Мифы Древнего Египта
РЕФЕРАТ
по
теме:
«Мифы Древнего Египта»
Оглавление
Введение
1.Борьба двух начал в египетских мифах
2.Культ зверобогов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Известно, что можно выделить два
типа трансляции культуры в обществе: традиционный и современный. Традиционное
общество - общество допромышленное, т.е. древнее и средневековое, общество, в
котором господствуют обычаи и традиции прошлого. Передача опыта из поколения в
поколение в традиционном обществе происходит в форме передачи традиций,
обычаев, то есть целостных, нерасчлененных «блоков» деятельности,
воспроизводимых в неизменном виде в определенной ситуации. Индивид должен
усвоить определенную последовательность действий, унаследованных от предков:
как пахать, сеять, убирать урожай, изготовить необходимые орудия труда,
строить, лечить и т.д. Тем самым он обретает различные навыки и умения,
практическое «знание», которое может быть в той или иной степени осознанным и
вербализованным, выраженным в словах и понятиях. Современная культура, в том
числе и философия, была создана не на пустом месте, она впитала в себя элементы
предшествующих форм мировоззрения.
Актуальность настоящей работы
определяется необходимостью рассмотреть процесс становления человеческой
культуры от самых ее истоков, что будет способствовать более глубокому
пониманию общечеловеческих проблем, рассматриваемых философией. Древний Египет
до сих пор привлекает людей загадками своих памятников, своего языка и своей
мифологией.
Цель настоящей работы - понять, как
и почему возникают мифологические представления и каковы особенности
мифологического мировоззрения в Древнем Египте.
В соответствии с поставленной целью,
можно выделить две задачи, которые необходимо решить в ходе данного
исследования:
ü рассмотреть дуализм
как часть мифологической системы Древнего Египта;
ü описать культ
древнеегипетских зверобогов, как наиболее характерное явление древнеегипетской
мифологии.
Реферат состоит из 5 разделов. В
первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются
особенности мифологического дуализма, характерного для мировоззрения Древнего
Египта, в третьем дается обзор природных культов, связанных с обожествлением
животных, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом
указаны первоисточники по теме работы.
1. Борьба двух начал в
египетских мифах
Для мышления древних египтян
характерен дуализм в понимании мира, сводящем целое к единству и борьбе двух
начал, которые отражаются и в двойственном характере царской власти, и в
противопоставлении черной земли и белого песка пустыни, Верхнего и Нижнего
Египта. Это мышление подчиняется двум принципам магического мироощущения, ибо
исходит из того, что между предметом и его определением имеется взаимосвязь, а
именно: слова воплощают предметы и явления - отсюда значение игры слов в
историях о сотворении мира, - а речь упорядочивает их.
Вместе с тем слова богов
(иероглифическая система письма, составленная из картинок, срисованных с
натуры, возникшая одновременно с графическим искусством Древнего Египта)
представляли собой отражение реальности. Изображение живого существа,
непременно сопровождающееся его именем, становится как бы сдвоенным.
Именно в рамках этого мироощущения
функционирует своеобразная картина мироздания: бесконечная водная пучина
окружает твердь мироздания; на Земле эти воды принимают форму морей, они
наполняют небесный свод, по которому прокладывают свой путь звезды, они питают
русло подземной реки (по ночам солнце плавает по ней с запада на восток) и
каждый год заново омывают землю, разливаясь по ней паводком Нила.
Этот океан, этот мир тьмы заполняет
собой все пространство Вселенной до тех пор, пока солнце, Атум-Ра, не
поднимется над ней, оттеснив назад густой мрак. С высоты своего положения бог
дал форму окружающему миру, вдохнул в него воздух, свет и жизнь, вступив в бой
с силами бездны. Потом он создал богов и людей, животных и растения. Но это
было лишь начало.
Каждый вечер бог солнца становился
стариком: каждое утро, вновь помолодевший, омытый в водах вечности, он снова
создавал мир и вступал в схватку, но каждый день огромный змей Апоп гнал солнце
к закату. Человечество восстало, заставив Ра подняться в небо но он продолжал
охранять порядок, маат, им установленный и ставший его жизнью. И вот всем живым
существам приходится стареть и вновь становиться молодыми, здесь, на земле,
подобно солнцу, подчиняясь бесконечному круговращению жизни, пока их не
коснется перст смерти и они не войдут, как Осирис, в застывшее царство мертвых.
Когда же и Атум вернется к своему изначальному покою, время и пространство
перестанут существовать.
Несколько разных мифов и толкований
каждый по-своему рассказывают об одном, едином для всех творце. Согласно
главенствующему учению, зародившемуся в Гелиополе, именно Атум-Ра указал каждой
вещи ее место, однако жрецы Мемфиса утверждали, что первым появился Птах
(Земля), который создал небо и пустил по нему солнце. Мудрецы говорили, что он
выносил идею сотворения мира в своем сердце (а сердце - «седалище мысли») и дал
ей жизнь движением языка (своим животворящим словом).
Такова версия французского ученого
Ж. Юайотта. Однако существует и другой сюжет, когда «...люди перестали почитать
бога-царя и даже «замыслили против него злые дела». Тогда Ра собрал совет
старейших богов во главе с прародителем Нуном (или Атумом), на котором было
решено наказать людей. На них напустили солнечное око, любимую дочь Ра,
называемую в мифе Сехмет или Хатор. Богиня в образе львицы стала убивать и
пожирать людей, их истребление приняло такие размеры, что Ра решил остановить
ее. Однако богиня, разъяренная вкусом крови, не унималась... Тогда ее хитростью
напоили красным пивом, и она, опьянев, уснула и забыла о мести. Ра же...
продолжал править миром...» [8, с.424].
Во времена фараонов деление всего
сущего на мужское и женское начало считалось неотъемлемой чертой жизни. Творец
создал две божественные четы, олицетворяющие физическое устройство мира: это -
воздух и свет-огонь, земля и небо. Боги следующего поколения, стоящие ближе к
человеку, сами во многом напоминают людей своей борьбой за власть и смертью.
Убитый Сетом Осирис с помощью Исиды и Нефтиды обрел новую жизнь,
восторжествовал над смертью и стал победителем царства мертвых.
Его сын Гор, рожденный после смерти
отца, стал властелином Земли, победив родного дядю Сета, который хотя и был
вечным «нарушителем спокойствия», но в те времена еще не отождествлялся с
высшей силой зла и был неоднозначной фигурой. Его божественная ярость настигала
с неотвратимостью судьбы, заставляя живых поворачиваться навстречу вечности, и
помогала Ра и фараону одерживать верх над иноземцами и змеем бездны. О Сете
рождались различные легенды. Так, в одной из них Гор и Сет делили между собой
власть над Темной и Красной землями, в другой - Сет стал властелином Юга, а Гор
- Севера (неразрывно связанных между собой). Но чаще всего Гор представал
изгоняющим Сета и воцаряющимся над теперь уже навсегда упорядоченным миром.
Все эти идеи и образы служили
основой обожествления власти фараона. Литература отождествляет фараона с Гором
- правит он землею так, как бог правит небом, фараон является тем, который
находится под покровительством двух богинь, охраняющих его власть, является
владыкой Верхнего и Нижнего Египта, Золотым Гором, а также Гором - победителем
бога Сета. Фараон, как наследник создателя и владыки мира (в конце Древнего
царства), обладает властью над целым космосом. Именно этот монументальный
аспект древнеегипетской власти выражается в статуях фараонов раннего периода, и
прежде всего в величайшем шедевре среди них - пирамиде Хефрена. Властный,
невозмутимый, с глазами, устремленными в далекий горизонт, где царствует его
отец Ра, фараон собственной особой сохраняет равновесие мира, которому каждый
момент грозит возврат хаос.
Вывод:
Характерной чертой мифов Древнего
Египта является дуализм, предполагающий извечную борьбу добра и зла, черного и
белого. Победа доброго начала символизирует вечное торжество жизни,
доминирование благого в жизни, но также и отражает цикличность, круговорот
явлений природы и социальной жизни.
2. Культ зверобогов
Еще одной особенностью
древнеегипетской религии является огромное значение, которое играл в ней культ
живой природы. Многочисленные животные и растения почитались и сами по себе и
как воплощения различных богов. Почитание крокодила, считавшегося воплощением
бога Себека, было распространено более чем в двадцати районах Верхнего и
Нижнего Египта; многие имена, и даже имена фараонов, звучали как Себекмесаф
(«Себек защита его») и Себекхотеп («Себек доволен»). Культ крокодила принимал
часто весьма экзотические для человека другой культуры формы. Ниже мы приведем
описание греческим географом Страбоном процедуры кормления животного, увиденной
им при посещении храма Себека в городе Арсиное: «Кормят животное хлебом, мясом
и вином; эту пищу всегда приносят с собой чужеземцы, которые приходят созерцать
священное животное. Наш хозяин, одно из должностных лиц, который посвящал нас
там в мистерии, пришел вместе с нами к озеру, захватив от обеда какую-то
лепешку, жареного мяса и кувшин с вином, смешанным с медом. Мы застали
крокодила лежащим на берегу озера. Когда жрецы подошли к животному, то один из
них открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку, затем мясо, а потом влил
медовую смесь. Тогда животное прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег. Но
когда подошел другой чужеземец, тоже неся с собой приношение из начатков
плодов, то жрецы взяли от него дары; затем они направились бегом вокруг озера
и, найдя крокодила, подобным же образом отдали животному принесенную пищу.»
Культ крокодила был далеко не
единственным в Египте. Тем же Страбоном описывается и мемфисский Серапиум -
грандиозный некрополь, в котором позднее при раскопках было обнаружено 64 мумии
быков Аписов, причем рядом, на специальных стеллах, с точностью до одного дня
царствования того или иного фараона указывались даты рождения и смерти каждого
быка, а также начало выполнения им ритуальных функций. В некоторых текстах Апис
представлен как ба бога Пта, а в некоторых - как посредник, через которого бог
выражал свою волю. Аналогичным посредником для Ра служил в Гелиополе бык
Мневис, а в Гермонте для бога Монту - бык Бухис. Сокол (или ястреб) почитался
по всему Египту как воплощение бога Гора, но мог отождествляться также и с
другими богами, например с Монту. Богиня Мути, жена бога Амона, видилась
египтянам в образе коршуна, а бог мудрости Тот - в образе ибиса. Баран считался
в разных местах воплощением бога Хнума, но и фиванского бога Амона изображали
иногда бараном с загнутыми вниз рогами. Более шестидесяти богов и богинь
изображалось в облике льва. Наиболее известной из них является, наверное,
мемфисская богиня Сехмет. Почитались и имели божественные прообразы также
кошки, змеи, шакалы, различные рыбы и т.д.
В этом неуемном почитании всех и вся
мы можем выделить два взаимодополняющих аспекта. Во-первых, наличие множества
священных животных, культ которых принимал часто весьма экзотические формы.
Во-вторых, сохранение большинством богов зооморфного облика или формы, в
которой соединены человеческое и животное начала (например, Гор представлялся
как человек с головой сокола). Попытаемся связать эти факты между собой.
Наиболее расхожее их объяснение
отсылает к термину «тотемизм», который выражает идею покровительства отдельных
животных определенному племени, связанному обычно с ними единством
происхождения. Концепция тотемизма была очень популярна в конце прошлого -
начале нынешнего века. Некоторые крупные ученые (например, французский социолог
Э. Дюркгейм) видели в тотемизме зародыш всех остальных форм религиозного
восприятия мира. Однако дальнейшие исследования показали, что подобные
представления являются научным мифом. Под именем «тотемизм» в таких
исследованиях были объединены разнородные явления, почти никогда не
встречающиеся вместе: называние отдельных племен именами животных; культовые
запреты, связанные с животными и их религиозное почитание; признание некоторыми
племенами общности своего происхождения с определенными видами животных.
Соответственно и при анализе зооморфных представлений древнеегипетской религии
слово «тотемизм» тоже мало что объясняет.
Образуемые древними египтянами
комплексы чрезвычайно сложны и разветвленны. Легко возникающий религиозный
синкретизм, приводящий к отождествлению различных богов или объявлению одного
бога частью другого, а также столь длительное сохранение зооморфных представлений
являются частным проявлением комплексного мышления, в котором мы узнаем
наследие первобытной культуры. Для разрушения подобных комплексов, для
отделения друг от друга различных их составляющих необходим рост рефлексии,
вызываемый, в свою очередь, появлением сложных социально-политических структур,
становящихся предметом осознания. В Египте, как мы уже неоднократно отмечали,
этого осознания не произошло.
Вывод:
Египетская религия начиналась с
обожествления природных стихий, животных и растений, окружавших каждый ном, и
возникновения множества маленьких пантеонов весьма аморфной структуры. Затем,
по мере формирования единого государства, происходила «социализация» богов, они
наделялись новыми для себя властными полномочиями в социуме, и одновременно
маленькие пантеоны образовали один большой пантеон, впрочем, не менее аморфный.
Заключение
Мир древнего человека делится на
качественно различные сферы: верх - низ, правое - левое и т.д. В
противоположность этому, с точки зрения современной науки, пространство
однородно, равно самому себе в каждой его части. Совершенно
несущественно, совершается какое-то событие на севере или на юге, справа или
слева от нас. Везде действуют одни и те же законы, открытые наукой. Современная
наука, собственно, начинается с идеи однородности пространства, доказательства
того, что повсюду в мире действуют одни и те же силы и в этом плане «небо»
ничем не отличается от земли.
Египетская религия характеризуется
длительным сохранением зооморфных представлений, что является частным
проявлением комплексного мышления, в котором мы узнаем наследие первобытной
культуры. Для разрушения подобных комплексов, для отделения друг от друга
различных их составляющих необходим рост рефлексии, вызываемый, в свою очередь,
появлением сложных социально-политических структур, становящихся предметом
осознания. В Египте, как мы уже неоднократно отмечали, этого осознания не
произошло.
Список использованной
литературы
1. Асман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. -
М.: Присцельс, 1999.
2. В преддверии философии. Духовные искания древнего
человека. - - М., 1984.
3. Великовский П. Народы мира. - Ростов-на-Дону: Феникс,
1997.
4. Всемирная галерея: Древний Восток. - СПб.: Греция, 1994.
5. Жак К. Египет великих фараонов: история и легенда. - - М.,
1992.
6. Иллюстрированная история религий. Т.1. - М.: Изд-во
Валаамского монастыря, 1992. Китай, Египет, Вавилон.
7. История Древнего Востока. Учебник. - М.: Высшая школа, 1998
8. Рубинштейн Р.И. Египетская мифология // Мифы народов мира.
М., 1991. Т. 1. С. 424.