Психофизиологические особенности подросткового возраста
Контрольная
работа на тему:
Психофизиологические
особенности подросткового возраста
Содержание
Введение
I) 1.1 Особенности подросткового возраста, границы, этапы
развития
1.2 Половое созревание, как важнейший фактор развития
подростка
1.3 Физические и социопсихологические особенности
подросткового возраста
II) 2.1 Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте
2.2 Внешний вид подростка
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Для развития человека
важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в
психологии. Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов,
представляющий собой период становления личности. Главное содержание
подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все
стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются
новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного
поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и
определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Для
переходного возраста характерна переориентация подростка с родителями,
учителями и вообще старших ровесников, более или менее равных себе по
положению. Подросткам свойственно тяготение к группированию со сверстниками,
где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия.
Каждый
возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои
особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый
возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом
физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее
второе рождение.
I) 1.1 Особенности
подросткового возраста, границы, этапы развития
Подростковый
возраст - это тот период жизни, когда у человека формируются нормы и способы
построения общения. И помогает этому общественно полезная деятельность в любых
ее формах: производственно-трудовой, художественной,
общественно-организационной, спортивной, учебной, - а главное, свободный
переход от одной ее формы к другой. Однако приходится признать, что
организация школьной жизни не удовлетворяет пока требованиям этой ведущей
деятельности подросткового возраста. Поэтому именно в данном направлении
необходимо совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Это тем более важно,
поскольку основные психологические новообразования подростков - сознательная
регуляция своих дел и поступков, умение учитывать чувства, интересы, желания и
характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения
- формируются в развитых формах общественно полезной деятельности.
Становление
психологического механизма, позволяющего учитывать интересы другого человека,
происходит именно у подростков. Поэтому от характера и организации их
общественно полезной деятельности на этом этапе жизни во многом зависит
богатство форм и способов человеческого общения, их нравственного поведения в
будущем.
Подростковый
возраст - пора жизни, когда особенно волнуют общечеловеческие проблемы и
ценности, начинает складываться моральное сознание, намечаются общие контуры
жизненной позиции. Но для окончательного ее определения у подростка нет еще
необходимого гражданского опыта, четкой ориентации в социальных отношениях. У
старшеклассников уже есть для этого все предпосылки - их возраст внутренне
связан с построением жизненных планов, с определением дальнейшего пути. Не
случайно основным психологическим новообразованием старшего школьника является самосознание.
У
индивида, прошедшего все периоды становления личности, возникают и закрепляются
качества, лежащие в основе его мировоззрения и нравственности и необходимые для
последующей активной производственной и гражданской деятельности.
Граница
подросткового возраста в медицинской, педагогической, психологической,
социологической и юридической литературе понимаются по-разному: то как 11 —14
лет, то как 14—18 лет, то как 12—20 лет и т. д. С позиций подростковой
психиатрии, к этому возрасту наиболее рационально относить весь период полового
созревания — от его первых признаков до наступления полной зрелости. С
последней в настоящее время в большинстве стран совпадает возраст юридической
самостоятельности — 18 лет.
1.2
Половое созревание, как важнейший фактор развития подростка
Половое
созревание занимает особое место в развитии ребенка. Наступление полового
созревания совпадает с подростковым возрастом и является его отличительной
чертой. Созревание репродуктивной системы достигает уровня взрослого человека к
семнадцати-восемнадцати годам. Существует определенная связь между гормональной
активностью половых желез и физическим и половым развитием подростков. Так,
ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте. У мальчиков
наиболее интенсивный рост происходит в тринадцать–пятнадцать лет, у девочек – в
одиннадцать–тринадцать. Девочки начинают обгонять мальчиков в росте примерно с
десяти лет. После тринадцати-четырнадцати лет, с наступлением первой
менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики начинают вновь
обгонять их. Нарастание веса также имеет определенные закономерности: до
одиннадцати лет вес девочек и мальчиков примерно одинаков: с одиннадцати до
четырнадцати лет вес девочек превышает вес мальчиков, но к шестнадцати годам
вес юношей значительно превосходит вес их сверстниц. Уровень полового
созревания отражает состояние нейро-эндокринных механизмов регуляции организма
в целом и является одним из главных показателей зрелости репродуктивной
системы. У некоторых подростков ростовой скачок и наступление полового
созревания происходят раньше или позже, чем у большинства сверстников. В таких
случаях принято говорить о несовпадении биологического и паспортного возраста,
общей задержке или ускорении полового и физического развития. Эти особенности
следует учитывать при построении учебных программ.
У части
подростков в начальный период полового созревания также возникают проблемы с
запоминанием больших объемов информации. В этот период идет становление половой
идентичности, сексуальной роли. Это очень важное обстоятельство, т.к. половое
созревание - это стержень, вокруг которого структурируется самосознание
подростка . Подросток начинает осознавать себя не ребенком, а в большей степени
взрослым, как бы примеряет на себя взрослые роли, которые ему не дают сыграть.
Поэтому подростку часто кажется, что его не понимают, что приводит к
психологическим и социальным конфликтам, выходом из которых для подростка может
стать поиск среды, в которой "понимают".
1.3
Физические и социопсихологические особенности подросткового возраста
Подростковый
возраст как переходный период.
Подростковый
период жизни составляет переходный этап между детством с его полной зависимостью
от старших и невозможностью просуществовать без них и взрослым возрастом с его
способностью к самостоятельной жизни, воспроизведению и воспитанию потомства. Подростковый
возраст называют также пубертатным периодом, так как он охватывает процесс полового
созревания от его первых признаков до полного завершения. Переходным
подростковый возраст является также в социопсихологическом отношении. Именно на
этот период падает формирование характера, т. е. основы личности. В это же время
выявляются и закладываются некоторые другие личностные компоненты —
способности, наклонности, интересы, значительная часть социальных отношений.
Этот возраст неслучайно называют "трудным". Становление характера, переход
от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности - все это обнажает и
заостряет слабые стороны личности, делает ее особенно уязвимой и податливой неблагоприятным
влияниям среды.
Подростковый
комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и
обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств,
выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей
внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и
безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою
уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с
развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной
независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и
распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное
фантазирование - с сухим мудрствованием.
С моей
точки зрения, суть подросткового комплекса составляют свойственные этому
возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели,
специфически-подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей
социальной среды. К ним относятся реакции эмансипации, группирования со
сверстниками, реакция увлечения (хобби-реакция) и реакции, обусловленные
формирующимся сексуальным влечением.
II) 2.1
Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте
Эти
реакции у детей были описаны рядом французских психиатров - G. Heuyer, J. Dublineau, H. Joli, L. Michaux. В нашей стране Г.Е.Сухарева (1959), О.В.Кербиков
(1961) и В.В.Ковалев (1973) использовали их для понимания нарушений поведения в
детском возрасте. В определенной мере эти детские реакции сохраняют свою роль у
подростков. К этим реакциям относятся следующие: реакция отказа, реакция
оппозиции, реакция имитации, отрицательная имитация, реакция компенсации, реакция
гиперкомпенсации.
2.2
Внешний вид подростка, душевное состояние подростка
Внешний вид
подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний
облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить
вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него
появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и
причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов,
выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Родителей не
устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А
подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не
отличаться от сверстников.
Внутренне
происходит следующее:
У подростка
появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к
себе как к взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему,
как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует
больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не
желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том,
что контроль и помощь отвергаются. Ведущей деятельностью в этом возрасте является
коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает
необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о
нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной
группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе,
те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на
его поведенческие мотивы. Более всего особенности личностного развития
подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о
закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять "на все
100", как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В
друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в
самопонимании. Практически, друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще
всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей
(правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим
недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается.
А вместе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный
характер: с одной стороны - потребность в единственно-преданном друге, с другой
- частая смена друзей.
Заключение
Я считаю, что
тема "Психофизиологические особенности подросткового возраста" играет
очень важную роль в наше непростое время. Эта тема до сих пор подвергается
тщательному изучению, потому что родители, учителя часто сталкиваются с
проблемами подросткового возраста, нужно уметь их правильно решать, находить
подход к ребенку, а также учиться находить выход из любой ситуации
Подростковый
возраст – время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период
сравнительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. В это
время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребенка,
играющие исключительно важную роль в формировании личности человека. Для
данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей
значимой подростковой среде. Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное
прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием
ответственности.
Учебная
деятельность и школа перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей
деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. В
подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной
деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.
Для
подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную
личность, самоисследование и самоанализ.
Подросток
пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники). В этот период
происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных
отношений, позволяющий глубже понять других и себя. Подростковый период - это
настолько интенсивный этап изменений в жизни ребёнка, что он поглощает его
целиком.
Список
использованной литературы
1) Абрамова Г.С. Возрастная
психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – Екатеринбург.: Деловая
книга, 2002 г., - 704 с. : Изд. 3-е, исп. и доп.
2) Давыдов В.В. Психологический
словарь. Педагогика, 1983. – 448с.
3) Дубровина И.В., Прихожан А.М.,
Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие
для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия",
2001. – 368с.
4) Личко А.Е. Подростковая
психиатрия. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1985. – 416с, 2 л. ил.
5) А.А. Реан. Психология человека от
рождения до смерти. – СПБ.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 656с.
6) Столяренко Л.Д. Основы психологии.
Ростов н/Д. Издательство "Феникс", 1997 г. – 736 с.