Применение приемов арттерапии в практике художественного образования детей
Применение
приемов арттерапии в практике художественного образования детей
В последние
годы в педагогической практике образовательных учреждений все более активно
применяется метод психотерапии искусством. В современной международной
классификации он представлен пятью основными направлениями: атртерапией,
включающей в себя изотерапию, глинотерапию, песочную терапию и т. д.;
драмотерапией, в которую входят сказкотерапия, сценические игры и т. д.;
танцевально-двигательную и музыкальную терапии.
Термин
«арттерапия» (art therapy) был введен Адрианом Хиллом (1938) при описании
собственной работы с туберкулезными больными в санаториях. Им было замечено,
что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что
искусство само по себе обладает целительным действием.
В системе
различных направлений психотерапии искусством арттерапия рассматривается как
совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте
изобразительной деятельности клиента и пси-хотерапевтических отношений, используемых
с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц
с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими
расстройствами, а также представителей групп риска. Большинством отечественных
психотерапевтов и психологов, затрагивающих в своих публикациях тему арттерапии,
она также понимается как система здоровьесберегающих воздействий, либо как одна
из форм психотерапии, основанная на занятиях клиентов изобразительным творчеством.
В российских
источниках арттерапия наиболее часто трактуется как «метод психотерапии,
имеющий вспомогательное и самостоятельное значение» (Бурно, 1999; Хайкин,
1977). Иногда говорят о «подходе». Так, А.И. Копытин определяет арттерапию как
«направление работы»: «лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной…»
(Практикум, 2001).
Но арттерапия
сегодня ни концептуально, ни практически не относится к формату «малой
психиатрии (психотерапии)», так как арттерапия, сегодня гораздо чаще
применяется в социально-реабилитационных программах, программах социализации,
разного рода тренингах и в рамках других работ с практически и клинически
здоровыми людьми.
Концепт
«терапии» — в значении медицинского «вмешательства», «починки сломавшегося
устройства» — не является базовым для арттерапии. Гораздо чаще арттерапия
оперирует такими категориями, как «самореализация», «гармонизация» человека,
«образ жизни», что является воспитательной задачей педагогики.
Применительно
к последней, арттерапия решает иные задачи:
- «гармонизация»
личности,
- помощь
человеку в «самораскрытии и самореализации»,
-стимулирование
«личностного роста»,
-работа с
«духовным кризисом» и пр.
Современная
артпедагогика предполагает способность обращаться с реальностью современного
искусства. В случае с музыкой это означает практиковать музыку («Музыка сама и
обучение ей есть прежде всего не профессиональное занятие, а установление
отношений с миром и с собой» (Fripp, 1989)), с литературой — практиковать
реальность литературного творчества (Выготский, 1986).
Говоря об изобразительной
деятельности, нам бы хотелось отметить, что намерение разглядеть в
художественных продуктах, созданных детьми, черты «патологического», «проекции
комплексов» или «отображение симптомов» — тенденция, в которой проявляется
традиционное отношение психологов и психотерапевтов к «творчеству кризисных
личностей». Между тем, арттерапия, если перестать ее воспринимать лишь как одну
из «технологий» в рамках традиционной педагогики, но видеть в ней определенное
культурное и социальное движение, предлагает иной путь.
Артпедагог
должен худо-бедно, по-любительски, быть способным сам что-то нарисовать,
сыграть либо поучаствовать в пантомиме или, по крайней мере, иметь смелость на
это отважиться при полном неумении и отсутствии навыков в перечисленных видах
деятельности. При этом он должен быть в состоянии отнестись к художественным
продуктам как к художественным продуктам, а не только как к «материалу для
интерпретации».
Иначе говоря,
от артпедагога требуется быть, прежде всего «гуманитарным человеком», а не просто
психоаналитиком (хорошо еще – если психоаналитиком) или специалистом в области
«патологического художества».
Это условие
стало основным в решении применить методы артпедагогики в практической работе с
детьми в возрасте от 7 до 9 лет, учащимися отделения Эстетического развития и
воспитания младших школьников Детской художественной школы имени И.С. Куликова
(г. Муром).
С момента
открытия данного отделения, преподаватели отмечали высокую степень утомляемости
детей, низкий уровень внимания и концентрации, подверженность стрессам, увеличение
числа учащихся с ограниченными возможностями (иначе говоря, детей-инвалидов), с
нарушениями социального развития. Проведя анкетирование среди родителей
учеников (в исследовании принимали участие родители 45 учащихся) мы выяснили,
что 64 % детей воспитываются в неполных семьях, 12 % «семилеток» еще нуждаются
в дневном сне, 40 % детей имеют серьезные заболевания (из них 10 % имеют
инвалидность), 70 % — эмоционально неустойчивы…
Главными
причинами столь безрадостной картины мы считаем не только ухудшение социальных
и экологических условий жизни, но и разрушение института семьи, психофизическую
неготовность детей к высоким нагрузкам в школе, неумение детей управлять своим
эмоциональным состоянием, анализировать и выражать свои чувства.
Рассмотрев
возможные методы и приемы коррекции создавшейся ситуации, мы остановились на
изотерапии, позволяющей реализовать ряд целей:
2) установить
контакт между педагогом и ребенком;
3) развить
коммуникативные и творческие возможности ребенка;
4) повысить
самооценку учащегося;
5)
способствовать развитию чувств;
6)
возможность пережить катарсис;
7)
способствовать установлению и развитию межличностных отношений;
8)
формировать ценные практические навыки работы с различными художественными материалами;
9) улучшить
речевую функцию, развить мелкую моторику;
10) помочь
занять ребенка увлекательным делом — рисованием, лепкой, конструированием, и т.
д.;
11)
непродолжительное занятие изобразительной деятельностью на каждом уроке хорошо
усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки;
12) увлекает
и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных
детей.
Внутреннее
«Я» человека проявляется в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно
рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Для детей младшего школьного возраста
характерна одна особенность: образы художественного творчества отражают все
виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психические травмы,
воспоминания детства, сновидения). При их словесном описании у детей могут
возникать затруднения. Поэтому невербальные средства зачастую становятся
основными для выражения и прояснения сильных переживаний. Дети «передвигаются»
от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в
пространстве, во времени и в отношениях с другими.
Следует особо
отметить, что арттерапевтические занятия в школе проходят на особых уроках, и
изобразительные упражнения по своим целям и задачам совершенно отличаются от
обычных уроков учебного цикла.
Рисунки и
скульптуры детей в данном случае не подвергаются ни критике, ни оценке, не
ведется обсуждение художественных достоинств рисунка, его грамотности и
выразительности, эти работы не экспонируются на просмотрах. Ребенок рисует то,
что думает, чувствует, переживает или боится. Во время работы и по ее окончанию
педагог разбирает с ребенком то, что нарисовано, «проигрывая» ситуацию
соответственно теме рисунка.
При работе с
изобразительными материалами мы предлагаем детям для изображения объектов
использовать линии, геометрические фигуры, легкие или жирные мазки, длинные и
короткие штрихи, яркие, темные и светлые цвета так, чтобы эти приемы помогали
передать настроение самого художника.
Очень важным
в ходе занятия мы считаем совместное обсуждение работ, которое предлагаем
проводить несколькими способами:
1. Спросить
всех детей в группе по очереди, что они чувствуют, глядя на од-ну из
нарисованных картин. При этом все должны внимательно слушать друг друга. Когда
человек все сказал, его благодарят. Потом слушают следующего. Не разрешается
спорить, перебивать, говорить долго, говорить не о том. В конце педагог делает
краткое заключение. (Например: какие мы все разные, неповторимые, как интересно
узнать, что чувствует каждый. Или: как замечательно автор передал то, что
хотел, все смогли это почувствовать.)
2. Можно
попросить каждого ребенка рассказать про свою картину, что он хотел на ней
изобразить, дать маленький словесный рассказ-описание. Разрешается задавать
вопросы рассказчику о том, что изображено в той или иной части картины,
особенно если он затрудняется рассказывать сам. Педагог поощряет неуверенного в
себе ребенка, направляет его внимание, ограничивает чрезмерно словоохотливого
ребенка, в конце благодарит.
3. Каждый
отвечает на вопрос: что он сумел выразить наиболее удачно и почему.
Например: «У
меня получился дом, я его нарисовал аккуратно», или «У меня красивые яркие
цвета», или «Машина у меня похожа на папину», или «Я нарисовал, как девочка
танцует» и т. д. Если ребенок затрудняется найти, что вышло хорошо, то ему
помогают другие.
5. Можно
сложить все картины вместе в ряд и попросить одного из ребят сочинить по ним
общую историю. Это можно делать, если картины были нари-сованы на разные темы
или на одну всеобъемлющую тему. Педагог помогает ребенку. Рассказ должен иметь
начало, середину и конец. Можно рассказывать историю по очереди (каждый про
свою или про очередную картину). Задача ребенка — связать в рассказе
изображение на картине с изображением на предыдущем рисунке.
6. Можно
спросить ребят, что думает герой, изображенный на их картине. Каждый должен
рассказать что-либо от лица героя. (Под героем понимается главный персонаж
картины. Это может быть не только живое существо, но и море, платье, чемодан и
любой другой предмет.)
В этом
задании педагог имеет возможность получить информацию от ребенка напрямую: то,
что волнует ребенка, что он хотел бы сообщить вам, но не может, он легко произнесет
от лица персонажа. Если ребенок произносит что-то тревожное, то рассказ не
должен на этом закончиться. Педагог обязательно сразу после слов ребенка задает
вопрос, который позволит ребенку присоединить к своему восприятию нечто новое,
выводящее его из этого состояния или указывающее направление выхода.
7. Если
предложить ребенку поговорить от лица героев картин других детей, то вы сможете
узнать о его проблемах во взаимоотношениях с другими людьми (обижает ли его
кто-то, боится ли он кого-нибудь) и помочь ему правильно вести себя в этих ситуациях.
Мы используем
на занятиях разные упражнения, тексты инструкций к которым могут выглядеть,
например, так:
• «Сейчас ты
будешь в течение минуты смотреть на этот цветок (игрушку, вазу, осенние листья
и т. д.). Я засеку время по секундомеру (песочным часам) и затем попрошу, когда
закончится время, сделать рисунок тех чувств, которые ты испытывал, когда
смотрел на него».
• «Попробуй
выразить свой мир в виде образов, представленных в цветах, линиях, формах,
символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как тебе хочется».
• «Нарисуй,
что ты делаешь, когда ты, сердишься; что заставляет тебя быть сердитым».
• «Изобрази
место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувству-ешь в данный
момент; как бы ты хотел себя чувствовать».
• «Нарисуй
себя: как ты выглядишь сейчас, как бы ты хотел выглядеть, ко-гда станешь
старше; когда ты состаришься, когда ты был младше (в каком-то определенном
возрасте или вообще)».
• «Нарисуй то
время, которое ты вспоминаешь с удовольствием, ту вещь, которая тебе нравится
больше всего; семейную сценку; твой любимый обед; сон».
• «Нарисуй,
где бы ты хотел быть: идеальное место, любимое место. Место, которое ты не
любишь; самую худшую вещь, которую ты можешь себе представить».
• «Нарисуй,
как ты обращаешь на себя внимание; каким образом ты добиваешься того, чего ты
хочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество».
• «Нарисуй:
счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.».
• «Нарисуй
вещи, противоположные друг другу: слабый — сильный; счастливый — несчастный,
печальный — веселый; любить — не любить; хороший — плохой; счастье — несчастье;
доверие — подозрение; отдельно — вместе».
• «Нарисуй
подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить?
Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?»
Работая с
детьми, можно также произносить слова и предлагать детям быстро рисовать то,
что обозначают эти слова: любовь, красота, тревога, свобода, милосердие и т. д.
В качестве тем для рисунков мы предлагаем использовать множество других вещей:
фантазию, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно также комбинировать
рисование с сочинением литературных произведений, стихов. При выполнении
заданий наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью, мы
часто используем для создания коллажей журналы, цветную бумагу, фольгу, текстиль,
лепим из глины, пластилина и соленого теста. Для некоторых заданий необходимо
иметь бумагу разных форматов, кисти разных размеров, губки для закрашивания
больших пространств, ножницы, нитки, скотч и т. д.
В ходе нашего
исследования мы убедились в результативности и несомненной пользе применения арттерапевтических
приемов в работе с детьми в группе:
1.
устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт
глаз), появляется демократизм отношений;
2. у ребенка
появляется чувство значимости, повышается самооценка;
4. отмечается
высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие
включаются в работу);
5. на
занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
6. создается
комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость,
откровенность, выслушиваются мнения каждого;
7. стимулируется
творческий подход, рассмотрение вопроса с многих то-чек зрения;
8.
формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать,
отстаивать свою точку зрения;
9. идет
развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои
мысли;
10.
уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя
агрессивность.
Все эти
позитивные изменения мы считаем своим успехом и в дальнейшем предполагаем
ввести занятия с элементами арттерапии в классах от-деления «Ранней
профориентации» для старших школьников, так как эти уроки позволят решить ряд
проблем выпускников ДХШ, связанных не толь-ко с выбором профессии, но и
дальнейшего жизненного пути.
Список
литературы
1. Аметова Л.А.
Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе
арттерапевт». М.: Московский государственный от-крытый педагогический университет,
2003 а.
2. Бозенкова М.
Психологическая защита, образ «Я» и развитие личности ребенка // Гештальт в
работе с детьми. Материалы конференции, 1996. С. 27—28.
3. Выготский Л.С.
Психология искусства. М., 1965.
4. Гришина А.В. Развитие
творческой индивидуальности подростков сред-ствами арттерапии в учреждениях
дополнительного образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 2004.
5. Копытин А.И.
Арттерапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб., 2005.
6. Копытин А.И. Теория и
практика арттерапии. СПб., 2002.
7. Лебедева Л.Д.
Арттерапия в педагогике // Педагогика. 2000. № 9. С. 27—34.