Понимание сущности Бога в книге Арли Хувера "Письма агностику в защиту христианства"
Данная книга Арли
Хувера «Письма агностику в защиту христианства» являет собой
философско-богословское послание тому человеку, который еще не определил для
себя: есть Бог или нет. С первых строк этой книги автор с уважением обращается
к читающему, обращаясь к нему «дорогой и почтенный агнос», что само по себе располагает
к комфортному прочтению и не ущемляет прав и достоинства того кому эта книга
адресована. Книга разделена на небольшие главы и пункты в которых,
последовательно и непринужденно автор подводит читателя к первой его задаче доказательства
невозможности догматического атеизма. И это ему удается потому, что приводится
пример который под силу понять даже школьник. Автор обращается и к верующим
убеждая их, что христиане так же нуждаются в философии. Они нуждаются в логике,
то есть в здравом мышлении, в правильном рассуждении. Если отделить логическое
рассуждение от веры, то это только повредит христианскому богословию.
Заниматься философией нам было предназначено Христом, Вечным «Логосом» (Словом),
Который не позволяет нам молчать, а приказывает нам быть Его свидетелями всему
миру: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне
свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли»
(Деян.1:8). Некоторые христиане, как и многие неверующие, считают, что Библия
выступает против рассуждения, что христианство рекомендует слепую веру. На это
автор отвечает словами апостола Петра: «Будьте всегда готовы всякому,
требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и
благоговением»(1Петр. 3.15). Греческое слово, соответствующее русскому слову
«ответ», - это apologia,
«апология» или «апологетика» - это философско-богословская наука находящая и
дающая ответ на волнующие человека вопросы о существовании Бога. По крайней
мере в начале книги нам предоставляются неопровержимые доказательства
несостоятельности атеизма как явления в целом. Мне самому стало понятно, что на
земле не было, нет и не будет ни одного атеиста потому, что это не возможно!
Раньше я об этом и не задумывался. В этом мне помогла «апологетика»,
рассуждение. Сейчас, когда какому-нибудь «атеисту» нужны доказательства
несостоятельности его «веры», я использую метод и пример автора. Действует!
Человек задумывается и начинает мыслить, а затем и соглашается с приведенным
примером. Правда, нужно отметить, что по мере продвижения агноса в глубь книги
ему нужно становиться «образованным агносом», так как автор начинает
аппелировать философско-научными терминами, что не может не сказаться на
понимании материала и трактовки автором всякого рода тезисов античных и
современных философов и богословов. «Человек уникален как и его Создатель» -
утверждает автор. Очень сильным фактом в доказательствах является применение
автором антропологического аргумента, то есть аргумента основанного на
человеке. Хотя если честно сказать человек сам себя еще не понял, и вряд ли
когда поймет без Бога и без понимания Его сущности. Об этом, автор в заключении
исследования данного аргумента, уместно применяет высказывание Августина Блаженного:
«Средство, которым дух соединен с телом, непонятно человеку, но в этом-то и
сама суть человека». Читая эту книгу нельзя не заметить как автор искусно
владеет знанием мест Писания, формами дедуктивного и индуктивного методов
исследования и доказательств, и прекрасно применяет их на практике. Чтобы
выстроить защиту христианства, Арли включает сюда исторические факты и
доказывает, что в Библии они отражены в полной мере и с достаточной точностью.
Он приводит примеры не вызывающие сомнений, доказывающие подлинность
исторических моментов зафиксированных в Библии, ранее подвергавшихся сомнению и
высмеиванию. Это относится к отрицанию критиками древности второй заповеди: «Не
делай себе кумира…» (Исх.20:4). Приведя материалы раскопок Гуго Винклера 1906
года он доказывает существование малых народов (как хурияне, хореи, евеи и
т.д.), о чем были также сомнения, и многие другие неясности раскрыты и по моему
мнению доказаны. Хотя человек часто сомневается даже в самим собой доказанной
истине, можно сказать, что настоящую правду мы узнаем когда войдем в Небесный
Град приготовленный нам Господом. Об этом так же говорится в этом труде. Особенно
важную роль богослов уделил описанию и утверждению чудес сотворенных Богом в
Ветхом, и Христом в Новом Заветах. Он тонко подмечает, что чудеса Христа
последовательны. Имеется в виду то, что качество описываемой cилы
Христа не менялось на протяжении 3 трех лет Его служения. Но дать им какое-то
естественное объяснение – невозможно. Автор делает вывод, что чудеса Христос
совершал из альтруизма. И классифицирует их как вспомогательные,
благотворительные, восстановительные, целительные и лечебные. Разъяснений
Христовых чудес нет кроме того, как в иудейском Талмуде, где Его чудеса объясняются
магией и использованием таинственных формул. Вот над этим утверждением на наш
взгляд автору нужно еще поработать и доказать, что это не так. Не важно как
называются чудеса Христа - магия или формула, это всего лишь человеческая
аббревиатура значения cлов.
Главное показать, что Христос творил чудеса не так как чародеи и волшебники, но
как Создатель все и вся. Короче говоря в апологетике еще есть много работы. Она
всегда была потому, что так устроен человек. Ему все время нужно что-то
доказывать и рассказывать о Боге и Христе, в то время когда другой человек ищет
эти доказательства, находит их и старается чтобы первый понял. В этом
заключается назначение апологетики как богословской науки, и в этом заключается
содержание данной книги. В начале я говорил, что автор прибегает к
использованию философских и научных терминов, и как бы намекал, что данная
книга тяжеловата для усвоения человеком среднего уровня образования, что можно
было бы написать и попроще. К завершению своего скромного труда я понял, что по
другому и нельзя объяснить всю сложность и в тоже время простоту Бога. В двух
словах и на двух пальцах Его не объяснишь. Сложность заключается в природе и
сущности Его, а простота – в Его Любви к человеку, заботе о своем творении.
Жалко, что не все люди это понимают или не хотят понимать. Арли кажется все
сделал в своей книге, чтобы показать этому человеку, этому агностику, что и его
Бог тоже любит и желает взаимной любви. Да и нам христианам нужно учиться
понять Господа. Когда знаешь, что любит твой господин и знаешь его характер,
тогда проще ему угодить. Для этого и дана нам жизнь на земле, чтобы узнать
поближе Бога. Чтобы здесь на земле освятиться и очиститься, «Ибо ничто нечистое
не войдет…» в обитель Отца Небесного. Закончить хочется словами Арли Хувера,
которыми он заканчивает и свою книгу: «…мне нечего более говорить, всякий разговор
должен теперь прекратиться, умереть в молчании решения, Вашего решения, ибо
всякое решение делается в молчании».