального обслуживания молодежи.
Социальное назначение систем информационного
обеспечения молодежи определяется расширением возможностей молодежи для
самостоятельных и осознанных действий по защите своих прав и законных
интересов, выбору профессии и видов учебы, трудоустройству, организации отдыха,
решению бытовых вопросов и т.д.
Работа по созданию единой общероссийской
информационной системы для молодежи ведется несколько лет рядом федеральных
ведомств совместно с органами по делам молодежи субъектов РФ и при участии
молодежных и детских общественных объединений, научных коллективов. Впервые в
практике России предусматривается создание обширной системы социальной
информации не только для ведомственных целей, но и для самих граждан - молодых
людей, их родителей, учителей, исследователей молодежных проблем и т.д. Ведется
работа по подключению российских информационных центров к европейской
компьютерной информационной сети. С учетом того, что около 70 % молодых людей
отмечают нехватку информации при решении своих проблем, развитие информационных
услуг для молодежи является одной из важнейших государственных задач в области
социально-экономического и культурного развития России.
Проблематичным остается состав информационных
услуг. Формирование информационной системы для молодежи в качестве социальной
службы началось в конце 80-х годов ХХ века молодежной общественной организацией
- комсомолом - при поддержке государства, но ввиду изменения структуры
молодежного движения в начале 90-х годов потеряла системность. Современные
молодежные и детские объединения не в состоянии самостоятельно решать такую
крупную задачу.
Тем не менее, перспектива развития системы
социального обслуживания молодежи видится в максимальном приближении к такому
положению, когда значительная часть этой деятельности будет выполняться
молодежными общественными объединениями при поддержке органов государственной
власти и местного самоуправления. Это и должно составить важный принцип
государственной молодежной политики, а значит, и социальной политики в России.
Начинается движение в этом направлении и в
субъектах РФ. Начала формироваться нормативно-правовая база государственной
поддержки на региональном уровне социальных инноваций молодежных объединений
(Московская, Волгоградская, Тульская области и др.).
В целом же пока именно на уровне
законодательства субъектов РФ получает закрепление приоритет информационных
услуг в системе социального обслуживания молодежи, что соответствует идеям,
составившим концепцию государственной молодежной политики в РФ.
Также в программе «Молодежь России» есть и
другие вопросы решения: пути решения жилищной проблемы; решение вопросов
занятости молодежи; поддержка молодой семьи; развитие системы детского,
молодежного и семейного отдыха; поддержка талантливой молодежи и многие другие
вопросы.
2.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ
Государственная молодежная политика - система
государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и
возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи,
развития ее потенциала в интересах России. Реализация государственной
молодежной политики выступает инструментом социально-экономического и
культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления
национальной безопасности страны;
Существует классификация объектов социальной
работы:
дети - лица до достижения ими возраста 18 лет;
молодежь - граждане Российской Федерации,
включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;
молодые семьи - семьи в первые три года после
заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности
брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а
также неполных семей с детьми, в которых
мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
молодежное общественное объединение - это
объединение граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности
интересов;
детское общественное объединение, - это
объединение граждан, в которое входят граждане в возрасте до 18 лет и
совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности.
Мероприятия по осуществлению работы с детьми и
молодежью осуществляются во всех муниципальных образованиях: поселении,
муниципальном районе и городском округе.
Функции по организации мероприятий по работе с
молодежью должны осуществляться через отраслевые (функциональные) органы
местной администрации (органы по делам молодежи), организационную структуру и
штатную численность которых рекомендуется определять в зависимости от
численности молодежи, проживающей на территории муниципального образования и
степени отдаленности от центра субъекта Российской Федерации (примерная
структура прилагается).
Мероприятия по работе с детьми непосредственно
осуществляют образовательные учреждения, учреждения культуры, физической
культуры и спорта, социального обслуживания, социальной защиты населения и др.
Мероприятия по работе с молодежью
непосредственно осуществляют учреждения органов по делам молодежи во
взаимодействии с молодежными и детскими общественными объединениями.
При организации работы с детьми и молодежью
рекомендуется привлекать молодежь к формированию и реализации муниципальных
(местных) программ по работе с детьми и молодежью, а также подпрограмм по
работе с детьми и молодежью в соответствующих программах
социально-экономического развития муниципальных образований и субъекта
Российской Федерации.
Цели, задачи, приоритетные направления и
основное содержание работы с детьми и молодежью на муниципальном уровне
определяются в соответствии с Программой социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2009-2010 годы),
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006
г. № 38-р, Федеральной целевой программой «Дети России», Государственной
программой патриотического воспитания граждан в Российской Федерации на
2006-2010 годы, Федеральной целевой программой «Комплексные
меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на
2005 - 2009 годы», региональными и муниципальными (местными) программами
социально-экономического развития.
Задачами в организации
работы в муниципальных образованиях являются:
с детьми - создание необходимых правовых, социально-экономических,
социокультурных условий для физического, психологического, духовного,
социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и
реальное обеспечение основных гарантий прав детей, в том числе, находящихся в
трудной жизненной ситуации;
с молодежью - вовлечение молодежи в социальную
практику и информирование о потенциальных возможностях ее развития в регионе и
России; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, в жизнь общества.
3.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ
При определении функций органов по работе с
молодежью и учреждений органов по делам молодежи рекомендуется учитывать
следующие примерные направления работы:
1. Воспитание гражданственности и патриотизма:
организация и проведение массовых мероприятий,
посвященных памятным датам истории России,
государственным символам Российской Федерации;
организация и проведение творческих мероприятий
с детьми и молодежью, способствующих воспитанию гражданственности и патриотизма
(в том числе по техническим, туристским, военно-прикладным видам спорта,
проведение муниципальных этапов оборонно-спортивной игры «Победа», соревнований
по программе «Школа безопасности», спартакиад допризывной молодежи);
проведение муниципальных мероприятий с детским и
молодежным активом общественных гражданско-патриотических объединений и иных организаций, работающих с детьми и молодежью, по
обмену опытом работы;
организация поисковой работы, деятельности по
увековечению памяти воинов, погибших при защите Отечества.
2. Поддержка талантливой и способной молодежи,
детских и молодежных социальных позитивных инициатив:
реализация мероприятий в рамках приоритетного
национального проекта «Образование» по поддержке талантливой и способной
молодежи;
поддержка объединений обучающихся в системе
дополнительного образования детей; научно-технического творчества молодежи;
развитие системы муниципальных
культурно-массовых, досуговых и спортивных мероприятий, основанных на
преемственности культурно-исторических традиций муниципального образования и
субъекта Российской Федерации;
развитие муниципальной системы мер поощрения
способной и талантливой молодежи (учреждение стипендий, грантов, премий);
стимулирование деятельности юридических и
физических лиц, оказывающих поддержку способной и талантливой молодежи;
организация проведения общемуниципальных детских
и молодежных праздников;
поддержка развития в образовательных учреждениях
объединений обучающихся («малых академий наук», студенческих научных клубов,
научных обществ обучающихся и т.д.);
развитие системы конкурсов социальных проектов
среди детей и молодежи и поддержка их реализации в муниципальном образовании,
по месту жительства, учебы и т.д.;
разработка и реализация системы мер по социально
- экономической, организационной и правовой поддержке предпринимательской
деятельности молодежи.
3. Организация работы с
детьми и молодежью по месту жительства:
создание условий для поддержки и развития сети
подростковых, молодежных клубов (центров) по месту жительства;
содействие в организации игровых и спортивных
площадок по месту жительства;
повышение квалификации работников подростковых и
молодежных клубов (центров) по месту жительства;
проведение смотров-конкурсов подростковых и
молодежных клубов (центров) по месту жительства.
4. Поддержка деятельности молодежных и детских
общественных объединений:
проведение обучения актива молодежных
общественных объединений и осуществление подготовки профессиональных кадров,
работающих в сфере молодежной политики;
организация стажировки актива молодежных
общественных объединений в органах местного самоуправления;
предоставление грантов и исполнение
муниципальных заказов молодежными и детскими общественными объединениями;
проведение семинаров, тренингов, конференций,
слетов, смен лагерей, круглых столов с участием представителей молодежных и
детских общественных объединений;
развитие форм ученического, молодежного и
студенческого самоуправления; содействие общественным формированиям (детским и
молодежным парламентам, ассамблеям, «правительствам», советам, ассоциациям и
др.), способствующим гражданскому воспитанию детей и молодежи, защите их
законных интересов, формированию правовой, политической культуры и гражданской
позиции детей и молодежи.
5. Обеспечение занятости и трудоустройства
молодежи:
создание выездных молодежных, студенческих
трудовых отрядов, в том числе международных трудовых отрядов;
организация смен лагерей труда и отдыха дневного
пребывания (круглосуточного пребывания);
организация временных
рабочих мест для трудоустройства молодежи;
организация занятости
молодых людей с ограниченными возможностями.
6. Формирование здорового образа жизни и
организация отдыха и оздоровления детей и молодежи:
развитие и поддержка массовой физической
культуры и спорта (проведение соревнований на призы: «Золотая шайба»; «Кожаный
мяч», организация соревнований «Веселые старты»; фестиваля-соревнования
«Президентские состязания», спартакиад обучающихся, работающей, сельской
молодежи, универсиад студентов, соревнований по национальным видам спорта);
сохранение и развитие инфраструктуры загородного
отдыха и оздоровления детей и молодежи;
реализация программ по организации малозатратных
форм отдыха и оздоровления детей и молодежи (смен полевых лагерей, лагерей с
дневным пребыванием на базе учреждений дополнительного образования детей по
месту жительства детей и молодежи, а также учреждений органов по делам
молодежи);
организация пропаганды здорового образа жизни
среди детей и молодежи;
организация детско-юношеского туризма и
экскурсионная работа с детьми и молодежью.
7. Профилактика безнадзорности, правонарушений и
наркозависимости, экстремистских проявлений среди детей и молодежи:
развитие межведомственной системы учреждений
социальной адаптации и реабилитации детей и молодежи группы риска;
организация антинаркотической пропаганды среди
детей и молодежи;
разработка, принятие и реализация муниципальных
(местных) программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
пропаганда здорового образа жизни,
распространение информации об опасности наркомании и токсикомании для жизни и
здоровья;
организационно-методическое обеспечение и
координация деятельности по профилактике наркомании и токсикомании среди детей
и молодежи;
участие в развитии системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации медиков, педагогов (в том числе
специалистов по работе с несовершеннолетними, употребляющими наркотические
средства), психологов, юристов, социологов, социальных работников и иных
специалистов, занимающихся профилактической работой по предупреждению
наркомании и токсикомании;
содействие общественным объединениям, иным
организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике
наркомании и токсикомании;
создание постоянных специализированных рабочих
мест для незанятой молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
организация сезонной трудовой занятости в
лагерях труда и отдыха, трудовых отрядах для детей и молодежи группы риска;
создание и развитие служб молодежных социальных
работников для осуществления воспитательного сопровождения и контроля за
поведением детей и молодежи группы риска;
развитие форм пропаганды толерантного поведения;
создание мобильных групп по работе с неформальными
молодежными объединениями асоциальной направленности.
8. Поддержка молодых семей, в том числе в
решении жилищных проблем:
мобилизация внебюджетных ресурсов для улучшения
жилищных условий молодежи;
создание самофинансируемой системы оказания
помощи молодым семьям в решении жилищных проблем;
оказание поддержки молодым семьям в улучшении
жилищных условий путем формирования системы ипотечного кредитования;
создание межведомственных структур
консультирования молодой семьи (по медико-педагогическим и правовым вопросам).
9. Информационное обеспечение работы с детьми и
молодежью:
сбор и анализ информации по всем направлениям
молодежной политики;
предоставление информации молодежи, молодежным и
детским общественным объединениям, специалистам, работающим с детьми и
молодежью;
издание информационных, методических и
исследовательских материалов для детей и молодежи;
организация теле-, радиопередач по детской и
молодежной тематике;
поддержка и развитие системы информационных
каналов (телефона «доверия», сайтов в сети Интернет, освещающих вопросы работы
с детьми и молодежью в муниципальном образовании и т.д.).
При организации и осуществлении мероприятий по
работе с детьми и молодежью необходимо создавать условия для кадрового
обеспечения этой работы, в том числе:
обеспечивать подготовку, переподготовку,
повышение квалификации кадров для работы с детьми и молодежью;
организовывать стажировку кадров для работы с
детьми и молодежью;
организовывать методическую работу по основным
направлениям, ;
создавать условия для стимулирования кадров,
работающих с детьми и молодежью, повышения престижа их труда.
По решению местных администраций и
представительных органов местного самоуправления отраслевые (функциональные)
органы местного самоуправления могут осуществлять и иные полномочия по работе с
детьми и молодежью (в т.ч. по кадровому обеспечению работы с детьми и
молодежью), участвовать в разработке и реализации муниципальных,
межмуниципальных и региональных программ по работе с детьми и молодежью.
Органы местного самоуправления организуют
осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в соответствии с
законодательством Российской Федерации в пределах ассигнований,
предусматриваемых в муниципальном (местном) бюджете на реализацию работы с
детьми и молодежью.
Финансирование организации и осуществления
мероприятий по работе с детьми и молодежью осуществляется за счет средств
муниципального (местного) бюджета, предусматриваемых отдельной строкой в его
расходной части, и средств регионального бюджета, выделяемых на реализацию
программ и проектов межрайонного уровня на территории субъекта Российской
Федерации, и внебюджетных источников в соответствии с законодательством
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Организация мероприятий по работе с детьми и
молодежью в поселениях, городских округах и муниципальных районах может
осуществляться в форме разработки и реализации комплексных муниципальных
(местных) программ по работе с детьми и молодежью и целевых муниципальных
(местных) программ, разделов в программах (подпрограммах). При разработке
данных программ (подпрограмм) рекомендуется учитывать предложения молодежных и
детских общественных объединений, иных организаций, работающих с детьми и
молодежью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всемирная
программа действий, касающаяся молодежи, обеспечивает основы политики и
практические руководящие принципы для деятельности на национальном уровне и
международной поддержки с целью улучшения положения молодых людей. Программа
действий нацелена на укрепление национального потенциала и расширение
количественных и качественных возможностей для эффективного и конструктивного
участия молодых людей в жизни общества.
В
процессе реформирования России предпринимаются попытки применить опыт
зарубежных стран к российской действительности. Появилось осознание того, что
значительно дешевле и безопаснее поддерживать эффективную социальную работу,
чем содержать огромный полицейский аппарат подавления.
Главный
аспект в социальной работе с молодежью делается не на предоставлении
необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство
снимает с себя обязательство всемирной опеки, что уменьшает материальные
затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал
посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с
молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект
воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.
Итак,
основными целями социальной работы с молодежью являются:
·
создание
системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной
целостной системы социально-психологического сопровождения человека;
·
выявление
факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и
молодежи;
·
оказание
экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой
жизненной ситуации;
·
увеличение
степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и
более эффективно разрешать возникающие проблемы;
·
достижение
такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального
работника (конечная цель).
Несмотря на создание и расширение сети
социальных служб различного профиля, сегодняшнее их количество не соответствует
объективной потребности в них. Созданные учреждения удовлетворяют запросы не
более 10 % нуждающихся в социальных услугах. Необходимо создать в социуме
условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню
социальной работы - от отдельных центров и традиционных технологий к
государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию
системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой.
Список использованных источников
1. Системный
подход в социальной работе: Методологический семинар/ Составитель - редактор
В.В. Колков. - М.: Институт социальной работы/, 1997 г.
2. Социальная
работа: теория и практика: Учебное пособие/ Отв. ред. д.и.н., Е.И. Холостова;
д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА - М, 2001. - (Серия «Высшее
образование»).
3. Социальная
служба: состояние и перспектива - М.: Изд-во СТИ МГУС, 2001 г.
4. Теория
и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Издательство «Союз», 1994 г.
(Часть 1).
5. Технологии
социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА -
М., 2001 г. - (Серия «Высшее образование»).
Приложение
Примерная структура отраслевых (функциональных)
органов местной администрации (органов по делам молодежи)
№
п
|
Численность
молодежи, проживающей на территории муниципального образования (человек)
|
Организационная
структура
|
Штатная
численность, единиц
|
Поселение
|
1
|
свыше
10 тыс.
|
Отдел
по работе с молодежью
|
3-5
|
2
|
от
5 до 10 тыс.
|
Отдел
по работе с молодежью
|
2-3
|
3
|
от
2 до 5 тыс.
|
Специалист
по работе с молодежью
|
1
|
4
|
до
2 тыс.
|
Совмещение
работы с молодежью с дополнительными функциями
|
0,5
|
Муниципальный
район
|
6
|
свыше
50 тыс.
|
Отдел
по работе с молодежью
|
3-5
|
7
|
от
10 до 50 тыс.
|
Отдел
по работе с молодежью
|
3
|
8
|
от
3 до 10 тыс.
|
Отдел
по работе с молодежью
|
2
|
9
|
до
3 тыс.
|
Специалист
по работе с молодежью
|
1
|
Городской
округ
|
|
свыше
50 тыс.
|
3-5
|
|
от
10 до 50 тыс.
|
Отдел
по работе с молодежью
|
2-3
|