Психолого-педагогический анализ проблемы внимания в младшем школьном возрасте
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по психологии
Психолого-педагогический
анализ проблемы внимания в младшем школьном возрасте
специальность 050709 Преподавание в начальных классах
2008
Содержание
Введение
1. Внимание как психический феномен
1.1 Физиологические основы внимания
1.2 Функции внимания
1.3 Свойства внимания
1.4 Виды внимания
2. Особенности внимания младших школьников
3. Трудности в обучении и развитие
внимания младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Проблема школьной
успеваемости во все времена была одной из центральных в педагогической науке.
Количество слабоуспевающих и неуспевающих школьников не уменьшается и сегодня.
Это относится к разным уровням школьного обучения - к начальному звену, к
средним и старшим классам.
Спектр причин неуспеваемости,
описанный в научной литературе, обширен. Его можно разделить на две группы:
познавательные и личностные. Личностные - это неудовлетворённость ребёнка
процессом обучения; низкая учебная мотивация; несамостоятельность при
выполнении им учебных заданий, нарушения школьной социализации, выражающееся в
ограничении круга доступных форм межличностного общения. Среди возможных причин
слабой успеваемости обязательно называются и особенности развития
познавательной сферы детей – восприятия, внимания, памяти, мышления, речи,
воображения.
Внимание среди
познавательных процессов занимает особенное место, поскольку оно не имеет
собственного содержания, а обслуживает другие психические процессы. Внимание во
многом определяет успешность их функционирования. От уровня развития свойств
внимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и от
уровня сформированности произвольного внимания, по-видимому, во многом зависит
и успешность учебной деятельности в целом.
Изучать особенности
внимания младшего школьника и их влияние на успешность учебной деятельности в
настоящее время важно ещё и потому, что сегодня резко возросло количество
гиперактивных детей (детей с синдромом дефицита внимания).
Цель работы заключается в изучении особенностей
развития внимания слабоуспевающих младших школьников.
Задачи исследования: Дать характеристику внимания как психического
феномена.
1.
Описать
особенности внимания младших школьников.
2.
Раскрыть влияние
уровня развития и характеристик познавательных процессов (внимания прежде
всего) на появление трудностей в обучении.
3.
Провести
эмпирическое исследование особенностей внимание слабоуспевающих младших
школьников.
Объект
исследования:
процесс развития внимания у младших школьников.
Предмет
исследования:
особенности развития
внимания слабоуспевающих младших школьников.
Научно-практическая
значимость исследования заключается
в выявлении особенностей развития внимания слабоуспевающих младших школьников.
Для решения поставленных
задач мы используем следующие методы работы: анализ научной литературы по
проблеме исследования, обобщение и систематизацию полученной информации.
Работа состоит из введения, основной
части, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении
показана актуальность исследования, определены цели и задачи, объект и предмет
исследования, обозначена проблема исследования. В основной части предлагается
теоретический анализ проблемы развития внимания в младшем школьном возрасте.
Список литературы составляет 20 источников.
1. Внимание как
психический феномен
…Внимание есть именно
та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из
внешнего мира. К.Д. Ушинский [8,141]
«Одной из самых
характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь
под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем
лишь самую малую, ничтожную их часть» [19,14].
Психическую жизнь
личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и
явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и
образов представляемого будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новые
и новые ручейки, порожденные нашей деятельностью в окружающем мире, общением с
другими людьми, изменением в собственном психическом и физическом состоянии.
Почему же наша психическая деятельность не превращается в половодье, а течет по
определенному руслу, удерживается на том или ином направлении? Эта
упорядоченность достигается благодаря особому свойству психики, которое
называется вниманием.
Внимание обычно не
считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато
оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый
познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего
особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно
есть сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в
которой они выступают как деятельность, направленная на объект.
Нельзя быть внимательным
вообще, внимание всегда проявляется в определенных, конкретных психических
процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, т.е. когда повышена
активность познавательной деятельности в процессе познания или отражения
объективной реальности. Внимание – это в первую очередь динамическая
характеристика протекания познавательной деятельности, оно выражает
преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на
котором она сосредоточена. Внимание – это избирательная направленность на тот
или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на
объект познавательную деятельность. Под направленностью следует понимать,
прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный
или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается
также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно
только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать
этот выбор, сохранить его. Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также
сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед
человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет
его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным будет его
внимание. В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего
постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше
замечаем все окружающее.
Таким образом, при
внимательном отношении к какому-либо предмету он (предмет) оказывается в центре
нашего сознания, все остальное в этот момент воспринимается слабо, оказывается,
образно говоря, на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение
становиться ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до
тех пор, пока не завершиться деятельность, пока не будет достигнута
цель.Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов
деятельности человека. Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. По
мере того, как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает
относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принимает
новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности
и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на
предмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижный
внешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд,
зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании,
связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит
неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор
человека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой,
а деятельность, только не внешняя, а внутренняя. Внимание – это внутренняя
деятельность под покровом внешнего покоя.
Внимание к объекту,
будучи предпосылкой, для направленности на него действия, является вместе с тем
и результатом какой-то деятельности. Лишь совершая мысленно, какую-либо
деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем
своего внимания. Внимание – это связь сознания с объектом более или менее
тесная, цепная, в действии, в действительности она и крепиться.
Внимание обычно выражено
в мимике, позе, движениях. Внимательного слушателя легко отличить от
невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на
мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об
интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания внешнего.
Следует отметить также, что в некоторых случаях, когда человек проявляет
повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о
моторном внимании. Все это говорит о том, что внимание не имеет своего
собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других
познавательных процессов. Такие интересные и противоречивые свойства внимания
привлекли к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли
происхождение и сущность. Н.Н.Ланге выделил следующие основные подходы к
проблеме природы внимания [4,23].
1. Внимание
как результат двигательного приспособления: Приверженцы этого подхода
исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного
предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно
движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.
2.
Внимание как результат ограниченности объема сознания: Не
объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И.
Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют
или подавляют менее интенсивные.
3.
Внимание как результат эмоции: Эта теория, особенно блестяще
развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость
внимания от интересности представления. Так, Дж. Миль указывал: «Иметь приятное
или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же».
4.
Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного
опыта индивида.
5.
Внимание как особая активная способность духа. Некоторые
психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичную
и активную способность, происхождение которой необъяснимо.
6. Внимание
как усиление нервного раздражителя. Согласно данной гипотезе внимание
обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.
7. Теория
нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания -
преобладание одного представления над другими — тем, что лежащий в основе первого
физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические
процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего
является факт особой концентрации сознания.
Среди
современных отечественных психологов оригинальную трактовку внимания предложил
П. Я. Гальперин. [3,53.]
Основные
положения его концепции можно свести к следующим:
—
внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской
деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на
содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в
психике человека;
—
по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом
действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта
последняя и представлена вниманием как таковым;
— в
отличие от действий, направленных на производство определенного продукта,
деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата;
— с
точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные
акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом
формирования новых умственных действий.
Вполне
очевидно, что указанные теории опираются на реальные факты, однако,
абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления.
Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств. В
настоящее время общепринято следующее определение.
Внимание - это
направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном
объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или
двигательной активности индивида.
Таким образом,
внимание не только создает наилучшие условия для психической деятельности, но и
несет сторожевую службу, помогая человеку своевременно реагировать на различные
изменения в окружающей среде и в собственном организме.
1.1 Физиологические основы внимания
Внимание представляет
собой сложное психическое явление. Столь сложное явление может быть объяснено
только на основе широко действующих физиологических закономерностей. Для
понимания физиологических основ внимания большое значение имеют работы русских
физиологов И.П.Павлова и А.А.Ухтомского.
И.П.Павлов указывал, что
раздражители, сигналы, поступающие в мозг, вызывают
ориентировочно-исследовательскую реакцию, рефлекс «что такое?». Организм готов
к неожиданностям, готов ответить на новые обстоятельства той или иной формой
поведения. Говоря психологическим языком, человек становятся внимательными к
тому, от кого можно ожидать каких-то «сюрпризов». Потом придет оценка важности
наступившего события, станет ясно, стоило ли прерывать текущую деятельность, но
пока необходимо на мгновение оставить все дела, присмотреться, насторожиться,
прислушаться. Тревожный сигнал в нашем мозгу загорелся…Дальше, в зависимости от
оценки, сигнальная лампочка либо погаснет, либо включаться более мощные
системы, одни шлюзы закроются, другие откроются, и поток психической жизни
ринется по новому руслу.
Уже в выдвинутом И.П.Павловым
представлении об ориентировочных рефлексах содержалось предположение о
рефлекторной природе непроизвольного внимания, т.е. человек вглядывается в
появляющийся образ, прислушивается к возникшим звукам, усиленно втягивает
коснувшийся его запах
[13,136].
Говоря
о физиологических механизмах активного внимания, следует заметить, что
эффективное внимание возможно лишь на стадии активного и спокойного
бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики
внимания изменяются и могут выполнять лишь отдельные функции. Например,
уставшая мать может крепко спать при различных шумах, но просыпаться от легкого
движения ребенка в кроватке.
Среди
«пусковых» механизмов следует прежде всего отметить ориентировочный
рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое
изменение окружающей среды у людей. На уроке все ученики сосредоточенно пишут
сочинение. Но вот дверь в классе слегка приоткрылась; несмотря на поглощенность
работой, все школьники и сам учитель повернули голову к двери. Этот рефлекс И.
П. Павлов очень метко назвал рефлексом «что такое?».
Однако
всего вышесказанного явно недостаточно для объяснения избирательного характера
внимания и, следовательно, необходимо более глубоко ознакомиться со сложными
процессами, происходящими в организме. Обычно выделяют две основные группы
механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражений из среды: периферические и
центральные. К периферическим механизмам можно отнести настройку органов
чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону
звука и, одновременно, соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку,
повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной
перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. В
дальнейшем было показано, что периферические механизмы отбирают информацию по
физическим характеристикам.
С
такими представлениями о физиологических механизмах внимания хорошо сочетается
принцип доминанты, выдвинутый замечательным русским физиологом А.А. Ухтомским.
Он заключается в том, что в коре полушарий принцип доминанты является
физиологической основой акта внимания» [24,15].
Таким образом, учение
И.П. Павлова и учение А.А. Ухтомского дают опорные точки для выяснения физиологической
основы внимания. Весьма сложная структура физиологических механизмов внимания и
противоречивые взгляды на его природу сподвигли многих великих ученых на
разработку целого ряда теорий внимания. Природой внимания занимались такие
ученые, как Н.Н.Ланге, П.Л.Гальперин, а также широкую известность приобрела
теория Т.Рибо, который считал, что внимание всегда сопровождается изменениями
физического и физиологического состояния организма, что внимание всегда связано
с эмоциями и вызывается ими. Следует отметить, что, несмотря на значительное
количество имеющихся теорий, проблема внимания не стала менее значимой.
По-прежнему продолжаются споры о природе внимания.
1.2 Функции
внимания
Внимание в жизни и
деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует
нужные и тормозит ненужные в данный момент патологические и физиологические
процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в
организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической
активности на одном и том же объеме или виде деятельности.
С вниманием связаны
направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка
непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется
наиболее важным для организма, для реализации интересов личности (Приложение
1.) Так в Приложении 1 представлены качество и результаты функционирования всей
познавательной активности.
Таким образом, за
вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность
личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к
объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его
данности сознания: он становиться более ясным и отчетливым, как бы более
выпуклым.
1.3 Свойства
внимания
Внимание
отвечает не только за направление потока психической жизни человека, но и за
другие его важные особенности. Действительно, поток может двигаться по широкому
или узкому руслу. От этого, как мы знаем, будет зависеть его энергия;
определенное направление может удерживаться длительное или короткое время.
Сложная динамика психической жизни человека выражается в основных свойствах
внимания.
К основным свойствам
внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение,
отвлекаемость и объем внимания.
Устойчивость заключается
в способности определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте.
Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть непроизвольные
кратковременные изменения степени его интенсивности, напряженности.
Если
поднести к уху часы, то заметите, что тиканье их то усиливается, то ослабляется
и вдруг на мгновение вообще исчезает. Колебания внимания легко наблюдать и при
зрительных восприятиях с помощью двойственных изображений.
Устойчивость
внимания особое значение для достижения успеха в любой деятельности, она
характеризует глубину, длительность, интенсивность психической деятельности
человека. Именно устойчивость отличает людей, страстно увлеченных делом,
умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.
Устойчивость внимания зависит от ряда условий: степень трудности материала и
знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также
индивидуальные особенности личности.
Следующее
свойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией внимания
подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности на том или ином
предмете.
Под
распределением внимания понимают способность человека удерживать в центре
внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта
способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле
внимания. Примером служат способности Юлия Цезаря, он мог одновременно делать
семь не связанных между собой дел. Наполеон мог одновременно диктовать своим
секретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако, как
показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид
сознательной психической деятельности.
Следующее
свойство внимания – переключение. Переключение означает сознательное и
осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Легкость переключения у разных людей
различна, чем интересней деятельность, тем легче на нее переключиться и
наоборот. Переключаемость относиться к числу хорошо тренируемых качеств.
Следующее свойство
внимания – это его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов,
которые человек может охватить с достаточной легкостью одновременно. Известно,
что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять
разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую из вне
информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы.
Вообще-то
объем внимания - величина индивидуально изменяющаяся, но классическим
показателем объема внимания у людей считается равный 5±2. Объем внимания, поэтому
является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой
содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно
связывать и структурировать материал, чтобы не перегружать объем внимания
учащихся.
Отвлекаемость
(отвлечение) внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного
объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на
человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может
быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних
раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным.
Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и
действуют с меняющейся силой и частотой. Во время учебных занятий школьников
как в классе, так и дома должны быть устранены предметы и воздействия,
отвлекающие детей от их основного дела.
Внутренняя
отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних
эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в
данный момент занят человек. Чтобы ученик мог внимательно и успешно учиться,
следует устранять из его жизни отвлекающие его от занятий отрицательные
переживания: страх, гнев, обиду, чувство оскорбленного достоинства и пр.
Воспитание у школьников стойкого и глубокого интереса к знаниям также является
важным условием борьбы с отвлекаемостью внимания.
Большое значение для
изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности.
Рассеянностью
называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в
течение длительного времени. Встречается два вида рассеянности: мнимая и
подлинная.
Мнимая
рассеянность - результат большой сосредоточенности и узости внимания. Внимание
ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что
он не слышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад.
Хуже
подлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью этого
рода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо
объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых
усилий, чем человеку нерассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека
неустойчиво, легко отвлекаемо.
Таким
образом, различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость,
объём, распределение, переключение, и охарактеризовать внимание человека
словами «хорошее» и «плохое» нельзя. Хорошо развитые свойства внимания являются
факторами определяющими успешность той или иной деятельности.
1.4 Виды внимания
В самом деле,
трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать,
что не вызывает нашей внешней или внутренней активности. Впрочем, есть предметы
и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки
нашему желанию. Итак, в одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в
другом - предмет «сам» обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть,
слушать и т. д. Фактически здесь речь идет о двух различающихся видах внимания
- произвольном и непроизвольном.
Непроизвольное внимание
является наиболее простым видом внимания. При
непроизвольном внимании поток психической жизни психическая деятельность
человека устремляются в том или ином направлении как бы, сами по себе, без
сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. Недаром
этот вид внимания иногда называют непреднамеренным и пассивным.
Среди
внешних причин непроизвольного внимания большую роль играет сила, интенсивность
раздражителя. Сильный звук, яркий цвет, острый запах - все это невольно
заставляет обратить внимание на предмет, обладающий соответствующим качеством.
Вторая
группа причин, вызывающих непроизвольное внимание связана с соответствием
внешних раздражителей внутреннему состоянию человека и прежде всего имеющимся у
него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному
реагировать на разговор о пище. Человек, испытывающий чувство голода невольно
обратит внимание на разговор, в котором идет речь о еде.
Третья
группа причин связана с общей направленностью личности. То, что нас интересует
больше всего и что составляет сферу наших интересов, как правило, обращает на
себя внимание, даже если столкнулись с эти случайно. Редактор легко находит
погрешности в тексте, архитектор обращает внимание на красоту здания.
В
качестве четвертой группы причин следует назвать те чувства, которые вызывает у
нас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, является важнейшей
причиной непроизвольного внимания. Такое внимание по праву может быть названо
эмоциональным. Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного
внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа [17,89].
Произвольное
внимание - это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым
усилием. Уровень развития такого внимания характеризует не только
направленность интересов человека, но и его личностные, волевые качества: ведь
если непроизвольным вниманием, так сказать, командуют, распоряжаются внешние
объекты, то хозяином произвольного внимания является сама личность. Формула
здесь простая: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть
внимательным, несмотря ни на что».
Этот
вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате
трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым. Основной функцией
произвольного внимания является активное регулирование протекания психических
процессов.
Основные
виды внимания - непроизвольное и произвольное - тесно связаны между собой и порой
переходят друг в друга. Например, по телевидению идет любимая передача - «Клуб
путешественников». Но к завтрашнему дню необходимо дописать домашнее сочинение.
Вы заставляете себя выключить телевизор, нехотя раскрываете тетрадь, с
напряжением вчитываетесь в написанные накануне строки... «Нет, не то... А что
если попробовать так... А ведь на самом деле - эти «лишние люди» напоминают
некоторых наших современников - говорят красиво, а толку от них никакого...». И
уже исчезло все вокруг, вы увлечены работой, и в усилиях для поддержания
внимания уже нет надобности. Как назвать это новое состояние? По происхождению
и по сохранившейся сознательной цели оно напоминает произвольное, а по
характеру деятельности, по яркости и по тому, что оно не утомляет человека, -
непроизвольное внимание. Советский психолог Н. Ф. Добрынин назвал этот вид
внимания послепроизвольным.
В
отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание
остается связанным с сознательными целями и поддерживается с сознательными
интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или
почти нет волевых усилий. Послепроизвольное внимание имеет громадное значение
для педагогического процесса.
Таким
образом, в любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды
внимания. И каждый из них имеет свои ценные качества. Произвольное внимание
качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно
связаны друг с другом, так как произвольное возникло от непроизвольного.
2. Особенности развития внимания в младшем школьном
возрасте
Детская впечатлительность
приводит к тому, что внимание младшего школьника вызывается прежде всего ярким,
образным, наглядным учебным материалом, живостью и эмоциональностью изложения.
Одна из общих
особенностей внимания младшего школьника- это способность легче
сосредоточиваться на предметах внешнего мира, чем на собственных мыслях и
представлениях.
В первые месяцы обучения
в школе ребёнок одинаково внимателен к разным видам работы, так как его больше
интересует не содержание учебного материала, а процесс учения.
Но постепенно его
внимание становится более сосредоточенным при занятиях определённым учебным
предметом или видом учебной работы. Это зависит от развития интересов ученика.
Таким образом, хотя у
детей большую роль играет непроизвольное внимание, уже в дошкольном возрасте у
них начинает развиваться произвольное внимание. Оно- результат воспитания,
совместной с ними деятельности.
Рассматривая особенности
развития отдельных свойств внимания можно заметить, что сосредоточенность и
концентрация внимания у ученика может быть достаточно интенсивной, особенно при
выполнении интересной работы. В эти моменты он не будет замечать того, что
делается вокруг. Однако устойчивость внимания недостаточно развита. Иногда
незначительный факт или малозаметный для других предмет вызывает у детей
отвлечение внимания.
Бывает, что сам учебный
материал вызывает у детей ненужные ассоциации, из-за чего происходит отвлечение
внимания.
Учителю, занимающемуся с первоклассниками,
особенно важно следить за тем, чтобы какой-нибудь предмет или факт не дал
неверное направление мысли учащихся, не отвлек их от работы.
Объём внимания в
значительной степени зависит от прошлого опыта человека. У младшего школьника его
очень немного. Поэтому дети мало способны держать в поле зрения несколько
объектов. Так, первоклассник знает, что переходить улицу можно только при
зелёном свете светофора и обязательно надо смотреть, не идёт ли машина. Однако
ребёнок не всегда выполняет это, так как объём его внимания мал.
Узость внимания, особенно
заметная у семилетних детей, начинает быстро исчезать в школе, когда
ориентировка расширяется.
Распределение внимания у
школьников 1класса развито ещё недостаточно. Если ученик находит ответ на
вопрос задачи, то он уже не в состоянии следить за своим поведением, вскакивает
с места, поднимает высоко руку, забывая, что этого не следует делать
Иногда неумение ученика
распределить своё внимание педагог ошибочно принимает за рассеянность и
недисциплинированность школьника. Так, если ученик, вызванный продолжать чтение
рассказа, не находит то место, на котором остановился читающий перед ним
товарищ, учитель думает, что ребёнок занимался чем-то посторонним. На самом же
деле школьнику трудно читать про себя и следить за чтением товарища. Это
требует некоторого распределения внимания.
Из сказанного не следует,
что распределение внимания вообще недоступно младшим школьникам. Учебная работа
в классе и дома быстро развивает это свойство, и дети привыкают работать, следить
за собой, слушать учителя и видеть, что пишет товарищ на доске.
О переключении внимания с
одного предмета на другой можно сказать то же самое. В начале года
первоклассники после звонка на урок не сразу могут сосредоточиться на занятиях,
и учителю приходиться их успокаивать, настраивать на работу. Смена занятий тоже
бывает связана с некоторой потерей времени. Но затем (уже в 1 классе) дети
привыкают быстрее переключать своё внимание с отдыха во время перемены на
работу или с одного вида занятий на другой.
Для младшего школьника
характерна рассеянность. Она связана с общей неустойчивостью внимания.
Нередко рассеянность
ученика бывает вызвана утомлением. В этом случае ребёнку необходимо отдохнуть,
отвлечься.
Одной из причин
рассеянности младшего школьника является такое его состояние, когда он как бы
находится « в плену» у какой –то предвзятой мысли. Это происходит из-за
недостатка жизненного опыта и отсутствия необходимых знаний. Так, один
школьник, списывая текст, написал фразу: «Волга течёт в степь», между тем в
книге было напечатано: «Волга течёт вспять». Мальчика заставили несколько раз
проверить, сличить написанное им с книгой, но он никак не находил ошибки, так
как слово «вспять» ему было незнакомо и он не мог прочитать его правильно.
Таким образом, оба вида
внимания в младшем школьном возрасте нуждаются в развитии. При правильно
организованной работе учитель использует и непроизвольное, и произвольное
внимание.
Попытаемся теперь в виде
своеобразного «хронологического» резюме представить последовательность основных
этапов развития детского внимания в том виде, как она выглядит по данным
соответствующих наблюдений и эксперименталъных исследований (Приложение 2).
Таким образом, особенности внимания младшего школьника можно выделить
следующие:
·
внимание слабо
организовано;
·
имеет небольшой
объём;
·
плохо
распределено;
·
неустойчиво;
·
преобладает
непроизвольное внимание;
·
дети упускают
важные моменты в учёбе.
Отмеченные
особенности внимания детей являются причинами неуспеваемости определенной части
учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят
иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать
различные способы выполнения учебных заданий. К их числу относится механическое
заучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почти
наизусть, дословно, но при этом не могут ответить, но вопросы по тексту. Еще
один обходной путь - выполнение нового задания тем же способом, каким
выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками
внимания при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей
и т.д.
3. Трудности в
обучении и развитии внимания слабоуспевающих младших школьников
Границы
младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе,
устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит
дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее
возможность систематического обучения в школе. Ведущей в младшем школьном возрасте
становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения,
происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках
учебной деятельности складываются психологические новообразования,
характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и
являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Психологи
А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина выделили ряд трудностей в обучении младшего
школьника и возможные психологические причины данных трудностей (Приложение 3).
Примерно
20% детей из всего класса могут пропускать буквы в письменных работах. Это
явление имеет несколько причин - низкий уровень развития фонематического слуха,
слабая концентрация внимания.
19%
ребят постоянно допускают орфографические ошибки, хотя при этом могут наизусть
ответить любое правило, - это случай так называемой “неразвитости
орфографической зоркости”. Возможные причины таковы: низкий уровень развития
произвольности, низкий уровень объема и распределения внимания.
Около
17% класса страдают невнимательностью и рассеянностью. Причины были выделены
следующие: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема
внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
14,8%
детей испытывают трудности при решении математических задач - плохо развито
логическое мышление, слабое понимание грамматических конструкций,
несформированность умения ориентироваться на систему признаков.
Примерно
13,5% ребят испытывают затруднения при пересказывании текста. Причины: Маленький
объем внимания, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень
речевого развития.
13,1%
детей неусидчивы. Чаще всего это вызвано низким уровнем развития устойчивости
внимания, индивидуально-типологическими особенностями личности.
12,7%
детей испытывают трудности в понимании объяснения учителя с первого раза.
Психологами А.Ф. Ануфриевым и С.Н. Костроминой были выделены следующие причины:
слабая концентрация внимания, несформированность приема учебной деятельности.
У
11,5% детей постоянная грязь в тетради. Причина может находиться в слабом
развитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания.
9,6%
детей часто не справляются с заданиями для самостоятельной работы. Причины -
несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень устойчивости
внимания.
9,5%
детей постоянно забывают дома учебные предметы. Причины - низкий уровень
развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
Ребенок
плохо списывает с доски - 8,7% - не научился работать по образцу.
6,4%
детей постоянно переспрашивают. Это может говорить о низком уровне объема
внимания, о слабой концентрации и устойчивости внимания, о низком уровне
развития переключения внимания.
5,5%
ребят плохо ориентируются в тетради. Причины - низкий уровень восприятия и
ориентировки в пространстве и слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
0,97%
- комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями. Причины -
трудности в семье, перенесение функции матери на учителя.
Рассматривая
данную таблицу можно сделать вывод о том, что плохо развитые свойства внимания
влекут за собой ряд трудностей в обучении, т.е. ребенок пропускает буквы,
допускает орфографические ошибки, является невнимательным и рассеянным, также
не может запомнить фрагмент текста и мн. др.
В работе с младшими
школьниками проблема внимания является наиболее актуальной. В школе и дома
раздаются жалобы на «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость»
ребёнка. Такую характеристику получают первоклассники. Их внимание слабо
организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво. Почему
же неуспевающие дети - это вечная проблема школы? Педагоги - учёные основную
причину слабой организованности внимания младших школьников видят, прежде
всего, в несовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться.
Неуспеваемость, по мнению
Ю.З. Гильбуха, можно подразделить на общую и специфическую. Под общей
неуспеваемостью он подразумевает стойкое отставание по основным предметам:
языку и математике. Специфическое же отставание затрагивает лишь один из этих
предметов при хорошей успеваемости по остальным предметам курса. Способности
этих детей постоянно не находят полной реализации, их умственное развитие
совершается медленнее, чем это могло бы быть [20,52].
Под трудностями учебной
деятельности младшего школьника понимается: невнимательность и рассеянность;
неусидчивость; трудности в пересказе текста и др..
Условием поддержания
внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его
раскрытия и изложения. Очень важно для организации внимания умение учителя
предложить задание – возбудить интерес, внести эмоциональную насыщенность.
Значительно лучше у
младших школьников развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное,
яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с
их стороны. Дети могут упустить важные, существенные моменты в учебном
материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они
привлекают своими интересными деталями.
Развитие произвольного
внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности.
Оно связано с формированием у ребёнка волевых качеств и находится в теснейшем
взаимодействии с общим умственным развитием ребёнка.
Хорошо развитые свойства
внимания и его организованность является факторами, определяющими успешность
обучения в младшем школьном возрасте. «Сложность заключается в том, что разные
свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен
влиянию тренировки объём внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения
и устойчивости можно и нужно тренировать, чтобы предотвратить их стихийное
развитие» [7,21].
Если во время и в нужной
мере не развивать внимание, ребёнок может стать гиперактивным, т.е. проявится
синдромом дефицита внимания.
Детей с нарушением такого
типа невозможно не заметить, одной из специфических его черт является:
·
чрезмерная
активность ребёнка;
·
изменяя
подвижность;
·
суетливость;
·
невозможность
длительного сосредоточения внимания на чём - либо.
·
беспокойные
движения в кистях и стопах. Сидя на стуле ребёнок корчится, извивается.
·
неумение спокойно
сидеть на месте, когда это требуется.
Эти основные нарушения
поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых
прежде всего относится слабая успеваемость в школе.
Низкая успеваемость –
типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их
поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьёзным
препятствием для полноценного включения ребёнка в учебную деятельность. Во
время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают
трудности в организации и завершении работы, навыки чтения и письма у этих
детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят
неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом
невнимательности. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и
рекомендациям взрослых, и склонны переоценивать свои результаты: вместо
заслуженной двойки ставят себе тройку, а вместо тройки могут поставить
четвёрку.
Таким образом, уже на
первом этапе учения слабоуспевающие школьники склонны переоценивать результаты
своего труда. В учебной деятельности этих детей неуспех превалирует над
успехом, они внутренне ещё не согласились с той позицией, которую объективно
заняли в классе. Одни из них пытаются объяснить свои неудачи внешними, не
зависящими от них обстоятельствами, а именно, плохая ручка, товарищ по парте
мешал сосредоточиться. Другие всячески подчёркивают, что заслуживают
положительную оценку, потому что старались.
Дети с дефицитом
внимания испытывают трудности в усвоении знаний и не имеют возможности
преодолевать их без существенной помощи со стороны. В результате
слабоуспевающие учащиеся теряют всякий интерес к учению, перестают регулярно
работать, начинают отрицательно относиться к школе. На уроках они часто
отвлекаются посторонними раздражителями, вопросы учителя застают их врасплох,
но при соответствующих условиях они могут концентрировать своё внимание. Однако
для этого им требуется значительно больше усилий, а следовательно, и больше
времени.
Таким
образом, неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу. У детей может
быть любимый учитель, или может нравиться общение с друзьями, но в целом
кажется, что они смотрят на школу как на своего рода тюрьму. Казалось бы,
школа, в которой дети проводят столько времени, должна доставлять радость, быть
местом приобретения опыта и научения в широком смысле этого слова. Учителя как
будто считают важным научить детей чтению, письму и арифметике, но мало
обращают внимания на тот факт, что если они не учитывают психологических,
эмоциональных потребностей детей, то способствуют созданию и поддержанию
общества, в котором люди не представляют ценности. Необходимо, чтобы учителя
смогли почувствовать, если ребенок тревожен или страдает от чего-либо, или
считает, что он недостоин многого, что не стоит учиться. То, что дети отвергают
школу, сказывается в первую очередь на учителях, а иногда их отрицательные
эмоции обращаются на детей. Здесь возможен выход - учителя и дети могут учиться
лучше понимать друг друга, видеть в реалистическом свете, что они могут друг
для друга сделать и помогать друг другу чувствовать себя сильнее и лучше.
Заключение
Итак, внимание в младшем школьном возрасте не может приобрести большого диапазона и устойчивости потому, что интересы ещё полностью не определены и строятся лишь на жизненном опыте. Поэтому и внимание младшего школьника ещё не длительное и не активное.
Внимание больше нуждается в поддержке внешними впечатлениями – стимулами, как и разнообразием их, оно не может стойко удерживаться на отвлечённом содержании и руководствоваться внутренней логикой материала,
Также особенностью внимания в младшем школьном возрасте является его непроизвольность. Колебания внимания у младших школьников возможны в течение учебного дня или даже урока в силу повышенной возбудимости одних детей или утомляемости других.
Это следует иметь в виду, поскольку частые попрёки младших школьников абсолютным отсутствием внимательности объясняются не злой волей ребёнка, а особенностями его нервной системы. Внимание снижается после перенесённых тяжёлых соматических заболеваний, черепно-мозговых травм, а также при наличии нервно-психических заболеваний у ребёнка. Переутомление, тяжёлые душевные страдания также затрудняют возможность длительной концентрации внимания на учебной деятельности.
Следует также иметь в виду, что интерес к учебной деятельности в младшем школьном возрасте нередко падает за счёт повышения интереса к другим сторонам окружающей действительности – к другим людям.
Обучение может быть эффективным, направленным на становление личности ребенка и раскрытие его способностей только в том случае, если оно исходит из максимально точного учета его возрастных психологических особенностей.
Непреходящая ценность каждого этапа детского развития делает неразумным ускоренное, торопливое «проскакивание» отдельных стадий этого развития, диктует необходимость воспитания новых психических качеств путем обогащения тех сторон развития, которые характерны для данной возрастной ступени.
Список
использованной литературы
1. Волина В.В. Как стать хорошим. –
СПб.: Дидактика плюс, 2001.-206с.
2. Выготский Л.С. Психология: в 6 кн.
Кн. 3: Собрание сочинений.- М.: Просвещение, 1983. С.205 – 239.
3. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л.
Экспериментальное формирование внимания. - М., 2004. С.5 – 87.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую
психологию. ( Курс лекций). – М., 2001. - 458с.
5. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Л.
Хрестоматия по психологии. – М., 2000.- 528с.
6. Гоноболин Ф.Н. Психология. / Под ред.
Проф. Н.Ф. Добрынина., М.: Просвещение, 1973. – 169с.
7. Ермолов О.Ю. Внимание школьника - М.,
1987.
8. Коломинский А.М. Человек: психология.
– М.: Просвещение, 2004.-376с.
9. Маклаков А.Г. Общая психология. –
СПб.: Питер, 2002.-415с.
10. Менчинская Н.А. Психологические проблемы
неуспеваемости школьников.- М.: Педагогика, 1971.- с.254.
11. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2. – М.: ВЛАДОС,
2003.-462с.
12. Общая психология / Под ред. Петровского А.В., М.:
Просвещение, 1999.-382с.
13. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения
высшей нервной деятельности животных.- Полное собр. соч. – Л. Изд-во АН СССР,
1951, т. III, кн.1. - 309с.
14. Практикум по возрастной и педагогической психологии /
Под. ред. И.В. Дубровиной.- 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр
«Академия», 1999.-34с.
15. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной
психологии / Под ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева., СПб.: Питер, 2000.-504с.
16. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987г. – с. 307.
17. Рибо Т. Хрестоматия по вниманию. - М., 2005.-
С.66-102.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.,
2001.-376с.
19. Слободняк Н. Психологические основы успешности учебно-
воспитательного процесса в школе // «Воспитание школьников», 2005. № 6. – 48с.
20. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова,
Т.В. Эксакусто. – Изд. 4 – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
21. Страхов И.В. Внимание и структура личности. - М.,
1999.-394с.
22. Титченер Э. Хрестоматия по вниманию.- М., 2003- 14с.
23. Ермолов О.Ю. Внимание школьника - М., 1987.
24. Ухтомский А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных
центров // «Русский физиологический журнал»,
1923, №6.
25. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. Для учащихся
ст. классов.- 2 изд., доп. М.: Просвещение, 1986.- 141с.
Приложение 1
Активизация
познавательных процессов благодаря действию внимания
Познавательные процессы
|
Действие внимания
|
1. Память
|
Внимание выступает как
фактор, способствующий удержанию нужной информации, как обязательное условие
перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.
|
2. Мышление
|
Внимание выступает как
обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
|
Внимание способствует
лучшему пониманию речевых сообщений, а значит, адаптации людей друг к другу,
предупреждению и своевременному разрешению конфликтов.
|
3. Восприятие
|
Внимание определяет
точность восприятия предмета и способствует выделению различных деталей в
нём. Внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали
изображений.
|
Приложение 2
Этапы развития детского
внимания
Возраст
|
Характеристика внимания
|
1. Первые недели-месяцы
жизни
|
Появление
ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака
непроизвольного внимания ребенка.
|
2. Конец первого года
жизни
|
Возникновение ориентировочно-исследовательской
деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
|
3. Начало второго года
жизни
|
Обнаружение зачатков
произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление
взора на названный взрослым предмет.
|
4. Второй-третий год
жизни
|
Достаточно хорошее
развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
|
5. Четыре с половиной -
пять лет
|
Появление способности
направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
|
6. Пять-шесть лет
|
Возникновение
элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с
опорой на внешние вспомогательные средства).
|
7. Младший школьный
возраст
|
Дальнейшее развитие и
совершенствование произвольного внимания. Развитие всех свойств внимания.
|
Приложение 3
Трудности в обучении младших школьников
Трудности
|
Их психологические
причины
|
Пропуски букв в
письменных работах
|
Низкий уровень развития
фонематического слуха
|
Орфографические ошибки
|
Низкий уровень развития
произвольности, малый объем и плохое распределение внимания
|
Невнимательность и
рассеянность
|
Низкий уровень развития
произвольности, малый объем внимания, низкий уровень концентрации и
устойчивости внимания
|
Решение математических
задач
|
Слабое понимание
грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться на
систему признаков
|
Пересказ текста
|
Маленький объем
внимания,
слабое развитие
логического запоминания, низкий уровень речевого развития
|
Неусидчивость
|
Низкий уровень развития
устойчивости внимания, индивидуально-типологические особенности личности
|
Непонимание объяснения
учителя с первого раза
|
Слабая концентрация
внимания, несформированность приемов учебной деятельности
|
Грязь в тетради
|
Слабое развитие мелкой
моторики пальцев рук и недостаточный объем внимания
|
Задания для
самостоятельной работы
|
Несформированность
приемов учебной деятельности и устойчивости внимания
|
Забывают дома учебные
предметы
|
Низкий уровень развития
произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
|
Постоянно
переспрашивают
|
Маленький объем
внимания, слабая концентрация и устойчивость внимания, низкий уровень
развития переключения внимания
|
Плохо ориентируются в
тетради
|
Низкий уровень
восприятия и ориентировки в пространстве
|
Комментируют оценки и
поведение учителя своими замечаниями
|
Трудности в семье,
перенесение функции матери на учителя
|